Зарядка для ума. советы геронтолога, как предупредить деменцию

Можно ли заниматься, если у вас болят суставы

При незначительных болях в суставах физическая нагрузка обязательна. Правильно подобранная гимнастика при артрозе приостановит прогрессирование болезни. Особенно эффективны в таких случаях пилатес, йога и растяжки. Ими можно заниматься дома в любое время.

Если вы периодически ощущаете болезненность в суставах:

  • не выполняйте упражнений, во время которых боль усиливается;
  • наденьте на проблемный сустав бандаж, например наколенник или ортез;
  • будьте особенно внимательны к проблемной зоне и не нагружайте ее;
  • обратитесь как можно быстрее к врачу или физиотерапевту, если боль сохраняется, появилась отечность или покраснение.

При артрозе можно делать гимнастику, которую вам подберет специалист

Какую пользу приносит физкультура суставам

Пользу от физической активности сложно недооценить. Если вы регулярно двигаетесь, позвоночник остается активным и питает суставы, важные группы мышц укрепляются, формируется правильный мышечный корсет. Кроме того:

  • активизируется выработка синовиальной жидкости – естественной смазки суставов;
  • рассасываются отеки, которые бывают при воспалениях при артрите;
  • усиливается обращение крови и лимфы, а также окислительные процессы в мышцах.

Во время тренировок в клетках улучшается обмен веществ. Поэтому даже 10-15 минут необременительной гимнастики принесут огромную пользу вашим суставам.

Исследования тренировок с отягощениями средней продолжительности

Под исследованиями средней продолжительности подразумеваются эксперименты, включающие более 3 тренировок, но в общей сложности меньше 24 недель. В работе Fragala et al (18) оценивали влияние УО на пространственное восприятие, а также визуальные и двигательные аспекты времени реакции у 25 мужчин и женщин в возрасте 60 лет или старше в течение 6 недель. Авторы определили пространственное восприятие как компонент когнитивной функции и показали, что время реакции – важный компонент, позволяющий человеку воспринимать окружающую обстановку и правильно реагировать, избегая несчастных случаев. Исследование подразумевало 2 тренировки для пожилых людей в неделю в течение 6 недель, каждое занятие включало 7 или 8 упражнений для верхней и нижней части тела. На каждой тренировке упражнения выполнялись в 3 подходах из 8 – 15 повторений, с регулированием нагрузки (5 – 6 из 10) на основе шкалы воспринимаемого усилия для УО OMNI. Учёные отметили, что механизм, посредством которого УО способствуют улучшению пространственного восприятия, неизвестен. Они пришли к выводу, что УО эффективный путь предотвращения ухудшения или улучшения пространственного восприятия, а также визуального и физического времени реакции у пожилых людей.

В эксперименте  Ozkaya et al (27) определяли влияние аэробной и силовой тренировки на умственную работоспособность у 36 здоровых мужчин и женщин в возрасте 60 – 80 лет в течение 9 недель. Группа аэробных упражнений тренировалась с интенсивностью 70% резерва ЧСС три раза в неделю, начиная с 20 минут ходьбы на первом занятии, которые постепенно увеличивали до 50 минут к третьей неделе. Группа силовой тренировки выполняла 7 упражнений  по 1 подходу из 12 повторений на 1 неделе и по 3 подхода со второй недели. Интенсивность нагрузки в начале занятий составляла 60% ПМ, затем каждые 2 недели прибавляли  5%, пока не достигли уровня 80% ПМ. Учёные пришли к выводу, что силовые тренировки оказывают положительное влияние на обработку первичной информации и мышление.

Несколько рекомендаций для правильной тренировки мозга

Нельзя сказать, что занятия на тренажерах для мозга – абсолютно тщетная трата времени. Интеллектуальные игры, как минимум, полезнее, чем просмотр необремененных глубоким смыслом роликов на YouTube. Но рассчитывать, что тренажеры сделают вас умнее, внимательнее, сконцентрированнее и продуктивнее в повседневной жизни, не стоит.

Игры для мозга, чаще всего, задействуют только визуальное восприятие. Иногда слуховое. И никогда не вовлекают в процесс игры все органы чувств.

Ведущий специалист в области эволюции головного мозга человека, профессор нейробиологии Дюкского университета Лоренс Кац доказал, что мозг сохраняет свою пластичность и мощь при соблюдении двух условий:

  • ежедневное, активное использование всех органов чувств;
  • снабжение мозга разнообразными, нетривиальными впечатлениями.

Если человек из раза в раз выполняет одно и то же действие, это приводит к снижению умственной активности. Падает концентрация внимания. Слабеет память. Кац предлагает выполнять повседневные дела непривычным способом. Например:

  1. Если на завтрак вы привыкли есть манную кашу, а на обед – борщ, то однажды забудьте это правило. Поменяйте блюда местами. Начните утреннюю трапезу с борща, а манной кашей отобедайте.
  2. Заведите автомобиль вслепую. Наощупь пристегните ремень, найдите в сумке ключ, вставьте его в замок зажигания.
  3. Слушайте музыку и одновременно вдыхайте какой-нибудь своеобразный аромат (эфирного масла, например).
  4. Смотрите видео без звука. Воображайте, о чем могут говорить герои ролика.
  5. Еженедельно меняйте привычное положение предметов на рабочем столе. Или хотя бы иконок на смартфоне.
  6. В качестве обоев на заставку компьютера поставьте перевернутое изображение.
  7. Почитайте вслух своему другу. А потом попросите, чтобы он почитал вам.

Последнее упражнение особенно полезно для мозга. Так считает японский специалист в области нейронных процессов Рюта Кавашима. Во время чтения вслух мозг проявляет наибольшую активность.

Также Кавашима рекомендует решать простейшие арифметические задачки на бумаге. Решение именно простых, а не сложных, примеров активизирует практически все зоны мозга, включая префронтальную кору обоих полушарий, которая отвечает за логику, принятие решений и согласует действия в соответствии с поставленными целями.

Примеры таких арифметических задач вы можете найти здесь.

Самое главное правило здоровья и долголетия мозга – вовлеченность в процесс жизни. Профессор развивающей нейропсихологии Оксфордского университета Дороти Бишоп рекомендует общительные занятия типа изучения иностранного языка, вместо того, чтобы абстрагироваться от мира, играя в интеллектуальные игры.

Быть продуктивными, сконцентрированными и интеллектуально развитыми вам также помогут: спорт и медитация, путешествия, общение с людьми, хобби, игра на музыкальных инструментах и в шахматы.

Друзья, будьте в контакте с реальностью! Мир вокруг способен дать вам намного больше опыта, знаний и навыков, чем любая интеллектуальная онлайн-игра.

Живите полной жизнью и успехов вам!

Истоки явления

Брейн-фитнес – комплекс различных упражнений и способов улучшения мыслительных способностей человека. На создание данного направления повлияли психологи, неврологи и другие специалисты, которые так или иначе связаны с работой головного мозга.

СПРАВКА! Дословный перевод термина: brain (англ.) – мозг, fitness – здоровый, сильный, в хорошей форме. Фразу можно обыграть по-разному, но наиболее распространено значение “умственные способности в хорошей форме”.
Многочисленные методики и способы изучения мозга предлагались многими психологами, нейропсихологами, психодиагностами уже с начала XX века.

Появился тест для измерения IQ, который с течением времени многократно совершенствовался, прогрессивная матрица Равена, тест Векслера, N-back, BrainPort, тест Корси, фланговая задача.

В конце 80-х годов в научной литературе был впервые применен термин Brain fitness, а чуть позднее его использовали в собственных книгах Вернон Марк и Джефрей Марк (1989) и М. Ле Понсен-Лафит, Моник Ле Понсен и Майкл Ливайн (1990).

В 2005 году компания Nintendo начала выпуск различных игр для тренировки мозга, которые состояли из многочисленных задач, головоломок, тестов, математических примеров, Судоку. Это был один из самых масштабных проектов для развития мозга, и в этом же году появилась онлайн-система, выпущенная по примеру Nintendo компанией Lumosity.

В 2014 году был запущен уникальный комплекс игровых тренажеров для развития мозга, авторство которого принадлежит команде BrainApps — группе ученых из МГУ им. Ломоносова. В 2018 году эта же команда презентовала аналогичный детский проект.

Течение брейн-фитнес наибольшего распространения достигло в США, Великобритании, Израиле, Канаде. Гигантом данной индустрии считается уже упомянутая выше компания Lumosity, которая создавала свою программу, опираясь на разработки гарвардских нейропсихологов, поэтому по их системе занимается огромное количество людей со всего мира.

Что происходит в организме во время стресса

В самом начале источник стресса распознаёт мозг, а именно — гипоталамус и миндалина. Далее подключается симпатическая нервная система: клетки выделяют норадреналин. Услышали громкий звук, сердце забилось сильнее — выделился норадреналин. Норадреналин усиливает работу сердца, в результате растёт давление. Организм сжимает сосуды вокруг ЖКТ и перераспределяет кровоток в пользу мышц, сердца, мозга. Сердечно-сосудистая система как бы перерабатывает, а желудочно-кишечный тракт недополучает, поэтому при стрессе с равным успехом можно нажить себе гипертонию и гастрит.

Если стресс продолжается, активизируется гормональная система: надпочечники выделяют адреналин и кортизол. Если стресс длится несколько часов, то сердце колотится постоянно, так проявляется действие адреналина. Длительное влияние кортизола приводит к ухудшению работы иммунной системы. То есть если вы постоянно в стрессе, у вас начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, перестройка стенок сосудов, изменение активности сердца. Постепенно стресс перерастает в хронический, что грозит истощением.

Стресс учит нас что-то делать и не делать одновременно. Кора больших полушарий запоминает программы, которые приводят к успеху и неудачам. Позитивные ситуации хуже сохраняются в памяти. Мозг блокирует поведение, которое в прошлом привело к нежелательным последствиям. С возрастом негативные программы копятся, и мозг «перекашивает» в сторону повышенной тревожности.

Например, если человек открыл своё дело и прогорел, начать бизнес снова будет сложнее. Мозг будет напоминать о былой неудаче и сопротивляться. На это можно влиять усилием воли: бороться с нарастанием тревожности и «идти» туда, куда мозг говорит не идти.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Улучшайте душевное здоровье

А как насчет йоги? Помогает ли она при стрессе? При возникновении тревоги повышается уровень напряжения, ускоряется сердцебиение и снижается концентрация внимания. Реакция организма на стресс, которая носит название «бей или беги», является автоматической, но это не значит, что ее совсем нельзя контролировать.

Йога учит контролю движения и дыхания с целью включения режима «релаксации» тела. Появляется все больше научных подтверждений пользы от йоги. Например, в ходе исследования 2010 года участники ежедневно занимались йогой и медитацией в течение 8 недель. Помимо снижения уровня стресса, сканирование мозга показалоуменьшение в размерах миндалевидного тела, области мозга, которая играет большую роль в появлении стресса, страха и беспокойства.

Физические упражнения также кажутся многообещающим способом борьбы с депрессией. Мета-анализ 2013 года позволил сделать осторожные выводы, что физические упражнения – аэробные и на сопротивление – были «умеренно эффективными» в устранении симптомов депрессии. Упражнения оказались такими же эффективными, как антидепрессанты и психологические методы лечения, но авторы исследования считают, что эта область требует более тщательного изучения.

Упражнения для развития обоих полушарий мозга

Есть несколько эффективных способов, которые годятся не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.

«Ухо и нос»

Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.

«Волна»

Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать волну. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает волну?

«Погладь себя»

Таким упражнением пользовались раньше в начальных школах во время пятиминуток. Правой рукой нужно постукивать себе по макушке, а левой гладить по животу. Можно усложнить упражнение, поднимая ногу и вращая ей, а затем быстро сменить движения рук и ногу.

«Перекрёстные движения»

Правой рукой коснуться левой пятки, а потом левой рукой – правой пятки. Затем изменить движения – правая рука к правой же пятке, и соответственно левая. Выполнять последнее упражнение минимум 6 раз, потом вернуться к перекрестным касаниям и постепенно увеличивая скорость выполнения, стремясь не сбиться с ритма.

«Колечко»

Хорошее упражнение для пальцев рук, тренирующее их мелкую моторику и соответствующие отделы в коре головного мозга. Большой палец нужно по очереди соединять в кольцо с указательным, далее со средним, безымянным и мизинцем. Вначале нужно потренировать одну руку, затем другую, а потом попытаться работать сразу обеими руками, шевеля пальцами как можно быстрее.

«Дирижёр»

Чтобы его выполнить, нужно представить себя дирижёром оркестра, включить знакомую музыку, а обе руки поднять на уровень плеч – одну немного выше другой. В этом положении начать рисовать в воздухе восьмёрку: правой рукой от середины фигуры вправо и вверх, а левой влево и вверх. Затем повторить движение в обратном порядке.Спортивное жонглирование развивает ловкость рук, внимательность, активизирует оба типа мышления, тренирует интеллект. Дети творчески развиваются и становятся уверенными в своих способностях.

«Зеркальное рисование» или «Двойные каракули»

В процессе этого упражнения сразу обе руки (или ноги) одновременно рисуют зеркальные фигуры. С его помощью облегчается переход от общей моторики к мелкой, развивается навык следования инструкции, тренируется сосредоточенность, улучшаются навыки письма, чтения, математики и пространственного восприятия. Нарисовать на мольберте или доске одновременно обеими руками, вооружёнными цветными фломастерами, словно зеркально отражённые фигуры.Руки должны совершать синхронные движения: то одна к другой, то расходиться, то вверх, то вниз, а на доске будут появляться любопытные фигуры. Можно встать сзади ребёнка, чтобы ему помочь, направляя его руки. Пусть он научится делать движения от грудины, срединной линии тела. Вслух нужно давать команды: «вверх», «в сторону», «вниз», «к центру», чтобы он рисовал одновременно двумя руками круги, квадраты, треугольники и прочие фигуры. Затем он должен самостоятельно продолжить это занятие, после того как научится легко рисовать «зеркальные фигуры». Начав рисовать с большой доски, затем ребёнок должен попытаться повторить это на небольшом листочке бумаги. Рисовать можно чем угодно – маркерами, карандашами, красками, мелом.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Что такое деменция

При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.

Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:

  • наследственность. Причем риск увеличивается, если патология у ближайших родственников развилась в возрасте до 65 лет;
  • ожирение;
  • отсутствие активной интеллектуальной деятельности.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Лучшие упражнения для детей

Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.

Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно

Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой

Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Из чего состоит мозг

Мозг состоит из нейронов — особых нервных клеток, уникальных по своему строению: с множеством коротких щупалец и одним длинным. Короткие — дендриты, длинный — аксон.

Дендриты связывают соседние нейроны, аксоны — разные части нервной системы, иногда очень отдаленные. Например, нейроны в голове могут дотянуться аксонами до поясницы, а нейроны поясницы – до пальцев ног.

Место физического контакта между отростками двух нейронов называется синапс. Это соединение неплотное, в нем есть щель. Сигнал от одной клетки к другой передается через ионы или специальные белки-посредники.

В мозге выделяют белое и серое вещества:

  • Белое вещество состоит из аксонов. Его функция — доставлять сигналы по телу и согласовывать работу всей нервной системы.
  • Тела нейронов и дендриты образуют серое вещество. На нем остановимся подробнее.

Роль серого вещества

Откровенно говоря, оно скорее серо-коричневое — бурый оттенок дают кровеносные сосуды, несущие питательные вещества к нейронам. Серое вещество отвечает за запоминание, эмоции, речь, движения, а также обработку данных от органов чувств.

Все наши представления о мире хранятся в виде связей между нейронами. Каждый новый факт запускает создание новых ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций образует одно воспоминание, тем оно крепче. Если вы что-то увидели, для этого «чего-то» образовались связи в зрительной области мозга. Если подключить уши, нос, тактильные ощущения, добавить радость, отчаяние или любое другое сильное чувство, тогда возникнет больше разнообразных ассоциаций — образ крепче осядет в голове и вспоминать его будет легче.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Зарядка для ума. советы геронтолога, как предупредить деменцию

Можно ли заниматься, если у вас болят суставы

При незначительных болях в суставах физическая нагрузка обязательна. Правильно подобранная гимнастика при артрозе приостановит прогрессирование болезни. Особенно эффективны в таких случаях пилатес, йога и растяжки. Ими можно заниматься дома в любое время.

Если вы периодически ощущаете болезненность в суставах:

  • не выполняйте упражнений, во время которых боль усиливается;
  • наденьте на проблемный сустав бандаж, например наколенник или ортез;
  • будьте особенно внимательны к проблемной зоне и не нагружайте ее;
  • обратитесь как можно быстрее к врачу или физиотерапевту, если боль сохраняется, появилась отечность или покраснение.

При артрозе можно делать гимнастику, которую вам подберет специалист

Какую пользу приносит физкультура суставам

Пользу от физической активности сложно недооценить. Если вы регулярно двигаетесь, позвоночник остается активным и питает суставы, важные группы мышц укрепляются, формируется правильный мышечный корсет. Кроме того:

  • активизируется выработка синовиальной жидкости – естественной смазки суставов;
  • рассасываются отеки, которые бывают при воспалениях при артрите;
  • усиливается обращение крови и лимфы, а также окислительные процессы в мышцах.

Во время тренировок в клетках улучшается обмен веществ. Поэтому даже 10-15 минут необременительной гимнастики принесут огромную пользу вашим суставам.

Исследования тренировок с отягощениями средней продолжительности

Под исследованиями средней продолжительности подразумеваются эксперименты, включающие более 3 тренировок, но в общей сложности меньше 24 недель. В работе Fragala et al (18) оценивали влияние УО на пространственное восприятие, а также визуальные и двигательные аспекты времени реакции у 25 мужчин и женщин в возрасте 60 лет или старше в течение 6 недель. Авторы определили пространственное восприятие как компонент когнитивной функции и показали, что время реакции – важный компонент, позволяющий человеку воспринимать окружающую обстановку и правильно реагировать, избегая несчастных случаев. Исследование подразумевало 2 тренировки для пожилых людей в неделю в течение 6 недель, каждое занятие включало 7 или 8 упражнений для верхней и нижней части тела. На каждой тренировке упражнения выполнялись в 3 подходах из 8 – 15 повторений, с регулированием нагрузки (5 – 6 из 10) на основе шкалы воспринимаемого усилия для УО OMNI. Учёные отметили, что механизм, посредством которого УО способствуют улучшению пространственного восприятия, неизвестен. Они пришли к выводу, что УО эффективный путь предотвращения ухудшения или улучшения пространственного восприятия, а также визуального и физического времени реакции у пожилых людей.

В эксперименте  Ozkaya et al (27) определяли влияние аэробной и силовой тренировки на умственную работоспособность у 36 здоровых мужчин и женщин в возрасте 60 – 80 лет в течение 9 недель. Группа аэробных упражнений тренировалась с интенсивностью 70% резерва ЧСС три раза в неделю, начиная с 20 минут ходьбы на первом занятии, которые постепенно увеличивали до 50 минут к третьей неделе. Группа силовой тренировки выполняла 7 упражнений  по 1 подходу из 12 повторений на 1 неделе и по 3 подхода со второй недели. Интенсивность нагрузки в начале занятий составляла 60% ПМ, затем каждые 2 недели прибавляли  5%, пока не достигли уровня 80% ПМ. Учёные пришли к выводу, что силовые тренировки оказывают положительное влияние на обработку первичной информации и мышление.

Несколько рекомендаций для правильной тренировки мозга

Нельзя сказать, что занятия на тренажерах для мозга – абсолютно тщетная трата времени. Интеллектуальные игры, как минимум, полезнее, чем просмотр необремененных глубоким смыслом роликов на YouTube. Но рассчитывать, что тренажеры сделают вас умнее, внимательнее, сконцентрированнее и продуктивнее в повседневной жизни, не стоит.

Игры для мозга, чаще всего, задействуют только визуальное восприятие. Иногда слуховое. И никогда не вовлекают в процесс игры все органы чувств.

Ведущий специалист в области эволюции головного мозга человека, профессор нейробиологии Дюкского университета Лоренс Кац доказал, что мозг сохраняет свою пластичность и мощь при соблюдении двух условий:

  • ежедневное, активное использование всех органов чувств;
  • снабжение мозга разнообразными, нетривиальными впечатлениями.

Если человек из раза в раз выполняет одно и то же действие, это приводит к снижению умственной активности. Падает концентрация внимания. Слабеет память. Кац предлагает выполнять повседневные дела непривычным способом. Например:

  1. Если на завтрак вы привыкли есть манную кашу, а на обед – борщ, то однажды забудьте это правило. Поменяйте блюда местами. Начните утреннюю трапезу с борща, а манной кашей отобедайте.
  2. Заведите автомобиль вслепую. Наощупь пристегните ремень, найдите в сумке ключ, вставьте его в замок зажигания.
  3. Слушайте музыку и одновременно вдыхайте какой-нибудь своеобразный аромат (эфирного масла, например).
  4. Смотрите видео без звука. Воображайте, о чем могут говорить герои ролика.
  5. Еженедельно меняйте привычное положение предметов на рабочем столе. Или хотя бы иконок на смартфоне.
  6. В качестве обоев на заставку компьютера поставьте перевернутое изображение.
  7. Почитайте вслух своему другу. А потом попросите, чтобы он почитал вам.

Последнее упражнение особенно полезно для мозга. Так считает японский специалист в области нейронных процессов Рюта Кавашима. Во время чтения вслух мозг проявляет наибольшую активность.

Также Кавашима рекомендует решать простейшие арифметические задачки на бумаге. Решение именно простых, а не сложных, примеров активизирует практически все зоны мозга, включая префронтальную кору обоих полушарий, которая отвечает за логику, принятие решений и согласует действия в соответствии с поставленными целями.

Примеры таких арифметических задач вы можете найти здесь.

Самое главное правило здоровья и долголетия мозга – вовлеченность в процесс жизни. Профессор развивающей нейропсихологии Оксфордского университета Дороти Бишоп рекомендует общительные занятия типа изучения иностранного языка, вместо того, чтобы абстрагироваться от мира, играя в интеллектуальные игры.

Быть продуктивными, сконцентрированными и интеллектуально развитыми вам также помогут: спорт и медитация, путешествия, общение с людьми, хобби, игра на музыкальных инструментах и в шахматы.

Друзья, будьте в контакте с реальностью! Мир вокруг способен дать вам намного больше опыта, знаний и навыков, чем любая интеллектуальная онлайн-игра.

Живите полной жизнью и успехов вам!

Истоки явления

Брейн-фитнес – комплекс различных упражнений и способов улучшения мыслительных способностей человека. На создание данного направления повлияли психологи, неврологи и другие специалисты, которые так или иначе связаны с работой головного мозга.

СПРАВКА! Дословный перевод термина: brain (англ.) – мозг, fitness – здоровый, сильный, в хорошей форме. Фразу можно обыграть по-разному, но наиболее распространено значение “умственные способности в хорошей форме”.
Многочисленные методики и способы изучения мозга предлагались многими психологами, нейропсихологами, психодиагностами уже с начала XX века.

Появился тест для измерения IQ, который с течением времени многократно совершенствовался, прогрессивная матрица Равена, тест Векслера, N-back, BrainPort, тест Корси, фланговая задача.

В конце 80-х годов в научной литературе был впервые применен термин Brain fitness, а чуть позднее его использовали в собственных книгах Вернон Марк и Джефрей Марк (1989) и М. Ле Понсен-Лафит, Моник Ле Понсен и Майкл Ливайн (1990).

В 2005 году компания Nintendo начала выпуск различных игр для тренировки мозга, которые состояли из многочисленных задач, головоломок, тестов, математических примеров, Судоку. Это был один из самых масштабных проектов для развития мозга, и в этом же году появилась онлайн-система, выпущенная по примеру Nintendo компанией Lumosity.

В 2014 году был запущен уникальный комплекс игровых тренажеров для развития мозга, авторство которого принадлежит команде BrainApps — группе ученых из МГУ им. Ломоносова. В 2018 году эта же команда презентовала аналогичный детский проект.

Течение брейн-фитнес наибольшего распространения достигло в США, Великобритании, Израиле, Канаде. Гигантом данной индустрии считается уже упомянутая выше компания Lumosity, которая создавала свою программу, опираясь на разработки гарвардских нейропсихологов, поэтому по их системе занимается огромное количество людей со всего мира.

Что происходит в организме во время стресса

В самом начале источник стресса распознаёт мозг, а именно — гипоталамус и миндалина. Далее подключается симпатическая нервная система: клетки выделяют норадреналин. Услышали громкий звук, сердце забилось сильнее — выделился норадреналин. Норадреналин усиливает работу сердца, в результате растёт давление. Организм сжимает сосуды вокруг ЖКТ и перераспределяет кровоток в пользу мышц, сердца, мозга. Сердечно-сосудистая система как бы перерабатывает, а желудочно-кишечный тракт недополучает, поэтому при стрессе с равным успехом можно нажить себе гипертонию и гастрит.

Если стресс продолжается, активизируется гормональная система: надпочечники выделяют адреналин и кортизол. Если стресс длится несколько часов, то сердце колотится постоянно, так проявляется действие адреналина. Длительное влияние кортизола приводит к ухудшению работы иммунной системы. То есть если вы постоянно в стрессе, у вас начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, перестройка стенок сосудов, изменение активности сердца. Постепенно стресс перерастает в хронический, что грозит истощением.

Стресс учит нас что-то делать и не делать одновременно. Кора больших полушарий запоминает программы, которые приводят к успеху и неудачам. Позитивные ситуации хуже сохраняются в памяти. Мозг блокирует поведение, которое в прошлом привело к нежелательным последствиям. С возрастом негативные программы копятся, и мозг «перекашивает» в сторону повышенной тревожности.

Например, если человек открыл своё дело и прогорел, начать бизнес снова будет сложнее. Мозг будет напоминать о былой неудаче и сопротивляться. На это можно влиять усилием воли: бороться с нарастанием тревожности и «идти» туда, куда мозг говорит не идти.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Улучшайте душевное здоровье

А как насчет йоги? Помогает ли она при стрессе? При возникновении тревоги повышается уровень напряжения, ускоряется сердцебиение и снижается концентрация внимания. Реакция организма на стресс, которая носит название «бей или беги», является автоматической, но это не значит, что ее совсем нельзя контролировать.

Йога учит контролю движения и дыхания с целью включения режима «релаксации» тела. Появляется все больше научных подтверждений пользы от йоги. Например, в ходе исследования 2010 года участники ежедневно занимались йогой и медитацией в течение 8 недель. Помимо снижения уровня стресса, сканирование мозга показалоуменьшение в размерах миндалевидного тела, области мозга, которая играет большую роль в появлении стресса, страха и беспокойства.

Физические упражнения также кажутся многообещающим способом борьбы с депрессией. Мета-анализ 2013 года позволил сделать осторожные выводы, что физические упражнения – аэробные и на сопротивление – были «умеренно эффективными» в устранении симптомов депрессии. Упражнения оказались такими же эффективными, как антидепрессанты и психологические методы лечения, но авторы исследования считают, что эта область требует более тщательного изучения.

Упражнения для развития обоих полушарий мозга

Есть несколько эффективных способов, которые годятся не только для детей, но и для взрослых людей. Упражнения для развития мозга приводят полушария в баланс посредством физической активности тела и эмоций.

«Ухо и нос»

Нужно прикоснуться к кончику носа левой рукой, а правой взяться за левое ухо. После хлопка в ладоши поменять положение рук на противоположное. Многим взрослым поначалу это упражнение не даётся, чему радуются дети.

«Волна»

Ритмично сжимать в кулак правую руку, а левой одновременно изображать волну. Затем поменять движения между руками. Сколько раз кулак сделает волну?

«Погладь себя»

Таким упражнением пользовались раньше в начальных школах во время пятиминуток. Правой рукой нужно постукивать себе по макушке, а левой гладить по животу. Можно усложнить упражнение, поднимая ногу и вращая ей, а затем быстро сменить движения рук и ногу.

«Перекрёстные движения»

Правой рукой коснуться левой пятки, а потом левой рукой – правой пятки. Затем изменить движения – правая рука к правой же пятке, и соответственно левая. Выполнять последнее упражнение минимум 6 раз, потом вернуться к перекрестным касаниям и постепенно увеличивая скорость выполнения, стремясь не сбиться с ритма.

«Колечко»

Хорошее упражнение для пальцев рук, тренирующее их мелкую моторику и соответствующие отделы в коре головного мозга. Большой палец нужно по очереди соединять в кольцо с указательным, далее со средним, безымянным и мизинцем. Вначале нужно потренировать одну руку, затем другую, а потом попытаться работать сразу обеими руками, шевеля пальцами как можно быстрее.

«Дирижёр»

Чтобы его выполнить, нужно представить себя дирижёром оркестра, включить знакомую музыку, а обе руки поднять на уровень плеч – одну немного выше другой. В этом положении начать рисовать в воздухе восьмёрку: правой рукой от середины фигуры вправо и вверх, а левой влево и вверх. Затем повторить движение в обратном порядке.Спортивное жонглирование развивает ловкость рук, внимательность, активизирует оба типа мышления, тренирует интеллект. Дети творчески развиваются и становятся уверенными в своих способностях.

«Зеркальное рисование» или «Двойные каракули»

В процессе этого упражнения сразу обе руки (или ноги) одновременно рисуют зеркальные фигуры. С его помощью облегчается переход от общей моторики к мелкой, развивается навык следования инструкции, тренируется сосредоточенность, улучшаются навыки письма, чтения, математики и пространственного восприятия. Нарисовать на мольберте или доске одновременно обеими руками, вооружёнными цветными фломастерами, словно зеркально отражённые фигуры.Руки должны совершать синхронные движения: то одна к другой, то расходиться, то вверх, то вниз, а на доске будут появляться любопытные фигуры. Можно встать сзади ребёнка, чтобы ему помочь, направляя его руки. Пусть он научится делать движения от грудины, срединной линии тела. Вслух нужно давать команды: «вверх», «в сторону», «вниз», «к центру», чтобы он рисовал одновременно двумя руками круги, квадраты, треугольники и прочие фигуры. Затем он должен самостоятельно продолжить это занятие, после того как научится легко рисовать «зеркальные фигуры». Начав рисовать с большой доски, затем ребёнок должен попытаться повторить это на небольшом листочке бумаги. Рисовать можно чем угодно – маркерами, карандашами, красками, мелом.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Что такое деменция

При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.

Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:

  • наследственность. Причем риск увеличивается, если патология у ближайших родственников развилась в возрасте до 65 лет;
  • ожирение;
  • отсутствие активной интеллектуальной деятельности.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Лучшие упражнения для детей

Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.

Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно

Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой

Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Из чего состоит мозг

Мозг состоит из нейронов — особых нервных клеток, уникальных по своему строению: с множеством коротких щупалец и одним длинным. Короткие — дендриты, длинный — аксон.

Дендриты связывают соседние нейроны, аксоны — разные части нервной системы, иногда очень отдаленные. Например, нейроны в голове могут дотянуться аксонами до поясницы, а нейроны поясницы – до пальцев ног.

Место физического контакта между отростками двух нейронов называется синапс. Это соединение неплотное, в нем есть щель. Сигнал от одной клетки к другой передается через ионы или специальные белки-посредники.

В мозге выделяют белое и серое вещества:

  • Белое вещество состоит из аксонов. Его функция — доставлять сигналы по телу и согласовывать работу всей нервной системы.
  • Тела нейронов и дендриты образуют серое вещество. На нем остановимся подробнее.

Роль серого вещества

Откровенно говоря, оно скорее серо-коричневое — бурый оттенок дают кровеносные сосуды, несущие питательные вещества к нейронам. Серое вещество отвечает за запоминание, эмоции, речь, движения, а также обработку данных от органов чувств.

Все наши представления о мире хранятся в виде связей между нейронами. Каждый новый факт запускает создание новых ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций образует одно воспоминание, тем оно крепче. Если вы что-то увидели, для этого «чего-то» образовались связи в зрительной области мозга. Если подключить уши, нос, тактильные ощущения, добавить радость, отчаяние или любое другое сильное чувство, тогда возникнет больше разнообразных ассоциаций — образ крепче осядет в голове и вспоминать его будет легче.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: