Насилие, жестокость, нелюбовь: смысл фильма «похороните меня за плинтусом»

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОКЛЯТИЕ

Вообще-то, первый «сбой» модель бабушкиного воспитания дала еще на маме Оле, которая вполне закономерно выросла человеком зависимым, но умудрилась при этом не только реализовать свою протестную природу, но и каким-то чудом дважды вырвалась из заботливых объятий бабушки замуж, оставив в заложниках сына Сашу. А бабушке осталось только злобствовать, совместно с дедушкой молчаливо наблюдая за «грехопадением» бестолковой «дочки-матери», и настраивать против «отступницы» ее сына. При этом престарелые супруги воспринимают жизнь дочери исключительно как укор за то, что «проморгали» красавицу, а теперь уже ее поздно воспитывать, но они честно пытаются. Кстати, бабушка так и не озвучивает, какие такие ее надежды не оправдала дочь.

И вот тут на сцене появляются мнимые «антиподы» стариков — парочка мама Оля и Толик-алкоголик, отставная актриса без определенных занятий и алкаш-художник. Замечательные они в том смысле, что являют собой яркий пример созависимых интеллигентских отношений, то есть мутную смесь инфантильности, беспомощности, неизбывной тяги к высокому и алкоголизма. При этом остатки демонстрируемой ими нравственной свободы четко отрегулированы бедностью существования, а способность «совершить поступок» проявляет себя только в логике затянувшегося подросткового кризиса. Потому как и покупка Саше железной дороги на вырученные от продажи чужого бинокля деньги, и демонстративное возвращение деду Савельеву купленной за его же деньги дубленки, несмотря на весь кажущийся пафос происходящего, вдребезги разбиваются об один маленький факт — Оля и Толя давно уже живут за дедушкины деньги. И на поверку являются такой же неотъемлемой частью созданной бабушкой созависимой системы семейных отношений, как и вечно виноватый перед супругой народный артист.

По большому счету вся эта история являет собой подробный экскурс по извращенным, неуклюжим способам проявления любви. Дед на словах ненавидит дочь, а на деле помогает ей деньгами. Бабка ненавидит всех и обожает внука, но больше всего любит себя. Мама Оля любит Сашу, но связана по рукам и ногам усвоенным с детства мифом о собственной никчемности, Толик любит Олю, но неспособен справиться со своим диагнозом. И только маленький Саша действительно способен на подвиг ради любимой мамы.

Приглашаем на живые онлайн-вебинары:

Тренинг для развития внутренних ресурсов

Кстати, замечателен и уход бабушки, которая в какой-то момент «заигралась» и не рассчитала степень своего морального падения, за что, продемонстрировав на прощанье своим потомкам оголенную задницу, честно поплатилась жизнью.

При этом своею смертью она фактически поставила большой вопросительный знак в дальнейшей судьбе всех выживших персонажей. Удастся ли им преодолеть себя? И насколько сильнее здравого смысла окажутся плоды бабушкиного воспитания?

Впрочем, ростки выздоровления посажены в душу Саши самой бабушкой: равнодушие — очень сильное лекарство.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Маленький Саша Савельев и его мама

Мама Саши, Ольга, первый раз вышла замуж, чтобы вырваться из невыносимой домашней обстановки, сбежать от контроля. У Оли не было воли противостоять темпераменту матери. Потом она встретила Анатолия, мать осудила её за это и силой забрала внука. Нина Антоновна говорит дочери, что она не имеет права растить ребёнка.

С тех пор весь свой пыл бабушка обрушила на внука. Её любовь к ребенку можно сравнить только с эмоциональным вампиризмом. Саша стал запуган, развитие затормозилось. Мальчик ослабел, его мучают страхи смерти и потери мамы. Саша не любит свою бабушку. Встречи с мамой были для ребёнка настоящим вдохновением. Сколько раз Ольга пыталась вернуть сынишку, столько раз его у неё отбирали (грубо и настырно). Свидания с мамой стали для Саши тропинкой, выводящей его из страха в любовь.

Последние комментарии (15)

  • живая написал 15 февраля 2010, 18:18

    Очень поучительное произведение!!! Ужас в котором воспитывают детей… потом удивляемся почему мир таков каков он есть!
    Пособие для родителей «как не надо обращаться с людьми» читала первую страницу с улыбкой а потом с нарастающим ужасом …дочитала чтобы знать чем кончится…кто то скажет «жестоко» но слава богу Бабка умерла… не догубила ребенка

  • Лина написал 11 февраля 2010, 16:32

    Книгу не читала.
    Но фильм на столько меня потряс. Он сумасшедший. Он трогательный. Он злой и добрый одновременно. Он полон противоречий….
    Собираюсь прочесть книгу. очень надеюсь, что она оставит столько же впечатлений….

  • olga написал 2 января 2010, 22:24

    книга супер,читала на одном дыхании!в конце аж слезу вышибает.из тех,что заставляют задуматься…фильм посмотрю обязательно.

  • mac написал 12 декабря 2009, 20:36

    Посмотрел фильм и был УЖАСНО разочарован!!!!((( Ужас фильм перевернул книгу с ног на голову( еле как досмотрел и то из-за того что хотелось узнать чем кончится…. моя оценка 2 по 5 бальной шкале. и то 1 за подборку актёров, частично показ фрагментов из книги в плоть до диалогов ну и за игру отсавшийся 1 балл.

  • potolok написал 10 декабря 2009, 15:45

    книжка — ниже плинтуса, как по стилю, так и по содержанию. 99% что и фильм такое же г%но

  • Старуха Изергиль написал 8 декабря 2009, 01:03

    Фильм пронзительный. Рыдала все 2 часа, не переставая. Видела воочию свое военное и послевоенное детство. Параллели на каждом шагу, кроме небольших нюансов. Книгу, увы, не читала. Пока. Прочту обязательно. Спасибо всем создателям этого фильма и, ра-зумеется, Павлу Санаеву. Как боготворила его талантливого отчима Ролана Быкова, как преклонялась перед великой любовью его матери Елены Санаевой, так теперь для меня станут волшебными словами ПАВЕЛ САНАЕВ и СЕРГЕЙ СНЕЖКИН.

  • Алёна написал 5 декабря 2009, 15:27

    Ой, а когда его будут показывать на экране? Кто нибудь знает, книга была фантастической! Много прикольных моментов!

  • Ева написал 4 декабря 2009, 23:06

    Книга просто потрясающая с удовольствием посмотрю фильм

  • Amarena написал 2 декабря 2009, 17:10

    kniga prosto super. jdu ne dojdus fil’ma

  • mac написал 1 декабря 2009, 23:02

    Книга сссссссссссссссссссупер!!! мне, моей девушке оооооочень понравилась!!!!)))) теперь хочу скачать фильм и посмотреть) правда отзывы не очень на то что фильм отличается сильно(

  • kuka написал 1 декабря 2009, 16:26

    Книжку можно скачать в интернете:-) Я скачивала, если хочешь, оставь почту, я тебе вышлю ;-)

  • yulya написал 1 декабря 2009, 16:15

    книга мне совсем не понравилась, я ее даже дочитқвать не стала

  • bibika написал 1 декабря 2009, 13:50

    (U nas s podrugoy klichki — kuka i bibika :))

  • kuka написал 17 ноября 2009, 16:20

    Книга потрясла меня! Надеюсь фильм произведет такой же эффект!!!

Цемент

Рядом с домом мальчика стояла стройка МАДИ. Он очень любил ходить туда с другом. Там он чувствовал себя свободно и отдыхал от бабушки. Но она запрещала ему ходить туда. Попасть на территорию МАДИ мальчик мог только тайком, когда его выпускали погулять во дворе. Убежденная, что мальчик страшно больной, бабушка шесть раз в день выносила ему гомеопатический препарат. Однажды она не нашла его во дворе. Мальчишки, услышав разъяренный крик, примчались к ней. Тем не менее это не спасло Сашу. Она увидела, что мальчик вспотел, а это было страшной «провиной», после которой следовал выговор с причитаниями и переодевание.

Как-то Саша с другом убегал от старших ребят и провалился в яму с цементом. Бешеному возмущению бабушки не было предела, она проклинала и желала внуку «утонуть в следующий раз в цементе полностью».

Из-за безумной сердобольности бабушки и ее обзываний вахтерши во дворе Сашу называли «савельевским идиотом».

Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом», краткое содержание которого мы рассматриваем, — его самое известное произведение) показывает много смешных и грустных ситуаций, произошедших с мальчиком. Судьба будто сама пытается показать бабушке, что она действует неправильно.

Роман Виктюк сказал мне: «Мой ребенок»

— Вам ведь доводилось работать с режиссером Романом Виктюком в начале его карьеры. Каким он тогда был? И каким вы запомнили Анатолия Эфроса — режиссера, с которым вас также свела судьба?

— Я два года отработала в Москве после окончания Школы-студии МХАТ. Роман Григорьевич Виктюк тогда только приехал из Львова в столицу России. Олег Николаевич Ефремов как раз пригласил его в свой театр, и Виктюк ставил с молодежной частью труппы спектакль по пьесе «Муж и жена снимут комнату» очень модного тогда драматурга Михаила Рощина.

Роман Григорьевич тогда еще ходил в одном и том же пиджаке. Но работал он точно также, как он это делал потом, со своими знаменитыми фразами: «Чичирка! Детка, манюрку давай», «Гениально». Он сразу же заводил всех нас. Работать было безумно интересно — непонятно, непривычно, но мы просто шли за ним и все.

Тогда Олег Николаевич пригласил и режиссера Анатолия Васильева, который целиком ставил «Пир во время чумы».

А потом я попала в спектакль «Эшелон» к Анатолию Васильевичу Эфросу. Там было много женских ролей и всего одна мужская. В постановке я  играла беременную Тамару – это была самая блеклая роль в спектакле. Тогда я хотела сыграть такую боевую, любящую поддать героиню. Я думала: «Вот же моя роль».

Для Анатолия Васильевича была важна атмосфера репетиций. Кстати, любой звук, даже звук упавшей ложки, мог нарушить ее. Помню, шла одна сцена, и вдруг Слава Невинный сказал: «Анатолий Васильевич, я хотел у вас спросить…»  А Эфрос закричал: «Слава! Я вас сейчас убью».

Помню, как Толя взял в свой спектакль мелодию: «Сыграй мне лунную рапсодию». А потом Петр Фоменко использовал ее в постановке «Таня — Таня», из-за чего я не могла смотреть ее. Потому что у Эфроса эта мелодия шла лейтмотивом всей постановки. Это все, конечно, было очень давно.

С Романом Виктюком мы потом встретились еще раз. Помню, я пришла к Роману Григорьевичу за кулисы после его спектакля «Мандельштам». А он сказал: «Мой ребенок», вель он еще помнил меня 23-летней. А потом я узнала, что Роман Григорьевич всех своих артистов называл: «Мои дети».

Ему было важно, что я скажу про спектакль. Он тогда уже был не очень здоров

Завершение повести

В этом рассказе от имени мальчика читатель узнает истоки столь необычного, сюрреалистического названия повести.

Автор его — Саша Савельев. Запуганный бабушкиными причитаниями и пожеланиями смерти, мальчик был уверен, что вскоре умрет. Смерть виделась ему чем-то ужасающе неотвратимым, жутким. Он страшно боялся ее. И однажды решил, что самим лучшим местом для его захоронения будет не кладбище, а «за плинтусом» в маминой квартире. Чтобы он лежал там и смотрел, как ходит мама, видел ее каждый день.

Конфликт между мамой и бабушкой маленького Саши в повести нарастает к концу. Однажды мама приходит и забирает Сашу. Вместе с мужем они дают понять бабушке, что не отдадут ей своего сына. Саша остается с мамой, а бабушка умирает…

Так завершил «Похороните меня за плинтусом» Санаев П. (краткое содержание нескольких рассказов см. выше). Повесть очень неоднозначна и вызывает гамму чувств. Стиль и язык повествования будто погружают нас в мир детства. Но детства не счастливого, а ужасающего, сюрреалистического, сплошь перекопанного лопатами бабушкиного цинизма и безумной, испепеляющей любви, которую таковой назвать трудно. Повесть, несомненно, стоит почитать целиком, но это не книга, которой принято наслаждаться за чашкой чая.

ЧЕСТНОСТЬ

Непозволительная, «предельная» честность во взаимоотношениях с окружающими, доступная только окончательно разложившейся личности. Ведь что происходит? Бабушка, спасая внука от многочисленных болезней (причиной которых во многом она сама), уже не имеет душевных сил на лицемерное отношение к «вечно болящему» и потому режет правду-матку, потчуя сознание ребенка замечательными определениями — «гнилье», «падаль», «сволочь» и так далее.

При этом патологичность ситуации проявляется еще и в том, что «в норме» именно сильно болеющие дети являются в семье главными манипуляторами, а в нашем случае эту роль безапелляционно монополизировала бабушка, которая и есть «самый больной ребенок». Недаром она закатывает ему граничащую с ночным кошмаром «детскую» истерику (валится на пол, орет, царапает себе лицо), вынуждая 7-летнего мальчика занять по отношению к себе утешающую позицию взрослого мужчины.

В результате бабушка упорно пытается создать с внуком симбиотическую, то есть исключающую возможность существования друг без друга, связь («Я умру, и ты умрешь»). При этом она не видит в Саше продолжение себя в будущем, пытаясь использовать его «здесь и сейчас», как инструмент, как оружие, как вещь.

По большому счету бабушка в воспитании Саши совершает фактически единственную ошибку и единственное же преступление — проецируя на внука свои конфликтные взаимоотношения с дочерью, она требует от ребенка не просто проявления «союзнической» позиции, а осуществления выбора между нею и матерью. А дети такие вещи не прощают!

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

ЛЮБОВЬ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Поскольку вся эта история снята в жанре фильма-воспоминания, существуют два больших соблазна. С одной стороны, ограничиться в объяснении происходящего психиатрическим диагнозом бабушки и алкогольной созависимостью дочери. А с другой — увидеть в этом повествовании очередную «чернуху» на советские времена и свести все к «объективным обстоятельствам» — мол, при Союзе все так жили.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

В обоих случаях картинка получится, мягко говоря, неполной.

Так что договоримся сразу — антисемитизм стариков, психиатрию бабушки, дедушкино звание народного артиста СССР и диссидентские замашки Толика-алкоголика можно смело выносить за «скобки» происходящего.

Итак, начнем, конечно же, с бабушки.

Во-первых, как поется в известной песенке: «Отц-тоц-первертоц, бабушка здорова!» «Пограничненькая», конечно (то есть бабуля находится на грани нормы и патологии), но здоровая старушенция, масштабностью своего образа и роковыми последствиями деяний вполне достойная занять место в ряду знаменитых отечественных литературных персонажей: старой графини из пушкинской «Пиковой дамы», старухи-процентщицы Федора Достоевского и прочих обитателей этого виртуального дома престарелых, вплоть до «Старухи» Хармса. Вот только вместо песенного компота («Отц-тоц-первертоц, кушает компот!») наша героиня с аппетитом поглощает самых близких ей людей. Честно говоря, поражает убедительность этого образа — ничего лишнего, все логично, последовательно и страшно…

Что произошло с этим существом с тонкой душевной организацией, бывшей актрисой, что весь ее талант, вся жизнь ее посвящена теперь единственной цели — борьбе не на жизнь, а на смерть с самыми близкими людьми — дочерью, мужем и внуком?

Можно бы было попытаться все списать на тяжелую жизнь и потерю первенца, если бы не несколько раз подчеркиваемое в сюжете «актерство» бабушки, которое она сознательно использует для манипуляции. Похоже, что бабушка в какой-то момент сочла свои страдания настолько невыносимыми, что приватизировала право не только страдать самой, но и вовлекать в это страдание окружающих.

Таким образом, бабушка адаптировалась, выжила, преодолела свою беспомощность ценой того, что она всех вокруг сделала беспомощными. При этом она продолжает жить в режиме выживания. Отсюда патологическая жадность, боязнь перемен, подозрительность и мизантропия. Если перефразировать Эриха Фромма, это не выживание «для», а выживание «от», ну или точнее — «за счет». Энергию бабушка черпает в том, что беспрерывно навязывает окружающим чувство вины, тем самым делая их зависимыми и беспомощными, а потом за эту самую беспомощность она их и «распинает».

В результате длительного применения такого оригинального способа адаптации у бабушки возникает несколько сквозных жизненных тем.

История создания

Павел Санаев пробовал писать ещё в школьные годы. Началось всё с рассказов, а если копнуть глубже, то сподвиг его на это упрёк отчима в его безделии.

Сам Павел говорил, что имеет законное право лоботрясничать, раз пишет. Родители, гости, которым давались читать рассказы, находили их забавными. Из этих рассказов в будущем состоялась книга “Похороните меня за плинтусом”.

Правда, это произошло не скоро, только после окончания театрального училища. Именно тогда стало ясно, каким образом лучше написать текст. Текст рабочий, чтобы был читаем.

Само написание книги заняло почти три года. Поначалу рукопись пролежала в столе больше года до публикации в “Октябре”. Лишь в 2007 году она приобрела большую популярность.

О чем фильм

Описание содержания фильма “Похороните меня за плинтусом”. В центре сюжета 8-летний мальчик Саша Савельев.  Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. У матери новый муж, и поэтому бабушка называет ее “беспутной”. Бабушка – властная, грозная, настоящий деспот – и мама борются за Сашу, чем буквально рвут его на части.

Александр Дробитько в роли Саши Савельева, Алексей Петренко в роли дедушки. Кадр из фильма.

Фильм “Похороните меня за плинтусом” снят по одноименной повести Павла Санаева. Он же выступил в качестве сценариста картины.

Большую часть детства он жил в семье своего дедушки, советского актера Всеволода Санаева. Когда Павлу исполнилось 11 лет, мама забрала его к себе. Его отчимом стал знаменитый артист и режиссер Ролан Быков, оказавший на него большое влияние.

Еще в детстве Павел начал писать рассказы о тяжелой жизни с бабушкой и дедушкой. Окончив вуз, он отредактировал их и оформил в повесть, которую назвал “Похороните меня за плинтусом”. Книгу Санаев посвятил своему отчиму.

Саша Савельев – спокойный, задумчивый мальчик. Но, по мнению его бабушки, Нины Антоновны, женщины с неустойчивой психикой, его нужно исправлять.

Ее противоестественная любовь к внуку выражается в гиперопеке, неоправданной строгости и постоянных оскорблениях. По ее мнению, Саша не просто тяжело болен – у него целый букет опасных “болячек”. Даже обычную процедуру купания бабушка считает крайне опасной для его хрупкого здоровья. Мальчик редко ходит в школу: он то и дело подхватывает простуду, и усиленно – разумеется, под контролем бабушки – лечится. Нина Антоновна сама занимается Сашиной учебой: узнает задания в школе, следит за их выполнением и ругательски ругает за любые ошибки.

Светлана Крючкова исполнила роль бабушки Нины Антоновны. Кадр из фильма.

Как-то раз бабушка обронила фразу, что со своими болезнями Саша не доживет и до шестнадцати. С тех пор мальчик, который превратился в настоящего ипохондрика, жил в ожидании смерти.

Однажды Саша подумал о том, что после смерти хотел бы лежать не на кладбище, а в маминой квартире, за плинтусом — чтобы больше никогда с ней не расставаться.

Мотивация героя

Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня. На какой стадии находится Саша Савельев?

Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.

Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.

Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.

Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид отбирает генетически схожих людей для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

… содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает …

Смысл фильма

Центром картины “Похороните меня за плинтусом” является взаимоотношения бабушки Нины, ее дочери и Сашеньки. На первый взгляд кажется, что бабушка однозначно плохая, мама – однозначно хорошая, а Саша – классическая жертва ситуации.

Однако с бабушкой не все так просто. В прошлом она потеряла ребенка, а с мужем у нее были очень невыстроенные отношения. Для него она была не женой, а скорее партнером – кем-то вроде главбуха на фирме: вроде бы и пора его уволить, но без него все развалится – на нем “завязаны” все дела компании, и он обладает колоссальным опытом.

Кадр из фильма.

Однако, эмоциональной связи между супругами не было – а ведь она очень важна, особенно для человека с таким истероидным характером, как Нина Антоновна.

Бабушка любит шоу. Ей нужен концерт, эмоции – зритель, в конце концов. В качестве зрителя она изначально выбрала дочь, Ольгу. Но жить с такой матерью, естественно, невозможно, и Ольга сбежала от нее замуж.

Сама Ольга – персонаж достаточно инфантильный. С одной стороны, она скучает по Саше, мечтает забрать его к себе и вроде бы любит. Но смысл всех ее действий не в любви – многие зрители в своих разборах отметили, что она просто мучается чувством вины. А также – на конкуренции со своей матерью. Она хочет доказать Нине Антоновне, что она не такая уж и плохая, как та о ней думает.

Константин Воробьёв в роли пьяницы Толика, Мария Шукшина в роли Ольги, мамы Саши. Кадр из фильма.

Страдая от нехватки любви, бабушка пытается привязать к себе эмоционально хоть кого-нибудь. И ее жертвой становится маленький Саша. Она внушает ему мысль, что он насквозь больной, что он урод, что он ходячее недоразумение. Она утверждает, что он никогда никому не будет нужен. Никому, кроме нее.

Все это она говорит с конкретной целью – удержать, привязать к себе. Она ведь прекрасно понимает, что еще немного, и мальчик подрастет, а значит – убежит от нее, как и его мать. Поэтому она внушает ему еще и чувство вины – ведь именно она ухаживает за ним, больным и убогим; она жертвует ради него всем, она отдала ему всю себя.

В чем-то бабушка все-таки была права. Саша оказался не нужен родной матери. Огромное значение здесь имеет мизансцена на похоронах Нины Антоновны

Саша прильнул к матери, но та повела себя с ним достаточно холодно.  Мальчик почувствовал это, и, прекрасно понимая, как он может привлечь к себе ее внимание, сказал, что знает, где бабушка хранила все свои деньги. Уловка сработала

Холодность Ольги понять можно: пока Саша жил у матери, он был ей интересен – ведь всеми неприятными процедурами, связанными с его здоровьем, занималась именно Нина Антоновна. Мать была для Ольги козлом отпущения. Но когда ее не стало, Ольга поняла, что теперь заботиться о Саше придется ей… Как она будет относиться к нему? Примерно так же, как бабушка.

Так о чем же картина? Суть фильма максимально проста: цените, что имеете. Ценить нужно и своих родителей, и крышу над головой. А еще нужно постоянно помнить о Саше Савельеве. Ведь он встречается не только в этом фильме и картинах со схожей идеей. Саши Савельевы живут во многих семьях постсоветского пространства – это воплощение ребенка, отчаянно ищущего материнскую любовь.

Кадр из фильма.

Трансформация героя на протяжении событий фильма

Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка. Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.

Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков. Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.

Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.

«Я знаю русский характер так, как его никто не знает»

— Светлана Николаевна, как в вашем репертуаре появился спектакль «Игрок»?  

— Сценарии и программу своих юбилеев я обычно пишу сама. Каждые пять лет зрители должны знать, что я сделала нового, что я не стояла на одном месте, не бегала, как белка в колесе, а сделала вот это, это и это. И я сказала Роману (режиссер Роман Мархолиа — прим. ред.) : «Рома, грядет мой юбилей. Давай что-нибудь к нему организуем». Сначала он предложил западную пьесу, но я ответила : «Давай возьмем русское, потому что так как я знаю русский характер, так его никто не знает».

А у меня же родственники французы (старший сын Светланы Крючковой  Дмитрий женат на француженке — прим. ред.). Мы ничего про них не понимаем, они иначе встают с постели, берут стакан, они совершенно иные. У них и все реакции другие. Ни одна иностранка не сможет сыграть Раневскую и сказать: «Серебра нет, вот вам золотой». Сначала была замужем за одним алкоголиком, потом у нее появился второй. Никакого расчета – все по сердцу и душе.

Но вернемся к спектаклю. Буквально через день Роман пришел ко мне со словами: «А давай поставим «Игрока» Достоевского». Я согласилась, потому что верю ему. У Романа есть одно удивительное качество – он очень меня чувствует. Я прихожу на первую репетицию и не имею понятия, как это играть. Я не тащу за собой груз штампов, а полностью отдаюсь в руки режиссера.

Однажды Рома сказал: «Светлана Николаевна, нужно выучить песню группы Rammstejn». А я ответила: «Рома, ты сошел с ума? Я не смогу этого сделать». Конечно, песня шла очень тяжело. Тогда у меня возникли проблемы со здоровьем, и нужно было ехать в Германию».

И на три месяца я осталась там на лечение и постоянно разучивала композицию. Например, садясь в машину, я обычно говорила: «Я буду петь вам песню» И каждый раз делала это, глядя в листочек и понимая, что я ее не выучу.

Вдруг в конце моего пребывания в Германии у меня в голове что-то щелкнуло. Неожиданно все встало на свои места, и теперь я понимаю смысл каждого слова, о чем я говорю и про что пою.

Если мы, режиссер и актриса, открыты друг другу, то родится «красивый ребенок». А если начнется: подвинь руку, переставь ногу, переключи свет, то ничего не будет. Вот такое у меня деликатное партнерство с Романом.

— А вам самой не доводилось играть в казино?

— Во время съемок фильма «Старые клячи» мы были в казино, на Ленинградском шоссе. Но настоящие страсти я увидела, когда меня приглашали на культурный форум в Баден-Баден. Там было казино с самой разнообразной публикой: от учительниц, которые весь год копят на поездку, до проституток и влиятельных бизнесменов.

И вот мы со Светой Дружининой (режиссер Светлана Дружинина — прим. ред.), она тоже большая авантюристка, пробились в это казино. Ощущения я вам скажу…

Вот стол, а за столом как на баскетбольном матче сидит судья — человек, наблюдающий за происходящим. Если он видит, что кто-то зарывается, у него «дымят» нервы, а его эмоции начинают преобладать над здравым смыслом, он этого человека оттуда убирает. Мне показали диван, на котором застрелился игрок, проигравший все.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Насилие, жестокость, нелюбовь: смысл фильма «похороните меня за плинтусом»

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОКЛЯТИЕ

Вообще-то, первый «сбой» модель бабушкиного воспитания дала еще на маме Оле, которая вполне закономерно выросла человеком зависимым, но умудрилась при этом не только реализовать свою протестную природу, но и каким-то чудом дважды вырвалась из заботливых объятий бабушки замуж, оставив в заложниках сына Сашу. А бабушке осталось только злобствовать, совместно с дедушкой молчаливо наблюдая за «грехопадением» бестолковой «дочки-матери», и настраивать против «отступницы» ее сына. При этом престарелые супруги воспринимают жизнь дочери исключительно как укор за то, что «проморгали» красавицу, а теперь уже ее поздно воспитывать, но они честно пытаются. Кстати, бабушка так и не озвучивает, какие такие ее надежды не оправдала дочь.

И вот тут на сцене появляются мнимые «антиподы» стариков — парочка мама Оля и Толик-алкоголик, отставная актриса без определенных занятий и алкаш-художник. Замечательные они в том смысле, что являют собой яркий пример созависимых интеллигентских отношений, то есть мутную смесь инфантильности, беспомощности, неизбывной тяги к высокому и алкоголизма. При этом остатки демонстрируемой ими нравственной свободы четко отрегулированы бедностью существования, а способность «совершить поступок» проявляет себя только в логике затянувшегося подросткового кризиса. Потому как и покупка Саше железной дороги на вырученные от продажи чужого бинокля деньги, и демонстративное возвращение деду Савельеву купленной за его же деньги дубленки, несмотря на весь кажущийся пафос происходящего, вдребезги разбиваются об один маленький факт — Оля и Толя давно уже живут за дедушкины деньги. И на поверку являются такой же неотъемлемой частью созданной бабушкой созависимой системы семейных отношений, как и вечно виноватый перед супругой народный артист.

По большому счету вся эта история являет собой подробный экскурс по извращенным, неуклюжим способам проявления любви. Дед на словах ненавидит дочь, а на деле помогает ей деньгами. Бабка ненавидит всех и обожает внука, но больше всего любит себя. Мама Оля любит Сашу, но связана по рукам и ногам усвоенным с детства мифом о собственной никчемности, Толик любит Олю, но неспособен справиться со своим диагнозом. И только маленький Саша действительно способен на подвиг ради любимой мамы.

Приглашаем на живые онлайн-вебинары:

Тренинг для развития внутренних ресурсов

Кстати, замечателен и уход бабушки, которая в какой-то момент «заигралась» и не рассчитала степень своего морального падения, за что, продемонстрировав на прощанье своим потомкам оголенную задницу, честно поплатилась жизнью.

При этом своею смертью она фактически поставила большой вопросительный знак в дальнейшей судьбе всех выживших персонажей. Удастся ли им преодолеть себя? И насколько сильнее здравого смысла окажутся плоды бабушкиного воспитания?

Впрочем, ростки выздоровления посажены в душу Саши самой бабушкой: равнодушие — очень сильное лекарство.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Маленький Саша Савельев и его мама

Мама Саши, Ольга, первый раз вышла замуж, чтобы вырваться из невыносимой домашней обстановки, сбежать от контроля. У Оли не было воли противостоять темпераменту матери. Потом она встретила Анатолия, мать осудила её за это и силой забрала внука. Нина Антоновна говорит дочери, что она не имеет права растить ребёнка.

С тех пор весь свой пыл бабушка обрушила на внука. Её любовь к ребенку можно сравнить только с эмоциональным вампиризмом. Саша стал запуган, развитие затормозилось. Мальчик ослабел, его мучают страхи смерти и потери мамы. Саша не любит свою бабушку. Встречи с мамой были для ребёнка настоящим вдохновением. Сколько раз Ольга пыталась вернуть сынишку, столько раз его у неё отбирали (грубо и настырно). Свидания с мамой стали для Саши тропинкой, выводящей его из страха в любовь.

Последние комментарии (15)

  • живая написал 15 февраля 2010, 18:18

    Очень поучительное произведение!!! Ужас в котором воспитывают детей… потом удивляемся почему мир таков каков он есть!
    Пособие для родителей «как не надо обращаться с людьми» читала первую страницу с улыбкой а потом с нарастающим ужасом …дочитала чтобы знать чем кончится…кто то скажет «жестоко» но слава богу Бабка умерла… не догубила ребенка

  • Лина написал 11 февраля 2010, 16:32

    Книгу не читала.
    Но фильм на столько меня потряс. Он сумасшедший. Он трогательный. Он злой и добрый одновременно. Он полон противоречий….
    Собираюсь прочесть книгу. очень надеюсь, что она оставит столько же впечатлений….

  • olga написал 2 января 2010, 22:24

    книга супер,читала на одном дыхании!в конце аж слезу вышибает.из тех,что заставляют задуматься…фильм посмотрю обязательно.

  • mac написал 12 декабря 2009, 20:36

    Посмотрел фильм и был УЖАСНО разочарован!!!!((( Ужас фильм перевернул книгу с ног на голову( еле как досмотрел и то из-за того что хотелось узнать чем кончится…. моя оценка 2 по 5 бальной шкале. и то 1 за подборку актёров, частично показ фрагментов из книги в плоть до диалогов ну и за игру отсавшийся 1 балл.

  • potolok написал 10 декабря 2009, 15:45

    книжка — ниже плинтуса, как по стилю, так и по содержанию. 99% что и фильм такое же г%но

  • Старуха Изергиль написал 8 декабря 2009, 01:03

    Фильм пронзительный. Рыдала все 2 часа, не переставая. Видела воочию свое военное и послевоенное детство. Параллели на каждом шагу, кроме небольших нюансов. Книгу, увы, не читала. Пока. Прочту обязательно. Спасибо всем создателям этого фильма и, ра-зумеется, Павлу Санаеву. Как боготворила его талантливого отчима Ролана Быкова, как преклонялась перед великой любовью его матери Елены Санаевой, так теперь для меня станут волшебными словами ПАВЕЛ САНАЕВ и СЕРГЕЙ СНЕЖКИН.

  • Алёна написал 5 декабря 2009, 15:27

    Ой, а когда его будут показывать на экране? Кто нибудь знает, книга была фантастической! Много прикольных моментов!

  • Ева написал 4 декабря 2009, 23:06

    Книга просто потрясающая с удовольствием посмотрю фильм

  • Amarena написал 2 декабря 2009, 17:10

    kniga prosto super. jdu ne dojdus fil’ma

  • mac написал 1 декабря 2009, 23:02

    Книга сссссссссссссссссссупер!!! мне, моей девушке оооооочень понравилась!!!!)))) теперь хочу скачать фильм и посмотреть) правда отзывы не очень на то что фильм отличается сильно(

  • kuka написал 1 декабря 2009, 16:26

    Книжку можно скачать в интернете:-) Я скачивала, если хочешь, оставь почту, я тебе вышлю ;-)

  • yulya написал 1 декабря 2009, 16:15

    книга мне совсем не понравилась, я ее даже дочитқвать не стала

  • bibika написал 1 декабря 2009, 13:50

    (U nas s podrugoy klichki — kuka i bibika :))

  • kuka написал 17 ноября 2009, 16:20

    Книга потрясла меня! Надеюсь фильм произведет такой же эффект!!!

Цемент

Рядом с домом мальчика стояла стройка МАДИ. Он очень любил ходить туда с другом. Там он чувствовал себя свободно и отдыхал от бабушки. Но она запрещала ему ходить туда. Попасть на территорию МАДИ мальчик мог только тайком, когда его выпускали погулять во дворе. Убежденная, что мальчик страшно больной, бабушка шесть раз в день выносила ему гомеопатический препарат. Однажды она не нашла его во дворе. Мальчишки, услышав разъяренный крик, примчались к ней. Тем не менее это не спасло Сашу. Она увидела, что мальчик вспотел, а это было страшной «провиной», после которой следовал выговор с причитаниями и переодевание.

Как-то Саша с другом убегал от старших ребят и провалился в яму с цементом. Бешеному возмущению бабушки не было предела, она проклинала и желала внуку «утонуть в следующий раз в цементе полностью».

Из-за безумной сердобольности бабушки и ее обзываний вахтерши во дворе Сашу называли «савельевским идиотом».

Павел Санаев («Похороните меня за плинтусом», краткое содержание которого мы рассматриваем, — его самое известное произведение) показывает много смешных и грустных ситуаций, произошедших с мальчиком. Судьба будто сама пытается показать бабушке, что она действует неправильно.

Роман Виктюк сказал мне: «Мой ребенок»

— Вам ведь доводилось работать с режиссером Романом Виктюком в начале его карьеры. Каким он тогда был? И каким вы запомнили Анатолия Эфроса — режиссера, с которым вас также свела судьба?

— Я два года отработала в Москве после окончания Школы-студии МХАТ. Роман Григорьевич Виктюк тогда только приехал из Львова в столицу России. Олег Николаевич Ефремов как раз пригласил его в свой театр, и Виктюк ставил с молодежной частью труппы спектакль по пьесе «Муж и жена снимут комнату» очень модного тогда драматурга Михаила Рощина.

Роман Григорьевич тогда еще ходил в одном и том же пиджаке. Но работал он точно также, как он это делал потом, со своими знаменитыми фразами: «Чичирка! Детка, манюрку давай», «Гениально». Он сразу же заводил всех нас. Работать было безумно интересно — непонятно, непривычно, но мы просто шли за ним и все.

Тогда Олег Николаевич пригласил и режиссера Анатолия Васильева, который целиком ставил «Пир во время чумы».

А потом я попала в спектакль «Эшелон» к Анатолию Васильевичу Эфросу. Там было много женских ролей и всего одна мужская. В постановке я  играла беременную Тамару – это была самая блеклая роль в спектакле. Тогда я хотела сыграть такую боевую, любящую поддать героиню. Я думала: «Вот же моя роль».

Для Анатолия Васильевича была важна атмосфера репетиций. Кстати, любой звук, даже звук упавшей ложки, мог нарушить ее. Помню, шла одна сцена, и вдруг Слава Невинный сказал: «Анатолий Васильевич, я хотел у вас спросить…»  А Эфрос закричал: «Слава! Я вас сейчас убью».

Помню, как Толя взял в свой спектакль мелодию: «Сыграй мне лунную рапсодию». А потом Петр Фоменко использовал ее в постановке «Таня — Таня», из-за чего я не могла смотреть ее. Потому что у Эфроса эта мелодия шла лейтмотивом всей постановки. Это все, конечно, было очень давно.

С Романом Виктюком мы потом встретились еще раз. Помню, я пришла к Роману Григорьевичу за кулисы после его спектакля «Мандельштам». А он сказал: «Мой ребенок», вель он еще помнил меня 23-летней. А потом я узнала, что Роман Григорьевич всех своих артистов называл: «Мои дети».

Ему было важно, что я скажу про спектакль. Он тогда уже был не очень здоров

Завершение повести

В этом рассказе от имени мальчика читатель узнает истоки столь необычного, сюрреалистического названия повести.

Автор его — Саша Савельев. Запуганный бабушкиными причитаниями и пожеланиями смерти, мальчик был уверен, что вскоре умрет. Смерть виделась ему чем-то ужасающе неотвратимым, жутким. Он страшно боялся ее. И однажды решил, что самим лучшим местом для его захоронения будет не кладбище, а «за плинтусом» в маминой квартире. Чтобы он лежал там и смотрел, как ходит мама, видел ее каждый день.

Конфликт между мамой и бабушкой маленького Саши в повести нарастает к концу. Однажды мама приходит и забирает Сашу. Вместе с мужем они дают понять бабушке, что не отдадут ей своего сына. Саша остается с мамой, а бабушка умирает…

Так завершил «Похороните меня за плинтусом» Санаев П. (краткое содержание нескольких рассказов см. выше). Повесть очень неоднозначна и вызывает гамму чувств. Стиль и язык повествования будто погружают нас в мир детства. Но детства не счастливого, а ужасающего, сюрреалистического, сплошь перекопанного лопатами бабушкиного цинизма и безумной, испепеляющей любви, которую таковой назвать трудно. Повесть, несомненно, стоит почитать целиком, но это не книга, которой принято наслаждаться за чашкой чая.

ЧЕСТНОСТЬ

Непозволительная, «предельная» честность во взаимоотношениях с окружающими, доступная только окончательно разложившейся личности. Ведь что происходит? Бабушка, спасая внука от многочисленных болезней (причиной которых во многом она сама), уже не имеет душевных сил на лицемерное отношение к «вечно болящему» и потому режет правду-матку, потчуя сознание ребенка замечательными определениями — «гнилье», «падаль», «сволочь» и так далее.

При этом патологичность ситуации проявляется еще и в том, что «в норме» именно сильно болеющие дети являются в семье главными манипуляторами, а в нашем случае эту роль безапелляционно монополизировала бабушка, которая и есть «самый больной ребенок». Недаром она закатывает ему граничащую с ночным кошмаром «детскую» истерику (валится на пол, орет, царапает себе лицо), вынуждая 7-летнего мальчика занять по отношению к себе утешающую позицию взрослого мужчины.

В результате бабушка упорно пытается создать с внуком симбиотическую, то есть исключающую возможность существования друг без друга, связь («Я умру, и ты умрешь»). При этом она не видит в Саше продолжение себя в будущем, пытаясь использовать его «здесь и сейчас», как инструмент, как оружие, как вещь.

По большому счету бабушка в воспитании Саши совершает фактически единственную ошибку и единственное же преступление — проецируя на внука свои конфликтные взаимоотношения с дочерью, она требует от ребенка не просто проявления «союзнической» позиции, а осуществления выбора между нею и матерью. А дети такие вещи не прощают!

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

ЛЮБОВЬ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Поскольку вся эта история снята в жанре фильма-воспоминания, существуют два больших соблазна. С одной стороны, ограничиться в объяснении происходящего психиатрическим диагнозом бабушки и алкогольной созависимостью дочери. А с другой — увидеть в этом повествовании очередную «чернуху» на советские времена и свести все к «объективным обстоятельствам» — мол, при Союзе все так жили.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

В обоих случаях картинка получится, мягко говоря, неполной.

Так что договоримся сразу — антисемитизм стариков, психиатрию бабушки, дедушкино звание народного артиста СССР и диссидентские замашки Толика-алкоголика можно смело выносить за «скобки» происходящего.

Итак, начнем, конечно же, с бабушки.

Во-первых, как поется в известной песенке: «Отц-тоц-первертоц, бабушка здорова!» «Пограничненькая», конечно (то есть бабуля находится на грани нормы и патологии), но здоровая старушенция, масштабностью своего образа и роковыми последствиями деяний вполне достойная занять место в ряду знаменитых отечественных литературных персонажей: старой графини из пушкинской «Пиковой дамы», старухи-процентщицы Федора Достоевского и прочих обитателей этого виртуального дома престарелых, вплоть до «Старухи» Хармса. Вот только вместо песенного компота («Отц-тоц-первертоц, кушает компот!») наша героиня с аппетитом поглощает самых близких ей людей. Честно говоря, поражает убедительность этого образа — ничего лишнего, все логично, последовательно и страшно…

Что произошло с этим существом с тонкой душевной организацией, бывшей актрисой, что весь ее талант, вся жизнь ее посвящена теперь единственной цели — борьбе не на жизнь, а на смерть с самыми близкими людьми — дочерью, мужем и внуком?

Можно бы было попытаться все списать на тяжелую жизнь и потерю первенца, если бы не несколько раз подчеркиваемое в сюжете «актерство» бабушки, которое она сознательно использует для манипуляции. Похоже, что бабушка в какой-то момент сочла свои страдания настолько невыносимыми, что приватизировала право не только страдать самой, но и вовлекать в это страдание окружающих.

Таким образом, бабушка адаптировалась, выжила, преодолела свою беспомощность ценой того, что она всех вокруг сделала беспомощными. При этом она продолжает жить в режиме выживания. Отсюда патологическая жадность, боязнь перемен, подозрительность и мизантропия. Если перефразировать Эриха Фромма, это не выживание «для», а выживание «от», ну или точнее — «за счет». Энергию бабушка черпает в том, что беспрерывно навязывает окружающим чувство вины, тем самым делая их зависимыми и беспомощными, а потом за эту самую беспомощность она их и «распинает».

В результате длительного применения такого оригинального способа адаптации у бабушки возникает несколько сквозных жизненных тем.

История создания

Павел Санаев пробовал писать ещё в школьные годы. Началось всё с рассказов, а если копнуть глубже, то сподвиг его на это упрёк отчима в его безделии.

Сам Павел говорил, что имеет законное право лоботрясничать, раз пишет. Родители, гости, которым давались читать рассказы, находили их забавными. Из этих рассказов в будущем состоялась книга “Похороните меня за плинтусом”.

Правда, это произошло не скоро, только после окончания театрального училища. Именно тогда стало ясно, каким образом лучше написать текст. Текст рабочий, чтобы был читаем.

Само написание книги заняло почти три года. Поначалу рукопись пролежала в столе больше года до публикации в “Октябре”. Лишь в 2007 году она приобрела большую популярность.

О чем фильм

Описание содержания фильма “Похороните меня за плинтусом”. В центре сюжета 8-летний мальчик Саша Савельев.  Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери. У матери новый муж, и поэтому бабушка называет ее “беспутной”. Бабушка – властная, грозная, настоящий деспот – и мама борются за Сашу, чем буквально рвут его на части.

Александр Дробитько в роли Саши Савельева, Алексей Петренко в роли дедушки. Кадр из фильма.

Фильм “Похороните меня за плинтусом” снят по одноименной повести Павла Санаева. Он же выступил в качестве сценариста картины.

Большую часть детства он жил в семье своего дедушки, советского актера Всеволода Санаева. Когда Павлу исполнилось 11 лет, мама забрала его к себе. Его отчимом стал знаменитый артист и режиссер Ролан Быков, оказавший на него большое влияние.

Еще в детстве Павел начал писать рассказы о тяжелой жизни с бабушкой и дедушкой. Окончив вуз, он отредактировал их и оформил в повесть, которую назвал “Похороните меня за плинтусом”. Книгу Санаев посвятил своему отчиму.

Саша Савельев – спокойный, задумчивый мальчик. Но, по мнению его бабушки, Нины Антоновны, женщины с неустойчивой психикой, его нужно исправлять.

Ее противоестественная любовь к внуку выражается в гиперопеке, неоправданной строгости и постоянных оскорблениях. По ее мнению, Саша не просто тяжело болен – у него целый букет опасных “болячек”. Даже обычную процедуру купания бабушка считает крайне опасной для его хрупкого здоровья. Мальчик редко ходит в школу: он то и дело подхватывает простуду, и усиленно – разумеется, под контролем бабушки – лечится. Нина Антоновна сама занимается Сашиной учебой: узнает задания в школе, следит за их выполнением и ругательски ругает за любые ошибки.

Светлана Крючкова исполнила роль бабушки Нины Антоновны. Кадр из фильма.

Как-то раз бабушка обронила фразу, что со своими болезнями Саша не доживет и до шестнадцати. С тех пор мальчик, который превратился в настоящего ипохондрика, жил в ожидании смерти.

Однажды Саша подумал о том, что после смерти хотел бы лежать не на кладбище, а в маминой квартире, за плинтусом — чтобы больше никогда с ней не расставаться.

Мотивация героя

Для того, чтобы понять, какие силы движут поступками героя, обратимся к теории мотивации А.Маслоу.Абрахам Маслоу был основателем гуманистической психологии, поскольку одним из первых стал изучать психическое здоровье индивида, его ценности и способность к самоактуализации, воспринимая человека как структуру, готовую к самосовершенствованию, а не что-то заведомо данное. Согласно теории мотивации, индивид не может перейти к высшей стадии (самоактуализации) пока не удовлетворит потребности низшего уровня. На какой стадии находится Саша Савельев?

Несмотря на то, что Нина Антоновна всячески опекает внука, окружая его чрезмерной опекой о здоровье, мальчик не чувствует себя в безопасности, поскольку боится собственной бабушки. Однако потребность в безопасности может быть удовлетворена, если ребенок находится наедине с матерью, поскольку, как отмечает Саша, с ней он «ничего не боится». Потребность в любви и принадлежности также удовлетворяется в обществе мамы, ребенку приятны ее объятия, он и сам хочет отдавать любовь, в то время как с бабушкой, он чувствует лишь холод, ему неприятны бабушкины поцелуи, он сравнивает их с чем-то «неприятным и мокрым». Из разного отношения к бабушке и к маме видно, почему Саша убежал в своем время из дома: он хотел освободиться от тяжелого бремени опекунства и стремился побыстрее увидеться с мамой.

Также проанализируем частые мысли о смерти. Герою постоянно внушали, что он самый больной из всех детей, что он скоро покинет этот свет, поэтому, живя в такой атмосфере, мальчик неоднократно задумывался о собственных похоронах. У него была навязчивая идея, чтобы его похоронили за маминым плинтусом, ведь так он даже после смерти мог быть поближе к матери, удовлетворяя потребности в безопасности и любви.

Согласно теории, неудивительно, почему мальчик не был самым талантливым из своих сверстников, почему не занимался споротом или не ездил на мотоциклах, как показывали по телевизору, ведь потребности низшего уровня не были удовлетворены. Нездоровые межличностные отношения с бабушкой не могли удовлетворить потребности в любви, самоуважении и безопасности, а посему не могли приблизить мальчика к психологическому здоровью, что препятствовало самоактуализации.

Рассмотрим альтруистическую мотивацию героя, когда он сбегает из дома. Саша объясняет свой поступок тем, что он хотел «спасти маму», поэтому берет деньги из копилки для нее. Это действо можно объяснить, основываясь на биологическом подходе Дж.Раштона, который предполагает, что индивид отбирает генетически схожих людей для помощи. Это альтруистическое поведение подкреплено эгоистическими началами, поскольку альтруизм полезен для выживания вида (Саша надеется, что однажды вернется к матери).

8 стр., 3751 слов

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

… содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает …

Смысл фильма

Центром картины “Похороните меня за плинтусом” является взаимоотношения бабушки Нины, ее дочери и Сашеньки. На первый взгляд кажется, что бабушка однозначно плохая, мама – однозначно хорошая, а Саша – классическая жертва ситуации.

Однако с бабушкой не все так просто. В прошлом она потеряла ребенка, а с мужем у нее были очень невыстроенные отношения. Для него она была не женой, а скорее партнером – кем-то вроде главбуха на фирме: вроде бы и пора его уволить, но без него все развалится – на нем “завязаны” все дела компании, и он обладает колоссальным опытом.

Кадр из фильма.

Однако, эмоциональной связи между супругами не было – а ведь она очень важна, особенно для человека с таким истероидным характером, как Нина Антоновна.

Бабушка любит шоу. Ей нужен концерт, эмоции – зритель, в конце концов. В качестве зрителя она изначально выбрала дочь, Ольгу. Но жить с такой матерью, естественно, невозможно, и Ольга сбежала от нее замуж.

Сама Ольга – персонаж достаточно инфантильный. С одной стороны, она скучает по Саше, мечтает забрать его к себе и вроде бы любит. Но смысл всех ее действий не в любви – многие зрители в своих разборах отметили, что она просто мучается чувством вины. А также – на конкуренции со своей матерью. Она хочет доказать Нине Антоновне, что она не такая уж и плохая, как та о ней думает.

Константин Воробьёв в роли пьяницы Толика, Мария Шукшина в роли Ольги, мамы Саши. Кадр из фильма.

Страдая от нехватки любви, бабушка пытается привязать к себе эмоционально хоть кого-нибудь. И ее жертвой становится маленький Саша. Она внушает ему мысль, что он насквозь больной, что он урод, что он ходячее недоразумение. Она утверждает, что он никогда никому не будет нужен. Никому, кроме нее.

Все это она говорит с конкретной целью – удержать, привязать к себе. Она ведь прекрасно понимает, что еще немного, и мальчик подрастет, а значит – убежит от нее, как и его мать. Поэтому она внушает ему еще и чувство вины – ведь именно она ухаживает за ним, больным и убогим; она жертвует ради него всем, она отдала ему всю себя.

В чем-то бабушка все-таки была права. Саша оказался не нужен родной матери. Огромное значение здесь имеет мизансцена на похоронах Нины Антоновны

Саша прильнул к матери, но та повела себя с ним достаточно холодно.  Мальчик почувствовал это, и, прекрасно понимая, как он может привлечь к себе ее внимание, сказал, что знает, где бабушка хранила все свои деньги. Уловка сработала

Холодность Ольги понять можно: пока Саша жил у матери, он был ей интересен – ведь всеми неприятными процедурами, связанными с его здоровьем, занималась именно Нина Антоновна. Мать была для Ольги козлом отпущения. Но когда ее не стало, Ольга поняла, что теперь заботиться о Саше придется ей… Как она будет относиться к нему? Примерно так же, как бабушка.

Так о чем же картина? Суть фильма максимально проста: цените, что имеете. Ценить нужно и своих родителей, и крышу над головой. А еще нужно постоянно помнить о Саше Савельеве. Ведь он встречается не только в этом фильме и картинах со схожей идеей. Саши Савельевы живут во многих семьях постсоветского пространства – это воплощение ребенка, отчаянно ищущего материнскую любовь.

Кадр из фильма.

Трансформация героя на протяжении событий фильма

Чтобы посмотреть на трансформацию героя в течение кинокартины, обратимся к теории бихевиоризма, которая тесно связана с именами Д. Уотсона и Э. Торндайка. Согласно этой теории, поведение человека формируется под влиянием внешней среды по формуле: стимул-реакция. Позже была добавлена переменная, вмещающая в себя ценности, нравственные установки, опыт индивида.

Помимо того, что Саша стал более замкнутым и инертным ввиду влияния бабушки (где бабушка – внешняя среда), мальчик привил себе вредные привычки. Например, наслушавшись нецензурных высказываний Нины Антоновны, которых она не стесняется в присутствии родных, Саша стал использовать подобные выражения и в своем лексиконе.Это также можно связать с когнитивной теорией динамики мотивации, согласно которой человек стремится к соответствию информационных потоков. Мальчик понимает, что нецензурные слова –это «плохо» (ведь он использует их по назначению, чтобы высказать свое недовольство), но, видя, как бранится бабушка, Саша перенимает вредные слова от нее, тем самым, снижая уровень когнитивного диссонанса и убеждая себя, что материться есть норма, ведь так делает бабушка.

Действия фильма протекают всего за пару дней, поэтому значительных изменений герой не терпит.

«Я знаю русский характер так, как его никто не знает»

— Светлана Николаевна, как в вашем репертуаре появился спектакль «Игрок»?  

— Сценарии и программу своих юбилеев я обычно пишу сама. Каждые пять лет зрители должны знать, что я сделала нового, что я не стояла на одном месте, не бегала, как белка в колесе, а сделала вот это, это и это. И я сказала Роману (режиссер Роман Мархолиа — прим. ред.) : «Рома, грядет мой юбилей. Давай что-нибудь к нему организуем». Сначала он предложил западную пьесу, но я ответила : «Давай возьмем русское, потому что так как я знаю русский характер, так его никто не знает».

А у меня же родственники французы (старший сын Светланы Крючковой  Дмитрий женат на француженке — прим. ред.). Мы ничего про них не понимаем, они иначе встают с постели, берут стакан, они совершенно иные. У них и все реакции другие. Ни одна иностранка не сможет сыграть Раневскую и сказать: «Серебра нет, вот вам золотой». Сначала была замужем за одним алкоголиком, потом у нее появился второй. Никакого расчета – все по сердцу и душе.

Но вернемся к спектаклю. Буквально через день Роман пришел ко мне со словами: «А давай поставим «Игрока» Достоевского». Я согласилась, потому что верю ему. У Романа есть одно удивительное качество – он очень меня чувствует. Я прихожу на первую репетицию и не имею понятия, как это играть. Я не тащу за собой груз штампов, а полностью отдаюсь в руки режиссера.

Однажды Рома сказал: «Светлана Николаевна, нужно выучить песню группы Rammstejn». А я ответила: «Рома, ты сошел с ума? Я не смогу этого сделать». Конечно, песня шла очень тяжело. Тогда у меня возникли проблемы со здоровьем, и нужно было ехать в Германию».

И на три месяца я осталась там на лечение и постоянно разучивала композицию. Например, садясь в машину, я обычно говорила: «Я буду петь вам песню» И каждый раз делала это, глядя в листочек и понимая, что я ее не выучу.

Вдруг в конце моего пребывания в Германии у меня в голове что-то щелкнуло. Неожиданно все встало на свои места, и теперь я понимаю смысл каждого слова, о чем я говорю и про что пою.

Если мы, режиссер и актриса, открыты друг другу, то родится «красивый ребенок». А если начнется: подвинь руку, переставь ногу, переключи свет, то ничего не будет. Вот такое у меня деликатное партнерство с Романом.

— А вам самой не доводилось играть в казино?

— Во время съемок фильма «Старые клячи» мы были в казино, на Ленинградском шоссе. Но настоящие страсти я увидела, когда меня приглашали на культурный форум в Баден-Баден. Там было казино с самой разнообразной публикой: от учительниц, которые весь год копят на поездку, до проституток и влиятельных бизнесменов.

И вот мы со Светой Дружининой (режиссер Светлана Дружинина — прим. ред.), она тоже большая авантюристка, пробились в это казино. Ощущения я вам скажу…

Вот стол, а за столом как на баскетбольном матче сидит судья — человек, наблюдающий за происходящим. Если он видит, что кто-то зарывается, у него «дымят» нервы, а его эмоции начинают преобладать над здравым смыслом, он этого человека оттуда убирает. Мне показали диван, на котором застрелился игрок, проигравший все.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: