Вступление
Начнем краткое содержание «Одиночества в сети» с перелета главного героя в Германию.
События разворачиваются в середине девяностых годов прошлого века. Главный герой – Якуб, спускается с самолета в Германии. Он – ученый, программист, генетик. Мужчина очень талантлив и образован. Спустившись с борта, он, случайным образом, спасает бездомного бродягу от суицида.
Главная героиня – полячка, образованная и связанная с науками, женщина. Она несчастна в своем браке: чувства давно покинули семейный очаг. Женщина не против попробовать и новые отношения, только найти достойного партнера ей не удается.
Мужчина и женщина случайно сталкиваются в отеле, где им предстоит провести какое-то время. Они совсем не замечают друг друга.
Сев на один поезд, главные герои внимательно смотрят друг на друга, но при этом не знакомятся. В это время Якубу приходит сообщение: одна из его бывших любовниц прислала адрес своей электронной почты. Главный герой удивлен и тронут, что девушка все еще его не забыла. Девушка пишет Якубу о том, как сильно она его любила и любит его до сих пор. Мужчина ошеломлен, однако испытывает приятные чувства от того, что, несмотря на долгие годы, бывшая все-таки нашла в себе силы и призналась в своих чувствах.
Перевод женских фраз
1. «Хорошо»
Перевод: Совсем не хорошо. Это означает, что разговор закончен.
2. «Делай, что хочешь»
Перевод: Это проверка. Я не скажу тебе, нужно ли тебе это делать или нет. Ты должен был достаточно меня узнать, чтобы понять одобряю ли я это. Что я, кстати, не одобряю. Если ты это сделаешь, будут проблемы.
3. «Мне нужен перерыв»
Перевод: Убирайся. Возможно, мы скоро расстанемся.
4. «Ты с кем-то встречаешься?»
Перевод: Мне интересно, но я не собираюсь тратить свое время, если у тебя кто-то есть. Если это так, будь честен прямо сейчас. Если нет, попроси, наконец, мой номер телефона.
5. «Я почти готова»
Перевод: Я будут готова, когда буду готова. Может быть через 10 минут, может быть через час. Займись чем-нибудь.
6. «Тебе не нужно это делать, но..»
Перевод: Если ты это не сделаешь, то скоро станешь одиноким».
7. «Нам нужно поговорить»
Перевод: Мне нужно поговорить. Тебе нужно послушать.
8. «Мы поговорим об этом позже»
Перевод: Я так взбешена, что не могу соображать. Мне нужно больше времени, чтобы собрать аргументы и подумать, почему я все еще с тобой.
9. «Я не хочу портить нашу дружбу»
Перевод: Ты никогда не увидишь меня голой.
10. «Как мило»
Перевод: Спасибо за подарок
Важен не подарок, а внимание. Но я собираюсь обменять его на что-то, что мне больше нравится.
11. «Ничего»
Перевод: Ты серьезно спрашиваешь «В чем дело?». Как будто не знаешь. Все плохо. Все. Тебе стоит бояться.
12. «Мне все равно»
Перевод: Ты выиграл в этом споре, но я отказываюсь признать свое поражение. Я отклоняю твой последний аргумент, и мы больше не будем об этом говорить.
13. «Я тебя прощаю»
Перевод: Я решила, что смогу жить с тем, что ты сделал. Но я знаю, что буду использовать это против тебя до конца твоей жизни.
14. «Я выгляжу в этом толстой?»
Перевод: Если вы ответите «да», вы идиот. Просто скажи мне, что я прекрасно выгляжу.
15. «Я не голодна»
Перевод: Можешь заказать все что хочешь, просто знай, что я буду есть с твоей тарелки, и я не хочу, чтобы ты на это жаловался.
16. «Этот парень такой сексуальный»
Перевод: Я считаю, что ты принимаешь меня, как само собой разумеющееся, либо ты перестал за собой следить, поэтому я решила тебя подтолкнуть к действиям».
17. «Чувство юмора для меня важнее всего»
Перевод: Но я буду встречаться вон с тем накачанным парнем.
18. «Давай не будем спешить»
Перевод: У меня есть, по меньшей мере, еще кто-то на примете, и я еще не решила, кто из них мне нравится больше.
19. «Мне жаль»
Перевод: Я сочувствую тому, через что тебе пришлось пройти. Это не означает, что я признаю свою вину.
20. «Я устала»
Перевод: Я не хочу, чтобы ты приставал сегодня ко мне. Я скоро ложусь спать. После этого, можешь пойти куда-нибудь. Просто оставь меня в покое.
Мы в соцсетях
21. «Что ты сказал?»
Перевод: Я даю тебе шанс перефразировать глупость, которую ты только что сказал, чтобы избежать ссоры.
22. «Я сейчас немного занята».
Перевод: Я не хочу с тобой встречаться. Перестань мне звонить.
23. «Я не злюсь»
Перевод: Я в бешенстве.
24. «Ты считаешь ее симпатичной?»
Перевод: Скажи мне, что я красивая. Еще лучше, если ты даже не посмотришь на нее, прежде чем ответишь.
25. «Давай заведем собаку»
Перевод: Я хочу ребенка, но не хочу тебя пугать. В зависимости от твоего ответа я буду знать серьезность твоих намерений.
26. «Не беспокойся об этом»
Перевод: Я сто раз просила тебя починить раковину, и ты до сих пор этого не сделал? Я больше не могу на тебя полагаться.
27. «Может быть»
Перевод: Нет.
28. «Посмотрим»
Перевод: Нет
29. «Да»
Перевод: Да. Или может быть. Но скорее всего, нет.
30. «Нет»
Перевод: Вольная интерпретация. Всегда предполагайте, что если вы слышите это слово, она имеет в виду именно это. Если вы неправильно все поняли, это не ваша вина, а ее.
И с каждым словом, с каждой фразой он делался ей всё ближе
Пиши мне, пожалуйста, большие – предлинные письма. Ты ещё не начала творить стихи? (из переписки)
Они виделись лишь однажды. В другой стране. Ночь. Автобус. Проплывающие в окне города. Проникающие в уши смыслы. Такой близости она не знала раньше – близости двух душ. Когда поцелуй – лишь малая осязаемая часть связующей глыбы общих мыслей. До дрожи.
Но реальность растащила их по своим углам. Каждого обратно на свой иняз в свой город.
Вот только в её ощущениях расстояния между ними просто нет. Это лишь условность, придуманная когда-то глупыми людьми.
Она может говорить с ним в мыслях, советоваться, уноситься в дальние дали. Для неё интереснее перечитать его письма, чем сходить в кафе с подругами. Только в нём есть глубина, в которую ей так давно хотелось окунуться, завернуться и остаться в коконе смыслов навсегда.
О чём вообще можно говорить с окружающими в реальной жизни парнями, если они интересуются только «танчиками»?
Гораздо приятнее устроить ночной виртуальный концерт: она ему шлёт свои самые любимые песни, он ей – свои! Можно бесконечно рыться в тончайших переплетениях слов и звуков!
Кто она, эта «девушка, живущая в сети, нашедшая любовь между строк, между небом и землёй»?
Отчаянье
Увидев фотографию своей подруги, а еще и ее мужа, Якуб совсем теряет голову от ревности. Он пишет ей сообщение, слишком резкое по своему содержанию. Успокоившись, он понимает, что сильно погорячился. Боясь, что это сообщение все испортит, он звонит своему старому знакомому – программисту, и просит его удалить письмо с сервера. Друг выполняет просьбу Якуба. Он не удерживается и читает письмо, которое написал главный герой. Он удивлен тем, насколько влюблен Якуб в девушку, насколько она должна быть прекрасна, чтобы мужчина посвящал ей такие красивые строки.
Главная героиня несколько дней подряд не получает писем от Якуба. Она очень беспокоится и решает ему позвонить, чтобы проверить, все ли с ним хорошо. Это их первый разговор. После этого в компьютерном клубе женщина устраивает сеанс виртуального секса для своего друга по переписке.
Когда расстояние не помеха
Хотел тебе Блока прочитать – про весну без конца и без края, которую он приветствует звоном щита – ну, ты знаешь… Если хочешь знать, что я чувствую, достань этот стих и, когда появится зелень, выйди одна в лес или в парк и прочитай (лучше громко вслух и с выражением – то есть идти лучше одной). P.S. Не смейся, сам я так не делаю. (из переписки)
Её не понимает большинство, она зачастую считает это самое большинство неспособным думать, а значит, недостойным её внимания. Когда на горизонте вдруг вырисовывается ещё один мыслитель, боже, как ликуют её уши. Понять, что кто-то, кроме неё, живёт не шмотками, морями и лабутенами, а ИДЕЯМИ! Да такого она готова слушать часами. Можно устно, а можно и письменно. Ведь именно письменно звуковики обычно себя выражают.
Так устроен их способ взаимодействия с миром – они слушают, сосредотачиваясь, перерабатывают информацию через призму своего одарённого ума, и выдают новые уникальные смыслы уже в письменной форме. Именно поэтому любовь по переписке – это чаще всего отношения звуковиков. Им главное – ощущать друг друга на одной идейной волне. И тогда переписка может длиться годами. Хотя тело уже и не помнит, а, может, никогда и не знало, каково это – обнимать его.
Словами в виртуальном пространстве он ей даёт гораздо более значимое для неё – смыслы. Его письма перечитываются, складываются в новые пазлы, уводят в далекие закутки, завораживают новыми просторами. Она им живёт. Он становится важнее тех, кто рядом, а тем более важнее работы, учёбы, курсовой.
Изобрести, чем его удивить и озадачить, заставив думать о ней, становится важнее всего. Ведь она прекрасно понимает, что его к ней тянет потому, что и ему пустышки в окружении не дают того, что даёт она – возможности думать вместе.
Звуковая любовь – когда смыслы важнее тепла тела рядом
Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет таких парящих то в облаках, то в Интернете людей обладателями звукового вектора.
Девушка со звуковым вектором часто кажется окружающим непонятной, порой и невероятной. Кому-то хватает ума и желания разгадывать её тайны. Кто-то, понимая своё полное в этом деле бессилие, отступает, хоть она и привлекает своими таинственными фразами и умными глазами. А что ищут её глаза в том, на кого смотрят? Кого они в принципе замечают?
Звуковая девушка сосредоточена на себе и своих состояниях. Её взгляд будто скользит сквозь собеседника. Глядя в глаза, она смотрит вглубь себя. Но если вдруг волна того, кто оказался вовлечён в общение с ней, соприкоснулась с её собственной, она готова утонуть в столь долгожданных смыслах.
Три ночи подряд засыпаю в 6 утра. Хотелось к тебе на виртуальный чай. (из переписки)
Эта девушка не жаждет комплиментов и красивых слов. Цветы и прочие безделушки – весь этот привычный наносной антураж – оставьте для эмоциональных зрительных хлопоглазок.
Звуковичке нужны смыслы – в ухо, в душу. Увлечённо объясните ей, как образуется молния, или вдохновенно расскажите о проблемах когнитивной лингвистики. Для неё это будет куда значимее комплиментов её бесподобной улыбке.
У обладателя звукового вектора дар уникального абстрактного интеллекта. Именно о таких людях говорят, что их главная эрогенная зона – мозг. Сумеешь его правильно простимулировать – и не заметишь, как звуковичку унесло в другие галактики вместе с тобой.
«Why do birds suddenly appear everytime you are near? Just like me they long to be close to you» – Cranberries поют у меня в плеере, а я подпеваю. (из переписки)
Первая любовь
После того, как новые знакомые стали полностью доверять друг другу, главный герой рассказывает девушке о своей первой и единственной любви, с которой он познакомился, будучи студентом. Влюбленный в глухонемую девчонку, Якуб встретил одного известного врача, который был способен творить чудеса и возвращать людям слух. Операция уже была назначена, но случилась трагедия, из-за которой девушка не дожила до операции. Сильно переживая утрату, Якуб пошел на преступление и его выгнали из двух учебных заведений, в которых обучался молодой парень.
Главная героиня в шоке от прочитанного. Она не знает, что можно ответить на такую сокровенную историю любви. Вскоре история перестает так действовать на героиню.
Знакомство
Дальнейшие события книги Вишневского «Одиночество в сети» разворачиваются вокруг главного героя.
Якуб – мужчина, который следует прогрессу. Именно поэтому на его компьютере установлена «Аська» — программа, которая позволяет общаться людям через интернет в реальном времени. В то время как главный герой занят на работе, ему приходит сообщение от неизвестной девушки с предложением пообщаться. Якуб соглашается на это предложение.
Главная героиня ищет информацию о новом знакомом. Узнавая все больше фактов о мужчине в интернете, она понимает, что он – известный и подающий надежды ученый. Кроме того, она узнает, что его деятельность напрямую связана с проблемами развития генетики.
Пообщавшись с новым знакомым, главная героиня узнает, что он очень любит художественную литературу, ему интересно искусство. Но самое главное – жизнь Якуба так же печальна, как и ее собственная. Все больше общаясь в сети, главные герои и сами не замечают, как становятся близки. Они ведут откровенные разговоры, в которых обсуждают свои жизненные неурядицы и переживания.
Одинокие мужчина и женщина стали общаться каждый день. Это общение стало необходимо для них обоих. Главная героиня каждое утро писала о том, как скучала по Якубу ночью, а его это трогало до самого сердца. Каждый день он ждал ее появления в сети, словно это была не просто встреча в интернете, а целое свидание, которое приносило главному герою волну теплых ощущений.
Однажды она просит рассказать его об одном из геномов. Он показывает свое остроумие и рассказывает о расшифровке гена так, словно в этом есть нечто поэтическое. Тогда главная героиня понимает, что хотела бы, чтобы Якуб был с ней рядом, что только с таким человеком она смогла стать по-настоящему счастливой.
Смыслы смыслами, но прикоснуться б не только к душе
Я очень соскучился и хочу тебя увидеть и пощупать: настоящая ты или это только мираж.
Сколько же разных писем я тебе написала за это время! В голове, во сне, в смс без адресата, на коленках сидя на подоконнике в грозу. Небо не плачет, нет, оно как-то кричит по-своему. И мне даже чуть-чуть завидно – оно может так много выразить, просто выплеснув всё, что накопилось. You told me everything by saying nothing. Так сейчас хочется, чтобы ты… был рядом? Пожалуй, нет. Тогда бы мы оба чувствовали что-то другое, не небо и его крик. Хочется, чтобы ты вот также сидел на подоконнике, чувствовал капли на лице, на руках, запах мокрого асфальта, слышал раскаты грома и ловил на себе молнию, а ещё чувствовал меня, как я сейчас чувствую тебя. Или мне так кажется. Но это «кажется» так хрупко и дорого. (из переписки)
Чувствовать своего партнёра, смаковать собственные бури эмоций, воображать, мечтать, сочинять свой роман на просторах Интернета – всё это стремления ещё одного вектора – зрительного. Люди со зрительным вектором считают любовь своим смыслом жизни и делают всё, чтобы это чувство пестрило в них яркими красками.
Звуко-зрительная связка векторов играет с живущими в сети занимательную штуку. По-зрительному они получают такие желанные скачки эмоций, и их накал только увеличивается от невозможности выразить их в физической реальности. По-звуковому им это и не нужно – они получают вожделенные смыслы письменным словом и также ими делятся. Прекрасно устроились?
Но желания тела даже у самого возвышенного человека всё равно существуют и требуют к себе внимания. А значит, стремление физически быть с объектом любви никто не отменял. Либидо требует «пощупать».
Встреча
Уже подлетая к городу, Якуб узнает, что предыдущий самолет, на который он опоздал, потерпел крушение, в результате которого все пассажиры погибли. Главная героиня не знала о том, что мужчина полетел другим рейсом. Уже в аэропорту она узнает об авиакатастрофе. Пребывая в шоке от горя, она садится в зале ожидания, не в силах пошевелиться. К ней подходит портье и говорит о том, что ее друг жив. Люди встречаются, женщина так взволнована, что начинает целовать руки Якуба.
Этот вечер влюбленные проводят вместе, а ночью между ними разгорается страсть. Все происходит именно так, как они того и ждали.
О книге
Роман «Одиночество в сети» Януша Вишневского был написан в 2001 году.
К написанию книги автора подтолкнул развод с женой. Януш Вишневский очень переживал разрыв с любимой супругой, и решил, что написание романа сможет помочь ему и отвлечься от грустного события, и выплеснуть все свои эмоции на страницах.
Кроме того, что книга «порвала» все рейтинги, есть еще и достойная экранизация романа «Одиночество в сети». Осенью 2006 года на экраны вышел фильм, снятый по мотивам книги. Несмотря на то, что зачастую экранизации получаются не совсем удачными, эта кинокартина добилась успеха и полюбилась всем поклонникам книги.
Кроме того, что история, рассказанная Янушем Леоном Вишневским, трогательна и печальна, в свой роман автор включил и несколько достоверных фактов, которые происходили не так давно. Одним из таких фактов, присутствующих в книге, стало похищение головного мозга Эйнштейна.
Отзывы об «Одиночестве в сети» в большей своей мере положительны. Это уже говорит о том, что роман действительно достоин прочтения.
Звуковой ум в поисках смысла
Давай, я буду называть тебя… называть тебя буду… буду тебя называть… ИОЛАНТА! О как!!! Нравится? По-моему, прелестное воздушное имя, и тебе очень идёт. Хочешь?
Твои письма – это моя подпитка. И раз уж окрылил воздушную Иоланту, не опускай её на землю. (из переписки)
Звуковой ум – ищущий ум. Он ищет законы, на которых зиждется этот мир. Раньше для звуковой реализации было достаточно научно раскрывать основы мироустройства. И так уж повелось, что умы звуковиков в мужском обличии в основном создавали гениальные прорывы в науке и технологиях, в языкознании и программировании, в философии и познании человека. А как быть звуковой девушке?
Её стремление к духовному поиску ничуть не меньше – это раз. Два – с возросшим объёмом психики в современных условиях и для мужчин привычные способы реализации не наполняют звуковую нехватку постижения смысла в полной мере.
Значит, мало того, что девушке нужно самой вставать на путь раскрытия. Нужно ещё и искать новые способы, потому что старые своё отработали.