Микола гоголь. пророк абсурду

Лев Николаевич Толстой

Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.

Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

Что предпринять, если признаки недуга проявились?

Лучшее, что можно сделать, если вы заметили у кого-то симптомы слабоумия – зафиксировать их на бумаге и помочь человеку обратиться ко врачу. Только доктор, у которого человек наблюдался постоянно, может составить правильную картину болезни. Возможно, в карточке человека есть какие-то важные подробности или заболевания, которые стали предтечей деменции. Также врач может дать направление на уточняющие исследования: анализ мочи и крови, который отразит гормональный фон и показатель уровня сахара. Имеет смысл сразу проверить сердечную деятельность и сделать МРТ головного мозга.

Проведя все необходимые тесты, врач сможет точно определить, чем болен человек. Мозг — это очень сложный инструмент, и на его работу могут влиять самые разные факторы.

Именно поэтому перед окончательной постановкой диагноза нужно отсеять:

  • эндокринные патологии;
  • проблемы с обменом веществ;
  • анемию;
  • недостаток витаминов;
  • проблемы кровоснабжения;
  • последствия неправильного самолечения.

Так как деменция необратима, не стоит рассчитывать, что какие-то медикаменты помогут ее остановить. Как правило, доктора советуют пересмотреть текущий образ жизни больного, причем измениться он должен не на время, а насовсем.

Что же можно изменить в своей жизни, чтобы противостоять слабоумию:

  1. Спорт. Занятия активным видом спорта поможет кровообращению и работе легких. Прогулки, велосипедные заезды и зимние походы на лыжах могут подарить тонус и здоровье.
  2. Больше общения. Даже если вам не очень интересно общаться с людьми, делайте это хотя бы иногда, так как это необходимо, для того чтобы мозг правильно функционировал.
  3. Не давайте мозгу простаивать. Головоломка, кроссворд, хорошая книга или даже учебник — все это должно все время быть рядом. Хорошая практика — изучение другого языка.
  4. Откажитесь от вредных привычек. Очень важный шаг, который нужно сделать, особенно если вы разменяли четвертый десяток. Существуют исследования, доказывающие, что курение провоцирует отмирание клеток мозга.
  5. Здоровый сон. Минимум 8 часов в сутки. Если присутствует нарушения сна, нужно избавиться от него, предварительно посоветовавшись с врачом.
  6. Правильное питание. Овощи, фрукты, масло, рыба — главные ингредиенты приемов пищи человека, которые заняты профилактикой слабоумия.
  7. Не экономьте на витаминах. Российские терапевты считают, что недостаток витамина D может благотворно повлиять на развитие деменции. Диетологи США, в свою очередь, провели глобальные исследования, результаты которых говорят о том, что потребление витаминов В и С должно находиться под строгим контролем, если у пациента есть предрасположенность к синдрому Альцгеймера.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. И сразу же на ум приходят строки: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», — вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Сочинение на тему «Портрет» Гоголь

Повесть Н.В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем.

Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…

Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Так заканчивается повесть Н.В. Гоголя Портрет.

Некоторые произведения Гоголя[править]

  • Ы
  • Мёртвые уши
  • Ревизор

    Театральный развод

  • Брак
  • Вчера на хуторе без Диканьки

    Сорочинская ярмарка

Ви таки будете смеяться, но Гоголь таки тоже был евреем

Приквел драмы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Рассказывает о том, как кузнец Вакула выковал три самоцвета «Саломорили» в качестве подарка для невесты, а москаль по имени Басаврюк их украл. Чтобы выручить камни, Вакуле пришлось самому переодеться жидом и проникнуть в Кремль. После этого на него легло проклятье — невеста оказалась Пидоркой, а он каждую ночь превращался в полу-жида, полу-москаля. В отчаяньи, Вакула утопил Саломорили в Днепре и уехал в Канаду.

    • Майская ночь, или Утопленница
    • Пропавшая берестяная грамота
    • Извращённая ночь перед Рождеством
    • Страшная-престрашная месть

История о том, как Иван Грозный убил своего сына, а тот оказался сыном Бориса Годунова. Перед смертью он его проклял: «отныне каждый царь после тебя будет всё злее и коварнее, пока последний не станет полным психом, и я возрожусь под именем «владеющий миром» и зарежу его и его детей.» Так он и сделал, но в результате сам получил проклятье, и теперь покоится в пирамиде, земля не принимает его. Современники посчитали историю полным вымыслом.

    • Тётка Шпоньки
    • Заколдованное и гиблое место
  • Пиргород
    • Вуй
    • Повесть о том, как поссорился Иван Сметанович с Иваном Кефировичем
    • Старо-советские помещики
    • Тарас Картофель
  • Шербурские повести
    • Невский проспект
    • Занос
    • Шинель №5
    • Автобиографические записки сумасшедшего
    • Портрет
    • Коляска
    • Селёдка, кефир и пол-батона

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.  

Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».  

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Комедия «Ревизор»

Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.

Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.

Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом». 

Гоголь и религия[править]

Гоголь (он же Моголь, он же Поприщин) жил очень бедно. Поэтому он по совету близких друзей решил основать свою религию. Сначала он издал небольшой сборник рассказов «Вечера на хуторе», сопроводив книгу словарём выдуманного им же сектантского языка. В этой книге рассказывалось о том, что причина всех страданий — неправильное потребление сала. По Гоголю оказывается, им надо было не мазаться, а принимать внутрь. Более того, конец света уже наступил (1813 год и знаменитое бегство Антихриста с острова Эльбы) и спасутся только 10 000 сыновей земли Малороссийской. Основанный в результате культ получил название «салология», или «Свидетели Панове». В своём продолжении «список имён мёртвых» он же «мёртвые уши», изданном под псевдонимом «Аль-Азиф», поэт рассказал о методиках, позволяющих подчинять себе злых духов, мелкие божества и обращать поток времени вспять. К сожалению, вторая часть книги, где содержались основные ключи к ритуалам, была сожжена рептилоидами. Гоголь пытался бежать, но споткнулся о труп Пушкина и был убит. Впоследствии воскрес, по этой причине его обычно причисляют к православным.

«СКАЖЕНИЙ» АБО шизофренік?

У ранньому віці Гоголь відрізнявся хворобливістю і до трьох років практично не говорив. Але незабаром розвиток увійшло в свою колію: читати і писати він навчився самостійно. А потрапивши до Ніжинської гімназії, став надмірно активним. У відомості за лютий 1824 року по поводженню у нього поставлена ​​одиниця «за неохайність, блазнювання, впертість і непокора».

Ймовірно, труднощі зосередження (по-сучасному – «синдром гіперактивності і порушеного уваги») заважала його успішності, так як навчався майбутній письменник погано, йому постійно потрібні додаткові заняття. Тому не дивно, що вчителі гімназії пізніше були вражені його всеросійської літературної славою. Адже Гоголя називали «посередністю», він твердо не знав навіть «дієвідмін дієслів ні на одній мові».Остання обставина – неуспішність саме по мовам – особливо дивна, якщо врахувати геніальний стиль письменника.

У 1825 році, намагаючись уникнути покарання різками за якісь витівки, Микола прикинувся «шаленим». Довелося покликати чотирьох службовців, яким наказали взяти Гоголя і віднести його в особливе відділення лікарні. Там він пробув два місяці (!), Розігруючи роль «скаженого». Але будь-який психіатр скаже, що симулювати «сказ» або інше психомоторне збудження так довго ще нікому не вдавалося. Найчастіше симулюються симптоми «тихого божевілля» або одиничний «епілептичний припадок». Так що ж сталося з майбутнім письменником?

За описом стався епізод схожий на істеричний припадок або на стан звуженої свідомості, що теж не вкладається в такий тривалий термін. Можливо, це був напад шізоаффектівнонія, що поєднує в собі симптоми шизофренії і маніакально-депресивного психозу), який поклав початок нескінченній низці нападів хвороби, сведшей Гоголя в могилу.

Це припущення підтверджує і той факт, що в тому ж 1825 році Гоголь повернувся в гімназію після канікул зовсім невпізнанним, з полярно протилежних характером.Так що це міг бути і напад шизофренії, після якого особистість хворого, як правило, набуває нових, невластиві йому раніше риси.

Придуркуватих змінилася малозрозумілою сором’язливістю і мовчазністю. Особливо кидалася в очі, як прийнято виражатися в даний час, занедбаність зовнішності. Спогади товаришів носять майже знущальний тон: «розпатлана голови Гоголя увійшла у нас в загальну насмішку … Завдяки його неохайності, ми все гребували подавати йому руки при зустрічі в класах. Та й він сам, помічаючи це, не шукав від нас доброго вітання, намагаючись завжди не помічати нікого з нас. він вічно залишався один. Зрештою ми навіть перестали брати в руки і ті книги в бібліотеці, які він тримав в руках, боячись заразитися якою-небудь нечистю «. Це типове опис хворого на шизофренію.

ФОБІЇ ОТОЧИЛИ

У Гоголя була фобія отруєння ліками. Через це він категорично відмовлявся від призначалися йому лікарями препаратів. Але інша фобія – страх перед хворобами, нозофобія, – одночасно змушувала його звертатися до безлічі лікарів. Ті, в свою чергу, ставили найрізноманітніші діагнози: від «нервового розладу» до «гемороїдальної хвороби».Страждав Гоголь і танатофобія, тобто страхом раптової смерті, яка у нього супроводжувалася панічної острахом померлих або вмираючих людей, похоронних церемоній.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.

Пушкин у Гоголя. Картина академика М.П. Клодта

Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.

Книги Николая Гоголя

Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя — стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.

Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.

Николай Гоголь, Александр Пушкин и Василий Жуковский

Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.

Кадр из фильма «Вий», 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.

Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина. Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества

Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Личная жизнь Гоголя

Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.

Александра Смирнова-Россет

Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.

Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию. 

Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет. Автор Пётр Фёдорович Соколов. 1834-35г, картон, акварель Всероссийский музей А.С.Пушкина

Мария Синельникова

Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.

С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Микола гоголь. пророк абсурду

Лев Николаевич Толстой

Многие современники считали, что Лев Николаевич Толстой совсем сбрендил на почве своих религиозных идей, оттого и ходит в рубище да якшается со всяким сбродом. Однако яснополянский граф объяснял свое пристрастие к пахоте, косьбе и рубке дров обычной привычкой к движению.

Если писатель за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Вот и двигался — много и с удовольствием. Во многом благодаря этому Лев Николаевич до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того Толстой любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем — знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (кстати, предводитель дворянства) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

Что предпринять, если признаки недуга проявились?

Лучшее, что можно сделать, если вы заметили у кого-то симптомы слабоумия – зафиксировать их на бумаге и помочь человеку обратиться ко врачу. Только доктор, у которого человек наблюдался постоянно, может составить правильную картину болезни. Возможно, в карточке человека есть какие-то важные подробности или заболевания, которые стали предтечей деменции. Также врач может дать направление на уточняющие исследования: анализ мочи и крови, который отразит гормональный фон и показатель уровня сахара. Имеет смысл сразу проверить сердечную деятельность и сделать МРТ головного мозга.

Проведя все необходимые тесты, врач сможет точно определить, чем болен человек. Мозг — это очень сложный инструмент, и на его работу могут влиять самые разные факторы.

Именно поэтому перед окончательной постановкой диагноза нужно отсеять:

  • эндокринные патологии;
  • проблемы с обменом веществ;
  • анемию;
  • недостаток витаминов;
  • проблемы кровоснабжения;
  • последствия неправильного самолечения.

Так как деменция необратима, не стоит рассчитывать, что какие-то медикаменты помогут ее остановить. Как правило, доктора советуют пересмотреть текущий образ жизни больного, причем измениться он должен не на время, а насовсем.

Что же можно изменить в своей жизни, чтобы противостоять слабоумию:

  1. Спорт. Занятия активным видом спорта поможет кровообращению и работе легких. Прогулки, велосипедные заезды и зимние походы на лыжах могут подарить тонус и здоровье.
  2. Больше общения. Даже если вам не очень интересно общаться с людьми, делайте это хотя бы иногда, так как это необходимо, для того чтобы мозг правильно функционировал.
  3. Не давайте мозгу простаивать. Головоломка, кроссворд, хорошая книга или даже учебник — все это должно все время быть рядом. Хорошая практика — изучение другого языка.
  4. Откажитесь от вредных привычек. Очень важный шаг, который нужно сделать, особенно если вы разменяли четвертый десяток. Существуют исследования, доказывающие, что курение провоцирует отмирание клеток мозга.
  5. Здоровый сон. Минимум 8 часов в сутки. Если присутствует нарушения сна, нужно избавиться от него, предварительно посоветовавшись с врачом.
  6. Правильное питание. Овощи, фрукты, масло, рыба — главные ингредиенты приемов пищи человека, которые заняты профилактикой слабоумия.
  7. Не экономьте на витаминах. Российские терапевты считают, что недостаток витамина D может благотворно повлиять на развитие деменции. Диетологи США, в свою очередь, провели глобальные исследования, результаты которых говорят о том, что потребление витаминов В и С должно находиться под строгим контролем, если у пациента есть предрасположенность к синдрому Альцгеймера.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии», «наше все», Александр Сергеевич Пушкин очень любил лимонад. Особенно во время работы. И сразу же на ум приходят строки: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей, выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей».

Стоит отметить, что любимый напиток Александр Сергеевич пил по большей части по ночам. «Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», — вспоминал камердинер поэта Никифор Федоров. При этом Пушкин любил и черный кофе, но, видимо, лимонад бодрил его больше.

Интересный факт: по воспоминаниям Константина Данзаса, лицейского товарища и секунданта Пушкина, отправляясь на дуэль с Дантесом, писатель зашел в кондитерскую и выпил стакан лимонада.

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Сочинение на тему «Портрет» Гоголь

Повесть Н.В. Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем.

Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков — минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…

Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Так заканчивается повесть Н.В. Гоголя Портрет.

Некоторые произведения Гоголя[править]

  • Ы
  • Мёртвые уши
  • Ревизор

    Театральный развод

  • Брак
  • Вчера на хуторе без Диканьки

    Сорочинская ярмарка

Ви таки будете смеяться, но Гоголь таки тоже был евреем

Приквел драмы В.Шекспира «Сон в летнюю ночь». Рассказывает о том, как кузнец Вакула выковал три самоцвета «Саломорили» в качестве подарка для невесты, а москаль по имени Басаврюк их украл. Чтобы выручить камни, Вакуле пришлось самому переодеться жидом и проникнуть в Кремль. После этого на него легло проклятье — невеста оказалась Пидоркой, а он каждую ночь превращался в полу-жида, полу-москаля. В отчаяньи, Вакула утопил Саломорили в Днепре и уехал в Канаду.

    • Майская ночь, или Утопленница
    • Пропавшая берестяная грамота
    • Извращённая ночь перед Рождеством
    • Страшная-престрашная месть

История о том, как Иван Грозный убил своего сына, а тот оказался сыном Бориса Годунова. Перед смертью он его проклял: «отныне каждый царь после тебя будет всё злее и коварнее, пока последний не станет полным психом, и я возрожусь под именем «владеющий миром» и зарежу его и его детей.» Так он и сделал, но в результате сам получил проклятье, и теперь покоится в пирамиде, земля не принимает его. Современники посчитали историю полным вымыслом.

    • Тётка Шпоньки
    • Заколдованное и гиблое место
  • Пиргород
    • Вуй
    • Повесть о том, как поссорился Иван Сметанович с Иваном Кефировичем
    • Старо-советские помещики
    • Тарас Картофель
  • Шербурские повести
    • Невский проспект
    • Занос
    • Шинель №5
    • Автобиографические записки сумасшедшего
    • Портрет
    • Коляска
    • Селёдка, кефир и пол-батона

История семьи Гоголя

Будущий писатель родился в зажиточной украинской семье. Николай Васильевич Гоголь стал третьим из двенадцати детей. Но так как двое первых мальчиков умерли в младенчестве, для родителей он был словно долгожданный первенец. Незадолго до родов матушка горячо молилась преподобному Николаю Чудотвроцу, а потому, родившегося мальчика было решено назвать Николенькой.

Из девяти родившихся после него детей выжило только четыре сестры: Машенька, Анюта, Лиза и Оля, с которыми Коля был очень дружен. Отчасти под влиянием сестер, отчасти по складу своего мягкого характера, все детство Николай Васильевич провел в «женских» занятиях: очень любил шить, вязать, ткать, вышивать. Кстати, и будучи взрослым он часто, при написании своих произведений, вязал на спицах, а также любил одеваться как франт и некоторые из своих нарядов мастерил сам с большим усердием и удовольствием.  

Отец Гоголя

Отец писателя – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – долгое время работал в Малороссийском почтовом ведомстве, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал постоянно проживать со своим семейством в имении Васильевка Полтавской губернии. Там, в селе Сорочинцы, весной 1809 года и родился Николай Гоголь. Василий Афанасьевич был образованным, разносторонне развитым человеком, любил веселье, шутки, литературу, сам слыл неплохим поэтом, писателем, а особой его страстью был театр.

Вместе со своим другом помещиком Трощинским Василий Гоголь-Яновский организовал домашний театр и с увлечением писал для него пьесы, участвовал в постановках. Вероятно поэтическим и писательским талантом Николай Васильевич обязан именно отцу. Что касается двойной фамилии, писатель «избавился за ненадобностью» от второй ее части, когда начал публиковаться и вошел в историю мировой литературы просто «Николем Гоголем».  

Мать Гоголя

Матушка писателя – Мария Ивановна, в девичестве Косяровская – по воспоминаниям современников был невероятно красива внешне и слыла завидной невестой. Василий Гоголь-Яновский женился на девушке, когда той едва исполнилось 14 лет. Мария Ивановна всю свою жизнь была очень набожной и домашней, везде и всюду следовала за мужем, даже когда тот выезжал куда-то по хозяйству, то всегда брал с собою супругу. Считается, что свою тягу к мистицизму и потустороннему миру Гоголь унаследовал именно от матери, так как та всегда рассказывала детям множество преданий и легенд о леших, домовых и нечистой силе.

Сверхвпечатлительная натура мальчика буквально впитала в себя все эти рассказы, и он пронес их через всю свою жизнь, отразив позднее в творчестве. Известно также, что уже живя в Петербурге, Гоголь много раз писал матери с просьбой прислать ему новые подробности украинской жизни: какую одежду носили предки, каковы были их обычаи и просил снабдить его новыми притчами и легендами. Мать с радостью делилась с сыном тем, что знала сама или узнавала от местных жителей.

Комедия «Ревизор»

Историю же про господина, который выдал себя за чиновника, Пушкин прислал Гоголю в письме, в ответ на его просьбу поделиться идеей для пьесы. Когда через некоторое время Николай Васильевич прочитал написанную комедию в кругу близких друзей, все единогласно посоветовали Гоголю тут же поставить ее на сцене. Однако это оказалось не так просто сделать – цензура решительно не пропускала пьесу. Понадобилось вмешательство Жуковского, который был близко знаком с императорской семьей. И только личное повеление Николая I помогло тому, что спектакль был поставлен.

Сам император пришел в восторг от комедии, и большинство представителей литературного круга также нашли ее злободневной и талантливой. Но чиновники, коих в Петербурге было немало, купцы и полицейские ополчились против автора, заявляя, что для него «нет ничего святого». К удивлению Гоголя, его безбожно ругали, но при этом на все четыре представления «Ревизора» в Петербурге совершенно невозможно было достать билета – их раскупали мгновенно.

Через несколько недель Михаил Щепкин представил комедию и в Москве. Реакция была приблизительно такой же. Как высказался сам Гоголь: «В «Ревизоре» я собрал всё самое дурное, что было на тот момент в России, чтобы высмеять всё это одним разом». 

Гоголь и религия[править]

Гоголь (он же Моголь, он же Поприщин) жил очень бедно. Поэтому он по совету близких друзей решил основать свою религию. Сначала он издал небольшой сборник рассказов «Вечера на хуторе», сопроводив книгу словарём выдуманного им же сектантского языка. В этой книге рассказывалось о том, что причина всех страданий — неправильное потребление сала. По Гоголю оказывается, им надо было не мазаться, а принимать внутрь. Более того, конец света уже наступил (1813 год и знаменитое бегство Антихриста с острова Эльбы) и спасутся только 10 000 сыновей земли Малороссийской. Основанный в результате культ получил название «салология», или «Свидетели Панове». В своём продолжении «список имён мёртвых» он же «мёртвые уши», изданном под псевдонимом «Аль-Азиф», поэт рассказал о методиках, позволяющих подчинять себе злых духов, мелкие божества и обращать поток времени вспять. К сожалению, вторая часть книги, где содержались основные ключи к ритуалам, была сожжена рептилоидами. Гоголь пытался бежать, но споткнулся о труп Пушкина и был убит. Впоследствии воскрес, по этой причине его обычно причисляют к православным.

«СКАЖЕНИЙ» АБО шизофренік?

У ранньому віці Гоголь відрізнявся хворобливістю і до трьох років практично не говорив. Але незабаром розвиток увійшло в свою колію: читати і писати він навчився самостійно. А потрапивши до Ніжинської гімназії, став надмірно активним. У відомості за лютий 1824 року по поводженню у нього поставлена ​​одиниця «за неохайність, блазнювання, впертість і непокора».

Ймовірно, труднощі зосередження (по-сучасному – «синдром гіперактивності і порушеного уваги») заважала його успішності, так як навчався майбутній письменник погано, йому постійно потрібні додаткові заняття. Тому не дивно, що вчителі гімназії пізніше були вражені його всеросійської літературної славою. Адже Гоголя називали «посередністю», він твердо не знав навіть «дієвідмін дієслів ні на одній мові».Остання обставина – неуспішність саме по мовам – особливо дивна, якщо врахувати геніальний стиль письменника.

У 1825 році, намагаючись уникнути покарання різками за якісь витівки, Микола прикинувся «шаленим». Довелося покликати чотирьох службовців, яким наказали взяти Гоголя і віднести його в особливе відділення лікарні. Там він пробув два місяці (!), Розігруючи роль «скаженого». Але будь-який психіатр скаже, що симулювати «сказ» або інше психомоторне збудження так довго ще нікому не вдавалося. Найчастіше симулюються симптоми «тихого божевілля» або одиничний «епілептичний припадок». Так що ж сталося з майбутнім письменником?

За описом стався епізод схожий на істеричний припадок або на стан звуженої свідомості, що теж не вкладається в такий тривалий термін. Можливо, це був напад шізоаффектівнонія, що поєднує в собі симптоми шизофренії і маніакально-депресивного психозу), який поклав початок нескінченній низці нападів хвороби, сведшей Гоголя в могилу.

Це припущення підтверджує і той факт, що в тому ж 1825 році Гоголь повернувся в гімназію після канікул зовсім невпізнанним, з полярно протилежних характером.Так що це міг бути і напад шизофренії, після якого особистість хворого, як правило, набуває нових, невластиві йому раніше риси.

Придуркуватих змінилася малозрозумілою сором’язливістю і мовчазністю. Особливо кидалася в очі, як прийнято виражатися в даний час, занедбаність зовнішності. Спогади товаришів носять майже знущальний тон: «розпатлана голови Гоголя увійшла у нас в загальну насмішку … Завдяки його неохайності, ми все гребували подавати йому руки при зустрічі в класах. Та й він сам, помічаючи це, не шукав від нас доброго вітання, намагаючись завжди не помічати нікого з нас. він вічно залишався один. Зрештою ми навіть перестали брати в руки і ті книги в бібліотеці, які він тримав в руках, боячись заразитися якою-небудь нечистю «. Це типове опис хворого на шизофренію.

ФОБІЇ ОТОЧИЛИ

У Гоголя була фобія отруєння ліками. Через це він категорично відмовлявся від призначалися йому лікарями препаратів. Але інша фобія – страх перед хворобами, нозофобія, – одночасно змушувала його звертатися до безлічі лікарів. Ті, в свою чергу, ставили найрізноманітніші діагнози: від «нервового розладу» до «гемороїдальної хвороби».Страждав Гоголь і танатофобія, тобто страхом раптової смерті, яка у нього супроводжувалася панічної острахом померлих або вмираючих людей, похоронних церемоній.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.

Пушкин у Гоголя. Картина академика М.П. Клодта

Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.

Книги Николая Гоголя

Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя — стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.

Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.

Николай Гоголь, Александр Пушкин и Василий Жуковский

Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.

Кадр из фильма «Вий», 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.

Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина. Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества

Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Личная жизнь Гоголя

Николай Васильевич Гоголь был человеком совершенно не того склада, чтобы обзавестись семьей и потомством. Большую часть жизни он был невероятно аскетичен, так и не приобрел собственного жилья, обитая на съемных квартирах или у друзей, и в целом не предпринимал каких-либо шагов, чтобы устроить личную жизнь. Однако история сохранила имена двух женщин, так или иначе затронувших сердце великого классика.

Александра Смирнова-Россет

Первой был императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Красивая, смуглая, кареглазая красавица покорила сердца многих видных кавалеров того времени, включая Михаила Лермонтова, Петра Вяземского и Александра Пушкина. Пленился ее чарами и Николай Гоголь. Познакомившись с девушкой через Василия Жуковского, Гоголь завязал с фрейлиной дружескую переписку, которая переросла в весьма нежные отношения. Девушка ясно понимала, что любима писателем и отвечала ему самым искренним расположением.

Но Николай Васильевич даже речи не заводил о каких-то романтических отношениях, то ли из боязни быть отвергнутым красавицей, то ли от того, что не чувствовал острой потребности в таких отношениях. В итоге через некоторое время Александра Россет получила предложение руки и сердца от преуспевающего чиновника МИДа Николая Смирнова и приняла его, сделав, по общему мнению, блестящую партию. 

Портрет Александра Осиповна Смирнова-Россет. Автор Пётр Фёдорович Соколов. 1834-35г, картон, акварель Всероссийский музей А.С.Пушкина

Мария Синельникова

Еще одной женщиной, которая имела сердечную привязанность к писателю, была его кузина Мария Синельникова. Девушку довольно рано выдали замуж, но семейная жизнь у этой супружеской пары совсем не заладилась, и вскоре Мария оставила мужа и вместе с детьми переехала в свое родовое имение под Харьковом. Туда-то однажды и приехал Николай Гоголь вместе с матерью и сестрами.

С первых фраз стало понятно, что Мария в лице писателя обрела родственную душу, они много общались, и женщина даже призналась Гоголю в своих чувствах. Но это случилось за пару лет до его смерти, когда писатель уже полностью погрузился в мистицизм и религию, почти все время постился и в сторону женитьбы даже не помышлял. Мария и Николай Васильевич все время до его кончины вели переписку, писатель отвечал на все ее письма. Мария Синельникова до конца жизни сохранила самые светлые воспоминания о Гоголе. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: