Зависть

Противоречивость гордости

Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.

Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.

Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.

Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?

Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым

Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет

И других проблем у нас нет.

Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.

Что такое сорадование?

С точки зрения христианина нет чёрной и белой зависти. Оба эти чувства уязвляют душу и противоречат десятой заповеди, запрещающей желать чужого имущества и чужих качеств. Есть другое.

Сорадование – святая бескорыстная похвала ближнему.

От чистого сердца восхищаясь
достижениями другого человека, мы можем следовать ему, поучатся у него и в итоге
подняться на новую ступень развития. Сорадование родственно состраданию, но в этом
случае мы разделяем не скорбь, а счастье брата или сестры во Христе. В обоих случаях
это роднит нас с окружающими, а не противопоставляет им.

В религиозной жизни у сорадования есть высокий смысл – радоваться вместе с Богом сотворённому им миру, тем благодаря Его за все милости. Радоваться вместе со святыми угодниками силе их веры и великим подвигам. Недаром в молитвах так часто говорится о радости. Вспомним обращение к Николаю Угоднику: «Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче». Или к Матери Божьей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою».

И сами мы радуемся, изумляясь
чудесам Творца и святых подвижников.

Сорадование – райское чувство, доступное нам на Земле.

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди
Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет
и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как
Я возлюбил вас», призывает Иисус Христос.

Причины гордыни

Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается человек, родом из прошлого. Не является исключением и гордыня — это чувство формируется в детстве

Поэтому важно, чтобы ребенок в детстве испытывал родительскую любовь, тогда его гештальт будет закрыт. Если эти чувства будут не получены ребенком в детстве, то с большой долей вероятности он станет высокомерным человеком во взрослой жизни.

Кроме того, в психологии выделяются иные причины развития гордыни:

  • ребенок получал одобрение родителей, но при этом похвала была необоснованной;
  • чувство зависти — чем больше завидуешь, тем сильнее возникает желание возвыситься над окружающими;
  • синдром отличника — психологическое отклонение в поведении, которое проявляется в виде зацикленности на получении высокой оценки за любое действие;
  • безответственность;
  • снятие вины с себя и перекладывание ее на третьих лиц;
  • отсутствие самокритичности и полное непризнание критики со стороны окружающих.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если ребенок постоянно борется за то, чтобы заслужить любовь и одобрение родителей, то подобная модель поведения будет преследовать его и во взрослой жизни. Однако это видоизменится в неуверенность, которая будет разрушать судьбу. Если вы испытываете горделивое чувство и не знаете, как от него избавиться — обратитесь за помощью к психологу. Наши врачи в режиме онлайн-беседы найдут корень проблемы и подберут терапию, направленную на изменение мировосприятия.

Почему люди завистливы?

Прежде чем говорить о женской зависти, следует уяснить, что же это за такой психологический феномен — зависть? Почему она возникает, и можно ли ее преодолеть?

Еще в древности Демокрит сказал, что «зависть порождает раздор среди людей». Так что это разрушительное начало в человеческих отношениях. Например, двое дружат со школьных лет. У одного все, что ни сделает, получается легко. Ученик ленивый, учить уроки не любит, а вызывают к доске, отвечает так, что учительница ставит в пример. А другой целый вечер корпит над задачкой, но решение не получается.

И возникает, допустим, зависть подруги, что «ей все так легко дается, а мне не под силу». Хорошо, если завистливость не черная, от которой, как заметил таджикский поэт Нуриддин Джами (1414–1492), «может ослепнуть разум». Например, завистник из ревности делает товарищу пакости, может оговаривать за глаза, а при встрече ласково улыбается и признается в дружбе.

Такая зависть осуждается Церковью и считается грехом. В православии приравнивается к гордыне. Укроти свою гордость, только в таком случае ты можешь считаться истинным человеком. Это одна из основных мыслей христианского вероучения.

В противовес «черной» существует «белая» зависть. Когда искренне радуются успехам других, не желая им всякой гадости. Допустим, это может быть гордость за свое государство, когда на каких-либо спортивных соревнованиях команда страны выигрывает медали.

Психологи считают, что зависть присуща людям, и рассматривают ее как психологический феномен, несущий в себе деструктивное начало. Ведь завистникам часто хочется обладать тем, что им не принадлежит. Это в материальном плане, а в духовном — они просто не в состоянии обладать тем, чего не дала им природа. Например, выдающихся физических или умственных способностей.

В своем труде «Зависть и благодарность» психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960) замечает: «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны». Так как всегда находится повод, чтобы ревновать к успехам другого. Ведь в чужом саду яблоки всегда вкуснее, чем в собственном.

Разносторонне исследовал все аспекты зависти немецкий социолог Гельмут Шёк (1922-1993) в своей работе «Зависть: теория социального поведения». В своем развитии это негативное чувство проходит три стадии. Начинается с соперничества — кто лучший, потом появляется досада, что у него (нее) получается, а у меня — нет.

На последнем этапе приходит понимание, что нужно признать свое «поражение». И появляется черная зависть, начинается злословие в адрес своего товарища, что ведет, как правило, к разрыву отношений.

Завистливость нашла отражение в литературе. Советский писатель Юрий Олеша в романе «Зависть» писал о деструктивном начале этого чувства в советском обществе. Этому не лучшему качеству посвящен роман английского писателя Л. Хартли «Справедливость налицо».

Много плохого сказано о зависти, но вот Нобелевский лауреат по литературе, общественный деятель и философ Бертран Рассел (1872-1970) вступился за нее, сказав, что она «фундамент демократии», как как двигает прогресс общества.

Важно знать! Зависть — это отвратительная свойство души, нередко ведущее к ненависти, козням и вероломству. Потому она всегда осуждалась обществом

Афоризмы про зависть и цитаты про сплетников и завистников

Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть ограничительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем-нибудь их не превосходили.

Не многие из нас могут вынести счастье — разумею, счастье ближнего.

Зависть подобна змее, яд которой, травит ее же собственное тело.

Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.

Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам.

Гордыня часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордыня нередко помогает нам с ней справиться.

Зависть терзает и сама терзается.

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.

Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Завистники умрут, но зависть — никогда.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Зависть — враг счастливых.

Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.

Невыносимой мукою томим Тот, кто во всем завидует другим. Всю жизнь тоской и злобою дыша, Затянута узлом его душа.

Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум.

На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.

Если не хочешь страдать, не будь завистливым.

Льстясь на чужое, своего лишаешься.

Зависть обвиняет и судит бездоказательство, она приумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.

Белая зависть лучше всего перекрашивается.

Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.

Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.

Зависть — сестра соревнования.

С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее.

Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.

Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других.

Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим.

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.

Одна напечатанная ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги.

Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.

Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло.

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.

Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Зависть порождает раздор среди людей.

Анализ сатиры «На хулящих учение»

В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.

Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были «тихи и покорны», свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание. Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая «всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину». Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви.

Судя по высказыванию Критона,

Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врет, кому далось больше разумети;

Приходит в безбожие, кто над книгой тает…

Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как «лепить горох в стену». Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело «подлых», т.е. людей низкого происхождения. «Благородному» человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств:

Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,

Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.

Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни. Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради «мертвых друзей» (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция. Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда.

Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть золотые кудри…

Кроме этих типов «хулителей науки», Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря. Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков. Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих «явлений народу», что должно вызывать страх и восхищение:

Епископом хочешь быть — уберися в рясу,

Сверх той тело с гордостью риза полосата

Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,

Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…

С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Изо всех домов с ругательством сбита;

Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…

Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:

Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,

Кто в тихом своем углу молчалив таится…

Почему зависть делят на чёрную и белую

Завидовать нормально. Так выражается естественное желание человека обладать ценностями. Но это чувство инфантильное, детское. Исследование американских учёных показало, что чем старше человек, тем реже он завидует.

Учёные из Голландии разделили зависть на доброкачественную и злонамеренную. Первая помогает разобраться, как человек достиг успеха, чтобы повторить его путь. А вторая портит настроение, заставляет вредить и радоваться чужим неудачам. В доброкачественной белой зависти нет ничего страшного. Она мотивирует развиваться. Злонамеренная чёрная зависть ухудшает самооценку, мешает строить карьеру и поддерживать дружбу.

Цензура гордости

Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать

В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими

Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.

И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости. Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается

Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию

Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.

Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.

Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.

Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.

Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.

Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.

Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.

Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.

Игорь Саторин

Что такое исповедь

Совершённый грех приводит человека в состояние вражды с Богом. Для того, чтобы восстановить взаимоотношения, нужна исповедь. Во время этого таинства христианин рассказывает священнику о своём проступке и, как этому учит Православная Церковь учит, что грешник получает через него прощение Господне.

Исповедь — это баня для очищения души от порока.

К исповеди нужно готовиться. Если верующий хочет получить исцеление, а не просто формально пройти через таинство, он должен быть честен с Богом, священником и самим собой. Ещё до разговора нужно вспомнить прегрешения, совершённые словами, мыслями, эмоциями или поступками.

Таинство Покаяния в храме

Это очень важно, так как эффективное лечение болезни начинается с правильной постановки диагноза. На исповеди важно проявлять смирение

Нужно признать свою вину, а не перекладывать ответственность за свои ошибки на других.

Что рассказывать перед аналоем?

Гордость – это хорошо, а гордыня – плохо, почему?

Для сравнения сделаем таблицу, чтобы нагляднее увидеть разницу.

Гордость Гордыня
Самоуважение, чувство собственного достоинства Высокомерие, чрезмерная гордость, исходящая из эгоизма
Искренняя радость за свои успехи и благодарность людям, которые помогали в этом Это позитивное отношение только к самому себе и ценность только своих достижений. Например, человек ценит свое время так, что на просьбу о помощи может отмахнуться и не помочь, мотивируя это плохим самочувствием или просто игнорируя просьбы
Это чувство радости за коллективную победу Человек не умеет радоваться чужим победам, может даже создавать намеренно трудности другим людям
Позволяет ставить новые, «великие» цели Мешает идти даже к тем целям, которые понятны и ясны
Гордости нужен повод, человек не боится, что не получится, он просто делает Гордыня не позволяет проигрывать, если даже человек не прав, он начнет обличать и винить всех кроме себя
Человек следует высоким принципам и стремится к идеалу Человек всегда сравнивает себя с другими и «завоевывает» любовь жалостью к себе. Позиция «жертвы»
Гордость — это признание чужих успехов Гордыня не признает чужие успехи, иногда даже готово «растоптать» их или присвоить себе. Гордыня порождает зависть, злость и обиду
Гордость дает ощущение чувства полета, новых свершений, ожидание счастья и успеха. Этот человек постоянно развивается Гордыня дает чувство сдавленности в груди, уныние и плохое настроение. Этот человек замкнут и жесток, а часто и обижен на весь мир

Для сравнения можно привести такой пример. В семье женщина зарабатывает больше, чем мужчина, и женщина выше по социальной лестнице. Кто-то из мужчин будет гордиться за свою жену и будет расти дальше вместе с ней, всячески помогая. А кто-то, наоборот, будет обесценивать ее успехи и будет «вставлять палки в колеса», часто взваливая и так непомерную нагрузку на ее плечи. Кто-то гордый, а у кого-то гордыня… это вот об этом!

Как избавиться от собственной зависти?

Практически каждый человек испытывал зависть, а некоторые подвергались подобному чувству не единожды. При этом большинство сумело справиться с негативом либо перевести его в положительную мотивацию. Если человек задумывается, что делать с собственной завистью, и не доволен сложившемся положением, то у него есть все шансы избавиться от нее.

Действовать нужно пошагово.

  1. Выяснить причину. Это не всегда так легко, как кажется, особенно, если есть неоформленное недовольство, но самого раздражающего фактора не видно. Когда он найден, то необходимо по возможности устранить его. Если не выходит, то нужно изменить к нему отношение.
  2. Контролировать себя. Это непросто, но необходимо. С каждым днем самоконтроль будет становиться все крепче, позволяя вовремя реагировать на разрастающийся негатив. Есть простые и действенные способы для этого — выпить мелкими глотками стакан воды, на несколько минут выйти на улицу, прервав общение, переключиться на позитивную тему. Это только малая часть методов погасить зависть.
  3. Измениться. Поменять негатив на позитив трудно, но возможно, и этот шаг принесет целый ряд бонусов. Это хорошее настроение, умение находить альтернативу, легкость в общении. Например, не дано богатство, зато есть дружная семья. Знакомый переехал в новую квартиру, а у нас отличные соседи, к которым всегда можно обратиться.
  4. Развиваться. Завидует тот, кто сидит на месте и погряз в текущих проблемах. Тому, кто занят самосовершенствованием, некогда тратить время на зависть. Энергия ему нужна для других целей.

На каждый предмет зависти надо искать позитивный противовес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Зависть

Противоречивость гордости

Пока гордишься, получаешь радость самоутверждения. Когда не получается, чувствуешь себя ничтожеством, будто реально становишься хуже, если достоинства не сияют во всей красе.

Ощущение себя ничтожеством – это самообман, прикрытое самопрезрение за свое несовершенство. Мы страдаем, когда не можем от себя скрыть свои же качества, несовместимые с объектами нашей гордости.

Если гордишься смирением, начинает колбасить, когда выражается поведение не смиренного человека, – например, когда проявляются страсть, чувства и желания. Когда гордишься легкостью и свободой, страдаешь от любого признака зависимости и подчиненности. Когда гордишься добротой, подавляешь свой пыл. Когда гордишься вспыльчивостью как проявлением «силы», подавляешь доброту как признак слабости. Гордость за свою независимость вынуждает страдать, когда становишься общительным, или тянешься к обществу. Позиция учителя запрещает учиться. Образ безупречности запрещает совершать ошибки, и поэтому стопорит все начинания. Гордость за свою красоту вызывает страдания от малейшего изъяна. Гордость за воздержанность и аскетизм приносит чувство вины за неумеренное удовлетворение пищевых и телесных потребностей. В одухотворенном образе унизительно выглядеть простым смертным. Гордость за свою открытость и общительность вызывает переживания, когда проявляешь холод и замкнутость. Звездная болезнь жжет изнутри каждым признаком снижения популярности. И даже «праведная» гордость за родину в итоге ни к чему хорошему не ведет.

Список можно продолжать бесконечно. Достаточно уловить, чем гордишься, и в колонку «страдания» можно смело вписывать все, что противопоставляются объектам гордости. Подходят любые полярности: теплый – холодный, высокий – низкий, косматый – бритый, игривый – серьезный, профессиональный – дилетантский, мужественный – женственный, твердый – мягкий… Улавливаете?

Мы можем думать, что страдаем от совершенно разных и даже противоположных друг другу вещей. Казалось бы, один человек гордится уступчивостью, другой – упрямством, один – смирением, другой – непокорностью, один – хладнокровием, другой – подвижностью, один – черным, другой – белым

Все это – одна и та же болезнь под названием «чувство собственной важности», она же – «гордость». Как только возгордился, – неважно, чем, – сразу включается двойственный маятник удовольствия и страдания. И других проблем у нас нет

И других проблем у нас нет.

Иногда мы даже не замечаем, насколько противоречивы чувства под влиянием гордости. Если обидели и ты отомстил, значит, – сволочь. А если не стал мстить – трусливое ничтожество. Если помог кому-то – лопух, а если не стал помогать – бездушный эгоист. И все это может происходить в одной и той же голове.

Что такое сорадование?

С точки зрения христианина нет чёрной и белой зависти. Оба эти чувства уязвляют душу и противоречат десятой заповеди, запрещающей желать чужого имущества и чужих качеств. Есть другое.

Сорадование – святая бескорыстная похвала ближнему.

От чистого сердца восхищаясь
достижениями другого человека, мы можем следовать ему, поучатся у него и в итоге
подняться на новую ступень развития. Сорадование родственно состраданию, но в этом
случае мы разделяем не скорбь, а счастье брата или сестры во Христе. В обоих случаях
это роднит нас с окружающими, а не противопоставляет им.

В религиозной жизни у сорадования есть высокий смысл – радоваться вместе с Богом сотворённому им миру, тем благодаря Его за все милости. Радоваться вместе со святыми угодниками силе их веры и великим подвигам. Недаром в молитвах так часто говорится о радости. Вспомним обращение к Николаю Угоднику: «Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче». Или к Матери Божьей: «Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою».

И сами мы радуемся, изумляясь
чудесам Творца и святых подвижников.

Сорадование – райское чувство, доступное нам на Земле.

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди
Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет
и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как
Я возлюбил вас», призывает Иисус Христос.

Причины гордыни

Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается человек, родом из прошлого. Не является исключением и гордыня — это чувство формируется в детстве

Поэтому важно, чтобы ребенок в детстве испытывал родительскую любовь, тогда его гештальт будет закрыт. Если эти чувства будут не получены ребенком в детстве, то с большой долей вероятности он станет высокомерным человеком во взрослой жизни.

Кроме того, в психологии выделяются иные причины развития гордыни:

  • ребенок получал одобрение родителей, но при этом похвала была необоснованной;
  • чувство зависти — чем больше завидуешь, тем сильнее возникает желание возвыситься над окружающими;
  • синдром отличника — психологическое отклонение в поведении, которое проявляется в виде зацикленности на получении высокой оценки за любое действие;
  • безответственность;
  • снятие вины с себя и перекладывание ее на третьих лиц;
  • отсутствие самокритичности и полное непризнание критики со стороны окружающих.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Если ребенок постоянно борется за то, чтобы заслужить любовь и одобрение родителей, то подобная модель поведения будет преследовать его и во взрослой жизни. Однако это видоизменится в неуверенность, которая будет разрушать судьбу. Если вы испытываете горделивое чувство и не знаете, как от него избавиться — обратитесь за помощью к психологу. Наши врачи в режиме онлайн-беседы найдут корень проблемы и подберут терапию, направленную на изменение мировосприятия.

Почему люди завистливы?

Прежде чем говорить о женской зависти, следует уяснить, что же это за такой психологический феномен — зависть? Почему она возникает, и можно ли ее преодолеть?

Еще в древности Демокрит сказал, что «зависть порождает раздор среди людей». Так что это разрушительное начало в человеческих отношениях. Например, двое дружат со школьных лет. У одного все, что ни сделает, получается легко. Ученик ленивый, учить уроки не любит, а вызывают к доске, отвечает так, что учительница ставит в пример. А другой целый вечер корпит над задачкой, но решение не получается.

И возникает, допустим, зависть подруги, что «ей все так легко дается, а мне не под силу». Хорошо, если завистливость не черная, от которой, как заметил таджикский поэт Нуриддин Джами (1414–1492), «может ослепнуть разум». Например, завистник из ревности делает товарищу пакости, может оговаривать за глаза, а при встрече ласково улыбается и признается в дружбе.

Такая зависть осуждается Церковью и считается грехом. В православии приравнивается к гордыне. Укроти свою гордость, только в таком случае ты можешь считаться истинным человеком. Это одна из основных мыслей христианского вероучения.

В противовес «черной» существует «белая» зависть. Когда искренне радуются успехам других, не желая им всякой гадости. Допустим, это может быть гордость за свое государство, когда на каких-либо спортивных соревнованиях команда страны выигрывает медали.

Психологи считают, что зависть присуща людям, и рассматривают ее как психологический феномен, несущий в себе деструктивное начало. Ведь завистникам часто хочется обладать тем, что им не принадлежит. Это в материальном плане, а в духовном — они просто не в состоянии обладать тем, чего не дала им природа. Например, выдающихся физических или умственных способностей.

В своем труде «Зависть и благодарность» психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960) замечает: «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны». Так как всегда находится повод, чтобы ревновать к успехам другого. Ведь в чужом саду яблоки всегда вкуснее, чем в собственном.

Разносторонне исследовал все аспекты зависти немецкий социолог Гельмут Шёк (1922-1993) в своей работе «Зависть: теория социального поведения». В своем развитии это негативное чувство проходит три стадии. Начинается с соперничества — кто лучший, потом появляется досада, что у него (нее) получается, а у меня — нет.

На последнем этапе приходит понимание, что нужно признать свое «поражение». И появляется черная зависть, начинается злословие в адрес своего товарища, что ведет, как правило, к разрыву отношений.

Завистливость нашла отражение в литературе. Советский писатель Юрий Олеша в романе «Зависть» писал о деструктивном начале этого чувства в советском обществе. Этому не лучшему качеству посвящен роман английского писателя Л. Хартли «Справедливость налицо».

Много плохого сказано о зависти, но вот Нобелевский лауреат по литературе, общественный деятель и философ Бертран Рассел (1872-1970) вступился за нее, сказав, что она «фундамент демократии», как как двигает прогресс общества.

Важно знать! Зависть — это отвратительная свойство души, нередко ведущее к ненависти, козням и вероломству. Потому она всегда осуждалась обществом

Афоризмы про зависть и цитаты про сплетников и завистников

Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, — никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть ограничительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.

Неизменно завистливы те, кто из прихоти и тщеславия желает преуспеть во всем сразу. У них всегда найдется кому позавидовать, ибо невозможно, чтобы многие хоть в чем-нибудь их не превосходили.

Не многие из нас могут вынести счастье — разумею, счастье ближнего.

Зависть подобна змее, яд которой, травит ее же собственное тело.

Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.

Предпочитаю, чтобы мои недруги завидовали мне, чем я моим недругам.

Гордыня часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордыня нередко помогает нам с ней справиться.

Зависть терзает и сама терзается.

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.

Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Завистники умрут, но зависть — никогда.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Зависть — враг счастливых.

Главнейшая из всех пагубных страстей есть зависть — мать прочих страстей и беззаконий.

Невыносимой мукою томим Тот, кто во всем завидует другим. Всю жизнь тоской и злобою дыша, Затянута узлом его душа.

Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум.

На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.

Если не хочешь страдать, не будь завистливым.

Льстясь на чужое, своего лишаешься.

Зависть обвиняет и судит бездоказательство, она приумножает недостатки, дает малейшим ошибкам громкие названия; язык ее исполнен желчи, преувеличения и несправедливости.

Белая зависть лучше всего перекрашивается.

Кто завистлив или желает того и сего, тому не дождаться веселья.

Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.

Зависть — сестра соревнования.

С завистью можно бороться только одним способом: сделать так, чтобы жизнь завистливых была счастливее и полнее.

Губительным ядом, отравляющим наши души, является зависть.

Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других.

Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим.

Зависть — один из наиболее действенных элементов ненависти.

Одна напечатанная ерунда создает еще у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырех.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги.

Я хожу среди народа и держу свои глаза открытыми: люди не прощают мне того, что я не завидую добродетелям их.

Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло.

Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.

Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.

Зависть порождает раздор среди людей.

Анализ сатиры «На хулящих учение»

В первой сатире Кантемир создает яркие памфлетные образы противников науки и гонителей просвещения в России того времени. В качестве объектов сатиры выведены четыре типа представителей дворянского сословия. Не случайно сатира начинается и завершается впечатляющими образами священнослужителей. Реакционная верхушка русской церкви, по мнению Кантемира, олицетворяла собой догматизм и схоластику.

Священник Критон жалуется на то, что прихожане, которые в прежние времена были «тихи и покорны», свято и бездумно верили отцам церкви, утратили былое послушание. Ныне, по мнению Критона, молодежь не следует заветам отцов, а проявляет любознательность, желая «всему знать повод, причину. Мало веры подая священному чину». Как ни странно, но Критона смущает даже то, что люди начинают проявлять интерес к главной книге Церкви — Библии. Отказ от слепой веры — путь к духовной раскрепощенности и, как следствие, снижение авторитета церкви.

Судя по высказыванию Критона,

Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врет, кому далось больше разумети;

Приходит в безбожие, кто над книгой тает…

Другой враг образования и науки — помещик Силван. По его мнению, изучать явления природы и мира столь же нелепо и глупо, как «лепить горох в стену». Особенно бесполезна наука для дворянства, потому что умение доказывать справедливость своих суждений — дело «подлых», т.е. людей низкого происхождения. «Благородному» человеку — дворянину, как убежден Силван, достаточно утверждать или отрицать что-либо без всяких доказательств:

Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,

Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.

Третий из выведенных Кантемиром сатирических типов — гуляка Лука. Он восстает против науки, потому что, по его словам, она является помехой для веселой жизни. Занятия наукой требуют уединения, и люди науки ради «мертвых друзей» (книг) отказываются от веселых пирушек. Следует отметить, что за внешней шутливостью высказываний Луки кроется жесткая и непримиримая позиция. Выдвигая условия, при которых он предпочитает вину книги, Лука дает понять, что этого не произойдет никогда.

Четвертый тип, порожденный слепым подражанием Западу, безудержному мотовству и щегольству, — Медор. Он с явным пренебрежением отзывается о науке, и модного петербургского портного ставит выше римского государственного деятеля и оратора Цицерона, а известного в то время в Петербурге сапожника Егора ценит выше римского поэта Вергилия. Медор огорчен, что вследствие развития книгопечатания ему может не хватить бумаги для завивки волос:

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть золотые кудри…

Кроме этих типов «хулителей науки», Кантемир разоблачает невежду и взяточника судью, который полагает, что его дело лишь подписывать бумаги, а разбираться в делах — обязанность секретаря. Язвительно и остроумно выведен образ епископа, прототипом которого был новгородский епископ Георгий Дашков. Кантемир издевается над стремлением церковных иерархов к пышности и торжественности во время своих «явлений народу», что должно вызывать страх и восхищение:

Епископом хочешь быть — уберися в рясу,

Сверх той тело с гордостью риза полосата

Пусть покроет, повесь цепь на шею из злата,

Клобуком покрой главу, брюхо — бородою…

С горечью и обидой сетует Кантемир на бедственное положение науки и просвещения в России:

Наука ободрана, в лоскутах обшита,

Изо всех домов с ругательством сбита;

Знаться с нею не хотят, бегут ее дружбы…

Однако итоговое суждение писателя оптимистично и знаменательно. В заключительной строфе сатиры Кантемир высказывает глубокую мысль о том, что преданность науке делает человека внутренне свободным и потому — непобедимым, бесстрашным:

Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,

Кто в тихом своем углу молчалив таится…

Почему зависть делят на чёрную и белую

Завидовать нормально. Так выражается естественное желание человека обладать ценностями. Но это чувство инфантильное, детское. Исследование американских учёных показало, что чем старше человек, тем реже он завидует.

Учёные из Голландии разделили зависть на доброкачественную и злонамеренную. Первая помогает разобраться, как человек достиг успеха, чтобы повторить его путь. А вторая портит настроение, заставляет вредить и радоваться чужим неудачам. В доброкачественной белой зависти нет ничего страшного. Она мотивирует развиваться. Злонамеренная чёрная зависть ухудшает самооценку, мешает строить карьеру и поддерживать дружбу.

Цензура гордости

Иногда человек явно или неявно осознает, что ему важно не столько быть правильным и хорошим, сколько выглядеть таковым. И тогда не так уж важно быть хорошим всегда. Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать

В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими

Вполне достаточно – на людях, в компании, где эту свою «правильность» хочется продемонстрировать. В таком случае, если человек гордится своей показной честностью, он будет стыдиться не лжи, а ее обнаружения окружающими.

И напротив, можно быть честным, но если нет гордости за свою честность, тогда не так уж важно, что о тебе подумают другие. Тогда, вопрос – будешь ты честным или нет в чужих глазах – уже не является вопросом задетой гордости. Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается

Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию

Пока управляешься гордостью, даже непосредственных живых чувств не остается. Все становится фальшивым. Все страдания – от задетого самолюбия, а удовольствия – от его удовлетворения. Радость, симпатия, огорчения и антипатия – лишь ответ гордости на ситуацию.

Самоотчуждение может достигать таких границ, когда теряешь возможность наслаждаться жизнью как есть, и только яркие полярности унижения и славы до сих пор щекочут нервы.

Под влиянием гордости пропускаешь все свои чувства через жесткие фильтры личной цензуры. Чувства, которые работают против гордости, в себе душишь. А чувства, играющие гордости на руку, искусственно раздуваются, опустошают и обесточивают психику, оставляя ее дрожать под натиском подавленных переживаний. На progressman.ru эту тему разбирал подробней в статье об уверенности в себе.

Мы гордимся потоком бесчисленных данных о себе. Они могут сложиться в узор настолько витиеватый и многослойный, что разобраться в его корнях под силу далеко не каждому. Поэтому большинство не видит истинной проблемы, и вечно прикрывают ее обстоятельствами. В итоге, остается жить, как живется, в ожидании, когда очередной облом сменится очередным поводом потешить самолюбие.

Если надоела эта сансарная двойственность, где гордость и унижение дергают за рычаги ума, тогда – самопознание и выслеживание поводов и объектов своей гордости – подходящий, а может быть и единственный путь.

Чтобы не создавать себе проблем, гордиться надо осознанно. Если вы ощущаете подкатывающее желание показать себя в лучшем свете, поболтать о своих достижениях, или как-то еще похвастать, помните о последствиях. Да, самооценка может подняться, но та степень, в какой она возвысится, создаст ровно такой же потенциал для ее болезненного падения.

Если удача улыбнулась, вы сделали успешный ход, непроизвольно очаровали собеседника, или показали свои способности, не стоит тут же слепо смаковать свое «величие». Отдавайте себе отчет в происходящем. Помните про последствия механичной рефлексии о своих высоких качествах – именно она по итогу обращает жизненные задачи в проблемы.

Смотрите на себя в перспективе. Если сегодня постигла неудача – это не означает, что вы неудачник. Если сегодня преуспели – это не делает вас совершенством. Вы есть – тот, кто есть – не звезда и не ноль без палочки, а простой смертный, познающий эту жизнь.

Игорь Саторин

Что такое исповедь

Совершённый грех приводит человека в состояние вражды с Богом. Для того, чтобы восстановить взаимоотношения, нужна исповедь. Во время этого таинства христианин рассказывает священнику о своём проступке и, как этому учит Православная Церковь учит, что грешник получает через него прощение Господне.

Исповедь — это баня для очищения души от порока.

К исповеди нужно готовиться. Если верующий хочет получить исцеление, а не просто формально пройти через таинство, он должен быть честен с Богом, священником и самим собой. Ещё до разговора нужно вспомнить прегрешения, совершённые словами, мыслями, эмоциями или поступками.

Таинство Покаяния в храме

Это очень важно, так как эффективное лечение болезни начинается с правильной постановки диагноза. На исповеди важно проявлять смирение

Нужно признать свою вину, а не перекладывать ответственность за свои ошибки на других.

Что рассказывать перед аналоем?

Гордость – это хорошо, а гордыня – плохо, почему?

Для сравнения сделаем таблицу, чтобы нагляднее увидеть разницу.

Гордость Гордыня
Самоуважение, чувство собственного достоинства Высокомерие, чрезмерная гордость, исходящая из эгоизма
Искренняя радость за свои успехи и благодарность людям, которые помогали в этом Это позитивное отношение только к самому себе и ценность только своих достижений. Например, человек ценит свое время так, что на просьбу о помощи может отмахнуться и не помочь, мотивируя это плохим самочувствием или просто игнорируя просьбы
Это чувство радости за коллективную победу Человек не умеет радоваться чужим победам, может даже создавать намеренно трудности другим людям
Позволяет ставить новые, «великие» цели Мешает идти даже к тем целям, которые понятны и ясны
Гордости нужен повод, человек не боится, что не получится, он просто делает Гордыня не позволяет проигрывать, если даже человек не прав, он начнет обличать и винить всех кроме себя
Человек следует высоким принципам и стремится к идеалу Человек всегда сравнивает себя с другими и «завоевывает» любовь жалостью к себе. Позиция «жертвы»
Гордость — это признание чужих успехов Гордыня не признает чужие успехи, иногда даже готово «растоптать» их или присвоить себе. Гордыня порождает зависть, злость и обиду
Гордость дает ощущение чувства полета, новых свершений, ожидание счастья и успеха. Этот человек постоянно развивается Гордыня дает чувство сдавленности в груди, уныние и плохое настроение. Этот человек замкнут и жесток, а часто и обижен на весь мир

Для сравнения можно привести такой пример. В семье женщина зарабатывает больше, чем мужчина, и женщина выше по социальной лестнице. Кто-то из мужчин будет гордиться за свою жену и будет расти дальше вместе с ней, всячески помогая. А кто-то, наоборот, будет обесценивать ее успехи и будет «вставлять палки в колеса», часто взваливая и так непомерную нагрузку на ее плечи. Кто-то гордый, а у кого-то гордыня… это вот об этом!

Как избавиться от собственной зависти?

Практически каждый человек испытывал зависть, а некоторые подвергались подобному чувству не единожды. При этом большинство сумело справиться с негативом либо перевести его в положительную мотивацию. Если человек задумывается, что делать с собственной завистью, и не доволен сложившемся положением, то у него есть все шансы избавиться от нее.

Действовать нужно пошагово.

  1. Выяснить причину. Это не всегда так легко, как кажется, особенно, если есть неоформленное недовольство, но самого раздражающего фактора не видно. Когда он найден, то необходимо по возможности устранить его. Если не выходит, то нужно изменить к нему отношение.
  2. Контролировать себя. Это непросто, но необходимо. С каждым днем самоконтроль будет становиться все крепче, позволяя вовремя реагировать на разрастающийся негатив. Есть простые и действенные способы для этого — выпить мелкими глотками стакан воды, на несколько минут выйти на улицу, прервав общение, переключиться на позитивную тему. Это только малая часть методов погасить зависть.
  3. Измениться. Поменять негатив на позитив трудно, но возможно, и этот шаг принесет целый ряд бонусов. Это хорошее настроение, умение находить альтернативу, легкость в общении. Например, не дано богатство, зато есть дружная семья. Знакомый переехал в новую квартиру, а у нас отличные соседи, к которым всегда можно обратиться.
  4. Развиваться. Завидует тот, кто сидит на месте и погряз в текущих проблемах. Тому, кто занят самосовершенствованием, некогда тратить время на зависть. Энергия ему нужна для других целей.

На каждый предмет зависти надо искать позитивный противовес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: