Эпоха большой нелюбви. что такое социальные чувства и в чем их сила

Поколения, выросшие в нелюбви

Мальчик на остановке.

Кандидат философских наук Иван Федоров видит корень проблемы в том, что наша страна на протяжении ХХ века претерпевала огромные людские потери.

— В годы Великой Отечественной войны наша страна потеряла огромное количество мужчин, это стало бомбой замедленного действия. Потом была война в Афганистане, длившаяся десять лет, распад Советского Союза, сложные 90-е годы. Все это не лучшим образом сказывалось, если так можно выразиться, на «популяции» мужчин в нашей стране, — утверждает Иван Федоров. — Не менее трех поколений россиян просто не имеют адекватного опыта семейной жизни, то есть выросли без отца и не знают, как строить отношения с противоположным полом, как создавать нормальную семейную жизнь. Все это результат потомственной безотцовщины.

Ясно, что и неполные семьи бывают разные. На примере своего окружения ребенок с детства усваивает нормы поведения и отношения родителей друг к другу, их любовь, взаимоуважение и так далее. А откуда этому взяться в неполных семьях? Такое отношение, говорит философ, он уже во взрослом возрасте переносит и на свои отношения.

— Можно, конечно, парировать тем, что, например, матерям-одиночкам просто нечем откупаться от детей: их материальное положение не всегда позволяет это делать, — говорит Иван Федоров. — Но они транслируют детям определенные чувства, чаще всего нелюбовь и безразличие. Ребенок этого не осознает, но такое отношение он чувствует очень остро. Его не любили — и он своих детей любить не будет, просто не умеет, не знает, не научили. Да и в полных семьях, как уже говорилось выше, тоже огромное место занимает именно нелюбовь. Все еще нередки случаи, когда люди женятся не потому, что хотят быть счастливы вместе, а из других соображений, например из-за выгоды, потому что возраст подходит и многое другое. Расчет на то, что «стерпится — слюбится». Не тут-то было. В 99% случаев не терпится и не любится. И в такой обстановке живут дети.

Кадр из фильма «Нелюбовь» 2017 года.

По словам Ивана Федорова, тема современных семей и их отношения к детям, супругов друг к другу отлично раскрыта в фильме режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь». По сюжету супруги не испытывают друг к другу чувств и готовятся к разводу, разменной монетой становится их сын, которого никто из родителей не любит и не хочет оставлять себе после развода. Понимая это, мальчик пропадает, и судя по сюжету фильма, навсегда.

— Нелюбовь — это, по сути, хроническое состояние нашего общества, оно просто пропитано ею, — констатирует кандидат философских наук Иван Федоров.

По словам режиссера Андрея Звягинцева, название фильма «Нелюбовь» безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на главную проблему, которую рассматривает фильм, — нелюбовь.

Схватила за шиворот

Дети.

Москвичка Анна Германова отличается особым вниманием к деталям, умением мгновенно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Эти ее качества уже уберегли от беды не одного ребенка

Причем это были чужие дети.

— И не сосчитаю, сколько раз такое было: иду по улице, ребенок несется на самокате, его мама далеко позади плетется, по телефону разговаривает. Малыши, как правило, по сторонам не смотрят, да и мамы их тоже. А учитывая, что они на приличном расстоянии, то и не успеют в случае чего отреагировать. Я неоднократно вытаскивала за шиворот детей, которые, ничего не видя, выскакивали на самокате на проезжую часть. Малыши напуганы и не понимают, что произошло, зато тут же подбегает мама и начинает квохтать как курица. Кстати, не все они при этом бросают телефон, — рассказывает Анна Германова. — Ну неужели трудно хоть на пару шагов варианты просчитать и сообразить, что может случиться беда? Это же улица и твои собственные дети! Ты ж их родила, а не на сдачу где-то получила. Кого потом винить в том, что ребенок неожиданно выскочил на дорогу под колеса?!

Мама троих детей (трех, пяти и восьми лет) Елена Рогозина не видит в этом никакой проблемы для себя.

— Дети гуляют на улице. Понятно, что они в силу возраста не могут оценивать ситуацию и не видят опасности, но вокруг тоже же есть люди, им сложно в случае чего подойти к ребенку и помочь? — уверена Елена Рогозина.

Она говорит, что любит своих детей и регулярно им это демонстрирует — покупает новые игрушки, одежду, сладости. В общем, все, что попросят

При этом она не считает, что детям как-то особенно нужно ее внимание: она не читает им книги на ночь, не помогает старшему сыну делать уроки, мало внимания уделяет младшим детям — они играют в садике с другими малышами, а дома друг с другом

— Я приучаю их быть самостоятельными, — уверяет женщина. — Мама не всегда будет рядом, и потом, мне тоже хочется иметь свою жизнь, общаться с друзьями, да и просто иногда «залипнуть» в телефоне.

Парадигма потребления

Ребенок со смартфоном.

Кандидат психологических наук Алена Волина говорит, что такое отношение к детям — результат потребительской модели развития общества, где считается, что, если, например, парень девушке купил новый телефон — значит, признался в любви. А если нет дорогих подарков, то ни о каких чувствах речи быть не может.

— И получается, что родители, сами того не осознавая, «покупают» любовь своих детей, — говорит Волина. — А как сделать по-другому, они не знают, не понимают. Кроме того, о чем можно говорить, если условный папа купил условную маму за айфон? В их картине мира это любовь, и они ее переносят на свои семьи, детей. К тому же какая-то часть родителей живет в парадигме «мы вам родили, а вы воспитывайте». А это полнейшая безответственность.

Эксперт отмечает еще и вот какой парадокс: сейчас наблюдается просто засилье информации о том, как воспитывать детей, существует множество методик (далеко не все из них заслуживают внимания и уж тем более доверия). И в таком потоке информации люди теряются. Они просто не знают, как воспитывать детей, о чем с ними разговаривать, какие ценности прививать и так далее.

О безответственности родителей говорит и педагог, учитель начальных классов с 40-летним стажем Марина Бурмистрова.

— Не могу точно сказать, в какой момент произошли эти изменения, но дети действительно стали другими. Взрослые для них не авторитет, особенно те, кто не имеет высоких заработков и не может себе позволить покупать дорогие вещи, — говорит Марина Бурмистрова. — Соответственно, и учитель не имеет никакого веса. Прибавьте еще сюда и отношение родителей, от которых довольно часто слышится «вы должны». То есть нас, педагогов, фактически низводят до уровня обслуги. И глядя на такое поведение мамы или папы, как себя должен вести школьник? Понятно, что «ему должны», а он сам никому ничего не должен.

Конечно, педагоги в большинстве своем люди неравнодушные и как могут занимаются воспитанием детей, но все же основную работу в этом плане должны делать родители.

— Я вижу, как загораются глаза у ребят, когда мы идем на экскурсию в музей и я рассказываю о картинах, о художниках. Им действительно становится очень интересно, они задают хорошие вопросы, размышляют, фантазируют, — рассказывает педагог. — Но нужно этот огонек поддерживать и развивать, а не давать в руки очередной гаджет и отправлять с глаз долой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Эпоха большой нелюбви. что такое социальные чувства и в чем их сила

Поколения, выросшие в нелюбви

Мальчик на остановке.

Кандидат философских наук Иван Федоров видит корень проблемы в том, что наша страна на протяжении ХХ века претерпевала огромные людские потери.

— В годы Великой Отечественной войны наша страна потеряла огромное количество мужчин, это стало бомбой замедленного действия. Потом была война в Афганистане, длившаяся десять лет, распад Советского Союза, сложные 90-е годы. Все это не лучшим образом сказывалось, если так можно выразиться, на «популяции» мужчин в нашей стране, — утверждает Иван Федоров. — Не менее трех поколений россиян просто не имеют адекватного опыта семейной жизни, то есть выросли без отца и не знают, как строить отношения с противоположным полом, как создавать нормальную семейную жизнь. Все это результат потомственной безотцовщины.

Ясно, что и неполные семьи бывают разные. На примере своего окружения ребенок с детства усваивает нормы поведения и отношения родителей друг к другу, их любовь, взаимоуважение и так далее. А откуда этому взяться в неполных семьях? Такое отношение, говорит философ, он уже во взрослом возрасте переносит и на свои отношения.

— Можно, конечно, парировать тем, что, например, матерям-одиночкам просто нечем откупаться от детей: их материальное положение не всегда позволяет это делать, — говорит Иван Федоров. — Но они транслируют детям определенные чувства, чаще всего нелюбовь и безразличие. Ребенок этого не осознает, но такое отношение он чувствует очень остро. Его не любили — и он своих детей любить не будет, просто не умеет, не знает, не научили. Да и в полных семьях, как уже говорилось выше, тоже огромное место занимает именно нелюбовь. Все еще нередки случаи, когда люди женятся не потому, что хотят быть счастливы вместе, а из других соображений, например из-за выгоды, потому что возраст подходит и многое другое. Расчет на то, что «стерпится — слюбится». Не тут-то было. В 99% случаев не терпится и не любится. И в такой обстановке живут дети.

Кадр из фильма «Нелюбовь» 2017 года.

По словам Ивана Федорова, тема современных семей и их отношения к детям, супругов друг к другу отлично раскрыта в фильме режиссера Андрея Звягинцева «Нелюбовь». По сюжету супруги не испытывают друг к другу чувств и готовятся к разводу, разменной монетой становится их сын, которого никто из родителей не любит и не хочет оставлять себе после развода. Понимая это, мальчик пропадает, и судя по сюжету фильма, навсегда.

— Нелюбовь — это, по сути, хроническое состояние нашего общества, оно просто пропитано ею, — констатирует кандидат философских наук Иван Федоров.

По словам режиссера Андрея Звягинцева, название фильма «Нелюбовь» безупречно точно, с хирургической ясностью указывает на главную проблему, которую рассматривает фильм, — нелюбовь.

Схватила за шиворот

Дети.

Москвичка Анна Германова отличается особым вниманием к деталям, умением мгновенно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Эти ее качества уже уберегли от беды не одного ребенка

Причем это были чужие дети.

— И не сосчитаю, сколько раз такое было: иду по улице, ребенок несется на самокате, его мама далеко позади плетется, по телефону разговаривает. Малыши, как правило, по сторонам не смотрят, да и мамы их тоже. А учитывая, что они на приличном расстоянии, то и не успеют в случае чего отреагировать. Я неоднократно вытаскивала за шиворот детей, которые, ничего не видя, выскакивали на самокате на проезжую часть. Малыши напуганы и не понимают, что произошло, зато тут же подбегает мама и начинает квохтать как курица. Кстати, не все они при этом бросают телефон, — рассказывает Анна Германова. — Ну неужели трудно хоть на пару шагов варианты просчитать и сообразить, что может случиться беда? Это же улица и твои собственные дети! Ты ж их родила, а не на сдачу где-то получила. Кого потом винить в том, что ребенок неожиданно выскочил на дорогу под колеса?!

Мама троих детей (трех, пяти и восьми лет) Елена Рогозина не видит в этом никакой проблемы для себя.

— Дети гуляют на улице. Понятно, что они в силу возраста не могут оценивать ситуацию и не видят опасности, но вокруг тоже же есть люди, им сложно в случае чего подойти к ребенку и помочь? — уверена Елена Рогозина.

Она говорит, что любит своих детей и регулярно им это демонстрирует — покупает новые игрушки, одежду, сладости. В общем, все, что попросят

При этом она не считает, что детям как-то особенно нужно ее внимание: она не читает им книги на ночь, не помогает старшему сыну делать уроки, мало внимания уделяет младшим детям — они играют в садике с другими малышами, а дома друг с другом

— Я приучаю их быть самостоятельными, — уверяет женщина. — Мама не всегда будет рядом, и потом, мне тоже хочется иметь свою жизнь, общаться с друзьями, да и просто иногда «залипнуть» в телефоне.

Парадигма потребления

Ребенок со смартфоном.

Кандидат психологических наук Алена Волина говорит, что такое отношение к детям — результат потребительской модели развития общества, где считается, что, если, например, парень девушке купил новый телефон — значит, признался в любви. А если нет дорогих подарков, то ни о каких чувствах речи быть не может.

— И получается, что родители, сами того не осознавая, «покупают» любовь своих детей, — говорит Волина. — А как сделать по-другому, они не знают, не понимают. Кроме того, о чем можно говорить, если условный папа купил условную маму за айфон? В их картине мира это любовь, и они ее переносят на свои семьи, детей. К тому же какая-то часть родителей живет в парадигме «мы вам родили, а вы воспитывайте». А это полнейшая безответственность.

Эксперт отмечает еще и вот какой парадокс: сейчас наблюдается просто засилье информации о том, как воспитывать детей, существует множество методик (далеко не все из них заслуживают внимания и уж тем более доверия). И в таком потоке информации люди теряются. Они просто не знают, как воспитывать детей, о чем с ними разговаривать, какие ценности прививать и так далее.

О безответственности родителей говорит и педагог, учитель начальных классов с 40-летним стажем Марина Бурмистрова.

— Не могу точно сказать, в какой момент произошли эти изменения, но дети действительно стали другими. Взрослые для них не авторитет, особенно те, кто не имеет высоких заработков и не может себе позволить покупать дорогие вещи, — говорит Марина Бурмистрова. — Соответственно, и учитель не имеет никакого веса. Прибавьте еще сюда и отношение родителей, от которых довольно часто слышится «вы должны». То есть нас, педагогов, фактически низводят до уровня обслуги. И глядя на такое поведение мамы или папы, как себя должен вести школьник? Понятно, что «ему должны», а он сам никому ничего не должен.

Конечно, педагоги в большинстве своем люди неравнодушные и как могут занимаются воспитанием детей, но все же основную работу в этом плане должны делать родители.

— Я вижу, как загораются глаза у ребят, когда мы идем на экскурсию в музей и я рассказываю о картинах, о художниках. Им действительно становится очень интересно, они задают хорошие вопросы, размышляют, фантазируют, — рассказывает педагог. — Но нужно этот огонек поддерживать и развивать, а не давать в руки очередной гаджет и отправлять с глаз долой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: