Совет 5. Организуйте «пробный экзамен»
При подготовке к экзамену проработайте с ребёнком всю схему процедуры ЕГЭ от и до. Он должен знать, что можно брать с собой (шоколадку, паспорт, чёрные гелевые ручки) и что нельзя (телефон, шпаргалки). Выпускник должен уметь правильно заполнять экзаменационный бланк и рассчитывать время на экзамене, чтобы успеть справиться со всеми заданиями.
Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, предложите ребёнку сходить на пробные ЕГЭ в школе или специальных центрах. На пробных ЕГЭ всё как на настоящих — на входе стоит охранник с металлодетектором, подростка сажают в аудиторию с чужими людьми, читают инструкцию, и он пишет экзамен. А через какое-то время присылают результаты.
Если нет возможности пройти такую подготовку в ЕГЭ, проведите пробник самостоятельно. Распечатайте школьнику демоверсию из интернета, бланк, выделите время в свой выходной, уберите все отвлекающие предметы (в том числе телефон) и засеките время. Выступите в роли наблюдателя — ребёнок не должен никуда подсматривать. Это поможет трезво оценить, насколько он готов и какие пробелы нужно подтянуть.
<<Форма аттестации>>
Совет 3. Главное опыт работы, а не уровень полученного образования
Старшие коллеги любят мне повторять, что бакалавр — неполное высшее образование. Подразумевается, что это недоучки, которых еще нужно готовить и готовить в вузе.
Но карьерная практика — иная. Даже четыре года обучения в вузе — это слишком долго. Квалификацию специалист должен получать в реальной работе, а не на скамье учеников. Как можно раньше студенту нужно искать разнообразные стажировки и участвовать в них. Тогда к окончанию бакалавриата у него уже будет опыт работы, который так ценят работодатели.
Такая система не является чем-то новым. Похожие принципы были заложены Петром Леонидовичем Капицей в «систему физтеха», позволившую создать МФТИ — один из лучших технических вузов страны
Обратите внимание, уже в 1946 году будущий нобелевский лауреат говорил о перегрузке вузовской программы второстепенными предметами и механическим заучиванием. Прошло без малого сто лет, но ситуация в российском высшем образовании явно не улучшилась
Мы не можем повлиять на систему, но, готовя собственных детей, стоит прислушаться к советам одного из величайших ученых XX века.
Вот на каких идеях должна быть создана высшая физико-техническая школа, по мнению Петра Капицы (из его письма Иосифу Сталину, февраль 1946 года):
- тщательный отбор наиболее одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи;
- непосредственное участие в обучении ведущих научных работников в тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
- индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков при отсутствии имеющейся сейчас в вузах перегрузки второстепенными предметами по общей программе и механического заучивания (следствие необходимости массового обучения);
- введение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
Первый тезис связан с отбором наиболее одаренных студентов
Обратите внимание, что Петр Леонидович делает акцент на склонности к творческой работе. Нужно не механическое заучивание, но умение думать, анализировать, творить
Хотя прошло уже почти сто лет, актуальность творчества стала только более востребованной.
Учить специальности должны те, с кем выпускник в будущем будет работать. Если преподаватель сам не работает в современной науке, то он не сможет научить студента. Это верно в любой динамично меняющейся профессии. А других сегодня почти и не осталось.
Рынок труда меняется быстро, и вузы не успевают за этими изменениями.
Поэтому кроме фундаментальной подготовки на младших курсах студент должен как можно раньше начинать работать. Петр Леонидович считал подходящим временем для начала практической работы второй-третий курс обучения. Тогда к окончанию института выпускник будет знать современные методы научных исследований и уметь их использовать.
Как готовиться к ЕГЭ, учитывая свои психологические особенности?
Да-да, готовиться к такому важному событию нужно, исходя из психологических особенностей и характера. Если для вас характерны повышенная чувствительность, нервозность или, напротив, чрезмерное легкомыслие, это обязательно нужно учитывать при подготовке
Например, некоторые ребята мечтают не сравнивать себя с другими. А правильно ли это? На деле главное — отделить негативные сравнения от полезных. Если вы любите откладывать дела на потом, это обязательно нужно учесть при планировании времени на подготовку. Умение правильно вести конспект тоже поможет — как самым активным и собранным, так и тем, у кого проблемы с дисциплиной.
Совет 6. Нет волшебного теста, который определит будущее ребенка
Профориентацию часто представляют как прохождение какого-то теста. Считается, что где-то есть мудрые психологи, которые лучше ребенка представляют, что ему нужно. Действительно, тестированием можно определить предпочтения ребенка. Но сделать это не так просто. Проходя тестирование, человек знает, что от него хотят. И часто будет отвечать, стремясь угадать нужный результат. Тем более, если его привели родители.
Тестирования могут помочь. Но качество этих опросников бывает разное. Некоторые вообще построены по магическому принципу «на усекновение главы Иоанна Предтечи нельзя есть ничего круглого».
Нравятся машины — иди в автослесари, нравятся животные — в ветеринары. Для такой ориентации не нужен специальный тест.
Более сложные определяют личностные черты подростка. Например, часто анализируется большая пятерка черт личности: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм, открытость опыту. Но эти тесты — всего лишь первоначальная информация о человеке для незнакомого с ним специалиста по профориентации.
Тесты лишь помогают карьерному консультанту лучше понять тип личности ребенка. В хороших школах эта информация дополняется отзывами профильных учителей, беседами с ребенком, родителями. Самого по себе теста недостаточно, и не стоит ставить будущее ребенка в зависимость от случайного опросника. Решение должно прорастать изнутри.
Совет 4. В образовании главное не знания, а другие студенты
Большинство моих друзей — те люди, с которыми я познакомился в институте или в старших классах школы. Возраст между 15 и 25 годами предназначен для того, чтобы найти свое место в социуме, обзавестись друзьями, перенять ценности своего коллектива.
Важно не то, чему будет учиться вчерашний школьник. Важно — вместе с кем он это будет делать
Наши однокурсники, их друзья и знакомые — это те люди, с которыми мы пойдем по жизни. И с будущими супругами мы тоже часто знакомимся именно в студенческом возрасте. От того, в каком обществе пройдет юность человека, будет зависеть очень многое в его жизни.
Психолог Мэг Джей в своих книгах показывает, что возраст между 20 и 30 годами является определяющим в жизни человека. Она подчеркивает силу слабых связей — тех людей, с которыми мы немного знакомы, но не общаемся регулярно. Они нам не совсем чужие, но при этом и не близкие друзья. И именно этот круг может сильно помочь в жизни.
С близкими друзьями мы очень похожи: наши интересы, ценности, взгляды на жизнь. А знакомые расширяют кругозор, помогают иначе взглянуть на проблему. Они же могут помочь с работой: часто сотрудников предпочитают искать через знакомых, а не по объявлениям в интернете. В общем, чем шире у человека круг общения, тем больше возможностей он имеет.
Выбирая траекторию развития, стоит, прежде всего, обращать внимание на то, вместе с кем предстоит учиться. Этот социум должен быть максимально близок к тому, в котором человек планирует прожить свою взрослую жизнь
И, конечно, это должны быть люди, стремящиеся к развитию.
Кстати, это применимо не только к вузам. Если человек планирует учиться в колледже, все равно акцент нужно делать не на образовательной программе, а на том, какие студенты там учатся. Уставшие от учебы студенты с потухшими глазами вряд ли станут подходящими спутниками в жизни.
О чем важно знать современному родителю выпускника
1. Вы уверены в ребенке = он уверен в себе
Наша психика устроена таким образом, что именно родительский дом — это тот основной ресурс, из которого ребенок черпает силы, уверенность в себе и в том, что его окружает. На всех этапах взросления, во всех кризисных ситуациях родительский дом — это место, где тебя любят и примут всегда и любым, где в тебя верят и поддерживают, где безопасно и спокойно.
Из такого дома в социум выходят счастливые и уверенные в себе люди, которые справятся со всем
Эта истина актуальна всегда, но особое внимание ей важно уделить в этот сложный и ответственный для вашего ребенка период
2. Слова поддержки
Нам порой кажется банально произносить то, что «и так понятно», и это большая ошибка! Банальные и очевидные для вас слова и жесты важны и необходимы сейчас вашему выпускнику: «Мы в тебя верим», «У тебя все получится», «Ты отлично справишься», «Мы тебя любим всегда».
3. Жесты и прикосновения
У каждой семьи свой уклад, свои привычки, правила общения и взаимодействия. В здоровой семье всегда есть тактильный компонент общения: обнять, поцеловать, похлопать по плечу… Конечно, когда речь идет о младенце, то говорить о тактильном компоненте легко. Его все время хочется обнять, поцеловать и потискать, а когда он вырастает, то как же его такого взрослого приласкать-то?
Найдите свои варианты, которые подходят именно вашей семье, но помните: его/ее, такого большого и взрослого, тоже надо обнять и приласкать. Особенно в этот период нехватка тактильных ощущений и сенсорный голод — это путь к стрессу.
4. Дом — территория, свободная от стресса
Теплая, уютная и спокойная атмосфера дома — одна самых важных антистрессовых мер. Чем ближе к экзаменам, тем напряженнее атмосфера в школе. Если прибавить к этому курсы и репетиторов, то местом, где хорошо и спокойно, должен, просто обязан стать дом.
Конечно, поинтересоваться, как дела в школе, можно и нужно, но давить и выступать с нотациями дома в этот период просто опасно. Так как в этом случае ребенок будет искать другое место, где атмосфера не пропитана духом ЕГЭ, и им может стать бар, клуб или квартира друга, в которой часто отсутствуют родители.
5. «Я» и «ты» вместо «мы»
Из примера выше видно, что мама Аси все время употребляет местоимение «мы», рассказывая о дочке. Этот случай очень показателен и, к сожалению, крайне популярен. Невозможность родителя «отлепиться» от ребенка и внутренне отделить его жизнь от своей создает массу проблем для обоих.
Чем эта ситуация грозит в преддверии ЕГЭ? Мама на всех этапах находится вместе с ребенком, все решает и контролирует, но на экзамене-то он будет один. Мамы рядом не будет, вместе с ним никто не станет решать задачки, и отвечать за все ему одному и ответственность нести одному, хотя всегда были «мы».
И вот тут вариантов развития событий, как правило, два.
Первый вариант
Ответственность нужно нести не только за себя, но и за маму, а бывает, что и за папу, и оправдать все возложенные надежды, не подвести — ноша неподъемная. Такое осознание часто приводит к соматическим заболеваниям и в день (иногда за день до) экзамена поднимается температура, начинается, например, грипп. Организм принял решение на экзамен не ходить.
Второй вариант
Ребенок внутренне разделяет ответственность за все свои действия вместе с мамой (папой), а потому и за все возможные неудачи будет винить вас, причем поскольку вы «старше и мудрее», то и процент вины на вас будет возложен более значительный.
Экзамен — это кризис, а кризис — это рост.
… а рост — это хорошо. Эту простую и такую важную формулу нужно не только держать в своей голове, но и постараться вложить в голову своему выпускнику.
Мы знаем, но часто забываем, что личностный рост — это единственный путь развития человека. А растем мы только через кризисы. Сидя в «зоне комфорта» и не высовывая оттуда нос, невозможно развиваться.
В головах у многих родителей засела истина, что экзамены — стресс, а стресс — это зло. Но все совсем не так однозначно! Кризис и рост невозможны вне стресса, однако правильно организованные экзамены и хорошая к ним подготовка делают этот стресс не только не вредным, но и полезным для человека. Дают ему бесценный опыт прохождения стрессовых ситуаций и варианты выхода из них победителем. Такой стресс закаляет и делает человека стрессоустойчивым.
Совет 1. Нужно не выбирать профессию, а планировать траекторию собственного развития
Термин «профориентация» некорректен. Название «профессиональная ориентация» подразумевает, что есть какая-то конкретная профессия, к которой лучше всего подойдет конкретный человек.
Когда-то это действительно работало: человек получал специальность и работал всю жизнь на одном заводе. Но в последние десятилетия так не бывает. Из моих однокурсников редкие единицы работают по специальности, полученной в вузе. А значительное число даже сменило профессиональную область.
В будущем этот процесс только ускорится. Сегодня каждый год появляются новые профессии.
Сложно предсказать, какие специальности будут востребованы, а какие уйдут в прошлое.
Поэтому лучше говорить не об ориентации в мире профессии, а о развитии себя как специалиста, планировании собственной карьеры. Не случайно странице русской «Википедии» «Профессиональная ориентация» на английском языке соответствует страница «Карьерного консультирования».
Не нужно подгонять ребенка под стандарты определенных профессий. Лучше планировать, какие навыки он будет развивать, и искать оптимальный способ развития этих навыков. В центре — конкретный уникальный специалист, а не стандартизированный представитель определенной профессии. Институт, колледж, курсы, кружки и секции — это просто инструмент в собственном развитии уникального специалиста.
Совет 2. Не давите
Давление окружающих — один из самых стрессовых факторов, сопутствующих ЕГЭ. Педагоги в школе подают экзамен так, будто это единственная цель в жизни каждого школьника. Потенциальными баллами за ЕГЭ измеряют все шансы на успех в будущем. Выпускник чувствует себя так, будто у него нет права расслабиться. Если родители присоединяются к хору учителей и вторят: «Если не сдашь, будешь работать дворником! Не опозорь нас там!», то последствия могут быть печальные.
Чтобы поддержать ребёнка перед ЕГЭ, важно научить сына или дочь не бояться провала. Жизнь не кончается на экзамене и не определяется его баллами
В крайнем случае ЕГЭ можно пересдать, а вот здоровье и потраченные нервы уже не вернуть.
Совет 2. Гибкие навыки более важны, чем узкопрофессиональные
Я работаю в достаточно узкой технической области, связанной с разработкой современного оборудования. И знаю, что невозможно найти готового специалиста после вуза — человека в любом случае придется дополнительно обучать специфике нашей работы.
Важно не то, чему человек научился в институте. Важно, насколько он любит учиться, готов решать новые задачи и открыт новому
Название вуза не имеет никакого значения — так говорят сегодня специалисты по персоналу крупных корпораций. Узкие профессиональные навыки важны лишь для небольшого числа профессий, например, в IT. Но даже там технологии становятся все доступнее и проще в освоении, а стандартные задачи автоматизируются. Узкоспециальные (жесткие) навыки (по-английски hard skills) уходят на второй план
А внимание рекрутеров сосредотачивается на гибких или мягких навыках (soft skills)
Специалисты Всемирного экономического форума разработали подробный перечень гибких навыков, важных для профессионалов сегодня и в ближайшем будущем
- Познавательные способности: понять постановку задачи, составить математическую или логическую модель, понять, как изменения повлияют на систему и что идет неправильно.
- Умение понимать контекст: понимание текста и умение формулировать его устно, письменно или в электронной форме.
- Навыки действия: активное слушание (умение сосредоточиться на том, что говорят другие, понять суть проблемы, задавать нужные вопросы в подходящее время, не перебивая), умение понимать и регулировать эмоциональное состояние (собственное и окружающих), критическое мышление (использование логики и доводов для нахождения сильных и слабых сторон проекта).
- Комплексное решение задач: умение решать новую, нечетко сформулированную проблему в условиях реального мира.
- Управление ресурсами — определить, сколько их потребуется и как они будут расходоваться. Ресурсами могут выступать деньги, материалы, оборудование, люди, время.
- Социальный интеллект: умение договариваться с другими людьми, предсказывать, как и почему отреагируют другие люди. Навыки ведения переговоров, убеждение, обучение других людей. Ориентированность на решение задач клиентов и активный поиск способа решить их проблему.
- Системное мышление. Это оценка и принятие решений, умение выбрать наиболее подходящий вариант решения проблемы с учетом затрат и преимуществ. Также сюда входит системный анализ. Понимание, как работает система и как изменение одного из условий повлияет на общую работу системы.
Какие навыки будут наиболее востребованы в будущем? Специалисты Всемирного экономического форума считают, что, прежде всего, комплексное решение задач. Работодатели ждут этого умения от каждого третьего кандидата (36% позиций требуют этого навыка). За ним идут социальные навыки (20% позиций), навыки действия (активное слушание, критическое мышление — 18%). Далее — системное мышление (17%), познавательные способности (15%), навыки управления ресурсами (13%) и умение понимать контекст (10%).
Необходимость развития гибких навыков понимают и в нашем Министерстве образования. Развитие гибких навыков включено в существующие образовательные стандарты (ФГОС), пришедшие в школы еще в 2010 году. Во ФГОС они называются личностными и метапредметными результатами. Здесь есть и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, и навыки сотрудничества со сверстниками.
Выпускник школы должен уметь учиться на протяжении всей жизни, определять себе цели, выбирать стратегии их достижения и использовать возможные ресурсы.
Но удается ли массовой школе развивать гибкие навыки? Скорее, нет. Учить гибким навыкам гораздо сложнее, чем сообщать некий набор информации. Это требует времени и индивидуальной работы с учеником. Если на одного учителя приходится 35 учеников, как он сможет научить их групповой работе и самостоятельной исследовательской деятельности?
Выход есть всегда!
Только ленивый психолог не прокомментировал популярную табличку в метро «Выхода нет», рассказав об опасном влиянии этой фразы на психику человека. Одна из важных особенностей выпускного экзамена – это его рубежность. Переход из привычного школьного мира в мир новый, незнакомый.
И тут встает вопрос – а если не вуз, если не поступил, то что? Всё? Именно здесь родителю важно включиться в диалог и не совершить большую ошибку из самых лучших побуждений, замкнув круг внутренних рассуждений подростка фразой «другого выхода нет»
Что важно сделать
Поговорите и расставьте приоритеты, в которых, разумеется, вуз будет стоять на первом месте, но будут и другие варианты, которые не так желанны, но вполне реальны и приемлемы. У человека должно быть пространство для маневра, именно оно создает ощущение свободы и, как следствие, возможность целенаправленно действовать
Важное правило функционирования психики – действовать тогда, когда выход есть. Отсутствие выхода рождает ступор и панику
И помните – горячая экзаменационная пора рано или поздно закончится. А доверительные отношения между вами и вашим взрослым, но ребенком – останутся, независимо от того, в какой вуз он поступит.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Как выбрать ЕГЭ?
Выбрали профессию и определились с вузом? Пора определить, какие ЕГЭ вы будете сдавать. Среди ЕГЭ есть обязательные предметы — русский язык и математика, они нужны для получения школьного аттестата. Остальные ЕГЭ — экзамены по выбору. В 2020 году из-за пандемии коронавируса отменили обязательную сдачу русского и математики. Их сдавали только те те, кто поступал в вузы, всем остальным аттестаты выдавали просто так. Что будет в 2021 — пока неизвестно, в Роспотребнадзоре сейчас отмену обязательных предметов для всех выпускников.
Предметы по выбору можно разделить на три базовых направления: гуманитарное, естественно-научное и физико-техническое. Хочешь стать филологом — выбираешь литературу, биологом — биологию и химию, инженером — физику
Важно ориентироваться на выбранный вуз — он сам решает, какие экзамены требуются для поступления. Часто бывают ситуации, когда разные вузы требуют на одинаковые направления разные ЕГЭ
Совет 5. Направление развития должен выбирать ребенок, а не родители
Если родители действительно хотят помочь ребенку, то лучше учить его самостоятельно делать выбор. Выбирать профиль в школе, выбирать кружки и секции. Заниматься тем, что интересно, даже с ущербом для успеваемости в школе. Если человек сохранил любознательность, то он легко сможет за несколько лет разобраться в новой сфере.
Вот что говорит об этом Арина Егорова, начальник отдела развития карьеры ВШЭ и автор телеграм-блога «Без aspera ad astra»:
Арина Егорова
«Вы даже представить себе не можете, как много может зарабатывать ваш ребенок на видеомонтаже, 3D-моделировании, развитии игр, профессиональном киберспорте, дизайне, подкастах, ютуб-каналах, создании сайтов, татуировках и еще куче вещей, о которых вы, возможно, ничего не слышали или ничего в этом не понимаете. Если вы не готовы поддержать ребенка, то просто не мешайте. Если он увлеченно рисует что-то в непонятной вам программе, искренне поинтересуйтесь его увлечением. Вы удивитесь, с каким энтузиазмом он расскажет вам о своем хобби при условии, что вы не обманете его доверие».
Сохранить интерес к учебе гораздо важнее, чем научить чему-то конкретному. А для этого ребенок должен понимать, что именно его выбор — ключевой.
Если есть возможность, стоит брать ребенка к себе на работу, просить друзей семьи рассказать о собственных профессиях, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах. Старшеклассникам полезно посещать дни открытых дверей, встречаться с потенциальными работодателями, молодыми специалистами и студентами. Чем больше у ребенка будет информации о взрослом мире — тем лучше. Если этой информации нет, то весь выбор ребенка сводится к тем профессиям, которые он видит своими глазами: учителям, врачам и блогерам.
Хаосу – нет, плану – да!
Важный пункт подготовки к экзамену – это отказ от хаоса в жизни в пользу здорового планирования. Чем больше определенности, тем безопаснее, чем безопаснее, тем спокойнее. Все просто.
За два-три месяца перед экзаменом:
- все поездки, по возможности, запланированы заранее;
- расписание занятий четкое, стройное и всем удобное;
- дополнительные «стрессовые» нагрузки – минимизированы.
Даже хорошие, на первый взгляд, поступки, с целью порадовать и подбодрить чадо: «А давай заведем щенка, ведь ты давно хотел» – принесут стресс вместе с радостью, поэтому лучше перенести их на другое время. Радовать можно менее эмоционально затратными вещами и событиями.
Как подать заявление на сдачу ЕГЭ?
Подать заявление на сдачу дополнительных предметов на ЕГЭ нужно до 1 февраля. Это можно сделать двумя способами. Первый — прямо в школе, обычно этим занимается администрация учебного заведения. Вы пишите в заявлении выбранные предметы, ставите свою подпись и отдаете завучу. Если после подачи заявления вы решили изменить набор предметов, сделать это нужно до 1 февраля. Еще заявление можно подать онлайн на официальном сайте мэра Москвы.
Поменять выбранные экзамены после 1 февраля сложно, но реально. Первое условие — изменения нужно внести не позднее, чем за 2 недели до экзамена. Второе — необходимы уважительные причины.
Психологическая помощь родителей при подготовке к ЕГЭ
Порой родители, действуя из лучших побуждений, могут усугубить состояние своего ребенка. Чтобы этого не произошло, нужно понимать, как устроена психологическая подготовка к ЕГЭ, что может помочь выпускнику справиться с экзаменами.
Прямая помощь в подготовке к ЕГЭ
Во-первых, необходимо разобраться, что конкретно можно сделать, чтобы облегчить обучение и поступление. Это, в первую очередь, материальные возможности, которые стоит обсудить с выпускником, сопоставить с его желаниями:
- подберите несколько способов подготовки (онлайн-школы, репетиторы, сборники и пр.),
- подберите несколько вариантов для поступления (если учиться платно, то в пределах какой суммы и пр.),
- помогите с организацией учебного процесса (например, многим некомфортно общаться по телефону с приемной комиссией или репетиторами, поэтому вы можете взять это на себя).
Избегайте давления
Окончательное решение должно оставаться не за вами, а за вашим ребенком, поэтому не оказывайте давление, позвольте ему все обдумать. Не подбирайте никаких вариантов без ребенка, ориентируйтесь на его желания, а не на советы других людей.
Проработка собственных эмоций
Психологическая подготовка к ЕГЭ нужна и родителям. Нервозность заразительна, поэтому в первую очередь успокойте себя. Вы будете любить своего ребенка вне зависимости от результатов, а сдавать экзамены можно хоть каждый год.
Поддержка психологического комфорта
Дом для каждого ребенка — это уголок спокойствия и любви. Здесь он должен чувствовать себя в безопасности, иметь возможность отдохнуть от давления и учебы. Поэтому по возможности освободите его от домашних обязанностей и позвольте иногда расслабляться: проводить время с семьей, играть или гулять с друзьями
Важно не только закалить характер и проверить готовность к предмету, но и сохранить ментального здоровье
Проводите пробные экзамены
Самая сложная часть любого экзамена — это уложиться в отведенное для него время. Поэтому в подготовке необходимо иногда своими силами решать варианты с таймером. Однако сделать это самостоятельно бывает сложно: можно заранее увидеть варианты, более того, возникает множество соблазнов, время тратится на технические моменты. А вот с проверяющим пробный экзамен — это настоящая психологическая подготовка к ЕГЭ, так как ребенок будет понимать, что списать у него не получится, а организация пробника не зависит от него. Это чистая проверка знаний, которая поможет отследить как прогресс в освоении материала, так и западающие моменты.
Совет 1. Помогите с подготовкой к ЕГЭ
Залог успешной сдачи экзамена — качественные знания. Не в ваших силах вложить их в голову сыну или дочери, но вы можете помочь найти репетиторов, купить необходимые пособия или курсы, предложить участие по мере необходимости. Родители могут проявить участие словами:
- «Хочешь, давай повторим такую-то тему? Я могу тебя поспрашивать, если что, обращайся».
- «Тебя устраивает курс подготовки? Чувствуешь, что занятия приносят пользу?»
- «Ты уверен, что правильно организовываешь своё время? Давай вместе подумаем, как оптимизировать график подготовки?»
Многие выпускники, сдающие ЕГЭ, выбирают онлайн-подготовку. Это помогает экономить время и силы. Предложите ребёнку рассмотреть такой вариант. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» готовиться к экзаменам можно с преподавателями из лучших вузов России, экспертами ОГЭ и ЕГЭ. Курсы подготовки по математике и по русскому языку входят уже в базовую программу. В рамках индивидуального маршрута обучения можно взять также курсы подготовки к декабрьскому сочинению и курсы по профильным предметам.
<<Форма с консультацией>>
<<Форма демодоступа>>
Как вести себя на ЕГЭ?
1. Пройти контроль. Вы приезжаете в школу в день экзамена к 9:00. Если опоздаете — вас пропустят на экзамен, но вы не услышите, как нужно заполнять бланки. С собой нужно взять паспорт — его будут проверять на входе в ППЭ — и черную гелевую ручку. На сам экзамен в аудиторию также можно взять линейку, бутылку с водой и лекарства. Запрещено проносить телефоны и другие средства связи, диктофоны и электронную аппаратуру, шпаргалки, конспекты и любые бумажные справочные средства. Их наличие проверяют рамками металлоискателей или ручными приборами.
2. Занять место в аудитории. С рассадкой помогают два организатора. Для прозрачности процедуры с 2014 года во всех аудиториях есть системы видеонаблюдения. За ходом единого государственного экзамена можно наблюдать в режиме реального времени на портале «Смотри.ЕГЭ», но только аккредитованным лицам. На некоторых ППЭ устанавливаются также «глушилки» для подавления сигналов сотовой связи.
3. Пройти инструктаж. Организаторы в аудитории расскажут вам о порядке проведения экзамена и его длительности, объяснят, как нужно заполнять бланки и подавать апелляцию, если что-то пойдет не так.
4. Начать выполнять задания. На ваших глазах организаторы вскроют пакеты с заданиями и раздадут черновики. Сразу нужно проверить, нет ли на листах каких-либо дефектов. Если они есть, то можно сдать все обратно организаторам и получить от них новые.
Чтобы выйти в туалет или медпункт, нужно сообщить об этом организатору и сдать бланки. В туалет или медицинский пункт вас проводит дежурный.
Во время экзамена запрещается разговаривать друг с другом; передавать другому ученику бланки и любые другие предметы, ходить по аудитории и покидать ее аудиторию без сопровождения. За любое нарушение дисциплины экзаменуемого удаляют с ЕГЭ.
5. Сдать работу. В ходе экзамена организаторы будут писать на доске, сколько остается времени. Когда время кончится, дежурные сообщат вам об окончании экзамена и соберут бланки. После этого на глазах выпускников они поставят печать на бланках и упакуют их.
Не забываем об отдыхе
Год перед экзаменом многие вспоминают как самый тяжелый – не только из-за страхов и стрессов, но, прежде всего, из-за перегруженности. Репетиторы, курсы, дополнительные часы «важных» предметов – и все это помимо нагрузки в обычной школе. Эта нагрузка зачастую просто не под силу подростку, силы которого направлены еще и на решение его внутренних кризисов и конфликтов.
Уставший и «нафаршированный» знаниями молодой организм часто сдается на финише или близко к нему. Уже начиная с марта растет заболеваемость среди выпускников, а ближе к маю головные боли, срывы «по пустякам» и истерики на ровном месте – самый частый запрос к психологу от родителя.
Что делать?
- Отследить расписание и распределить нагрузку. Восемь-девять уроков в день и в школе до 15.00 – вечер свободен, шесть-семь уроков и среди них мало «важных» – вечером репетитор. Выходные остаются выходными – это хорошее правило. В случае тревожного подростка – это закон. Один из выходных – спорт.
- Давать свободное время и пространство. Между школой и репетитором – не менее часа-двух «безделья».
- Меньше компьютера и телевизора, больше воздуха и спорта.
- Совместный отдых. Обязательная часть антистрессовой программы. Просмотр фильма, игра в «активити» по вечерам, катание на лыжах, прогулка в парке – что угодно, но всей семьей и с удовольствием.
Совет 7. После школы мы не выбираем путь на всю жизнь — только на ближайшие несколько лет
У самурая нет цели, только путь. Наша жизнь состоит из множества маленьких выборов, маленьких перекрестков дорог. Постепенно эти выборы складываются в большой путь. Но никогда весь путь не определяется одним перекрестком.
Выбор образовательной траектории после школы — действительно один из самых важных в жизни человека. Но он не является неисправимым. Можно завалить ЕГЭ и поступить через год. Можно поступить в не такой сильный институт. Можно пойти работать, взять год передышки (gap year) — так часто делают в европейских странах. Никакой из этих выборов не ставит крест на будущем ребенка.
Сегодня школьники настолько запуганы ЕГЭ, что им кажется: это главное в их жизни. Но излишняя тревога не сделает человека счастливым. Если человек готов проиграть, ему легче выигрывать. Повышенная тревога — плохой помощник на экзамене. Подростку нужно напоминать, что даже поражение не разрушит его жизнь. Это просто часть жизненного пути, часть его опыта.
И грустно, если одна из множества целей заполняет всю жизнь человека. Это может создать множество проблем и заболеваний, вплоть до самых серьезных. Наша страна находится в тройке мировых лидеров по числу подростковых самоубийств. И я уже встречал старшеклассников, которые считали, что в случае плохо сданных ЕГЭ им незачем дальше жить.
Неправильно выбранный вуз не разрушит будущее ребенка.
Четыре года, проведенные в бакалавриате — это лишь небольшая часть жизни. За это время человек научится чему-то полезному, что как-то пригодится ему в жизни. Но если это оказалось не интересно — он не обязан посвящать этой профессии всю свою жизнь. Переучиться будет не сложно. Образование сегодня все доступнее, было бы желание.
Важно раз за разом напоминать это ребенку. С задачей запугать ребенка ЕГЭ школа прекрасно справляется и без помощи родителей
Мир не разрушится, если наши подростки вдруг завалят экзамены. Поговорите со своими детьми об этом.
The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution // Global Challenge Insight Report. January 2016, p. 52-53
Фото: unsplash.com