Влияние детской психической травмы на взрослую жизнь

Детские психологические травмы

Отсеченная часть довольно часто связана с конкретными воспоминаниями и эмоциональными состояниями. Воссоединение с собой – это невероятно важный процесс, потому что он сумеет сделать нашу личной более цельной и полноценной.

Направленность на деструктивные отношения

Главными защитниками ребенка являются его родители. Ребенок, который не получил заботы или который получил психологическую травму вместо нее, часто во взрослой жизни останавливает свой выбор на нездоровых отношениях (романтических или дружеских) или на совсем неподходящей ему работе.

При этом даже если человек сильно старается, чтобы его выбор был правильным, он все равно всем своим нутром тянется к тому, что является привычным для его травмированной психики.

Такой человек очень часто выбирается партнера – нарцисса или эмоционально закрытого человека, он также может постоянно выбирать абьюзера. При этом он искренне желает быть в хороших отношениях, однако его подсознание тянется к привычной с детства модели.

Если друг такого человека будет предупреждать его о наличии существенных недостатков у партнера, то подобного рода предупреждения будут игнорироваться, вплоть до полного прекращения дружеского общения.

Психическая травма

В психологии различают понятия «психологическая» и «психическая» травма. Если психологическая травма дает возможность человеку справиться с ее последствиями и адаптироваться в социальной среде, то психические нарушения существенно изменяют эмоциональное состояние и поведение. Во втором случае принято говорить о нарушении психики и развитии отклонений в ее функционировании.

Степень влияния и последствия психической травмы зависят от характера, устойчивости человека к негативному опыту, индивидуальной значимости конкретного события. В отличие от психологического негативного опыта, последствия психической травмы проявляются сразу же после травмирующего события. Проявления включают такие патологические состояния:

  • смутное сознание, спутанное мышление;
  • провалы в памяти, ретроградная амнезия;
  • странное выражение своих мыслей;
  • невнимательность;
  • неадекватные реакции;
  • развитие беспочвенных страхов;
  • приступы панических атак;
  • нарушение речи.

Психическая травма приводит не только к нарушению работы психики, но и может стать причиной потери трудоспособности, физической ограниченности.

Травмы родом из детства

Порой, детские травмы оставляют настолько глубокий след в душе, что спрятанные до поры до времени, могут проявиться в самый неподходящий момент уже во взрослом состоянии. И зачастую тогда, когда появляются собственные дети. Родитель, переживший болезненные травмы в собственном детстве, бросается в крайности, позволяя своему чаду все что угодно, либо наоборот, поступает по принципу меня так растили и тебя так буду и принимается критиковать, а также наказывать при всех. Или, другими словами, занимается психологическим насилием в той или иной форме.

Другое дело, если ребенок пережил травму под чутким руководством добрых наставников, любящих родителей, которые помогли не только справиться, но и сделать определенные выводы. Такие травмы просто становятся опытом. Взрослый же, который в детстве пережил травму самостоятельно и не смог сделать никаких выводов, став родителем может остаться глух к страданиям ребенка, ведь его никто не жалел. С чего бы ему жалеть других?

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными

Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций

В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка. Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда

, проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций. Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог. Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой «подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психологБеррес Скиннер , поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее. Страхи, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психологРолло Мэй . — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию»

Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами. Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию «благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка

Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что такое невротизм

Невротизм – одна из черт личности, хорошо изученных психотерапевтами и психиатрами. Для невротиков характерна относительно постоянная тенденция к переживанию негативных эмоциональных состояний. Невротические люди чаще испытывают беспокойство, гнев, ревность, печаль, вину. Они острее реагируют на стресс и плохо с ним справляются. Они часто смущаются и застенчивы.

Невротизм также фактор риска развития фобий, расстройств настроения, панических и других тревожных расстройств, ранее называемых неврозами. Невротизм сам по себе не является расстройством или болезнью – это одна из черт, характеризующих личность человека.

Противоположность невротизма – эмоциональная стабильность, характеризующаяся более мягкой реакцией на стресс, спокойствием и меньшей склонностью к возбуждению. С другой стороны, хотя эмоционально устойчивые люди испытывают менее сложные чувства, это не означает, что они более позитивны. 

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Травмы «Будь самым лучшим» и «Не достигай успеха»

Эти два полюса всегда идут рядом. С одной стороны родители хотят гордиться своим ребенком и расстраиваются, если он не оправдывает их надежд: «Если закончишь четверть с «тройками», то …». Так ребенка приучают, что все надо выслужить. Но соблюсти все условия игры одновременно не удается. С другой стороны ребенок рискует «напороться» на родительскую зависть: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт». Уже потом, во взрослой жизни, не раз столкнувшись с неудачами и потерпев поражение, мы понимаем, что где-то глубоко внутри «достигнуть успеха» для нас означает — приносить родителям несчастья и зависть.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детский психиатр, Подростковый психиатр.

Врачебный стаж: 14 лет

Записаться на прием

Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды: 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Причины детских неврозов

Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

Причины психологической травмы

Психика человека в момент получения психотравмы воспринимает ситуацию как экстремальную. В некоторых случаях она реально таковой является. 

Именно накал событий может отвлечь человека от переживаний, поскольку требует от него прямых действий по выживанию. Однако позже, когда  беда остается позади, в состоянии покоя психика вновь и вновь начинает воспроизводить драматические переживания. Так возникает посттравматический синдром, который нельзя оставлять без внимания.

Причиной психотравмы может быть уход из жизни близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, официальное подтверждение серьезного диагноза (рак, диабет, аутоиммунные заболевания и т.д). Еще одна категория причин психологической травмы связана с потерей источника дохода или материальных ценностей: увольнение, крах бизнеса, кража или порча имущества и т.п.

Наиболее травматичным и значимым событием для психики человека всегда является угроза смерти — собственной, близкого человека, ребенка, родственника. Иногда – даже абсолютно незнакомого человека. В этом случае включаются эмпатия, сострадание. На этом феномене, кстати, выстраиваются события остросюжетных фильмов, киноэпопей в жанре «пост-апокалипсис». Страх смерти и невозможность реализовать инстинкт выживания в угрожающей ситуации – доминирующее по стрессогенности событие, с ним не сравнится ничто другое. Причем совершенно необязательно самому участвовать в драматичных событиях. Главное, чтобы они так или иначе эмоционально затрагивали индивидума. Нередко таким психотравмирующим фактором становится просмотр новостей и новостных репортажей из горячих точек. Если вам трудно отграничить себя от драматических событий, которые происходят не с вами, лучше тщательно фильтровать и дозировать подобную информацию. Ведь своими переживаниями вы никому не поможете, а себе психологическую травму можете нанести.

Существует мнение, что стресс – это личное восприятие произошедшего, и одни и те же события на разных людей влияют по-разному: одна и та же ситуация может стать для кого-то трагедией всей жизни, а для кого-то — всего лишь неприятностью и досадным недоразумением. Однако, согласитесь, трудно найти такого человека, для которого война, голод, смерть близкого человека, вынужденная эмиграция, ограбление и потеря имущества, насилие окажутся всего лишь «досадным недоразумением». Поэтому высказывания оптимистичных адептов «позитивного мышления»: «Ты не можешь изменить обстоятельства, меняй свое отношение к ним» – в работе с психологической травмой не совсем уместно. Позже, уже после успешной интеграции психотравмы, человек изменит отношение к произошедшему, возможно, расширит свое восприятие, на базе опыта пережитого что-то создаст. Но в сам момент острого действия психотравмы советовать человеку «изменить свое отношение» к ней некорректно, а для психолога или психотерапевта – просто недопустимо.

Варианты проявления комплекса во взрослой жизни

Данная проблема сопровождает человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте, и выражается в виде тяжёлых нарушений эмоциональной сферы. Человек, страдающий комплексом брошенного ребёнка, эмоционально закрыт от других людей, никому не доверяет и видит окружающий мир враждебным и неприветливым. Он не верит в то, что кто-то может его по-настоящему любить, а поэтому его отношения с окружающими людьми складываются очень непросто. В зависимости от того, насколько силён дух у такого человека, и есть ли у него сила воли, проявление синдрома возможно в двух вариантах.

Первый вариант

Если это человек волевой, и если жизненные обстоятельства позволили ему выбиться в люди, комплекс может сделать его жестоким, бесчувственным и недоверчивым. Такой человек никого не пускает в душу, а надеется только на себя и на свои силы. В работе и в карьере он может достигнуть многого, так как движется к успеху напролом. Он никогда не позволяет себе быть слабым, но каких бы он высот не достиг, в душе у него постоянно живёт пережитый в детстве страх перед собственной беспомощностью.

Если воли маловато, и если жизнь сложилась не очень хорошо, то под влиянием синдрома брошенного ребёнка, человек может сломаться психологически. В худшем случае, пытаясь убежать от действительности и избавиться от внутренних страхов, он становится алкоголиком или наркоманом. В личных отношениях проявляются болезненная привязчивость и навязчивость, которые являются следствием сильнейшего страха перед одиночеством и никому ненужностью.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Как видим, что первый, что второй вариант чреваты для человека серьёзными жизненными проблемами. Поэтому от этого комплекса обязательно нужно избавиться. Обратиться за психологической помощью к опытному психологу — самый правильный вариант в подобной ситуации. Но, к сожалению, не у всех есть деньги и время, чтобы ходить по психологам. Впрочем, с этой задачей, при желании и старании, можно избавиться и самостоятельно.

Психотерапия может помочь

Несчастья в детстве все сильно усложняют – ухудшают уверенность в себе, делают сложнее разрешение конфликтов, мешают на пути к любви и успеху. Психолог поможет людям определить, полностью описать и отнестись с уважением к их пути, а также оценить их собственные, заработанные тяжким трудом в детстве, навыки выживания.

Став взрослым, вы наконец-то становитесь хозяином положения. Со временем приходит ощущение того, что вы чувствуете себя гораздо лучше, чем в те времена, когда были подростком или ребенком. Теперь вы не беспомощны, в ваших силах менять настроение, обстоятельства и поведение. Однако это требует тяги к личностному росту, часто в этом помогает профессиональный психолог.

Жестокое обращение с детьми ведет к множеству негативных последствий. А вот несколько важных результатов, которых поможет добиться индивидуальная терапия у психолога, обученного помогать в восстановлении после детских травм:

  1. Вы найдете правильные для себя ценности и сможете ориентироваться на них в жизни;
  2. Сможете определить и устранить саморазрушительное поведение;
  3. Повысите уверенность в себе;
  4. Поработайте над внутренним диалогом, чтобы уметь оказывать себе поддержку в моменты вызовов;
  5. Научитесь себе сострадать и заботиться о себе;
  6. Разовьете чувствительность и сочувствие к другим;
  7. Обретете независимость и стойкость.

Осколки детских травм

«Мне постоянно кажется, будто внутри меня чего-то нет, но не понимаю, чего именно» — примерно так описывают свое состояние те, кому в детстве довелось пережить что-то очень тяжелое. Это случается из-за того, что человеческая психика пытается защитить своего хозяина от травмирующих воспоминаний и мыслей.

Зачастую у ребенка не получается справиться с произошедшим с ним ужасом, в этом случае подобное «расщепление» — это самый настоящий механизм выживания. По этой причине, описывая страшные события давно минувших дней, человек будто отделяет себя от ребенка, которым он был, будто не о себе рассказывает. Некоторые делают это неосознанно, другие – вполне осознанно.

Другая часть личности может вполне удачно функционировать, однако определенные области жизни в любом случае будут провисать. К примеру, человек является показательным учеником или образцовым сотрудником, но в личной жизни у него будет полный провал.

Отсеченный кусок личности будет периодически всплывать, давая о себе знать, а порой возникают ситуации, когда это будет проявляться особенно ярко, и игнорировать это будет невозможно. Именно в этот период с помощью непростой и довольно долгой работы над собой (зачастую исключительно с помощью психотерапевта), можно будет снова открыть отсеченную часть своей личности или даже заново ее соорудить.

Какие психотравмы детей могут привести к алкоголизму и наркомании

Многие травмы, полученные в детском возрасте, приводят к вредным привычкам. Пациент пытается забыться, поэтому затуманивает сознание.

Чаще всего причиной становятся:

  • физическое, сексуальное и психическое насилие;
  • пристрастие родителей к алкоголю, никотину, наркотикам;
  • смерть, болезнь родственников, друзей;
  • негативное отношение, запугивание со стороны сверстников и друзей;
  • сильная загруженность, из-за которой возникает постоянная усталость.

Родителям важно выявить проблему на начальных этапах, чтобы устранить ее. Первоначально ребенок начинает чувствовать усталость, много спит, плачет

С этими симптомами обращаются к психологу.

Последствия психотравм

Травмы, которые существенно повлияли на психику в детском возрасте и не были проработаны со специалистом в области психологии, оказывают негативные последствия:

  • проблемы с избыточным или недостаточным весом;
  • желание постоянно все контролировать;
  • проблемы социального характера;
  • страх выразить свое мнение;
  • неумение принимать самостоятельно решения;
  • слишком завышенные требования по отношению к партнеру и себе.

От детских психотравм необходимо избавляться, иначе они могут принести множество проблем в личной жизни и работе во взрослом возрасте. Непроработанные травмы могут приводить к депрессии и развитию психических расстройств.

Причины детских психотравм

Толчок для развития психологической травмы может стать любое событие, которое в глазах ребенка имеет особую значимость. Наиболее частыми причинами к формированию детских психологических травм являются следующие:

  1. Заболевания. При этом болезнь может быть как серьезной, так и самой обычной простудой. Часто это становится причиной того, что взрослый человек постоянно пытается отыскать у себя несуществующие болезни.
  2. Физическое и сексуальное насилие со стороны родителей. В результате подобных действий человек становится неуверенным в себе, а также начинает испытывать агрессию по отношению ко всем.
  3. Предательство со стороны родителей, например, часто дети так воспринимают развод, формирует чувство вины.
  4. Недостаток внимания и любви в детстве приводят к тому, что во взрослой жизни могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с окружающими.
  5. Смерть близкого человека может кардинально изменить психическое состояние ребенка, поэтому в данном случае лучше сразу посетить психолога.

Также стоит отметить, что некоторые дети могут получить серьезную психологическую травму, когда начинают посещать детский сад.

Как долго может продолжаться ПТС?

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы синдрома постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной, или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Другая сторона посттравматического синдрома относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого

Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время может реагировать по-разному

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Психотравмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

Реакция родителей должна быть спокойной, чтобы не напугать ребенка. Его убеждают в походе к психологу или психиатру.

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Влияние детской психической травмы на взрослую жизнь

Детские психологические травмы

Отсеченная часть довольно часто связана с конкретными воспоминаниями и эмоциональными состояниями. Воссоединение с собой – это невероятно важный процесс, потому что он сумеет сделать нашу личной более цельной и полноценной.

Направленность на деструктивные отношения

Главными защитниками ребенка являются его родители. Ребенок, который не получил заботы или который получил психологическую травму вместо нее, часто во взрослой жизни останавливает свой выбор на нездоровых отношениях (романтических или дружеских) или на совсем неподходящей ему работе.

При этом даже если человек сильно старается, чтобы его выбор был правильным, он все равно всем своим нутром тянется к тому, что является привычным для его травмированной психики.

Такой человек очень часто выбирается партнера – нарцисса или эмоционально закрытого человека, он также может постоянно выбирать абьюзера. При этом он искренне желает быть в хороших отношениях, однако его подсознание тянется к привычной с детства модели.

Если друг такого человека будет предупреждать его о наличии существенных недостатков у партнера, то подобного рода предупреждения будут игнорироваться, вплоть до полного прекращения дружеского общения.

Психическая травма

В психологии различают понятия «психологическая» и «психическая» травма. Если психологическая травма дает возможность человеку справиться с ее последствиями и адаптироваться в социальной среде, то психические нарушения существенно изменяют эмоциональное состояние и поведение. Во втором случае принято говорить о нарушении психики и развитии отклонений в ее функционировании.

Степень влияния и последствия психической травмы зависят от характера, устойчивости человека к негативному опыту, индивидуальной значимости конкретного события. В отличие от психологического негативного опыта, последствия психической травмы проявляются сразу же после травмирующего события. Проявления включают такие патологические состояния:

  • смутное сознание, спутанное мышление;
  • провалы в памяти, ретроградная амнезия;
  • странное выражение своих мыслей;
  • невнимательность;
  • неадекватные реакции;
  • развитие беспочвенных страхов;
  • приступы панических атак;
  • нарушение речи.

Психическая травма приводит не только к нарушению работы психики, но и может стать причиной потери трудоспособности, физической ограниченности.

Травмы родом из детства

Порой, детские травмы оставляют настолько глубокий след в душе, что спрятанные до поры до времени, могут проявиться в самый неподходящий момент уже во взрослом состоянии. И зачастую тогда, когда появляются собственные дети. Родитель, переживший болезненные травмы в собственном детстве, бросается в крайности, позволяя своему чаду все что угодно, либо наоборот, поступает по принципу меня так растили и тебя так буду и принимается критиковать, а также наказывать при всех. Или, другими словами, занимается психологическим насилием в той или иной форме.

Другое дело, если ребенок пережил травму под чутким руководством добрых наставников, любящих родителей, которые помогли не только справиться, но и сделать определенные выводы. Такие травмы просто становятся опытом. Взрослый же, который в детстве пережил травму самостоятельно и не смог сделать никаких выводов, став родителем может остаться глух к страданиям ребенка, ведь его никто не жалел. С чего бы ему жалеть других?

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными

Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций

В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка. Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда

, проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций. Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог. Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой «подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психологБеррес Скиннер , поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее. Страхи, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психологРолло Мэй . — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию»

Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами. Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию «благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка

Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что такое невротизм

Невротизм – одна из черт личности, хорошо изученных психотерапевтами и психиатрами. Для невротиков характерна относительно постоянная тенденция к переживанию негативных эмоциональных состояний. Невротические люди чаще испытывают беспокойство, гнев, ревность, печаль, вину. Они острее реагируют на стресс и плохо с ним справляются. Они часто смущаются и застенчивы.

Невротизм также фактор риска развития фобий, расстройств настроения, панических и других тревожных расстройств, ранее называемых неврозами. Невротизм сам по себе не является расстройством или болезнью – это одна из черт, характеризующих личность человека.

Противоположность невротизма – эмоциональная стабильность, характеризующаяся более мягкой реакцией на стресс, спокойствием и меньшей склонностью к возбуждению. С другой стороны, хотя эмоционально устойчивые люди испытывают менее сложные чувства, это не означает, что они более позитивны. 

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Травмы «Будь самым лучшим» и «Не достигай успеха»

Эти два полюса всегда идут рядом. С одной стороны родители хотят гордиться своим ребенком и расстраиваются, если он не оправдывает их надежд: «Если закончишь четверть с «тройками», то …». Так ребенка приучают, что все надо выслужить. Но соблюсти все условия игры одновременно не удается. С другой стороны ребенок рискует «напороться» на родительскую зависть: «Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе во всем только ради того, чтобы ты закончила институт». Уже потом, во взрослой жизни, не раз столкнувшись с неудачами и потерпев поражение, мы понимаем, что где-то глубоко внутри «достигнуть успеха» для нас означает — приносить родителям несчастья и зависть.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детский психиатр, Подростковый психиатр.

Врачебный стаж: 14 лет

Записаться на прием

Кризисные возрастные периоды — возникновение страхов у детей

Существуют кризисные возрастные периоды: 3 — 4 года (когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает), 6 — 7 лет, 11 — 12 лет. Сложным кризисным периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. Обычно с 12 лет количество страхов должно сокращаться.

Нормальный ребенок к 16 — 18 годам не должен испытывать подобных страхов. Наличие страхов в 16 — 18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Причины детских неврозов

Причинами неврозов являются острые или хронические психические травмы; причины неврозов у детей — чаще испуг, наказание, неправильное отношение к ним со стороны родителей и учителей, разлука с матерью или отцом, помещение в детский коллектив, развод родителей, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

Причины детского невроза внутри семьи? Внутрисемейные причины, история детского невроза

Существуют внутрисемейные причины развития невроза у ребенка, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка (в этом случае у ребенка высокий уровень тревожности: ему присваивают качества, которые ему не должны быть свойственны); поздний ребенок (существует зависимость между возрастом матери и наличием неврозов у ребенка, если мать в момент рождения ребенка была старше 36 лет, то его тревожность неминуемо повышается); семейные конфликты (в конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Иногда ребенок чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной; в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка неврозы развиваются гораздо реже; и, напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная); неполные семьи (ребенку, как мальчику, так и девочке, не хватает образца поведения представителя мужского пола; отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой развитие невроза).

Причины психологической травмы

Психика человека в момент получения психотравмы воспринимает ситуацию как экстремальную. В некоторых случаях она реально таковой является. 

Именно накал событий может отвлечь человека от переживаний, поскольку требует от него прямых действий по выживанию. Однако позже, когда  беда остается позади, в состоянии покоя психика вновь и вновь начинает воспроизводить драматические переживания. Так возникает посттравматический синдром, который нельзя оставлять без внимания.

Причиной психотравмы может быть уход из жизни близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, официальное подтверждение серьезного диагноза (рак, диабет, аутоиммунные заболевания и т.д). Еще одна категория причин психологической травмы связана с потерей источника дохода или материальных ценностей: увольнение, крах бизнеса, кража или порча имущества и т.п.

Наиболее травматичным и значимым событием для психики человека всегда является угроза смерти — собственной, близкого человека, ребенка, родственника. Иногда – даже абсолютно незнакомого человека. В этом случае включаются эмпатия, сострадание. На этом феномене, кстати, выстраиваются события остросюжетных фильмов, киноэпопей в жанре «пост-апокалипсис». Страх смерти и невозможность реализовать инстинкт выживания в угрожающей ситуации – доминирующее по стрессогенности событие, с ним не сравнится ничто другое. Причем совершенно необязательно самому участвовать в драматичных событиях. Главное, чтобы они так или иначе эмоционально затрагивали индивидума. Нередко таким психотравмирующим фактором становится просмотр новостей и новостных репортажей из горячих точек. Если вам трудно отграничить себя от драматических событий, которые происходят не с вами, лучше тщательно фильтровать и дозировать подобную информацию. Ведь своими переживаниями вы никому не поможете, а себе психологическую травму можете нанести.

Существует мнение, что стресс – это личное восприятие произошедшего, и одни и те же события на разных людей влияют по-разному: одна и та же ситуация может стать для кого-то трагедией всей жизни, а для кого-то — всего лишь неприятностью и досадным недоразумением. Однако, согласитесь, трудно найти такого человека, для которого война, голод, смерть близкого человека, вынужденная эмиграция, ограбление и потеря имущества, насилие окажутся всего лишь «досадным недоразумением». Поэтому высказывания оптимистичных адептов «позитивного мышления»: «Ты не можешь изменить обстоятельства, меняй свое отношение к ним» – в работе с психологической травмой не совсем уместно. Позже, уже после успешной интеграции психотравмы, человек изменит отношение к произошедшему, возможно, расширит свое восприятие, на базе опыта пережитого что-то создаст. Но в сам момент острого действия психотравмы советовать человеку «изменить свое отношение» к ней некорректно, а для психолога или психотерапевта – просто недопустимо.

Варианты проявления комплекса во взрослой жизни

Данная проблема сопровождает человека не только в детстве, но и во взрослом возрасте, и выражается в виде тяжёлых нарушений эмоциональной сферы. Человек, страдающий комплексом брошенного ребёнка, эмоционально закрыт от других людей, никому не доверяет и видит окружающий мир враждебным и неприветливым. Он не верит в то, что кто-то может его по-настоящему любить, а поэтому его отношения с окружающими людьми складываются очень непросто. В зависимости от того, насколько силён дух у такого человека, и есть ли у него сила воли, проявление синдрома возможно в двух вариантах.

Первый вариант

Если это человек волевой, и если жизненные обстоятельства позволили ему выбиться в люди, комплекс может сделать его жестоким, бесчувственным и недоверчивым. Такой человек никого не пускает в душу, а надеется только на себя и на свои силы. В работе и в карьере он может достигнуть многого, так как движется к успеху напролом. Он никогда не позволяет себе быть слабым, но каких бы он высот не достиг, в душе у него постоянно живёт пережитый в детстве страх перед собственной беспомощностью.

Если воли маловато, и если жизнь сложилась не очень хорошо, то под влиянием синдрома брошенного ребёнка, человек может сломаться психологически. В худшем случае, пытаясь убежать от действительности и избавиться от внутренних страхов, он становится алкоголиком или наркоманом. В личных отношениях проявляются болезненная привязчивость и навязчивость, которые являются следствием сильнейшего страха перед одиночеством и никому ненужностью.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Как видим, что первый, что второй вариант чреваты для человека серьёзными жизненными проблемами. Поэтому от этого комплекса обязательно нужно избавиться. Обратиться за психологической помощью к опытному психологу — самый правильный вариант в подобной ситуации. Но, к сожалению, не у всех есть деньги и время, чтобы ходить по психологам. Впрочем, с этой задачей, при желании и старании, можно избавиться и самостоятельно.

Психотерапия может помочь

Несчастья в детстве все сильно усложняют – ухудшают уверенность в себе, делают сложнее разрешение конфликтов, мешают на пути к любви и успеху. Психолог поможет людям определить, полностью описать и отнестись с уважением к их пути, а также оценить их собственные, заработанные тяжким трудом в детстве, навыки выживания.

Став взрослым, вы наконец-то становитесь хозяином положения. Со временем приходит ощущение того, что вы чувствуете себя гораздо лучше, чем в те времена, когда были подростком или ребенком. Теперь вы не беспомощны, в ваших силах менять настроение, обстоятельства и поведение. Однако это требует тяги к личностному росту, часто в этом помогает профессиональный психолог.

Жестокое обращение с детьми ведет к множеству негативных последствий. А вот несколько важных результатов, которых поможет добиться индивидуальная терапия у психолога, обученного помогать в восстановлении после детских травм:

  1. Вы найдете правильные для себя ценности и сможете ориентироваться на них в жизни;
  2. Сможете определить и устранить саморазрушительное поведение;
  3. Повысите уверенность в себе;
  4. Поработайте над внутренним диалогом, чтобы уметь оказывать себе поддержку в моменты вызовов;
  5. Научитесь себе сострадать и заботиться о себе;
  6. Разовьете чувствительность и сочувствие к другим;
  7. Обретете независимость и стойкость.

Осколки детских травм

«Мне постоянно кажется, будто внутри меня чего-то нет, но не понимаю, чего именно» — примерно так описывают свое состояние те, кому в детстве довелось пережить что-то очень тяжелое. Это случается из-за того, что человеческая психика пытается защитить своего хозяина от травмирующих воспоминаний и мыслей.

Зачастую у ребенка не получается справиться с произошедшим с ним ужасом, в этом случае подобное «расщепление» — это самый настоящий механизм выживания. По этой причине, описывая страшные события давно минувших дней, человек будто отделяет себя от ребенка, которым он был, будто не о себе рассказывает. Некоторые делают это неосознанно, другие – вполне осознанно.

Другая часть личности может вполне удачно функционировать, однако определенные области жизни в любом случае будут провисать. К примеру, человек является показательным учеником или образцовым сотрудником, но в личной жизни у него будет полный провал.

Отсеченный кусок личности будет периодически всплывать, давая о себе знать, а порой возникают ситуации, когда это будет проявляться особенно ярко, и игнорировать это будет невозможно. Именно в этот период с помощью непростой и довольно долгой работы над собой (зачастую исключительно с помощью психотерапевта), можно будет снова открыть отсеченную часть своей личности или даже заново ее соорудить.

Какие психотравмы детей могут привести к алкоголизму и наркомании

Многие травмы, полученные в детском возрасте, приводят к вредным привычкам. Пациент пытается забыться, поэтому затуманивает сознание.

Чаще всего причиной становятся:

  • физическое, сексуальное и психическое насилие;
  • пристрастие родителей к алкоголю, никотину, наркотикам;
  • смерть, болезнь родственников, друзей;
  • негативное отношение, запугивание со стороны сверстников и друзей;
  • сильная загруженность, из-за которой возникает постоянная усталость.

Родителям важно выявить проблему на начальных этапах, чтобы устранить ее. Первоначально ребенок начинает чувствовать усталость, много спит, плачет

С этими симптомами обращаются к психологу.

Последствия психотравм

Травмы, которые существенно повлияли на психику в детском возрасте и не были проработаны со специалистом в области психологии, оказывают негативные последствия:

  • проблемы с избыточным или недостаточным весом;
  • желание постоянно все контролировать;
  • проблемы социального характера;
  • страх выразить свое мнение;
  • неумение принимать самостоятельно решения;
  • слишком завышенные требования по отношению к партнеру и себе.

От детских психотравм необходимо избавляться, иначе они могут принести множество проблем в личной жизни и работе во взрослом возрасте. Непроработанные травмы могут приводить к депрессии и развитию психических расстройств.

Причины детских психотравм

Толчок для развития психологической травмы может стать любое событие, которое в глазах ребенка имеет особую значимость. Наиболее частыми причинами к формированию детских психологических травм являются следующие:

  1. Заболевания. При этом болезнь может быть как серьезной, так и самой обычной простудой. Часто это становится причиной того, что взрослый человек постоянно пытается отыскать у себя несуществующие болезни.
  2. Физическое и сексуальное насилие со стороны родителей. В результате подобных действий человек становится неуверенным в себе, а также начинает испытывать агрессию по отношению ко всем.
  3. Предательство со стороны родителей, например, часто дети так воспринимают развод, формирует чувство вины.
  4. Недостаток внимания и любви в детстве приводят к тому, что во взрослой жизни могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с окружающими.
  5. Смерть близкого человека может кардинально изменить психическое состояние ребенка, поэтому в данном случае лучше сразу посетить психолога.

Также стоит отметить, что некоторые дети могут получить серьезную психологическую травму, когда начинают посещать детский сад.

Как долго может продолжаться ПТС?

Если травма была сравнительно небольшой, то повышенная тревожность и другие симптомы синдрома постепенно пройдут в течение нескольких часов, дней или недель. Если же травма была сильной, или травмирующие события повторялись многократно, болезненная реакция может сохраниться на многие годы.

Другая сторона посттравматического синдрома относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Все мы реагируем по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого

Очень важно также, в какой момент происходит событие: один и тот же человек в разное время может реагировать по-разному

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Психотравмы подростков в школе

У большинства людей психотравмы возникают в школьный период.

В это время появляется большая нагрузка на эмоциональное состояние по следующим причинам:

  • появление нового коллектива, который бывает не сплоченным, агрессивным;
  • ученики, которые учатся хуже, чувствуют себя слабее других;
  • большая нагрузка, с которой справляется не каждый ученик;
  • буллинг – травля, агрессия по отношению к ребенку, который слабее других учеников;
  • плохие взаимоотношения с родителями, недовольными прогрессом и полученными оценками;
  • большая загруженность ребенка, который после школы ходит на дополнительные занятия, кружки;
  • негативное отношение учителей, которые проявляют агрессивность, неподобающую должности;
  • неразделенная дружба, любовь, симпатия к другим детям.

Большинство людей недоброжелательно вспоминают о школьных годах. Для них это стрессовое состояние, с которым они не справляются. Из-за негативного состояния в школьные годы пациент в дальнейшем может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, не хотеть сближаться с ними, работать.

Помимо частых причин, возникают редкие случаи, из-за которых возникает травма на всю жизнь:

  • смерть, тяжелая болезнь друга по школе;
  • насилие, избиение пациента другими учениками или людьми старшего возраста, находящимися в стенах школы;
  • сексуальное насилие со стороны других детей или учителей.

Подобные травмы должны заподозрить родители при резком изменении настроения, поведения подростка. Если помощь не оказана своевременно, могут возникнуть последствия для его психики. Например, он не сможет вступать в близкий контакт с другими людьми.

Реакция родителей должна быть спокойной, чтобы не напугать ребенка. Его убеждают в походе к психологу или психиатру.

При полном нежелании обращаться к врачу, родители помогают справиться с эмоциональным потрясением самостоятельно. Они должны стать опорой, постоянно поддерживать. С ребенком проводят больше времени, чтобы он почувствовал себя нужным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: