Совсем как взрослый: в какой момент мы взрослеем и как с этим жить?

Молодежь пресыщена жизнью

Следует признать, что современная молодежь не имеет большой тяги к преступлениям. Старые гангстеры наверняка были бы разочарованы этим фактом.

В европейских странах значительно снизилось количество молодых людей, которые желают получить водительские права. Даже в сравнении с 2001 годом он снизился с 77% до 66%. Вероятно, Uber обходится дешевле, чем обслуживание своего автомобиля.

Примерьте гибридную роль на работе: что делать дамам во время кризиса

«Не хочу держать обиду на тех, кто не верил!»: почему люди не говорят об успехе

Просто, сезонно: как заняться продажей воздушных шаров и стать успешным

Даже в сравнении с 10-летними показателями упал уровень подростковой беременности: сегодня они ниже почти вдвое.

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30

Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Суть периода

Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.

К новообразованиям зрелости относится:

  • выстраивание стратегии жизни;
  • феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
  • поиск смысла жизни и следование ему;
  • новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
  • родительство.

Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».

Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.

Ранняя взрослость, или молодость

Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:

  • стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
  • осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
  • полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
  • нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.

Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.

Средняя взрослость, или зрелость

Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.

Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:

  • подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
  • переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
  • осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
  • уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).

Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.

Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.

Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:

  • полным избавлением от комплексов;
  • полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
  • ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
  • стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).

Поздняя взрослость

Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».

Мир на месте не стоит

Здесь необходимо учесть несколько аспектов:

  • Мы живем в относительно спокойном мире. Молодежи нет нужды мгновенно становиться гиперсерьезной.
  • В современных семьях намного меньше детей, чем в прошлом веке. Соответственно им уделяется значительно больше времени и материальных благ. В результате воспитание во времени растягивается.
  • По статистике, треть молодых людей в США в возрасте от 20 до 30 лет живут со своими родителями. Даже известный актеров Майкл Б. Джордан в 31 год, живет с папой и мамой, и его этот факт совершенно не смущает.
  • С каждым годом становится все более сложным наше общество. Следовательно, для его изучения времени требуется больше. Раньше, человек, рожденный в семье кузнеца, к примеру, становился кузнецом. Сегодня все обстоит значительно сложнее. Можно, конечно, сделать ДНК-тест на способности и таланты, но стандартным и доступным методом он станет для поколения, рожденного после 1995 года.
  • Сравнительно недавно на мировой арене появилось такое понятие, как глобализация и оно уже дало эффект: молодежь независимо от их культуры, заражена философией свободы. Никакая традиция преодолеть интернет неспособна. Таким образом, мышление стандартного миллениала везде одинаково.
  • Ослабление моральных и религиозных норм привело к тому, что молодые люди не спешат вступать в брак, признавая внебрачное сожительство. К тому же легализация абортов, доступность противозачаточных средств и появление движения чайлдфри играет против браков. В наши дни в развитых странах первый брак регистрируется не раньше 32 лет.

Почему мы не взрослеем

Получается, что во многом это «заслуга» тех взрослых, которые нас воспитывали. Тогда,в детстве, нам не давали принимать решения, говорили, как нужно, не считаясь с нашими чувствами и эмоциями. Очень часто воспитание носило директивный характер, а такой формат не предполагает психологического развития личности. Мы научились слушаться. 

При таком формате воспитания контакта с чувствами у ребенка практически нет. Ребенок не получает навыка опоры на себя и свои ощущения, а отсюда неуверенность в себе и своих силах, неумение принимать решения и желание скинуть ответственность.

Как правило, такому выросшему ребенку бывает очень сложно выстроить свою жизнь. Встречаются два подростка, создают семью, рожают ребенка и, не справившись со взрослыми обязанностями, зачастую именно психоэмоциональными, расходятся. Ведь взрослый человек умеет думать о других и помнит о своей ответственности, как бы ни было сложно.

Также многие родители используют понятие взрослости в воспитательных мерах, но не совсем корректно. Ребенок хочет идти без шапки на улицу или отказывается от супа, и родитель провозглашает: «Вот вырастешь — будешь делать что хочешь, а пока ешь». И у ребенка формируется понимание, что взрослым можно все и за это нет никаких последствий.

А бывает наоборот: родители лишают ребенка детства, нагружая взрослыми обязанностями. Те из нас, кто стал нянькой для своего младшего брата или сестры, помнят, как это напрягало. Хотелось гулять и заниматься своими очень важными делами, а нужно было сидеть с малышом. 

Чарли Чаплин хоть и был комедийным актером, очень глубоко понимал жизнь и говорил: «Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым». И если в детстве было мало детства, то повзрослевший ребенок хочет это восполнить и всеми правдами открещивается от взрослой жизни. 

Но что бы ни происходило в нашем детстве, как бы нас ни воспитывали родители, мы выросли и способны если не прямо на скаку взять в руки свою жизнь, то хотя бы подумать о том, как вырасти психологически. Мы можем начать работать над своей зрелостью и воспитать себя сами. И стать теми, кем мечтали быть, когда вырастим.

«Жизнь действительно проста, но мы пытаемся ее усложнить… Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта»

Elina / Pexels.com

Конфуций считал: если праведный человек хочет реализовать свой потенциал и жить здоровой, гармоничной жизнью, он должен развивать чувство собственного достоинства и самодисциплину.

И для этого необходимо ежедневно практиковать определенные добродетели: скромность, доброту, честность, щедрость и сосредоточенность. При этом он предлагает оценить то, что у нас уже есть, и посмотреть, какое место наши личные трудности занимают в обширной вселенной.

1Gai.Ru / Shutterstock.com

Его слова напоминают нам, что удовлетворение зависит от знания того, как извлекать удовольствие от простоты, и что путь к получению желанного – это умение отдавать.

Как применить: Будьте щедрыми и добрыми, оставаясь при этом скромными и заземленными. Будьте щедры на свою искренность, но оставайтесь сосредоточенными. Будьте щедры на поступки, но помните о своем собственном невежестве и обо всем, чему вам еще предстоит научиться.

Эта цитата объединяет все вышеперечисленные уроки в одну основную идею: если ваши мысли сложны, то вы усложните всю свою жизнь. Но если в вашей голове – хорошие, простые мысли, вы, наконец, увидите жизнь такой, какой она должна быть:

Обложка: 1Gai.Ru / Shutterstock.com

Источник статьи: 7 Mindful Quotes by Confucius That Will Change The Way You Think

Критерии взрослости

По Арнетту, существует три критерия взрослости — «Большая тройка»: ответственность за себя, независимость в принятии решений и финансовая независимость. Эти три критерия обрели большой вес не только в США, но и в других странах мира (Китае, Греции, Израиле, Индии, Аргентине), правда, с некоторыми нюансами. Например, в Китае к этим критериям добавляют возможность финансово поддерживать своих родителей, а в Индии — обеспечить безопасность своей семьи.

Ученый-исследователь психологии развития Эрик Эриксон представил свои стадии развития, каждая из которых призвана найти ответ на центральный вопрос. Для подростничества центральным вопросом является идентичность, поиск самого себя и своего места в этом мире. В юности фокус внимания смещается на поиск близких отношений и построение дружеских и романтических связей.

Энтони Берроу, доцент кафедры развития человека в Корнеллском университете, изучает вопрос поиска смысла жизни в среде молодых людей. Вместе с коллегами он обнаружил, что жизненная цель у них ассоциируется с поиском своего места среди других студентов. Стремление к цели было связано с большей удовлетворенностью жизнью и позитивными чувствами. Также ученые просили респондентов оценить по шкале соответствия своим чувствам утверждения вроде «Я ищу цель или миссию в своей жизни».

Умение не сопротивляться переменам.

В этой жизни постоянным можно считать лишь одно: непостоянство. Если ученый, философ и святой и могут на чем-то сойтись во мнении, то, пожалуй, лишь на этом. И по мере того, как мы становимся старше, жизнь преподает нам этот урок снова, снова и снова.

Как бы нам ни хотелось избежать перемен, и навсегда сохранить вещи такими, какие они есть, это просто-напросто невозможно. Жизнь непременно устроит вам встряску, перевернет весь ваш мир, и заставит вас принять перемены – даже если ей понадобятся на это годы. Она обратит в прах ваши надежды и помножит на ноль ваши желания – и вместе с тем будет раз за разом удивлять и радовать вас так, как вы и представить не могли.

Большинство людей, к сожалению, так никогда не осознают этой простой истины, и всю свою жизнь продолжают сопротивляться неизбежному и пытаться изменить то, что неподвластно их усилиям – часто до самой смерти. Но если вы – из тех немногих людей, кто осознал, что вместо того, чтобы противиться переменам, нужно лишь отдаться их потоку и плыть вперед вместе с течением, то поздравляю! Вы поняли одну из величайших истин, которым только может научить нас жизнь: то, что в ее основе лежит неопределенность.

Конечно же, это вовсе не означает, что вы не должны строить планы и заниматься своими делами, это значит всего лишь то, что вам стоит отказаться от ожиданий того, что все будет именно так, как вы ожидаете, и никак иначе. А это, в свою очередь, приводит нас к следующему пункту…

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 — атманическое тело — моя миссия, предназначение, моя судьба
тело/план №6 — будхиальное тело — мои истинные желания, ценности — ЧТО ХОЧУ?
тело/план №5 — каузальное тело — событийные потоки — ЧТО ДЕЛАЮ?
тело/план №4 — ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ?
тело/план №3 — эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ?
тело/план №2 — энергетическое тело (эфирное) — ощущение энергии в теле
тело/план №1 — физическое тело — ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Выживаем рядом со взрослеющим ребенком

Когда в семье обитает подросток (а лучше – несколько) жизнь слегка напоминает сидение на вулкане. Ты готов слушать прогноз погоды, звать всех шаманов, молиться… Да что угодно, лишь бы лавой пятую точку не обожгло.

1. смириться;

Дочь/сын выросли – сроднитесь с этой мыслью. Мы помним их сладкими пупсами, умиротворенно лежащими в памперс. А они уже – отдельные личности со своим неординарным взглядом на жизнь.

Дайте им новое место в семье – не наравне с родителями, но с правом принимать решения. Выбор куртки, университета, секции, репетитора, получение справки и оформление документов – со всем этим они уже справятся.

2. обсудить безопасность;

Mother Talking To Teenage Daughter About Contraception

В 15 начинать первый разговор о сексе поздновато. В этом возрасте дети уже не хотят беседовать с предками на острые темы. Если контакт не налажен, лучше оплатить лекцию секс-педагога или организовать ее в школе (совместно с администрацией).

Задача родителей – научить ребенка охранять собственные границы, говорить «нет» и предупредить насилие. «Принесешь в подоле – убью!» — плохое начало доверительной беседы.

Сексуальное воспитание – это не все. Придумайте семейный пароль, который можно непринужденно сказать по телефону при всех. Означает он только одно: «Приезжай срочно и забирай меня, дело плохо». Кодовая фраза может быть любой, но попросите ребенка выучить ее наизусть.

Подростки часто ищут себе приключений. Обсудите, как защитить себя в подворотне, куда бежать, кому звонить и что орать. Внушите ребенку мысль: «Возможно, я офигею от твоих фокусов, вероятно, я буду злиться. Но я ВСЕГДА на твоей стороне. Ты можешь прийти в любое время с любой проблемой».

3. разобраться со своими тараканами;

А вот грузить человека своими амбициями – излишне. Занимайтесь своей жизнью. Как раз кризис среднего возраста на подходе.

До трясучки хочется, чтобы сын стал врачом? Что в вашей жизни пошло не так, почему свои желания вы аккуратно сложили на плечи ребенка? Тянет в медицину – идите сами. Мед. Колледж быстро откроет вам двери в мир уколов, капельниц и родов.

4. много говорить;

Подросток согласен обсуждать с вами насущные проблемы? Возрадуйтесь, вам завидует полстраны. Пользуйтесь этим и говорите, говорите, говорите.

Без нотаций, пожалуйста. Делитесь опытом, рассуждайте вместе. Помните, как вы обсуждаете волнующие темы с друзьями? Нужно примерно так же: честно, но максимально корректно.

5. искать общие интересы.

Mother and son (13-15) playing with game controls, smiling

Подрастающие люди нуждаются в общении со своими взрослыми, хоть и тщательно скрывают этот факт. Предлагайте им совместный досуг: посмотреть кино, съездить к вам на работу, сходить на концерт.

Будьте готовы услышать отказ и примите его спокойно. А через время предложите что-то другое. Вы все еще глава семейной стаи и ответственность за отношения пока только на вас. Поэтому проявлять инициативу – это ваша рутинная задача.

Взросление сумасшедшими темпами стартует с переездом. Дочь вместо пятой палетки теней купила гречку по акции? Гордитесь, вы воспитали самодостаточного человека. Но если ребенок всю жизнь проведет под маминым крылышком, вы никогда об этом не узнаете.

Не обязательно съезжать навсегда, но попробовать самостоятельную жизнь на вкус – важный этап. В противном случае будет просто меняться место, где ребенок проводит день.

Сперва сад, потом школа, университет, затем офис. А ужин так и продолжит появляться сам, как и продукты в холодильнике. В таких условиях взрослеть можно до пенсии.

Взросление как зрелость мозга

Ситуация, когда молодые люди учатся до 21–22 лет, вполне соотносится с современными научными представлениями о развитии мозга.

В возрасте 22–23 лет наш мозг уже практически полностью сформирован, по утверждению Стейнберга, исследователя развития мозга и подросткового периода. Это не означает, что после достижения этого возраста мы уже не можем обучаться. Еще как можем! Нейропластичность остается с нами на протяжении всей жизни. Однако нейропластичность взрослого отличается от таковой у подростка, у которого идут мощные процессы образования новых и отмирания старых связей. Во взрослом возрасте всё еще возможны некоторые изменения, но нейронная структура уже не меняется.

Умение слушать.

В одной очень хорошей книге один из ее героев, старый и мудрый маг, сказал главному герою то, что тогда показалось ему странным и непонятным, но, как он понял позже, было очень и очень мудрыми словами: «Чтобы слышать, нужно молчать». И действительно, для того, чтобы научиться не просто слышать слова других людей, а слушать их по-настоящему, сперва нужно научиться молчать.

Научиться быть рядом с ними, а не в каком-то своем, отдельном мире

Представьте, что вы действительно уделяете вашему собеседнику все ваше внимание. Ваш разум не витает в облаках, вы не отвлекаетесь на всякие мелочи, не думаете о том, как выглядит сидящий напротив человек, что на нем надето и откуда это пятнышко на левом лацкане пиджака, и уж тем более не ждете, когда он закончит говорить, чтобы наконец-то сказать и свои несколько слов

Вы находитесь рядом с этим человеком не только телом, и душою, действительно слушаете то, что он вам говорит, и до вас доходит и эмоции, и смысл сказанного

Неважно, сколько лет взрослому человеку, 9 или 90 – взрослым его делает понимание того, что, лишь практикуя молчаливое и безраздельное внимание, он может действительно понять, что именно хочет донести до него собеседник, и должным образом на это отреагировать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: