Активные методы обучения — что к ним относится
Слово «метод» образовано от греческого «methodos», что переводится как «путь к истине». Педагогическая литература не содержит четкого мнения о значении метода обучения.:
Определение
Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
Дидактика классифицирует несколько видов техник обучения. Смолкин А.М. провел разделение на имитационные и неимитационные активные методы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- При осуществлении имитационных приемов обучения профессиональная деятельность имитируется в специально предусмотренной форме. Они разделяются на игровые и неигровые. Игровые проводятся в виде игр, для них устанавливаются определенные правила, создаются особые условия и присутствует элемент состязательности. Между учащимися распределяются роли и обыгрываются конкретные ситуации для решения поставленных задач.
- Неимитационные способствуют развитию активного познания, основанного на теоретической базе.
К интерактивным методам и средствам активного обучения прибегают на разных периодах образовательного процесса:
- На первом этапе проводятся лекции, эвристические беседы, дискуссии на научные темы. В этот период обучаемый получает первичные знания.
- Второй этап — используются методы тестирования и коллективного мыслительного дела. Учащийся закрепляет полученные знания.
- Третий этап — формируются умения и обретаются профессиональные навыки на основе обретенных знаний и развитых творческих навыков. Применяются игровые техники, неигровые методы и моделированное обучение.
Применение активных методов для повышения эффективности образовательного процесса
Активные методы обучения основаны на принципах равноправия учителя и ученика. То есть в процессе одинаково задействованы как студенты, так и педагог: не только наставник вовлекает подопечных в процесс обучения, но и ученики воздействуют друг на друга посредством игровых методов. Учитель же выступает как координатор действий. Он должен создать такие условия для учащихся, в которых они захотят проявить инициативу.
Признаки активного обучения:
- Проблематика. Обучаемый оказывается в сложной ситуации, из которой ищет выход. Для этого ему необходимо обрести новые знания и умения, так как обретенных ранее оказывается недостаточно. За это отвечает педагог, который оказывает содействие и помогает ученику выработать новые навыки.
- Индивидуальный подход. Учебная программа строится на основе индивидуальных задатков учеников и их возможностей. Такая деятельность поможет раскрыть имеющиеся таланты и реализовать их в полной мере.
- Развитие мотивации. Организация учебно-познавательной деятельности способствует развитию мотивации. Она возникает на основе коллективного взаимодействия между участниками и индивидуальной работы каждого по отдельности.
- Самостоятельное обучение. Ученик сам получает навык взаимодействия с незнакомой информацией и занимается ее обработкой.
- Взаимное обучение. В процессе коллективной деятельности возникают дискуссии, в которых ученики взаимодействуют друг с другом и развивают навык аргументации собственного мнения.
- Исследование различных явлений. Ученик формирует навыки, необходимые для самообразования. Он учится анализировать, получать дополнительную информацию, обобщает и обрабатывает ее, творчески подходит к приобретению новых знаний, используя метод исследования.
Внедрение интерактивных методов обучения обусловлено рядом факторов. Данные техники призваны:
- выработать навык самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализа, чтобы найти оптимальное решение для выхода из заданной ситуации;
- научить работе в коллективе: терпению, уважению иного мнения, толерантности;
- научить формулировать собственную точку зрения с отсылкой на достоверные факты.
Современные подходы к организации педагогического процесса
Компетентностный подход. Помогает учащимся усвоить материал не только на теоретическом уровне, но и на практическом.
Компетентностно-деятельностный подход. Способствует улучшению практической направленности исследуемого предмета, активирует умственную деятельность, помогает выработать навыки, которые пригодятся в работе, развивает творческий потенциал.
Поисковый подход. Представляет собой творческий поиск выхода из проблемы. Начало процесса заключается в виде выявления такой проблемы, а окончание — в выдвижении гипотез и версий с их последующей проверкой. Структура занятия выстраивается так:
- постановка учебной задачи, учебные действия, самооценка и самоконтроль;
- обеспечиваются: усвоение знаний, мотивация участников, активация внешней и внутренней речи и мышления.
Развивающий подход. С помощью развивающего подхода исследуется системно-деятельностная технология нравственного развития личности. Основой для такого метода служат следующие ориентиры:
- моральные и нравственные ценности, представляющие собой единую сложную иерархическую структуру;
- программа, которая включает в себя различные категории педагогической, воспитательной и социальной деятельности;
- наличие в образовательных проектах технологий по воспитанию и социализации в соответствии с характером и количеством главных ценностей и ориентиров.
Аксиологический подход. Он дает характеристику социализации растущего поколения и основывается на идеальном представлении о воспитании как о высшей ценности в педагогике. Благодаря аксиологическому подходу человек становится носителем ценностей своего народа: его принципов, норм, разнообразных паттернов. Подход помогает выстраивать нравственные основы уклада жизни.