Наука в картинах Сальвадора Дали
В 2016 году исследователи из Университета Глазго впервые в мире взломали коммуникационный код нашего мозга. В ходе работы ученые спросили испытуемых, какое изображение на картине Дали они видели – или ни то, ни другое. Внимательно изучив полученные данные, исследователи смогли составить карту того, как мозг обрабатывал информацию. Как пишет BBC, возглавил исследование профессор Филипп Шинс, глава школы психологии Глазго. Он объясняет:
Вот тут-то и появляется Сальвадор Дали. И если уж на то пошло, Вольтер. Результаты исследования после опроса испытуемых показали, что правая часть мозга обрабатывала левую часть изображения, и наоборот. Отмечу, что отслеживание того, как наши глаза взаимодействуют с мозгом, а затем как мозг посылает сигналы самому себе, является результатом 15-летней работы профессора Шинса и его коллег.
Эскизы Дали к Таинству Тайной вечери почти повторяют картину Леонардо да Винчи.
Итак, если ученым все-таки удалось взломать код передачи информации в мозге и отследить изображения до области, где они обрабатываются, то как в таком случае мозг решает, Вольтер перед вами или две монахини? Ответа на этот вопрос, увы, нет. И действительно, некоторые люди думают, что у одной из монахинь есть борода, так что, возможно, это два голландских купца. Но, что бы вы ни думали, это ваше решение. А наука как никогда близко подобралась к тому, чтобы понять, как именно вы его принимаете.
Что же до новых, неопубликованных ранее картин Дали, то, как пишет The Guardian, они важны тем, что они раскрывают творческий процесс художника. Они показывают, что «безумный гений» был дотошным творцом, что противоречит его образу буйного сюрреалиста, который просто рисует все, что приходит в голову. На самом деле Сальвадор Дали был очень осторожен в своем искусстве и размышлял о том, как мозг обрабатывает изображения.
ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ
В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.
К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса — в Порт-Льигате.
В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной — Нью-Йорк, Барселона, Лондон.
Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине — сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.
К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.
Гала Дали — «демонесса гения»
В 25 лет Дали встретил единственную любовь всей своей жизни — эмигрантку из России Елену Дьяконову, которая называла себя Галой Элюар. Она была старше художника на десять лет и состояла в браке с его другом. Этот союз супруги позиционировали как свободный. Между Сальвадором и Галой возникла серьёзная страсть, и женщина оставила своего мужа, чтобы стать для Дали любовницей, а затем и женой. Для художника Гала была не только музой, но и своего рода менеджером. Благодаря её усилиям картины Дали стали популярны во многих странах, и его слава приобрела совершенно иные масштабы. Сальвадор слыл в обществе эпатажной личностью с весьма причудливой манерой поведения. Даже его внешний вид говорил о том, что он — натура эгоцентричная и бесконечно творческая. Постоянные безумные выходки Дали шокировали его отца, из-за чего у них были напряжённые отношения. Последней каплей стала надпись на одной из картин художника о том, что он с наслаждением плюёт на портрет умершей матери. Хотя в действительности он всей душой любил свою мать и тяжело переживал её уход из жизни. Дали вело неудержимое стремление шокировать и изумлять публику. Однажды он перессорился и с членами сюрреалистической тусовки, к которой принадлежал, на прощание заявив, что сюрреализм есть он. А его эпатаж с нездоровым восхищением Гитлером и вовсе шокировал коллег. В преддверии Второй мировой войны, успев окончательно разорвать отношения с единомышленниками, Сальвадор вместе с Галой отбыли в США.
Художник был узнаваем и в этой стране и быстро добился ещё большего успеха. Любители роскоши скупали его картины за огромные суммы. К тому времени Дали нажил приличное состояние. В Америке он пробовал себя как дизайнер, ювелир, иллюстратор, сотрудничал с Хичкоком и Уолтом Диснеем. Сальвадор не изменял себе и продолжал совершать эксцентричные поступки. Он мог провести выставку в акваланге или в экстравагантном костюме метафизического куба, мог выйти на прогулку с муравьедом, о чём потом писали многочисленные издания. Но по-настоящему известность он почувствовал после выпуска своей автобиографии под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Её экземпляры разлетелись как горячие пирожки. Книга, написанная в лёгком жанре, получилась несколько странной и даже шокирующий, но, безусловно, индивидуальной. Постепенно Дали прискучило в Америке. Он выдохся от излишне насыщенной и эпатажной жизни. После восьми лет, проведённых в этой стране, художник и его жена возвратились на родину, в любимую Каталонию. Здесь Дали построил большой дом-музей, который получил название «Дворец ветра». Живопись Сальвадора в Испании приобрела особенно академический характер: работы, в основном пейзажи и классические картины, стали более спокойны. Дали проникся идеями католицизма, и в картинах засквозила религиозная тема. На 54-м году жизни художник обвенчался со своей музой. Но, несмотря на венчание, их чувства охладевали. Гала, как и раньше, придерживалась свободной любви, и её всё чаще видели в окружении молодых кавалеров. Супруги нередко ссорились. Всё это привело Дали к глубокой депрессии, что не замедлило сказаться на творчестве — полотна наполнились печалью и скорбью. Сальвадор купил для Галы замок, в котором она жила отдельно от него. Он же имел право посещать свою возлюбленную только с её письменного разрешения. Это длилось более десяти лет.
Лучшие картины
Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.
Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.
В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».
После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.
За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.
Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».
После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».
Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.
Что такое сюрреализм
Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.
Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:
- алогизм;
- иррациональность;
- переменчивость образов;
- фантасмагоричность сюжетов;
- парадоксальность сочетаний и форм;
- использование символов.
О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.
Детские и школьные годы
Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.
Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец
Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних
Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.
Последние годы
В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.
Картина Дали «Слоны»
С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.
Дали является автором логотипа «Чупа-Чупса»
Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.
Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.
Сальвадор Дали с муравьедом
Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.
Дом-музей Дали «Дворец Ветров»
В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.
«Сюрреализм — это я»
Один из самых именитых представителей сюрреализма, великий и неординарный Сальвадор Дали родился в семье состоятельного нотариуса. К моменту его рождения родители уже пережили потерю первенца и дали второму сыну имя покойного. Мать Дали, как глубоко верующий человек, была уверена, что он — реинкарнация старшего брата, в чём и убеждала сына.
Сальвадор уже в самом маленьком возрасте осознал конечность человеческого бытия. Особенно тревожилась его душа, когда он смотрел на надгробную фотографию очень похожего на него мальчика с таким же именем. Мать чрезмерно опекала и баловала сына. Дали рос очень капризным и своенравным ребёнком, часто манипулировал родителями с помощью публичных сцен и истерик. Уже с детства проявлялась его сложная личность. Он обладал набором фобий и комплексов, которые мешали ему найти общий язык со сверстниками.
Природный талант к рисованию проявился у Сальвадора в раннем детстве, и отец отдал его на уроки живописи к местному художнику. Уже в четырнадцатилетнем возрасте юноша представил свои работы на выставке в родном городе. Неоспоримый талант позволил ему поступить в Мадридскую академию изобразительных искусств. Однако эпатажный студент не смог надолго там задержаться: через пять лет его исключили за высокомерное отношение к преподавателям. Сальвадор по этому поводу не переживал. Он был счастлив, что в Мадриде завёл много интересных и полезных знакомств, которые повлияли на его художественный рост. Дали работал в популярных на тот момент художественных стилях, но всё чаще его окутывал сюрреалистический мир искусства. Отсутствие художественного образования не помешало амбициозному художнику организовывать собственные выставки, которые посещал сам Пабло Пикассо.
Пейзаж близ Фигераса
«Пейзаж близ Фигераса» (1910). Картина относится к одним из ранних работ известного художника, приверженца направления сюрреализм. Это полотно Дали создал будучи в детском возрасте, на тот момент ему всего 6 лет. Работа выполнена масляными красками. В картине явно заметны черты импрессионизма — популярного на тот момент направления среди творческих личностей. Такого рода полотна в этом направлении живописец будет создавать до 20-х годов, после чего перейдет к кубизму и сюрреализму. В настоящее время данное полотно находится в частной коллекции одного из поклонников творчества Дали.
Невероятная история любви
Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.
Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.
Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.
Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.
Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.
Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.
Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.
Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.
Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».
Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.
Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.
Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ
Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.
В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.
Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).
После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.
Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).
Творчество художника
Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.
Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.
Ключевые моменты творческой биографии:
- Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
- Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
- 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
- 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
- 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
- 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
- 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
- 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
- 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
- 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
- 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
- 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
- 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».
За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.
Замок Галы
«Архитектонический “Анжелюс” Милле»
С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.
Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор – родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он – реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.
Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» – один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.
Возвращение в Испанию
В 1948 г супруги Дали вернулись в родную Испанию, где прожили до конца своих дней.
В 1958 году они официально обвенчались.
Сальвадор Дали снимается в фильмах, делает эпатажные фотографии. Он стал первым известным художником, снявшимся в телевизионной рекламе. Телезрители надолго запомнили Дали с шоколадом.
Художник стал автором сохранившегося до сих пор дизайна упаковки конфеток Чупа-чупс.
В 60-е годы отношения супругов все больше усложняются. Художник всегда безумно ревновал Галу к ее многочисленным любовникам. Часто выяснение их отношений заканчивались драками, взаимными оскорблениями. И когда они стали просто невыносимыми, Сальвадор Дали решил купить Гале в подарок замок во Франции, который был построен еще в 12 веке. После этого она уехала от Дали (в 1968 году) и уже в дали от него продолжила вести свой свободный образ жизни. Художник мог ее посещать только после ее письменного разрешения.
В 1965 году Сальвадор Дали встречает Аманду Лир. Он считал ее своим идеалом, часто звонил ей, проводил с ней время. Но Гала продолжала быть опекуном и «матерью» художнику. А Аманда, наоборот, стала той женщиной, которая позволила Дали ухаживать за ней. Сначала Гала была в бешенстве, что у нее появилась соперница, но потом она сменили гнев на милость и даже разрешила Аманде выйти замуж за Сальвадора Дали, когда она умрет. Этому не удалось сбыться. Аманда Лир стала единственной женщиной, которой он разрешил жить вместе с ним после смерти Галы.
В то время, когда Гала жила во Франции со своими возлюбленными, Дали и Аманда прекрасно проводили время. Согласно воспоминаниям метрдотеля, они устраивали в центре Парижа в номере «люкс» отеля «Мёрис» безумные вечеринки с дикими козами, оплачивали сотрудникам отеля, чтобы они бегали по отелю и ловили мух.
Дали часто путешествовал в Кадамес (Испания), ходил там по ресторанам. Но по воспоминаниям очевидцев, работающих там, он никогда не платил по своим счетам, он вообще не знал и не хотел знать, что такое деньги. Все оплаты за него производил его помощник, который кстати прослужил ему более 40 лет.
Театр-музей Сальвадора Дали г.Фигерас, Испания
В 1974 году Дали открыл театр-музей имени себя в родном в городе Фигерас. Сейчас он входит в ТОП-10 самых посещаемых достопримечательностей Европы. Дали считал не только свои картины произведением искусства, но и самого себя. Он хотел создать не музей в классическом виде, а «лабиринт сюрреализма», чтобы получалось театральное представление «Жизнь божественного Сальвадора Дали». Художник принимал активное участие в создании музея-театра. А с 1984 года жил здесь.