Удачливый неудачник исаак левитан

Божественное нечто, разлитое во всем

Дважды за еврейское происхождение Левитан был изгнан из Москвы. Художник по долгу жил в подмосковных усадьбах, воспевая красоту русской природы, снимал избу в Савинской слободе, три лета он работал на Волге. Левитан полюбил маленький, уютный городок Плёс, вызывающий в нем щемящее чувство родины. Серия картин о Волге произвела фурор в Москве.

Пейзажи Левитана были так же психологичны, как и портреты, например в картине Омут он отразил драматизм сказочного сюжета. Написанный в 1892 году Владимирский тракт цветом передал настроение проходящих по нему в кандалах заключенных. Картина была принята неоднозначно в связи с заключенным в ней смыслом. Художник был задет этим и подарил ее галерее, так как не понравилась Третьякову, и он не предложил ее купить. На тверской земле, в русской традиции созерцания природы, размышление о боге и человеке, Левитан пишет картину «Над вечным покоем».

Каждый кто внимательно смотрит на нее, плачет и возвышается духом. Левитан всегда чувствовал божественное нечто, разлитое во всем и страдал от невозможности во всей полноте выразить это в своих картинах. Есть в творчестве Левитана и пейзажи Крыма, где он открыл силу солнечного света, и виды Италии и Финляндии, но всегда в зарубежных поездках, он тосковал по России.

Сложные отношения

Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все — его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!

«Над вечным покоем» 

Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.

Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан — большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.

Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным — у него всегда было слабое сердце.

Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.

Елена НЕЧАЕНКО

Благодаря  Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины… 

В том числе иНад вечным покоемКоллаж Тараса БОЯРЧУКА

СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ

Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. Вообще, Подмосковье, видимо, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета он провёл в Бабкине, поблизости от Нового Иерусалима. Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свёл его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.

Училище художник покинул в 1884 году, получив диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Причины тому называются разные: одни говорят, что это произошло из-за «непосещения классов»; другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанру пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойному высокой оценки. Последнее весьма вероятно — в условиях тогдашнего господства «обличительного» направления в живописи (и в искусстве вообще).

Лето 1885 становится особенным. Левитан, которому в тот год исполнилось 25 лет, провёл его в Бабкино у своих друзей Чеховых, где много и усердно работал. Компания в Бабкино собралась интересная, по вечерам играли в крокет, много шутили, сыпали остротами, всевозможным выдумкам не было конца.

Мария Чехова, которой было 22 года, также отправилась вместе с семьей в Бабкино. Она окончила в том году Высшие женские курсы Герье и стала взрослой барышней.

С самого утра Исаак уходил с этюдниками работать, и Мария часто встречала его в окрестностях усадьбы, любовалась новыми работами художника. Впоследствии под руководством Левитана и сама увлеклась живописью. Исааку Мария казалась очень интересной, красивой девушкой. Симпатия к ней быстро перерастает во влюблённость. Левитан сразу предпочитает ей в этом открыться. Даже позвал замуж.

Но Мария не любила его. Скорее, ей больше льстило, что такой талантливый художник, лучший друг старшего брата — признался ей в любви. Мария рассказала о случившемся брату Антону Чехову. Тот, недолго думая, заявил сестре категорично: «Ты, конечно, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие как ты». Девушка поняла, что Левитан — не подходящая партия, и художник так и не дождался её согласия.

После этого небольшого увлечения Левитан ушёл в свойственную ему депрессию, но добрые чувства к Маше пронёс через всю свою жизнь. Больше он никогда не пытался создать семью.

Ганзеровский синдром

Этот синдром напоминает синдром Мюнхгаузена, так как внутренняя тревога человека трансформируется в демонстративное, вызывающее, неадекватное поведение, которое направлено на окружающих. Другое его название — истерический психоз. Впервые его описал немецкий психиатр Ганзер у человека, который находился под следствием. Расстройство и сейчас чаще встречается, когда социальному статусу человека что-то угрожает — например, судебное разбирательство. Но это может быть и мобилизация в действующую армию, и даже внезапный разрыв отношений.

При этом синдроме человек ведет себя по-детски — сидит на полу, «играет» окружающими предметами. На простые вопросы отвечает неправильно (например, путает лево и право), не может одеться, забывает, как есть. Что странно, человек понимает обращенную к нему речь, но говорит или делает всё как будто «мимо».

Иногда доходит до «одичания» — человек становится на четвереньки, лакает воду из миски, лает, воет и пытается укусить людей вокруг.

После приступа человек не помнит, что с ним происходило. Этот синдром — невероятно редкий. О нем почти не упоминается ни в кино, ни в художественных фильмах. С другой стороны, может быть мы просто плохо представляем себе, что происходит с человеком, которому грозит тюрьма.

Жизнь художника

Не имея материальной возможности Левитан покидает Альма-матер без диплома . И отправляется на временное проживание в поселок Максимовку. По стечению обстоятельств поблизости Чеховы гостили у друзей, и Исаак знакомится с Антоном Чеховым дружба с которым продлится всю их жизнь. Материальное положение художника постепенно улучшалось, но горести, пережитые в ранние годы жизни, давали о себе знать. Проблемы с сердцем все чаше напоминали о себе, и живописец уехал в Крым поправить здоровье. Прекрасные пейзажи и вдохновляющая атмосфера плодотворно повлияли на его творчество им было написано множество плотен.

Многие из картин, написанных в то время он показал на выставке, которую организовал по возвращению домой. 1887 год подарил пейзажисту исполнение мечты он свершил путешествие на Волгу, которую так чувственно показывал в своих картинах его наставник Саврасов. Но время и сезон был выбран неудачно и мрачная, хмурая погода испортила первое впечатление о Волге. Живописец решил не оставлять свою надежду и мечту и отправился к реке в летнюю пору следующего года

Он был потрясен красотой и живописностью местности работа настолько завладела его вниманием что художник провел там три года. За это время им было написано около 200 полотен с видами прекрасной природы и реки

Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы. Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления.

Возвратившись домой в 1891 году, рисовальщик становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Он успешно демонстрировал свои полотна и набирал популярность до 1892 года, когда всех «некрещеных евреев» выгнали из столицы. В этот период ему снова пришлось жить в пригороде, но его не омрачало положение дел он продолжал усердно работать над созданием новых шедевров. Благодаря ходатайству влиятельных друзей Левитану разрешено было вернутся в столицу, но он предпочел временно пожить в усадьбе Панафидиных. В это время произошло событие, омрачившее отношения Левитана и Чехова. Ученица Софья Кувшинникова будучи дамой замужней имела с художником непонятные для Чехова взаимоотношения.

Детство и юность

Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.

Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.

Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.

Исаак Левитан: биография и творчество художника

Всю жизнь Левитан посвятил написанию главного портрета – портрета русской природы, создавая множество пейзажей в разных уголках своей родины. Многие отмечают, что его произведения по настроению и цветовой гамме довольно грустные и меланхоличные, несомненно, здесь не может не сказываться характер живописца. Биографию Левитана также нельзя назвать простой. Однако достаточно взглянуть на его работы, чтобы увидеть: все они наполнены огромной любовью к Родине. В своем творчестве художник стремился показать каждому жителю Российской империи, будь это интеллигенция или же простой народ, в каком прекрасном месте им повезло родиться и жить. Для Левитана природа всегда оставалась безграничным источником вдохновения.

Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли

Н.Н. Дубовской «На Волге»

Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр. 
 

К.А. Коровин «Зимой»

Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
 

В.Д. Поленов «Река»

Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью. 
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
 

Н.Н. Дубовской

Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств. 
 

Н.Н. Дубовской «Зима»

Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
 

Н.Н. Дубовской «Родина»

Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
 

Н.Н. Дубовской «Притихло»

ТЕРНИИ ОБУЧЕНИЯ

Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы явным образом противостояло петербургской Академии художеств с её приверженностью классицизму и академизму. Среди любимейших преподавателей училища числились видные передвижники — в частности, А. Саврасов, в пейзажной мастерской которого занимался с 1874 года Левитан. Саврасов выделял Левитана, видел в нём огромное дарование. И это при том, что соучениками Левитана были К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, А. Головин и др. — художники, чьи имена составили целую эпоху в истории русского изобразительного искусства.

Однако, в училище не все были благосклонны к Левитану из-за его национального происхождения. «Талантливый еврейский мальчик, — писал К. Паустовский, — раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».

Саврасову же пришлось уйти из училища — он страдал традиционной русской болезнью, пил горькую, и с осени 1882 года Левитан занимался у нового преподавателя — В. Поленова, которого начинающие художники тоже боготворили. После знакомства с Поленовым в живописи Левитана стало меньше рыжих и мрачно-серых оттенков, он смелее стал позволять себе яркую палитру. Левитан вместе с Константином Коровиным стали любимцами Поленова. Общаться все трое продолжали и после училища. На Левитана общество Василия Дмитриевича Поленова действовало умиротворяюще. Левитан иногда приезжал в имение Поленова охотиться. Наедине с природой Левитан, мучительно ранимый, нежный и нервный, с трудом, но всё-таки находил душевное равновесие. Поленов же, в свою очередь, использовал Левитана как модель.

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

[править] Карьера

Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.

Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).

После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.

В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).

С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.

В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.

В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.

С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.

В последние годы тяжело болел.

Автор более 1000 работ.

22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.

Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».

Синдром Мюнхгаузена

Названный в честь известного враля, этот синдром характеризуется патологической ложью по поводу состояния своего здоровья. Человек преувеличивает, симулирует или нарочно вызывает у себя симптомы болезни.

Человек идет на всё, чтобы добиться медицинских процедур разной сложности, вплоть до хирургических вмешательств, страховых выплат, поддержки фондов и — самое главное — поддержки, сочувствия, внимания и помощи от окружающих. Смежное расстройство — синдром Мюнхгаузена «по доверенности» — заключается в том, что родственник (обычно мать или супруга) вызывает у близкого человека (чаще у ребенка) симптомы заболевания.

Кадр из документального фильма Mommy Dead Dearest

Пример всего масштаба и всей трагедии этого расстройства — прошлогодняя история Ди-Ди Бланшард и ее дочери Джипси: мать всю жизнь внушала ребенку, что та тяжело больна целым «букетом» тяжелых заболеваний — начиная с эпилепсии и заканчивая мышечной дистрофией. Повзрослевшая дочь не выдержала и подговорила молодого человека убить мать. Сейчас она под следствием — и у нее нет ни одного симптома ни одного из заболеваний, которыми она «болела».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Удачливый неудачник исаак левитан

Божественное нечто, разлитое во всем

Дважды за еврейское происхождение Левитан был изгнан из Москвы. Художник по долгу жил в подмосковных усадьбах, воспевая красоту русской природы, снимал избу в Савинской слободе, три лета он работал на Волге. Левитан полюбил маленький, уютный городок Плёс, вызывающий в нем щемящее чувство родины. Серия картин о Волге произвела фурор в Москве.

Пейзажи Левитана были так же психологичны, как и портреты, например в картине Омут он отразил драматизм сказочного сюжета. Написанный в 1892 году Владимирский тракт цветом передал настроение проходящих по нему в кандалах заключенных. Картина была принята неоднозначно в связи с заключенным в ней смыслом. Художник был задет этим и подарил ее галерее, так как не понравилась Третьякову, и он не предложил ее купить. На тверской земле, в русской традиции созерцания природы, размышление о боге и человеке, Левитан пишет картину «Над вечным покоем».

Каждый кто внимательно смотрит на нее, плачет и возвышается духом. Левитан всегда чувствовал божественное нечто, разлитое во всем и страдал от невозможности во всей полноте выразить это в своих картинах. Есть в творчестве Левитана и пейзажи Крыма, где он открыл силу солнечного света, и виды Италии и Финляндии, но всегда в зарубежных поездках, он тосковал по России.

Сложные отношения

Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все — его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!

«Над вечным покоем» 

Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.

Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан — большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.

Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным — у него всегда было слабое сердце.

Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.

Елена НЕЧАЕНКО

Благодаря  Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины… 

В том числе иНад вечным покоемКоллаж Тараса БОЯРЧУКА

СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ

Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. Вообще, Подмосковье, видимо, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета он провёл в Бабкине, поблизости от Нового Иерусалима. Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свёл его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.

Училище художник покинул в 1884 году, получив диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Причины тому называются разные: одни говорят, что это произошло из-за «непосещения классов»; другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанру пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойному высокой оценки. Последнее весьма вероятно — в условиях тогдашнего господства «обличительного» направления в живописи (и в искусстве вообще).

Лето 1885 становится особенным. Левитан, которому в тот год исполнилось 25 лет, провёл его в Бабкино у своих друзей Чеховых, где много и усердно работал. Компания в Бабкино собралась интересная, по вечерам играли в крокет, много шутили, сыпали остротами, всевозможным выдумкам не было конца.

Мария Чехова, которой было 22 года, также отправилась вместе с семьей в Бабкино. Она окончила в том году Высшие женские курсы Герье и стала взрослой барышней.

С самого утра Исаак уходил с этюдниками работать, и Мария часто встречала его в окрестностях усадьбы, любовалась новыми работами художника. Впоследствии под руководством Левитана и сама увлеклась живописью. Исааку Мария казалась очень интересной, красивой девушкой. Симпатия к ней быстро перерастает во влюблённость. Левитан сразу предпочитает ей в этом открыться. Даже позвал замуж.

Но Мария не любила его. Скорее, ей больше льстило, что такой талантливый художник, лучший друг старшего брата — признался ей в любви. Мария рассказала о случившемся брату Антону Чехову. Тот, недолго думая, заявил сестре категорично: «Ты, конечно, можешь выйти за него замуж, но имей в виду, что ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие как ты». Девушка поняла, что Левитан — не подходящая партия, и художник так и не дождался её согласия.

После этого небольшого увлечения Левитан ушёл в свойственную ему депрессию, но добрые чувства к Маше пронёс через всю свою жизнь. Больше он никогда не пытался создать семью.

Ганзеровский синдром

Этот синдром напоминает синдром Мюнхгаузена, так как внутренняя тревога человека трансформируется в демонстративное, вызывающее, неадекватное поведение, которое направлено на окружающих. Другое его название — истерический психоз. Впервые его описал немецкий психиатр Ганзер у человека, который находился под следствием. Расстройство и сейчас чаще встречается, когда социальному статусу человека что-то угрожает — например, судебное разбирательство. Но это может быть и мобилизация в действующую армию, и даже внезапный разрыв отношений.

При этом синдроме человек ведет себя по-детски — сидит на полу, «играет» окружающими предметами. На простые вопросы отвечает неправильно (например, путает лево и право), не может одеться, забывает, как есть. Что странно, человек понимает обращенную к нему речь, но говорит или делает всё как будто «мимо».

Иногда доходит до «одичания» — человек становится на четвереньки, лакает воду из миски, лает, воет и пытается укусить людей вокруг.

После приступа человек не помнит, что с ним происходило. Этот синдром — невероятно редкий. О нем почти не упоминается ни в кино, ни в художественных фильмах. С другой стороны, может быть мы просто плохо представляем себе, что происходит с человеком, которому грозит тюрьма.

Жизнь художника

Не имея материальной возможности Левитан покидает Альма-матер без диплома . И отправляется на временное проживание в поселок Максимовку. По стечению обстоятельств поблизости Чеховы гостили у друзей, и Исаак знакомится с Антоном Чеховым дружба с которым продлится всю их жизнь. Материальное положение художника постепенно улучшалось, но горести, пережитые в ранние годы жизни, давали о себе знать. Проблемы с сердцем все чаше напоминали о себе, и живописец уехал в Крым поправить здоровье. Прекрасные пейзажи и вдохновляющая атмосфера плодотворно повлияли на его творчество им было написано множество плотен.

Многие из картин, написанных в то время он показал на выставке, которую организовал по возвращению домой. 1887 год подарил пейзажисту исполнение мечты он свершил путешествие на Волгу, которую так чувственно показывал в своих картинах его наставник Саврасов. Но время и сезон был выбран неудачно и мрачная, хмурая погода испортила первое впечатление о Волге. Живописец решил не оставлять свою надежду и мечту и отправился к реке в летнюю пору следующего года

Он был потрясен красотой и живописностью местности работа настолько завладела его вниманием что художник провел там три года. За это время им было написано около 200 полотен с видами прекрасной природы и реки

Благодаря этой поездке он обрел большое почтение в кругах пейзажистов его считали самый чувственным живописцем, который передавал настроение природы. Желание развивать свои таланты, и идти по намеченному им пути привели Левитана в Западную Европу. Посетив Францию и Италию, он открывает для себя новые стили и техники. У него уже давно было желание познакомится с работами импрессионистов и представителей барбизонского направления.

Возвратившись домой в 1891 году, рисовальщик становится участником Товарищества передвижных художественных выставок. Он успешно демонстрировал свои полотна и набирал популярность до 1892 года, когда всех «некрещеных евреев» выгнали из столицы. В этот период ему снова пришлось жить в пригороде, но его не омрачало положение дел он продолжал усердно работать над созданием новых шедевров. Благодаря ходатайству влиятельных друзей Левитану разрешено было вернутся в столицу, но он предпочел временно пожить в усадьбе Панафидиных. В это время произошло событие, омрачившее отношения Левитана и Чехова. Ученица Софья Кувшинникова будучи дамой замужней имела с художником непонятные для Чехова взаимоотношения.

Детство и юность

Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.

Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.

Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.

Исаак Левитан: биография и творчество художника

Всю жизнь Левитан посвятил написанию главного портрета – портрета русской природы, создавая множество пейзажей в разных уголках своей родины. Многие отмечают, что его произведения по настроению и цветовой гамме довольно грустные и меланхоличные, несомненно, здесь не может не сказываться характер живописца. Биографию Левитана также нельзя назвать простой. Однако достаточно взглянуть на его работы, чтобы увидеть: все они наполнены огромной любовью к Родине. В своем творчестве художник стремился показать каждому жителю Российской империи, будь это интеллигенция или же простой народ, в каком прекрасном месте им повезло родиться и жить. Для Левитана природа всегда оставалась безграничным источником вдохновения.

Что такое пейзажи настроения, и благодаря кому они возникли

Н.Н. Дубовской «На Волге»

Когда при взгляде на пейзаж вдруг сжимается сердце, охватывает грусть или, наоборот, возникает ощущение счастья, когда кажется, что картина почти передает звуки, свежесть ветра, холод или жар – это и есть пейзаж настроения. Это направление в творчестве художников XIX-XX веков стали выделять недавно. Раньше пейзаж не играл самостоятельной роли, становясь фоном для портрета, библейских или исторических сюжетов. Но благодаря уходу от общепринятых стандартов в живописи, развитию собственных взглядов на роль произведений искусства в человеческом самопознании, пейзаж стал развиваться, превращаясь в самостоятельный и перспективный жанр. 
 

К.А. Коровин «Зимой»

Например, когда говорить напрямую о тюремной, каторжной стороне русской действительности было затруднительно, картина «Владимирка» Исаака Левитана, на которой была изображена лишь дорога, уходящая вдаль, могла вступать со зрителем в молчаливый диалог.
Непосредственным импульсом к появлению пейзажей настроения следует считать появление независимых от Академии художеств мастеров, объединившихся в Товарищество передвижных художественных выставок. И не меньшим значением обладало чутье мецената Павла Третьякова, безошибочно чувствовавшего настроение пейзажа и выкупавшего у авторов их холсты, побуждая и дальше работать в этом же направлении. Так в русской культуре появлялись мастера, практически все свои работы создававшие в жанре пейзажа настроения.
 

В.Д. Поленов «Река»

Мастерство таких пейзажистов не сводилось к точному воспроизведению природного ландшафта или к запечатлению уникальных и редких природных объектов – в этом их отличие от художников, сделавших документальную достоверность главной своей задачей.
В этих произведениях состояние природы в тот момент, в который она запечатлена на холсте, было подчинено одному общему настроению, отражало оно и характер самого художника. В пейзажах настроения всегда видна личность их создателя, и природа в них изображена такой, какой ее видит человек в определенной душевном состоянии. Это достигается разными способами – особенностями композиции, ритма, «воздухом» и «светом», насыщенностью или разреженностью. 
В пейзажах настроения нет смысла искать «говорящие» детали, символы и загадки, главная, всеобъемлющая идея – о взаимосвязи внутренней жизни человека с окружающей его природы.
 

Н.Н. Дубовской

Одним из родоначальников жанра «пейзажей настроения» считается Николай Никанорович Дубовской, который выбрал занятия живописью вопреки семейной традиции. Рожденный в семье казака, он был обязан посвятить себя военной службе, но и учась в гимназии, тайком, постоянно рисовал. К семнадцати годам ему удалось – не без помощи преподавателей – уговорить отца дать позволение обучаться в столичной Академии художеств. 
 

Н.Н. Дубовской «Зима»

Дубовской блестяще проявил себя по время учебы, и после, когда выбрал для себя пейзажную живопись в качестве главного жанра творчества, сумел добиться признания и успеха. В настоящее время почти забытый, Дубовской был на рубеже XIX-XX веков едва ли не самым популярным среди пейзажистов. Кроме того, он входил в число руководителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Будучи романтиком, Дубовской и пейзажи воспринимал как средство для выражения идей романтизма, когда природа становится неотъемлемой частью личности, меняющейся, борющейся со всем рациональным и застывшим. В работах Дубовского часто фигурирует изображение неба, с которым по степени изменчивости может поспорить разве что море.
 

Н.Н. Дубовской «Родина»

Сохранился анекдот из жизни Дубовского, когда он, собираясь на собственную свадьбу, вдруг увидел из окна потрясающий вид, схватил этюдник и… забыл о времени. Свадьба, к счастью, все равно состоялась.
За картину «Притихло», в которой, по утверждению Левитана, «чувствуешь саму стихию», Дубовской был удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
 

Н.Н. Дубовской «Притихло»

ТЕРНИИ ОБУЧЕНИЯ

Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы явным образом противостояло петербургской Академии художеств с её приверженностью классицизму и академизму. Среди любимейших преподавателей училища числились видные передвижники — в частности, А. Саврасов, в пейзажной мастерской которого занимался с 1874 года Левитан. Саврасов выделял Левитана, видел в нём огромное дарование. И это при том, что соучениками Левитана были К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, А. Головин и др. — художники, чьи имена составили целую эпоху в истории русского изобразительного искусства.

Однако, в училище не все были благосклонны к Левитану из-за его национального происхождения. «Талантливый еврейский мальчик, — писал К. Паустовский, — раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».

Саврасову же пришлось уйти из училища — он страдал традиционной русской болезнью, пил горькую, и с осени 1882 года Левитан занимался у нового преподавателя — В. Поленова, которого начинающие художники тоже боготворили. После знакомства с Поленовым в живописи Левитана стало меньше рыжих и мрачно-серых оттенков, он смелее стал позволять себе яркую палитру. Левитан вместе с Константином Коровиным стали любимцами Поленова. Общаться все трое продолжали и после училища. На Левитана общество Василия Дмитриевича Поленова действовало умиротворяюще. Левитан иногда приезжал в имение Поленова охотиться. Наедине с природой Левитан, мучительно ранимый, нежный и нервный, с трудом, но всё-таки находил душевное равновесие. Поленов же, в свою очередь, использовал Левитана как модель.

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

[править] Карьера

Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.

Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).

После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.

В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).

С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.

В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.

В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.

С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.

В последние годы тяжело болел.

Автор более 1000 работ.

22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.

Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».

Синдром Мюнхгаузена

Названный в честь известного враля, этот синдром характеризуется патологической ложью по поводу состояния своего здоровья. Человек преувеличивает, симулирует или нарочно вызывает у себя симптомы болезни.

Человек идет на всё, чтобы добиться медицинских процедур разной сложности, вплоть до хирургических вмешательств, страховых выплат, поддержки фондов и — самое главное — поддержки, сочувствия, внимания и помощи от окружающих. Смежное расстройство — синдром Мюнхгаузена «по доверенности» — заключается в том, что родственник (обычно мать или супруга) вызывает у близкого человека (чаще у ребенка) симптомы заболевания.

Кадр из документального фильма Mommy Dead Dearest

Пример всего масштаба и всей трагедии этого расстройства — прошлогодняя история Ди-Ди Бланшард и ее дочери Джипси: мать всю жизнь внушала ребенку, что та тяжело больна целым «букетом» тяжелых заболеваний — начиная с эпилепсии и заканчивая мышечной дистрофией. Повзрослевшая дочь не выдержала и подговорила молодого человека убить мать. Сейчас она под следствием — и у нее нет ни одного симптома ни одного из заболеваний, которыми она «болела».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: