Особенности активных форм и методов обучения

Активные методы обучения — что к ним относится

Слово «метод» образовано от греческого «methodos», что переводится как «путь к истине». Педагогическая литература не содержит четкого мнения о значении метода обучения.:

Определение

Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Дидактика классифицирует несколько видов техник обучения. Смолкин А.М. провел разделение на имитационные и неимитационные активные методы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. При осуществлении имитационных приемов обучения профессиональная деятельность имитируется в специально предусмотренной форме. Они разделяются на игровые и неигровые. Игровые проводятся в виде игр, для них устанавливаются определенные правила, создаются особые условия и присутствует элемент состязательности. Между учащимися распределяются роли и обыгрываются конкретные ситуации для решения поставленных задач.
  2. Неимитационные способствуют развитию активного познания, основанного на теоретической базе.

К интерактивным методам и средствам активного обучения прибегают на разных периодах образовательного процесса:

  1. На первом этапе проводятся лекции, эвристические беседы, дискуссии на научные темы. В этот период обучаемый получает первичные знания.
  2. Второй этап — используются методы тестирования и коллективного мыслительного дела. Учащийся закрепляет полученные знания.
  3. Третий этап — формируются умения и обретаются профессиональные навыки на основе обретенных знаний и развитых творческих навыков. Применяются игровые техники, неигровые методы и моделированное обучение.

Применение активных методов для повышения эффективности образовательного процесса

Активные методы обучения основаны на принципах равноправия учителя и ученика. То есть в процессе одинаково задействованы как студенты, так и педагог: не только наставник вовлекает подопечных в процесс обучения, но и ученики воздействуют друг на друга посредством игровых методов. Учитель же выступает как координатор действий. Он должен создать такие условия для учащихся, в которых они захотят проявить инициативу.

Признаки активного обучения:

  1. Проблематика. Обучаемый оказывается в сложной ситуации, из которой ищет выход. Для этого ему необходимо обрести новые знания и умения, так как обретенных ранее оказывается недостаточно. За это отвечает педагог, который оказывает содействие и помогает ученику выработать новые навыки.
  2. Индивидуальный подход. Учебная программа строится на основе индивидуальных задатков учеников и их возможностей. Такая деятельность поможет раскрыть имеющиеся таланты и реализовать их в полной мере.
  3. Развитие мотивации. Организация учебно-познавательной деятельности способствует развитию мотивации. Она возникает на основе коллективного взаимодействия между участниками и индивидуальной работы каждого по отдельности.
  4. Самостоятельное обучение. Ученик сам получает навык взаимодействия с незнакомой информацией и занимается ее обработкой.
  5. Взаимное обучение. В процессе коллективной деятельности возникают дискуссии, в которых ученики взаимодействуют друг с другом и развивают навык аргументации собственного мнения.
  6. Исследование различных явлений. Ученик формирует навыки, необходимые для самообразования. Он учится анализировать, получать дополнительную информацию, обобщает и обрабатывает ее, творчески подходит к приобретению новых знаний, используя метод исследования.

Внедрение интерактивных методов обучения обусловлено рядом факторов. Данные техники призваны:

  • выработать навык самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализа, чтобы найти оптимальное решение для выхода из заданной ситуации;
  • научить работе в коллективе: терпению, уважению иного мнения, толерантности;
  • научить формулировать собственную точку зрения с отсылкой на достоверные факты.

Современные подходы к организации педагогического процесса

Компетентностный подход. Помогает учащимся усвоить материал не только на теоретическом уровне, но и на практическом.

Компетентностно-деятельностный подход. Способствует улучшению практической направленности исследуемого предмета, активирует умственную деятельность, помогает выработать навыки, которые пригодятся в работе, развивает творческий потенциал.

Поисковый подход. Представляет собой творческий поиск выхода из проблемы. Начало процесса заключается в виде выявления такой проблемы, а окончание — в выдвижении гипотез и версий с их последующей проверкой. Структура занятия выстраивается так:

  • постановка учебной задачи, учебные действия, самооценка и самоконтроль;
  • обеспечиваются: усвоение знаний, мотивация участников, активация внешней и внутренней речи и мышления.

Развивающий подход. С помощью развивающего подхода исследуется системно-деятельностная технология нравственного развития личности. Основой для такого метода служат следующие ориентиры:

  • моральные и нравственные ценности, представляющие собой единую сложную иерархическую структуру;
  • программа, которая включает в себя различные категории педагогической, воспитательной и социальной деятельности;
  • наличие в образовательных проектах технологий по воспитанию и социализации в соответствии с характером и количеством главных ценностей и ориентиров.

Аксиологический подход. Он дает характеристику социализации растущего поколения и основывается на идеальном представлении о воспитании как о высшей ценности в педагогике. Благодаря аксиологическому подходу человек становится носителем ценностей своего народа: его принципов, норм, разнообразных паттернов. Подход помогает выстраивать нравственные основы уклада жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: