«намерение»: что это такое, примеры, отличия от «желания»

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Традиции
Иеромонах Иов (Гумеров)

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» — «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма — английский критик, лексикограф, эссеист и поэт — опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству! История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Опубликовано: 23/05/2009

Журнал «Мгарский колокол»:

№ 77, июнь 2009

Социализация что такое

Первые навыки социализации ребенок получает в семье. При наличии благополучных родителей чадо имеет возможность узнать, как следует вести себя в обществе. Первым обществом родители являются. После 3-х лет ребенок идет в детский сад, где продолжается изучение следующих этапов, в более многочисленном социуме. В школьных классах, в институтских группах всегда присутствует некто взрослый, который обязан направить ребенка, если у последнего что-то не получается.

Обратите внимание! Азы социализации дают ребенку мать и отец. Это самая краткая стадия изучения этических норм

Если возникает какая-либо ситуация, где ребенку навязывают неаргументированную точку зрения, это не обучение этапам жизни и функционирования в обществе, а подавление личности в человеке.

Социализация – это процесс изучения и применения правил и норм окружающего общества. Благодаря этим знаниям и навыкам, индивиду намного легче жить и общаться с другими людьми, функционировать в социуме. Становление должно соотноситься в трех сферах жизни: деятельность, общение, саморазвитие.

Основы и этапы социализации личности

Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе в стремлении соответствовать обществу человек усваивает ценности и нормы социальной среды.
  2. Далее происходит самоактуализация и персонализация – человек старается показать себя, каким-либо образом воздействовать на других членов общества.
  3. На третьем этапе происходит окончательная интеграция в социальную группу, и человек может показать все свои способности, занять определенное место в обществе, быть полезным и нужным, выполнять возложенные на него функции.

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:

С момента рождения и до полутора лет формируется базовое доверие к миру, динамика которого зависит от матери. Если мать уделяет ребенку мало времени, его психологическое развитие замедляется.
В раннем детстве (от 1,5 до 4 лет) формируется независимость и автономность. Ребенок учится ходить, приобретает базовые навыки при помощи родителей.
В возрасте от 4 до 6 лет ребенок становится предприимчивым, инициативным, он играет, занимается творчеством. Благодаря этому у него развивается память, логика, он учится взаимодействовать с людьми. Социализация через игру – важный этап, исключение которого приведет к пассивности и неуверенности в себе.
С 6 до 11 лет ребенок социализируется не только при участии родителей, но и школы. В этот период приобретаются нормы поведения, социальный опыт общения со сверстниками. На дальнейшее развитие личности очень влияет поддержка родителей. Если у ребенка нет особых успехов в учебе, не следует упрекать и ругать его. Ему нужно помогать, хвалить его даже за незначительные победы. Ведь не все могут быть отличниками. И если ребенок не преуспевает так, как хотелось бы родителям, он в этом не виноват

Упреки, скандалы и наказания не приведут к улучшениям, а лишь снизят интерес к учебе, будут способствовать развитию неуверенности и чувства неполноценности.
В период отрочества (11-20 лет) человек особенно обращает внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих. Подростку необходимо найти себя, определить свое место в обществе и профессиональное предназначение.
В юности (21-25 лет) начинаются поиски спутника жизни, происходит активное взаимодействие в своей социальной группе.
Зрелый человек в возрасте от 25 до 60 лет вкладывается в свое дело, у него развивается чувство идентичности

Ему особенно необходимо взаимодействовать с людьми и, конечно же, с детьми, которым он может передать часть своего жизненного опыта.
Принято считать, что после 60 лет наступает старость. В этот период человек переосмысливает свою жизнь, размышляет о прожитых годах. Осознание того, что жизнь подходит к завершению, нередко приводит к частичному или полному отстранению от общества.

Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.

Как работать с книгой

Каждая глава этой книги создана и записана таким образом, чтобы воздействовать на глубинные, более здоровые и гармоничные уровни сознания и побуждать человека к действию. Помощь от прочтения этой книги несомненна. Вы сможете ее увидеть и прочувствовать. Это мое утверждение может показаться вам нескромным, но так говорят читатели моих книг. У многих из них после прочтения улучшалось физическое и психическое самочувствие, исчезали давние боли, происходили благоприятные изменения в личной жизни.

Пользуйтесь моей книгой как инструкцией к созданию и реализации вашей заветной мечты, ваших жизненных намерений. Вооружитесь ручкой, листком бумаги и конечно же выдержкой. И, как любую инструкцию, читайте книгу и перечитывайте столько раз, сколько нужно для полного усвоения информации. Одновременно пробуйте и проверяйте все на практике.

В книге много практических упражнений. Мой совет: прежде чем перейти к следующей главе, проделайте эти упражнения. Не спешите! Все, что вам нужно, вы обязательно получите.

Это похоже на управление автомобилем. Сначала вы учите правила, знаки, устройство. То есть теорию. Затем садитесь за руль автомобиля и закрепляете новые знания на практике. Хорошо, если рядом будет опытный инструктор, – так вы сделаете меньше ошибок. Очевидно, что чем больше вы будете практиковаться, тем лучше и быстрее освоите вождение. Вы даже можете через некоторое время стать профессионалом и обучать других людей. И у вас появится свой стиль.

Я хочу, чтобы моя книга на некоторое время стала для вас своеобразной инструкцией на вашей дороге жизни или, если хотите, путеводителем по бескрайним просторам Вселенной. Может быть, моя книга поможет вам отыскать тот уникальный жизненный путь, который будет приносить вам радость. Дай бог!

Могу вас заверить в том, что если вы примените все то, что описано здесь, на практике, то ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Успехов вам!

Виды социализации

Личная эффективность — что это такое

Процесс становления человека в обществе имеет несколько категорий:

  • первичная социализация;
  • вторичная;
  • перманентная.


Перманентная социализация – способность человека адаптироваться к новому обществу

Первичная социализация

Первичная социализация личности начинается с момента онтогенеза и заканчивается приблизительно после пубертатного возраста. Это самый основной этап становления. Именно в этом возрасте индивид способен принять огромное количество информации, обработать и сделать какие-то приобретенные навыки инстинктивными. То есть, зная с ранних лет, что поступок загрязнения окружающей среды не отвечает нормам поведения в обществе, дошкольник по истечении времени обучения будет выкидывать мусор в урну самостоятельно, даже не задумываясь, что может быть как-то по-другому.

Вторичная или повторная социализация

Вторичная социализация личности – это формирование новых навыков и знаний человека, при этом устраняя предыдущие. Индивид пытается разорвать связь с прошлым, приобретая другой, не менее ценный опыт. Это происходит в тот момент, когда человек чувствует надобность изменения жизненных установок. Ресоциализация длится на протяжении всей жизни.

Перманентная социализация

Со знанием основ перманентной социализации человек с легкостью адаптируется к любому обществу. Очень редко бывают случаи, когда индивид не пользуется навыками перманентной социализации по причине ее ненадобности. Ведь на протяжении жизни могут поменяться место жительства, город, страна, место работы, соответственно, и круг общения. Именно перманентный процесс поможет человеку быстрее и легче адаптироваться к новым людям, новым правилам, нормам и законам.

Виды и агенты социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Социализация пожилых людей: особенности

Социализация пожилых

Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.

Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.

Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения

Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу

Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.

Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.

Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга. При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают

Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются

При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.

Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм — последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.


Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.


Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Цитаты Зеланда о намерении

«Намерение – обычное смешивание мечты и действия». Мы уже говорили об этом, но суть та же, желай и действуй. «Желание не имеет абсолютно никакой силы, даже пошевелить мизинцем не в состоянии, это делает намерение». В эту фразу стоит вдуматься плотнее. Трансерфинг строится на этом понятии, сила в намерении, все остальное остается в разуме пустыми словами, которые не имеют фактического веса.

«Внешнее намерение – это твердая решимость иметь, когда Вселенная подчиняется воле человека»

«Внутреннее – тщательное внимание на путь вашего движения к итоговому результату. То есть, внешнее намерение это трансерфинг, а внутреннее – контроль и корректировка реализации его принципов

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Упражнение Гармошка

Потрите свои руки ладонями одна о другую. Попробуйте ощутить между ними невидимый энергетический шарик, подобный воздушному. Это может получиться не сразу

Вы должны сконцентрировать свое внимание на ладонях и просто представить себе, будто между ними шарик. Подвигайте руками, разводя их в стороны и приближая друг к другу. Когда вы начнете ощущать плотность пространства между ладонями, продолжайте раздвигать и сдвигать руки, одновременно следя за своими внутренними ощущениями в своей голове

При раздвигании рук вы должны ощущать, как внутри что-то сжимается, а при сдвигании – наоборот, что-то должно расширяться

Когда вы начнете ощущать плотность пространства между ладонями, продолжайте раздвигать и сдвигать руки, одновременно следя за своими внутренними ощущениями в своей голове. При раздвигании рук вы должны ощущать, как внутри что-то сжимается, а при сдвигании – наоборот, что-то должно расширяться.

Это упражнение называется «Гармошка». Оно является отличной гимнастикой для вашего мозга. Теперь попробовать сознательно «сжимать» и «разжимать» свой мозг, при этом ваши руки будут соответственно раздвигаться или стремиться навстречу друг другу.

После нескольких дней таких занятий вы сможете легко управлять своим мозгом, мысленно сжимая и расширяя его. При этом улучшается мозговое кровообращение, задействуются его скрытые резервы и просыпаются «древние структуры», отвечающие за сверхспособности.

Делайте «гармошку» по несколько минут каждый день, при этом вы будете развивать свой мозг и одновременно усиливать свое «морфологическое поле», при помощи которого совершаются все мыслительные процессы.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

«намерение»: что это такое, примеры, отличия от «желания»

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Традиции
Иеромонах Иов (Гумеров)

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» — «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма — английский критик, лексикограф, эссеист и поэт — опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству! История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Опубликовано: 23/05/2009

Журнал «Мгарский колокол»:

№ 77, июнь 2009

Социализация что такое

Первые навыки социализации ребенок получает в семье. При наличии благополучных родителей чадо имеет возможность узнать, как следует вести себя в обществе. Первым обществом родители являются. После 3-х лет ребенок идет в детский сад, где продолжается изучение следующих этапов, в более многочисленном социуме. В школьных классах, в институтских группах всегда присутствует некто взрослый, который обязан направить ребенка, если у последнего что-то не получается.

Обратите внимание! Азы социализации дают ребенку мать и отец. Это самая краткая стадия изучения этических норм

Если возникает какая-либо ситуация, где ребенку навязывают неаргументированную точку зрения, это не обучение этапам жизни и функционирования в обществе, а подавление личности в человеке.

Социализация – это процесс изучения и применения правил и норм окружающего общества. Благодаря этим знаниям и навыкам, индивиду намного легче жить и общаться с другими людьми, функционировать в социуме. Становление должно соотноситься в трех сферах жизни: деятельность, общение, саморазвитие.

Основы и этапы социализации личности

Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе в стремлении соответствовать обществу человек усваивает ценности и нормы социальной среды.
  2. Далее происходит самоактуализация и персонализация – человек старается показать себя, каким-либо образом воздействовать на других членов общества.
  3. На третьем этапе происходит окончательная интеграция в социальную группу, и человек может показать все свои способности, занять определенное место в обществе, быть полезным и нужным, выполнять возложенные на него функции.

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:

С момента рождения и до полутора лет формируется базовое доверие к миру, динамика которого зависит от матери. Если мать уделяет ребенку мало времени, его психологическое развитие замедляется.
В раннем детстве (от 1,5 до 4 лет) формируется независимость и автономность. Ребенок учится ходить, приобретает базовые навыки при помощи родителей.
В возрасте от 4 до 6 лет ребенок становится предприимчивым, инициативным, он играет, занимается творчеством. Благодаря этому у него развивается память, логика, он учится взаимодействовать с людьми. Социализация через игру – важный этап, исключение которого приведет к пассивности и неуверенности в себе.
С 6 до 11 лет ребенок социализируется не только при участии родителей, но и школы. В этот период приобретаются нормы поведения, социальный опыт общения со сверстниками. На дальнейшее развитие личности очень влияет поддержка родителей. Если у ребенка нет особых успехов в учебе, не следует упрекать и ругать его. Ему нужно помогать, хвалить его даже за незначительные победы. Ведь не все могут быть отличниками. И если ребенок не преуспевает так, как хотелось бы родителям, он в этом не виноват

Упреки, скандалы и наказания не приведут к улучшениям, а лишь снизят интерес к учебе, будут способствовать развитию неуверенности и чувства неполноценности.
В период отрочества (11-20 лет) человек особенно обращает внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих. Подростку необходимо найти себя, определить свое место в обществе и профессиональное предназначение.
В юности (21-25 лет) начинаются поиски спутника жизни, происходит активное взаимодействие в своей социальной группе.
Зрелый человек в возрасте от 25 до 60 лет вкладывается в свое дело, у него развивается чувство идентичности

Ему особенно необходимо взаимодействовать с людьми и, конечно же, с детьми, которым он может передать часть своего жизненного опыта.
Принято считать, что после 60 лет наступает старость. В этот период человек переосмысливает свою жизнь, размышляет о прожитых годах. Осознание того, что жизнь подходит к завершению, нередко приводит к частичному или полному отстранению от общества.

Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.

Как работать с книгой

Каждая глава этой книги создана и записана таким образом, чтобы воздействовать на глубинные, более здоровые и гармоничные уровни сознания и побуждать человека к действию. Помощь от прочтения этой книги несомненна. Вы сможете ее увидеть и прочувствовать. Это мое утверждение может показаться вам нескромным, но так говорят читатели моих книг. У многих из них после прочтения улучшалось физическое и психическое самочувствие, исчезали давние боли, происходили благоприятные изменения в личной жизни.

Пользуйтесь моей книгой как инструкцией к созданию и реализации вашей заветной мечты, ваших жизненных намерений. Вооружитесь ручкой, листком бумаги и конечно же выдержкой. И, как любую инструкцию, читайте книгу и перечитывайте столько раз, сколько нужно для полного усвоения информации. Одновременно пробуйте и проверяйте все на практике.

В книге много практических упражнений. Мой совет: прежде чем перейти к следующей главе, проделайте эти упражнения. Не спешите! Все, что вам нужно, вы обязательно получите.

Это похоже на управление автомобилем. Сначала вы учите правила, знаки, устройство. То есть теорию. Затем садитесь за руль автомобиля и закрепляете новые знания на практике. Хорошо, если рядом будет опытный инструктор, – так вы сделаете меньше ошибок. Очевидно, что чем больше вы будете практиковаться, тем лучше и быстрее освоите вождение. Вы даже можете через некоторое время стать профессионалом и обучать других людей. И у вас появится свой стиль.

Я хочу, чтобы моя книга на некоторое время стала для вас своеобразной инструкцией на вашей дороге жизни или, если хотите, путеводителем по бескрайним просторам Вселенной. Может быть, моя книга поможет вам отыскать тот уникальный жизненный путь, который будет приносить вам радость. Дай бог!

Могу вас заверить в том, что если вы примените все то, что описано здесь, на практике, то ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Успехов вам!

Виды социализации

Личная эффективность — что это такое

Процесс становления человека в обществе имеет несколько категорий:

  • первичная социализация;
  • вторичная;
  • перманентная.


Перманентная социализация – способность человека адаптироваться к новому обществу

Первичная социализация

Первичная социализация личности начинается с момента онтогенеза и заканчивается приблизительно после пубертатного возраста. Это самый основной этап становления. Именно в этом возрасте индивид способен принять огромное количество информации, обработать и сделать какие-то приобретенные навыки инстинктивными. То есть, зная с ранних лет, что поступок загрязнения окружающей среды не отвечает нормам поведения в обществе, дошкольник по истечении времени обучения будет выкидывать мусор в урну самостоятельно, даже не задумываясь, что может быть как-то по-другому.

Вторичная или повторная социализация

Вторичная социализация личности – это формирование новых навыков и знаний человека, при этом устраняя предыдущие. Индивид пытается разорвать связь с прошлым, приобретая другой, не менее ценный опыт. Это происходит в тот момент, когда человек чувствует надобность изменения жизненных установок. Ресоциализация длится на протяжении всей жизни.

Перманентная социализация

Со знанием основ перманентной социализации человек с легкостью адаптируется к любому обществу. Очень редко бывают случаи, когда индивид не пользуется навыками перманентной социализации по причине ее ненадобности. Ведь на протяжении жизни могут поменяться место жительства, город, страна, место работы, соответственно, и круг общения. Именно перманентный процесс поможет человеку быстрее и легче адаптироваться к новым людям, новым правилам, нормам и законам.

Виды и агенты социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация — это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации — это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Социализация пожилых людей: особенности

Социализация пожилых

Социализация человека пожилого является на данный момент одной из наиболее актуальных проблем. Дело в том, что пожилым людям сложно сохранять взаимодействие с социумом и самореализоваться.

Как и в других периодах жизни, период позднего взросления определяется по-разному. Большинство ученых придерживается мнения, что оно наступает в 60 лет, но на самом деле, у женщин он может наступать и раньше, примерно в 58 лет. Изменение психосоциального статуса отличается тем, что возможности уже ограничены. Процесс проходит в две стадии — наступление старости и выход на пенсию.

Как правило, удовлетворение от жизни и успешное приспособление, во многом определяется здоровьем. Как правило, негативный эффект уменьшается путем сравнения

Кроме того, немаловажно материальное положение и принятие самой перемены. Когда человек выходит на пенсию, то ему хочется бросить работу

Однако воспринимать этот процесс надо как возможность заниматься чем-то интересным, на что раньше времени не хватало. Каждому человеку в старшем возрасте важно не терять социальную активность. Для пенсионеров есть много интересного — они могут посещать специальные клубы, общества.

Часто у пожилых возникает такая проблема, когда люди как бы выпадают из общения. Так что им нужно стараться не терять его. Так, например, нередко сильно сужается круг общения и возникает потребность в дружеских связях и приятельских контактах. Появляется тревога и озабоченность. Соответственно, отсутствие общения может привести к развитию депрессии.

Еще важно учесть, что ценности, эталоны и традиции нельзя рассматривать по отдельности для пожилых, потому что они все параллельны и зависят друг от друга. При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают

Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются

При этом, проблемы в общении с поколениями обусловлены тем, что ценности не совпадают. Пожилые люди могут выполнять социальные роли пенсионеров, а вот другие групповые нормы уже немного теряются.

Поэтому важно понимать, что социализация пожилых людей зависит от того, насколько человек вовлечен в процесс общения и как он взаимодействует с определенными социальными и возрастными группами

Есть два возможных автора фразы: Сэмюэл Джонсон и Джордж Херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Версия 1. Автор выражения — Сэмюэл Джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм — последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.


Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. Автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.


Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

Этапы социализации личности

Советский психолог Л.С. Выготский, который оставил после себя выдающееся научное наследие, выделил следующие этапы социализации:

  • Ранняя — психогенетическая — это когда вырабатываются первые формы удовлетворения потребностей.
  • Средняя — символическая, образная — когда на привычные действия оказывают влияние символы и звуки.
  • Высшая — интеллектуальная — когда человек управляет собой и другими людьми с помощью своего усвоенного опыта, одновременно приобретая новые навыки.

Социализация — закономерный процесс, он подчиняется законам развития общества. Начальные этапы социализации человека проходят в детском возрасте.

Во взрослой жизни люди продолжают социализироваться. Как пример, новое место работы и связанные с этим изменения в жизни. Смена места работы — это почти всегда стресс для человека, даже в том случае, когда человек так не считает. На новом месте приходится заново привыкать к условиям и людям. Если человек — социализированная личность, то процесс адаптации и приспособления к условиям социума, с точки зрения психологии, протекает значительно легче. Здесь многое зависит от самого человека, насколько он — состоявшаяся личность. Но не менее важна организационная социализация, речь о которой шла выше.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всей жизни. Человек меняет свои установки, модели поведения, приспосабливается к новым условиям. Характерными критериями для социализации в зрелом возрасте являются стабилизация личных качеств и отстройка собственного образа жизни. В зрелости происходит переоценка прожитого. В это время человек чаще начинает задумываться о смысле жизни и искать способы для самореализации в обществе.

Американский психиатр, доктор медицины Роджер Гулд считал, что социализация взрослого является переработкой и преодолением психологических установок, которые сложились в детстве. Утверждал, что главное во взрослой социализации — преодолеть детское убеждение, что о тебе все должны заботиться. Учёный считал, что на этапе социализации во взрослой жизни нужно развеять «иллюзию безопасности», сформированную в детском возрасте. В результате сформируется реалистичность ожиданий, люди становятся менее уязвимыми, добрее и терпимее.

В кризисные моменты, когда стабильное развитие общества нарушается и меняются условия жизни людей, в социализации появляется много негатива. В сложные периоды у человека «включаются» инстинкты самосохранения, ярче проявляется эгоизм, становятся выраженными отчуждение и разобщённость.

Считается, что прогрессивные развитые личности не склонны полностью воспринимать навязываемые им устои. Такие личности будут стараться формировать свою, независимую от общепринятой, жизненную позицию и систему ценностей.

Один из известнейших психотерапевтов прошлого века, американский учёный Милтон Эриксон рассматривал несколько психо-социальных кризисных «этапов», которые переживает человек на протяжении жизни. Важным этапом социализации профессор называл «кризис», который испытывают молодые люди в поиске сексуальной близости. Если у молодого человека отсутствуют соответствующие отношения, то нередко такая ситуация приводит его к изоляции и замыканию в себе.

В последнее время заметное влияние на адаптационные социальные процессы оказывает интернет. Интернет — важный фактор социализации личности. Глобальная сеть представляет пользователям разнообразные коммуникационные и информационные услуги. Возможности сети заставляют человека проводить много времени в виртуальном пространстве, это влияет на социализацию и поведение человека.

Интернет помогает в учёбе и работе, он даёт возможность людям учиться общаться с большим количеством людей и правильно излагать свои мысли. Интернет помогает самовыражению и творчески развивает человека. В интернете возник принципиально новый вид отношений между людьми. Однако, есть и обратная сторона влияния интернета, связанная с социализацией человека. Люди, «проживающие» свою жизнь в сети, часто в реальной жизни испытывают неудовлетворённость и трудности в общении. Когда реальная жизнь начинает вытесняться виртуальным пространством, это превращается в социальную проблему.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Цитаты Зеланда о намерении

«Намерение – обычное смешивание мечты и действия». Мы уже говорили об этом, но суть та же, желай и действуй. «Желание не имеет абсолютно никакой силы, даже пошевелить мизинцем не в состоянии, это делает намерение». В эту фразу стоит вдуматься плотнее. Трансерфинг строится на этом понятии, сила в намерении, все остальное остается в разуме пустыми словами, которые не имеют фактического веса.

«Внешнее намерение – это твердая решимость иметь, когда Вселенная подчиняется воле человека»

«Внутреннее – тщательное внимание на путь вашего движения к итоговому результату. То есть, внешнее намерение это трансерфинг, а внутреннее – контроль и корректировка реализации его принципов

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Упражнение Гармошка

Потрите свои руки ладонями одна о другую. Попробуйте ощутить между ними невидимый энергетический шарик, подобный воздушному. Это может получиться не сразу

Вы должны сконцентрировать свое внимание на ладонях и просто представить себе, будто между ними шарик. Подвигайте руками, разводя их в стороны и приближая друг к другу. Когда вы начнете ощущать плотность пространства между ладонями, продолжайте раздвигать и сдвигать руки, одновременно следя за своими внутренними ощущениями в своей голове

При раздвигании рук вы должны ощущать, как внутри что-то сжимается, а при сдвигании – наоборот, что-то должно расширяться

Когда вы начнете ощущать плотность пространства между ладонями, продолжайте раздвигать и сдвигать руки, одновременно следя за своими внутренними ощущениями в своей голове. При раздвигании рук вы должны ощущать, как внутри что-то сжимается, а при сдвигании – наоборот, что-то должно расширяться.

Это упражнение называется «Гармошка». Оно является отличной гимнастикой для вашего мозга. Теперь попробовать сознательно «сжимать» и «разжимать» свой мозг, при этом ваши руки будут соответственно раздвигаться или стремиться навстречу друг другу.

После нескольких дней таких занятий вы сможете легко управлять своим мозгом, мысленно сжимая и расширяя его. При этом улучшается мозговое кровообращение, задействуются его скрытые резервы и просыпаются «древние структуры», отвечающие за сверхспособности.

Делайте «гармошку» по несколько минут каждый день, при этом вы будете развивать свой мозг и одновременно усиливать свое «морфологическое поле», при помощи которого совершаются все мыслительные процессы.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг

Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: