Почему внешняя мотивация не всегда работает
Кому-то это покажется парадоксальным, но внешняя мотивация может приводить к худшим результатам работы и убивать внутреннюю мотивацию. Более того, сформировать внешний стимул, который действительно бы стимулировал людей что-то делать, не так легко. Здесь нужно учитывать множество факторов, включая ряд психологических особенностей конкретного человека. Но обо всём по порядку.
Исследования, проводимые западными учеными, показали любопытные результаты. В 2013 году ученый Шелли Митчелл изучала особенности мотивации у тех, кто занимался конным спортом . Ее исследование показало, что те, кто катался на лошадях для своего удовольствия, утрачивали это самое удовольствие при появлении внешних стимулов, таких как призы и место в иерархии (спортивная мотивация).Теперь наездники испытывали напряжение и психологическое давление во время езды вместо тех позитивных эмоций, которые присутствовали раньше: радость, свобода, расслабленность.
Если ранее наградой было само наслаждение занятием, то теперь его заменили материальные и социальные вознаграждения. Таким образом, для внутренней мотивации «Я делаю это, потому что мне это нравится» не осталось места.
И это не единственный пример, когда материальные награды действовали обратным задуманному образом. В другом исследовании участвовали студенты университета, которых разделили на две группы . В одной группе участники выполняли задания, просто потому что они были им интересны, в другой же студентам платили за выполнение этих же заданий. Выяснилось, что здесь вновь материальный стимул разрушительно повлиял на внутреннюю мотивацию. Те студенты, которым оплачивали задания, теряли интерес к их выполнению в будущем, если за них не будут платить. В первой же группе такого не произошло. При этом изначально обе группы студентов одинаково наслаждалась таким видом деятельности.
Данный эксперимент наглядно показывает, что при замене внутренний мотивации внешней может получиться так, что люди перестанут быть заинтересованными в работе или деятельности. При исчезновении вознаграждения человек отказывается выполнять то, что совсем недавно было ему в радость и интересно.
Такой психологический феномен получил название эффекта сверхоправдания (сверхобоснования) (англ. overjustification effect), и его не стоит сбрасывать со счетов, если вы хотите привить любовь к чтению или учебе у своих детей или поощрить своих подчиненных к лучшим результатам в работе. С другой стороны, наличие щедрого вознаграждения или его всевозрастающие размеры необязательно будут эффективны.
Теория вознаграждения далеко не всегда работает в чистом виде, и ученые продолжают ломать голову и разгадывать механизмы мотивации. Полвека назад была предложена модель, которая проливает некоторый свет на то, что делает внешнюю мотивацию эффективной. Она известна как теория ожиданий Виктора Врума
Ей стоит уделить отдельное внимание
Движение в обе стороны
Как и А. Маслоу, другой американский психолог К. Альдерфер исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы, расположенные иерархически. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей, в данной теории таких групп три:
--------------------------¬¦ Потребности роста ¦L--T----------------------- ¦/ /¦-----------------------+--¬¦ Потребности связи ¦L--T----------------------- ¦/ /¦-----------------------+--¬¦Потребности существования¦L--------------------------
Первая группа (потребности существования) совпадает с двумя нижними уровнями потребностей из пирамиды Маслоу (физиологические потребности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности). Вторая группа (потребности связи) идентична социальным потребностям. Сюда же можно отнести часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности групповой безопасности. Потребности роста (третья группа) аналогичны потребностям самовыражения по Маслоу и включают в себя также некоторые потребности четвертого уровня по Маслоу, например стремление к самосовершенствованию.
Однако между двумя этими теориями существует принципиальное различие. В пирамиде Маслоу движение происходит только снизу вверх, в то время как в модели его коллеги движение идет в обе стороны: как наверх (если не удовлетворена потребность нижнего уровня), так и вниз (если не удовлетворяется потребность более высокого уровня)
Причем при неудовлетворенности потребности верхнего уровня степень воздействия на человека потребности более низкого уровня усиливается, следовательно, именно на этот уровень человек переключает свое внимание
Наличие двух направлений движения открывает дополнительные возможности в мотивировании персонала. Например, если у учреждения нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности работника в росте, можно сосредоточиться на предоставлении ему возможностей для удовлетворения потребностей связи (в частности, повышение его авторитета в коллективе).
Подборка полезных материалов по теме статьи
В этом блоке я хочу порекомендовать вам несколько курсов, которые помогут навсегда забыть о прошлом и начать новую жизнь. Материалов в интернете, конечно, очень много, я постаралась отобрать наиболее качественные и в то же время не очень дорогие.
Детоксикация мозга от проекта Викиум
Описание. Иногда воспоминания о прошлом (особенно негативные) настолько сильны, что вы постоянно прокручиваете их в голове и не можете остановиться. Как только вы просыпаетесь, мозг «вспоминает» о них и прокрутка начинается заново, на весь день.
Курс «Детоксикация мозга» был создан практикующими психологами как раз для остановки этого внутреннего диалога. Вы рассмотрите несколько методик, которые помогут не просто «отвлекаться», а полностью нейтрализовывать негативные мысли и начинать жить полноценной жизнью.
Здесь десять уроков с теоретическим материалом, кроме этого – психологические тесты, специальные тренажеры, упражнения и методики.
Авторы: профессиональные психологи Викиума
Стоимость: 990 руб.
Начать учиться
Простые способы избавления от негатива для женщин
Описание. Это уже чисто женская программа. Рекомендую вам ее обязательно скачать, потому что она полностью бесплатная. Возможности задавать вопросы автору здесь, к сожалению нет, но все «разжевано» простым языком, так что проблем возникать не должно. Материал преподается в формате видеоуроков, акцент делается не только на негативе, связанном с прошлым, но и вообще с любыми неприятными переживаниями.
Автор расскажет вам, какие существуют типы негативных эмоций и какие из них оказывают наиболее разрушительное действие на наше сознание, как найти источники позитива, чтобы нейтрализовывать их и не погружаться в депрессию.
По словам преподавателя, вы полностью избавитесь от негатива за несколько дней.
Стоимость: бесплатно.
Начать учиться
Психическая саморегуляция
Описание. Курс психической саморегуляции помогает избавляться от любых негативных переживаний, настраиваться на позитив. Осваивать его вы будете в течение шести недель, за это время пройдете 25 уроков. Каждый урок длится 25-30 минут, проходить занятия быстрее, чем заявлено в расписании, нельзя. Это сделано намеренно – чтобы ваш мозг переваривал всю полученную информацию за время перерывов.
После полного освоения программы доступ к урокам будет закрыт, но у вас останется конспект, по которому можно будет легко вспомнить весь ранее изученный материал.
Отмечу еще одно преимущество – изучать «Психическую саморегуляцию» можно с планшетов или телефонов, потому что вся информация очень хорошо под них адаптирована.
Авторы: психологи проекта 4Brain
Стоимость: 1990 руб.
Начать учиться
Теперь посоветую вам один очень хороший и недорогой курс по целеполаганию. Правильно поставленные цели помогут перестать жить в прошлом и сфокусироваться на будущем.
Целеполагание от проекта Викиум
Описание. Маленький компактный курс всего из 6 уроков
Внимание уделяется не столько постановке целей и планированию, сколько ответу на ключевые психологические вопросы: «Чего я хочу достичь в этой жизни? Кем я себя вижу? Что для меня счастье?». Если сейчас негативные мысли о прошлом мешают вам жить, то «Целеполагание» однозначно зарядит мотивацией
Кроме собственно работы над целями преподаватели расскажут вам, как не терять мотивации при движении к ним, не поддаваться эмоциональному выгоранию.
Авторы: разработчики проекта Викиум.
Стоимость: 990 руб.
Начать учиться
Инновационные методики мотивирования
Способы мотивации персонала разрабатываются с определенной целью: для стимулирования повышения качества работы подчиненных. Существует много инновационных методов повышения работоспособности. Все их условно можно разделить на три основные категории:
- Индивидуальная мотивация направлена на работу с отдельными подчиненными.
- Моральная и психологическая мотивация используется для удовлетворения основных внутренних потребностей работников.
- Организационная мотивация помогает создать систему стимулов для служащих внутри учреждения.
Индивидуальные
Реализация индивидуальных методов мотивации персонала возможна в таких формах:
- Совместные празднования значимых событий в жизни коллег: день рождения, свадьба, юбилей, присвоение квалификационного ранга, вручение похвальной грамоты.
- Поочередное назначение ответственного за организацию внерабочих мероприятий.
- Оформление кабинетов психологической разгрузки и отдыха персонала.
- Информирование коллектива о личных достижениях каждого работника. Это можно делать на общих планерках, с помощью досок почета или выпуска корпоративной газеты.
- Проведение соревнований с вручением символических наград. Дух соревнования – отличный способ мотивации подчиненных.
Моральные и психологические
Такие методики мотивации способствуют профессиональному развитию служащего и повышению его работоспособности. К ним относят:
- Социальное диагностирование персонала компании. Диагностика помогает установить базовые социальные проблемы трудящихся, решая которые можно воздействовать на персонал.
- Проведение тренингов и соревнований, направленных на выявление людей с лидерскими качествами.
- Создание особой атмосферы. Сюда относятся цветовая гамма оформления кабинетов, музыка в помещениях для релакса и возможность проявления творчества в повседневной работе.
В качестве морального поощрения применяют:
- похвалу работника в присутствии коллег;
- личную благодарность руководителя, высказанную устно или оформленную в виде письма.
Организационные
Использование таких методик мотивации позволяет систематизировать работу учреждения. В группу организационных стимулов входят:
- Организация совещаний и планерок для всего коллектива.Информирование подчиненных о задачах компании, возможность услышать мнение каждого способствуют вовлечению в процесс достижения общей цели всех работников.
- Администрирование. Включает в себя:
оформление перечня функциональных обязанностей подчиненных;
изучение нормативной базы, связанной с функционированием учреждения;
создание кодекса этики работника компании;
культуру общения с клиентами и коллегами;
формирование системы поощрений и наказаний, которая распространяется на весь персонал фирмы.
Такие методики популярны в учреждениях, где большинство служащих приходится заставлять трудиться, а руководство настроено на применение «кнута и пряника». С другой стороны, четкое знание своих обязанностей, а также последствий их неисполнения – важная составляющая работы каждого предприятия.
- Грейдирование – одна из современных методик повышения работоспособности персонала. Указанный метод мотивации персонала позволяет сформировать иерархическую «лестницу» сотрудников относительно их ценности для компании, на основании которой рассчитывается система вознаграждения работы каждого служащего. Критерии оценивания, применяемые в грейдировании: квалификация, образование, ответственность, исполнительность, производительность.
— Теория возбуждения
Теорию возбуждения предложили психологи Стэнли Шехтер и Джером Э. Сингер. Его основная идея заключалась в том, что наша мотивация зависит от активации нервной системы, которая вызывает психологическое состояние бдительности и возбуждения и переводится в так называемое возбуждение.
Шехтер и Сингер изучили состояние мозга нескольких пациентов и обнаружили, что дофамин, нейромедиатор, отвечающий за уровень бдительности и удовольствия, вызывает очень важные изменения в мотивации. На основе этого открытия психологи определили, что различия в мотивации связаны с чувствительностью к этому веществу.
Фактически, было доказано, что когда человек достигает важной для него цели, он получает дозу дофамина, которая доставляет огромное удовольствие и увеличивает вероятность того, что он снова будет вести себя мотивированным образом в будущем. Поэтому для тех, кто защищает эту теорию, цели должны быть как можно более подкрепляющими, чтобы поддерживать адекватное психическое состояние
Дайте телу двигаться
Стресс – это механизм, данный нам природой для выживания. Когда первобытный человек видел пещерного льва, ему надо было либо бить, либо бежать – но при любом варианте он впадал в состояние стресса, когда все силы организма переходили в режим обеспечения работы мышц. Кровоснабжение внутренних органов при этом происходит по минимуму – именно поэтому, когда нам плохо, обостряются все хронические заболевания. До мозга же нашей биологии в такой ситуации вообще дела нет, он бесполезен – именно поэтому принимать решения, когда вам причинили боль, очень плохая идея. Итак, внутренние органы функционируют в режиме выживания, разум не то чтобы работает, зато все тело буквально скручено – ведь вы не бежите и не деретесь с пещерным львом, а напряжение, обеспеченное стрессом, должно куда-то деться. То есть ваше тело просто отравлено, и его надо спасать.
Ваш мозг может говорить вам, что лучше лежать, свернувшись в клубок, что у вас нет сил и вы скоро умрете. Не слушайте его – в состоянии стресса мозг неадекватен. Слушайте свое тело, которому нужно движение. Если вы занимались спортом – не бросайте, отправляйтесь в зал или на пробежку. Если спорт вам не друг – начинайте гулять, причем не раз в неделю, а каждый день. Помните: вы больны, и чтобы исцелиться, должны быть к себе и милосердны, и строги одновременно. Ваша задача – расходовать гормоны стресса и каждый день физически уставать. Еще одна вещь, которую надо ежедневно делать в обязательном порядке – принимать душ. В идеале — контрастный.
У нас есть маленькая пенсия и идея, что государство обо всем позаботится
– Могут ли традиции семьи влиять на стратегии поведения, которые мы выбираем?
– Поколения наших родителей и бабушек жили в условиях ограниченного выбора, это касалось многих вещей – от одежды до жизненного сценария. Личная инициатива не поддерживалась. Я слышала о человеке, который 19 лет патентовал свое изобретение, все время получал отказы. Он, правда, беспомощным не стал в итоге, а своего добился, но это скорее исключение, чем правило.
Государственные пенсии, минимальные зарплаты и идея, что государство о нас позаботится, создали очень специфический паттерн поведения, когда предпочтительнее сидеть и ждать, когда кто-то придет и решит проблемы, а импульс что-то сделать самому отсутствует, он попросту блокирован. Мне кажется, что история о бедных пенсионерах – отсюда.
Огромное количество вполне дееспособных людей, которые многое могут, отказываются от какой-либо деятельности и живут на маленькую пенсию. Продажа цветов у метро – это уже высокая проактивность. Эта модель поведения – результат системных обстоятельств.
Еще одна «засада» подстерегает на пути реализации необычных или нетипичных для вашего окружения проектов. Человек этого не осознает, но пассивное сопротивление, проявляющееся в виде выученной беспомощности, может быть связано именно с этим. Он боится что-то начать, потому что может встретиться с осуждением близких, мнение которых ему дорого. То есть в каких-то ситуациях беспомощность может поддерживаться системно.
Проактивные люди, которые что-то делают, большей частью происходят из проактивной среды. Если вы – не из такой, вам будет сложнее, вам придется многое преодолевать, а образцов, на которые можно ориентироваться – не будет. В таких случаях даже саму мысль о том, что в этой ситуации можно как-то пошевелиться, можно назвать революционной.
Образцов того, как люди ничего не преодолевают и остаются пассивными, у нас у всех перед глазами гораздо больше, и надо ценить каждый маленький шаг, который вы делаете в свою сторону.
Разновидности мотивации и её характеристики
Мотивационный порыв можно описать через следующие характеристики: вектор направленности; последовательность продуманных и организованных действий; следование конкретным целям (их неизменность); активность, напористость, стремление достичь желаемого.
Это основные параметры, по которым принято изучать мотивацию индивида. Особенно часто к их помощи прибегают в школе, ведь они имеют большое значение при выборе, например, профессии.
Также мотивацию принято разделять на несколько основных и второстепенных видов. От вида мотивация зависит сила и глубина её воздействия, так же “фишки” её формирования.
6 ключевых видов мотивации:
-
Внешняя мотивация. Это явление обусловлено деятельностью индивида, которая зависит от определённых обстоятельств.
Например, ученику нужно принять участие в олимпиаде, чтобы получить автоматический зачёт по предмету или какую-либо другую награду.
Особенно часто методами внешней мотивации пользуются работодатели, желая повысить работоспособность сотрудников и замотивировав их денежным поощрением;
-
Внутренняя мотивация. Под внутренней мотивацией понимается желание личности работать на определённый результат вне зависимости от внешних обстоятельств.
В данном случае индивид действует только благодаря своим каким-то внутренним убеждениям, упорно двигаясь к цели.
Простой пример: стремление к улучшению жизненного уровня путём продвижения по карьерной лестнице;
- Положительная мотивация. Действия человека направлены на удовлетворение собственных желаний (или желаний других);
-
Отрицательная мотивация. Действия индивида направлены на то, чтобы избежать проблем или неприятностей. При этом человек не хочет их выполнять.
Простой пример: для того чтобы не получить нагоняй от родителей, ребёнок убирается в доме;
- Устойчивая мотивация. Деятельность человека направлена на удовлетворение таких потребностей, как голод, жажда, желание поспать или просто отдохнуть и т.д.;
-
Неустойчивая мотивация. Такая мотивация должно постоянно подпитываться от внешней поддержки.
Например, стремление человека бросить курить, похудеть, накачать пресс и т.д.
Устойчивую и неустойчивую мотивации можно разделить ещё на несколько подвидов:
Мотивация ДЛЯ чего-то. Желание что-то сделать на перспективу, например: начальник пообещал работникам высокооплачиваемую должность в том случае, если они овладеют в должной мере иностранным языком, обучение в данном случае будет работать на перспективу;
Мотивация ОТ чего-то. Желание что-либо делать для того, чтобы избежать сложностей, например, внимательность на дороге и уважение к другим автолюбителям поможет избежать аварий на пути.
❂ Второстепенные разновидности ❂
Помимо основных разновидностей мотивации, существуют ещё и второстепенные:
- Индивидуальная. Работает на саморегуляцию, достижение желаемого. Утоление голода, жажды, защита от переохлаждения или перегревания;
- Групповая. Это стремление к продолжению рода, определению себя в обществе, желание занять определённую позицию в социуме;
- Познавательная. Стремление к получению новых знаний, к познанию чего-то нового;
- Самоутверждение. Мотивация, действия которой направлены на получение определённого статуса в социуме, на получение уважения окружающих. “Занять портфель”
- Идентификация. Это стремление стать похожим на человека, являющегося кумиром или идеалом индивида;
- Желание власти. Мотивация, направленная на изменение отношения окружающих. Стремление объединить их под своим началом, руководить ими;
- Саморазвитие. Мотивация, позволяющая осуществлять действия, направленные на личностное развитие. Напрямую связана с реализацией возможностей в дальнейшем;
- Социальные мотивы. Набор обязанностей, которые связаны с общественными устоями. Включает в себя ответственность перед социумом;
- Мотив присоединения. Стремление наладить с окружающими связь, чтобы продолжить общение в дальнейшем.
Мотивация человека что это такое
Если дать определение мотивации простым языком, то получится — мотивация это «морковка», которую человек получит после запланированного результата. И эта «морковка» побуждает человека к определенным действиям.
Увидеть, как появляется мотивация и то, как она работает можно при дрессуре животных.Животное мотивируют лакомством за определенное действие.
Ровно по такому же принципу работает мотивация человека.Только помимо лакомств пищевых, в мотивации человека применяется много других видов «морковок» от финансов и других материальных благ, до словесной похвалы и того, что даёт человеку моральное или физической удовлетворение.
В корне мотивационных манипуляций используются важные для человека мотивы, которые вынуждают человека действовать для того, чтобы получить что-то приятное, или избежать чего-то неприятного.
Мотивация является естественным свойством любого живого организма, для стимуляции действий ведущих к цели.
В животном мире мотивация базируется на электрохимических процессах происходящих в головном мозге.Мотивационным нейромедиатором является дофамин.
Необходимо отметить что мотивация рождается под влиянием или воображения, или воспоминания.Дофамин запускается с тем, что в итоге доставит радость, удовольствие или удовлетворение.
Какие слова поддержки сказать мужчине или женщине в трудную минуту
Помните о том, что слова — это не просто слова, они могут обладать огромной силой, помогая снова встать на ноги.
Мы сделали для вас подборку слов поддержки для близких, друзей и коллег в трудную минуту, которые скрасят день и принесут позитив.
-
Сейчас тяжело, но я верю, что нас ждет светлое будущее. Ты пройдешь через это. Поверь мне.
-
Ты можешь не верить в себя, но знай и помни, что я верю в тебя. Я всегда верил и буду верить.
-
Не беспокойся, я не могу остановить бурю, но я всегда буду держать твой зонт.
-
Ты всегда был бойцом, я знаю, что ты это переживешь. Не теряй силы и надежды.
-
Поверь, что ты сможешь, и ты на полпути.
-
Ты прекрасно справляешься.
-
Впереди тебя ждет еще столько всего интересного. Ты пройдешь через это.
-
С мыслями о мире и мужестве для тебя и твоей семьи.
-
Пообещай мне, что всегда будешь помнить: ты смелее, сильнее и умнее, чем думаешь.
-
Ты можешь кричать, можешь плакать, но только не сдавайся.
Будь добрее к себе. Ты делаешь все, что в твоих силах!
Я знаю, что тебе сейчас очень тяжело, но не забывай о времени для себя. Твоя жизнь очень важна.
Сегодня подумай обо всем, что у тебя есть, а не о том, чего у тебя нет.
Ты можешь продолжать долгое время после того, как думаешь, что больше не можешь.
Что бы ты ни делал, и что бы ни выбрал, я всегда буду гордиться тобой. Не принижай себя.
Знаешь, где я беру силу? От тебя. Твоя сила воли вдохновляет меня быть лучше.
Ты смелый и сильный. Ты важен для нас. Никто этого не оспорит.
Не падай духом, друг. Вселенная дает нам проблемы, потому что знает, что ты достаточно силен, чтобы с ними справиться и преодолеть любые трудности.
Если ты упадешь, я подниму тебя. Если я не смогу тебя поднять, то просто лягу и отдохну вместе с тобой. Вместе мы снова вернемся в норму.
Это то, через что ты сейчас проходишь, а не то, кто ты есть.
Я понял, что я — счастливый человек. В моей жизни есть самые прекрасные люди, включая тебя.
Твои ошибки и неудачи тебя не определяют. Поверь, что ты сможешь, и в конце концов, у тебя все получится. Я буду рядом, чтобы поддержать тебя.
Что бы ты ни делал, помни, что ты не одинок. Что бы ни случилось, я всегда тебя поддержу.
Помни, что ты важен для меня и достоин всего самого хорошего в этом мире.
Отдыхай, если нужно, никуда не торопись. Ты не всегда можешь все делать так, как ожидают от тебя другие.
Я не буду просить тебя действовать немедленно, если тебе этого не хочется. Я буду рядом с тобой и подожду, пока ты не почувствуешь, что готов.
Ты знаешь, что обладаешь волшебной силой? Когда ты рядом, происходят хорошие вещи.
Запомни: у тебя все в порядке, и ты прекрасен, даже в те дни, когда ты чувствуешь себя разбитым и опустошенным.
Предпосылки трудовой мотивации
Известны два направления мотивации: метод кнута и пряника, а также поощрение работников за счет удовлетворения их потребностей. Первый метод изначально базировался на крайне бедственном положении людей: человек будет выполнять любую работу и на любых условиях — лишь бы выжить. Однако в настоящее время основным считается второй метод: работник будет эффективно трудиться тогда, когда его цели и потребности совпадают с целями организации.
Современная упрощенная модель мотивации представляет собой следующее: потребности — побуждения — поведение — результат (удовлетворение, частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения) — потребности. Кратко остановимся на составляющих этой модели.
Потребность — это ощущение физиологического или психологического недостатка чего-либо. К первичным относятся физиологические (как правило, врожденные) потребности, например в пище, дыхании, сне. К вторичным — психологические и приобретенные с опытом потребности: в успехе, уважении, привязанности, власти, самоидентификации. Поскольку приобретенный опыт у людей неодинаков, вторичные потребности различаются в большей степени, чем первичные.
Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности (побуждение (мотив) — это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность). Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению человека.
Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа: чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемых заданий, самоуважения, а также дружба и общение, возникающие в трудовом процессе. Наиболее простой способ обеспечить все это — создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение идет от организации: зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса, похвала и признание, дополнительные бонусы (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов или медицинской страховки).
Поскольку процесс мотивации очень сложен, существует достаточно большое количество различных теорий, пытающихся объяснить это явление. Рассмотрим основные из них.
Вывод
Реальные истории подтверждают: все мы испытываем необходимость в автономности, компетентности и принадлежности. Ошибка — думать, что люди не мотивированы. Они просто нуждаются в том, что сами не могут назвать. Знаете ли вы кого-нибудь на своей работе, кто всегда делает здравый выбор, обладает детским ощущением чуда, открыт всему доброму и светлому? Я — нет.
Между тем реальная история мотивации свидетельствует, что люди — это, по сути, ученики, которые стремятся расти, наслаждаться работой, вкладывать свои силы и время в позитивные дела и строить длительные отношения. Не из-за внешних мотивирующих сил, а по своей внутренней сущности.
Это — яркий пример пересечения между моделью «ситуационного лидерства II» (SLII) и моделью «спектра мотиваций». Часто потребность человека в автономии омрачается неверной оценкой своего уровня развития. Согласно SLII, он находится на уровне развития D1 с низкой компетентностью и сильным стремлением к цели, задаче или умению, но его потребность «делать для себя», невзирая на недостаток компетентности, побуждает его неправильно оценивать себя и приписывать себе уровень развития D4 — уровень с высокой компетентностью и серьезными обязательствами.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
Версия для печати