Главный секрет развития системного мышления у детей и взрослых

Предисловие

Наблюдая за тем, как создавалась эта книга, я сознавал ее значение и огромную потенциальную ценность для всех нас. Поэтому, когда меня попросили написать предисловие к ней, я был смущен и польщен.

Чем эта книга так важна в наши дни? Прежде всего тем, что она помогает своим читателям понять, почему построенный нами мир оказался настолько сложным и что с этим делать. С течением времени ткань нашего существования становится все более плотной, а взаимодействия ускоряются. И когда мы не можем постичь созданной нами же сложности, то, охваченные чувством беспомощности, становимся жертвами своего непонимания.

Почему получается так, что чем ближе мы к цели, тем менее достижимой она кажется? Почему то, что развивалось так успешно, рано или поздно оканчивается поражением? И когда все рушится, почему это происходит столь стремительно? Почему каждая решенная нами проблема оборачивается букетом новых? И почему те из них, которые, казалось, были окончательно решены вчера, опять возникают перед нами спустя несколько недель или месяцев? Почему получается так, что, преследуя разумные цели, люди порождают то, чего никто из них не желал, например бюрократию? Почему, сколько ни зарабатывай, денег всегда оказывается недостаточно? Почему в многообещающих совместных проектах результатом столь часто становится не взаимная польза, а вражда партнеров?

Перечень вопросов бесконечен, и мы, привыкшие везде искать причинно-следственные связи, естественно, пытаемся найти ошибку. Системное мышление позволяет понять, почему нельзя ограничиваться этим поиском, и открывает нам природу подобных ситуаций. При помощи системного мышления возникает возможность перейти от простой фиксации происходящих событий к пониманию структурных взаимосвязей, порождающих определенные последовательности (паттерны) событий. А когда мы представляем себе действительную основу ситуации, в которой оказались, у нас появляется возможность выработки более осмысленной, рациональной реакции на нее. Вот тогда можно проявить ответственность и взаимодействовать со структурами таким образом, чтобы улучшение ситуации не сопровождалось возникновением новых проблем в другом месте.

Как свидетельствует наш повседневный опыт, на системное мышление можно положиться. В книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге, внесший большой вклад в популяризацию системного мышления, рассматривает его в контексте дисциплин, необходимых обучающейся организации. Системное мышление оказывается среди них пятым. Читая работу Сенге – в пятый раз за пять лет, – я подумал, что ее следовало бы назвать «Первая дисциплина», потому что четыре другие по отношению к системному мышлению являются прикладными

Книга «Искусство системного мышления» позволяет выработать понимание этой области и научиться его использовать, что и объясняет ее важность в повседневной жизни. Осознав созданную нами сложность и обнаружив за ней величайшую простоту, мы можем перестать быть жертвами, потому что новое понимание дает возможность изменить наши действия и благодаря этому всю нашу жизнь

Возможно, вы слышали об «эффекте бабочки»: взмах ее крыльев в Майами может вызвать сильнейший град в Пекине. Сегодня наши действия самым непосредственным образом вызывают куда более долгосрочные последствия, чем в прошлом. И темп таких взаимодействий продолжает нарастать. Именно поэтому системное мышление имеет большее значение для нашего времени, чем любая другая система.

Я хочу выразить свою самую искреннюю признательность авторам, давшим нам возможность глубже понять этот мир.

Рекомендованная Литература

  • Выход из Кризиса Уильяма Эдвардса Деминга, шедевр пожалуй наиболее широко известного системного мыслителя и эксперта по качеству. Она начинается со скромной целью: “Задача этой книги — трансформация стиля американского менеджмента… Это требует полностью новой организационной структуры, начиная с самого основания.” Деминг также выступает за Систему Глубинных Знаний, в которой менеджеры (1) признают наличие системы, (2) понимают вариативность общего характера и вариативность особого характера (теория массового обслуживания связана с вариативностью), (3) понимают ограниченность знаний и готовы обсуждать ошибки, и (4) знают результаты авторитетных исследований в области философии и социальных исследований, таким образом поведенческие или мотивационные политики не основываются только лишь на “здравом смысле.” Эта книга основывается на его знаменитых 14 Принципах Управления, включающих (например), “Устраните целевое управление. Перестаньте управлять по числам и количественным стандартам работы. Замените это лидерством .”
  • Industrial Dynamics Джея Форрестера — классический текст по системной динамике — хорошо написанный и содержательный. Будучи написанным в ранних 1960-х, сегодня он также актуален, как и в момент публикации. Он расширяет границы моделирования причинно-следственных связей, добавляя также моделирование потока, запасов информации, денег и материалов в системах. Эта книга включает формально математической моделирование, хотя это и не обязательно, чтобы понимать системную динамику.
  • Quality Software Management: Systems Thinking и An Introduction to General Systems Thinking Джеральда Вайнберга, безусловно, достойны прочтения. Написаны с точки зрения опытного консультанта по разработке систем.
  • Пятая Дисциплина Питера Сенге — классический труд, который пропагандирует лидерство, как обязательную составляющую для применения системного мышления (что и является пятой дисциплиной), а также другие ключевые дисциплины для создания сильной и надёжной компании. Оставшиеся дисциплины — это лидеры (1) обладающие личным мастерством, (2) размышляющие о собственных убеждениях и возможных ошибочных рассуждениях, (3) определяющие и передающие другим общее конструктивное видение и (4) способность команд к самообучению. Мы рекомендуем игнорировать — как минимум первые несколько лет практики — понятие ‘архетипов’, представленное в книге. Оно хорошо воспринималось в качестве теоретического материала, но было замечено, что это понятие отвлекает и даже отпугивает людей на начальном этапе обучения и применения базового моделирования системной динамики. ‘Архетипы’ не являются частью классической системной динамики.
  • The Fifth Discipline Fieldbook является более подробным источником, написанным с точки зрения многих опытных практиков и консультантов.
  • Труды об организационном обучении от Криса Арджириса (Chris Argyris), Роберта Патнэма (Robert Putnam), Маклейна (McLain) и Дональда Шона (Donald Schön). Важные концепции включают: двойной цикл обучения и пропагандистский/глубоко-исследовательский диалог. Классические работы включат в себя Action Science и Organizational Learning.
  • Публикации и ресурсы, доступные на Society for Organizational Learning.
Примечания:

1. Сенге написал книгу “Пятая Дисциплина, о системном мышлении и обучающихся организациях, названную журналом Harvard Business Review “одной из основополагающих книг по управлению за последние 75 лет”. См.** .2. Другая причина: Вера в то, что возможен больший контроль, чем есть на самом деле. Наука сложных систем рекомендует фундаментальные ограничения в прогнозировании и контроле полу-хаотичных социальных систем . Это довольно большой ящик Пандоры, который остаётся нераскрытым в этой статье.3. Макроэкономика, психология, социология и биология являются исключениями среди прочих других.4. ‘Базовый’ не означает нечто тривиальное или легко решаемое. Например, ‘мотивация’ и ‘качество’ являются базовыми основами, но не простыми в достижении задачами.5. Петли обратной связи иногда используются в этой статье в обычном разговорном смысле обратной связи, а не в смысле системной динамики.

Перевод статьи осуществлен Сергеем Господчиковым, Антоном Бевзюком, Романом Лапаевым и Кротовым Артёмом.

Как развить подобный подход к интеллектуальной деятельности

Выработать навыки системно-векторного мышления можно в любом возрасте. Однако потребуется определенная работа. Систематическая, каждый день, по крайней мере, по 1-2 часа. Плюс-минус в зависимости от занятости и желания достичь результатов быстрее.

Каким образом можно развивать подобный подход к интеллектуальной активности?

Решением логических задач. При этом нужно стремиться решать их на время, как только проблем в целом не будет. Задачи на системное мышление в собственно подобном смысле можно создавать самостоятельно. Достаточно поставить цель и достигать ее. Например, анализировать статистику в числах, таблицах и диаграммах.

Необходимо работать с публицистическими и несложными научными текстами, материалами из сферы собственной, близкой профессиональной. Это позволит добиться лучшего результата.

Отличный способ — написание эссе по заданным темам.

Развитие системного мышления у взрослых проводится также по тестам, определенным выше. Они подходят не только для диагностики, но и для поступательного развития. Ответ на вопрос как развить системное мышление у детей примерно тот же. Только подбор методик нужно основывать на интеллектуальном уровне ребенка. Не давать слишком сложных задач, поскольку это демотивирует и убивает интерес к умственному труду. Цель развития, подходы, особенно при работе с ребенком, лучше проработать вместе с психологом.

Постепенно практический вариант интеллектуальных навыков формируется и при эффективной работе, реализации в собственной профессиональной сфере. Не нужно бояться применять полученные умения на практике. Это, в конечном итоге, и является одной из важных целей. Нужно стремиться постоянно применять новые знания и навыки в прикладных целях.

О других типах мышления:

  • абстрактное;
  • критическое;
  • клиповое.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное. Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой. Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие. Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций. Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

  • рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;
  • выявлять основные, базовые элементы системы;
  • владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;
  • уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;
  • иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);
  • уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Как поменять образ мышления

Образ мышления – это тот фактор, который продвигает вас вперед или оставляет там, где вы есть. Считается, что богатый человек или бедный тоже зависит от его образа мышления, а вовсе не от способностей человека.

Полезные приемы, которые помогут поменять свое мышление в положительную сторону:

  • Все победы и поражения помогают расти.
  • Люди и события в жизни сменяют друг друга, с этим нужно смириться.
  • Оставьте страхи 10-летнего ребенка, не несите их по жизни.
  • Сначала воображение, потом план, потом действие.
  • Изменения обязательно нужны.
  • Стать счастливым поможет гибкость ума и образ мышления — положительные моменты рождаются в голове.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская,

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Упражнения

А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  • собака и микрофон;
  • башня и ремень;
  • мост и пуговица;
  • газонокосилка и блоха;
  • Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

Понятие системного мышления

Системное мышление – это особый взгляд на ситуацию, при котором учитываются реальные и вероятные взаимосвязи объектов и категорий. Навык объективного восприятия формируется с раннего детства. Огромную роль в развитии системного интеллекта играет стиль воспитания.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания развитию системного мышления. Школьные педагоги также плохо справляются с этой задачей. Чаще они предпочитают подавать материал в упрощенной, оторванной от реальности форме. Закономерный итог подобного подхода – возмущение учеников, которые просто не понимают, зачем им нужны те или иные знания.

Между тем школьная программа разрабатывалась с учетом потребностей среднестатистического школьника. Информация школьного курса считается полезной для любого взрослого человека. Отрицание этого факта – один из признаков неразвитого системного мышления. Люди с узким кругозором даже не осознают собственной ограниченности и предубежденности.

Мудрые родители и опытные педагоги стараются подавать полезную информацию в контексте реальных потребностей. Практические занятия, примеры из жизни, опыты и наблюдения помогают осознать ценность системного подхода и развивать интеллектуальные способности в заданном направлении.

Свойства и признаки

Умение мыслить системно проявляется в поведении человека, его ответных реакциях и других проявлениях жизнедеятельности.

Свойства умозаключений, основанных на системном мышлении:

  • объективность;
  • адекватность;
  • достоверность;
  • логичность;
  • четкость.

Человека, наделенного развитым системным мышлением, определяют по таким признакам:

  1. Умение осознать и принять цельность окружающего мира и неизбежность множественных взаимодействий.
  2. Реалистичное восприятие происходящего, осознание вероятных искажений.
  3. Умение устанавливать обратные связи. Развитые умы легко угадывают мотивы, которые влияют на поведение людей и реакции систем.
  4. Гибкость мышления. Это свойство позволяет быстро принимать новую информацию и вписывать ее в существующую картину мира.
  5. Независимость. Человек с развитым системным мышлением не поддается на манипуляции и провокации. Любая важная информация подвергается тщательному и беспристрастному анализу, и только потом делаются выводы и принимаются решения.

С чего начать?

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.

Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.

Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение

Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.

Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения

Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.

Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

  • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
  • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
  • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Главный секрет развития системного мышления у детей и взрослых

Предисловие

Наблюдая за тем, как создавалась эта книга, я сознавал ее значение и огромную потенциальную ценность для всех нас. Поэтому, когда меня попросили написать предисловие к ней, я был смущен и польщен.

Чем эта книга так важна в наши дни? Прежде всего тем, что она помогает своим читателям понять, почему построенный нами мир оказался настолько сложным и что с этим делать. С течением времени ткань нашего существования становится все более плотной, а взаимодействия ускоряются. И когда мы не можем постичь созданной нами же сложности, то, охваченные чувством беспомощности, становимся жертвами своего непонимания.

Почему получается так, что чем ближе мы к цели, тем менее достижимой она кажется? Почему то, что развивалось так успешно, рано или поздно оканчивается поражением? И когда все рушится, почему это происходит столь стремительно? Почему каждая решенная нами проблема оборачивается букетом новых? И почему те из них, которые, казалось, были окончательно решены вчера, опять возникают перед нами спустя несколько недель или месяцев? Почему получается так, что, преследуя разумные цели, люди порождают то, чего никто из них не желал, например бюрократию? Почему, сколько ни зарабатывай, денег всегда оказывается недостаточно? Почему в многообещающих совместных проектах результатом столь часто становится не взаимная польза, а вражда партнеров?

Перечень вопросов бесконечен, и мы, привыкшие везде искать причинно-следственные связи, естественно, пытаемся найти ошибку. Системное мышление позволяет понять, почему нельзя ограничиваться этим поиском, и открывает нам природу подобных ситуаций. При помощи системного мышления возникает возможность перейти от простой фиксации происходящих событий к пониманию структурных взаимосвязей, порождающих определенные последовательности (паттерны) событий. А когда мы представляем себе действительную основу ситуации, в которой оказались, у нас появляется возможность выработки более осмысленной, рациональной реакции на нее. Вот тогда можно проявить ответственность и взаимодействовать со структурами таким образом, чтобы улучшение ситуации не сопровождалось возникновением новых проблем в другом месте.

Как свидетельствует наш повседневный опыт, на системное мышление можно положиться. В книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге, внесший большой вклад в популяризацию системного мышления, рассматривает его в контексте дисциплин, необходимых обучающейся организации. Системное мышление оказывается среди них пятым. Читая работу Сенге – в пятый раз за пять лет, – я подумал, что ее следовало бы назвать «Первая дисциплина», потому что четыре другие по отношению к системному мышлению являются прикладными

Книга «Искусство системного мышления» позволяет выработать понимание этой области и научиться его использовать, что и объясняет ее важность в повседневной жизни. Осознав созданную нами сложность и обнаружив за ней величайшую простоту, мы можем перестать быть жертвами, потому что новое понимание дает возможность изменить наши действия и благодаря этому всю нашу жизнь

Возможно, вы слышали об «эффекте бабочки»: взмах ее крыльев в Майами может вызвать сильнейший град в Пекине. Сегодня наши действия самым непосредственным образом вызывают куда более долгосрочные последствия, чем в прошлом. И темп таких взаимодействий продолжает нарастать. Именно поэтому системное мышление имеет большее значение для нашего времени, чем любая другая система.

Я хочу выразить свою самую искреннюю признательность авторам, давшим нам возможность глубже понять этот мир.

Рекомендованная Литература

  • Выход из Кризиса Уильяма Эдвардса Деминга, шедевр пожалуй наиболее широко известного системного мыслителя и эксперта по качеству. Она начинается со скромной целью: “Задача этой книги — трансформация стиля американского менеджмента… Это требует полностью новой организационной структуры, начиная с самого основания.” Деминг также выступает за Систему Глубинных Знаний, в которой менеджеры (1) признают наличие системы, (2) понимают вариативность общего характера и вариативность особого характера (теория массового обслуживания связана с вариативностью), (3) понимают ограниченность знаний и готовы обсуждать ошибки, и (4) знают результаты авторитетных исследований в области философии и социальных исследований, таким образом поведенческие или мотивационные политики не основываются только лишь на “здравом смысле.” Эта книга основывается на его знаменитых 14 Принципах Управления, включающих (например), “Устраните целевое управление. Перестаньте управлять по числам и количественным стандартам работы. Замените это лидерством .”
  • Industrial Dynamics Джея Форрестера — классический текст по системной динамике — хорошо написанный и содержательный. Будучи написанным в ранних 1960-х, сегодня он также актуален, как и в момент публикации. Он расширяет границы моделирования причинно-следственных связей, добавляя также моделирование потока, запасов информации, денег и материалов в системах. Эта книга включает формально математической моделирование, хотя это и не обязательно, чтобы понимать системную динамику.
  • Quality Software Management: Systems Thinking и An Introduction to General Systems Thinking Джеральда Вайнберга, безусловно, достойны прочтения. Написаны с точки зрения опытного консультанта по разработке систем.
  • Пятая Дисциплина Питера Сенге — классический труд, который пропагандирует лидерство, как обязательную составляющую для применения системного мышления (что и является пятой дисциплиной), а также другие ключевые дисциплины для создания сильной и надёжной компании. Оставшиеся дисциплины — это лидеры (1) обладающие личным мастерством, (2) размышляющие о собственных убеждениях и возможных ошибочных рассуждениях, (3) определяющие и передающие другим общее конструктивное видение и (4) способность команд к самообучению. Мы рекомендуем игнорировать — как минимум первые несколько лет практики — понятие ‘архетипов’, представленное в книге. Оно хорошо воспринималось в качестве теоретического материала, но было замечено, что это понятие отвлекает и даже отпугивает людей на начальном этапе обучения и применения базового моделирования системной динамики. ‘Архетипы’ не являются частью классической системной динамики.
  • The Fifth Discipline Fieldbook является более подробным источником, написанным с точки зрения многих опытных практиков и консультантов.
  • Труды об организационном обучении от Криса Арджириса (Chris Argyris), Роберта Патнэма (Robert Putnam), Маклейна (McLain) и Дональда Шона (Donald Schön). Важные концепции включают: двойной цикл обучения и пропагандистский/глубоко-исследовательский диалог. Классические работы включат в себя Action Science и Organizational Learning.
  • Публикации и ресурсы, доступные на Society for Organizational Learning.
Примечания:

1. Сенге написал книгу “Пятая Дисциплина, о системном мышлении и обучающихся организациях, названную журналом Harvard Business Review “одной из основополагающих книг по управлению за последние 75 лет”. См.** .2. Другая причина: Вера в то, что возможен больший контроль, чем есть на самом деле. Наука сложных систем рекомендует фундаментальные ограничения в прогнозировании и контроле полу-хаотичных социальных систем . Это довольно большой ящик Пандоры, который остаётся нераскрытым в этой статье.3. Макроэкономика, психология, социология и биология являются исключениями среди прочих других.4. ‘Базовый’ не означает нечто тривиальное или легко решаемое. Например, ‘мотивация’ и ‘качество’ являются базовыми основами, но не простыми в достижении задачами.5. Петли обратной связи иногда используются в этой статье в обычном разговорном смысле обратной связи, а не в смысле системной динамики.

Перевод статьи осуществлен Сергеем Господчиковым, Антоном Бевзюком, Романом Лапаевым и Кротовым Артёмом.

Как развить подобный подход к интеллектуальной деятельности

Выработать навыки системно-векторного мышления можно в любом возрасте. Однако потребуется определенная работа. Систематическая, каждый день, по крайней мере, по 1-2 часа. Плюс-минус в зависимости от занятости и желания достичь результатов быстрее.

Каким образом можно развивать подобный подход к интеллектуальной активности?

Решением логических задач. При этом нужно стремиться решать их на время, как только проблем в целом не будет. Задачи на системное мышление в собственно подобном смысле можно создавать самостоятельно. Достаточно поставить цель и достигать ее. Например, анализировать статистику в числах, таблицах и диаграммах.

Необходимо работать с публицистическими и несложными научными текстами, материалами из сферы собственной, близкой профессиональной. Это позволит добиться лучшего результата.

Отличный способ — написание эссе по заданным темам.

Развитие системного мышления у взрослых проводится также по тестам, определенным выше. Они подходят не только для диагностики, но и для поступательного развития. Ответ на вопрос как развить системное мышление у детей примерно тот же. Только подбор методик нужно основывать на интеллектуальном уровне ребенка. Не давать слишком сложных задач, поскольку это демотивирует и убивает интерес к умственному труду. Цель развития, подходы, особенно при работе с ребенком, лучше проработать вместе с психологом.

Постепенно практический вариант интеллектуальных навыков формируется и при эффективной работе, реализации в собственной профессиональной сфере. Не нужно бояться применять полученные умения на практике. Это, в конечном итоге, и является одной из важных целей. Нужно стремиться постоянно применять новые знания и навыки в прикладных целях.

О других типах мышления:

  • абстрактное;
  • критическое;
  • клиповое.

Развитие системного мышления

Системный подход очень полезен: зная его основы, мы можем лучше представлять свои цели, формулировать их и реализовывать. Системное мышление помогает исследовать системы, не распыляясь на мелочи и не упуская главное. Кроме того, оно помогает создавать новые системы и управлять системами. Системное мышление учит объединять знания различных наук и позволяет не стать объектом манипуляции, не поддаться на гипнотические уверения рекламы, зачастую весьма однобокой. Развивая системное мышление, мы учимся прогнозировать будущее развитие событий.

Маленькие дети интуитивно знакомятся с системами и подсистемами, например, собирая машинку или домик из частей конструктора или разбирая будильник на колесики, винтики, стрелки, стёклышко и прочие составляющие. Развивая системное мышление, мы постепенно формируем умение рассуждать, исследовать разные стороны жизни с системных позиций. Развитое системное мышление позволяет без труда выявлять закономерности, составлять прогнозы развития событий и влиять на их ход.

Развитие системного мышления предполагает получение и совершенствование определённых умений и навыков:

  • рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему;
  • выявлять основные, базовые элементы системы;
  • владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи;
  • уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически;
  • иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений);
  • уметь анализировать и прогнозировать развитие системы.

Мышление, основанное на системном подходе, рассматривает предмет или явление с разных сторон, в разных аспектах, целостно, взаимосвязано, с учётом других систем и связей. На системном подходе основана ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ведь без знания системы невозможно сделать её лучше.

Как поменять образ мышления

Образ мышления – это тот фактор, который продвигает вас вперед или оставляет там, где вы есть. Считается, что богатый человек или бедный тоже зависит от его образа мышления, а вовсе не от способностей человека.

Полезные приемы, которые помогут поменять свое мышление в положительную сторону:

  • Все победы и поражения помогают расти.
  • Люди и события в жизни сменяют друг друга, с этим нужно смириться.
  • Оставьте страхи 10-летнего ребенка, не несите их по жизни.
  • Сначала воображение, потом план, потом действие.
  • Изменения обязательно нужны.
  • Стать счастливым поможет гибкость ума и образ мышления — положительные моменты рождаются в голове.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская,

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Упражнения

А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  • собака и микрофон;
  • башня и ремень;
  • мост и пуговица;
  • газонокосилка и блоха;
  • Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

Понятие системного мышления

Системное мышление – это особый взгляд на ситуацию, при котором учитываются реальные и вероятные взаимосвязи объектов и категорий. Навык объективного восприятия формируется с раннего детства. Огромную роль в развитии системного интеллекта играет стиль воспитания.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания развитию системного мышления. Школьные педагоги также плохо справляются с этой задачей. Чаще они предпочитают подавать материал в упрощенной, оторванной от реальности форме. Закономерный итог подобного подхода – возмущение учеников, которые просто не понимают, зачем им нужны те или иные знания.

Между тем школьная программа разрабатывалась с учетом потребностей среднестатистического школьника. Информация школьного курса считается полезной для любого взрослого человека. Отрицание этого факта – один из признаков неразвитого системного мышления. Люди с узким кругозором даже не осознают собственной ограниченности и предубежденности.

Мудрые родители и опытные педагоги стараются подавать полезную информацию в контексте реальных потребностей. Практические занятия, примеры из жизни, опыты и наблюдения помогают осознать ценность системного подхода и развивать интеллектуальные способности в заданном направлении.

Свойства и признаки

Умение мыслить системно проявляется в поведении человека, его ответных реакциях и других проявлениях жизнедеятельности.

Свойства умозаключений, основанных на системном мышлении:

  • объективность;
  • адекватность;
  • достоверность;
  • логичность;
  • четкость.

Человека, наделенного развитым системным мышлением, определяют по таким признакам:

  1. Умение осознать и принять цельность окружающего мира и неизбежность множественных взаимодействий.
  2. Реалистичное восприятие происходящего, осознание вероятных искажений.
  3. Умение устанавливать обратные связи. Развитые умы легко угадывают мотивы, которые влияют на поведение людей и реакции систем.
  4. Гибкость мышления. Это свойство позволяет быстро принимать новую информацию и вписывать ее в существующую картину мира.
  5. Независимость. Человек с развитым системным мышлением не поддается на манипуляции и провокации. Любая важная информация подвергается тщательному и беспристрастному анализу, и только потом делаются выводы и принимаются решения.

С чего начать?

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.

Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.

Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение

Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.

Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения

Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.

Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

  • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
  • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
  • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: