Техника эмоциональной свободы
Один из способов, как выйти из позиции жертвы, – «Техника эмоциональной свободы», разработанная Гарри Крейгом. Это техника прямого воздействия, она очень проста и легка в изучении. Суть ее заключается в том, что в очередной раз, когда человек будет вспоминать негативное событие, травмирующую ситуацию, ему необходимо несколько раз слегка нажимать пальцами на определенные точки на теле, которые являются точками энергетических потоков. В большинстве случаев этот метод уменьшает страхи, негативные эмоции. Как правильно выполнять «Технику эмоциональной свободы», можно научиться, просмотрев видео.
В чем плюс для жертвы?
Сегодня многим взрослым людям так жить выгодно и удобно. Позиция жертвы всегда дает ряд преимуществ: она помогает манипулировать чувством вины других людей; помогает ничего не делать самостоятельно, переложив ответственность на других. В принципе, эта позиция ничем не хуже других ролей, которые мы играем в жизни. Но в ней есть одна специфическая особенность – она рождает ощущение бессилия, никчемности, и как итог, ненависть и зависть к окружающим.
Позиция жертвы в отношениях дает ряд психологических выгод
Как правило, такую роль играет женщина, она извлекает из этого положения определенные блага: получает внимание окружающих, сочувствие, поддержку, помощь. А взамен от нее никто ничего не требует
Выйти из этой роли – значит лишиться и помощи, и поддержки, и жалости и поэтому она снова и снова выбирает позицию жертвы. Человеку, которого жалеет общество, многое прощают и многое позволяют. Жертве не надо ни к чему стремиться. Ей прощают промахи на работе, потому что у нее проблемы дома, а дома ей прощают отсутствие ужина. Она делает то, что хочет, при этом у нее нет ни к кому никаких обязательств. То есть у роли жертвы свои психологические «плюсы». Поэтому очень трудно выйти из этой психологической игры.
Жертвы — великолепные манипуляторы. Казалось бы, обычная история — мать заставляет сына сделать то, что ей нужно: «Я ночей ради тебя не спала, а ты меня не любишь! Я тебе совсем не нужна!». Она — жертва, ее цель — вызвать чувство стыда, воззвать к совести, выставив сына тираном. Наверняка, каждый может вспомнить аналогичные истории, когда подобные чувства заставляли делать для других то, что было неудобно и/или ненужно.
Плюс к тому многочисленные проблемы — отличное оправдание на все случаи жизни. Как правило, речь людей, подверженных синдрому жертвы, построена по модели: «У меня плохая работа, потому что я не получила образование, потому что …» (вставить нужную причину), или «Мне некогда думать о личной жизни, так как у меня …», или «Я бы достиг всего, если бы не…». Перекладывание ответственности за свои неудачи на других — характерная черта жертв и очень удобная позиция.
Ошибка №7: Принимать правила игры
Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы»
Через какое-то время всем кажется, что так и надо, «таких» и надо травить, а как же иначе – ведь они «такие». Если не конфронтировать с самой идеей травли, ничего не получится.
Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира.
Например, когда говорят пострадавшему: «подумай, в чем ты сам мог бы измениться», или «дай ему, чтоб неповадно было».
По сути, ребенку сообщают вот что: «Мир устроен так, что в нем правит сила, и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют («научись ладить с ребятами!»). Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит – правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность(«не бойся! дай отпор!») и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства («не обращай внимания!») и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри.
По сути, взрослый во всех этих случаях солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь»
Поэтому нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого. С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен – и точка.
Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, медиация и «командообразование» тоже.
Ошибка №6: Давить на жалость
Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. Обычно агрессоры потому и травят, что очень хорошо знают, каково жертве, и боятся оказаться на ее месте (скорее всего, уже там бывали:в своей семье или в другой группе). Жертву же педалирование ее страданий обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность или ярость. Гораздо важнее «сломать игру», перевести фокус внимания с жертвы на правила игры, на неприглядность и недопустимость агрессии.
Логика травли состоит в том, что луч прожектора общего негативного внимания обращен на жертву, и она мечется в нем, как обреченный кролик в свете фар автомобиля. Поэтому любые разговоры о жертве подкрепляют травлю. Наша задача –перевести луч прожектора на саму травлю как явление, сделать мишенью насилие как таковое.
Изгоями рождаются?
«Белыми воронами» часто становятся еще в детстве. Причем по самым разным причинам. Например, «странным» посчитают одноклассника, которого воспитывает родитель-алкоголик. Такие дети из ада в семье «бегут» в свой собственный «мир», поэтому со стороны выглядят отстраненными, задумчивыми, неконтактными.
Жертву «считывают» даже учителя. Если Марья Ивановна измотана работой, семейными проблемами, отношениями с руководством, она тоже будет искать «мальчика для битья». И бессознательно выберет слабого и изолированного коллективом — изгоя.
«Козлами отпущения» могут стать не только неопрятные ребятишки из благополучных семей, но и аккуратные заучки. Особенно если они слишком погружены в учебу, не любят коллективные игры, не дают списывать, не интересуются сплетнями. Правда, такими тоже становятся неслучайно. Часто рвение к отличным оценкам связано со стремлением «заслужить» любовь мамы, которая тоже может жить «в своем мире» и проявлять холодность к ребенку.
В то же время изгоями в классе не станут «толстячки», если они будут компанейскими и веселыми, «неряхи», если вместе со всеми начнут ненавидеть «белую ворону». Даже двоечники нередко неформальные лидеры в классе, с которыми все хотят дружить, обмениваться игрушками. Дело лишь в том, как ощущает себя сам ребенок, есть ли на нем «отпечаток» жертвы.
Фото: unsplash.com
Ошибка №1: Ждать, что само пройдет
Само не проходит. У детей до подросткового возраста – точно.
Позже есть небольшой шанс, что в группе найдутся достаточно авторитетные дети, не обязательно лидеры, которые вдруг увидят эту ситуацию не как привычную игру, а как жестокость и недостойное поведение и решатся заявить о своем видении. Это может если не полностью прекратить, то сильно уменьшить травлю.
Но до примерно 12 лет детям сложно опираться на собственные моральные ориентиры и тем более идти против группового давления (это и взрослым дается непросто). Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.
Кто стремится причинить добро
Ранее мы писали о ловушке созависимости: американские психологи Берри и Дженей Уайнхолды считают, что в нее попадают люди, которые не до конца отделились от родительской фигуры и не могут преодолеть этапы созависимости и контрзависимости. Рекомендуем прочесть материал по ссылке ниже, чтобы разобраться, как формируется созависимость.
Если взрослые люди не достигли психологической автономии, они не проживают свою жизнь полноценно, а играют в ней роли. Стивен Карпман, автор книги «Жизнь, свободная от игр», выделяет три таких роли:
Эти роли образуют так называемый треугольник Карпмана (еще одно название — «драматический треугольник»), который показывает динамику взаимоотношений. Участники в этой схеме могут меняться ролями.
Треугольник Карпмана. Источник
Позиция Жертвы пассивная, ее установка — «Всё потеряло смысл, бьюсь головой об пол». Субъективно Жертва действительно может находиться в глубокой депрессии и искренне считать, что «ничего невозможно исправить, вот если бы я родился/лась на десять лет раньше / у других родителей / в другой стране…»
Источник
На самом же деле Жертва не хочет ничего менять. Такие люди старательно избегают ситуаций, в которых проблемы действительно можно решить.
Агрессора Жертва приманивает в свою жизнь поведением, которое выглядит как виктимное. Преследователь самоутверждается за счет властного доминирования, поэтому ему кажется, что «трепетная и беззащитная» Жертва идеально ему подходит.
На самом деле Агрессор сам трепетен и беззащитен (уже без кавычек), а желание подчинить себе Жертву — это не что иное, как гиперкомпенсация: человек слишком сильно пытается компенсировать какие-то свои проблемные ситуации. Например, зачастую Агрессор когда-то сам подвергался физическому или психологическому насилию (в детстве или позже). Хотя эта роль и деструктивная, но выйти из нее проще всего, потому что она очевидна.
Куда сложнее Спасателю. Его поведение отличается тем, что обычно называют добропорядочностью, эмпатичностью, желанием прийти на помощь. И Спасатель действительно ведет себя так, как если бы эти качества у него были, — но до известного предела. Истинный мотив Спасателя — поднять самоценность за счет помощи «сирым и убогим». Часто бывает так, что благодеяний от него не ждут и даже не нуждаются в них. Но такой человек считает своим долгом поучаствовать в «спасении утопающего» — и эта игра никому не приносит радости, не говоря уже о решении проблем, порой мнимых.
Спасателя ждет Жертва. Но ей с ним несладко: глубоко внутри Спасатель не хочет, чтобы Жертва выходила из своего «униженного положения». Если это произойдет, мало ей не покажется, Спасатель переносит такую ситуацию крайне болезненно. Субъективно он испытывает чувство вины из-за того, что «опять сделал что-то не так», очень стараясь при этом быть хорошим и полезным.
Ошибка №2: Искать причины и объяснения
Причин, по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и фоновая агрессия в обществе
Все это очень важно и интересно, и безусловно стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю приемлемой
Можно долго искать причины и факторы, вызывающие какую-то болезнь, но нельзя делать это вместо помощи тем, кто страдает уже сегодня. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.
Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, остановить травлю он не сможет. Он будет бесконечно рассуждать о том, какие дети, какие родители, какое общество, приводить примеры, чем дети, которых (или которые) травят, отличаются от других детей в классе и разводить руками: «Ну, они такие, что я могу поделать!». И заниматься по сути поддержанием травли, ведь в ее основе как раз лежит этот прием: объявить кого-либо «не таким» и на этом основании выдать себе индульгенцию на насилие.
Кроме того, причины травли часто столь глобальны, что устранить их невозможно. Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость школьной системы мы вряд ли сможем преодолеть в обозримом будущем. Дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Люди социальны и ориентированы на группу, задача возраста – пережить сплоченность.
Все это так, но это не значит, что надо терпеть травлю. Нет задачи устранить причины, есть задача обеспечить безопасность каждого ученика в школе, а для этого нужно изменить конкретное поведение конкретной группы детей.
Психология жертвы
Давайте теперь разберем, в чем заключается психология жертвы. Привычное состояние Жертвы – страдание. Человек постоянно или периодически мучается, чем-то недоволен, чем-то не удовлетворен, то есть ему постоянно плохо. Но из этого состояния он “черпает” удовольствие и удовлетворение. По другому он не умеет получать удовольствие и радость.
Главный компонент роли Жертвы – беспомощность. Человек может быть активным и энергичным в обычных ситуациях, но ощущать беспомощность перед любыми трудностями. Даже Отличник все может “сам” и не просто может, а на “отлично”, но он беспомощен и не видит выхода, как он может изменить ситуацию, как можно по другому. Бывает, что “головой понимает”, но изменить ничего не может.
Следующий компонент – безысходность. Жертва не видит выхода из неприятной ситуации и своей позиции Жертвы. И не верит, что возможно из нее выйти. Она чувствует бессилие. У нее нет сил, нет энергии и времени, она чувствует постоянную усталость. И у нее нет сил совладать с ситуацией, изменить ее. Жертва занимает позицию безответственности, но при этом склонна хватать на себя чужую ответственность. Она считает, что от нее ничего не зависит. Человек в роли Жертвы зависим от других людей и обстоятельств. Им управляют и манипулируют, а он ни на что не влияет. Во всех его проблемах всегда виноват кто-то другой, а он не причем. Жертва обвиняет других в своих проблемах – они заставляют ее страдать, они ее тиранят, они ей не помогают. И поэтому она обижается и злится на других, а также на себя.
Но при этом некоторые Жертвы неосознанно берут на себя ответственность за других (мужа, детей, маму, коллег). То есть ответственность за свою жизнь перекладывают на других, а ответственность за других тащат сами. Вот такая путаница у них возникает с ответственностью. Например, женщина может брать на себя ответственность за здоровье родителей, но не видеть своей ответственности за свое здоровье. Она может чувствовать себя ответственной за учебу сына, но не брать на себя ответственность за свои неудачи в личной жизни (“мне не везет”, “судьба такая”, “мужчин хороших нет”).
Некоторые Жертвы предпочитают болеть, нежели пытаться понять, почему и для чего им дана эта болезнь. Они будут болеть, но ни за что не станут делать оздоровительные медитации и техники или расстановки, молиться или проходить соборование. Есть люди, которые лучше умрут, нежели простят обидчика, который “испортил им жизнь”. И при этом будут себя чувствовать героями и даже не догадываться, что давно живут в роли Жертвы.
Синдром жертвы: можно ли от него избавиться
Чтобы помочь человеку избавиться от синдрома жертвы, психологи рекомендуют не сочувствовать и не поддакивать жалостливым речам, а молча выслушивать собеседника и задавать конкретные вопросы, например, «Какой вывод ты сделал из ситуации, чтобы она больше не повторилась?», «Что ты будешь делать дальше?». Теоретически такая тактика должна заставить личность воспринимать мир более реально, брать ответственность за собственные поступки. Хотя более вероятен сценарий, при котором ваш визави просто перестанет с вами общаться и найдет того, кто будет его жалеть.
Психологи считают, что у человека в течение жизни есть возможность сыграть множество ролей – в профессии, в отношениях, в бытовой сфере. Противоположная жертве роль – роль счастливого свободного человека – создателя и хозяина своей жизни. Чтобы стать таким человеком, необходимо перестать чувствовать и воспринимать себя жертвой, измениться внутренне и стать хозяином своей судьбы.
Как избавиться от позиции жертвы?
Выйти из роли жертвы, стать счастливым человеком – это длительный и непростой процесс, но у каждого есть такая возможность. Если человек понимает, что не хочет больше играть роль жертвы и хочет навсегда изменить свою жизненную позицию, но чувствует, что собственных сил для этого недостаточно, следует обратиться к психологу.
Помимо профессиональной помощи, нужно соблюдать следующие правила:
Научиться контролировать свои эмоции и переживания.Научиться преодолевать трудности самостоятельно без помощи посторонних.Окружить себя жизнерадостными, позитивными, успешными людьми.
Немедленно избавляйся негатива
Первый шаг к решению любой проблемы – осознание этой проблемы. Необходимо признать её и ни в коем случае не начинать себя грызть, а настраиваться на долгую и упорную работу.
Как бы тяжело тебе не было, если ты нашла себя в вышеуказанных признаках, а так же считаешь, что «я вечно всем мешаю», «если бы не я, другим бы было легче» и т.д., то будь максимально честна с собой. Попытайся понять, что заставляет тебя оставаться в этой роли.
Может, ты боишься одиночества? А может, не привыкла принимать решения самостоятельно и думаешь чужой головой? Или ты находишься в абьюзивных отношениях, и не можешь их разорвать из-за материальной зависимости?
Что бы ты не выбрала, ситуация указывает на глубокие внутренние проблемы, связанные с твоей личностью. Распутай узлы этих проблем и тебе станет легче дышать. Пойми, что выйти из роли «козла отпущения» невозможно, пока ты бежишь от ответственности за свою жизнь и поступки.
Вот несколько конкретных шагов, которые помогут тебе сбросить тяжёлую шкуру козла:
Giphy
Осознанно и шаг за шагом, последовательно избавься от поведения жертвы в своих рабочих или семейных отношениях. Не позволяй окружающим людям проявлять к себе высокомерие, винить себя и обесценивать. Здесь не имеется в виду, что на токсичность нужно отвечать токсичностью. Просто глубоко вдохни и мысленно отвечай «нет» на каждый выпад обидчика.
- Возьми свою жизнь в свои руки. Она ведь твоя, а не чья-то ещё. Определи, какими сферами жизни владеет твой мучитель, и всеми силами начинай добиваться независимости. Финансы? Найди другой заработок. Секс и мнимая любовь? Найди того, кто поставит в приоритет тебя и твои ощущения и т.д.
- Не теряй чувство собственного достоинства, будь честна с собой и остальными.
- Не позволяй перекладывать на себя ответственность за чужие промахи, настроение и чувства. И самостоятельно эту ответственность не бери.
- У кого нет слабостей? И у тебя есть. Будь к ним терпима и снисходительна. Люби себя.
- Не дожидайся оценки своих действий, поступков, внешности от других людей, и не обращайся за этой оценкой к ним. Научись сама себя оценивать. Самооценка – очень важная вещь. И, однажды уронив её на дно, потребуется много времени, чтобы выловить обратно.
- Избегай взаимодействия с людьми, которые тебя не уважают. И не думай, что тебя не за что уважать. Любого человека есть за что уважать. Найди причины в первую очередь для себя.
Фото автора Emmylou: Pexels
- Поставь на «беззвучный» весь негатив, который может звучать в голове или исходить от других людей. А именно: издевки, оскорбления и сомнения. Весь этот фоновый шум – мусор, является незначительным и тебе не нужен.
- Старайся избегать язвительных, желчных и саркастичных людей. И сама такой не будь. Токсичность ещё ни к чему хорошему не приводила.
- Посторонние люди не стоят того, чтобы посвящать их в подробности твоей личной жизни. Всегда найдутся те, кто решат за тебя, что ты неправильно живешь, и могут загнать тебя в рамки, которые ты позже начнёшь воспринимать как норм и грызть себя. Оставь душевные откровения для разговоров с друзьями.
- Ищи во всём хорошее, мысли позитивно. Всё, что ни делается, то к лучшему.
Самые важные отношения в твоей жизни – отношения с самой собой. Брось все свои усилия на то, чтобы твои ощущения, чувства и мысли стали значимыми для тебя, обрели вес в твоей картине мира и стали ценными для тебя самой.
Тебя всегда будут пытаться использовать, будут стараться сесть на шею и с ветерком на ней прокатиться. Но, твоим мощным оружием против таких личностей будут стойкость духа и самоуважение.
Так же, для мотивации можно посмотреть несколько фильмов, посвящённых теме «козёл отпущения». Просматривая их можно увидеть, каким стадом могут быть другие люди, и какой невероятной стойкостью обладает главный герой, который выстоял в этой, казалось бы, неравной схватке.
Фото Giulia May on Unsplash
Прообраз Христа
Если мы соединим вместе значение обоих козлов, мы увидим в них прообраз Христа.
- Закланный козел символизирует жертву, совершенную Христом, положившим Свою жизнь за других.
- Козел, над которым исповедывались грехи, а затем отпускаемый в пустыню, олицетворяет очищающее воздействие жертвы Христа, взявшего на Себя грехи человечества и понесшего их с Собой на Голгофу.
Апостол Петр сказал:
Теперь давайте более подробно рассмотрим соответствие двух козлов и Христа.
Выбор
Козел для жертвоприношения определялся бросанием жребия. Таким образом, его выбор определялся по воле Божией (Лев. 16:7-10).
Иисус был избран Богом в качестве жертвы за грех (Иоан. 3:16; Деян. 2:23; 2 Кор. 5:21). Никто, кроме Иисуса, не подходил для жертвы за грехи мира. Он стал единственной совершенной жертвой, которую можно было принести (1 Пет. 1:18,19).
Если бы Иисус не умер за нас, нам всем пришлось бы испытать погибель в вечности, “ибо возмездие за грех — смерть” (Рим. 6:23), и “все согрешили и были лишены славы Божией” (Рим. 3:23).
Искупление
Первосвященник брал кровь козла, приносимого в жертву, и окроплял ею седалище милосердия в искупление за грехи народа (Лев. 16:15,16). Такое искупление совершалось ежегодно.
Иисус совершил одно искупление Своей кровью за грехи всего мира (Мат. 26:28; Рим. 5:9-11; Евр. 9:12; 1 Пет. 1:18,19).
Прообраз церкви
Святое святых скинии было прообразом небес, а святилище — прообразом церкви.
Когда первосвященник входил в Святое святых для окропления кровью крышки ковчега, никто не должен был находиться в святилище (Лев. 16:17).
Когда Иисус совершил искупление Своей кровью за грехи мира, никто еще не был в церкви, потому что это произошло еще до ее основания (Мар. 9:1; Деян. 1:8; 2:1-4).
Таким образом, до смерти Христа в церкви никого не было.
Завершенное искупление
Священник кропил кровью со своего пальца семь раз для очищения Израиля (Лев. 16:19). Число семь обозначало завершенность.
Когда Иисус совершил искупление за нас Своей кровью, это было завершенное искупление (Евр. 10:9,10).
За грехи
Священник возлагал обе руки на живого козла и исповедывал грехи народа.
Козла отпускали в пустыню, чтобы он унес беззакония народа в отдаленную землю.
В возложении обеих рук на голову козла отпущения и исповедании грехов народа священник являл веру и уверенность в том, что там совершалось (Лев. 16:20-22).
Этот образ замечательно проявляется в Иисусе, Который понес наши грехи, когда был распят (Ис. 53:4-6; 2 Кор. 5:21). То, что Бог оставил Иисуса на кресте, было сделано потому, что Иисус умирал как грешник, чтобы нам не пришлось умирать за свои грехи (Мат. 27:46).
Мы должны свято верить в то, что через жертву Иисуса прощаются все наши грехи, когда мы отдаем Ему свои жизни в полном повиновении (Мар. 16:16; Рим. 6:16-18; Евр. 5:9; Отк. 22:14).
Замена
Первосвященник совершал искупление за народ один раз в год (Лев. 16:29-34; Евр. 10:1-4).
Два козла стали заменой за Израиль.
Иисус совершил одно вечное искупление за нас, и как два козла были заменой для Израиля, так и Иисус есть замена за нас (Иоан. 10:17,18; Рим. 6:23; Гал. 2:20; Евр. 10:14; 1 Пет. 2:24).
Подобные этим сравнения должны увеличивать нашу веру в Бога, в искупление Христом и богодухновенность Библии.
Христос, олицетворенный в образе двух козлов
Теория козла отпущения межгруппового конфликта [ править ]
Теория козла отпущения межгруппового конфликта дает объяснение корреляции между временами относительного экономического отчаяния и увеличивается в предрассудках и насилие по отношению к внешним группам . Исследования насилия против чернокожих ( расистское насилие) на юге Соединенных Штатов между 1882 и 1930 годами показывают взаимосвязь между плохими экономическими условиями и вспышками насилия (например, линчевания) против чернокожих. Корреляция между ценой на хлопок (основной продукт этого региона в то время) и количеством линчеваний черных мужчин белыми варьировалась от -0,63 до -0,72, что свидетельствует о том, что плохая экономика побуждала белых избавляться от своих разочарований путем атаковать чужую группу.
Козлы отпущения как группа требуют, чтобы члены группы остановились на одной конкретной цели, чтобы обвинить их в своих проблемах. Козлы отпущения также более вероятны, когда группа пережила тяжелый, продолжительный негативный опыт (в отличие от незначительных неприятностей). Когда негативные условия препятствуют попыткам группы успешно удовлетворить свои самые важные потребности (например, пищу, жилье), группы развивают убедительную общую идеологию, которая — в сочетании с социальным и политическим давлением — может привести к самой крайней форме козла отпущения: геноцид .
Козлы отпущения также могут побудить угнетенные группы наброситься на другие угнетенные группы. необходимая цитата Даже когда несправедливость совершается против группы меньшинства группой большинства, меньшинства иногда набрасываются на другую группу меньшинства вместо того, чтобы противостоять более могущественному большинству. необходима цитата
Козлы отпущения были отмечены после террористических атак и политических убийств; такие как реакция антиарабизма против арабов в Америке после 11 сентября 2001 года или ответные меры против сикхов после убийства Индиры Ганди в Индии.
В менеджменте «козлы отпущения» — это известная практика, при которой младший сотрудник обвиняется в ошибках высшего руководства. Часто это происходит из-за отсутствия подотчетности высшего руководства.
Роли и правила в нарциссической семье
В нарциссической семье во главу угла ставятся потребности родителей и ожидается, что дети будут различными способами их удовлетворять. Модель здоровой семьи перевернута вверх дном и направлена скорее на поддержку родителей, а не на развитие детей. Как и в семьях с дисфункциями другого рода, имеет место насилие и его последующее отрицание. Кроме того, в нарциссической семье не хватает эмпатии, не уважают границы, порицают друг друга, живут в атмосфере хаоса и играют жестко обозначенные роли.
Дети в семье нарциссов могут получить адекватный уход и заботу в младенческом возрасте (а могут и не получить), но по мере формирования их личности и индивидуальности родители начинают возмущаться и подавлять возникающие потребности и мнения ребенка, чтобы удовлетворить собственные. Стефани Дональдсон-Прессман и Роберт М. Прессман в своей фундаментальной работе для клинических специалистов The Narcissistic Family: Diagnosis and Treatment («Нарциссическая семья: диагностика и лечение») описывают эту динамику следующим образом:
Небольшой список фильмов
- «Дело Ричарда Джуэлла»
- «По долгу службы»
- «Гарри Поттер и Тайная комната»
- «Игра без правил»
- «Козёл отпущения» (2012)
- «Хранительницы» (2017)
- «Общество мёртвых поэтов»
Всегда помни, что жизнь у тебя одна, а время – самый ценный ресурс. И нельзя тратить этот ресурс на абьюзы, токсичность и саморазрушение. Только счастье, гармония и возможность жить ярко стоят твоего безраздельного внимания. Принимай на себя только те роли, которые не будут заставлять тебя обесценивать себя и терять самоуважение.
Люби себя, выстраивай отношения с собой, и ты увидишь, что и другие начнут относиться к тебе иначе. А если не начнут, то просто выкинь этих людей из своего круга общения. Дай им остаться наедине со своей желчью и высокомерием.