«козел отпущения», «золушка», «кумир семьи» и другие роли детей

Золушка

Многие слышали выражение о порядке рождения детей в семье: «сначала няньку, а потом ляльку». Конечно, очевидно, что старший ребенок должен помогать родителям, но иногда бывает, что на старшего ложится роль семейного слуги. При этом ответственность за невыполненные поручения очень велика. На ребенка не только накладываются определенные домашние обязанности (пропылесосить, помыть посуду), ребенка лишают детства. Он не может просто гулять, получать дополнительное образование, иметь хобби. Его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому.

Может показаться, что такое ролевое «навязывание» воспитывает у ребенка ответственность. Да, несомненно. Но в придачу ощущение неполноценности, неуверенности в себе, угнетенности, несамостоятельности. Дети вырастают не адаптированными к социуму, так как кроме своей семьи ничего вокруг не видят. В школе они чаще всего превращаются в изгоев, так как не способны разделить со сверстниками их жизнь.

Как правило, окончив школу, дети продолжают выполнять функцию рабочей силы для родителей. Взрослые не разрешают им учиться очно, мотивируя, что семье нужна помощь. В лучшем случае, это будет учеба параллельно с работой, а в худшем — сразу работа.

К сожалению, сказка про Золушку разыгрывается в жизни не в полной мере. Обычно в будущем такие дети глубоко несчастны, они не создают свою семью, несмотря на обилие бытовых навыков, и проводят жизнь с родителями, становясь все более озлобленными и завистливыми.

Мы рассмотрели ошибки в воспитании, которые совершаются бессознательно. Ведь зачастую родители искренне верят, что все это делается только ради блага их ребенка.

Козел отпущения

«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем»: его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за провинности, на которые в других семьях даже не обращают внимание. Причин, по которым ребенок может играть в семье роль «козла отпущения», — огромное количество

Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!».

Также, например, ребенок может стать «козлом отпущения» в интеллигентной семье, которая стремится выглядеть успешной и образцовой в глазах общества. «Козлом отпущения» может стать непослушный ребенок. Возможно, он не совершает ничего осудительного, но не соблюдает установленные в доме правила, и этого достаточно для того, чтобы стать «отщепенцем».

Еще одна причина — напряженная атмосфера в семье. Когда родственники постоянно конфликтуют между собой, им нужен «громоотвод», который будет принимать на себя все негативные эмоции. Нередко таким «громоотводом» становится член семьи, который не участвует в конфликте — то есть ребенок.

Когда малыш становится «козлом отпущения», никого не волнует, что он искренне любит своих родных: его с детства приучают к тому, что он должен «отрабатывать» свое существование.

Вполне естественно, что со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Если у него повышено чувство совестливости, то подобное отношение может вызвать комплекс неполноценности и негативное отношение к самому себе, что чревато попытками суицида. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии — вот лишь некоторые качества, которые развиваются у детей, играющих роль «козла отпущения». Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.

Кумир семьи

«Кумир семьи» — это одна из самых распространенных ролей. Как бы ребенок не вел себя, он всегда вызывает одобрение и восторг взрослых. Любая прихоть моментально исполняется взрослыми. Если кто-то не так высоко оценивает возможности или особенности ребенка, он тут же вызывает недовольство членов семьи. Вся жизнь семьи подчинена ребенку. Все ее члены постоянно демонстрируют, что живут только ради него.

С одной стороны, любовь к ребенку естественна, но с другой — насколько правильным является такое поведение? Любовь к ребенку не исключает воспитания. В большинстве случаев возможное порицание неправильного поведения идет только на пользу самому ребенку. Так почему же взрослые не задумываются об этом, поощряя детские капризы, хамство, некультурность? Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:

  • без спроса берет вещи — он просто очень любознательный;
  • оговаривается со старшими — чувствует себя взрослым;
  • конфликтует со сверстниками — не видит себе равных;
  • не слушается — энергичный ребенок;
  • плохо учится — учитель не умеет объяснять;
  • плохо ведет себя в школе или в саду — ему там скучно.

При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.

Наверное, каждому из нас доводилось не раз сталкиваться с невоспитанными детьми в общественных местах, но всегда удивляет не само детское поведение, а умиленное отношение взрослых.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности.
Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Козел отпущения

«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем»: его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за провинности, на которые в других семьях даже не обращают внимание. Причин, по которым ребенок может играть в семье роль «козла отпущения», — огромное количество. Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями

Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!»

Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!».

Также, например, ребенок может стать «козлом отпущения» в интеллигентной семье, которая стремится выглядеть успешной и образцовой в глазах общества. «Козлом отпущения» может стать непослушный ребенок. Возможно, он не совершает ничего осудительного, но не соблюдает установленные в доме правила, и этого достаточно для того, чтобы стать «отщепенцем».

Еще одна причина — напряженная атмосфера в семье. Когда родственники постоянно конфликтуют между собой, им нужен «громоотвод», который будет принимать на себя все негативные эмоции. Нередко таким «громоотводом» становится член семьи, который не участвует в конфликте — то есть ребенок.

Когда малыш становится «козлом отпущения», никого не волнует, что он искренне любит своих родных: его с детства приучают к тому, что он должен «отрабатывать» свое существование.

Вполне естественно, что со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Если у него повышено чувство совестливости, то подобное отношение может вызвать комплекс неполноценности и негативное отношение к самому себе, что чревато попытками суицида. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии — вот лишь некоторые качества, которые развиваются у детей, играющих роль «козла отпущения». Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.

Кто становится козлом отпущения?

В некоторых семьях роль козла отпущения может передаваться от одного члена семьи другому, позволяя отцу навязывать свое послание, не принимая никаких возражений. Как и в реальном описанном выше случае с ограбленной машиной, любая неудача в этой семье считалась неприемлемой. Попытки защитить себя воспринимались как измена. Каждый должен был делать то, что приказывает отец, молча принимая все его оскорбления в свой адрес. В противном случае детей просто игнорировали или делали из них козлов отпущения. Непослушный сын становился козлом отпущения до тех пор, пока не менял свое поведение и не доказывал, что до него “дошло отцовское послание”. Затем этот статус переходил к следующему “бездельнику”. И так продолжалось с самого детства и до тех пор, пока дети не выросли и не покинули родительский дом.

Во многих семьях роль козла отпущения является постоянной. Так было в семье Алиши, о которой рассказано ниже.

Младший брат Алиши, Том, был козлом отпущения, потому что огрызался и противился манипуляциям со стороны их матери. Ирония в том, что из 4 детей он был самым успешным — спортсмен и отличник — но мама никак не могла смириться с тем фактом, что не могла управлять им так, как управляла Алишей и остальными детьми. Во всех бедах мама винила исключительно одного Тома. Это, в свою очередь, настроило против Тома и отца, поскольку тот верил всему, что ему говорила мама. Остальные дети старались говорить как можно меньше, соблюдая нейтралитет, чтобы не навлечь родительский гнев и на себя.

Том ушел из дома в 18, он поступил в колледж, а затем в юридическую школу. Он не разговаривает с родителями уже 10 лет. Его можно назвать самой успешной темной лошадкой в истории семьи. Алиша по-прежнему с ним видится, но не ее сестра и брат, которые, даже будучи взрослыми, все равно боятся разозлить маму. Хотя из Алиши никогда не делали козла отпущения, у нее осталось много детских травм, с которыми она пытается справиться, посещая психолога. Все свое детство она провела в страхе нападения со стороны самых близких людей.

Как ни парадоксально, но чтобы стать козлом отпущения вам вовсе не нужно стадо. Дети тоже становятся козлами отпущения. Вот история еще одной девочки по имени Дора.

Когда ее мама рассказывала историю своей жизни, во всех своих неудачах она неизменно винила Дору. Причиной ее развода с отцом девочки мама называла рождение Доры. Однако это совершенно не согласовывалось с тем, что рассказывал отец Доры, который ушел из семьи через 7 лет после ее рождения. Мать Доры так и не вышла замуж во второй раз, потому что никому не была нужна женщина с грузом (при этом «грузом» мама называла именно Дору). Это довольно забавно, поскольку отец девочки женился на женщине с двумя детьми. То же самое касалось и ее работы – оказывается, именно Дора была причиной того, что ее матери не давали повышения. В 30 лет Дора начала посещать психолога и в конечном счете поругалась с матерью, не хотевшей признавать свои родительские ошибки. Как сказал психолог, мать Доры перешла от поисков козла отпущения к неприкрытому газлайтингу. Сегодня Дора все еще видится с матерью, но старается максимально от нее отстраниться, потому что ее неспособность отвечать за свои поступки и слова откровенно раздражает.

В этом и заключается преимущество поисков козла отпущения – в возможности снять с себя ответственность.

Рекомендации

  1. Перера, Комплекс козла отпущения (1986).
  2. Книга Левит, Глава 16, в священный день Йом Кипур.
  3. Перера (1986), стр.17: евреи «позже считали Азазеля падшим ангелом». Перера на стр.112 №28, цитируя Луи Гинзберг.
  4. Перера (1986), стр.18 (две цитаты о современной светской культуре, роль Азазеля принижена).
  5. Ср. К. Г. Юнг, «Психологический взгляд на совесть» в его Собрание сочинений (Princeton: Bollingen 1953–1979), т. 10, цитируется Перерой (1986), относительно стр. 11–12, номера 8, 14 номера 21, 33, номера 45.
  6. Перера (1986): архетип (стр. 9–10, 16, 18, 48–49, 73, 77, 83, 98); древний обряд (стр. 8, 11–25, два козла 16–17, 88–97); современный комплекс (18–29, 30, 98, цитаты на 18); обвинители (9, 18–21, обвиняет жертву 20, суперэго 21, 28–29, 30–33, тень 30, проецируемый 31, также раненый 32, 55); жертвы (11–12, 15–16, прячущиеся 24, 26–28, ад 26, эго 28, 33, 34–35, 43–72, бремя 98); внутри семьи (30–33, 35, 53–54, 73, 76, 99); терапия (18, 22, 24–25, 26–29, голос 29, 33, 41–43, 47, 69–72, 86–97).
  7. М.-Л. фон Франц, в К. Г. Юнг, Человек и его символы (Лондон, 1964 г.) стр. 181
  8. К. Г. Юнг, Аналитическая Психология (Лондон, 1976) стр. 108

Как понять, что в отношениях вы – «козел отпущения»?

Что бы вы ни делали, вы постоянно во всем виноваты. Кто-то из родителей вечно вымещал на вас свою злость, а потом эта роль перешла к партнеру. Вероятно, вам досталась роль «козла отпущения». Почему это произошло и как избавиться от нее? Объясняет психолог Шэри Стайнс.

Как понять, что в отношениях вы – «козел отпущения»?

Здоровые отношения строятся на взаимном уважении и признании ценности другого человека. Если этого нет, обстановка в паре или семье становится токсичной.

Нередко возникает ситуация, при которой один из партнеров (членов семьи) принимает роль козла отпущения. Эта роль может тянуться за ним всю жизнь, переходя из одних отношений в другие.

Почему так происходит?

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ «КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ»?

Чаще всего модель виктимного (жертвенного) поведения закладывается в семье.Ребенок в проблемной семье выполняет роль громоотвода: на него выплескивается агрессия одного или нескольких родителей (или других родственников), ему навязывают представление, что во всех бедах виноват он, что он – главное несчастье и позор в семье.

«Наличие «проблемного ребенка» исполняет определенную функцию, помогая супругам уйти от собственных проблем, – объясняет психолог Шэри Стайнс. – Для родителей такой «перевод стрелок» – это еще и повод объединиться, поддержать иллюзию гармонии. Сверхзаботливая мать или бабушка может таким образом реализовать свою потребность в контроле».

Герой фильма и книги «Похороните меня за плинтусом» – типичный пример «козла отпущения» в семье.

ПРИЗНАКИ «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ»

  • принимает все обвинения в свой адрес и ярлыки, которые навешивает на него абьюзер («я – ничтожество», «я всем мешаю», «я постоянно путаюсь под ногами», «если бы не я, всем бы жилось легче»),
  • служит боксерской грушей для вымещения чужого гнева,
  • ведет себя пассивно, не проявляет инициативу и не пытается отстаивать свое мнение,
  • не имеет устойчивой самооценки, сомневается в своей ценности,
  • боится одиночества и отвержения.

Люди, которые делают других козлами отпущения, тоже имеют общие черты. Они включают в себя чувство своего превосходства, раздутое эго и чувство собственной значимости, ограниченную способность к саморефлексии, самодовольство и ханжество. Этот список далеко не исчерпывающий.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СЕБЯ УЗНАЛИ?

Как и в случае других проблем, первый шаг к освобождению – осознание. Если вы нашли у себя описанные признаки, будьте честны с собой, как бы трудно вам это ни было. Определите, что удерживает вас в этой роли. Возможно, вы боитесь остаться в одиночестве. Или не привыкли думать или решать самостоятельно. Или вам трудно расстаться с абьюзером, потому что вы материально зависите от него.

Так или иначе, эта ситуация указывает на более глубокие личностные проблемы. Размотайте клубок, найдите их – и вам станет легче. Помните: сбросить «шкуру» козла отпущения невозможно до тех пор, пока вы сами уходите от ответственности и проявляете незрелость в отношениях.

Вот некоторые конкретные шаги, которые помогут освободиться от тягостной роли:

  • Сознательно и последовательно избавьтесь от проявлений жертвенного поведения в отношениях; не позволяйте другим винить вас, относиться к вам высокомерно, обесценивать вас
  • Возьмите жизнь в свои руки; в каких сферах своей жизни вы продолжаете полагаться на своего мучителя? Сосредоточьте силы на том, чтобы добиться независимости
  • Ведите себя с достоинством; будьте честными
  • Не берите на себя ответственность за чужие действия, настроения и чувства
  • Полюбите себя, будьте снисходительны к своим слабостям – у кого их нет?
  • Научитесь сами определять свои ценность, а не обращаться за оценкой к другим
  • Избегайте людей, которые не уважают вас
  • Игнорируйте негативный «шум» (оскорбления, издевки, сомнения), который звучит в вашей голове или исходит от других
  • Избегайте желчных, язвительных людей
  • Не рассказывайте посторонним подробности своей личной жизни; приберегите откровенные признания для друзей
  • В целом – мыслите позитивно, ищите во всем хорошую сторону.

Самое важное: научитесь строить отношения с собой. Проведите работу над собой, чтобы в ваших глазах ваши мысли, чувства и ощущения обрели вес. Всегда будет вероятность, что кто-то захочет вас спровоцировать или использовать. Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма

Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма.

Об эксперте

Шэри Стайнс (Sharie Stines) – психолог, специалист по расстройствам личности, восстановлению после психотравм и борьбе с зависимостью. Сотрудник службы психологической помощи Lifeline Counseling Services.

Кумир семьи

«Кумир семьи» — это одна из самых распространенных ролей. Как бы ребенок не вел себя, он всегда вызывает одобрение и восторг взрослых. Любая прихоть моментально исполняется взрослыми. Если кто-то не так высоко оценивает возможности или особенности ребенка, он тут же вызывает недовольство членов семьи. Вся жизнь семьи подчинена ребенку. Все ее члены постоянно демонстрируют, что живут только ради него.

С одной стороны, любовь к ребенку естественна, но с другой — насколько правильным является такое поведение? Любовь к ребенку не исключает воспитания. В большинстве случаев возможное порицание неправильного поведения идет только на пользу самому ребенку. Так почему же взрослые не задумываются об этом, поощряя детские капризы, хамство, некультурность? Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:

  • без спроса берет вещи — он просто очень любознательный;
  • оговаривается со старшими — чувствует себя взрослым;
  • конфликтует со сверстниками — не видит себе равных;
  • не слушается — энергичный ребенок;
  • плохо учится — учитель не умеет объяснять;
  • плохо ведет себя в школе или в саду — ему там скучно.

При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.

Наверное, каждому из нас доводилось не раз сталкиваться с невоспитанными детьми в общественных местах, но всегда удивляет не само детское поведение, а умиленное отношение взрослых.

Механизм козла отпущения

Литературный критик и философ Кеннет Берк впервые придумал и описал выражение механизм козла отпущения в его книгах Постоянство и изменение (1935), и Грамматика мотивов (1945). Эти работы повлияли на некоторые философские антропологи, такие как Эрнест Беккер и Рене Жирар.

Жирар разработал эту концепцию гораздо шире как интерпретацию человеческой культуры. По мнению Жирара, именно человечество, а не Бог нуждается в различных формах искупительного насилия. Людьми движет желание того, что другой имеет или хочет (миметическое желание ). Это вызывает триангуляцию желания и приводит к конфликту между желающими сторонами. Этот миметик зараза возрастает до такой степени, что общество подвергается риску; именно в этот момент механизм козла отпущения срабатывает. Это момент, когда один человек выделяется как причина неприятностей и изгоняется или убивается группой. Этот человек — козел отпущения. Социальный порядок восстанавливается, поскольку люди довольны тем, что они решили причину своих проблем, удалив человека, которого лишили козла отпущения, и цикл начинается снова. Ключевое слово здесь — «содержание».

Козлы отпущения служат психологическим облегчением для группы людей. Жирар утверждает, что именно это и произошло в повествовании Иисус Назарета, центральной фигуры христианства. Жирар считает, что разница между козлом отпущения Иисуса и другими людьми заключается в том, что воскресение Иисуса из мертвых он показан невинной жертвой; Таким образом, человечество осознает свои склонности к насилию, и цикл разорван. Таким образом, работа Жирара важна как реконструкция Кристус Виктор искупление теория.

Лидер и жертва

Так вот, в этой статье мы поговорим о двух групповых ролях — Лидера и Жертвы.

Как Вы, наверное, поняли из перечисленных выше конституирующих признаков Жертвы, ею может стать… КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ…

Ведь каждый из нас:

  • чем-то отличается от остальной группы (и группа может в один момент посчитать, что отли­чается — СИЛЬНО);
  • каждый из нас — не «гений Леонардо да Винчи» и может вовсе не обладать всем спектром це­нимых группой достоинств, навыков, умений;
  • каждый из нас может в чём-то отставать от группы или даже отставать от группы во всём, в определённые периоды жизни.

Жертвами могут стать именно рядовые члены группы. Эксперт защищён своим умением. Оп­позиционер — такой же сильный, как и лидер, если не сильнее.

Для того, чтобы не стать этой Жертвой, рядовые члены группы выдумывают себе яркие, от­влекающие внимание «подроли» или «подтипы», которые помогают им не скатиться в роль Козла Отпущения. Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:

Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:

  • Групповая роль «Невезунчик» или «Мученик». Это человек, который рассказывает «ужа­сы» о своей жизни, потому что именно с ним и с его друзьями и родственниками случается всё самое страшное и нетипичное, что только случается с людьми. Он играет в группе роль «телевизора», по которому всё время «крутят» интересненькие передачи в жанре «чернуха». Кто ж откажется от такого развлечения? Поэтому «Мученика» берегут.
  • Групповая роль «Любимчик» или «Лапочка». Он играет роль «белого пушистого котёнка», который живёт в группе на правах домашнего любимца, имеет своё блюдечко с мо­локом и просто радует группу собой… Не всем дана такая харизма, не каждый может аутен­тично играть роль «ласкового дитятки», поэтому убежище «Любимчика» доступно не всем.
  • Групповая роль «Шут». (с ролью шута, надеюсь, — всё понятно).
  • Групповая роль «Отшельник». Это весьма странная и загадочная роль, которую мы не бу­дем обсуждать в этой статье. Скажу только, что групповая роль «Отшельник» сродни дере­венскому «колдуну» или «ведьме». Он должен быть харизматичен, внушать почтение/уважение, а также — страх и желание держаться от него на определённой дистанции.

Психологи утверждают, что данные способы психологической «защиты» очень вредны, когда они прирастают к человеку как маска, посаженная на клей…

Инстинктивно боясь стать «Козлом отпущения», рядовые члены группы начинают сначала по чуть-чуть утрировать найденные ими спасительные образы. А потом утрирование и пере­игрывание становится нормой…

Что же хорошего в том, чтобы педалировать в себе Невезунчика, с которым никогда не случа­ется ничего хорошего, зачем педалировать в себе ничего не соображающего и не умеющего Лапочку, или Шута или Отшельника, который всё время должен держать мину загадочности на лице и отпугивать от себя народ?

Что может (и должен!) делать Лидер?

Если Лидер хочет, чтобы в его группе царила здоровая психологическая атмосфера, он дол­жен быть лидером — грамотным, владеть искусством межличностного взаимодействия.

Лидер обязан знать: в его силах сделать так, чтобы в его группе не возникло вообще козла отпущения! Это — возможно, и делается это просто.

Давайте зададим себе такой вопрос: «А для чего вообще группе «нужен» козёл Отпущения?»

Для того, чтобы получить простой ответ, проясняющий этот вечный вопрос, мы должны по­знакомиться с фазами эмоциональной жизни группы. Вперёд!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

«козел отпущения», «золушка», «кумир семьи» и другие роли детей

Золушка

Многие слышали выражение о порядке рождения детей в семье: «сначала няньку, а потом ляльку». Конечно, очевидно, что старший ребенок должен помогать родителям, но иногда бывает, что на старшего ложится роль семейного слуги. При этом ответственность за невыполненные поручения очень велика. На ребенка не только накладываются определенные домашние обязанности (пропылесосить, помыть посуду), ребенка лишают детства. Он не может просто гулять, получать дополнительное образование, иметь хобби. Его свободное время распределено между выполнением уроков и работой по дому.

Может показаться, что такое ролевое «навязывание» воспитывает у ребенка ответственность. Да, несомненно. Но в придачу ощущение неполноценности, неуверенности в себе, угнетенности, несамостоятельности. Дети вырастают не адаптированными к социуму, так как кроме своей семьи ничего вокруг не видят. В школе они чаще всего превращаются в изгоев, так как не способны разделить со сверстниками их жизнь.

Как правило, окончив школу, дети продолжают выполнять функцию рабочей силы для родителей. Взрослые не разрешают им учиться очно, мотивируя, что семье нужна помощь. В лучшем случае, это будет учеба параллельно с работой, а в худшем — сразу работа.

К сожалению, сказка про Золушку разыгрывается в жизни не в полной мере. Обычно в будущем такие дети глубоко несчастны, они не создают свою семью, несмотря на обилие бытовых навыков, и проводят жизнь с родителями, становясь все более озлобленными и завистливыми.

Мы рассмотрели ошибки в воспитании, которые совершаются бессознательно. Ведь зачастую родители искренне верят, что все это делается только ради блага их ребенка.

Козел отпущения

«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем»: его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за провинности, на которые в других семьях даже не обращают внимание. Причин, по которым ребенок может играть в семье роль «козла отпущения», — огромное количество

Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!».

Также, например, ребенок может стать «козлом отпущения» в интеллигентной семье, которая стремится выглядеть успешной и образцовой в глазах общества. «Козлом отпущения» может стать непослушный ребенок. Возможно, он не совершает ничего осудительного, но не соблюдает установленные в доме правила, и этого достаточно для того, чтобы стать «отщепенцем».

Еще одна причина — напряженная атмосфера в семье. Когда родственники постоянно конфликтуют между собой, им нужен «громоотвод», который будет принимать на себя все негативные эмоции. Нередко таким «громоотводом» становится член семьи, который не участвует в конфликте — то есть ребенок.

Когда малыш становится «козлом отпущения», никого не волнует, что он искренне любит своих родных: его с детства приучают к тому, что он должен «отрабатывать» свое существование.

Вполне естественно, что со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Если у него повышено чувство совестливости, то подобное отношение может вызвать комплекс неполноценности и негативное отношение к самому себе, что чревато попытками суицида. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии — вот лишь некоторые качества, которые развиваются у детей, играющих роль «козла отпущения». Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.

Кумир семьи

«Кумир семьи» — это одна из самых распространенных ролей. Как бы ребенок не вел себя, он всегда вызывает одобрение и восторг взрослых. Любая прихоть моментально исполняется взрослыми. Если кто-то не так высоко оценивает возможности или особенности ребенка, он тут же вызывает недовольство членов семьи. Вся жизнь семьи подчинена ребенку. Все ее члены постоянно демонстрируют, что живут только ради него.

С одной стороны, любовь к ребенку естественна, но с другой — насколько правильным является такое поведение? Любовь к ребенку не исключает воспитания. В большинстве случаев возможное порицание неправильного поведения идет только на пользу самому ребенку. Так почему же взрослые не задумываются об этом, поощряя детские капризы, хамство, некультурность? Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:

  • без спроса берет вещи — он просто очень любознательный;
  • оговаривается со старшими — чувствует себя взрослым;
  • конфликтует со сверстниками — не видит себе равных;
  • не слушается — энергичный ребенок;
  • плохо учится — учитель не умеет объяснять;
  • плохо ведет себя в школе или в саду — ему там скучно.

При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.

Наверное, каждому из нас доводилось не раз сталкиваться с невоспитанными детьми в общественных местах, но всегда удивляет не само детское поведение, а умиленное отношение взрослых.

Модификации социального статуса детей

Степень прав и свобод ребенка, его социальный статус в семье и обществе обусловливается конкретным этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, культурными, религиозными, этническими и иными традициями. Выделяют несколько разновидностей социальных статусов детей в обществе:

  • подчиненные, зависимые члены общества;
  • не признаются членами общества;
  • будущие члены общества, поэтому обладают «отсроченным» статусом;
  • воспитанники и ученики;
  • развивающиеся личности;
  • равноправные члены социума.

Замечание 2

Ребенок – самодостаточная личность, поэтому его необходимо рассматривать как активного, сознательного субъекта жизнедеятельности.
Дети оказывают влияние на экономику и общество; их учеба – это часть общественного разделения труда. Дети накапливают человеческий капитал.

В зависимости от статуса детей и выполняемых им ролей различают четыре группы детей:

  1. Группа населения, которая находится в переходном периоде, основная задача которого – интеграция и социализация детей в обществе. Дети не являются равноправной частью общества, их поступки подвержены эмоциям, импульсивны.
  2. Самая значительная часть населения, их нужды – это высшие нужды в обществе. Так как детьми определяют будущее общества, то им должен принадлежать приоритет.
  3. Дети рассматриваются исключительно с позиций возрастной категории.
  4. Часть общества, имеющая равные права с другими представителями населения, участвующая в организуемой обществом деятельности.

Козел отпущения

«Козлом отпущения» называют ребенка, который в своей родной семье является «отщепенцем»: его обвиняют во всех невзгодах, в нем видят только недостатки, его ругают за провинности, на которые в других семьях даже не обращают внимание. Причин, по которым ребенок может играть в семье роль «козла отпущения», — огромное количество. Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями

Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!»

Часто такую роль вынуждены играть дети, родившиеся у людей, которые не были морально готовы стать родителями. Их привычный жизненный уклад изменился: родители стали сильно уставать, начали испытывать финансовые трудности, ругаться, и вместо того, чтобы искать причину в себе, они во всем подсознательно обвиняют ребенка. Будет идти время, одни проблемы будут сменяться другими, но родители по-прежнему во всем будут винить свое чадо. В такой семье можно часто услышать выражения: «Ты всегда мешаешь!», «Из-за тебя все проблемы», «Ты постоянно путаешься под ногами», «Неблагодарный», «Скажи спасибо, что я тебя вырастил!».

Также, например, ребенок может стать «козлом отпущения» в интеллигентной семье, которая стремится выглядеть успешной и образцовой в глазах общества. «Козлом отпущения» может стать непослушный ребенок. Возможно, он не совершает ничего осудительного, но не соблюдает установленные в доме правила, и этого достаточно для того, чтобы стать «отщепенцем».

Еще одна причина — напряженная атмосфера в семье. Когда родственники постоянно конфликтуют между собой, им нужен «громоотвод», который будет принимать на себя все негативные эмоции. Нередко таким «громоотводом» становится член семьи, который не участвует в конфликте — то есть ребенок.

Когда малыш становится «козлом отпущения», никого не волнует, что он искренне любит своих родных: его с детства приучают к тому, что он должен «отрабатывать» свое существование.

Вполне естественно, что со временем у ребенка формируются страх, обида, а потом и озлобленность. Если у него повышено чувство совестливости, то подобное отношение может вызвать комплекс неполноценности и негативное отношение к самому себе, что чревато попытками суицида. Заниженная самооценка, неуважение к людям, озлобленность, доходящая до агрессии — вот лишь некоторые качества, которые развиваются у детей, играющих роль «козла отпущения». Вырастая, такие дети могут возненавидеть родителей.

Кто становится козлом отпущения?

В некоторых семьях роль козла отпущения может передаваться от одного члена семьи другому, позволяя отцу навязывать свое послание, не принимая никаких возражений. Как и в реальном описанном выше случае с ограбленной машиной, любая неудача в этой семье считалась неприемлемой. Попытки защитить себя воспринимались как измена. Каждый должен был делать то, что приказывает отец, молча принимая все его оскорбления в свой адрес. В противном случае детей просто игнорировали или делали из них козлов отпущения. Непослушный сын становился козлом отпущения до тех пор, пока не менял свое поведение и не доказывал, что до него “дошло отцовское послание”. Затем этот статус переходил к следующему “бездельнику”. И так продолжалось с самого детства и до тех пор, пока дети не выросли и не покинули родительский дом.

Во многих семьях роль козла отпущения является постоянной. Так было в семье Алиши, о которой рассказано ниже.

Младший брат Алиши, Том, был козлом отпущения, потому что огрызался и противился манипуляциям со стороны их матери. Ирония в том, что из 4 детей он был самым успешным — спортсмен и отличник — но мама никак не могла смириться с тем фактом, что не могла управлять им так, как управляла Алишей и остальными детьми. Во всех бедах мама винила исключительно одного Тома. Это, в свою очередь, настроило против Тома и отца, поскольку тот верил всему, что ему говорила мама. Остальные дети старались говорить как можно меньше, соблюдая нейтралитет, чтобы не навлечь родительский гнев и на себя.

Том ушел из дома в 18, он поступил в колледж, а затем в юридическую школу. Он не разговаривает с родителями уже 10 лет. Его можно назвать самой успешной темной лошадкой в истории семьи. Алиша по-прежнему с ним видится, но не ее сестра и брат, которые, даже будучи взрослыми, все равно боятся разозлить маму. Хотя из Алиши никогда не делали козла отпущения, у нее осталось много детских травм, с которыми она пытается справиться, посещая психолога. Все свое детство она провела в страхе нападения со стороны самых близких людей.

Как ни парадоксально, но чтобы стать козлом отпущения вам вовсе не нужно стадо. Дети тоже становятся козлами отпущения. Вот история еще одной девочки по имени Дора.

Когда ее мама рассказывала историю своей жизни, во всех своих неудачах она неизменно винила Дору. Причиной ее развода с отцом девочки мама называла рождение Доры. Однако это совершенно не согласовывалось с тем, что рассказывал отец Доры, который ушел из семьи через 7 лет после ее рождения. Мать Доры так и не вышла замуж во второй раз, потому что никому не была нужна женщина с грузом (при этом «грузом» мама называла именно Дору). Это довольно забавно, поскольку отец девочки женился на женщине с двумя детьми. То же самое касалось и ее работы – оказывается, именно Дора была причиной того, что ее матери не давали повышения. В 30 лет Дора начала посещать психолога и в конечном счете поругалась с матерью, не хотевшей признавать свои родительские ошибки. Как сказал психолог, мать Доры перешла от поисков козла отпущения к неприкрытому газлайтингу. Сегодня Дора все еще видится с матерью, но старается максимально от нее отстраниться, потому что ее неспособность отвечать за свои поступки и слова откровенно раздражает.

В этом и заключается преимущество поисков козла отпущения – в возможности снять с себя ответственность.

Рекомендации

  1. Перера, Комплекс козла отпущения (1986).
  2. Книга Левит, Глава 16, в священный день Йом Кипур.
  3. Перера (1986), стр.17: евреи «позже считали Азазеля падшим ангелом». Перера на стр.112 №28, цитируя Луи Гинзберг.
  4. Перера (1986), стр.18 (две цитаты о современной светской культуре, роль Азазеля принижена).
  5. Ср. К. Г. Юнг, «Психологический взгляд на совесть» в его Собрание сочинений (Princeton: Bollingen 1953–1979), т. 10, цитируется Перерой (1986), относительно стр. 11–12, номера 8, 14 номера 21, 33, номера 45.
  6. Перера (1986): архетип (стр. 9–10, 16, 18, 48–49, 73, 77, 83, 98); древний обряд (стр. 8, 11–25, два козла 16–17, 88–97); современный комплекс (18–29, 30, 98, цитаты на 18); обвинители (9, 18–21, обвиняет жертву 20, суперэго 21, 28–29, 30–33, тень 30, проецируемый 31, также раненый 32, 55); жертвы (11–12, 15–16, прячущиеся 24, 26–28, ад 26, эго 28, 33, 34–35, 43–72, бремя 98); внутри семьи (30–33, 35, 53–54, 73, 76, 99); терапия (18, 22, 24–25, 26–29, голос 29, 33, 41–43, 47, 69–72, 86–97).
  7. М.-Л. фон Франц, в К. Г. Юнг, Человек и его символы (Лондон, 1964 г.) стр. 181
  8. К. Г. Юнг, Аналитическая Психология (Лондон, 1976) стр. 108

Как понять, что в отношениях вы – «козел отпущения»?

Что бы вы ни делали, вы постоянно во всем виноваты. Кто-то из родителей вечно вымещал на вас свою злость, а потом эта роль перешла к партнеру. Вероятно, вам досталась роль «козла отпущения». Почему это произошло и как избавиться от нее? Объясняет психолог Шэри Стайнс.

Как понять, что в отношениях вы – «козел отпущения»?

Здоровые отношения строятся на взаимном уважении и признании ценности другого человека. Если этого нет, обстановка в паре или семье становится токсичной.

Нередко возникает ситуация, при которой один из партнеров (членов семьи) принимает роль козла отпущения. Эта роль может тянуться за ним всю жизнь, переходя из одних отношений в другие.

Почему так происходит?

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ «КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ»?

Чаще всего модель виктимного (жертвенного) поведения закладывается в семье.Ребенок в проблемной семье выполняет роль громоотвода: на него выплескивается агрессия одного или нескольких родителей (или других родственников), ему навязывают представление, что во всех бедах виноват он, что он – главное несчастье и позор в семье.

«Наличие «проблемного ребенка» исполняет определенную функцию, помогая супругам уйти от собственных проблем, – объясняет психолог Шэри Стайнс. – Для родителей такой «перевод стрелок» – это еще и повод объединиться, поддержать иллюзию гармонии. Сверхзаботливая мать или бабушка может таким образом реализовать свою потребность в контроле».

Герой фильма и книги «Похороните меня за плинтусом» – типичный пример «козла отпущения» в семье.

ПРИЗНАКИ «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ»

  • принимает все обвинения в свой адрес и ярлыки, которые навешивает на него абьюзер («я – ничтожество», «я всем мешаю», «я постоянно путаюсь под ногами», «если бы не я, всем бы жилось легче»),
  • служит боксерской грушей для вымещения чужого гнева,
  • ведет себя пассивно, не проявляет инициативу и не пытается отстаивать свое мнение,
  • не имеет устойчивой самооценки, сомневается в своей ценности,
  • боится одиночества и отвержения.

Люди, которые делают других козлами отпущения, тоже имеют общие черты. Они включают в себя чувство своего превосходства, раздутое эго и чувство собственной значимости, ограниченную способность к саморефлексии, самодовольство и ханжество. Этот список далеко не исчерпывающий.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ СЕБЯ УЗНАЛИ?

Как и в случае других проблем, первый шаг к освобождению – осознание. Если вы нашли у себя описанные признаки, будьте честны с собой, как бы трудно вам это ни было. Определите, что удерживает вас в этой роли. Возможно, вы боитесь остаться в одиночестве. Или не привыкли думать или решать самостоятельно. Или вам трудно расстаться с абьюзером, потому что вы материально зависите от него.

Так или иначе, эта ситуация указывает на более глубокие личностные проблемы. Размотайте клубок, найдите их – и вам станет легче. Помните: сбросить «шкуру» козла отпущения невозможно до тех пор, пока вы сами уходите от ответственности и проявляете незрелость в отношениях.

Вот некоторые конкретные шаги, которые помогут освободиться от тягостной роли:

  • Сознательно и последовательно избавьтесь от проявлений жертвенного поведения в отношениях; не позволяйте другим винить вас, относиться к вам высокомерно, обесценивать вас
  • Возьмите жизнь в свои руки; в каких сферах своей жизни вы продолжаете полагаться на своего мучителя? Сосредоточьте силы на том, чтобы добиться независимости
  • Ведите себя с достоинством; будьте честными
  • Не берите на себя ответственность за чужие действия, настроения и чувства
  • Полюбите себя, будьте снисходительны к своим слабостям – у кого их нет?
  • Научитесь сами определять свои ценность, а не обращаться за оценкой к другим
  • Избегайте людей, которые не уважают вас
  • Игнорируйте негативный «шум» (оскорбления, издевки, сомнения), который звучит в вашей голове или исходит от других
  • Избегайте желчных, язвительных людей
  • Не рассказывайте посторонним подробности своей личной жизни; приберегите откровенные признания для друзей
  • В целом – мыслите позитивно, ищите во всем хорошую сторону.

Самое важное: научитесь строить отношения с собой. Проведите работу над собой, чтобы в ваших глазах ваши мысли, чувства и ощущения обрели вес. Всегда будет вероятность, что кто-то захочет вас спровоцировать или использовать. Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма

Ваше оружие против таких людей – самоуважение, стойкость и доля здорового пофигизма.

Об эксперте

Шэри Стайнс (Sharie Stines) – психолог, специалист по расстройствам личности, восстановлению после психотравм и борьбе с зависимостью. Сотрудник службы психологической помощи Lifeline Counseling Services.

Кумир семьи

«Кумир семьи» — это одна из самых распространенных ролей. Как бы ребенок не вел себя, он всегда вызывает одобрение и восторг взрослых. Любая прихоть моментально исполняется взрослыми. Если кто-то не так высоко оценивает возможности или особенности ребенка, он тут же вызывает недовольство членов семьи. Вся жизнь семьи подчинена ребенку. Все ее члены постоянно демонстрируют, что живут только ради него.

С одной стороны, любовь к ребенку естественна, но с другой — насколько правильным является такое поведение? Любовь к ребенку не исключает воспитания. В большинстве случаев возможное порицание неправильного поведения идет только на пользу самому ребенку. Так почему же взрослые не задумываются об этом, поощряя детские капризы, хамство, некультурность? Даже в случае осознания неправильности действий ребенка, они находят ему оправдание:

  • без спроса берет вещи — он просто очень любознательный;
  • оговаривается со старшими — чувствует себя взрослым;
  • конфликтует со сверстниками — не видит себе равных;
  • не слушается — энергичный ребенок;
  • плохо учится — учитель не умеет объяснять;
  • плохо ведет себя в школе или в саду — ему там скучно.

При этом ребенком так часто восторгаются, что он начинает вести себя еще хуже.

Наверное, каждому из нас доводилось не раз сталкиваться с невоспитанными детьми в общественных местах, но всегда удивляет не само детское поведение, а умиленное отношение взрослых.

Механизм козла отпущения

Литературный критик и философ Кеннет Берк впервые придумал и описал выражение механизм козла отпущения в его книгах Постоянство и изменение (1935), и Грамматика мотивов (1945). Эти работы повлияли на некоторые философские антропологи, такие как Эрнест Беккер и Рене Жирар.

Жирар разработал эту концепцию гораздо шире как интерпретацию человеческой культуры. По мнению Жирара, именно человечество, а не Бог нуждается в различных формах искупительного насилия. Людьми движет желание того, что другой имеет или хочет (миметическое желание ). Это вызывает триангуляцию желания и приводит к конфликту между желающими сторонами. Этот миметик зараза возрастает до такой степени, что общество подвергается риску; именно в этот момент механизм козла отпущения срабатывает. Это момент, когда один человек выделяется как причина неприятностей и изгоняется или убивается группой. Этот человек — козел отпущения. Социальный порядок восстанавливается, поскольку люди довольны тем, что они решили причину своих проблем, удалив человека, которого лишили козла отпущения, и цикл начинается снова. Ключевое слово здесь — «содержание».

Козлы отпущения служат психологическим облегчением для группы людей. Жирар утверждает, что именно это и произошло в повествовании Иисус Назарета, центральной фигуры христианства. Жирар считает, что разница между козлом отпущения Иисуса и другими людьми заключается в том, что воскресение Иисуса из мертвых он показан невинной жертвой; Таким образом, человечество осознает свои склонности к насилию, и цикл разорван. Таким образом, работа Жирара важна как реконструкция Кристус Виктор искупление теория.

Лидер и жертва

Так вот, в этой статье мы поговорим о двух групповых ролях — Лидера и Жертвы.

Как Вы, наверное, поняли из перечисленных выше конституирующих признаков Жертвы, ею может стать… КАЖДЫЙ ЧЛЕН ГРУППЫ…

Ведь каждый из нас:

  • чем-то отличается от остальной группы (и группа может в один момент посчитать, что отли­чается — СИЛЬНО);
  • каждый из нас — не «гений Леонардо да Винчи» и может вовсе не обладать всем спектром це­нимых группой достоинств, навыков, умений;
  • каждый из нас может в чём-то отставать от группы или даже отставать от группы во всём, в определённые периоды жизни.

Жертвами могут стать именно рядовые члены группы. Эксперт защищён своим умением. Оп­позиционер — такой же сильный, как и лидер, если не сильнее.

Для того, чтобы не стать этой Жертвой, рядовые члены группы выдумывают себе яркие, от­влекающие внимание «подроли» или «подтипы», которые помогают им не скатиться в роль Козла Отпущения. Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:

Среди этих «подролей» психологи выделяют следующие типичные групповые роли:

  • Групповая роль «Невезунчик» или «Мученик». Это человек, который рассказывает «ужа­сы» о своей жизни, потому что именно с ним и с его друзьями и родственниками случается всё самое страшное и нетипичное, что только случается с людьми. Он играет в группе роль «телевизора», по которому всё время «крутят» интересненькие передачи в жанре «чернуха». Кто ж откажется от такого развлечения? Поэтому «Мученика» берегут.
  • Групповая роль «Любимчик» или «Лапочка». Он играет роль «белого пушистого котёнка», который живёт в группе на правах домашнего любимца, имеет своё блюдечко с мо­локом и просто радует группу собой… Не всем дана такая харизма, не каждый может аутен­тично играть роль «ласкового дитятки», поэтому убежище «Любимчика» доступно не всем.
  • Групповая роль «Шут». (с ролью шута, надеюсь, — всё понятно).
  • Групповая роль «Отшельник». Это весьма странная и загадочная роль, которую мы не бу­дем обсуждать в этой статье. Скажу только, что групповая роль «Отшельник» сродни дере­венскому «колдуну» или «ведьме». Он должен быть харизматичен, внушать почтение/уважение, а также — страх и желание держаться от него на определённой дистанции.

Психологи утверждают, что данные способы психологической «защиты» очень вредны, когда они прирастают к человеку как маска, посаженная на клей…

Инстинктивно боясь стать «Козлом отпущения», рядовые члены группы начинают сначала по чуть-чуть утрировать найденные ими спасительные образы. А потом утрирование и пере­игрывание становится нормой…

Что же хорошего в том, чтобы педалировать в себе Невезунчика, с которым никогда не случа­ется ничего хорошего, зачем педалировать в себе ничего не соображающего и не умеющего Лапочку, или Шута или Отшельника, который всё время должен держать мину загадочности на лице и отпугивать от себя народ?

Что может (и должен!) делать Лидер?

Если Лидер хочет, чтобы в его группе царила здоровая психологическая атмосфера, он дол­жен быть лидером — грамотным, владеть искусством межличностного взаимодействия.

Лидер обязан знать: в его силах сделать так, чтобы в его группе не возникло вообще козла отпущения! Это — возможно, и делается это просто.

Давайте зададим себе такой вопрос: «А для чего вообще группе «нужен» козёл Отпущения?»

Для того, чтобы получить простой ответ, проясняющий этот вечный вопрос, мы должны по­знакомиться с фазами эмоциональной жизни группы. Вперёд!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: