Близкий сосед лучше дальнего родственника тема “мы и наши соседи”. 2-3 классы

Третье правило: действовать

Если вы хотите, чтобы в вашем шкафу постоянно был порядок, уборку нужно проводить регулярно. При этом выбрасывать придется много, а оставлять совсем мало. Вам придется выяснить расписание местного секонд-хенда или центра благотворительности и назначить себе точное время для походов туда с вещами.

Разумеется, жизнь не такая статичная штука, как шкаф. Ваша одежда всегда остается там, куда вы ее положили (если, конечно, у вас в доме не растут дети). Но в жизни новая одежда (то есть требования и предложения) появляется постоянно.

Как бы вы себя чувствовали, если бы каждый раз, открывая шкаф, видели там гору чьих-то вещей? С утра в нем еще был порядок, а к обеду он уже завален барахлом!

К сожалению, именно это и происходит в жизни большинства из нас. Как часто вы начинали свой день по расписанию, а к десяти утра уже полностью с него сбивались? Или сколько раз вы писали себе утром список дел на день, а вечером обнаруживали, что он стал еще длиннее?

Эссенциализм — это система, которая учит, как наводить порядок в своей жизни. Это не генеральная уборка раз в год или раз в неделю, а дисциплинированный подход, который вы применяете каждый раз, когда поступает очередное предложение. Эссенциализм заставляет делать меньше, но лучше, чтобы каждый момент жизни приносил ценные результаты.

§ 10. «Близкий сосед лучше дальней родни»

§ 10. «Близкий сосед лучше дальней родни» Русская народная пословица

В России очень важны отношения между соседями. Специфика отношений с соседями во многом отражает специфику решения жилищной проблемы в СССР (см. об этом ч. II, гл. 1, § 1). Очень часто дружеские отношения между целыми семьями возникали в коммуналках или бараках в 30-е годы. Через 30 лет многие соседи разъехались, получив свои квартиры, но дружба не прерывалась еще долгие годы. Многие русские могут поделиться с вами таким опытом.

Разобщенность современной городской жизни и в России создает ситуации, в которых соседи подолгу не встречаются, не знают друг друга, а при встрече не здороваются. Однако, как говорит народная мудрость, «От соседа не уйдешь» (в отличие от родственников или друзей), поэтому соседские связи играют огромную, даже близкую к семейной роль в быту россиян. И в условиях современной России они имеют определенную ценность, которой не стоит пренебрегать

Например, если выбираете квартиру для съема, важно не только знать ее расположение и благоустройство, но и поинтересоваться ближайшими соседями. Совместное проживание на ограниченной территории, забота о чистоте или цветах на вашей лестничной площадке, некоторые общие дела по дому (установка домофона, выбор консьержки и т

д.), благоустройство двора — все это помогает сближению с соседями, установлению первых контактов.

Соседей оценивают с точки зрения взаимопомощи в повседневном быту и в экстренных случаях, когда поблизости нет родственников, а нужно, например, вызвать «скорую помощь» и т. п. В случае необходимости считается нормальным оставить свои ключи от квартиры именно у соседей — чтобы поливать цветы, давать корм рыбкам или кормить домашнего кота. В Европе эти функции выполняет консьержка, причем за определенную оплату. В России к консьержкам еще не совсем привыкли, их считают «людьми со стороны», которым не стоит доверять слишком. Мало ли кто может устроиться на работу консьержкой в твоем доме, в любом случае это чужой человек. Он сидит за определенные деньги при входе в подъезд и следит за посторонними, но это совсем не доказательство его кристальной совести. А вот хорошему соседу можно доверить не только ключи от дома, но даже попросить, например, встретить ребенка из школы или уложить его спать, когда родители задержались в гостях или отправились в театр, кино и т. д.

Услуги обычно бывают взаимными. Таким образом, между соседями устанавливаются прочные взаимоотношения и взаимопомощь. При постоянном общении между хорошими соседями может завязаться и душевная близость. Она выражается в обмене информацией, жизненно важными советами, в выработке общих взглядов, в совместном проведении досуга — в зависимости от возраста людей и взаимной приязни. Женщины, например, часто обмениваются кулинарными рецептами, информацией о моде. Можно занять у соседа деньги «до получки», или «стрельнуть» сигареты или хлеба в неурочный час. Можно посоветоваться с соседкой о подробностях в воспитании ребенка или просто вместе провести вечер за телевизором или чашкой чая, обсуждая новости.

И это не сравнимо с визитом в гости, даже к самым близким друзьям. Ведь туда надо ехать или идти далеко, на транспорте, быть одетым соответствующим образом, запастись цветами или чем-то еще и т. д. А сюда вы можете в любое удобное для вас время забежать в домашней одежде минут на пять, а задержаться на пару часов. Любимых соседей приглашают в дом на семейные праздники.

Исследуйте Как выделить крупицы важного из массы ненужного

6.1. Пространство Как спрятаться от мира и получить от этого удовольствие

6.1.1. Выделение времени на исследование жизни

6.1.2

Пространство для творчества важно не только то, на чем концентрироваться, но и где концентрироваться

6.1.3

Пространство для концентрации Не важно, насколько у вас плотный график, – вы можете выделить себе время и место для размышлений. 6.1.4

Пространство для чтения чтению классической литературы (выбрать книгу, написанную раньше нашего века и считающуюся классикой)

6.1.4. Пространство для чтения чтению классической литературы (выбрать книгу, написанную раньше нашего века и считающуюся классикой)

6.2. Взгляд Как увидеть самое главное

6.2.1. Общая картина

6.2.1.1. Человек, который хочет стать «журналистом собственной жизни», должен прекратить концентрироваться на мелочах и научиться видеть картину в целом.

6.2.1.2. Вместо того чтобы реагировать на отдельные факты, вы рассмотрите общую тенденцию.

6.2.2. Фильтр интересов

6.2.2.1

Обращать внимание на сигналы посреди шума. 6.2.2.2

«Прислушиваться» к тому, чего не говорят

6.2.2.2. «Прислушиваться» к тому, чего не говорят

6.2.2.3. Сканировать информацию в поисках сути

6.2.3. Дневник

6.2.3.1. Писать меньше но лучше

6.2.3.2. каждые три месяца перечитывать написанное

6.2.3.3. Старайтесь замечать закономерности и тенденции

Обращайте внимание на заголовки

6.2.3.4. Мелкие изменения сложно увидеть сразу же, но постепенно они накапливаются и становятся более заметными.

6.2.4. Полевое исследование

6.2.5. Уточненные вопросы

6.2.5.1. нужно уметь уточнять сами вопросы

6.3. Игра Как ощутить мудрость своего внутреннего ребенка

6.3.1. Игра важна и стимулирует познание

6.3.2. Мозг, созданный для игры

6.3.3. игра увеличивает спектр доступных нам альтернатив

6.3.4. игра – лекарство против стресса

6.3.5. игра оказывает положительный эффект на исполнительные функции мозга

6.3.6. Игра стимулирует участки мозга, ответственные как за логическое мышление, так и за свободное, неограниченное познание

6.3.7

Игра не только позволяет нам понять, что важно, а что нет. Она важна сама по себе

6.4. Сон

6.4.1. Защита активов

6.4.1.1. Главный актив, который нам доступен, – это мы сами

6.4.1.2. сон как необходимость для повышения эффективности своих действий, направленных на достижение цели

6.4.1.3. Высшим приоритетом является защита нашей способности расставлять приоритеты

6.4.1.4. Сон улучшает способности исследовать, находить взаимосвязи, делать меньше, но лучше во время бодрствования.

6.5. Придирайтесь Сила радикальных критериев

6.5.1. «если ответ не определенно положительный, то он отрицательный»

6.5.2. Смысл в том, чтобы подвергнуть решение тесту на предельность. Если мы чувствуем полное и безоговорочное желание сделать что-то, тогда мы говорим «да»

6.5.3. Строгие, явные и правильные критерии

6.5.3.1. Если не очевидно, что это «да», то очевидно, что это «нет».

6.5.4. Правило 90 %

6.5.4.1. Использовать только лучшие 10% возможностей

6.5.4.2. Использование узкие критерии «Это то, что мне нужно?»

6.5.5. Возможность стучит в дверь

6.5.5.1. Вот простой систематический процесс, который вы можете использовать для применения избирательных критериев к встречающимся возможностям. Во-первых, запишите альтернативу

Во-вторых, составьте список из трех минимальных критериев, которым она должна удовлетворять, в порядке убывания их важности. В-третьих, сделайте список из трех оптимальных критериев в порядке убывания важности

По определению, если возможность не удовлетворяет первым трем критериям, то ответ сразу отрицательный. Если она не удовлетворяет двум из трех оптимальных критериев, ответ тоже «нет».

Как отсекать лишнее

Отказываться от ненужного — так же сложно, как избавляться от вещей, которые не носятся годами. Вспомните, когда вы последний раз убирали в шкафу, наткнулись на пиджак, который давно не надевали, и подумали: «Жалко выбрасывать, может, еще пригодится». Так же непросто нам отказываться от встреч — «нужно сходить, а вдруг что-то интересное будет».

Грег МакКеон пишет, что так происходит потому, что мы зацикливаемся на чувстве собственности. Исследования показывают: люди часто недооценивают то, что им не принадлежит, но сильно преувеличивают значимость своих вещей. Даже когда они не совсем «свои».  

Как быть минималистом в жизни и работе

00:00

x1
x1.5
x2

15

15

Подписаться:

  • SoundCloud

  • Spotify

Подписаться на подкаст «Умных любят»

  • Apple Podcasts

  • Google Podcasts

Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман провел эксперимент. Он собрал группу людей и половине участников вручил кофейные чашки, которые нужно было «продать» остальным испытуемым. 

Оказалось, «владельцы» чашек хотели получить за них не меньше $5, а «покупатели» не соглашались платить больше $2,75. То есть сам факт обладания предметом заставлял «владельцев» завышать его стоимость и усложнял расставание с ним. 

Чтобы избавиться от такой привязанности, нужно посмотреть на вещь и спросить себя: «За сколько вы купили бы ее, если бы она вам не принадлежала?». Когда речь идет об условной встрече, вопрос может звучать так: «От чего вы готовы отказаться, чтобы поучаствовать в этом мероприятии?».

Эссенциалист:

Умеет выбирать и отказываться от многого. Он знает, что без рациональных потерь невозможно найти суть

Не отказываясь от выбора, эссенциалист убирает то, что для него наименее важно. Любое его действие – осознанно.
Понимает, что лишь немногое в жизни имеет большое значение

Эссенциалисту нужно время для выбора и осознания ценного. Ему незнакомы порывы и спонтанные поступки. Больше думай, чтобы меньше делать – скорее, девиз таков.
Умеет исследовать и наблюдать. Казалось бы, на пути к выбору меньшего, количество вариантов достаточно ограниченно. Но на самом деле эссенциалист выбирает из большего количества опций и возможностей. Секрет в том, что он не бросается на любую первую возможность, встречающуюся у него на пути. У эссенциалиста всегда достаточно времени чтобы вдуматься. Сначала исследовать как можно больше, а потом найти единственно верный путь.
Эссенциалист скорее отказывается, чем соглашается. Его «да» будет гораздо медленнее, чем «нет». Логика здесь следующая: если он не может сказать точное «да», это значит, что ситуация требует ответа «нет». У эссенциалиста можно поучиться отказывать. Он абсолютно уверен (и совершенно правильно), что, отвергнув просьбу, он не отвергает человека. И никаким рефлексиям здесь места нет.
Эссенциалист четко знает риски. Он не парит на волнах надежд на неопределенные победы, наслаждаясь чувством эйфории и прогнозируя возможные эмоции. Он понимает, что их может и не быть. Поэтому даже самые незначительные успехи ценны для эссенциалиста. А маленькие шаги с видимым четким результатом гораздо лучше, чем эфемерное будущее.
Эссенциалист дисциплинирован. Он убежден, что великие дела вершатся с помощью ежедневной рутины. Вместо прекрасных мечтаний – четкий распорядок и отсутствие экспромтов.

Философия меньшего, но лучшего

Избирательность в своих действиях и решениях, умение отбросить лишнее дают нам настоящую свободу.

Если перенести принципы эссенциализма на разные сферы жизни, то вот к чему мы могли бы прийти:

Мы перестали бы заниматься тем, что ненавидим, покупать то, что нам не нужно для того, чтобы произвести впечатление на безразличных нам людей.
Занятость перестала бы быть мерой важности, а мы стали бы ценить время для размышлений, медитации, общения со значимыми людьми.
Мы имели бы смелость жить в согласии с собой, а не следовать ожиданиям других.
Мы бы использовали свой разум и таланты наилучшим образом.
Компании тратили бы время на значимые проекты вместо бесполезных совещаний, переписок и звонков.
В школах развивались бы таланты учеников.
Весь мир перестал бы гнаться за большим, и нашел удовлетворение в меньшем, но лучшем.

Если принципы эссенциализма вам близки, попробуйте постепенно внедрить их в свою жизнь. Начните с генеральной уборки накопившихся обязательств, избавьтесь от бесполезного старья, вытягивающего ваши ресурсы. Определитесь с приоритетами

Что важно, а что второстепенно? Найдите в себе силы говорить «нет», даже самими себе. Вкладывайте время и силы только в самое ценное, тогда результаты не заставят себя долго ждать

Вы не будете первопроходцем, до вас сторонниками эссенциализма стали Далай-лама, Стив Джобс, Лев Толстой, Майкл Джордан, Уоррен Баффет и Генри Дэвид Торо.

Эти статьи помогут вам встать на путь простоты:

В поисках неуловимого «кайроса». Как жить здесь и сейчас?

Как сон влияет на успех?

Экология и философия потребления

Татьяна Сениченкова

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки«Каждый момент у нас есть выбор, каждый выбор окажет влияние. Лови момент, делай выбор!»

Tags: ЖизньКарьерасчастье

Конструктивизм и Эссенциализм. Конструкционистский анализ социальной реальности

Социальный конструкционизм рассматривает процессы формирования людьми социальных феноменов . Одним из продуктов институализации социальных феноменов являются традиции . Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман обосновывают идею о том, что любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной реальности, образующие так называемый здравый смысл , происходит и поддерживается за счёт социальных интеракций.

В социальном взаимодействии люди исходят из предпосылки о схожести восприятий реальности, из «здравого смысла». Основывая свою активность на данном убеждении их общие представления и понимание реальности повседневной жизни воспроизводятся и закрепляются. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей — социальной конвенции, то любые человеческие типологии и системы ценностей , социальные образования воспринимаются людьми как объективная реальность . Таким образом социальная реальность конструируется самими акторами.

Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, постигает и интегрирует в традицию и социальные ценности социальные феномены . Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться, чтобы существовать.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. С точки зрения теории социальный конструкт и лежащая в его основе идея остаются изобретением или искусственно созданным культурным артефактом , принадлежащим определённой культуре или сообществу. Человек избирателен по отношению к социальным конструктам, принимая одни и отвергая другие. Существование социальных конструктов не определяется трансцендентной сущностью или природой. В то же время такое понимание социального контрукта не следует трактовать как радикальный антидетерминизм .

Социальный конструкционизм противопоставляется эссенциализму  — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

Гендерный эссенциализм [ править ]

В феминистской теории и гендерных исследований , пол эссенциализм является отнесение основных эссенций для мужчин и женщин — эта идея , что мужчины и женщины принципиально отличаются по- прежнему является предметом спора. Женская сущность считается универсальной и обычно отождествляется с теми характеристиками, которые считаются специфически женскими. Эти идеи женственности обычно биологизированы и часто связаны с психологическими характеристиками, такими как забота, сочувствие, поддержка, неконкурентоспособность и т. Д. Теоретик-феминист Элизабет Гросс утверждает в своей публикации 1995 года.Пространство, время и извращение: эссе о политике тел , эссенциализм «влечет за собой веру в то, что характеристики, определяемые как женская сущность, являются общими для всех женщин во все времена. Это подразумевает предел вариаций и возможностей изменения — это так. невозможно, чтобы субъект действовал вопреки своей сущности. Ее сущность лежит в основе всех очевидных различий, отличающих женщин друг от друга. Таким образом, эссенциализм относится к существованию фиксированных характеристик, заданных атрибутов и антиисторических функций, которые ограничивают возможности изменения и, следовательно, социальной реорганизации «.

Пол эссенциализм является широко распространенной в популярной культуре, как показано на # 1 New York Times лучший продавец Мужчины с Марса , , но это эссенциализм регулярно критикуется во вводных женщин исследований учебников , таких как женщин: Изображения и реальностей .

Начиная с 1980-х годов некоторые писатели-феминистки выдвигали эссенциалистские теории о гендере и науке. Эвелин Фокс Келлер , Сандра Хардинг ,
и Нэнси Туана
утверждали, что современное научное предприятие по своей сути патриархально и несовместимо с женской природой. Другие ученые-феминистки, такие как Анн Хибнер Коблитц , Ленор Блюм , Мэри Грей , Мэри Бет Рускай , а также Пнина Абир-Ам и Доринда Отрам критиковали эти теории за игнорирование разнообразия научных исследований и огромных различий в опыте женщин в разных культурах и исторических периодах.

В социологии

Эссенциализм против конструктивизма

Эссенциализм обозначает в социологии идею, согласно которой мужчины и женщины различаются (даже не физически) по сути, то есть их природа (женская или мужская) не определяет только их физиологию, но влияет на их личную жизнь. склонности или вкусы. Противоположным понятием является социальный конструктивизм , который резюмируется в предложении Симоны де Бовуар в знак уважения к Эразму  :

Эссенциалистская позиция в этой области считает, что биологическая врожденность является параметром, который влияет на приобретение индивида.

Эссенциализм и гендер

Эссенциалистский феминизм (или дифференциалистский феминизм) считает, что нет необходимости различать пол и гендер , поскольку пол человека определяет соответствующий пол. Радикальный феминизм поддерживает это понятие. Неэссенциалистский материалистический радикальный феминизм, однако, считает, что секс эквивалентен гендеру, эти понятия неразделимы, потому что секс является социальным понятием, столь же искусственным, как и гендер, и, следовательно, любой человек, воспринимаемый как женщина в патриархальном обществе, является женщиной. Эта доктрина развита Моник Виттиг в La Pensée Straight .

Нынешнее течение радикального феминизма рассматривает пол и гендер как две отдельные сущности, причем пол является средством воспроизводства, которое различает людей между мужчинами и женщинами, а гендер — это социальные различия, приобретенные между двумя полами. Радикальный феминизм стремится деконструировать гендер, считая, что ничто не связывает женщин, кроме их биологии, и что приписывание им других общих черт (вкусов, способностей и т. Д.) Обязательно женоненавистничество. Таким образом, цель состоит в том, чтобы освободить женщин от бремени социальных ожиданий. Радикальный феминизм рассматривает биологический эссенциализм как натурализацию гендерных стереотипов и решительно борется с ним по этой причине.

Американское понятие «  французский феминизм  » соответствует движению в защиту женщин, которое подчеркивает качества и ценности, традиционно приписываемые этому полу. Однако, по словам Кристин Дельфи , это понятие не французское, а результат агрегирования различных текстов французских нефеминистских авторов с целью подчеркнуть эссенциалистскую позицию американских авторов, представивших это понятие.

Эссенциализм в политике. Эссенциализм

Эссенциали́зм (от лат.   essentia «сущность»), субстанциализм (от лат.   substantia « субстанция », перевод слова греч. οὐσία «сущность») — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность».

Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской , определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность . Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха , утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе « природы будды »).

В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс , Ницше , Сартр и многих других.

Эссенциализм примеры. 2. Эссенциализм в понимании человека.

Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли. Это — сущностный подход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в человеке является его сущность. Сущность – это внутренние, устойчивые, неизменные качества и характеристики человека, позволяющие ему быть собой. В какие бы отношения человек не вступал, как бы он не маскировался – его сущность не меняется, — утверждают сторонники эссенциализма. Человек всегда остается самим собой. Он может как-то скрывать свои характеристики, казаться лучше, чем он есть на самом деле или, наоборот, казаться хуже – все равно он не меняется.

Однако истинная сущность человека рано или поздно проявляется, когда ему незачем будет ее скрывать, например, в условиях безграничной власти. Истинное лицо человека проявляется также в различных критических, экстремальных ситуациях. Дело в том, что именно в такие моменты человек понимает, что ему уже незачем прятаться под какой-либо маской. Таким образом, проявляется его настоящая неизменная сущность, которая не зависит от маски, которая на него надета.

В рамках христианской религии считается, что сущность человека абсолютно неизменна. Она дается человеку от Бога вместе с его душой. Считается, что у всех людей одинаковые сущности, как одинаковы их души: у мужчин и женщин, у рабов и рабовладельцев.

К Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными. Различают сущность раба и рабовладельца, феодала и крестьянина, рабочего и собственника. По Марксу, сущностью человека является совокупность общественных отношений, в которые включен человек, и она зависит от его места в материально-производственных отношениях. Сущность, как внутреннее состояние человека, находится не внутри отдельного человека, а перед ним. Поэтому, чтобы изменить сущность человека, например, сделать его лучше, необходимо изменить общественные отношения, то есть совершить революцию.

Достоинством Маркса являлось то, что он заметил изменчивость сущности человека. Однако, как заметил Бердяев, он был хорошим социологом, но плохим биологом, то есть по Марксу, сущность человека является сугубо социальной. Если обратиться к учению Фрейда, то мы увидим близость некоторых его позиций к позициям эссенциализма. По Фрейду социальное начало, культура, является лишь оболочкой человека, а все внутреннее содержание – это биология. Сущность человека пронизана инстинктами, различными биологическими желаниями. Тонкая оболочка социального начала сдерживает человека, не дает выхода стихии страстей. Согласно Фрейду, между социальным началом и началом биологическим возникает жесткое противостояние.

Ккаждый индивид изначально враждебен культуре, так как культура, вне зависимости от формы и степени развитости, основана на ограничении первичных телесных импульсов, содержания которых с точки зрения культуры неприемлемы1. При этом, сложность индивидуальной ситуации заключается в том, что ни культурные запреты, ни требования инстинктов не являются по отношению к человеческим существам внешними, чужеродными. Напротив, они формируются в процессе развития личности, обуславливая направления взросления. И содержания бессознательного, и требования внешнего мира, воспринимаются индивидом как обязательные для исполнения, но, как правило, обе группы требований взаимно исключают друг друга.

Личность формируется в результате взаимодействия психических инвариантов: «Я» («сознание»), «Сверх – Я» («совесть»), «Оно» («бессознательное»). Я отвечает за согласование требований, исходящих от бессознательного (Оно) и Сверх – Я, а также внешнего мира. Развития Я (сознательной личности2) является результатом освобождения от влияния инфантильных переживаний, включая сексуально окрашенную зависимость от фигур родителей (фаза комплекса Эдипа: влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое желанием устранить родителя того же пола, что и ребенок Образы родителей становятся частью Я в раннем детстве и являются первыми содержаниями Сверх – Я. Впоследствии образы родителей заменяются фигурами учителей, старших друзей, а также иных значимых для данного индивида людей. Содержания Сверх – Я связаны не только с миром Оно, но и с внешним миром. Сверх – Я определяет наши представления о добре и зле, данная психическая структура символизирует для индивида культуру. В свою очередь Оно вмещает в себя импульсы, которым в Я нет места. Это импульсы и переживания, противоречащие требованиям Сверх –Я, к примеру, эмоции, переживаемые ребенком в фазе господства комплекса Эдипа.

Как определять главное

Кинорежиссер и писательница Нора Эфрон прекрасно умела находить суть в море информации. Этот навык она прокачала еще на старте карьеры, когда работала журналистом. Но главный урок о том, как искать смыслы, Эфрон получила в школе.

Однажды ее учитель дал всему классу задание написать первое предложение к истории, которую они услышат. Текст звучал примерно так: «Директор средней школы Беверли-Хиллз объявил сегодня, что весь преподавательский состав в следующий четверг будет направлен в Сакраменто для участия в коллоквиуме…» И дальше — перечисление, что будет происходить на этом собрании и кто еще примет участие. 

Школьники написали разные вступления, но у всех была одна суть: в следующий четверг преподаватели школы уезжают. Частично ученики были правы, но смысл сказанного заключался в другом — в следующий четверг уроков не будет. 

В жизни все аналогично: важно не просто перечислять факты, а докапываться до сути и понимать, что они на самом деле означают

Почему люди отказываются от эссенциализма

Большое социальное давление

Внешние обстоятельства и другие люди давят на нас не меньше, чем широкий диапазон выбора. Необходимость обрабатывать крупные объёмы информации тесно связала нас друг с другом и увеличила силу социального давления. Это касается не только профессио­нальной, но и личной жизни. Пытаясь угодить всем, человек не способен принести никакой пользы.

Автор вспоминает день, когда родилась его дочь: этот знамена­тельный момент жизни ему хотелось наполнить спокойствием и счастьем, но в итоге он посвятил его разговорам по телефону с офисом, общению по электронной почте и постоянному беспокойству о том, что опаздывает на встречу с клиентом. Когда автора переспросили, появится ли он на встрече, тот уверенно ответил «да» и поехал на работу, в то время как его жена и новорождённая дочь лежали в больнице.

Позже выяснилось, что во время той встречи не решалось ничего важного. Но даже если бы она и была значимой, считает автор, он всё равно бы выставил себя дураком

В попытке угодить всем и каждому он не принёс никакой пользы, а только навредил собственной семье, репутации и отношениям с клиентом.

Реклама:

Стремление к большему успеху и отсутствие самодис­циплины может привести к профессио­нальной гибели. Мы часто стесняемся сказать «нет», потому что только за ответ «да» в обществе принята похвала. Но по какой причине?

Установка «ты можешь получить всё, что захочешь»

Эта идея не нова, но в наше время она приносит не пользу, а вред. В свои и без того переполненные графики люди стремятся уместить дополни­тельные занятия. Сотрудники вынуждены быть на связи 24 часа в сутки, в то время как их начальство продолжает рассуждать о балансе труда и отдыха.

Руководители страдают от этой установки не меньше своих подчинённых. На круглых столах и собраниях они обсуждают множество приоритетных задач, и в итоге не могут определиться, какая из них является главной.

Слишком большой выбор

Впервые за всю историю человечества число доступных нам вариантов выбора превысило наши возможности управлять ими

Нам стало непросто отделять важное от второсте­пенного. «Усталость от принятия решений» — так психологи называют это явление

Реклама:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Близкий сосед лучше дальнего родственника тема “мы и наши соседи”. 2-3 классы

Третье правило: действовать

Если вы хотите, чтобы в вашем шкафу постоянно был порядок, уборку нужно проводить регулярно. При этом выбрасывать придется много, а оставлять совсем мало. Вам придется выяснить расписание местного секонд-хенда или центра благотворительности и назначить себе точное время для походов туда с вещами.

Разумеется, жизнь не такая статичная штука, как шкаф. Ваша одежда всегда остается там, куда вы ее положили (если, конечно, у вас в доме не растут дети). Но в жизни новая одежда (то есть требования и предложения) появляется постоянно.

Как бы вы себя чувствовали, если бы каждый раз, открывая шкаф, видели там гору чьих-то вещей? С утра в нем еще был порядок, а к обеду он уже завален барахлом!

К сожалению, именно это и происходит в жизни большинства из нас. Как часто вы начинали свой день по расписанию, а к десяти утра уже полностью с него сбивались? Или сколько раз вы писали себе утром список дел на день, а вечером обнаруживали, что он стал еще длиннее?

Эссенциализм — это система, которая учит, как наводить порядок в своей жизни. Это не генеральная уборка раз в год или раз в неделю, а дисциплинированный подход, который вы применяете каждый раз, когда поступает очередное предложение. Эссенциализм заставляет делать меньше, но лучше, чтобы каждый момент жизни приносил ценные результаты.

§ 10. «Близкий сосед лучше дальней родни»

§ 10. «Близкий сосед лучше дальней родни» Русская народная пословица

В России очень важны отношения между соседями. Специфика отношений с соседями во многом отражает специфику решения жилищной проблемы в СССР (см. об этом ч. II, гл. 1, § 1). Очень часто дружеские отношения между целыми семьями возникали в коммуналках или бараках в 30-е годы. Через 30 лет многие соседи разъехались, получив свои квартиры, но дружба не прерывалась еще долгие годы. Многие русские могут поделиться с вами таким опытом.

Разобщенность современной городской жизни и в России создает ситуации, в которых соседи подолгу не встречаются, не знают друг друга, а при встрече не здороваются. Однако, как говорит народная мудрость, «От соседа не уйдешь» (в отличие от родственников или друзей), поэтому соседские связи играют огромную, даже близкую к семейной роль в быту россиян. И в условиях современной России они имеют определенную ценность, которой не стоит пренебрегать

Например, если выбираете квартиру для съема, важно не только знать ее расположение и благоустройство, но и поинтересоваться ближайшими соседями. Совместное проживание на ограниченной территории, забота о чистоте или цветах на вашей лестничной площадке, некоторые общие дела по дому (установка домофона, выбор консьержки и т

д.), благоустройство двора — все это помогает сближению с соседями, установлению первых контактов.

Соседей оценивают с точки зрения взаимопомощи в повседневном быту и в экстренных случаях, когда поблизости нет родственников, а нужно, например, вызвать «скорую помощь» и т. п. В случае необходимости считается нормальным оставить свои ключи от квартиры именно у соседей — чтобы поливать цветы, давать корм рыбкам или кормить домашнего кота. В Европе эти функции выполняет консьержка, причем за определенную оплату. В России к консьержкам еще не совсем привыкли, их считают «людьми со стороны», которым не стоит доверять слишком. Мало ли кто может устроиться на работу консьержкой в твоем доме, в любом случае это чужой человек. Он сидит за определенные деньги при входе в подъезд и следит за посторонними, но это совсем не доказательство его кристальной совести. А вот хорошему соседу можно доверить не только ключи от дома, но даже попросить, например, встретить ребенка из школы или уложить его спать, когда родители задержались в гостях или отправились в театр, кино и т. д.

Услуги обычно бывают взаимными. Таким образом, между соседями устанавливаются прочные взаимоотношения и взаимопомощь. При постоянном общении между хорошими соседями может завязаться и душевная близость. Она выражается в обмене информацией, жизненно важными советами, в выработке общих взглядов, в совместном проведении досуга — в зависимости от возраста людей и взаимной приязни. Женщины, например, часто обмениваются кулинарными рецептами, информацией о моде. Можно занять у соседа деньги «до получки», или «стрельнуть» сигареты или хлеба в неурочный час. Можно посоветоваться с соседкой о подробностях в воспитании ребенка или просто вместе провести вечер за телевизором или чашкой чая, обсуждая новости.

И это не сравнимо с визитом в гости, даже к самым близким друзьям. Ведь туда надо ехать или идти далеко, на транспорте, быть одетым соответствующим образом, запастись цветами или чем-то еще и т. д. А сюда вы можете в любое удобное для вас время забежать в домашней одежде минут на пять, а задержаться на пару часов. Любимых соседей приглашают в дом на семейные праздники.

Исследуйте Как выделить крупицы важного из массы ненужного

6.1. Пространство Как спрятаться от мира и получить от этого удовольствие

6.1.1. Выделение времени на исследование жизни

6.1.2

Пространство для творчества важно не только то, на чем концентрироваться, но и где концентрироваться

6.1.3

Пространство для концентрации Не важно, насколько у вас плотный график, – вы можете выделить себе время и место для размышлений. 6.1.4

Пространство для чтения чтению классической литературы (выбрать книгу, написанную раньше нашего века и считающуюся классикой)

6.1.4. Пространство для чтения чтению классической литературы (выбрать книгу, написанную раньше нашего века и считающуюся классикой)

6.2. Взгляд Как увидеть самое главное

6.2.1. Общая картина

6.2.1.1. Человек, который хочет стать «журналистом собственной жизни», должен прекратить концентрироваться на мелочах и научиться видеть картину в целом.

6.2.1.2. Вместо того чтобы реагировать на отдельные факты, вы рассмотрите общую тенденцию.

6.2.2. Фильтр интересов

6.2.2.1

Обращать внимание на сигналы посреди шума. 6.2.2.2

«Прислушиваться» к тому, чего не говорят

6.2.2.2. «Прислушиваться» к тому, чего не говорят

6.2.2.3. Сканировать информацию в поисках сути

6.2.3. Дневник

6.2.3.1. Писать меньше но лучше

6.2.3.2. каждые три месяца перечитывать написанное

6.2.3.3. Старайтесь замечать закономерности и тенденции

Обращайте внимание на заголовки

6.2.3.4. Мелкие изменения сложно увидеть сразу же, но постепенно они накапливаются и становятся более заметными.

6.2.4. Полевое исследование

6.2.5. Уточненные вопросы

6.2.5.1. нужно уметь уточнять сами вопросы

6.3. Игра Как ощутить мудрость своего внутреннего ребенка

6.3.1. Игра важна и стимулирует познание

6.3.2. Мозг, созданный для игры

6.3.3. игра увеличивает спектр доступных нам альтернатив

6.3.4. игра – лекарство против стресса

6.3.5. игра оказывает положительный эффект на исполнительные функции мозга

6.3.6. Игра стимулирует участки мозга, ответственные как за логическое мышление, так и за свободное, неограниченное познание

6.3.7

Игра не только позволяет нам понять, что важно, а что нет. Она важна сама по себе

6.4. Сон

6.4.1. Защита активов

6.4.1.1. Главный актив, который нам доступен, – это мы сами

6.4.1.2. сон как необходимость для повышения эффективности своих действий, направленных на достижение цели

6.4.1.3. Высшим приоритетом является защита нашей способности расставлять приоритеты

6.4.1.4. Сон улучшает способности исследовать, находить взаимосвязи, делать меньше, но лучше во время бодрствования.

6.5. Придирайтесь Сила радикальных критериев

6.5.1. «если ответ не определенно положительный, то он отрицательный»

6.5.2. Смысл в том, чтобы подвергнуть решение тесту на предельность. Если мы чувствуем полное и безоговорочное желание сделать что-то, тогда мы говорим «да»

6.5.3. Строгие, явные и правильные критерии

6.5.3.1. Если не очевидно, что это «да», то очевидно, что это «нет».

6.5.4. Правило 90 %

6.5.4.1. Использовать только лучшие 10% возможностей

6.5.4.2. Использование узкие критерии «Это то, что мне нужно?»

6.5.5. Возможность стучит в дверь

6.5.5.1. Вот простой систематический процесс, который вы можете использовать для применения избирательных критериев к встречающимся возможностям. Во-первых, запишите альтернативу

Во-вторых, составьте список из трех минимальных критериев, которым она должна удовлетворять, в порядке убывания их важности. В-третьих, сделайте список из трех оптимальных критериев в порядке убывания важности

По определению, если возможность не удовлетворяет первым трем критериям, то ответ сразу отрицательный. Если она не удовлетворяет двум из трех оптимальных критериев, ответ тоже «нет».

Как отсекать лишнее

Отказываться от ненужного — так же сложно, как избавляться от вещей, которые не носятся годами. Вспомните, когда вы последний раз убирали в шкафу, наткнулись на пиджак, который давно не надевали, и подумали: «Жалко выбрасывать, может, еще пригодится». Так же непросто нам отказываться от встреч — «нужно сходить, а вдруг что-то интересное будет».

Грег МакКеон пишет, что так происходит потому, что мы зацикливаемся на чувстве собственности. Исследования показывают: люди часто недооценивают то, что им не принадлежит, но сильно преувеличивают значимость своих вещей. Даже когда они не совсем «свои».  

Как быть минималистом в жизни и работе

00:00

x1
x1.5
x2

15

15

Подписаться:

  • SoundCloud

  • Spotify

Подписаться на подкаст «Умных любят»

  • Apple Podcasts

  • Google Podcasts

Лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман провел эксперимент. Он собрал группу людей и половине участников вручил кофейные чашки, которые нужно было «продать» остальным испытуемым. 

Оказалось, «владельцы» чашек хотели получить за них не меньше $5, а «покупатели» не соглашались платить больше $2,75. То есть сам факт обладания предметом заставлял «владельцев» завышать его стоимость и усложнял расставание с ним. 

Чтобы избавиться от такой привязанности, нужно посмотреть на вещь и спросить себя: «За сколько вы купили бы ее, если бы она вам не принадлежала?». Когда речь идет об условной встрече, вопрос может звучать так: «От чего вы готовы отказаться, чтобы поучаствовать в этом мероприятии?».

Эссенциалист:

Умеет выбирать и отказываться от многого. Он знает, что без рациональных потерь невозможно найти суть

Не отказываясь от выбора, эссенциалист убирает то, что для него наименее важно. Любое его действие – осознанно.
Понимает, что лишь немногое в жизни имеет большое значение

Эссенциалисту нужно время для выбора и осознания ценного. Ему незнакомы порывы и спонтанные поступки. Больше думай, чтобы меньше делать – скорее, девиз таков.
Умеет исследовать и наблюдать. Казалось бы, на пути к выбору меньшего, количество вариантов достаточно ограниченно. Но на самом деле эссенциалист выбирает из большего количества опций и возможностей. Секрет в том, что он не бросается на любую первую возможность, встречающуюся у него на пути. У эссенциалиста всегда достаточно времени чтобы вдуматься. Сначала исследовать как можно больше, а потом найти единственно верный путь.
Эссенциалист скорее отказывается, чем соглашается. Его «да» будет гораздо медленнее, чем «нет». Логика здесь следующая: если он не может сказать точное «да», это значит, что ситуация требует ответа «нет». У эссенциалиста можно поучиться отказывать. Он абсолютно уверен (и совершенно правильно), что, отвергнув просьбу, он не отвергает человека. И никаким рефлексиям здесь места нет.
Эссенциалист четко знает риски. Он не парит на волнах надежд на неопределенные победы, наслаждаясь чувством эйфории и прогнозируя возможные эмоции. Он понимает, что их может и не быть. Поэтому даже самые незначительные успехи ценны для эссенциалиста. А маленькие шаги с видимым четким результатом гораздо лучше, чем эфемерное будущее.
Эссенциалист дисциплинирован. Он убежден, что великие дела вершатся с помощью ежедневной рутины. Вместо прекрасных мечтаний – четкий распорядок и отсутствие экспромтов.

Философия меньшего, но лучшего

Избирательность в своих действиях и решениях, умение отбросить лишнее дают нам настоящую свободу.

Если перенести принципы эссенциализма на разные сферы жизни, то вот к чему мы могли бы прийти:

Мы перестали бы заниматься тем, что ненавидим, покупать то, что нам не нужно для того, чтобы произвести впечатление на безразличных нам людей.
Занятость перестала бы быть мерой важности, а мы стали бы ценить время для размышлений, медитации, общения со значимыми людьми.
Мы имели бы смелость жить в согласии с собой, а не следовать ожиданиям других.
Мы бы использовали свой разум и таланты наилучшим образом.
Компании тратили бы время на значимые проекты вместо бесполезных совещаний, переписок и звонков.
В школах развивались бы таланты учеников.
Весь мир перестал бы гнаться за большим, и нашел удовлетворение в меньшем, но лучшем.

Если принципы эссенциализма вам близки, попробуйте постепенно внедрить их в свою жизнь. Начните с генеральной уборки накопившихся обязательств, избавьтесь от бесполезного старья, вытягивающего ваши ресурсы. Определитесь с приоритетами

Что важно, а что второстепенно? Найдите в себе силы говорить «нет», даже самими себе. Вкладывайте время и силы только в самое ценное, тогда результаты не заставят себя долго ждать

Вы не будете первопроходцем, до вас сторонниками эссенциализма стали Далай-лама, Стив Джобс, Лев Толстой, Майкл Джордан, Уоррен Баффет и Генри Дэвид Торо.

Эти статьи помогут вам встать на путь простоты:

В поисках неуловимого «кайроса». Как жить здесь и сейчас?

Как сон влияет на успех?

Экология и философия потребления

Татьяна Сениченкова

Главный редактор журнала Art of Balance. Исследователь созерцательной науки«Каждый момент у нас есть выбор, каждый выбор окажет влияние. Лови момент, делай выбор!»

Tags: ЖизньКарьерасчастье

Конструктивизм и Эссенциализм. Конструкционистский анализ социальной реальности

Социальный конструкционизм рассматривает процессы формирования людьми социальных феноменов . Одним из продуктов институализации социальных феноменов являются традиции . Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней. Бергер и Лукман обосновывают идею о том, что любое знание, включая самые основополагающие представления о социальной реальности, образующие так называемый здравый смысл , происходит и поддерживается за счёт социальных интеракций.

В социальном взаимодействии люди исходят из предпосылки о схожести восприятий реальности, из «здравого смысла». Основывая свою активность на данном убеждении их общие представления и понимание реальности повседневной жизни воспроизводятся и закрепляются. Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей — социальной конвенции, то любые человеческие типологии и системы ценностей , социальные образования воспринимаются людьми как объективная реальность . Таким образом социальная реальность конструируется самими акторами.

Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, постигает и интегрирует в традицию и социальные ценности социальные феномены . Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться, чтобы существовать.

Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. С точки зрения теории социальный конструкт и лежащая в его основе идея остаются изобретением или искусственно созданным культурным артефактом , принадлежащим определённой культуре или сообществу. Человек избирателен по отношению к социальным конструктам, принимая одни и отвергая другие. Существование социальных конструктов не определяется трансцендентной сущностью или природой. В то же время такое понимание социального контрукта не следует трактовать как радикальный антидетерминизм .

Социальный конструкционизм противопоставляется эссенциализму  — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.

Гендерный эссенциализм [ править ]

В феминистской теории и гендерных исследований , пол эссенциализм является отнесение основных эссенций для мужчин и женщин — эта идея , что мужчины и женщины принципиально отличаются по- прежнему является предметом спора. Женская сущность считается универсальной и обычно отождествляется с теми характеристиками, которые считаются специфически женскими. Эти идеи женственности обычно биологизированы и часто связаны с психологическими характеристиками, такими как забота, сочувствие, поддержка, неконкурентоспособность и т. Д. Теоретик-феминист Элизабет Гросс утверждает в своей публикации 1995 года.Пространство, время и извращение: эссе о политике тел , эссенциализм «влечет за собой веру в то, что характеристики, определяемые как женская сущность, являются общими для всех женщин во все времена. Это подразумевает предел вариаций и возможностей изменения — это так. невозможно, чтобы субъект действовал вопреки своей сущности. Ее сущность лежит в основе всех очевидных различий, отличающих женщин друг от друга. Таким образом, эссенциализм относится к существованию фиксированных характеристик, заданных атрибутов и антиисторических функций, которые ограничивают возможности изменения и, следовательно, социальной реорганизации «.

Пол эссенциализм является широко распространенной в популярной культуре, как показано на # 1 New York Times лучший продавец Мужчины с Марса , , но это эссенциализм регулярно критикуется во вводных женщин исследований учебников , таких как женщин: Изображения и реальностей .

Начиная с 1980-х годов некоторые писатели-феминистки выдвигали эссенциалистские теории о гендере и науке. Эвелин Фокс Келлер , Сандра Хардинг ,
и Нэнси Туана
утверждали, что современное научное предприятие по своей сути патриархально и несовместимо с женской природой. Другие ученые-феминистки, такие как Анн Хибнер Коблитц , Ленор Блюм , Мэри Грей , Мэри Бет Рускай , а также Пнина Абир-Ам и Доринда Отрам критиковали эти теории за игнорирование разнообразия научных исследований и огромных различий в опыте женщин в разных культурах и исторических периодах.

В социологии

Эссенциализм против конструктивизма

Эссенциализм обозначает в социологии идею, согласно которой мужчины и женщины различаются (даже не физически) по сути, то есть их природа (женская или мужская) не определяет только их физиологию, но влияет на их личную жизнь. склонности или вкусы. Противоположным понятием является социальный конструктивизм , который резюмируется в предложении Симоны де Бовуар в знак уважения к Эразму  :

Эссенциалистская позиция в этой области считает, что биологическая врожденность является параметром, который влияет на приобретение индивида.

Эссенциализм и гендер

Эссенциалистский феминизм (или дифференциалистский феминизм) считает, что нет необходимости различать пол и гендер , поскольку пол человека определяет соответствующий пол. Радикальный феминизм поддерживает это понятие. Неэссенциалистский материалистический радикальный феминизм, однако, считает, что секс эквивалентен гендеру, эти понятия неразделимы, потому что секс является социальным понятием, столь же искусственным, как и гендер, и, следовательно, любой человек, воспринимаемый как женщина в патриархальном обществе, является женщиной. Эта доктрина развита Моник Виттиг в La Pensée Straight .

Нынешнее течение радикального феминизма рассматривает пол и гендер как две отдельные сущности, причем пол является средством воспроизводства, которое различает людей между мужчинами и женщинами, а гендер — это социальные различия, приобретенные между двумя полами. Радикальный феминизм стремится деконструировать гендер, считая, что ничто не связывает женщин, кроме их биологии, и что приписывание им других общих черт (вкусов, способностей и т. Д.) Обязательно женоненавистничество. Таким образом, цель состоит в том, чтобы освободить женщин от бремени социальных ожиданий. Радикальный феминизм рассматривает биологический эссенциализм как натурализацию гендерных стереотипов и решительно борется с ним по этой причине.

Американское понятие «  французский феминизм  » соответствует движению в защиту женщин, которое подчеркивает качества и ценности, традиционно приписываемые этому полу. Однако, по словам Кристин Дельфи , это понятие не французское, а результат агрегирования различных текстов французских нефеминистских авторов с целью подчеркнуть эссенциалистскую позицию американских авторов, представивших это понятие.

Эссенциализм в политике. Эссенциализм

Эссенциали́зм (от лат.   essentia «сущность»), субстанциализм (от лат.   substantia « субстанция », перевод слова греч. οὐσία «сущность») — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств, «концепция, предполагающая, что у вещей есть некая глубинная реальность, истинная природа, которую нельзя узреть напрямую, и что для нас важна именно эта скрытая сущность».

Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской , определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность . Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой. (Например, в критическом буддизме такой теорией полагается Татхагатагарбха , утверждающая изначальное присутствие в каждом чувствующем существе « природы будды »).

В философии Нового и Новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс , Ницше , Сартр и многих других.

Эссенциализм примеры. 2. Эссенциализм в понимании человека.

Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли. Это — сущностный подход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в человеке является его сущность. Сущность – это внутренние, устойчивые, неизменные качества и характеристики человека, позволяющие ему быть собой. В какие бы отношения человек не вступал, как бы он не маскировался – его сущность не меняется, — утверждают сторонники эссенциализма. Человек всегда остается самим собой. Он может как-то скрывать свои характеристики, казаться лучше, чем он есть на самом деле или, наоборот, казаться хуже – все равно он не меняется.

Однако истинная сущность человека рано или поздно проявляется, когда ему незачем будет ее скрывать, например, в условиях безграничной власти. Истинное лицо человека проявляется также в различных критических, экстремальных ситуациях. Дело в том, что именно в такие моменты человек понимает, что ему уже незачем прятаться под какой-либо маской. Таким образом, проявляется его настоящая неизменная сущность, которая не зависит от маски, которая на него надета.

В рамках христианской религии считается, что сущность человека абсолютно неизменна. Она дается человеку от Бога вместе с его душой. Считается, что у всех людей одинаковые сущности, как одинаковы их души: у мужчин и женщин, у рабов и рабовладельцев.

К Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными. Различают сущность раба и рабовладельца, феодала и крестьянина, рабочего и собственника. По Марксу, сущностью человека является совокупность общественных отношений, в которые включен человек, и она зависит от его места в материально-производственных отношениях. Сущность, как внутреннее состояние человека, находится не внутри отдельного человека, а перед ним. Поэтому, чтобы изменить сущность человека, например, сделать его лучше, необходимо изменить общественные отношения, то есть совершить революцию.

Достоинством Маркса являлось то, что он заметил изменчивость сущности человека. Однако, как заметил Бердяев, он был хорошим социологом, но плохим биологом, то есть по Марксу, сущность человека является сугубо социальной. Если обратиться к учению Фрейда, то мы увидим близость некоторых его позиций к позициям эссенциализма. По Фрейду социальное начало, культура, является лишь оболочкой человека, а все внутреннее содержание – это биология. Сущность человека пронизана инстинктами, различными биологическими желаниями. Тонкая оболочка социального начала сдерживает человека, не дает выхода стихии страстей. Согласно Фрейду, между социальным началом и началом биологическим возникает жесткое противостояние.

Ккаждый индивид изначально враждебен культуре, так как культура, вне зависимости от формы и степени развитости, основана на ограничении первичных телесных импульсов, содержания которых с точки зрения культуры неприемлемы1. При этом, сложность индивидуальной ситуации заключается в том, что ни культурные запреты, ни требования инстинктов не являются по отношению к человеческим существам внешними, чужеродными. Напротив, они формируются в процессе развития личности, обуславливая направления взросления. И содержания бессознательного, и требования внешнего мира, воспринимаются индивидом как обязательные для исполнения, но, как правило, обе группы требований взаимно исключают друг друга.

Личность формируется в результате взаимодействия психических инвариантов: «Я» («сознание»), «Сверх – Я» («совесть»), «Оно» («бессознательное»). Я отвечает за согласование требований, исходящих от бессознательного (Оно) и Сверх – Я, а также внешнего мира. Развития Я (сознательной личности2) является результатом освобождения от влияния инфантильных переживаний, включая сексуально окрашенную зависимость от фигур родителей (фаза комплекса Эдипа: влечение к родителю противоположного пола, сопровождаемое желанием устранить родителя того же пола, что и ребенок Образы родителей становятся частью Я в раннем детстве и являются первыми содержаниями Сверх – Я. Впоследствии образы родителей заменяются фигурами учителей, старших друзей, а также иных значимых для данного индивида людей. Содержания Сверх – Я связаны не только с миром Оно, но и с внешним миром. Сверх – Я определяет наши представления о добре и зле, данная психическая структура символизирует для индивида культуру. В свою очередь Оно вмещает в себя импульсы, которым в Я нет места. Это импульсы и переживания, противоречащие требованиям Сверх –Я, к примеру, эмоции, переживаемые ребенком в фазе господства комплекса Эдипа.

Как определять главное

Кинорежиссер и писательница Нора Эфрон прекрасно умела находить суть в море информации. Этот навык она прокачала еще на старте карьеры, когда работала журналистом. Но главный урок о том, как искать смыслы, Эфрон получила в школе.

Однажды ее учитель дал всему классу задание написать первое предложение к истории, которую они услышат. Текст звучал примерно так: «Директор средней школы Беверли-Хиллз объявил сегодня, что весь преподавательский состав в следующий четверг будет направлен в Сакраменто для участия в коллоквиуме…» И дальше — перечисление, что будет происходить на этом собрании и кто еще примет участие. 

Школьники написали разные вступления, но у всех была одна суть: в следующий четверг преподаватели школы уезжают. Частично ученики были правы, но смысл сказанного заключался в другом — в следующий четверг уроков не будет. 

В жизни все аналогично: важно не просто перечислять факты, а докапываться до сути и понимать, что они на самом деле означают

Почему люди отказываются от эссенциализма

Большое социальное давление

Внешние обстоятельства и другие люди давят на нас не меньше, чем широкий диапазон выбора. Необходимость обрабатывать крупные объёмы информации тесно связала нас друг с другом и увеличила силу социального давления. Это касается не только профессио­нальной, но и личной жизни. Пытаясь угодить всем, человек не способен принести никакой пользы.

Автор вспоминает день, когда родилась его дочь: этот знамена­тельный момент жизни ему хотелось наполнить спокойствием и счастьем, но в итоге он посвятил его разговорам по телефону с офисом, общению по электронной почте и постоянному беспокойству о том, что опаздывает на встречу с клиентом. Когда автора переспросили, появится ли он на встрече, тот уверенно ответил «да» и поехал на работу, в то время как его жена и новорождённая дочь лежали в больнице.

Позже выяснилось, что во время той встречи не решалось ничего важного. Но даже если бы она и была значимой, считает автор, он всё равно бы выставил себя дураком

В попытке угодить всем и каждому он не принёс никакой пользы, а только навредил собственной семье, репутации и отношениям с клиентом.

Реклама:

Стремление к большему успеху и отсутствие самодис­циплины может привести к профессио­нальной гибели. Мы часто стесняемся сказать «нет», потому что только за ответ «да» в обществе принята похвала. Но по какой причине?

Установка «ты можешь получить всё, что захочешь»

Эта идея не нова, но в наше время она приносит не пользу, а вред. В свои и без того переполненные графики люди стремятся уместить дополни­тельные занятия. Сотрудники вынуждены быть на связи 24 часа в сутки, в то время как их начальство продолжает рассуждать о балансе труда и отдыха.

Руководители страдают от этой установки не меньше своих подчинённых. На круглых столах и собраниях они обсуждают множество приоритетных задач, и в итоге не могут определиться, какая из них является главной.

Слишком большой выбор

Впервые за всю историю человечества число доступных нам вариантов выбора превысило наши возможности управлять ими

Нам стало непросто отделять важное от второсте­пенного. «Усталость от принятия решений» — так психологи называют это явление

Реклама:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: