Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф

Монах и бес

Жанр: философская притча, трагикомедия

Год: 2016

Режиссер: Николай Досталь

Актеры: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин

Кадр из фильма «Монах и бес»

В мужском монастыре появляется новый монах, Иван. Вместе с ним в святое место проникает и служитель дьявола, бес по имени Легион.

В основе фильма находятся апокрифические предания о святых, которых искушал враг рода человеческого.

Монах Иван пришел в монастырь, чтобы обрести душевный покой. Но именно здесь его начинает мучить совесть и терзать страсти.

Фильм напоминает произведения Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Речь в нем идет и о “дураках и дорогах”, и о других русских бедах, и о чиновничьем произволе, и о “загадочной русской душе”.

Фильм был принят очень неоднозначно. Консервативные ортодоксы были искренне возмущены тем, что бес в итоге покаялся – с их точки зрения, это недопустимо, потому что кощунственно.

Но ничего кощунственного в этом нет, ведь, в конце концов, страсти и искушения родятся в глубине человеческого сердца, а не внушаются извне: покаявшийся бес символизирует абсолютное покаяние, и изменение собственной жизни.

“Монах и бес”, как ни странно, не артхаус. Это просто хороший русский психологический фильм со смыслом.

Дау. Нора Мама (2020) (DAU. Nora Mother)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Радмила Щеголева, Теодор Курентзис

Когда-то давно Нора была простой девушкой из провинции, но теперь все в ее жизни изменилось. Она стала супругой блестящего ученого. Ее семья проживает на территории элитного жилого комплекса, который принадлежит Институту и закрыт от посторонних. И вот однажды в доме Норы появляется гостья – впервые за много лет к ней приехала ее мать. Женщина пытается понять, действительно ли семейная жизнь ее дочери благополучна. Нора беседует с матерью, рассказывая о своей жизни, и во время этих разговоров проявляются все противоречия отношений матери и дочери. Все не так-то просто в этом семействе.

Спитак (2018)

Жанр: драмаРежиссёр: Александр КоттАктёры: Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег ВасильковВозрастной рейтинг: 18+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 7.4Купить в iTunes: 349 руб

Фильм-катастрофа о разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года.

Как всегда, бюджет российского фильма не позволяет продемонстрировать эффектные драматичные моменты разрушения. Все подобные сцены остались за кадром. Зрителю предстоит увидеть исключительно атмосферную человеческую трагедию после произошедших событий.

…и другие умные российские фильмы

Вот еще список хороших фильмов со смыслом:

  • Жить (2012);
  • Пусть будет Лиза;
  • Куда течет море;
  • Завод;
  • Слоны могут играть в футбол;
  • На районе;
  • Непрощенный;
  • Мотылек (2016);
  • Временные трудности;
  • История одного назначения;
  • Сердце мира;
  • Кислота;
  • Я худею;
  • Глубокие реки;
  • Анатомия измены;
  • Гупешка;
  • Я тебя не люблю;
  • Кроткая;
  • Мишень;
  • Вдвоем на льдине.

Российское кино…
самое лучше в мире — было и остается. 33.02%

мельчает. Советские фильмы были настоящими. Современные — поделка. 29.25%

становится лучше с каждым годом. Много хороших современных фильмов появилось. 26.42%

до западного ему, как до неба. 9.43%

Напишу в комментарии. 1.89%
Проголосовало: 106

Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Мне нравится6Не нравится1

«Сталкер», 1979 г.

Реж. Андрей Тарковский

И снова Тарковский – а куда без него! Фильмы Тарковского всегда оставляли след у зарубежного зрителя, во многом куда более глубокий, чем у отечественного. Слишком уж советский зритель был прост: ему бы «Любовь и голуби» посмотреть, а не экзистенциальные метания.

Картина, снятая по роману Стругацких, всегда вызовет много споров, потому что книги сами по себе такие. Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, так называемой зоне. У героев нет имён – только прозвища. Сам Тарковский говорил про эту картину, что с его помощью легально коснулся трансцендентного.

Во многом благодаря всё той же грязной, унылой атмосфере и замечательной актёрской игре, фильм оставил свой след в мировом кинематографе. В частности, старина Фон Триер, будучи впечатлённым сим творением, снял «Элемент преступления». А известный британский музыкант Брайан Уильямсом из эмбиент-проекта «Lustmord», вдохновлённый картиной Тарковского, в 1995 году записал совместно с Робертом Ричем альбом «Сталкер».

Из наград стоит отметить только лишь специальный приз жюри в Каннах. В Союзе фильм не приняли. Помимо острой критики, картину ждало ещё одно испытание: при проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Неизвестно, является ли конечный результат лучшим, но культурная европейская публика была под впечатлением от увиденного.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

Звуковое кино

1928 год, звуковая синхронная съемка рычащего льва для заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer

Звуковое кино забрало весь багаж, накопленный немым кинематографом. В том числе такие изобразительные приемы, как крупный и средний планы, движение камеры, ракурсная съемка и панорамирование. Профессия тапера в кинотеатре исчезла, но зато монтаж обогатился монтажом звука и выделился в отдельный вид деятельности, за достижения в котором Американская киноакадемия теперь ежегодно выдает статуэтку «Оскар».

Уже в 1929 году большинство картин сопровождалось звуковыми дорожками. Технически это происходило так: звук записывался отдельно на пластинке и воспроизводился синхронно с изображением на экране. Особые трудности вызывала синхронизация речи. Да, звуковое кино внесло в индустрию много нового. Но поначалу техника была столь несовершенна, что нивелировала даже достижения немого кино. Например, слабые микрофоны не позволяли актерам перемещаться по площадке.

Зачем разные виды искусства цитируют друг друга

Экфраса (более распространен не совсем корректный вариант этого термина «экфрасис») — описание произведения живописи, скульптуры или архитектуры в литературном тексте. В широком смысле так называют вообще любую «кроссвидовую» цитату в искусстве — например, фразу из классической музыкальной пьесы в саундтреке к фильму, картину, изображенную в скульптуре, статую, появившуюся среди театральных декораций, книгу реально существовавшего автора в компьютерной игре или фрагмент известного танца в уличном перформансе. Зачем используется этот прием?

В музыке прямо процитировать что-то из другого вида искусства сложнее, поэтому исполнители часто называют свои композиции в честь известной книги, литературного персонажа или фильма. Так тому или иному треку (сочинению, песне) сообщается определенное настроение.

В опере, которая еще во времена Вагнера фактически превратилась в гезамткунстверк, то есть в набор экфрас, был важен синтез искусств: музыки (оркестр и пение), поэзии (либретто), драмы (само сценическое действо), архитектуры (интерьер театра), живописи (декорации), танца (вставки в сюжете) и т. д. Этот жанр тогда чем-то напоминал современный кинематограф: на премьеры работ известных режиссеров ходят знаменитости, заменившие во многих странах знать, фильмы отмечают премиями, их показывают в специальных залах, иногда — богато украшенных и оборудованных по последнему слову техники. Кино позаимствовало у оперы и театра их характерные черты, и прежде всего — стремление к гезамткунстверку, к синтезу искусств. В фильмах активно используется экфраса: герои могут читать литературные произведения вслух или про себя, а в некоторых кадрах демонстрируются или даже воссоздаются и «оживают» известные скульптуры и картины.

Копирование шедевров живописи в кадре стало распространенным приемом. Конечно, экфраса может быть реализована множеством разных способов, но со временем в кино возникли особые конвенции и специфические художественные методы ее использования.

Временные трудности (2018)

Жанр: драмаРежиссёр: Михаил РасходниковАктёры: Риналь Мухаметов, Иван Охлобыстин, Илья РязановВозрастной рейтинг: 12+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 3.1Купить в iTunes: 399 руб

История закалки характера инвалида с ДЦП наполнена противоборством с отцом, системой и сложностями, с которым сталкиваются тяжело больные в России (и СССР).

Фильм «разнёс» в своём обзоре известный блогер BadComedian, а рейтинг буквально уничтожен на IMDb. Тем не менее, картина за исключением финального акта смотрится интересно, хоть и оставляет массу вопросов к создателям.

Спорное кино, которое стоит посмотреть ради убедительной актёрской игры.

«Ёжик в тумане», 1975 г.

Реж. Михаил Норштейн

Согласись, у нас в стране его помнят преимущественно за отчаянный ежовый крик: «Лошадкаааа!» А некоторые проводят аналогию между туманом и дымом трав степных, объясняя этим своеобразность мультфильма. Но нравится вам этот шедевр или нет, а 140 критиков со всего мира признали его лучшим в истории. Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, даже признавшись Норштейну, как художник художнику, что отечественный мастер круче. Даже беспощадные «Гриффины» сделали на мультфильм пародию в эпизоде «Spies Reminiscent of Us».

Некоторые скажут, что это самый волшебный и необычный мультфильм как минимум на постсоветском пространстве. И мы с ними согласимся. Многих западных мультипликаторов поражают приёмы, использованные в «Еже». А сам Норштейн, хитро улыбаясь, показывает, как регулировал густоту тумана, приближая или отдаляя обычную кальку.

«Александр Невский», 1938 г.

Реж. Сергей Эйзенштейн

Ещё одна вещь от маэстро. При этом уровень её эпичности даже выше, чем у «Броненосца». А про влияние даже говорить не нужно, посмотрите сами, как американский кинематограф безжалостно слизывал приёмы из фильма: – в «Конан-варваре» доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского»; – в сериале «Клинок ведьм» ведьма видит во сне историю браслета; при этом создатели не постеснялись использовать нарезку кадров из битвы на Чудском озере; – знатные британские металлюги из Iron Maiden использовали кадры в качестве видеоряда к композиции «Hallowed Be Thy Name», при этом никого не спросили, можно или нет. Ну, а про битву сил Света и Тьмы в «Ночном Дозоре» и говорить нечего.

Можно сколько угодно восхищаться дотошностью Питера Джексона, но даже в те времена, когда киноиндустрия не была заточена под промышленность, для пущего натурализма даже доспехи делали из стали. Вообще Эйзенштейн старался всё сделать так, как будто это не фильм, а съемки настоящей битвы. Правда, сцену битвы на озере снимали летом во дворе «Мосфильма», и вместо льдин использовали крашеные доски. Но при просмотре кажется, что это настоящие льдины. Вот она, гениальная операторская работа и магия киноэкрана! Без хромокеев, товарищ! Все натурально.

Фильм вызывал огромную волну патриотизма и восхищения не только в Союзе, но и в Европе. Стоит ли говорить, как вдохновляла фраза во время Великой Отечественной: «Кто к нам с мечом пойдет, тот от меча и погибнет». Именно тогда фильм крутили во всех кинотеатрах, а Эйзенштейн получил крупнейшую в стране Сталинскую премию – 100000 рублей!

Белый праздник

Жанр: фантасмагория, драма

Год: 1994

Режиссер: Владимир Наумов

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян

Кадр из фильма «Белый праздник»

Фильм снят по повести Тонино Гуэрры, “Сто птиц”. Главный герой картины, профессор Грэг, нанимает сыщика, чтобы тот следил за ним самим, и фиксировал все его слова и действия.

В этом фильме Иннокентий Смоктуновский сыграл свою последнюю роль.

Это фильм-путешествие. На протяжении всего действа зритель следует за главным героем по Москве 1994 года в сопровождении циничного сыщика.

Картина, представленная рядом сложных ассоциативных образов, трудно интерпретируется. Профессор (в фильме он кажется последним представителем навсегда погибшей настоящей интеллигенции) отправляется в свою последнюю одиссею.

На пути он часто встречает картины Брейгеля и Босха, а иногда ему встречаются люди, которые точно сошли с этих полотен. Реальность и воображаемое переплетаются в нечто сюрреалистическое. И единственно настоящими кажутся белый снег, похожий на саван, апокалиптические здания, и обрывающаяся веревка с висящими на ней фотографиями. Вместе с веревкой обрывается и жизнь героя.

Белый праздник – это смерть.

«Война и мир», 1967 г.

Реж. Сергей Бондарчук

За всю историю кинематографа было свыше 10 экранизаций популярного романа Льва Николаевича. Однако эту можно по праву считать лучшей. Отец Фёдора Бондарчука до того момента больше воспринимался как актёр, получивший мировое признание за «Судьбу человека», хотя сам исполнил далеко не второстепенную роль Пьера Безухова. Но к экранизации эпопеи Толстого он подошёл капитально. Целых 6 лет длились съемки! А в плане приёмов и режиссерских находок фильм опережал время. Даже славный новозеландский новатор Питер Джексон сказал, мол, каюсь, слизал у Бондарчука. А батальные сцены настолько опередили своё время, что в Голливуде до сих пор изучают по этому фильму баталии и панорамную съёмку.

Интеллектуальное кино европейского кинематографа

Интеллектуальная европейская аудитория любит фильмы арт-хаус, о чём говорит количество организуемых фестивалей авторского кино. И западным режиссёрам есть, что предложить своему зрителю.

«Новая жизнь» (Франция, 2002 год).

Действие разворачивается в Болгарии, и сюжет картины прост и банален: парень знакомится с проституткой, внезапно влюбляется, а потом ищет её внутри местных криминальных кругов. Режиссёр Филипп Гранрийе ухитряется рассказать эту историю практически без слов, с помощью чисто кинематографических инструментов – актёрской экспрессии, пластики, инверсии света, операторской работы. На выходе – магия и подлинное искусство.

«Ты, живущий» (Швеция, 2007 год).

Эта картина – вторая в трилогии, созданной Роем Андерссоном. Первой была «Песни со второго этажа», а заключительной – «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Они связаны между собой не сюжетами, а смысловыми посылами и художественным языком. Рой Андерссон – в своём роде уникум, творящий без сценария. Его работы чем-то похожи на автоматическое письмо – сюрреалистичны и абсурдны, полны аллюзий и метафор.

Watch this video on YouTube

«Беги, Лола, беги» (Германия, 1998 год).

Энергичный модерн, включающий элементы криминальной, социальной и философской драмы, временного релятивизма. Фильм снят Томом Тыквером в стиле компьютерной игры, где героиня снова и снова возвращается в одну и ту же точку, пока не находит правильного решения. Увесистый список из 25 международных наград делает картину обязательной к просмотру любителями артхауса.

Watch this video on YouTube

Лучшие фильмы в жанре артхаус, произведённые в Европе, всегда отличаются новаторским подходом и высокой степенью откровенности со зрителем. Среди таких образцов авторского кино можно назвать фильмы «Тельма» Йоакима Триера, «Квадрат» Рубена Эстлунда, «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Убежище» Франсуа Озона и многие другие.

Облепиховое лето

Жанр: драма, биография, арт-хаус

Год: 2018

Режиссер: Виктор Алферов

Актеры: Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Сергей Каплунов

Кадр из фильма «Облепиховое лето»

Советский драматург Александр Вампилов (“Утиная охота”, “Старший сын”) сражается с чиновниками за право свободно публиковаться. Он хочет, чтобы его пьесы ставили в театре, но их сила пугает очень многих.

Сложная ситуация сказывается на семейных отношениях, но супруга писателя старается помочь ему, поддержать его. К тому же, у Вампилова есть хорошие друзья, которым он очень дорог.

Измотанный борьбой, писатель стремится на Байкал, чтобы там поработать в тишине и покое. Страшная трагедия перечеркивает все его мечты и ожидания.

“Облепиховое лето” – один из самых интересных и серьезных российских фильмов. Это по-настоящему добрый фильм со смыслом.

Виктор Алферов рассуждает об истории СССР, о мечтах, о поиске вдохновения, а также – о смысле жизни и о вечности.

Философские рассуждения удивительно тонко гармонируют с синевой Байкала, с солнечными бликами и с густой зеленью лесов. Вампилов принимает результат своих размышлений с тихой грустью, но и с готовностью тоже.

Яды, или всемирная история отравлений

Жанр: фантасмагория, комедия

Год: 2001

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Олег Басилашвили, Игнат Акрачков, Александр Баширов

Кадр из фильма «Яды, или всемирная история отравлений»

Олег Волков, молодой столичный актер, был доволен жизнью: у него была большая квартира и любимая работа. И жена у него тоже была, да только не ценила она своего счастья…

“Яды” – легкая абсурдистская и местами гротескная комедия. По мере развития сюжета любовный треугольник превращается в квадрат, а потом – и в пятиугольник.

Украшением фильма является Олег Басилашвили, создавший прообраз Воланда (каждому, кто посмотрит этот фильм, станет понятно, почему на роль мессира в мини-сериале Бортко в итоге взяли именно его, а не кого-нибудь другого, помоложе и покрасивее).

Его герой на первый взгляд кажется интеллигентным пенсионером, но на самом деле он – искуситель, знаток ядов и мировой истории отравлений. Именно он подталкивает героя к мысли отравить всех участников любовной драмы.

Главную мысль кинокартины озвучивает Чезаре Борджиа – человек с искалеченной душой, негодяй и циник. Он говорит о Долине, которую увидел, когда ехал в Рим.

В фильме Долина символизирует мечту, все самое светлое и доброе в человеке. Чезаре предал мечту, свернув на неверный путь, и пожалел об этом.

Только на пиру Волков понимает, что, по сути, стоит на краю страшной пропасти – и в любой момент может упасть в нее. И еще он понимает, что у него есть возможность и силы отойти назад.

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareAlike (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений) CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareAlike (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях) CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам. Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права

Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав

Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в Facebook</ p>
  • Раздел об авторском праве в YouTube</ p>

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

ДАУ. Три дня (2020) (DAU. Three Days)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Мелодрама, Русский фильм

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Мария Нафпльоту, Теодор Курентзис, Радмила Щеголева

Отношения между советским гражданином и иностранкой в 1956 году были невозможны. Но, тем не менее, известный на весь СССР физик Дау намерен встретиться с греческой актрисой Марией, которую он любил в молодости. Она приехала в Москву всего на три дня, а последний раз они виделись друг с другом 25 лет назад. Несмотря на то, что его жизнь достаточно обеспечена, физик Дау недоволен семейными отношениями. Мария для него – словно последний шанс снова почувствовать себя молодым, обрести гармонию. Однако в самый неподходящий момент на горизонте появляется супруга Дау – Нора. Такова суровая реальность.

Цветное кино

Кинематограф обрел цвет не сразу. Как и с появлением в целом, в процессе обретения цвета кино следовало по пятам за фотографией. Впрочем, все проходило не так просто, как кажется. Первые фильмы в цвете нельзя назвать цветными, они были колоризованы. Черно-белые кадры вручную раскрашивались красками с 1895 года, когда на студии Томаса Эдисона для «кинетоскопа» подготовили фильм «Танец Лои Фуллер».

Для того чтобы в «Броненосце„Потемкине»» Сергея Эйзенштейна (1925) сцена подъема красного флага была экспрессивнее, режиссер решил прибегнуть к хитрости. На съемках использовался белый флаг, дающий на пленке прозрачную основу для дальнейшего раскрашивания. На каждом кадре флаг раскрашивался вручную.

Позже в некоторых случаях использовались трафареты, через которые техникой «Патеколор» можно было прогнать пленку, а также фильтры для тонирования.

Технологии различных процессов были сложными и дорогими. Для того, чтобы цветное кино могло конкурировать с черно-белым, стоимость съемок, копий фильма, а также проекторов для показов должна была быть не очень высокой. Поначалу цвет воспринимался больше как дополнительное развлечение, отвлекающее от простого сюжета, как красивая ассистентка фокусника — от секрета фокуса. Большие режиссеры зачастую избегали цветных съемок, продолжая снимать на монохромную пленку.

Не стоит забывать и о внешних факторах, тормозивших развитие отрасли: Великой депрессии в США, повлиявшей на Голливуд, и, конечно, Второй мировой войне, оставившей свой неизгладимый след на развитии кинематографа в целом.

Процессы Kinemacolor, Technicolor, Cinecolor, многослойные кинопленки и другие новшества в отрасли в итоге к сегодняшнему дню пришли к двум основным достижениям: цветной кинопленке и цифровой видеосъемке. Оба изобретения основаны на совокупности тех или иных принципов, изученных за последнее столетие.

Каждое изобретение в индустрии кино когда-то было новацией. Десять коротких фильмов, показанных в начальной программе братьев Люмьер, были для зрителей даже более зрелищны, чем для нас виртуальная реальность. К хорошему можно быстро привыкнуть, но только лучшее становится популярным среди зрителей. Успешные технические новинки не нуждаются в выборах — за них все говорят кассовые сборы.

Размер имеет значение

Появление техники стимулировало зарождение не только документального, но и игрового кино. Одним из первых фильмов, представленных братьями Люмьер, стала комедийная инсценировка «Политый поливальщик», уже похожая на художественную работу режиссера. Но длина кинопленки в то время составляла примерно 15 метров, а это всего полторы минуты просмотра. В течение нескольких лет длительность картин увеличилась до 15-20 минут, что позволило на основе технических усовершенствований развивать и художественную составляющую. Уже к 1920-м годам немое кино достигло своего расцвета и сформировалось как искусство со своими жанрами и приемами.

Процесс приготовления эмульсий на фабрике братьев Люмьер, 1894 год

Про уродов и людей

Жанр: драма

Год: 1998

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

На рубеже 19 и 20 века в Петербург приезжает иностранец. В руках у него клетчатый чемоданчик, в котором он прячет то, что с течением времени изменить жизнь сначала нескольких семей, а потом – и всей России.

Можно сказать, что в этом фильме Балабанов продолжает тему, заданную в короткометражной ленте “Трофим”

В предыдущем фильме режиссер показывал пресловутую “народную душу”, а здесь он уделяет внимание искусству, которое несет не прекрасное и доброе, а пошлое, и не учит, а является инструментом морального разложения общества

Возможно, впрочем, речь идет только об отражении. Случайный немец только подтолкнул российское общество: занесенная им “зараза” попала на благодатную почву и дала пышные ростки.

Немец, точно дьявол из средневековых легенд, подталкивает петербуржцев к тому, чтобы те посрывали с себя маски добропорядочности. Точно гамельнский крысолов, он уводит их в неизвестность.

“Почтенная публика” становится падкой на всевозможные уродства и извращения. Приличные барышни прячут пошлые картинки в нижнем белье, а грязные помыслы – в светлых головках. Отцы семейств желают лицезреть уродов, не подозревая о том, что им предоставляют изображения их самих – настоящих, но глубоко прячущихся.

Петербургская интеллигенция духовно мельчает. И вот уже слуги нагибают господ, и с упоением хлещут их по белым телесам. Раскачивается колыбель революции…

Свои

Жанр: драма

Год: 2004

Режиссер: Дмитрий Месхиев

Актеры: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский

Кадр из фильма «Свои»

Времена ВОВ. Территории псковской области оккупированы немцами, которые уже установили свои порядки и правила. Поселения управляются вчерашними крестьянами, которые сегодня (вынужденно или нет) являются старостами и полицаями.

Убегая из плена, в такую вот деревню приходят рядовой красноармеец, комиссар НКВД и политрук.

“Свои” не военная драма. Здесь нет ура-патриотизма и восхваления подвига народа и солдат, защищавших родину. Это просто фильм о душе человека во время войны.

Здесь нет и четкой грани между добром и злом. Режиссер не дает и ответа на вопрос относительно правильности выбора. И именно поэтому этот фильм смотрится с большим интересом.

Актерский ансамбль великолепен: Богдан Ступка в очередной раз создал сложный и противоречивый образ. Ему подыгрывают харизматичный Сергей Гармаш и Константин Хабенский, в карьере которого, к сожалению, больше не было таких сильных и искренних ролей.

Лето (2021)

Арт-хаус / Авторское кино, Документальный, Драма, Русский фильм

tagHD 720

Режиссер: Вадим Костров

Ностальгическое путешествие по летнему Среднему Уралу. Восьмилетний Вадим и его сводная сестра Кристина наслаждаются вечерними гуляниями со своими старшими друзьями-подростками, по вечера сидят у костра, катаются на скейтбордах, а днем тихо спят в садовом домике. Обласканный солнцем и теплом своих близких, скрытый в тихом саду от жестокости внешнего мира, Вадим наслаждается днями своего детства. Лето — убаюкивает Вадима на легком ветре, согревает и утешает, давая надежду и силы на будущую жизнь.

ДАУ. Катя Таня (2020) (DAU. Katya Tanya)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

tagHD 1080

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Алексей Блинов, Теодор Курентзис, Радмила Щеголева

Катя – юная девушка, работающая в библиотеке. Она настроена очень романтично и верит в настоящую любовь, которая бывает только в книгах. Но ей выпало пережить целую серию разочарований, испытав которые, Катя все же обретает счастье. Ее коллега – журналистка Таня – проявляет к ней нежные чувства, а также лучше всех понимает Катю. Казалось бы, вот оно, долгожданное счастье. Но оно было недолгим, потому что вскоре в судьбу девушек решает вмешаться КГБ. Для этой службы недопустимо, чтобы советские женщины вели себя подобным образом. Такие отношения неприемлемы для советского гражданина.

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

YouTube также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им.

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

</ p>

АртРеестр  —

</ p>

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Статья @Марина Трушникова, 2012-2016
Источники изображений: http://morguefile.com/ https://pixabay.com
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф

Монах и бес

Жанр: философская притча, трагикомедия

Год: 2016

Режиссер: Николай Досталь

Актеры: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин

Кадр из фильма «Монах и бес»

В мужском монастыре появляется новый монах, Иван. Вместе с ним в святое место проникает и служитель дьявола, бес по имени Легион.

В основе фильма находятся апокрифические предания о святых, которых искушал враг рода человеческого.

Монах Иван пришел в монастырь, чтобы обрести душевный покой. Но именно здесь его начинает мучить совесть и терзать страсти.

Фильм напоминает произведения Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Речь в нем идет и о “дураках и дорогах”, и о других русских бедах, и о чиновничьем произволе, и о “загадочной русской душе”.

Фильм был принят очень неоднозначно. Консервативные ортодоксы были искренне возмущены тем, что бес в итоге покаялся – с их точки зрения, это недопустимо, потому что кощунственно.

Но ничего кощунственного в этом нет, ведь, в конце концов, страсти и искушения родятся в глубине человеческого сердца, а не внушаются извне: покаявшийся бес символизирует абсолютное покаяние, и изменение собственной жизни.

“Монах и бес”, как ни странно, не артхаус. Это просто хороший русский психологический фильм со смыслом.

Дау. Нора Мама (2020) (DAU. Nora Mother)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Радмила Щеголева, Теодор Курентзис

Когда-то давно Нора была простой девушкой из провинции, но теперь все в ее жизни изменилось. Она стала супругой блестящего ученого. Ее семья проживает на территории элитного жилого комплекса, который принадлежит Институту и закрыт от посторонних. И вот однажды в доме Норы появляется гостья – впервые за много лет к ней приехала ее мать. Женщина пытается понять, действительно ли семейная жизнь ее дочери благополучна. Нора беседует с матерью, рассказывая о своей жизни, и во время этих разговоров проявляются все противоречия отношений матери и дочери. Все не так-то просто в этом семействе.

Спитак (2018)

Жанр: драмаРежиссёр: Александр КоттАктёры: Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег ВасильковВозрастной рейтинг: 18+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 7.4Купить в iTunes: 349 руб

Фильм-катастрофа о разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года.

Как всегда, бюджет российского фильма не позволяет продемонстрировать эффектные драматичные моменты разрушения. Все подобные сцены остались за кадром. Зрителю предстоит увидеть исключительно атмосферную человеческую трагедию после произошедших событий.

…и другие умные российские фильмы

Вот еще список хороших фильмов со смыслом:

  • Жить (2012);
  • Пусть будет Лиза;
  • Куда течет море;
  • Завод;
  • Слоны могут играть в футбол;
  • На районе;
  • Непрощенный;
  • Мотылек (2016);
  • Временные трудности;
  • История одного назначения;
  • Сердце мира;
  • Кислота;
  • Я худею;
  • Глубокие реки;
  • Анатомия измены;
  • Гупешка;
  • Я тебя не люблю;
  • Кроткая;
  • Мишень;
  • Вдвоем на льдине.

Российское кино…
самое лучше в мире — было и остается. 33.02%

мельчает. Советские фильмы были настоящими. Современные — поделка. 29.25%

становится лучше с каждым годом. Много хороших современных фильмов появилось. 26.42%

до западного ему, как до неба. 9.43%

Напишу в комментарии. 1.89%
Проголосовало: 106

Автор статьи
Серафима Вишняк Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Мне нравится6Не нравится1

«Сталкер», 1979 г.

Реж. Андрей Тарковский

И снова Тарковский – а куда без него! Фильмы Тарковского всегда оставляли след у зарубежного зрителя, во многом куда более глубокий, чем у отечественного. Слишком уж советский зритель был прост: ему бы «Любовь и голуби» посмотреть, а не экзистенциальные метания.

Картина, снятая по роману Стругацких, всегда вызовет много споров, потому что книги сами по себе такие. Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, так называемой зоне. У героев нет имён – только прозвища. Сам Тарковский говорил про эту картину, что с его помощью легально коснулся трансцендентного.

Во многом благодаря всё той же грязной, унылой атмосфере и замечательной актёрской игре, фильм оставил свой след в мировом кинематографе. В частности, старина Фон Триер, будучи впечатлённым сим творением, снял «Элемент преступления». А известный британский музыкант Брайан Уильямсом из эмбиент-проекта «Lustmord», вдохновлённый картиной Тарковского, в 1995 году записал совместно с Робертом Ричем альбом «Сталкер».

Из наград стоит отметить только лишь специальный приз жюри в Каннах. В Союзе фильм не приняли. Помимо острой критики, картину ждало ещё одно испытание: при проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками. Неизвестно, является ли конечный результат лучшим, но культурная европейская публика была под впечатлением от увиденного.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

Звуковое кино

1928 год, звуковая синхронная съемка рычащего льва для заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer

Звуковое кино забрало весь багаж, накопленный немым кинематографом. В том числе такие изобразительные приемы, как крупный и средний планы, движение камеры, ракурсная съемка и панорамирование. Профессия тапера в кинотеатре исчезла, но зато монтаж обогатился монтажом звука и выделился в отдельный вид деятельности, за достижения в котором Американская киноакадемия теперь ежегодно выдает статуэтку «Оскар».

Уже в 1929 году большинство картин сопровождалось звуковыми дорожками. Технически это происходило так: звук записывался отдельно на пластинке и воспроизводился синхронно с изображением на экране. Особые трудности вызывала синхронизация речи. Да, звуковое кино внесло в индустрию много нового. Но поначалу техника была столь несовершенна, что нивелировала даже достижения немого кино. Например, слабые микрофоны не позволяли актерам перемещаться по площадке.

Зачем разные виды искусства цитируют друг друга

Экфраса (более распространен не совсем корректный вариант этого термина «экфрасис») — описание произведения живописи, скульптуры или архитектуры в литературном тексте. В широком смысле так называют вообще любую «кроссвидовую» цитату в искусстве — например, фразу из классической музыкальной пьесы в саундтреке к фильму, картину, изображенную в скульптуре, статую, появившуюся среди театральных декораций, книгу реально существовавшего автора в компьютерной игре или фрагмент известного танца в уличном перформансе. Зачем используется этот прием?

В музыке прямо процитировать что-то из другого вида искусства сложнее, поэтому исполнители часто называют свои композиции в честь известной книги, литературного персонажа или фильма. Так тому или иному треку (сочинению, песне) сообщается определенное настроение.

В опере, которая еще во времена Вагнера фактически превратилась в гезамткунстверк, то есть в набор экфрас, был важен синтез искусств: музыки (оркестр и пение), поэзии (либретто), драмы (само сценическое действо), архитектуры (интерьер театра), живописи (декорации), танца (вставки в сюжете) и т. д. Этот жанр тогда чем-то напоминал современный кинематограф: на премьеры работ известных режиссеров ходят знаменитости, заменившие во многих странах знать, фильмы отмечают премиями, их показывают в специальных залах, иногда — богато украшенных и оборудованных по последнему слову техники. Кино позаимствовало у оперы и театра их характерные черты, и прежде всего — стремление к гезамткунстверку, к синтезу искусств. В фильмах активно используется экфраса: герои могут читать литературные произведения вслух или про себя, а в некоторых кадрах демонстрируются или даже воссоздаются и «оживают» известные скульптуры и картины.

Копирование шедевров живописи в кадре стало распространенным приемом. Конечно, экфраса может быть реализована множеством разных способов, но со временем в кино возникли особые конвенции и специфические художественные методы ее использования.

Временные трудности (2018)

Жанр: драмаРежиссёр: Михаил РасходниковАктёры: Риналь Мухаметов, Иван Охлобыстин, Илья РязановВозрастной рейтинг: 12+Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 3.1Купить в iTunes: 399 руб

История закалки характера инвалида с ДЦП наполнена противоборством с отцом, системой и сложностями, с которым сталкиваются тяжело больные в России (и СССР).

Фильм «разнёс» в своём обзоре известный блогер BadComedian, а рейтинг буквально уничтожен на IMDb. Тем не менее, картина за исключением финального акта смотрится интересно, хоть и оставляет массу вопросов к создателям.

Спорное кино, которое стоит посмотреть ради убедительной актёрской игры.

«Ёжик в тумане», 1975 г.

Реж. Михаил Норштейн

Согласись, у нас в стране его помнят преимущественно за отчаянный ежовый крик: «Лошадкаааа!» А некоторые проводят аналогию между туманом и дымом трав степных, объясняя этим своеобразность мультфильма. Но нравится вам этот шедевр или нет, а 140 критиков со всего мира признали его лучшим в истории. Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, даже признавшись Норштейну, как художник художнику, что отечественный мастер круче. Даже беспощадные «Гриффины» сделали на мультфильм пародию в эпизоде «Spies Reminiscent of Us».

Некоторые скажут, что это самый волшебный и необычный мультфильм как минимум на постсоветском пространстве. И мы с ними согласимся. Многих западных мультипликаторов поражают приёмы, использованные в «Еже». А сам Норштейн, хитро улыбаясь, показывает, как регулировал густоту тумана, приближая или отдаляя обычную кальку.

«Александр Невский», 1938 г.

Реж. Сергей Эйзенштейн

Ещё одна вещь от маэстро. При этом уровень её эпичности даже выше, чем у «Броненосца». А про влияние даже говорить не нужно, посмотрите сами, как американский кинематограф безжалостно слизывал приёмы из фильма: – в «Конан-варваре» доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского»; – в сериале «Клинок ведьм» ведьма видит во сне историю браслета; при этом создатели не постеснялись использовать нарезку кадров из битвы на Чудском озере; – знатные британские металлюги из Iron Maiden использовали кадры в качестве видеоряда к композиции «Hallowed Be Thy Name», при этом никого не спросили, можно или нет. Ну, а про битву сил Света и Тьмы в «Ночном Дозоре» и говорить нечего.

Можно сколько угодно восхищаться дотошностью Питера Джексона, но даже в те времена, когда киноиндустрия не была заточена под промышленность, для пущего натурализма даже доспехи делали из стали. Вообще Эйзенштейн старался всё сделать так, как будто это не фильм, а съемки настоящей битвы. Правда, сцену битвы на озере снимали летом во дворе «Мосфильма», и вместо льдин использовали крашеные доски. Но при просмотре кажется, что это настоящие льдины. Вот она, гениальная операторская работа и магия киноэкрана! Без хромокеев, товарищ! Все натурально.

Фильм вызывал огромную волну патриотизма и восхищения не только в Союзе, но и в Европе. Стоит ли говорить, как вдохновляла фраза во время Великой Отечественной: «Кто к нам с мечом пойдет, тот от меча и погибнет». Именно тогда фильм крутили во всех кинотеатрах, а Эйзенштейн получил крупнейшую в стране Сталинскую премию – 100000 рублей!

Белый праздник

Жанр: фантасмагория, драма

Год: 1994

Режиссер: Владимир Наумов

Актеры: Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян

Кадр из фильма «Белый праздник»

Фильм снят по повести Тонино Гуэрры, “Сто птиц”. Главный герой картины, профессор Грэг, нанимает сыщика, чтобы тот следил за ним самим, и фиксировал все его слова и действия.

В этом фильме Иннокентий Смоктуновский сыграл свою последнюю роль.

Это фильм-путешествие. На протяжении всего действа зритель следует за главным героем по Москве 1994 года в сопровождении циничного сыщика.

Картина, представленная рядом сложных ассоциативных образов, трудно интерпретируется. Профессор (в фильме он кажется последним представителем навсегда погибшей настоящей интеллигенции) отправляется в свою последнюю одиссею.

На пути он часто встречает картины Брейгеля и Босха, а иногда ему встречаются люди, которые точно сошли с этих полотен. Реальность и воображаемое переплетаются в нечто сюрреалистическое. И единственно настоящими кажутся белый снег, похожий на саван, апокалиптические здания, и обрывающаяся веревка с висящими на ней фотографиями. Вместе с веревкой обрывается и жизнь героя.

Белый праздник – это смерть.

«Война и мир», 1967 г.

Реж. Сергей Бондарчук

За всю историю кинематографа было свыше 10 экранизаций популярного романа Льва Николаевича. Однако эту можно по праву считать лучшей. Отец Фёдора Бондарчука до того момента больше воспринимался как актёр, получивший мировое признание за «Судьбу человека», хотя сам исполнил далеко не второстепенную роль Пьера Безухова. Но к экранизации эпопеи Толстого он подошёл капитально. Целых 6 лет длились съемки! А в плане приёмов и режиссерских находок фильм опережал время. Даже славный новозеландский новатор Питер Джексон сказал, мол, каюсь, слизал у Бондарчука. А батальные сцены настолько опередили своё время, что в Голливуде до сих пор изучают по этому фильму баталии и панорамную съёмку.

Интеллектуальное кино европейского кинематографа

Интеллектуальная европейская аудитория любит фильмы арт-хаус, о чём говорит количество организуемых фестивалей авторского кино. И западным режиссёрам есть, что предложить своему зрителю.

«Новая жизнь» (Франция, 2002 год).

Действие разворачивается в Болгарии, и сюжет картины прост и банален: парень знакомится с проституткой, внезапно влюбляется, а потом ищет её внутри местных криминальных кругов. Режиссёр Филипп Гранрийе ухитряется рассказать эту историю практически без слов, с помощью чисто кинематографических инструментов – актёрской экспрессии, пластики, инверсии света, операторской работы. На выходе – магия и подлинное искусство.

«Ты, живущий» (Швеция, 2007 год).

Эта картина – вторая в трилогии, созданной Роем Андерссоном. Первой была «Песни со второго этажа», а заключительной – «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Они связаны между собой не сюжетами, а смысловыми посылами и художественным языком. Рой Андерссон – в своём роде уникум, творящий без сценария. Его работы чем-то похожи на автоматическое письмо – сюрреалистичны и абсурдны, полны аллюзий и метафор.

Watch this video on YouTube

«Беги, Лола, беги» (Германия, 1998 год).

Энергичный модерн, включающий элементы криминальной, социальной и философской драмы, временного релятивизма. Фильм снят Томом Тыквером в стиле компьютерной игры, где героиня снова и снова возвращается в одну и ту же точку, пока не находит правильного решения. Увесистый список из 25 международных наград делает картину обязательной к просмотру любителями артхауса.

Watch this video on YouTube

Лучшие фильмы в жанре артхаус, произведённые в Европе, всегда отличаются новаторским подходом и высокой степенью откровенности со зрителем. Среди таких образцов авторского кино можно назвать фильмы «Тельма» Йоакима Триера, «Квадрат» Рубена Эстлунда, «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Убежище» Франсуа Озона и многие другие.

Облепиховое лето

Жанр: драма, биография, арт-хаус

Год: 2018

Режиссер: Виктор Алферов

Актеры: Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Сергей Каплунов

Кадр из фильма «Облепиховое лето»

Советский драматург Александр Вампилов (“Утиная охота”, “Старший сын”) сражается с чиновниками за право свободно публиковаться. Он хочет, чтобы его пьесы ставили в театре, но их сила пугает очень многих.

Сложная ситуация сказывается на семейных отношениях, но супруга писателя старается помочь ему, поддержать его. К тому же, у Вампилова есть хорошие друзья, которым он очень дорог.

Измотанный борьбой, писатель стремится на Байкал, чтобы там поработать в тишине и покое. Страшная трагедия перечеркивает все его мечты и ожидания.

“Облепиховое лето” – один из самых интересных и серьезных российских фильмов. Это по-настоящему добрый фильм со смыслом.

Виктор Алферов рассуждает об истории СССР, о мечтах, о поиске вдохновения, а также – о смысле жизни и о вечности.

Философские рассуждения удивительно тонко гармонируют с синевой Байкала, с солнечными бликами и с густой зеленью лесов. Вампилов принимает результат своих размышлений с тихой грустью, но и с готовностью тоже.

Яды, или всемирная история отравлений

Жанр: фантасмагория, комедия

Год: 2001

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Олег Басилашвили, Игнат Акрачков, Александр Баширов

Кадр из фильма «Яды, или всемирная история отравлений»

Олег Волков, молодой столичный актер, был доволен жизнью: у него была большая квартира и любимая работа. И жена у него тоже была, да только не ценила она своего счастья…

“Яды” – легкая абсурдистская и местами гротескная комедия. По мере развития сюжета любовный треугольник превращается в квадрат, а потом – и в пятиугольник.

Украшением фильма является Олег Басилашвили, создавший прообраз Воланда (каждому, кто посмотрит этот фильм, станет понятно, почему на роль мессира в мини-сериале Бортко в итоге взяли именно его, а не кого-нибудь другого, помоложе и покрасивее).

Его герой на первый взгляд кажется интеллигентным пенсионером, но на самом деле он – искуситель, знаток ядов и мировой истории отравлений. Именно он подталкивает героя к мысли отравить всех участников любовной драмы.

Главную мысль кинокартины озвучивает Чезаре Борджиа – человек с искалеченной душой, негодяй и циник. Он говорит о Долине, которую увидел, когда ехал в Рим.

В фильме Долина символизирует мечту, все самое светлое и доброе в человеке. Чезаре предал мечту, свернув на неверный путь, и пожалел об этом.

Только на пиру Волков понимает, что, по сути, стоит на краю страшной пропасти – и в любой момент может упасть в нее. И еще он понимает, что у него есть возможность и силы отойти назад.

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareAlike (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений) CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareAlike (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях) CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам. Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права

Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав

Как на Facebook, так и на YouTube есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в Facebook</ p>
  • Раздел об авторском праве в YouTube</ p>

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

ДАУ. Три дня (2020) (DAU. Three Days)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Мелодрама, Русский фильм

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Мария Нафпльоту, Теодор Курентзис, Радмила Щеголева

Отношения между советским гражданином и иностранкой в 1956 году были невозможны. Но, тем не менее, известный на весь СССР физик Дау намерен встретиться с греческой актрисой Марией, которую он любил в молодости. Она приехала в Москву всего на три дня, а последний раз они виделись друг с другом 25 лет назад. Несмотря на то, что его жизнь достаточно обеспечена, физик Дау недоволен семейными отношениями. Мария для него – словно последний шанс снова почувствовать себя молодым, обрести гармонию. Однако в самый неподходящий момент на горизонте появляется супруга Дау – Нора. Такова суровая реальность.

Цветное кино

Кинематограф обрел цвет не сразу. Как и с появлением в целом, в процессе обретения цвета кино следовало по пятам за фотографией. Впрочем, все проходило не так просто, как кажется. Первые фильмы в цвете нельзя назвать цветными, они были колоризованы. Черно-белые кадры вручную раскрашивались красками с 1895 года, когда на студии Томаса Эдисона для «кинетоскопа» подготовили фильм «Танец Лои Фуллер».

Для того чтобы в «Броненосце„Потемкине»» Сергея Эйзенштейна (1925) сцена подъема красного флага была экспрессивнее, режиссер решил прибегнуть к хитрости. На съемках использовался белый флаг, дающий на пленке прозрачную основу для дальнейшего раскрашивания. На каждом кадре флаг раскрашивался вручную.

Позже в некоторых случаях использовались трафареты, через которые техникой «Патеколор» можно было прогнать пленку, а также фильтры для тонирования.

Технологии различных процессов были сложными и дорогими. Для того, чтобы цветное кино могло конкурировать с черно-белым, стоимость съемок, копий фильма, а также проекторов для показов должна была быть не очень высокой. Поначалу цвет воспринимался больше как дополнительное развлечение, отвлекающее от простого сюжета, как красивая ассистентка фокусника — от секрета фокуса. Большие режиссеры зачастую избегали цветных съемок, продолжая снимать на монохромную пленку.

Не стоит забывать и о внешних факторах, тормозивших развитие отрасли: Великой депрессии в США, повлиявшей на Голливуд, и, конечно, Второй мировой войне, оставившей свой неизгладимый след на развитии кинематографа в целом.

Процессы Kinemacolor, Technicolor, Cinecolor, многослойные кинопленки и другие новшества в отрасли в итоге к сегодняшнему дню пришли к двум основным достижениям: цветной кинопленке и цифровой видеосъемке. Оба изобретения основаны на совокупности тех или иных принципов, изученных за последнее столетие.

Каждое изобретение в индустрии кино когда-то было новацией. Десять коротких фильмов, показанных в начальной программе братьев Люмьер, были для зрителей даже более зрелищны, чем для нас виртуальная реальность. К хорошему можно быстро привыкнуть, но только лучшее становится популярным среди зрителей. Успешные технические новинки не нуждаются в выборах — за них все говорят кассовые сборы.

Размер имеет значение

Появление техники стимулировало зарождение не только документального, но и игрового кино. Одним из первых фильмов, представленных братьями Люмьер, стала комедийная инсценировка «Политый поливальщик», уже похожая на художественную работу режиссера. Но длина кинопленки в то время составляла примерно 15 метров, а это всего полторы минуты просмотра. В течение нескольких лет длительность картин увеличилась до 15-20 минут, что позволило на основе технических усовершенствований развивать и художественную составляющую. Уже к 1920-м годам немое кино достигло своего расцвета и сформировалось как искусство со своими жанрами и приемами.

Процесс приготовления эмульсий на фабрике братьев Люмьер, 1894 год

Про уродов и людей

Жанр: драма

Год: 1998

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Динара Друкарова

Кадр из фильма «Про уродов и людей»

На рубеже 19 и 20 века в Петербург приезжает иностранец. В руках у него клетчатый чемоданчик, в котором он прячет то, что с течением времени изменить жизнь сначала нескольких семей, а потом – и всей России.

Можно сказать, что в этом фильме Балабанов продолжает тему, заданную в короткометражной ленте “Трофим”

В предыдущем фильме режиссер показывал пресловутую “народную душу”, а здесь он уделяет внимание искусству, которое несет не прекрасное и доброе, а пошлое, и не учит, а является инструментом морального разложения общества

Возможно, впрочем, речь идет только об отражении. Случайный немец только подтолкнул российское общество: занесенная им “зараза” попала на благодатную почву и дала пышные ростки.

Немец, точно дьявол из средневековых легенд, подталкивает петербуржцев к тому, чтобы те посрывали с себя маски добропорядочности. Точно гамельнский крысолов, он уводит их в неизвестность.

“Почтенная публика” становится падкой на всевозможные уродства и извращения. Приличные барышни прячут пошлые картинки в нижнем белье, а грязные помыслы – в светлых головках. Отцы семейств желают лицезреть уродов, не подозревая о том, что им предоставляют изображения их самих – настоящих, но глубоко прячущихся.

Петербургская интеллигенция духовно мельчает. И вот уже слуги нагибают господ, и с упоением хлещут их по белым телесам. Раскачивается колыбель революции…

Свои

Жанр: драма

Год: 2004

Режиссер: Дмитрий Месхиев

Актеры: Богдан Ступка, Сергей Гармаш, Константин Хабенский

Кадр из фильма «Свои»

Времена ВОВ. Территории псковской области оккупированы немцами, которые уже установили свои порядки и правила. Поселения управляются вчерашними крестьянами, которые сегодня (вынужденно или нет) являются старостами и полицаями.

Убегая из плена, в такую вот деревню приходят рядовой красноармеец, комиссар НКВД и политрук.

“Свои” не военная драма. Здесь нет ура-патриотизма и восхваления подвига народа и солдат, защищавших родину. Это просто фильм о душе человека во время войны.

Здесь нет и четкой грани между добром и злом. Режиссер не дает и ответа на вопрос относительно правильности выбора. И именно поэтому этот фильм смотрится с большим интересом.

Актерский ансамбль великолепен: Богдан Ступка в очередной раз создал сложный и противоречивый образ. Ему подыгрывают харизматичный Сергей Гармаш и Константин Хабенский, в карьере которого, к сожалению, больше не было таких сильных и искренних ролей.

Лето (2021)

Арт-хаус / Авторское кино, Документальный, Драма, Русский фильм

tagHD 720

Режиссер: Вадим Костров

Ностальгическое путешествие по летнему Среднему Уралу. Восьмилетний Вадим и его сводная сестра Кристина наслаждаются вечерними гуляниями со своими старшими друзьями-подростками, по вечера сидят у костра, катаются на скейтбордах, а днем тихо спят в садовом домике. Обласканный солнцем и теплом своих близких, скрытый в тихом саду от жестокости внешнего мира, Вадим наслаждается днями своего детства. Лето — убаюкивает Вадима на легком ветре, согревает и утешает, давая надежду и силы на будущую жизнь.

ДАУ. Катя Таня (2020) (DAU. Katya Tanya)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм

tagHD 1080

Режиссеры: Илья Хржановский, Екатерина Эртель

В ролях: Алексей Блинов, Теодор Курентзис, Радмила Щеголева

Катя – юная девушка, работающая в библиотеке. Она настроена очень романтично и верит в настоящую любовь, которая бывает только в книгах. Но ей выпало пережить целую серию разочарований, испытав которые, Катя все же обретает счастье. Ее коллега – журналистка Таня – проявляет к ней нежные чувства, а также лучше всех понимает Катю. Казалось бы, вот оно, долгожданное счастье. Но оно было недолгим, потому что вскоре в судьбу девушек решает вмешаться КГБ. Для этой службы недопустимо, чтобы советские женщины вели себя подобным образом. Такие отношения неприемлемы для советского гражданина.

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.

2) По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.

3) Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.

4) Правительство Непала сообщило, что снижает плату за восхождение на Эверест с 18 до 8 тысяч евро при условии, что каждый альпинист не только спустит вниз все свои отходы, но и захватит 8 килограммов мусора, оставленного предшественниками.

5) Не цифры, не сводки, а только человек из другого времени своей судьбой свидетельствует об эпохе — о той жизни, что канула безвозвратно.

6) Первые рассказы современного российского писателя Виктора Ремизова вышли в журнале «Новом мире».

7) Убрав снег на тропинке у калитки, прислоните к ней кусок старого шифера так, чтобы шифер перекрывал хотя бы 40—50 см тропинки, и тогда после очередного снегопада, чтобы открыть калитку, достаточно будет просто приподнять шифер.

8) Сонечка умеет любить, жертвовать, заботиться и сохранять веру.

9) Из тех, кто способен проснуться в назначенное время, только пятая часть уверенно сказала, что выдерживает намеченное время с точностью плюс-минус 10 минут.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

YouTube также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им.

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

</ p>

АртРеестр  —

</ p>

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Статья @Марина Трушникова, 2012-2016
Источники изображений: http://morguefile.com/ https://pixabay.com
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: