Как продвигаться к успеху?
Хватит доверяться старушечьим сплетням о непрестанной работе над собой ради достижения успеха. Маятники охотно подсунут в нужный момент «рецепт счастья», мол, делай, как я, и все будет «в шоколаде».
Если поддаться навязчивой агитации, «в шоколаде» будет у маятников, а не у вас. Вам же уготованы энергетические потери в пользу тех самых маятников, радеющих об общественном благе.
Потому что «менять себя» в угоду принятым стандартам, как того требуют маятники, значит отрицать уникальность и целостность собственной души. Это очередная беготня за миражом в попытке впрыгнуть в «последний» вагон чужого успеха.
Фото 2. Душа и разум должны сливаться в единое целое при принятии весомых решений, от которых зависит будущее
Трансерфинг предлагает диаметрально противоположный вариант движения к успеху. Вместо попыток подогнать свое тело и манеру поведения под чьи-то стандарты, переменить отношение к собственной душе на более лояльное и терпимое.
Эта важнейшая практика, рассчитанная на каждый день, рано или поздно приведет разум и душу к единству. В этом единстве важнее всего ощущение уюта, спокойствия и комфорта.
При душевном дискомфорте есть смысл подключать к решению проблем разум, но делать это осознанно. Душа всегда должна иметь приоритет над разумом, особенно в принятии судьбоносных решений.
Ничем не подкрепленный оптимизм разума должен уравновешиваться природной сдержанностью души. Ее шепот и есть тот самый шелест утренних звезд, который не так-то и сложно расслышать
А нужно всего-то обратить на него внимание…
Ключевое упражнение для тренировки навыка слышать голос души – неотвратимо направлять внимание в сторону душевного комфорта. Сразу же после принятия разумом решения, оценить свои внутренние ощущения
Если на душе радостно, все нормально, душа с решением согласна. Если что-то гнетет и или наполняет недобрыми предчувствиями, душа противится решению. Скорее всего, его придется пересмотреть.
Формирование Разума
Друзья!.. отбросьте всё и просто подумайте для себя: Кто я? Много говорят о космическом разуме, но никто не говорит, в принципе, что это такое. Разум, вообще, только формируется в человеке, в том числе и космический. Это новое, дивное состояние Сущего, и этот Разум только начинает проявляться через чувства в творческом экстазе.
Не было Разума и даже космического, есть в космосе только Сознание и Сила.
Одни считают себя Душой, другие — Духом, одни пытаются идти и вести других в небеса, дабы обрести покой, но теряют Разум, другие идут и ведут в ад, в Геенну и обретают Силу, но теряют… Разум. Столько пройти и остановиться, вернуться и потерять Разум?.. считаю не позволительно и даже преступно по отношению к себе, к Сущему, к Разуму. Мы смогли создать Разум и это наше человеческое дитя, рождающееся в смерти, страданиях и боли великих испытаний Души и Духа и… сдаться?..
Всё!.. Всё!.. подлежит уничтожению, ибо ничто не может властвовать над миром и быть космическим кумиром над вечной силой бытия, в котором есть и Ты и Я (Витязь, Навнушка)!.. В котором есть закон великий: «Не покорять, а созидать, не принимая путь безликий — Душой Творить, Духом искать!.. «Если меня с ног собьют, я буду ползти, но бороться! Если меня вдруг убьют, я ураганом приду, но буду бороться».. То, что на Землю идёт, а это генералы Света и Тьмы, и идут они, чтобы уничтожить человека… Нет граду стояния, где Воин живёт… Но Воина там нет, Воин ушёл, чтобы биться!.. и победить!.. Чтобы жил Человек!.. чтоб Любил Человек!.. и Творил!.. и Творил!.. и Творил!..
И на посошок фильм в тему:
https://youtube.com/watch?v=AeP6x6L2_zA
Вот и все, друзья.
До скорых встреч.
Есть ли душа у собак, кошек и других животных
Многие из православных христиан интересуются, есть ли душа у их котов, собак и других домашних питомцев. Связано это с переживаниями об их будущем. Ведь если души нет, то тогда получается, мы их больше никогда не увидим после смерти?
Например, святитель Лука Крымский считал, что:
«И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном».
Но, единого мнения о том, будут ли животные существовать после смерти, не существует. Но многие люди отмечают, что животные пробуждают в нас лучшие качества и чувства. Они являются маленькими помощниками Бога в работе по взращиванию нашего сердца.
Некоторые видят в Писании основания для веры в то, что в будущем Бог воскресит не только людей, но и животных, которые будут наслаждаться со своими хозяевами вечной жизнью в раю.
Что происходит с душой после смерти
Традиционно в православном богословии считается, что сразу после смерти душа отправляется к Богу для частного суда. Однако ад, как и небесный рай, вопреки распространённому мнению, не являются местами окончательного пребывания душ. Вечная участь каждого человека определяется во время Страшного Суда.
Это имеет огромное значение для утешения христиан, скорбящих из-за потери близких. Одно из кардинальных отличий православного учения от протестантского заключается во взгляде на посмертную участь человека.
Многие протестанты утверждают, что основополагающим для вечной участи человека является то, каким он был на момент смерти. И если он не успел покаяться и принять Христа, то изменить уже ничего невозможно.
В православном учении издревле существует совсем иная оценка посмертной участи грешников. Основана она на нескольких моментах.
Во-первых, богословы восточной церкви глубоко размышляли над следующим сообщением Писания:
«… Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды»(1Петр.3:18-20).
Иконография: Воскресение Христово — Сошествие во ад Датировки: XV в. Третья четверть XV в.Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 89,5 см, ширина 59,5 см Из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По сторонам от него коленопреклоненные Адам и Ева. НГОМЗ 2179. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI-начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №37.
Духами, которым проповедовал Иисус, православные мыслители, в отличие от католических, считали всех умерших, что пребывали в аду в том момент, когда туда сошёл Христос, а не только праведников Ветхого Завета.
Но какое значение это имеет для современных верующих? В книге архиепископа Илариона (Алфеева) «Христос — победитель ада» делается воодушевляющее предположение:
Учитывая это, православные христиане придерживаются иной точки зрения, нежели протестанты, и уверены в том, что посмертную участь души можно изменить. Поэтому они возносят за усопших молитвы Богу и совершают дела милосердия и любви, чтобы Господь помог душе возрасти духовно и нравственно даже в аду и после этого забрал её в рай. Это согласуется с мнением Максима Исповедника, который считал, что муки в аду имеют воспитательный и исправительный характер.
Что будет с душой после Суда Христова? Во-первых, нужно отметить, что перед Судом предстанет весь человек, а не его отдельная часть. То есть, по православному учению, душа воссоединится с телом во время воскресения из мёртвых. Дальше же произойдёт то, о чём сказал Иисус:
Что же произойдёт с нечестивыми? Книга Откровение поясняет слова Христа:
Означают ли слова Христа, что нечестивые будут мучимы буквальными пытками, наподобие тех, что использовались в застенках инквизиции и за колючей проволокой концлагерей? Многие уверены, что это очевидная истина. Однако святые думали иначе.
К примеру, прп. Исаак Сирин писал:
В трудах Отцов Восточной Церкви подчёркивается, что Божий Суд будет основан на его любви и истине, а не на земных юридических нормах.
Стоит ли воспринимать всерьёз популярный рассказ о мытарствах души, которые можно встретить в сочинениях о житие Василия Нового и других источниках? Среди богословов нет единого мнения по этому вопросу.
Заслуживает внимания то, что упомянутый источник является апокрифическим сочинением и не может стоять в одном ряду с книгами Библии. В самом же Писании нет сообщений о мытарствах.
Библия нигде не говорит, что Бог после смерти испытывает праведников, будто не доверяет им. Как раз наоборот, Христос говорит:
А апостол Павел так говорить о своем посмертном уповании:
В таких сложных вопросах, как посмертная участь праведников и грешников, последнее слово должно оставаться за Священным Писанием.
Бессмертие души
Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).
Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.
Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.
Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).
Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).
В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).
Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).
Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.
По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.
Инструменты души для восприятия жизни
У души нет физического тела, нет глаз и ушей
Но ей важно воспринимать и чувствовать жизнь, чтобы собирать наиболее полную картину происходящего и передавать информацию духу для анализа. Когда у духа есть все вводные данные, он может наиболее полно направлять и корректировать движение человека по реализации целей и задач на жизнь
Основные инструменты души для сбора данных — это чувства и переживания человека. Именно с их помощью она получает информацию о том, что происходит в жизни и записывает всё происходящее в архивы памяти.
Чувства состоят из эмоций — переживаний
Поэтому, чтобы душа могла наиболее полно воспринимать всю информацию, важно, чтобы все эмоции и чувства присутствовали в человеке и были свободны, чтобы сердце было открытым
Часто, взрослея, человек начинает избегать чувств, закрываясь от боли, переживаний и страхов, стеснением или маской равнодушия и неприступности.
Есть и другая причина, не принимая свои отрицательные качества и эмоции, такие как раздражение, злость, гнев и т.д. человек старается их спрятать глубоко внутри, забывая о том, что нельзя закрыть только «плохие» эмоции.
Нельзя отделить одни чувства от других. Это то же самое, что пытаться в море отделить одну волну от другой, одно течение от другого. Это невозможно. Чувства, как и стихии, имеют волновую природу и вытекают одно из другого, постоянно перетекая и меняясь. Это вечное движение и многообразие.
Поэтому, когда человек закрывает или блокирует течение своих чувств, он как бы ставит плотину или заслонку. Если “плотина” крепкая, он постепенно становится равнодушным, холодным и безчувственным, что приводит к одиночеству, сердечным заболеваниям, депрессии и т.д. Если же “плотина” так себе, то жди срыва — агрессии, истерики — взрыва эмоций.
А ещё нас так часто призывают к спокойствию, что в итоге забываем совсем, что значит чувствовать. Ведь спокойствие — это состояние покоя — покойника.
Вывод:
Именно из чувств и переживаний — эмоций душа рисует картину событий и жизни. Это её краски, биты и байты, с помощью которых она записывает происходящее
Вот почему так важно, чтобы все чувства и эмоции в человеке были свободны и открыты. Только в этом случае мир и жизнь воспринимаются и записываются душой наиболее полно и ярко
Что означает выражение»спасти душу», как это сделать
Духовно и нравственно умереть может даже христианин с богатым опытом христианской жизни. Чтобы этого не случилось, нужно следовать наставлению апостола Павла:
Второй важный шаг — духовное и нравственное возрастание:
Возрастать в благодати и познании — значит, стать настоящим христианином, а не тем, кто верит в Бога лишь в сердце. Если человек не ощущает живого присутствия Бога в своей жизни, не понимает мудрость Его законов, то не сможет сохранить верность Богу в час искушения.
Также важно проявлять мужество, сталкиваясь с насмешками и гонениями за веру:
Спасти свою душу означает сберечь её для вечной жизни. Даже если христианина убьют, он будет воскрешён и Бог с лихвой восполнит ему все потери, которые он понёс в этом мире ради Христа.
Бог в душе
Многие люди думают, что достаточно верить в душе. Поэтому, совсем необязательно ходить в храм, изучать свою веру и молиться. Таким верующим очень хорошо ответил прот. Димитрий Смирнов в одной из своих проповедей:
Когда человек считает, что достаточно верить в душе, ему очень легко потерять правильный ориентир, заменив исину ложным представлением о Боге.
Дух, душа и тело
Автор книги — доктор медицинских наук, ученый, хирург, педагог и художник — принял священный сан в самые страшные годы большевистских гонений на Церковь, в 1921 году.За мужественное исповедание Православия его многократно арестовывали. Многие годы он провел по тюрьмам и лагерям, но всегда помнил о высоком призвании врача. Исцеляя тело, он врачевал и духовные раны.Судьба Владыки поистине невероятна — в Советском Союзе архиепископ руководил работой госпиталей. В 1945 году его наградили бриллиантовым крестом и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В 1958 году после тяжелой болезни Владыка ослеп, но в течение трех лет продолжал управлять Симферопольской епархией, служил в храме (наизусть читал богослужебные молитвы), без посторонней помощи входил в храм, прикладывался к иконам. В свободное время принимал больных, поражая врачей безошибочными диагнозами.В 1945–1947 годах Владыка закончил работу над эссе «Дух, душа и тело» , которую начал в начале 20-х годов. В ней просто и доступно рассказывается о душевном и телесном в человеке, приводятся неопровержимые доказательства правильности христианского мировоззрения на тайну человеческого существования. В советские времена эта книга была одним из самых читаемых самиздатов.
Сколько стоит душа
Библия говорит о том, насколько большую цену заплатил Бог ради нашего спасения:
Итак, цена нашей души — неимоверные страдания и мучительная смерть Самого Сына Божия. Наша благодарность за эту жертву увеличивается ещё более, когда мы понимаем, что Христос пошёл на смерть, так как возлюбил человечество больше жизни.
Можно ли продать душу дьяволу
Идея о том, что дьяволу можно продать свою душу, сохраняет популярность до сих пор. И это неудивительно, учитывая тот необычайный интерес, что в наши дни проявляется к оккультизму. Некоторые настолько ожесточились против Бога, что в открытую выражают желание попасть в геенну и жить там с сатаной.
Существуют даже специальные сайты, на которых всем желающим предлагается продать душу дьяволу. После заключения договора владелец сайта, он же магистр чёрной магии, якобы связывается с самим князем тьмы.
И после этого, по сообщениям многих людей, якобы исполняются их самые заветные желания и решаются непреодолимые трудности. Кто-то получает огромное наследство от совершенно чужого человека. Другому начинает неимоверно везти в лотерею. Третий исцеляется от неизлечимой болезни. Четвёртый становится рок-звездой…
Но можно ли в реальности продать душу сатане? Библия ни разу не упоминает о возможности такой сделки. Зато подобный сюжет не чужд средневековым легендам.
Последнее замечание протоиерея Чаплина особенно важно. Если человек считает, что сатана — честный бизнесмен, то он глубоко ошибается
Дьявол прекрасно осознаёт, что не имеет власти распоряжаться душами как своей собственностью, так как душа — это творение Божией и принадлежит только Ему. И Господь никогда не оставит Свое творение, даже самую заблудшую душу.
Есть ли у дьявола душа
Так как дьявол является бывшим ангелом, то было бы разумно заключить, что у него и преданных Богу небесных жителей одна природа. Есть ли душа у ангелов?
Прежде всего стоит сказать, что Писание не является анатомическим атласом небесных существ. Библия всегда рассказывает об ангелах в контексте извещения Божьей воли человечеству. Но это делается не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о высшей форме жизни. Писание даёт слишком мало информации для того, чтобы делать однозначные выводы об ангельском строении.
Тем не менее протоиерей Олег Стеняев считает, что души у ангелов нет. Значит, её нет и у сатаны. Однако означает ли это, как считают некоторые, что ангелы и дьявол не имеют никаких эмоций и подобны роботам?
Действительно ли ангелы неспособны чувствовать радость и сострадание, как и весь остальной спектр духовных переживаний? Представление об ангелах как о совершенно бесстрастных существах уходит корнями скорее в философию стоиков, чем в Священное Писание.
Библия говорит, что ангелы радуются, когда хотя бы один грешник кается в своих преступлениях. Логично, что когда человек не кается, ангелы огорчаются, так как печаль — это отсутствие радости.
Книга Иова говорит о том, что ангелы ликовали, когда Бог творил Землю. Ликование — это не просто ощущение радости в сердце. Это бурная, фонтанирующая радость. Её невозможно не проявить через восторженные возгласы, аплодисменты и тому подобное.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что дьявол и демоны также способны испытывать эмоции. Что же Библия говорит об их внутренней жизни? Соответствует ли её описание сатаны тому образу бесстрашного рыцаря и либерала-революционера, созданного современными масс-медиа?
На самом деле дьявол живёт в постоянном сильном страхе и ужасе перед Богом:
Говоря образным языком, у дьявола и демонов волосы встают дыбом, когда они думают о своей будущей участи.
Если ангелы пребывают в совершенном состоянии святости, любви к Богу и людям, то дьявол и демоны — это кристально чистое зло без малейшей примеси добра и света. А там, где нет добра, любви и стремления к Богу, поселяются беспросветная тоска и самое глубокое отчаяние.
Князь тьмы и его коллеги — самые несчастные существа во всей видимой и невидимой Вселенной. В этом их коренное отличие от нас, несовершенных людей, в душе которых сражаются, а зачастую и уживаются тьма и свет, добро и зло, любовь и ненависть, радость и печаль, отчаяние и надежда.
Особенности Земли
Когда душа — Навна понимает, зачем она стремится в тело, что значит стремится к Духу Истины — Яросвету, она призывает его (целует) легкими касаниями, в результате чего зарождаются чувства… связь уже не новорождённых, а повзрослевших в испытаниях и это мы называем Разум человеческий.
И через эту, сначала лёгкую связь, далее всё больше укрепляя её (становясь разумнее), Душа соединяется всё больше с Духом Истины, а это Чувства с Мыслями, Сознание с Силой, пока не подходит время полного слияния (бракосочетание) Души и Духа, Навны и Яросвета, которое возможно, как понял, только в Абсолютной Реальности. Вот и всё! Мы на грани полного слияния Души и Духа, пусть единицы, но ранее это не удавалось никогда и никому. При единении Души и Духа, Пространства и Времени так же развились и Чувства, и Мысли до критической точки становления, ведь только имея тело, можно чётко и ясно осознать Чувства через органы чувств, а также научиться творить. Творчество — это материализация Чувств и Мыслей, сказать иначе: прочувствованных мыслей. Ещё раз… немного иначе. Волна Изначального Замысла идёт из глубины атома, как бы увеличиваясь по сфере… и называется Волна Плотности Времени… размышляйте!..
Но в пространственном аналоге: программа по телевиденью уходит от телецентра в эфир… рождение «души» (волны, поля). Телецентр есть аналог Духа Истины, Изначальный Замысел. Волна в эфире есть Душа Творения. Картинка в телевизоре есть Мир Проявленный… отражённый вариант Изначального Замысла.
В этом случае судьба человека предопределена полностью до деталей, как и всего проявленного, и это есть жизнь Идеальных Миров по принципу которой живёт весь проявленный космос.
В идеальном варианте души уходят в Былое Памяти Духа (Свитки Акаши, архивы телецентра). В случае Земли, мы свергаем Духа Предвечного и овладеваем Изначальным Замыслом, становимся сами Творцами-Творениями проявленными. Мы возвращаемся обратно и захватываем… по аналогу… телецентр… Всё! Мы Творцы Творения!
Такого даже Духу Предвечному было не под силу. Понимаю, что меня сейчас начнут упрекать в неадекватности и безумии. Согласен, что безумие… бросить вызов Духу Предвечному, но!.. Гулять так гулять!.. На то он и иВ-аН — На-Ви… дурачок с дурочкой.
Происхождение души
Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.
Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.
Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.
О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).
Из книги протопресвитера Михаила Помазанского
Как не ошибиться в принятии решений?
Умение расслышать голос души и верно интерпретировать посылаемое ею сообщение – позволит принимать воистину судьбоносные решения.
Периодически полезно припоминать ощущения, посещавшие в момент принятия решения. Если от них веет тяжестью и дискомфортом, несмотря на радужные уверения и хлюпанья разума, душа точно пыталась вам сказать «нет».
Чтобы интерпретации не завели в тупик, должны соблюдаться два условия: (1) решение одобрено разумом и (2) душа испытывает дискомфорт. Это именно та ситуация, когда от решения следует отказаться. Все прочие интерпретации могут оказаться ошибочными.
Фото 4. В процессе принятия решений больше полагаться на чувства; это позволит привлечь на свою сторону безграничные возможности внешнего намерения
Отсутствие дискомфорта еще не означает согласия души. Она могла попросту умолчать о своем отношении. Когда же она внутренне не согласна, от вязкого дискомфорта будет невозможно отвязаться.
Если душа, несмотря на поддакивающие вопли разума, твердит «нет», следует ей довериться. Это единственный истинный критерий принятия решений.
Как только разум и душа слились воедино, следует позаботиться о таком же тесном переплетении решимости действовать и иметь. Это значит – заставить внутреннее и внешнее намерение двигаться в одном направлении. Если это удастся сделать, ЛЮБАЯ цель будет исполнена.
В состоянии гнева или ненависти душа и разум обретают единство мгновенно. Следует добиваться такого же единства, испытывая положительные эмоции.
Правильно выбранная цель доставит удовольствие и разуму, и душе. Общее впечатление способны изгадить лишь предательские мыслишки о сложностях ее достижения. Избавиться от них помогут слайды, позволяющие изрядно подрастянуть зону комфорта.
В процессе размышлений о цели, напрочь освободить сознание от сопутствующих мысленных вкраплений о средствах ее достижениях, встающих на пути трудностях и оценке ее окружающими. Значение имеет лишь стойкое ощущение душевного комфорта. Плохо или хорошо? Только это.
Чем тяжелее на душе из-за непонятной тревоги и опасений, тем больше поводов отказаться от цели. Скорее всего, она окажется навязанной маятниками. Это чужая цель.
Видео о единстве души и разума (по В. Зеланду):
https://youtube.com/watch?v=VcjlsjAE7oo
Образ Божий в человеке
Священный писатель о сотворении человека повествует:
В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.
Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.
Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.
- Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
- Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
- Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
- Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.
Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.
Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».