Сочинение по рассказу человек в футляре чехова

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Когда любовь — пустое слово

Представь, что слово любовь для тебя ничего не значит и то же самое происходит с ненавистью, страхом, виной или счастьем. Когда вы слушаете их, они звучат пустыми, лишенными эмоционального оттенка, который их характеризует. Чувства — это просто больше слов, которые нужно добавить в словарь, пустые слова, вы знаете, что они значат, потому что вы узнали это, но они ничего вам не говорят.

Вы не знаете, как интерпретировать эмоции, может быть, вы знаете, что в целом плохо себя чувствуете, но не можете указать, грустны ли вы, сердиты, напуганы и т. Д. Вы не знаете, влюблены ли вы или когда-либо были, никогда не был рожден, чтобы сказать «Я люблю тебя» , Вы не понимаете взгляды, жесты, молчание, невербальный язык — это еще одна загадка, которую вы не можете разгадать.

Хотя Испанское общество неврологов и считает это странным и редким явлением, по оценкам Испанского общества неврологии, по крайней мере, согласно исследованиям распространенности, 10% населения мира страдает от этой ситуации, то есть один из 10 человек имеет психологическое состояние под названием алекситимия .

Никто не любит умников

Никто не любит умников, даже если те хоть трижды правы. У большинства умников есть две основные проблемы. Первая заключается в том, что они не умны, но об этом чуть позже. Вторая — в том, что мнение своё они швыряют в лицо оппоненту словно перчатку, совершенно не заботясь, примут ли его, достигнут ли слова цели. Хотя, как правило, цель в том и заключается — просто высказаться, просто поспорить. Самоудовлетворение через самоутверждение: мол, посмотрите, как далеки вы от истины, слушайте меня! Какая цель, такие и результаты. Если хочешь, чтобы мнение твоё было услышано правильно, воспринято и оценено, оно должно подаваться аккуратно — будто надеваешь пальто на плечи любимой спутницы. Ведь даже дорогое пальто, грубо брошенное в лицо, едва ли произведёт положительное впечатление. Ровно так же дела обстоят и с твоим мнением.

И совсем неожиданное

Да, есть свои недостатки и у смелости. Право высказывать суждения нужно еще заслужить, а это не так уж и просто. Для этого необходимо много работать, учиться и снова трудиться, обрести действительную самоценность, и тогда можно проявлять отвагу почти без риска. Так говорят мудрые люди, чего-то добившиеся в жизни и знающие ее. Они не боятся высказывать свое мнение, их, напротив, об этом просят, а порой даже хорошо за это платят. Смелость нужна молодым, потому что у них кроме нее мало что есть. И все равно силы следует соизмерять. Проявлять отвагу можно только взвешенно, иначе она будет глупой бравадой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Аффекты

Гнев Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения
Враждебность (Неприязнь) Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение
Растерянность (аффект недоумения) Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты
Страх
Ужас Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха
Оцепенение Состояние ступора или неподвижности
Радость
Восторг (Эйфория) Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга
Оживление Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности

Почему появляются негативные эмоции

Такие эмоции, как гнев, раздражение, страх и печаль, возникают в ответ на триггеры во внешнем мире — иногда очевидные, а иногда нет. Эмоция может быть аутентичной и неаутентичной. Аутентичные эмоции появляются в ответ на недавнюю, актуальную ситуацию, они вызваны напрямую произошедшим событием. Неаутентичные эмоции обычно прикрывают какие-то другие чувства и переживания: например, старые обиды или затаившийся детский страх.

Когда эмоции аутентичны, они могут во многом нам помочь. Так, гнев — это защитная реакция, которую мы проявляем, если наши границы нарушают. Печаль позволяет пережить потерю, справиться с болью и разочарованием. Страх чаще всего связан с чем-то опасным или неприятным, он уберегает нас от сомнительных ситуаций и может рассказать о наших тревогах.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты

Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше

Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни

Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Образы «футлярных» людей в рассказах Антона Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Герой первого рассказа – учитель греческого языка Беликов. Это закрытый

в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло». Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою жизнь Беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» – пишет Чехов.

Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.

Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» – восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».

Последний рассказ трилогии – «О любви» – повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.

Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

В чем причина?

Есть три теории о том, почему некоторые люди «не дружат» со своими эмоциями.

Теория № 1 — биологическая. Она рассматривает первичную алекситимию, причины которой — в генах, дефектах или особенностях развития головного мозга.

Эксперименты кандидата психологических наук Ирины Коростелевой и психофизиолога Вадима Ротенберга подтверждают, что люди не распознают эмоциональные переживания, когда у них нарушено взаимодействие левого и правого полушарий. Оказалось, что у пациентов, которым провели операцию по перерезке на уровне мозолистого тела, снизилась способность к символизации, фантазированию, и они реже видят сны.

Теория № 2 — психологическая. Она связывает алекситимию с психотравмой и рассматривает ее как защитный механизм. Важный признак этого состояния — дефицит рефлексии, одного из механизмов саморегуляции. По каким-то причинам у алекситимиков потребность в регуляции не сформирована. Например, если в детстве за ребенка всё решали родители, как это было у Алексея.

Свиридов-старший умер от передозировки героином, когда Леше было полтора года. Боясь, что сын может повторить путь отца, мама заранее распланировала его жизнь: лучшая школа любой ценой, кружки, спортивные секции, университет. Алексей всё время был окружен заботой, душащей любые чувственные проявления. Он не мог разозлиться на мать за то, что она не разрешала играть с мальчишками во дворе. Ему запрещали говорить о симпатии к девочкам, потому что «это отвлекало от учебы». Его эмоциональный диапазон был очень скуден и, видимо, таким и остался до сих пор.

Теория № 3 — социологическая. Она объясняет алекситимию социальными и культурными факторами. Во-первых, причиной может стать специфический воспитательный подход в семье.

Дыхание

Говоря о том, как выражать эмоции, специалисты рекомендуют научиться правильно дышать. Это хороший метод, который поможет правильно выплеснуть свои эмоции. В этом случае помогут предельно простые упражнения. Прежде всего, дышать нужно довольно глубоко и с определенной равномерностью.

Такой способ больше всего подходит в той ситуации, когда очень хочется проявить негативные эмоции. Если очень сложно проявлять свое истинное «Я», то в этом случае нужно научиться плакать. Прежде всего, слезы помогают избавиться от внутреннего давления и эмоционального перенапряжения. Кроме этого, они помогают проявить свою эмоцию и показать окружающим, что тот или иной человек испытывает излишнюю боль. Через слезы эмоции человека передавать проще всего. В этот момент слова сами находятся, и наступает настоящее высвобождение от негатива. Для того чтобы начать плакать, нужно просто перестать сдерживать себя и подумать о том, что больше всего вас гложет. Если не хочется проявлять такие эмоции на публике, то можно поплакать и в одиночестве или перед зеркалом.

Также есть еще несколько полезных рекомендаций.

Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»?

В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в обра­зе главного героя?

«футлярность жизни» — это внутрен­нее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы лич­ных отношений. «Футлярность» противо­поставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к лю­дям. Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты «футлярности жизни». Он «футлярный» человек, прежде всего, внешне: даже в хо­рошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате. Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стрем­ление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира. В изображении Беликова происходит нарастание трагической то­нальности, углубление представления о том зле, которое несет «футлярность» и самому учителю греческого языка, и ок­ружающему обществу, а затем приобре­тает широкое обобщающее социальное значение. За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрыва­ется Чеховым. Боязнь настоящего и пре­увеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Бели­кова, но и качество, присущее определен­ной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно. Еще страшнее, узнаем мы далее из рас­сказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боя­лись и учителя, и директор. Все назван­ные свойства «футлярности жизни» тра­гически отразились в судьбе самого ге­роя — и это также свидетельствует, на­сколько страшно это явление. Похоронив Беликова, учителя надеялись насладить­ся полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удо­вольствием. «Но прошло не больше не­дели, и жизнь потекла по-прежнему, та­кая же суровая, утомительная, бестолко­вая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало луч­ше. И в самом деле, Беликова похоро­нили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще бу­дет!» Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым «футлярности» на уровень ти­пического явления русской действитель­ности.

Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков. Его главный прин­цип, которым он руководствуется в жиз­ни, — «как бы чего не вышло». Конфликт с Коваленко основан на приеме антите­зы — Беликову и его установкам проти­востоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехав­шего с украинского хутора, естествен­ность противопоставлена «футлярности».

Один из основных приемов в создании образа Беликова — прием гротеска. Гро­тескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на ка­тание на велосипеде Вареньки. Гротескна и карикатура «Влюбленный антропос». Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: «выражение у него было кроткое, прият­ное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет».

Художественная деталь — выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.

Помимо калош, зонтика в характерис­тике Беликова и беликовщины, как явле­ния социального и нравственного, важ­ной деталью является чехол из серой зам­ши, разновидность футляра, в который вкладывались вещи — зонтик, перочин­ный нож, часы. Чехол служит предметом-деталью и ассоциируется автором по сходству с постоянно приподнятым ворот­ником, воспринимаемым тоже как чехол, надетый на лицо. Стремление все упако­вать в чехол говорит о пунктуальности Бе­ликова, его аккуратности до ограничен­ности. Благодаря этой детали писатель ве­дет нас от постижения внешнего облика героя, егоКак речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Приучение к проявлению эмоций

Говоря о том, как люди выражают свои эмоции, сложно не заметить, что некоторые обладают более богатой мимикой. Когда они радуются, то смеются, улыбаются и громко говорят. Когда они удивлены, у них широко открываются глаза, они замирают. Однако не стоит превращать свои эмоции в фарс или театральное представление.

Например, если кому-то не нравится тема разговора, то достаточно немного нахмуриться, чтобы собеседник понял, что лучше сменить тематику. Не стоит вовсе отказываться от негативных эмоций. Они также важны. Демонстрировать их можно по-разному. Кто-то плачет, а другие становятся менее разговорчивыми.

А вот если в магазине кассир начинает вести себя агрессивно или кричит, то довольно глупо улыбаться ему в ответ. В такой ситуации оптимальным вариантом будет серьезным тоном высказать свою претензию.

Если говорить о том, как выразить удивление, то, как правило, с этим проблем у людей не возникает. Обычно организм автоматически реагирует на события, которые вызывают такие эмоции. Но если возникли сложности, то можно воспользоваться еще одной рекомендацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сочинение по рассказу человек в футляре чехова

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Когда любовь — пустое слово

Представь, что слово любовь для тебя ничего не значит и то же самое происходит с ненавистью, страхом, виной или счастьем. Когда вы слушаете их, они звучат пустыми, лишенными эмоционального оттенка, который их характеризует. Чувства — это просто больше слов, которые нужно добавить в словарь, пустые слова, вы знаете, что они значат, потому что вы узнали это, но они ничего вам не говорят.

Вы не знаете, как интерпретировать эмоции, может быть, вы знаете, что в целом плохо себя чувствуете, но не можете указать, грустны ли вы, сердиты, напуганы и т. Д. Вы не знаете, влюблены ли вы или когда-либо были, никогда не был рожден, чтобы сказать «Я люблю тебя» , Вы не понимаете взгляды, жесты, молчание, невербальный язык — это еще одна загадка, которую вы не можете разгадать.

Хотя Испанское общество неврологов и считает это странным и редким явлением, по оценкам Испанского общества неврологии, по крайней мере, согласно исследованиям распространенности, 10% населения мира страдает от этой ситуации, то есть один из 10 человек имеет психологическое состояние под названием алекситимия .

Никто не любит умников

Никто не любит умников, даже если те хоть трижды правы. У большинства умников есть две основные проблемы. Первая заключается в том, что они не умны, но об этом чуть позже. Вторая — в том, что мнение своё они швыряют в лицо оппоненту словно перчатку, совершенно не заботясь, примут ли его, достигнут ли слова цели. Хотя, как правило, цель в том и заключается — просто высказаться, просто поспорить. Самоудовлетворение через самоутверждение: мол, посмотрите, как далеки вы от истины, слушайте меня! Какая цель, такие и результаты. Если хочешь, чтобы мнение твоё было услышано правильно, воспринято и оценено, оно должно подаваться аккуратно — будто надеваешь пальто на плечи любимой спутницы. Ведь даже дорогое пальто, грубо брошенное в лицо, едва ли произведёт положительное впечатление. Ровно так же дела обстоят и с твоим мнением.

И совсем неожиданное

Да, есть свои недостатки и у смелости. Право высказывать суждения нужно еще заслужить, а это не так уж и просто. Для этого необходимо много работать, учиться и снова трудиться, обрести действительную самоценность, и тогда можно проявлять отвагу почти без риска. Так говорят мудрые люди, чего-то добившиеся в жизни и знающие ее. Они не боятся высказывать свое мнение, их, напротив, об этом просят, а порой даже хорошо за это платят. Смелость нужна молодым, потому что у них кроме нее мало что есть. И все равно силы следует соизмерять. Проявлять отвагу можно только взвешенно, иначе она будет глупой бравадой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Аффекты

Гнев Отрицательно окрашенный аффект. Крайняя степень возмущения
Враждебность (Неприязнь) Комплекс аффектов: Гнев + Обида + Отвращение
Растерянность (аффект недоумения) Острое психопатологическое состояние, сочетающее эмоциональный (интенсивную тревогу) и когнитивный (острое чувство непонимания происходящего) компоненты
Страх
Ужас Разновидность аффекта — состояние человека под влиянием сильного страха (испуга), отличительной чертой которого является подавленность (оцепенение), иногда дрожь, в общем, отсутствие активной реакции по устранению источника страха
Оцепенение Состояние ступора или неподвижности
Радость
Восторг (Эйфория) Положительно окрашенный аффект или эмоция. Ощущается как очень мощное, внезапное, всезаполняющее чувство счастья, восторга
Оживление Активное движение, заметные проявления какой-либо деятельности

Почему появляются негативные эмоции

Такие эмоции, как гнев, раздражение, страх и печаль, возникают в ответ на триггеры во внешнем мире — иногда очевидные, а иногда нет. Эмоция может быть аутентичной и неаутентичной. Аутентичные эмоции появляются в ответ на недавнюю, актуальную ситуацию, они вызваны напрямую произошедшим событием. Неаутентичные эмоции обычно прикрывают какие-то другие чувства и переживания: например, старые обиды или затаившийся детский страх.

Когда эмоции аутентичны, они могут во многом нам помочь. Так, гнев — это защитная реакция, которую мы проявляем, если наши границы нарушают. Печаль позволяет пережить потерю, справиться с болью и разочарованием. Страх чаще всего связан с чем-то опасным или неприятным, он уберегает нас от сомнительных ситуаций и может рассказать о наших тревогах.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты

Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Вопрос счастья

Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.

Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».

Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше

Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.

Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни

Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Образы «футлярных» людей в рассказах Антона Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Герой первого рассказа – учитель греческого языка Беликов. Это закрытый

в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло». Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою жизнь Беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» – пишет Чехов.

Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.

Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» – восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».

Последний рассказ трилогии – «О любви» – повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.

Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

В чем причина?

Есть три теории о том, почему некоторые люди «не дружат» со своими эмоциями.

Теория № 1 — биологическая. Она рассматривает первичную алекситимию, причины которой — в генах, дефектах или особенностях развития головного мозга.

Эксперименты кандидата психологических наук Ирины Коростелевой и психофизиолога Вадима Ротенберга подтверждают, что люди не распознают эмоциональные переживания, когда у них нарушено взаимодействие левого и правого полушарий. Оказалось, что у пациентов, которым провели операцию по перерезке на уровне мозолистого тела, снизилась способность к символизации, фантазированию, и они реже видят сны.

Теория № 2 — психологическая. Она связывает алекситимию с психотравмой и рассматривает ее как защитный механизм. Важный признак этого состояния — дефицит рефлексии, одного из механизмов саморегуляции. По каким-то причинам у алекситимиков потребность в регуляции не сформирована. Например, если в детстве за ребенка всё решали родители, как это было у Алексея.

Свиридов-старший умер от передозировки героином, когда Леше было полтора года. Боясь, что сын может повторить путь отца, мама заранее распланировала его жизнь: лучшая школа любой ценой, кружки, спортивные секции, университет. Алексей всё время был окружен заботой, душащей любые чувственные проявления. Он не мог разозлиться на мать за то, что она не разрешала играть с мальчишками во дворе. Ему запрещали говорить о симпатии к девочкам, потому что «это отвлекало от учебы». Его эмоциональный диапазон был очень скуден и, видимо, таким и остался до сих пор.

Теория № 3 — социологическая. Она объясняет алекситимию социальными и культурными факторами. Во-первых, причиной может стать специфический воспитательный подход в семье.

Дыхание

Говоря о том, как выражать эмоции, специалисты рекомендуют научиться правильно дышать. Это хороший метод, который поможет правильно выплеснуть свои эмоции. В этом случае помогут предельно простые упражнения. Прежде всего, дышать нужно довольно глубоко и с определенной равномерностью.

Такой способ больше всего подходит в той ситуации, когда очень хочется проявить негативные эмоции. Если очень сложно проявлять свое истинное «Я», то в этом случае нужно научиться плакать. Прежде всего, слезы помогают избавиться от внутреннего давления и эмоционального перенапряжения. Кроме этого, они помогают проявить свою эмоцию и показать окружающим, что тот или иной человек испытывает излишнюю боль. Через слезы эмоции человека передавать проще всего. В этот момент слова сами находятся, и наступает настоящее высвобождение от негатива. Для того чтобы начать плакать, нужно просто перестать сдерживать себя и подумать о том, что больше всего вас гложет. Если не хочется проявлять такие эмоции на публике, то можно поплакать и в одиночестве или перед зеркалом.

Также есть еще несколько полезных рекомендаций.

Чехов, Человек у футляре. В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»?

В чем, на ваш взгляд, заключается понятие «футлярность жизни»? Как это раскрывается в обра­зе главного героя?

«футлярность жизни» — это внутрен­нее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, писаных и неписаных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы лич­ных отношений. «Футлярность» противо­поставлена открытости, общительности, доброжелательности в отношении к лю­дям. Беликов изображен как гротескный образ, воплощающий в себе все черты «футлярности жизни». Он «футлярный» человек, прежде всего, внешне: даже в хо­рошую погоду Беликов выходил на улицу в калошах, с зонтиком и теплом пальто на вате. Здесь автор делает промежуточное заключение, что в этом проявилось стрем­ление Беликова обзавестись оболочкой, футляром, который бы оградил его от внешнего мира. В изображении Беликова происходит нарастание трагической то­нальности, углубление представления о том зле, которое несет «футлярность» и самому учителю греческого языка, и ок­ружающему обществу, а затем приобре­тает широкое обобщающее социальное значение. За столь на первый взгляд смешным поведением одинокого чудака скрывается страшное духовное явление, сущность которого постепенно раскрыва­ется Чеховым. Боязнь настоящего и пре­увеличенное восхваление прошлого, даже того, чего в нем не было (древние языки стали для него тем же футляром), уже принадлежность не только одного Бели­кова, но и качество, присущее определен­ной части интеллигенции того времени, хотя и выраженное не столь гротескно. Еще страшнее, узнаем мы далее из рас­сказа Буркина, как Беликов понимал смысл циркуляров и газетных статей, и это его понимание переходило в способ воздействия на общество. Беликова боя­лись и учителя, и директор. Все назван­ные свойства «футлярности жизни» тра­гически отразились в судьбе самого ге­роя — и это также свидетельствует, на­сколько страшно это явление. Похоронив Беликова, учителя надеялись насладить­ся полной свободой. Именно поэтому Буркин назвал похороны Беликова удо­вольствием. «Но прошло не больше не­дели, и жизнь потекла по-прежнему, та­кая же суровая, утомительная, бестолко­вая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало луч­ше. И в самом деле, Беликова похоро­нили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще бу­дет!» Последняя приведенная нами фраза рассказчика свидетельствует о возведении Чеховым «футлярности» на уровень ти­пического явления русской действитель­ности.

Беликов показан в разных ситуациях: в служебных разговорах с коллегами о циркулярах и постановлениях, во время посещения коллег на дому, на именинах у директора, в истории с Коваленками. Он всегда был одинаков. Его главный прин­цип, которым он руководствуется в жиз­ни, — «как бы чего не вышло». Конфликт с Коваленко основан на приеме антите­зы — Беликову и его установкам проти­востоят молодость, задор, жизнелюбие и свободолюбие, прямота учителя, приехав­шего с украинского хутора, естествен­ность противопоставлена «футлярности».

Один из основных приемов в создании образа Беликова — прием гротеска. Гро­тескно представлен внешний вид героя, скованность его речи, его реакция на ка­тание на велосипеде Вареньки. Гротескна и карикатура «Влюбленный антропос». Прием гротеска использован Чеховым при описании лица Беликова в гробу: «выражение у него было кроткое, прият­ное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет».

Художественная деталь — выразительная под­робность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Найдите в тексте художественные детали и покажите их роль.

Помимо калош, зонтика в характерис­тике Беликова и беликовщины, как явле­ния социального и нравственного, важ­ной деталью является чехол из серой зам­ши, разновидность футляра, в который вкладывались вещи — зонтик, перочин­ный нож, часы. Чехол служит предметом-деталью и ассоциируется автором по сходству с постоянно приподнятым ворот­ником, воспринимаемым тоже как чехол, надетый на лицо. Стремление все упако­вать в чехол говорит о пунктуальности Бе­ликова, его аккуратности до ограничен­ности. Благодаря этой детали писатель ве­дет нас от постижения внешнего облика героя, егоКак речь, реплики героя помогают раскрыть его характер? Какое любимое слово у Беликова и как оно раскрывает его сущность?

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Приучение к проявлению эмоций

Говоря о том, как люди выражают свои эмоции, сложно не заметить, что некоторые обладают более богатой мимикой. Когда они радуются, то смеются, улыбаются и громко говорят. Когда они удивлены, у них широко открываются глаза, они замирают. Однако не стоит превращать свои эмоции в фарс или театральное представление.

Например, если кому-то не нравится тема разговора, то достаточно немного нахмуриться, чтобы собеседник понял, что лучше сменить тематику. Не стоит вовсе отказываться от негативных эмоций. Они также важны. Демонстрировать их можно по-разному. Кто-то плачет, а другие становятся менее разговорчивыми.

А вот если в магазине кассир начинает вести себя агрессивно или кричит, то довольно глупо улыбаться ему в ответ. В такой ситуации оптимальным вариантом будет серьезным тоном высказать свою претензию.

Если говорить о том, как выразить удивление, то, как правило, с этим проблем у людей не возникает. Обычно организм автоматически реагирует на события, которые вызывают такие эмоции. Но если возникли сложности, то можно воспользоваться еще одной рекомендацией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: