5 признаков эмоциональной зрелости

Как измерить свой EI

В интернете или специализированных книгах вы найдете тесты, которые определяют уровень эмоционального интеллекта. Проверка на IQ более объективна: отвечая на вопросы, невозможно сказать неправду и обмануть «систему». А тестируя себя на эмоциональный интеллект, можно схитрить, иногда неумышленно.

Личности с высоким EI — самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Все испытывают отрицательные эмоции. Только человек с высоким EI пропускает их через себя и отпускает, а личности с низким EI застревают в переживаниях надолго, например, неделю живут в обиде или всю жизнь — в депрессии.

С такими людьми сложнее работать в одном коллективе или над общим проектом.

Екатерина Гайдученко считает, что к индивидуумам с низким EI тоже можно найти подход:

Смысл коммуникации — в эмоциональном отклике, который она вызывает. Если мне не нравится реакция человека на мои слова или поступки, я могу начать говорить или вести себя по-другому. Общаясь с другими, мы создаем с ними своего рода систему. Изменяя что-то со своей стороны, мы влияем на взаимодействие в целом. Поэтому стоит развивать гибкость мышления и поведения. Чем легче мы меняем тактику, тем эффективнее наше общение с людьми.

По большому счету, уровень EI проявляется в том, как человек живет в обществе: строит отношения, справляется с трудностями, принимает сложные решения.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом относятся друг к  другу с уважением и не совершают необдуманных действий в запале. Такие личности самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Эксперты рассуждают о том, как отличить людей с высоким и низким EI:

Алена Сысоева:

«Высокий уровень EI проявляется в способности осознавать и принимать, а не подавлять свои эмоции.

В умении выбирать осмысленную, а не стереотипную или спонтанную реакцию на разные ситуации.

Если говорить о лидерстве, руководитель с высоким EI инициативен и может воодушевить сотрудников на достижение общих целей.

Низкий уровень эмоционального интеллекта проявляется в обидчивости, скованности, отрешенности и критичности. Человек с низким EI не в состоянии распознавать свои эмоции, он блокирует чувства».

Марина Таран считает, что люди с развитым EI добиваются в бизнесе больших результатов, потому что умеют управлять:

Временем. Планируют график и не затягивают сроки. Если опаздывают, ищут не виноватых, а выход из ситуации.

Коммуникациями. Не унижают собеседника, не отыгрывают на нем свои комплексы. Строят общение на уважении.

Результатом. Не берутся за задачи, которые не смогут выполнить на должном уровне и вовремя. Принимают решения, исходя из выгоды как для бизнеса, так и для себя — в равных долях. Не жалуются на проблемы, а решают их. Берут на себя ответственность за результат.

Вы не ставите свою духовность выше духовности других

Ваша духовность заставляет вас чувствовать связь с другими, но не заставляет вас думать, что ваши убеждения важнее их. Вы не чувствуете необходимости выражать свои духовные убеждения словами, а просто наслаждаетесь опытом жизни в мире «великого неизвестного».

Вы цените, что у других есть убеждения, которые являются более жесткими и определенными, чем ваши, и вы счастливы, что они нашли путь к просветлению, даже если он отличается от пути, на котором вы сейчас находитесь.

8 черт характера незрелых людей 9 признаков того, что вы хейока — самый сильный тип эмпата 13 признаков того, что вы психически сильнее других

Что представляет собой эмоциональная зрелость

Фото Xenia Bogarova on Unsplash

Это психологический конструкт, который имеет мало общего с фактическим возрастом человека.  Эмоциональная зрелость – целый комплекс характеристик здоровой взрослой личности, главная характеристика которой – умение принимать ответственность за свою жизнь.

Как ни странно, эмоционально зрелые люди многих просто раздражают: они счастливы, у них на все хватает времени, постоянно погружены в какой-то новый проект, а со стороны кажутся жуткими эгоистами для носителя русского менталитета.

Держи признаки эмоциональной зрелости:

Конструктивное отношение к собственным недостаткам

Зрелый человек работает с ними или не обращает внимания, если считает их несущественными конкретно для него.

Десять хобби и разные круги общения – это о зрелой личности. Ведь как иначе понять, что ты такое и что тебе близко от природы?

Признаки эмоциональной зрелости

Регуляция собственных эмоций через рационализацию

Потеря работы, разрыв отношений и плохая погода – это лишь повод изменить систему поведения, ведь истерика и длительный стресс не имеют особого смысла.

Открытость и доверие миру

Тревоги, додумки, ожидания черной полосы – все это притягивает негатив в жизнь. Здоровая личность уверена в себе и своей способности решать за себя, так что такой человек не боится мира и готов активно его познавать.

Позиция зрелой личности: «Я прикладываю усилия для себя и своей жизни. Поэтому я делаю так и тогда, когда мне это нужно».

Способность к рефлексии

Эмоции – это источник информации о собственной индивидуальности. Поэтому только рефлексия поможет достигнуть счастья и комфорта, ориентируясь на собственные потребности.

Потребность в развитии

Ты наверняка слышала о концепции пирамиды Маслоу. Для зрелой личности это не пустой звук – таком человеку жизненно важна самореализация и постижение нового. Да, курсы саморазвития, тренинги и интенсивы тоже об этом.

Юмор

Умение посмеяться над собой и ситуацией – один из экологичных методов сохранения психологического здоровья.

Экологичные отношения с окружающими

Зрелый человек в отношениях находится в балансе: он не растворяется в другом и при этом сохраняет эмпатию к его состоянию. В таких отношениях оба растут над собой и учатся новому.


Giphy

Удалось найти в себе описанные черты? Не переживай, не существует человека, который бы всегда вел себя в полной соответствии с описанными характеристиками. Стрессовая ситуация и даже простая усталость из любого сделают ребенка

Но уметь перестраиваться и сохранять себя очень важно, а этому надо учиться

Они подавляют людей и, таким образом, чувствуют себя сильными и могущественными

Эмоционально незрелый человек обычно не очень уверен в себе. Он чувствует себя сильным и могущественным, когда подавляет чувства других людей.

Илана Юрьева подарила дочке щенка. Теперь девочка не выпускает кроху из рук

Секреты убера, которые вы должны знать: почему не стоит терять там вещи

Spotify окончательно снял одно из самых раздражающих ограничений

Чем больнее они кого-то зацепят, тем лучше себя чувствуют. Такие люди используют запугивание, навешивание ярлыков и любое другое плохое поведение, на которое они способны, чтобы выиграть спор или поставить кого-то в более унизительное положение. Это позволяет им чувствовать себя выше всех.

Что такое эмоциональная зрелость

Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.

Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений

Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками

Заметьте триггеры

Это и есть тот «спусковой крючок», который запускает спонтанную реакцию. Чтобы его обнаружить, необходимо задать себя вопросы:

  • Откуда этот страх?
  • Отчего я хочу защититься?
  • Чего я боюсь?

Множество ответов скорее всего придут из прошлого, так как большинство из них сформировались еще в детские годы. Причина может быть не только в родителях или первой любви, но в школьном окружении, товарищах.

Психология страха простыми словами

Безусловно, не каждый готов настолько глубоко копаться в своем прошлом. Однако, именно там можно обнаружить начало своих нынешних проблем. И многие травмы, которые тянутся из детской жизни, не позволяют достичь эмоциональной зрелости.

3

Осознать эмоцию

Фото: pexels.com

Большинство людей, оказывающихся на приеме у психолога, часто сталкиваются с невозможностью распознать: а что именно кроется за «этой тяжестью в груди?» или «что это за чувство возникает, от которого комок в горле?»…

Связано это с тем, что в отдельных семьях есть внегласный запрет на проживание чувств. Как это может выглядеть: вместо поддержки, когда ребенок плачет, мать игнорирует его или говорит «перестань капризничать» и занимается дальше своими делами. Другой пример, когда в семье есть невысказанные претензии и ребенок становится наблюдателем таких отношений: родители либо играют в молчанку, либо изображают теплые чувства именно в присутствии чужих для семьи людей – «хорошая мина при плохой игре». В прожитом опыте не было близости, члены семьи были закрыты в отношении друг друга. Как итог ребенок не научается быть чувствительным к себе. И во взрослую жизнь уносит именно те модели поведения, которые усвоил в детстве.

Как с этим работать? Либо с помощью специалиста, либо самостоятельно. Изучение своих чувств можно начать с так называемой таблички чувств и эмоций, которая раскрывает разную тональность одной и той же эмоции. В момент, когда находитесь в тупике, не можете себя услышать, открываете табличку и начинаете примерять, что созвучно вам. Так постепенно, тренируясь, можно научиться распознавать свои чувства

Что особенного делает специалист в работе с клиентом и почему работа с психологом может ускорить процесс знакомства с собой? Психолог в момент обсуждения личностных вопросов может останавливать вас для того, чтобы обратить внимание на состояние «здесь и сейчас»

Это важно

Интегративная человеческая способность

Наблюдая динамику развития тела, эмоциональных и когнитивных способностей мы не можем уйти от вопроса о природе движущей силы этих трансформаций?

Единственный очевидный и приемлемый ответ, хотя и может быть доказан философской и математической логикой , выглядит не вполне научным и провоцирует бурю идеологических эмоций. Ответ этот: Дух. Однако, во избежание теософских споров, в мы используем термин «спонтанность». Это понятие, предложенное Я.Л. Морено , в должной степени, хотя и с понятными оговорками, описывает интересующий нас феномен

Мы рассматриваем спонтанность, как естественную внутреннюю способность генерировать энергию для экспансивной адаптации при столкновении с «другим» (ещё не интегрированным в матрицу реальности) объектом (материальным или не материальным) во внешнем или внутреннем мире. Будучи осознанной и структурированной спонтанность преобразуется в осмысленную креативность.

Напротив, не осознанная спонтанность проявляется как взрывчатость, импульсивность, истеричность и тревога.

Энергия спонтанности может быть описана как:

  1. приобретенный эволюционно, генетически фиксированный механизм адаптации1, активируемый изначально самим физическим существованием, а позже потерей «рая физического единства (с матерью)»;
  2. реакция на фрустрацию перехода от первичной (универсальной) к вторичной (дифференцировано универсальной) идентичности и страстное стремление вернуться в утраченный «рай эмоционального единства (с матерью/миром)»;
  3. реакция на осознание потери контроля при разделении реальности и фантазии, деятеля и наблюдателя и стремление к пониманию/контролю «рая единства желаний, мыслей и действий» самости;
  4. реакция на осознание потребности в смысле и реализации целесообразности, ведущих к осознанию источника «рая духовного единства (с Ним)».

Соответствие этих гипотез предложенным четырём потребностям и способностям позволяет гоорить об их взаимодополняемости. Таким образом, спонтанность предстаёт перед нами интегрирующей функцией.

Личностная зрелость

Личностная зрелость – это показатель уровня развития человека. Жизнь в соответствии с личными ценностями, принципами для самореализации.

Важно понимать то, что под определение «самореализация» не попадает работа по профессии принудительно, вопреки стремлениям и вызывающая внутреннее сопротивление. Речь об оценке ресурсов для достижения желаемых целей. При этом, за результат решения задач отвечает сам человек

Он не боится осваивать новое, расширять границы восприятия мира

При этом, за результат решения задач отвечает сам человек. Он не боится осваивать новое, расширять границы восприятия мира.

Проявления личностной зрелости:

  • поведение в трудных ситуациях: не пребывает в позиции жертвы, ищет конструктивное решение;
  • развитая эмпатия: умеет сопереживать эмоциональному состоянию других людей;
  • самодостаточность: принимает решения исходя из собственных принципов, делает выбор не в ущерб интересам окружающих, выражает уважение себя и других;
  • стремление к самопознанию: знает личные слабые и сильные стороны (недостатки и преимущества), живёт в согласии с собой;
  • желание саморазвития: стремится к дальнейшему росту, освоению нового, прикладывает усилия для познания окружающего мира;
  • искренность в общении: не прячется за ложью, отвечает за действия, придерживается принципа честности и открытости.

Зрелому человеку присуща свобода проявления чувств. Свобода исходит из понимания себя, психологических особенностей. Меняется мир вокруг, условия, потребности. Соответственно меняются и способы взаимодействия.

Самоконтроль

После того, как вы установили твердое осознание себя, у вас будет больше возможностей для проявления некоторой степени самоконтроля. Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме. Можете противостоять искушению действовать в соответствии с ними.

В этом, например, может заключаться разница между гневом и спокойствием, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится. Зрелый человек лучше приспособлен к тому, чтобы проявлять сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее саморазрушительных форм поведения, узнав их такими, какие они есть.

Рекомендации по управлению эмоциями

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:

Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.

Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).

Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их.

Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.

Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.

Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.

Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции — это рефлекс нашего тела, это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.

Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.

А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.

И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию, которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.

Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.

Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.

А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.

Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.

Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.

Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой

Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств. Различие между эмоциями и чувствами. Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Различие между эмоциями и чувствами


Watch this video on YouTube

Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.

Принять эмоцию

Фото: pexels.com

Эмоциональные взрывы, срывы, многочасовое перемалывание внутри «почему он так сказал?», «мне надо было поступить иначе», жгучее желание обдумывать произошедшую ситуацию круг за кругом часто связаны как раз с тем, что вместо того, чтобы назвать свое чувство, человек фиксирует внимание на событийности: сделал, посмотрел, сказал… превращаясь в наблюдателя, который абсолютно не слышит в этот момент самого себя. Осознание и принятие эмоций требуют переноса внимания на себя

Наши эмоции – такая же неотъемлемая часть личности, как цвет глаз, кожи, тембр голоса. Плюс у каждого из нас сформировалась своя индивидуальная палитра в восприятии мира, событий. Поэтому, отвергая свою злость, обиду или гнев, мы не можем в полной мере принять свое «Я» и как будто отвергаем часть себя. Здесь подойдет аналогия: представьте, что непринятые эмоции – это как брошенные на улице дети, которых оставила мама, оставила и ушла. Звучит грустно, не так ли?

Чтобы научиться принимать свои эмоции, необходимо понять: они служат лишь внешним проявлением наших чувств. Злость может свидетельствовать о нарушении границ, зависть говорить о том, что кто-то другой обладает чем-то ценным и хотелось бы так же и так далее.

Понятие и суть

Изучением психологии эмоций и эмоционального интеллекта ученые занимаются с 1990 года. Тогда Питером Саловеем и Джоном Майером для научного журнала была напечатана статья под названием Emotional Intelligence.

В этой работе впервые был упомянут термин «эмоциональный интеллект». Исследователи выразили свое мнение относительно этой способности, расписали ее особенности.

Через 5 лет известный журналист Дэниел Гоулман, работавший на New York Times, издал книгу «Эмоциональный интеллект», которая продержалась на первых позициях бестселлеров 1,5 года. С этого момента исследователи начали активно изучить способность, предлагать различные теории, модели развития.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — совокупность навыков, способностей, с помощью которых человек может понимать собственные и чужие чувства, учиться управлять ими.

Эмоции — кратковременные психические проявления, которые возникают под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Зарождаются они просто — из окружающего мира приходит сигнал, который активизирует работу определенных отделов головного мозга.

ЭИ важен для любого человека, поскольку влияет на разные сферы жизни:

Физическое здоровье. Если человек не научится управлять собственными эмоциями, он будет испытывать стрессы, апатию, депрессию. Такие проявления могут серьезно повлиять на физическое здоровье

Чтобы улучшить общее состояние, нужно научиться переключать внимание с негативных моментов на что-то другое.
Отношения с другими людьми. Если не контролировать собственные эмоции, это может привести к возникновению ссор, конфликтов, спорных ситуаций, что негативно отразится на рабочем, учебном процессе, построении дружеских отношений.
Психологическое здоровье

От неконтролируемых эмоций, стрессов, апатий, депрессий страдает психика человека. Если не получается чувствовать себя комфортно, спокойно, повышается уязвимость перед психическими нарушениями, тревожными проявлениями.
Успеваемость. Это касается процессов обучения или работы. Если эмоциональный интеллект хорошо развит, человек сможет быстро освоиться на любом рабочем месте, заслужить уважение коллег, возглавить коллектив. Это же касается успехов в школе, техникуме и т. д.

Основные навыки эмоционального интеллекта:

  1. Умение управлять эмоциями. Такой навык доступен только на высшем уровне развития ЭИ. Если человек умеет управлять эмоциями, его трудно разозлить, вывести из себя, спровоцировать на конфликт. Он сможет погасить агрессию, негативную энергию других людей, разрешить спорную или конфликтную ситуацию без применения силы.
  2. Эмпатия. Помогает комфортно ощущать себя в любой большой социальной группе. При этом легко улавливать эмоциональные сигналы отдельных участников группы.
  3. Знание собственных сильных и слабых сторон. Если человек знает, как проявляются его эмоции, от чего они зависят, ему будет комфортнее жить.
  4. Умение общаться. Без общения с социумом начинается ассоциализация, которая может привести к развитию психологических отклонений. С помощью навыков общения человек может не только обмениваться информацией, опытом, но и воздействовать на других людей, побуждать их к действиям, успокаивать при агрессивном поведении.

Матрица развития

Усвоение новых ролей/навыков определяется универсальной матрицей развития, закладываемой на ранних этапах развития. Осознание и направленное использование этой стадийности процессов предложено Н. Пезешкианом и позволяет проводить терапию, осознанно развивать себя, отношения с партнером, социальным окружением и фантазией/духовностью. Эта матрица состоит из следующих пяти стадий:

  1. Наблюдение основано на способности переживать внутренний и внешний опыт как часть своей жизни. Эта способность берёт начало во вселенской идентичности младенца и описывается Морено как «стадия другого». Осознанное использование этой ступени предполагает способность к когнитивному овладению/осознанию и регулированию своего поведения в различных ситуациях и сферах своей жизни.
  2. Инвентаризация/понимание – стадия концентрация внимания на другом. Предполагает и развивает способность определять содержание, историю, динамику и возможности жизненных ситуаций. Обеспечивается аналитико-логическими ресурсами таких способностей как справедливость, точность, порядок, открытость умение видеть за эмоциональными проявлениями содержание конфликта.
  3. Ситуативное поощрение/приятие/мотивация – стадия превознесения другой части опыта, упуская из внимания всё остальное, включая себя, предполагает способность доверять и находить ресурсы, и создавать условия их использования за счёт поддержки и комбинации необходимых способов мотивации себя и окружающих.
  4. Вербализация/решение/действие – стадия активного помещения себя на место другого и апробация роли нового опыта. Способность принять на себя ответственность за достижение изменений. Открытость и честность, терпение и учтивость в разрешении конфликтов баланс открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных реакций. Способность принимать решение.
  5. Расширение целей, перспектива – взаимодействие в новой роли с кем-то другим, способность видеть цель, прогнозировать результаты

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию. Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых. Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают
С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их
Учить, что негативные эмоции всегда плохие

Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность

Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. 
Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей. Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше. Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам. Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть. Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Что отличает эмоционально зрелого человека?

1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.

Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.

2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.

3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.

4. Благодарность

Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать

Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.

Они всегда получают то, что хотят, и при этом ведут себя, как маленькие дети

Если вы не соглашаетесь с эмоционально незрелым человеком, у него начинается истерика. Он не будет падать на пол, плакать и кричать, как маленький ребенок, но результат практически тот же.

Успешный садовый проект: пара построила фонтан из досок, гравия и клея

Семья оригинально попросила соседей помочь выбрать новый цвет для их дома

29 мая — Федора: почему люди в этот день наблюдают за рябиной и лилиями на озере

Когда вы не идете у них на поводу, все, что вам остается — это наблюдать за жуткой истерикой. То, что они хотят, это то, что они получают. Если такие люди этого не получают, они начинают истерить, и у вас не остается никакого другого выхода, кроме как сдаться, чтобы побыстрее прекратить эту истерику.

Как стать эмоционально зрелым

Share

tweet


Практические советы известного американского психолога Д.Големана, способствующие развитию эмоционального интеллекта

Станьте эмоционально грамотными. Вместо того чтобы приклеивать ярлыки к людям или ситуациям, промаркируйте свои ощущения. Используйте предложения, состоящие из трёх слов, начинающиеся «Я чувствую …». Фразу «Я ощущаю раздражение» используйте вместо фразы «Это бессмысленно». «Мне горько и больно» вместо оценки «Ты – бесчувственный болван». «Я чувствую страх» — вместо комплимента «Ты ведёшь машину как идиот».

Различайте мысли и ощущения. Мысли: Я чувствую, что…, Я чувствую, если… Чувства: Я чувствую…(слово, обозначающее чувство или эмоцию).

Возлагайте на свои ощущения большую ответственность. Фраза «Я чувствую ревность» в большей мере объективна, чем « Ты заставляешь меня ревновать». Более продуктивен анализ своих ощущений, чем поступков или мотивов поступков других людей. Позвольте ощущениям помочь вам распознать неудовлетворённые эмоциональные потребности.

Используйте свои ощущения и эмоции для принятия решений. «Какими будут мои чувства, если я совершу (не совершу) этот поступок?». «Что именно поможет мне чувствовать себя более комфортно в эмоциональном плане?». Спросите других: «Каковы Ваши ощущения?», «Что могло бы помочь Вам в достижении душевного комфорта?».

Цените чувства других людей. Проявляйте сочувствие и понимание. Учитесь принимать ощущения и эмоции других людей.

Используйте чувства для проявления уважения к другим. «Каковы будут Ваши ощущения, если я сделаю (не сделаю) это?»

Выслушайте собеседника и примите во внимание его чувства

Избегайте людей, которые Вас не ценят. Если этого достичь невозможно, то сведите время общения с ними к минимуму. В любом случае не позволяйте им оказывать на Вас эмоциональное давление.

Полезно помнить:

• Ваши негативные эмоции являются выражением Ваших неудовлетворённых эмоциональных потребностей. • Каждое негативное ощущение имеет позитивную ценность. • Осведомлённость о собственных эмоциях способствует познанию самого себя. Познание же себя ведёт к самосовершенствованию.

Справляйтесь с негативными эмоциями. Спросите себя, почему что-либо раздражает Вас. Рассмотрите возможность того, что некоторые Ваши убеждения неконструктивны или недееспособны по своему характеру. Но ведь их можно изменить! Поменяйте структуру ситуации таким образом, чтобы она способствовала возможности персонального роста. Превратите некоторые Ваши требования и ожидания в то, чему просто даётся предпочтение. В таком виде они не будут оказывать на Вас сильного эмоционального давления, и Вы не будете от них зависимы.

Особенно важна эмоциональная зрелость, если люди решаются на такой ответственный шаг, как опека усыновление. Поэтому, если Вы хотите взять в дом ребенка и дать ему настоящую семью и счастье, поработайте над своим эмоциональным интеллектом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

5 признаков эмоциональной зрелости

Как измерить свой EI

В интернете или специализированных книгах вы найдете тесты, которые определяют уровень эмоционального интеллекта. Проверка на IQ более объективна: отвечая на вопросы, невозможно сказать неправду и обмануть «систему». А тестируя себя на эмоциональный интеллект, можно схитрить, иногда неумышленно.

Личности с высоким EI — самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Все испытывают отрицательные эмоции. Только человек с высоким EI пропускает их через себя и отпускает, а личности с низким EI застревают в переживаниях надолго, например, неделю живут в обиде или всю жизнь — в депрессии.

С такими людьми сложнее работать в одном коллективе или над общим проектом.

Екатерина Гайдученко считает, что к индивидуумам с низким EI тоже можно найти подход:

Смысл коммуникации — в эмоциональном отклике, который она вызывает. Если мне не нравится реакция человека на мои слова или поступки, я могу начать говорить или вести себя по-другому. Общаясь с другими, мы создаем с ними своего рода систему. Изменяя что-то со своей стороны, мы влияем на взаимодействие в целом. Поэтому стоит развивать гибкость мышления и поведения. Чем легче мы меняем тактику, тем эффективнее наше общение с людьми.

По большому счету, уровень EI проявляется в том, как человек живет в обществе: строит отношения, справляется с трудностями, принимает сложные решения.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом относятся друг к  другу с уважением и не совершают необдуманных действий в запале. Такие личности самодостаточны, ими невозможно управлять или навязать чужое мнение.

Эксперты рассуждают о том, как отличить людей с высоким и низким EI:

Алена Сысоева:

«Высокий уровень EI проявляется в способности осознавать и принимать, а не подавлять свои эмоции.

В умении выбирать осмысленную, а не стереотипную или спонтанную реакцию на разные ситуации.

Если говорить о лидерстве, руководитель с высоким EI инициативен и может воодушевить сотрудников на достижение общих целей.

Низкий уровень эмоционального интеллекта проявляется в обидчивости, скованности, отрешенности и критичности. Человек с низким EI не в состоянии распознавать свои эмоции, он блокирует чувства».

Марина Таран считает, что люди с развитым EI добиваются в бизнесе больших результатов, потому что умеют управлять:

Временем. Планируют график и не затягивают сроки. Если опаздывают, ищут не виноватых, а выход из ситуации.

Коммуникациями. Не унижают собеседника, не отыгрывают на нем свои комплексы. Строят общение на уважении.

Результатом. Не берутся за задачи, которые не смогут выполнить на должном уровне и вовремя. Принимают решения, исходя из выгоды как для бизнеса, так и для себя — в равных долях. Не жалуются на проблемы, а решают их. Берут на себя ответственность за результат.

Вы не ставите свою духовность выше духовности других

Ваша духовность заставляет вас чувствовать связь с другими, но не заставляет вас думать, что ваши убеждения важнее их. Вы не чувствуете необходимости выражать свои духовные убеждения словами, а просто наслаждаетесь опытом жизни в мире «великого неизвестного».

Вы цените, что у других есть убеждения, которые являются более жесткими и определенными, чем ваши, и вы счастливы, что они нашли путь к просветлению, даже если он отличается от пути, на котором вы сейчас находитесь.

8 черт характера незрелых людей 9 признаков того, что вы хейока — самый сильный тип эмпата 13 признаков того, что вы психически сильнее других

Что представляет собой эмоциональная зрелость

Фото Xenia Bogarova on Unsplash

Это психологический конструкт, который имеет мало общего с фактическим возрастом человека.  Эмоциональная зрелость – целый комплекс характеристик здоровой взрослой личности, главная характеристика которой – умение принимать ответственность за свою жизнь.

Как ни странно, эмоционально зрелые люди многих просто раздражают: они счастливы, у них на все хватает времени, постоянно погружены в какой-то новый проект, а со стороны кажутся жуткими эгоистами для носителя русского менталитета.

Держи признаки эмоциональной зрелости:

Конструктивное отношение к собственным недостаткам

Зрелый человек работает с ними или не обращает внимания, если считает их несущественными конкретно для него.

Десять хобби и разные круги общения – это о зрелой личности. Ведь как иначе понять, что ты такое и что тебе близко от природы?

Признаки эмоциональной зрелости

Регуляция собственных эмоций через рационализацию

Потеря работы, разрыв отношений и плохая погода – это лишь повод изменить систему поведения, ведь истерика и длительный стресс не имеют особого смысла.

Открытость и доверие миру

Тревоги, додумки, ожидания черной полосы – все это притягивает негатив в жизнь. Здоровая личность уверена в себе и своей способности решать за себя, так что такой человек не боится мира и готов активно его познавать.

Позиция зрелой личности: «Я прикладываю усилия для себя и своей жизни. Поэтому я делаю так и тогда, когда мне это нужно».

Способность к рефлексии

Эмоции – это источник информации о собственной индивидуальности. Поэтому только рефлексия поможет достигнуть счастья и комфорта, ориентируясь на собственные потребности.

Потребность в развитии

Ты наверняка слышала о концепции пирамиды Маслоу. Для зрелой личности это не пустой звук – таком человеку жизненно важна самореализация и постижение нового. Да, курсы саморазвития, тренинги и интенсивы тоже об этом.

Юмор

Умение посмеяться над собой и ситуацией – один из экологичных методов сохранения психологического здоровья.

Экологичные отношения с окружающими

Зрелый человек в отношениях находится в балансе: он не растворяется в другом и при этом сохраняет эмпатию к его состоянию. В таких отношениях оба растут над собой и учатся новому.


Giphy

Удалось найти в себе описанные черты? Не переживай, не существует человека, который бы всегда вел себя в полной соответствии с описанными характеристиками. Стрессовая ситуация и даже простая усталость из любого сделают ребенка

Но уметь перестраиваться и сохранять себя очень важно, а этому надо учиться

Они подавляют людей и, таким образом, чувствуют себя сильными и могущественными

Эмоционально незрелый человек обычно не очень уверен в себе. Он чувствует себя сильным и могущественным, когда подавляет чувства других людей.

Илана Юрьева подарила дочке щенка. Теперь девочка не выпускает кроху из рук

Секреты убера, которые вы должны знать: почему не стоит терять там вещи

Spotify окончательно снял одно из самых раздражающих ограничений

Чем больнее они кого-то зацепят, тем лучше себя чувствуют. Такие люди используют запугивание, навешивание ярлыков и любое другое плохое поведение, на которое они способны, чтобы выиграть спор или поставить кого-то в более унизительное положение. Это позволяет им чувствовать себя выше всех.

Что такое эмоциональная зрелость

Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.

Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений

Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками

Заметьте триггеры

Это и есть тот «спусковой крючок», который запускает спонтанную реакцию. Чтобы его обнаружить, необходимо задать себя вопросы:

  • Откуда этот страх?
  • Отчего я хочу защититься?
  • Чего я боюсь?

Множество ответов скорее всего придут из прошлого, так как большинство из них сформировались еще в детские годы. Причина может быть не только в родителях или первой любви, но в школьном окружении, товарищах.

Психология страха простыми словами

Безусловно, не каждый готов настолько глубоко копаться в своем прошлом. Однако, именно там можно обнаружить начало своих нынешних проблем. И многие травмы, которые тянутся из детской жизни, не позволяют достичь эмоциональной зрелости.

3

Осознать эмоцию

Фото: pexels.com

Большинство людей, оказывающихся на приеме у психолога, часто сталкиваются с невозможностью распознать: а что именно кроется за «этой тяжестью в груди?» или «что это за чувство возникает, от которого комок в горле?»…

Связано это с тем, что в отдельных семьях есть внегласный запрет на проживание чувств. Как это может выглядеть: вместо поддержки, когда ребенок плачет, мать игнорирует его или говорит «перестань капризничать» и занимается дальше своими делами. Другой пример, когда в семье есть невысказанные претензии и ребенок становится наблюдателем таких отношений: родители либо играют в молчанку, либо изображают теплые чувства именно в присутствии чужих для семьи людей – «хорошая мина при плохой игре». В прожитом опыте не было близости, члены семьи были закрыты в отношении друг друга. Как итог ребенок не научается быть чувствительным к себе. И во взрослую жизнь уносит именно те модели поведения, которые усвоил в детстве.

Как с этим работать? Либо с помощью специалиста, либо самостоятельно. Изучение своих чувств можно начать с так называемой таблички чувств и эмоций, которая раскрывает разную тональность одной и той же эмоции. В момент, когда находитесь в тупике, не можете себя услышать, открываете табличку и начинаете примерять, что созвучно вам. Так постепенно, тренируясь, можно научиться распознавать свои чувства

Что особенного делает специалист в работе с клиентом и почему работа с психологом может ускорить процесс знакомства с собой? Психолог в момент обсуждения личностных вопросов может останавливать вас для того, чтобы обратить внимание на состояние «здесь и сейчас»

Это важно

Интегративная человеческая способность

Наблюдая динамику развития тела, эмоциональных и когнитивных способностей мы не можем уйти от вопроса о природе движущей силы этих трансформаций?

Единственный очевидный и приемлемый ответ, хотя и может быть доказан философской и математической логикой , выглядит не вполне научным и провоцирует бурю идеологических эмоций. Ответ этот: Дух. Однако, во избежание теософских споров, в мы используем термин «спонтанность». Это понятие, предложенное Я.Л. Морено , в должной степени, хотя и с понятными оговорками, описывает интересующий нас феномен

Мы рассматриваем спонтанность, как естественную внутреннюю способность генерировать энергию для экспансивной адаптации при столкновении с «другим» (ещё не интегрированным в матрицу реальности) объектом (материальным или не материальным) во внешнем или внутреннем мире. Будучи осознанной и структурированной спонтанность преобразуется в осмысленную креативность.

Напротив, не осознанная спонтанность проявляется как взрывчатость, импульсивность, истеричность и тревога.

Энергия спонтанности может быть описана как:

  1. приобретенный эволюционно, генетически фиксированный механизм адаптации1, активируемый изначально самим физическим существованием, а позже потерей «рая физического единства (с матерью)»;
  2. реакция на фрустрацию перехода от первичной (универсальной) к вторичной (дифференцировано универсальной) идентичности и страстное стремление вернуться в утраченный «рай эмоционального единства (с матерью/миром)»;
  3. реакция на осознание потери контроля при разделении реальности и фантазии, деятеля и наблюдателя и стремление к пониманию/контролю «рая единства желаний, мыслей и действий» самости;
  4. реакция на осознание потребности в смысле и реализации целесообразности, ведущих к осознанию источника «рая духовного единства (с Ним)».

Соответствие этих гипотез предложенным четырём потребностям и способностям позволяет гоорить об их взаимодополняемости. Таким образом, спонтанность предстаёт перед нами интегрирующей функцией.

Личностная зрелость

Личностная зрелость – это показатель уровня развития человека. Жизнь в соответствии с личными ценностями, принципами для самореализации.

Важно понимать то, что под определение «самореализация» не попадает работа по профессии принудительно, вопреки стремлениям и вызывающая внутреннее сопротивление. Речь об оценке ресурсов для достижения желаемых целей. При этом, за результат решения задач отвечает сам человек

Он не боится осваивать новое, расширять границы восприятия мира

При этом, за результат решения задач отвечает сам человек. Он не боится осваивать новое, расширять границы восприятия мира.

Проявления личностной зрелости:

  • поведение в трудных ситуациях: не пребывает в позиции жертвы, ищет конструктивное решение;
  • развитая эмпатия: умеет сопереживать эмоциональному состоянию других людей;
  • самодостаточность: принимает решения исходя из собственных принципов, делает выбор не в ущерб интересам окружающих, выражает уважение себя и других;
  • стремление к самопознанию: знает личные слабые и сильные стороны (недостатки и преимущества), живёт в согласии с собой;
  • желание саморазвития: стремится к дальнейшему росту, освоению нового, прикладывает усилия для познания окружающего мира;
  • искренность в общении: не прячется за ложью, отвечает за действия, придерживается принципа честности и открытости.

Зрелому человеку присуща свобода проявления чувств. Свобода исходит из понимания себя, психологических особенностей. Меняется мир вокруг, условия, потребности. Соответственно меняются и способы взаимодействия.

Самоконтроль

После того, как вы установили твердое осознание себя, у вас будет больше возможностей для проявления некоторой степени самоконтроля. Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме. Можете противостоять искушению действовать в соответствии с ними.

В этом, например, может заключаться разница между гневом и спокойствием, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится. Зрелый человек лучше приспособлен к тому, чтобы проявлять сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее саморазрушительных форм поведения, узнав их такими, какие они есть.

Рекомендации по управлению эмоциями

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, определите к какому типу людей вы принадлежите:

Эмоциональный человек – тот, который не привык сдерживаться.

Таким людям необходимо научиться выпускать эмоции не на людей, а с помощью техник (гневное письмо – выплескивание на бумагу через написание, физическая нагрузка – сжигание эмоции через тело: бег, приседания, уборка дома, дыхательные упражнения и другая интенсивная деятельность).

Безэмоциональный человек – тот, который привык не замечать свои эмоции, подавлять их.

Необходимо учиться чувствовать и проживать эмоции, не подавляя их. Позвольте им проявиться.

Это шаг к узнаванию себя, знакомству с собой и принятию. А потом уже можно применять методы, описанные в пункте выше.

Когда вы отказываетесь от того, чтобы чувствовать свои эмоции, считая их плохими или, наоборот, стыдитесь того, что они слишком яркие, и вам кажется, что вас не поймут, вы отказываетесь от себя, не принимаете себя целостно.

Здесь вам поможет понимание, что появление эмоции — это рефлекс нашего тела, это природа наших клеток, привычка реагировать на раздражитель.

Это уровень животных инстинктов и импульсов. И это нормально.

А ваша задача, как осознанного существа, научиться управлять своими реакциями.

И действовать исходя не из спонтанного реагирования, а опираясь на свои чувства и интуицию, которые глубже и основательнее, а, значит, дадут больше устойчивости.

Попробуйте во время эмоционального всплеска обратиться к своим чувствам.

Почувствуйте, как вы любите свою дочь, сына, мужа, родителей и не хотите причинять им боль. Вспомните теплоту, нежность, которые испытываете к ним в благостные минуты.

А сейчас, это всего лишь кратковременный всплеск в силу каких-то причин.

Если вы понимаете, что необходимо провести воспитательные меры, то в чувственно-осознанном состоянии это будет гораздо эффективнее.

Так происходит процесс взросления, преображения и восстановления жизненных сил.

Отличие эмоций от чувств — мнение Алены Старовойтовой

Посмотрите это короткое видео, в котором Алена Старовойтова рассказывает, что отличает чувства от эмоций и почему важно сделать выбор в пользу чувств. Различие между эмоциями и чувствами. Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Различие между эмоциями и чувствами


Watch this video on YouTube

Когда вы выбираете быть честными с собой, когда даете свободу вашим эмоциям проявиться, принимаете и прощаете себя, вы высвобождаете застоявшуюся энергию и даете ей новую жизнь в новом качестве.

Принять эмоцию

Фото: pexels.com

Эмоциональные взрывы, срывы, многочасовое перемалывание внутри «почему он так сказал?», «мне надо было поступить иначе», жгучее желание обдумывать произошедшую ситуацию круг за кругом часто связаны как раз с тем, что вместо того, чтобы назвать свое чувство, человек фиксирует внимание на событийности: сделал, посмотрел, сказал… превращаясь в наблюдателя, который абсолютно не слышит в этот момент самого себя. Осознание и принятие эмоций требуют переноса внимания на себя

Наши эмоции – такая же неотъемлемая часть личности, как цвет глаз, кожи, тембр голоса. Плюс у каждого из нас сформировалась своя индивидуальная палитра в восприятии мира, событий. Поэтому, отвергая свою злость, обиду или гнев, мы не можем в полной мере принять свое «Я» и как будто отвергаем часть себя. Здесь подойдет аналогия: представьте, что непринятые эмоции – это как брошенные на улице дети, которых оставила мама, оставила и ушла. Звучит грустно, не так ли?

Чтобы научиться принимать свои эмоции, необходимо понять: они служат лишь внешним проявлением наших чувств. Злость может свидетельствовать о нарушении границ, зависть говорить о том, что кто-то другой обладает чем-то ценным и хотелось бы так же и так далее.

Понятие и суть

Изучением психологии эмоций и эмоционального интеллекта ученые занимаются с 1990 года. Тогда Питером Саловеем и Джоном Майером для научного журнала была напечатана статья под названием Emotional Intelligence.

В этой работе впервые был упомянут термин «эмоциональный интеллект». Исследователи выразили свое мнение относительно этой способности, расписали ее особенности.

Через 5 лет известный журналист Дэниел Гоулман, работавший на New York Times, издал книгу «Эмоциональный интеллект», которая продержалась на первых позициях бестселлеров 1,5 года. С этого момента исследователи начали активно изучить способность, предлагать различные теории, модели развития.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — совокупность навыков, способностей, с помощью которых человек может понимать собственные и чужие чувства, учиться управлять ими.

Эмоции — кратковременные психические проявления, которые возникают под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Зарождаются они просто — из окружающего мира приходит сигнал, который активизирует работу определенных отделов головного мозга.

ЭИ важен для любого человека, поскольку влияет на разные сферы жизни:

Физическое здоровье. Если человек не научится управлять собственными эмоциями, он будет испытывать стрессы, апатию, депрессию. Такие проявления могут серьезно повлиять на физическое здоровье

Чтобы улучшить общее состояние, нужно научиться переключать внимание с негативных моментов на что-то другое.
Отношения с другими людьми. Если не контролировать собственные эмоции, это может привести к возникновению ссор, конфликтов, спорных ситуаций, что негативно отразится на рабочем, учебном процессе, построении дружеских отношений.
Психологическое здоровье

От неконтролируемых эмоций, стрессов, апатий, депрессий страдает психика человека. Если не получается чувствовать себя комфортно, спокойно, повышается уязвимость перед психическими нарушениями, тревожными проявлениями.
Успеваемость. Это касается процессов обучения или работы. Если эмоциональный интеллект хорошо развит, человек сможет быстро освоиться на любом рабочем месте, заслужить уважение коллег, возглавить коллектив. Это же касается успехов в школе, техникуме и т. д.

Основные навыки эмоционального интеллекта:

  1. Умение управлять эмоциями. Такой навык доступен только на высшем уровне развития ЭИ. Если человек умеет управлять эмоциями, его трудно разозлить, вывести из себя, спровоцировать на конфликт. Он сможет погасить агрессию, негативную энергию других людей, разрешить спорную или конфликтную ситуацию без применения силы.
  2. Эмпатия. Помогает комфортно ощущать себя в любой большой социальной группе. При этом легко улавливать эмоциональные сигналы отдельных участников группы.
  3. Знание собственных сильных и слабых сторон. Если человек знает, как проявляются его эмоции, от чего они зависят, ему будет комфортнее жить.
  4. Умение общаться. Без общения с социумом начинается ассоциализация, которая может привести к развитию психологических отклонений. С помощью навыков общения человек может не только обмениваться информацией, опытом, но и воздействовать на других людей, побуждать их к действиям, успокаивать при агрессивном поведении.

Матрица развития

Усвоение новых ролей/навыков определяется универсальной матрицей развития, закладываемой на ранних этапах развития. Осознание и направленное использование этой стадийности процессов предложено Н. Пезешкианом и позволяет проводить терапию, осознанно развивать себя, отношения с партнером, социальным окружением и фантазией/духовностью. Эта матрица состоит из следующих пяти стадий:

  1. Наблюдение основано на способности переживать внутренний и внешний опыт как часть своей жизни. Эта способность берёт начало во вселенской идентичности младенца и описывается Морено как «стадия другого». Осознанное использование этой ступени предполагает способность к когнитивному овладению/осознанию и регулированию своего поведения в различных ситуациях и сферах своей жизни.
  2. Инвентаризация/понимание – стадия концентрация внимания на другом. Предполагает и развивает способность определять содержание, историю, динамику и возможности жизненных ситуаций. Обеспечивается аналитико-логическими ресурсами таких способностей как справедливость, точность, порядок, открытость умение видеть за эмоциональными проявлениями содержание конфликта.
  3. Ситуативное поощрение/приятие/мотивация – стадия превознесения другой части опыта, упуская из внимания всё остальное, включая себя, предполагает способность доверять и находить ресурсы, и создавать условия их использования за счёт поддержки и комбинации необходимых способов мотивации себя и окружающих.
  4. Вербализация/решение/действие – стадия активного помещения себя на место другого и апробация роли нового опыта. Способность принять на себя ответственность за достижение изменений. Открытость и честность, терпение и учтивость в разрешении конфликтов баланс открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных реакций. Способность принимать решение.
  5. Расширение целей, перспектива – взаимодействие в новой роли с кем-то другим, способность видеть цель, прогнозировать результаты

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию. Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых. Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают
С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их
Учить, что негативные эмоции всегда плохие

Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность

Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. 
Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей. Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше. Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам. Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть. Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Что отличает эмоционально зрелого человека?

1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.

Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.

2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.

3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.

4. Благодарность

Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать

Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.

Они всегда получают то, что хотят, и при этом ведут себя, как маленькие дети

Если вы не соглашаетесь с эмоционально незрелым человеком, у него начинается истерика. Он не будет падать на пол, плакать и кричать, как маленький ребенок, но результат практически тот же.

Успешный садовый проект: пара построила фонтан из досок, гравия и клея

Семья оригинально попросила соседей помочь выбрать новый цвет для их дома

29 мая — Федора: почему люди в этот день наблюдают за рябиной и лилиями на озере

Когда вы не идете у них на поводу, все, что вам остается — это наблюдать за жуткой истерикой. То, что они хотят, это то, что они получают. Если такие люди этого не получают, они начинают истерить, и у вас не остается никакого другого выхода, кроме как сдаться, чтобы побыстрее прекратить эту истерику.

Как стать эмоционально зрелым

Share

tweet


Практические советы известного американского психолога Д.Големана, способствующие развитию эмоционального интеллекта

Станьте эмоционально грамотными. Вместо того чтобы приклеивать ярлыки к людям или ситуациям, промаркируйте свои ощущения. Используйте предложения, состоящие из трёх слов, начинающиеся «Я чувствую …». Фразу «Я ощущаю раздражение» используйте вместо фразы «Это бессмысленно». «Мне горько и больно» вместо оценки «Ты – бесчувственный болван». «Я чувствую страх» — вместо комплимента «Ты ведёшь машину как идиот».

Различайте мысли и ощущения. Мысли: Я чувствую, что…, Я чувствую, если… Чувства: Я чувствую…(слово, обозначающее чувство или эмоцию).

Возлагайте на свои ощущения большую ответственность. Фраза «Я чувствую ревность» в большей мере объективна, чем « Ты заставляешь меня ревновать». Более продуктивен анализ своих ощущений, чем поступков или мотивов поступков других людей. Позвольте ощущениям помочь вам распознать неудовлетворённые эмоциональные потребности.

Используйте свои ощущения и эмоции для принятия решений. «Какими будут мои чувства, если я совершу (не совершу) этот поступок?». «Что именно поможет мне чувствовать себя более комфортно в эмоциональном плане?». Спросите других: «Каковы Ваши ощущения?», «Что могло бы помочь Вам в достижении душевного комфорта?».

Цените чувства других людей. Проявляйте сочувствие и понимание. Учитесь принимать ощущения и эмоции других людей.

Используйте чувства для проявления уважения к другим. «Каковы будут Ваши ощущения, если я сделаю (не сделаю) это?»

Выслушайте собеседника и примите во внимание его чувства

Избегайте людей, которые Вас не ценят. Если этого достичь невозможно, то сведите время общения с ними к минимуму. В любом случае не позволяйте им оказывать на Вас эмоциональное давление.

Полезно помнить:

• Ваши негативные эмоции являются выражением Ваших неудовлетворённых эмоциональных потребностей. • Каждое негативное ощущение имеет позитивную ценность. • Осведомлённость о собственных эмоциях способствует познанию самого себя. Познание же себя ведёт к самосовершенствованию.

Справляйтесь с негативными эмоциями. Спросите себя, почему что-либо раздражает Вас. Рассмотрите возможность того, что некоторые Ваши убеждения неконструктивны или недееспособны по своему характеру. Но ведь их можно изменить! Поменяйте структуру ситуации таким образом, чтобы она способствовала возможности персонального роста. Превратите некоторые Ваши требования и ожидания в то, чему просто даётся предпочтение. В таком виде они не будут оказывать на Вас сильного эмоционального давления, и Вы не будете от них зависимы.

Особенно важна эмоциональная зрелость, если люди решаются на такой ответственный шаг, как опека усыновление. Поэтому, если Вы хотите взять в дом ребенка и дать ему настоящую семью и счастье, поработайте над своим эмоциональным интеллектом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: