Эмоциональная гибкость методическая разработка по теме

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Динамический метод развития гибкости

Динамический метод развития гибкости основан на пружинистом выполнении упражнений (сгибание-разгибание различных суставов, всевозможные махи). Нагрузка определяется числом повторений, необходимых для достижения требуемой амплитуды движений. Этот предел по мере роста тренированности постепенно повышается.

Предел в амплитуде движения легко ощущается тренирующимися. Но этим еще не определяется предел в дозировке, так как некоторое время упражнения выполняются на уровне максимальной амплитуды, хотя это и может привести к возникновению болевых ощущений, особенно в области перехода мышц в сухожилия.

Число повторений зависит и от массы мышечных групп, растягиваемых при упражнениях, и от формы сочленений. Максимальное рекомендованное число повторений: при сгибании позвоночника — 90-100, тазобедренного сустава — 60-70, плечевого — 50-60, других суставов — 20-30.

Специфичными являются требования к подвижности отдельных групп суставов, задействованных в ходе выполнения упражнений. Так, например, развитие подвижности тазобедренного сустава основано на принципе «втягивания» бедра — при выполнении наклонов, махов ногами в разных плоскостях, шпагатов; тазобедренный сустав разворачивается перпендикулярно выпрямленной ноге. Таким образом, при выполнении маха вперед носок вытянутой ноги находится на уровне головы.

Такая техника требует особой эластичности мышцы задней поверхности бедра и следования принципу «сань чжи и гоу» — три прямых, один крюк (данный принцип подразумевает выпрямление ног, к которой производится наклон к коленному суставу, выпрямление позвоночника, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и оттягивание носка ноги, к которой производится наклон, на себя).

При работе над гибкостью следует соблюдать три основных принципа:

  1. Постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки.
  2. Регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений на гибкость в течение 1 часа в период развития гибкости и 30 минут в период поддержания гибкости.
  3. Комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении движений.

Несмотря на широкую известность динамического метода, большинство авторов считает его менее эффективным и довольно опасным (из-за возможности получения мелких надрывов мышечных волокон) по сравнению со статическим методом.

2. Подходы к пониманию креативности

В монографии первого ректора Института практической психологии «Иматон», доктора психологических наук «Психология общих способностей» очень полно и системно отражена история развития психологии креативности или творческих способностей. Описаны основные подходы и концепции, взгляды ключевых специалистов, внесших большой вклад в развитие понятия креативности и изучение процессов творческого мышления.Как обычно, подходов к пониманию творческих способностей много и В. Н. Дружинин классифицирует их по трем основным группам:
1. Креативность рассматривается как личностное образование: творческих способностей не существует, есть творческая личность, обладающая определенной мотивацией и чертами (А. Маслоу, А. Адлер, К. Юнг, Д. Богоявленская…).
   
2. Редукция творческих способностей к интеллекту: считается, что высокий интеллект предполагает наличие развитых творческих способностей (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг…).
   
3. Творческие способности существуют как специфическая форма психической активности наряду с интеллектом (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Дж. Рензулли…).

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития гибкости в свободном доступе находятся на просторах интернета, их можно найти в книгах и учебниках по физической подготовке. Ролики на ютубе, каналы в инстаграме призывают выполнять упражнения для развития гибкости правильно, поскольку малейшая ошибка при выполнении может привести к возникновению повреждений, травм.

Развитие гибкости следует начинать с первого этапа – разогрева тканей. Золотым стандартом принято считать кардионагрузку. Пешая ходьба на одном месте или прогулка, прыжки со скакалкой, приседания, бег позволят разогреть мышечную ткань, повысить тонус тела. Достаточно выполнять нагрузку в течение десяти-пятнадцати минут для перехода к следующему этапу – выполнению упражнений на гибкость.

Подвижность суставов

Подвижность суставов определяется, как особенностями и нюансами анатомического строения, так и наличием приобретенных дефектов, хронических заболеваний. Сустав представляет собой сложную конструкцию, где каждое из звеньев связано между собой. Нарушение процесса взаимодействия вследствие каких-либо причин приводит к функциональному сбою.

Упражнения на гибкость суставов

Упражнения на гибкость суставов относятся прежде всего к одному из этапов лечебной физкультуры и профилактике.

Цель выполнения: минимизировать риски развития осложнений во время тренировок, предотвратить возникновение негативных последствий для здоровья.

Принцип выполнения основан на выполнении естественных вращательных движений. Круговые движения следует проводить поочередно в разные стороны, например слева-направо и наоборот. Вращения «разогревают» суставы, ускоряют движение синовиальный жидкости, которая заполняет полость сустава.

Обычно советуют начинать упражнения на развитие гибкости суставов сверху-вниз (от головы к кончикам пальцев на стопах). Последовательное выполнение в указанном порядке позволит сделать занятия систематизированными и разработать каждый из суставов. Хаотичный порядок выполнения может привести к тому, что человек забудет совершить вращательные движения в некоторых суставах.

Гибкость позвоночника

Главной частью опорно-двигательного аппарата, осью человеческого тела, является позвоночный столб. В повседневной жизни и во время занятий спортом на него приходится основная нагрузка

Именно поэтому так важно укрепить мышечный каркас, который окружает позвоночник, чтобы мышцы частично брали на себя функцию позвоночного столба по амортизации

Гибкость позвоночника в значительной мере зависит от состояния костно-хрящевой ткани, а также от наличия сопутствующих заболеваний. Искривления позвоночного столба, дегенеративные заболевания опорно-двигательного аппарата, межпозвоночные грыжи и протрузии негативно влияют на гибкость тела в целом, и на позвоночник, в частности.

Поскольку гибкость позвоночника отвечает за формирование правильной осанки и красивого силуэта, рекомендуется выполнять упражнения на гибкость спины ежедневно по пять-десять минут.

Упражнения на гибкость позвоночника

Одним из упражнений, позволяющим увеличить гибкость позвоночника является вытяжение. Для выполнения потребуется турник. Ухватившись за него руками, необходимо провисеть одну-две минуты, при этом ноги должны висеть ровно, не касаясь поверхности.

Вторым эффективным упражнением по развитию гибкости позвоночного столба является «кошечка». В положении на четвереньках с опорой на ладони и коленные суставы необходимо поочередно прогибаем и выгибаем спину, добиваясь максимальной амплитуды движения. Растяжение мышечной ткани даст приятное ощущения распрямление, уменьшит болевой синдром, связанный с малоподвижным образом жизни и работой в положении «сидя».

Руки в «замок» позволяют растянуть мышцы, расположенные вокруг позвоночного столба. При выполнении следует максимально ссутулиться в спине, сделать ее «колесом», а руки вытянуть вперед.

Развитие гибкости в мышечной ткани следует проводить в совокупности с растяжкой других участков: позвоночного столба и суставов. Комплексный подход позволит минимизировать риски для здоровья во время занятий спортом и повысить эффективность тренировок. Растяжение мышечной ткани рекомендуется выполнять перед и после физической нагрузки.

Установка на карьерный рост

Это стремление кандидата на вакантную должность в 2021 году будет привлекать руководителей компаний: драйв и любопытство приветствуются во все времена, особенно такие сложные, как нынешние. Многие руководители предприятий признают, что отдадут предпочтение соискателю, который хочет учиться, чем тому, кто обладает прекрасными техническими навыками, но не стремится повышать свою квалификацию. Поскольку наша жизнь меняется, должен меняться и стиль работы.

Завистники есть везде: почему не стоит чувствовать себя в безопасности в карьере

Какие казначейские билеты чаще всего оказываются фальшивыми в России

Россиян снова обяжут платить пошлину при ввозе электромобилей в страну

Травматический опыт

Тело человека нередко представляет собой «карту боевых действий» в виде переломов, смещений, протрузий, искривлений и других последствий малоподвижного или, напротив, слишком активного образа жизни. Логично предположить, что застарелые травмы без реабилитации, нарушения опорно-двигательного аппарата и различные зажимы, которые возникают в следствии попыток компенсировать ту или иную дисфункцию тела, — имеют огромное влияние на растяжку человека. Представьте себе прыгалки, если они все в узлах, потертостях, с разрывами, легко ли будет с ними заниматься? Точно нет! Сначала необходимо убрать все то, что мешает легкости движения. К сожалению, звучит жестоко — вместо волшебной пилюли для гипергибкости — длительный процесс занятий своим телом. Когда проблема уже есть, ее нужно решать с помощью массажа, остеопата и реабилитационных методик. Поэтому прежде, чем начаться тянуться соберите анамнез и, если потребуется проведите дополнительные исследования, например МРТ. Это позволит выявить точки особого внимания и убережет от новых травм.

Способы определения уровня развития креативности

В данной статье мы будем рассматривать понятие креативности как поиск творческих путей для решения определенной задачи. А он, в свою очередь, состоит из двух этапов:

  1. Непосредственно рождение вариантов решения проблемы.

  2. Выбор оптимального варианта из всех возможных.

В соответствии с этим выделяется два вида креативного мышления:

  1. Дивергентное. Мышление такого рода нацелено на получение множества вариантов решения одной задачи.

  2. Конвергентное. Индивид способен оценить возможные пути достижения цели и выбрать оптимальный.

Для оценки первого типа мышления человеку достаточно дать задание найти как можно больше вариантов использования предмета. Пример: «Назовите максимальное количество способов применения деревянного карандаша». От количества ответов и их разнообразия будет зависеть то, насколько развито дивергентное сознание у человека. Эту теорию предложил выдающийся психолог Джой Пол Гилфорд, стоявший у истоков изучения креативности.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Таким образом, после получения ответов на вышеуказанный вопрос, варианты систематизируются и оцениваются по четырем пунктам:

  1. Гибкость – количество схожих ниш решения проблемы. Карандаш можно использовать в качестве предмета для рисования картинки и для написания, к примеру, письма – это одна категория. А вот палка-копалка для рыхления земли в цветочном горшке – это совершенно другая ниша.

  2. Новизна – уникальность предложенных вариантов. Этот показатель может оцениваться одним из двух способов: субъективным или объективным. Первый основан на субъективной оценке экзаменующих, которые руководствуются собственными убеждениями. Второй больше склоняется к математическим вычислениям: судьи считают, сколько раз прозвучали варианты применения предмета в определенной нише (пример: карандаш как предмет начертания на бумаге). А дальше вычисляют относительную новизну предложенного варианта.

  3. Полезность – возможность применения полученного способа в жизни. Измеряется он просто: высокая полезность – вариант можно спокойно использовать в реальности, например, карандаш как средство написания письма; низкая полезность – карандаш как орудие убийства, так как статистика кровопролития с помощью карандаша ничтожно мала.

  4. Беглость – показатель, характеризующий совершенно разные функции использования предмета. Например, применение карандаша в качестве барабанных палочек и инструмента для азбуки Морзе – объединятся в один блок, поскольку функциональная направленность здесь одна (отбивание такта).

Конвергентное мышление оценивается с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Дается три слова, задание заключается в том, чтобы придумать четвертое, которое консолидирует все три. Например, «цитрус», «сладкий», «оранжевый». Их объединяет слово «апельсин». Причем для сложности добавляются слова разных частей речи: глагол, наречение, существительное и т. п.

Второй вариант оценки конвергентного мышления – визуальные картинки с заданиями. Пример – дается определенное количество точек, их нужно соединить, не отрывая ручку от поверхности бумаги.

Такие упражнения также можно применять для развития и прокачки креативности.

4. Знаменитый кубик Гилфорда, дивергентное и конвергентное мышление

Кубик Гилфорда представляет собой классификационную модель, которая позволяет упорядочить все выделенные интеллектуальные способности по трем основаниям: 1. тип интеллектуальных операций; 2. содержание информации, с которой осуществляется данная операция; 3. форма представления результатов.
В кубике 120 ячеек, для 100 описанных интеллектуальных способностей на сегодняшний день существуют измерительные инструменты, тесты.

Одним из важнейших следствий модели является выделение дивергентного мышления и подробное описание образующих его мыслительных операций.
 
Дивергентное мышление — процесс создания оригинальных, необычных идей путем многовариативного поиска путей решения проблемы.
 
Противоположный тип мышления — конвергентный, именно он развивается в процессе обучения. Этот тип мышления предполагает поиск единственно правильного решения, ответа, указанного в конце учебника, при этом способы решения задач жестко ограничены. В рамках такого мышления ученики привыкают действовать единственно правильным, известным способом. Если он по каким-то причинам не срабатывает, задача оказывается нерешенной.
 
Конвергентное мышление хорошо справляется с формальными задачами, которые ученики решают в процессе обучения. Жизненные задачи принципиально отличаются. Они не имеют таких однозначно поставленных условий и предполагают достижение целей, к которым можно идти совершенно разными путями.
 
И вот этот диссонанс между тем, к чему учащиеся привыкают в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться в жизни, в современном мире стремительно возрастает.

Действия по развитию

Попытайтесь понять, что мешает Вам измениться. Вы хотите придерживаться знакомых Вам вещей? Чему конкретно Вы противостоите? Вы хотите придерживаться однажды составленных планов? Вам нравится проверенный подход в работе? Подобный подход еще работает?

Попытайтесь придумать более одного решения проблемы.

Если обстоятельства меняются, регулярно спрашивайте себя, сможете ли Вы достичь цели другим (лучшим) способом и как Вы сможете это сделать.

Когда Вы сталкиваетесь с трудностями или противостоянием, подумайте, что точно произойдет и отпустите свои первоначальные планы, если необходимо. Попытайтесь понять точку зрения другой стороны, задавая им вопросы, уточните, каковы их возражения, и действуйте, исходя из них.

Будьте открыты для идей других людей, попытайтесь не сразу отвергать эти идеи.

Внимание и мозговая активность

Довольно любопытные выкладки делает, рассматривая тему гибкости ума, Жан Фреско, автор специализированного проекта «Венера». Впрочем, даже если читатель не согласен с его идеями, стоит признать, что совершенствование мышления всегда идет на пользу, а значит, разумно попробовать практиковать простейшие упражнения, улучшающие мозговую активность. Некоторые советуют учиться концентрироваться на некотором объекте. Избыточный информационный поток, в котором вынужден существовать современный человек, ухудшает способность сосредотачиваться, особенно если персона не задумывается об этом ответственно и всерьез

Очень сложно удерживать внимание на одном объекте, скажем, полчаса – для этого приходится прилагать немалое волевое усилие. Считается, что развитие способности концентрироваться положительно влияет на мышление

Еще один аспект развития гибкости ума в психологии – это осознанность состояния. Желая усовершенствовать себя, нужно активизировать волю, стремиться к желаемому, совершать активные действия

Скажем, выбрав для себя одно из описанных ранее упражнений, нужно систематизировано применять его, обращая внимание на то, как это получается. Поначалу привычные движения будут брать верх над сознанием, несмотря на уверенность в необходимости следовать новой программе

Это связано с доминированием подсознания, ответственного за рутину.

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Сформулируйте проблему.

  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Методы развития гибкости

От чего зависит уровень развития гибкости, вне зависимости от возраста и степени тренированности? Прежде всего, он зависит от изменения кровоснабжения в растягиваемых мышцах, в свою очередь зависящего от температуры мышцы, повышающейся в результате специальной разминки и под влиянием внешнего тепла.

Что нужно помнить при составлении плана по развитию как своей собственной гибкости, так и работы на гибкость в группах, например, по изучению единоборств? Прежде всего, помните, что активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее пассивной. Разное время требуется и на развитие подвижности в различных суставах. Например, для развития пассивной подвижности тазобедренных суставов до 90% от уровня анатомической гибкости требуется от 60 до 120 дней.

Указанная продолжительность работы может служить лишь приблизительным ориентиром, так как она зависит, в свою очередь, от структуры сустава, мышечной ткани и, самое главное, от построения тренировочного процесса. Занятия, направленные на увеличение подвижности в суставах, должны проводиться ежедневно. Для поддержания достигнутой подвижности, занятия можно проводить 3-4 раза в неделю.

Спортсменам, специализирующимся на каратэ и родственных (с использованием высоких ударов ногами) дисциплинах, необходимо включать работу на развитие подвижности суставов во все этапы тренировочного года, т.к. приобретенная гибкость довольно быстро (через 2—3 месяца) возвращается к почти исходному уровню. Перерыв в занятиях должен быть не более 1 —2 недель. Всем известный Брюс Ли, который в обязательном порядке занимался растяжкой по утрам, по возможности еще несколько раз в течение дня возвращался к упражнениям на гибкость.

Перечень упражнений, предназначенных для развития гибкости, очень широк, но их все можно разделить на три большие группы, в зависимости от метода выполнения:

  1. динамический метод, заключающийся в многократном повторении определенных движений с одновременным увеличением их амплитуды (махи, рывки и т.д.). К этому же методу относятся упражнения, во время выполнения которых при каждом движении увеличивается степень наклона к ногам;
  2. статический метод, заключающийся либо в неподвижной фиксации крайнего положения, либо в медленном увеличении амплитуды движения под собственным весом или действием веса партнера;
  3. изометрический метод, заключающийся в чередовании растяжения и напряжения растягиваемой мышцы.

Научный взгляд на эмоции

Мозг состоит из двух основных структур. Первая — лимбическая система, которая управляет эмоциями и поведенческими реакциями и вызывает ответ симпатической нервной системы, когда мы в состоянии стресса. Это часть реакции «бей или беги» — инстинктивного физиологического пути, по которому идет мозг, пытаясь защитить нас, если он чувствует, что мы в опасности.

Приходилось ли вам нервничать перед важной презентацией? — скажите спасибо лимбической системе за мандраж и потные ладони. Если вас на трассе подрезал какой-то лихач, и у вас начали гореть щеки и бешено колотиться сердце — это лимбическая система почувствовала угрозу

В общем случае такая реакция помогает нам выживать.

А вот вторая система — префронтальная кора — прошла более длинный эволюционный путь. Если кто-то советует «подумать головой», он, скорее всего, имеет в виду именно ее — сознательную часть мозга, благодаря которой мы умеем рассуждать, откладывать вознаграждение и ощущать скрывающийся за эмоциями смысл.

Лимбическая система важна, поскольку отвечает за выживание, однако если она слишком долго контролирует поведение, могут возникнуть проблемы:

Как же найти баланс? Если лимбическая система в мозгу выполняет роль педали газа, то префронтальная кора — скорее тормоз: она помогает замедляться, оценивать ситуацию и адекватно реагировать на эмоции.

Научиться жать на психологические «тормоза» — первый шаг к эмоциональной регуляции (способности контролировать отклик на собственные чувства) и важный этап в личностном росте на пути к благополучию.

Творческий метод

Проявление креативности у человека должно присутствовать во всем. А это невозможно без использования внутренних творческих ресурсов. Если этого не будет, то энергия личности начнет постепенно угасать, и в конце концов применить ее станет просто невозможно.

Наша жизнь такова, что будни время от времени подбрасывают человеку различные сюрпризы. Если эти случайности застают врасплох, то они могут поставить нас в тупик. Не допустить этого позволит гибкость ума. В этом случае она будет выражаться в творческом подходе к проблеме, что позволит решить возникающие вопросы в кратчайшие сроки.

Как научиться радоваться переменам

Когда смотришь на изменения, как на действие, проще продвигаться маленькими шагами, вовремя вносить корректировки. Если в центре твоего внимания – процесс, ты даешь себе право на ошибку и возможность извлечь из нее ценный урок.

Формула успеха: оптимизм + реализм.

Категорический оптимизм способен расслабить тебя: мозг заранее обрадовался полученному результату. А потом – резкий спад и стресс – «расслабленная» ты к цели так и не пришла. Реализм дает возможность рассмотреть трудности на пути к цели.

«Хочу» вместо «Надо».

 «Хочу» – это твой выбор, основанный на твоих ценностях – неотъемлемой части личности; твои цели, к которым ты будешь двигаться с удовольствием.

Откажись от надежды на стабильность.

 Жизнь постоянно меняется. Принятие этого факта позволит работать с процессом (вспомни: перемена – это процесс!), а не ориентироваться только на цель, как ослик на морковку.

Не сравнивай.

Бывает полезно ориентироваться на тех, кто на шаг-два впереди тебя. Сравнение с гениями и суперзвездами способно подрезать крылья. Ты же смотришь на результат, а не на процесс! Сколько посиделок с друзьями или дней рождений мамы пропустила популярная певица? А ты на такое согласна?

Эмоциональная гибкость – это интерес к миру своих чувств и мыслей, исследование собственных переживаний, выбор целей, адекватных собственным силам. Это смелость развиваться и двигаться вперед, не становясь рабом чужих правил и ценностей. Слушай свои эмоции, но отделяй их от себя. Это верный способ повысить качество жизни.

Механизм появления мышечного зажима

Так и хронический стресс шлет сигналы в мышцы, что вот-вот будет опасная ситуация. На что организм отвечает постоянной боевой готовностью. Только вот надолго его не хватает. Мышечный зажим так и остается ждать врага, истощая «боевые» запасы питательных веществ и микроэлементов.

Основатель телесной психотерапии, или, как ее еще называют, телесно-ориентированной психотерапии, Вильгельм Райх впервые описал и обосновал механизм возникновения мышечного панциря, обратив внимание на эту связь эмоций и тела. Мышечные зажимы создают помимо всего еще и спазм кровеносных сосудов, из-за которого к органу или системе органов поступает меньше питательных веществ, кислорода

Мышечные зажимы создают помимо всего еще и спазм кровеносных сосудов, из-за которого к органу или системе органов поступает меньше питательных веществ, кислорода.

Суть подхода

Базово подход телесно-ориентированной терапии основан на представлении о психологических процессах согласно психоаналитической парадигме. При этом свою работу специалисты данного направления построили в противовес классическому психоанализу. Чтобы объяснить эту разницу и вообще суть телесно-ориентированной терапии, вспомним три основных понятия:

  • Сознание – то, что мы осознаем, понимаем и чувствуем. По сути сознание это мое «я», мое представление о себе и своих внутренних процессах, о желаниях, которые я понимаю, о возможностях, которые я себе присваиваю.
  • «Сверх Я» – эта психологическая надстройка появляется и растет вместе с нашей адаптацией в обществе. Она включает наши ценности, понимание, что хорошо, а что плохо, каким нужно быть и т.д. Эта же часть личности – наш цензор: строгий родитель внутри личности, который постоянно нас оценивает и говорит нам что правильно, а что нет.
  • «Оно» – бессознательная часть нашей личности. Здесь все наши неосознаваемые желания, потребности, то, что задано в нас на природном уровне.

уровень «тела»провести работу напрямую с бессознательным

Как это работает?

К примеру, проблема человека происходит из-за конфликта «Сверх я» и «бессознательного». Скажем, девочка достигла пубертатного возраста и еще вчера играла в мячик и спала с мишкой, но вдруг с ней начинает что-то происходить. Меняется ее тело, наливается грудь, увеличиваются бедра, на лице появляются прыщи. Вроде все как обычно, девочка входит в стадию полового созревания. На бессознательном уровне просыпается ее сексуальная потребность. Но она еще не осознается и воспринимается как напряжение. Это напряжение девочку тревожит. Она не понимает, что с ней происходит. Ей становятся интересны люди противоположного пола.

В результате у девочки появляется серьезный конфликт между ее неосознаваемым нарастающим сексуальным желанием и жесткой цензурой. Она сама начинает отстранять от себя любых возможных «кавалеров». Становится раздражительной и даже агрессивной. Когда она становится старше, подобный запрет может выразиться в виде психосоматических проявлений, к примеру, проблем с гинекологией.

реагирует формированием «мышечного панциря», определенных зажимов в нашем телезажимы и провоцируют психосоматические заболевания

Еще пример – бойкий и сильный мальчик, который при столкновении с агрессией со стороны сверстников может сразу проявить к ним силу. В попытках сдержать ребенка, родители не направляют его энергию в нужное русло (к примеру, мальчика можно отдать в секцию единоборств) Вместо этого его жестко отчитывают за любое проявление злости и агрессии. Но сами по себе злость и агрессия от нравоучений и наказаний никуда не уходят. Мальчик злится, краснеет, но выхода энергии не находит. В результате уже в 15 лет он может испытывать проблемы с повышенным артериальным давлением.

1. О важности креативности в современном мире

В современном мире –  мире нарастающей неопределённости, текучей реальности, ожидаемой технологической сингулярности, когда скорость и сложность технического прогресса приведет к такому кардинальному изменению мира, что человек перестанет его понимать –  креативность из модного атрибута личности, из некоторой элитарной способности, отличающей избранных, превращается в жизненно важное и крайне необходимое качество.
На всех самых продвинутых конференциях, форумах,  дискуссионных площадках давно говорят о необходимости существенно изменить подходы в системе образования. О том, что, помимо фундаментальных знаний, помимо формирования понятийной картины мира, объясняющей, как всё устроено, действию каких объективных законов подчиняется – всё это сегодня называется «hard skills», современное образование должно развивать у человека так называемые «soft skills», без которых в современном мире не обойтись.
Перечни «soft skills» отличаются у разных авторов, но во всех списках неизменно присутствуют три качества, которые, наверное, составляют их  ядро

Так называемые «3К»: креативность, критичность мышления, кооперация (способность к сотрудничеству с другими людьми). Эти же качества обозначены во ФГОС как метакомпетенции, которые должна развивать современная школа.
Сразу встает вопрос о том, как, с помощью какого инструмента и кто все это будет делать? У нас есть свой ответ на этот вопрос, но обо всем по порядку…

Частые вопросы

Как быстро понять, гибкое у меня мышление или нет?

+

Если вы любите сюрпризы, не боитесь перемен, всегда готовы к неожиданностям, не паникуете, если что-то идет не по плану, у вас гибкое мышление, вы легко адаптируетесь. Если у вас на все есть четкий план или инструкция, вы не можете смириться, если что-то или кто-то мешает планам осуществиться, над когнитивной гибкостью вас нужно поработать.

Почему работодатели на собеседовании уделяют повышенное внимание гибкости мышления у претендентов?

+

Адаптивность и гибкость психики входят в десятку самых востребованных навыков у сотрудников. Такие работники умеют быстро переключаться и выполнять несколько дел одновременно, сохраняют спокойствие в любой ситуации. Они умеют планировать, но всегда имеют в запасе альтернативные варианты, способны предвидеть и позитивно среагировать на смену обстоятельств. Могут даже новые задачи решать в сжатые сроки, способны по-другому расставлять приоритеты в условиях изменения.

Какие проблемы возникают при отсутствии психологической гибкости?

+

Люди, у которых нет гибкости мышления, имеют низкую адаптивность, им сложно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Они на разные события реагируют одинаково, применяют хорошо знакомые паттерны. Но такая тактика в 90% случаев оказывается провальной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Эмоциональная гибкость методическая разработка по теме

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Динамический метод развития гибкости

Динамический метод развития гибкости основан на пружинистом выполнении упражнений (сгибание-разгибание различных суставов, всевозможные махи). Нагрузка определяется числом повторений, необходимых для достижения требуемой амплитуды движений. Этот предел по мере роста тренированности постепенно повышается.

Предел в амплитуде движения легко ощущается тренирующимися. Но этим еще не определяется предел в дозировке, так как некоторое время упражнения выполняются на уровне максимальной амплитуды, хотя это и может привести к возникновению болевых ощущений, особенно в области перехода мышц в сухожилия.

Число повторений зависит и от массы мышечных групп, растягиваемых при упражнениях, и от формы сочленений. Максимальное рекомендованное число повторений: при сгибании позвоночника — 90-100, тазобедренного сустава — 60-70, плечевого — 50-60, других суставов — 20-30.

Специфичными являются требования к подвижности отдельных групп суставов, задействованных в ходе выполнения упражнений. Так, например, развитие подвижности тазобедренного сустава основано на принципе «втягивания» бедра — при выполнении наклонов, махов ногами в разных плоскостях, шпагатов; тазобедренный сустав разворачивается перпендикулярно выпрямленной ноге. Таким образом, при выполнении маха вперед носок вытянутой ноги находится на уровне головы.

Такая техника требует особой эластичности мышцы задней поверхности бедра и следования принципу «сань чжи и гоу» — три прямых, один крюк (данный принцип подразумевает выпрямление ног, к которой производится наклон к коленному суставу, выпрямление позвоночника, выпрямление опорной ноги в коленном суставе и оттягивание носка ноги, к которой производится наклон, на себя).

При работе над гибкостью следует соблюдать три основных принципа:

  1. Постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки.
  2. Регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений на гибкость в течение 1 часа в период развития гибкости и 30 минут в период поддержания гибкости.
  3. Комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении движений.

Несмотря на широкую известность динамического метода, большинство авторов считает его менее эффективным и довольно опасным (из-за возможности получения мелких надрывов мышечных волокон) по сравнению со статическим методом.

2. Подходы к пониманию креативности

В монографии первого ректора Института практической психологии «Иматон», доктора психологических наук «Психология общих способностей» очень полно и системно отражена история развития психологии креативности или творческих способностей. Описаны основные подходы и концепции, взгляды ключевых специалистов, внесших большой вклад в развитие понятия креативности и изучение процессов творческого мышления.Как обычно, подходов к пониманию творческих способностей много и В. Н. Дружинин классифицирует их по трем основным группам:
1. Креативность рассматривается как личностное образование: творческих способностей не существует, есть творческая личность, обладающая определенной мотивацией и чертами (А. Маслоу, А. Адлер, К. Юнг, Д. Богоявленская…).
   
2. Редукция творческих способностей к интеллекту: считается, что высокий интеллект предполагает наличие развитых творческих способностей (Д. Векслер, Г. Айзенк, Р. Стернберг…).
   
3. Творческие способности существуют как специфическая форма психической активности наряду с интеллектом (Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Дж. Рензулли…).

Упражнения для развития гибкости

Упражнения для развития гибкости в свободном доступе находятся на просторах интернета, их можно найти в книгах и учебниках по физической подготовке. Ролики на ютубе, каналы в инстаграме призывают выполнять упражнения для развития гибкости правильно, поскольку малейшая ошибка при выполнении может привести к возникновению повреждений, травм.

Развитие гибкости следует начинать с первого этапа – разогрева тканей. Золотым стандартом принято считать кардионагрузку. Пешая ходьба на одном месте или прогулка, прыжки со скакалкой, приседания, бег позволят разогреть мышечную ткань, повысить тонус тела. Достаточно выполнять нагрузку в течение десяти-пятнадцати минут для перехода к следующему этапу – выполнению упражнений на гибкость.

Подвижность суставов

Подвижность суставов определяется, как особенностями и нюансами анатомического строения, так и наличием приобретенных дефектов, хронических заболеваний. Сустав представляет собой сложную конструкцию, где каждое из звеньев связано между собой. Нарушение процесса взаимодействия вследствие каких-либо причин приводит к функциональному сбою.

Упражнения на гибкость суставов

Упражнения на гибкость суставов относятся прежде всего к одному из этапов лечебной физкультуры и профилактике.

Цель выполнения: минимизировать риски развития осложнений во время тренировок, предотвратить возникновение негативных последствий для здоровья.

Принцип выполнения основан на выполнении естественных вращательных движений. Круговые движения следует проводить поочередно в разные стороны, например слева-направо и наоборот. Вращения «разогревают» суставы, ускоряют движение синовиальный жидкости, которая заполняет полость сустава.

Обычно советуют начинать упражнения на развитие гибкости суставов сверху-вниз (от головы к кончикам пальцев на стопах). Последовательное выполнение в указанном порядке позволит сделать занятия систематизированными и разработать каждый из суставов. Хаотичный порядок выполнения может привести к тому, что человек забудет совершить вращательные движения в некоторых суставах.

Гибкость позвоночника

Главной частью опорно-двигательного аппарата, осью человеческого тела, является позвоночный столб. В повседневной жизни и во время занятий спортом на него приходится основная нагрузка

Именно поэтому так важно укрепить мышечный каркас, который окружает позвоночник, чтобы мышцы частично брали на себя функцию позвоночного столба по амортизации

Гибкость позвоночника в значительной мере зависит от состояния костно-хрящевой ткани, а также от наличия сопутствующих заболеваний. Искривления позвоночного столба, дегенеративные заболевания опорно-двигательного аппарата, межпозвоночные грыжи и протрузии негативно влияют на гибкость тела в целом, и на позвоночник, в частности.

Поскольку гибкость позвоночника отвечает за формирование правильной осанки и красивого силуэта, рекомендуется выполнять упражнения на гибкость спины ежедневно по пять-десять минут.

Упражнения на гибкость позвоночника

Одним из упражнений, позволяющим увеличить гибкость позвоночника является вытяжение. Для выполнения потребуется турник. Ухватившись за него руками, необходимо провисеть одну-две минуты, при этом ноги должны висеть ровно, не касаясь поверхности.

Вторым эффективным упражнением по развитию гибкости позвоночного столба является «кошечка». В положении на четвереньках с опорой на ладони и коленные суставы необходимо поочередно прогибаем и выгибаем спину, добиваясь максимальной амплитуды движения. Растяжение мышечной ткани даст приятное ощущения распрямление, уменьшит болевой синдром, связанный с малоподвижным образом жизни и работой в положении «сидя».

Руки в «замок» позволяют растянуть мышцы, расположенные вокруг позвоночного столба. При выполнении следует максимально ссутулиться в спине, сделать ее «колесом», а руки вытянуть вперед.

Развитие гибкости в мышечной ткани следует проводить в совокупности с растяжкой других участков: позвоночного столба и суставов. Комплексный подход позволит минимизировать риски для здоровья во время занятий спортом и повысить эффективность тренировок. Растяжение мышечной ткани рекомендуется выполнять перед и после физической нагрузки.

Установка на карьерный рост

Это стремление кандидата на вакантную должность в 2021 году будет привлекать руководителей компаний: драйв и любопытство приветствуются во все времена, особенно такие сложные, как нынешние. Многие руководители предприятий признают, что отдадут предпочтение соискателю, который хочет учиться, чем тому, кто обладает прекрасными техническими навыками, но не стремится повышать свою квалификацию. Поскольку наша жизнь меняется, должен меняться и стиль работы.

Завистники есть везде: почему не стоит чувствовать себя в безопасности в карьере

Какие казначейские билеты чаще всего оказываются фальшивыми в России

Россиян снова обяжут платить пошлину при ввозе электромобилей в страну

Травматический опыт

Тело человека нередко представляет собой «карту боевых действий» в виде переломов, смещений, протрузий, искривлений и других последствий малоподвижного или, напротив, слишком активного образа жизни. Логично предположить, что застарелые травмы без реабилитации, нарушения опорно-двигательного аппарата и различные зажимы, которые возникают в следствии попыток компенсировать ту или иную дисфункцию тела, — имеют огромное влияние на растяжку человека. Представьте себе прыгалки, если они все в узлах, потертостях, с разрывами, легко ли будет с ними заниматься? Точно нет! Сначала необходимо убрать все то, что мешает легкости движения. К сожалению, звучит жестоко — вместо волшебной пилюли для гипергибкости — длительный процесс занятий своим телом. Когда проблема уже есть, ее нужно решать с помощью массажа, остеопата и реабилитационных методик. Поэтому прежде, чем начаться тянуться соберите анамнез и, если потребуется проведите дополнительные исследования, например МРТ. Это позволит выявить точки особого внимания и убережет от новых травм.

Способы определения уровня развития креативности

В данной статье мы будем рассматривать понятие креативности как поиск творческих путей для решения определенной задачи. А он, в свою очередь, состоит из двух этапов:

  1. Непосредственно рождение вариантов решения проблемы.

  2. Выбор оптимального варианта из всех возможных.

В соответствии с этим выделяется два вида креативного мышления:

  1. Дивергентное. Мышление такого рода нацелено на получение множества вариантов решения одной задачи.

  2. Конвергентное. Индивид способен оценить возможные пути достижения цели и выбрать оптимальный.

Для оценки первого типа мышления человеку достаточно дать задание найти как можно больше вариантов использования предмета. Пример: «Назовите максимальное количество способов применения деревянного карандаша». От количества ответов и их разнообразия будет зависеть то, насколько развито дивергентное сознание у человека. Эту теорию предложил выдающийся психолог Джой Пол Гилфорд, стоявший у истоков изучения креативности.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

Таким образом, после получения ответов на вышеуказанный вопрос, варианты систематизируются и оцениваются по четырем пунктам:

  1. Гибкость – количество схожих ниш решения проблемы. Карандаш можно использовать в качестве предмета для рисования картинки и для написания, к примеру, письма – это одна категория. А вот палка-копалка для рыхления земли в цветочном горшке – это совершенно другая ниша.

  2. Новизна – уникальность предложенных вариантов. Этот показатель может оцениваться одним из двух способов: субъективным или объективным. Первый основан на субъективной оценке экзаменующих, которые руководствуются собственными убеждениями. Второй больше склоняется к математическим вычислениям: судьи считают, сколько раз прозвучали варианты применения предмета в определенной нише (пример: карандаш как предмет начертания на бумаге). А дальше вычисляют относительную новизну предложенного варианта.

  3. Полезность – возможность применения полученного способа в жизни. Измеряется он просто: высокая полезность – вариант можно спокойно использовать в реальности, например, карандаш как средство написания письма; низкая полезность – карандаш как орудие убийства, так как статистика кровопролития с помощью карандаша ничтожно мала.

  4. Беглость – показатель, характеризующий совершенно разные функции использования предмета. Например, применение карандаша в качестве барабанных палочек и инструмента для азбуки Морзе – объединятся в один блок, поскольку функциональная направленность здесь одна (отбивание такта).

Конвергентное мышление оценивается с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Дается три слова, задание заключается в том, чтобы придумать четвертое, которое консолидирует все три. Например, «цитрус», «сладкий», «оранжевый». Их объединяет слово «апельсин». Причем для сложности добавляются слова разных частей речи: глагол, наречение, существительное и т. п.

Второй вариант оценки конвергентного мышления – визуальные картинки с заданиями. Пример – дается определенное количество точек, их нужно соединить, не отрывая ручку от поверхности бумаги.

Такие упражнения также можно применять для развития и прокачки креативности.

4. Знаменитый кубик Гилфорда, дивергентное и конвергентное мышление

Кубик Гилфорда представляет собой классификационную модель, которая позволяет упорядочить все выделенные интеллектуальные способности по трем основаниям: 1. тип интеллектуальных операций; 2. содержание информации, с которой осуществляется данная операция; 3. форма представления результатов.
В кубике 120 ячеек, для 100 описанных интеллектуальных способностей на сегодняшний день существуют измерительные инструменты, тесты.

Одним из важнейших следствий модели является выделение дивергентного мышления и подробное описание образующих его мыслительных операций.
 
Дивергентное мышление — процесс создания оригинальных, необычных идей путем многовариативного поиска путей решения проблемы.
 
Противоположный тип мышления — конвергентный, именно он развивается в процессе обучения. Этот тип мышления предполагает поиск единственно правильного решения, ответа, указанного в конце учебника, при этом способы решения задач жестко ограничены. В рамках такого мышления ученики привыкают действовать единственно правильным, известным способом. Если он по каким-то причинам не срабатывает, задача оказывается нерешенной.
 
Конвергентное мышление хорошо справляется с формальными задачами, которые ученики решают в процессе обучения. Жизненные задачи принципиально отличаются. Они не имеют таких однозначно поставленных условий и предполагают достижение целей, к которым можно идти совершенно разными путями.
 
И вот этот диссонанс между тем, к чему учащиеся привыкают в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться в жизни, в современном мире стремительно возрастает.

Действия по развитию

Попытайтесь понять, что мешает Вам измениться. Вы хотите придерживаться знакомых Вам вещей? Чему конкретно Вы противостоите? Вы хотите придерживаться однажды составленных планов? Вам нравится проверенный подход в работе? Подобный подход еще работает?

Попытайтесь придумать более одного решения проблемы.

Если обстоятельства меняются, регулярно спрашивайте себя, сможете ли Вы достичь цели другим (лучшим) способом и как Вы сможете это сделать.

Когда Вы сталкиваетесь с трудностями или противостоянием, подумайте, что точно произойдет и отпустите свои первоначальные планы, если необходимо. Попытайтесь понять точку зрения другой стороны, задавая им вопросы, уточните, каковы их возражения, и действуйте, исходя из них.

Будьте открыты для идей других людей, попытайтесь не сразу отвергать эти идеи.

Внимание и мозговая активность

Довольно любопытные выкладки делает, рассматривая тему гибкости ума, Жан Фреско, автор специализированного проекта «Венера». Впрочем, даже если читатель не согласен с его идеями, стоит признать, что совершенствование мышления всегда идет на пользу, а значит, разумно попробовать практиковать простейшие упражнения, улучшающие мозговую активность. Некоторые советуют учиться концентрироваться на некотором объекте. Избыточный информационный поток, в котором вынужден существовать современный человек, ухудшает способность сосредотачиваться, особенно если персона не задумывается об этом ответственно и всерьез

Очень сложно удерживать внимание на одном объекте, скажем, полчаса – для этого приходится прилагать немалое волевое усилие. Считается, что развитие способности концентрироваться положительно влияет на мышление

Еще один аспект развития гибкости ума в психологии – это осознанность состояния. Желая усовершенствовать себя, нужно активизировать волю, стремиться к желаемому, совершать активные действия

Скажем, выбрав для себя одно из описанных ранее упражнений, нужно систематизировано применять его, обращая внимание на то, как это получается. Поначалу привычные движения будут брать верх над сознанием, несмотря на уверенность в необходимости следовать новой программе

Это связано с доминированием подсознания, ответственного за рутину.

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Сформулируйте проблему.

  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Методы развития гибкости

От чего зависит уровень развития гибкости, вне зависимости от возраста и степени тренированности? Прежде всего, он зависит от изменения кровоснабжения в растягиваемых мышцах, в свою очередь зависящего от температуры мышцы, повышающейся в результате специальной разминки и под влиянием внешнего тепла.

Что нужно помнить при составлении плана по развитию как своей собственной гибкости, так и работы на гибкость в группах, например, по изучению единоборств? Прежде всего, помните, что активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее пассивной. Разное время требуется и на развитие подвижности в различных суставах. Например, для развития пассивной подвижности тазобедренных суставов до 90% от уровня анатомической гибкости требуется от 60 до 120 дней.

Указанная продолжительность работы может служить лишь приблизительным ориентиром, так как она зависит, в свою очередь, от структуры сустава, мышечной ткани и, самое главное, от построения тренировочного процесса. Занятия, направленные на увеличение подвижности в суставах, должны проводиться ежедневно. Для поддержания достигнутой подвижности, занятия можно проводить 3-4 раза в неделю.

Спортсменам, специализирующимся на каратэ и родственных (с использованием высоких ударов ногами) дисциплинах, необходимо включать работу на развитие подвижности суставов во все этапы тренировочного года, т.к. приобретенная гибкость довольно быстро (через 2—3 месяца) возвращается к почти исходному уровню. Перерыв в занятиях должен быть не более 1 —2 недель. Всем известный Брюс Ли, который в обязательном порядке занимался растяжкой по утрам, по возможности еще несколько раз в течение дня возвращался к упражнениям на гибкость.

Перечень упражнений, предназначенных для развития гибкости, очень широк, но их все можно разделить на три большие группы, в зависимости от метода выполнения:

  1. динамический метод, заключающийся в многократном повторении определенных движений с одновременным увеличением их амплитуды (махи, рывки и т.д.). К этому же методу относятся упражнения, во время выполнения которых при каждом движении увеличивается степень наклона к ногам;
  2. статический метод, заключающийся либо в неподвижной фиксации крайнего положения, либо в медленном увеличении амплитуды движения под собственным весом или действием веса партнера;
  3. изометрический метод, заключающийся в чередовании растяжения и напряжения растягиваемой мышцы.

Научный взгляд на эмоции

Мозг состоит из двух основных структур. Первая — лимбическая система, которая управляет эмоциями и поведенческими реакциями и вызывает ответ симпатической нервной системы, когда мы в состоянии стресса. Это часть реакции «бей или беги» — инстинктивного физиологического пути, по которому идет мозг, пытаясь защитить нас, если он чувствует, что мы в опасности.

Приходилось ли вам нервничать перед важной презентацией? — скажите спасибо лимбической системе за мандраж и потные ладони. Если вас на трассе подрезал какой-то лихач, и у вас начали гореть щеки и бешено колотиться сердце — это лимбическая система почувствовала угрозу

В общем случае такая реакция помогает нам выживать.

А вот вторая система — префронтальная кора — прошла более длинный эволюционный путь. Если кто-то советует «подумать головой», он, скорее всего, имеет в виду именно ее — сознательную часть мозга, благодаря которой мы умеем рассуждать, откладывать вознаграждение и ощущать скрывающийся за эмоциями смысл.

Лимбическая система важна, поскольку отвечает за выживание, однако если она слишком долго контролирует поведение, могут возникнуть проблемы:

Как же найти баланс? Если лимбическая система в мозгу выполняет роль педали газа, то префронтальная кора — скорее тормоз: она помогает замедляться, оценивать ситуацию и адекватно реагировать на эмоции.

Научиться жать на психологические «тормоза» — первый шаг к эмоциональной регуляции (способности контролировать отклик на собственные чувства) и важный этап в личностном росте на пути к благополучию.

Творческий метод

Проявление креативности у человека должно присутствовать во всем. А это невозможно без использования внутренних творческих ресурсов. Если этого не будет, то энергия личности начнет постепенно угасать, и в конце концов применить ее станет просто невозможно.

Наша жизнь такова, что будни время от времени подбрасывают человеку различные сюрпризы. Если эти случайности застают врасплох, то они могут поставить нас в тупик. Не допустить этого позволит гибкость ума. В этом случае она будет выражаться в творческом подходе к проблеме, что позволит решить возникающие вопросы в кратчайшие сроки.

Как научиться радоваться переменам

Когда смотришь на изменения, как на действие, проще продвигаться маленькими шагами, вовремя вносить корректировки. Если в центре твоего внимания – процесс, ты даешь себе право на ошибку и возможность извлечь из нее ценный урок.

Формула успеха: оптимизм + реализм.

Категорический оптимизм способен расслабить тебя: мозг заранее обрадовался полученному результату. А потом – резкий спад и стресс – «расслабленная» ты к цели так и не пришла. Реализм дает возможность рассмотреть трудности на пути к цели.

«Хочу» вместо «Надо».

 «Хочу» – это твой выбор, основанный на твоих ценностях – неотъемлемой части личности; твои цели, к которым ты будешь двигаться с удовольствием.

Откажись от надежды на стабильность.

 Жизнь постоянно меняется. Принятие этого факта позволит работать с процессом (вспомни: перемена – это процесс!), а не ориентироваться только на цель, как ослик на морковку.

Не сравнивай.

Бывает полезно ориентироваться на тех, кто на шаг-два впереди тебя. Сравнение с гениями и суперзвездами способно подрезать крылья. Ты же смотришь на результат, а не на процесс! Сколько посиделок с друзьями или дней рождений мамы пропустила популярная певица? А ты на такое согласна?

Эмоциональная гибкость – это интерес к миру своих чувств и мыслей, исследование собственных переживаний, выбор целей, адекватных собственным силам. Это смелость развиваться и двигаться вперед, не становясь рабом чужих правил и ценностей. Слушай свои эмоции, но отделяй их от себя. Это верный способ повысить качество жизни.

Механизм появления мышечного зажима

Так и хронический стресс шлет сигналы в мышцы, что вот-вот будет опасная ситуация. На что организм отвечает постоянной боевой готовностью. Только вот надолго его не хватает. Мышечный зажим так и остается ждать врага, истощая «боевые» запасы питательных веществ и микроэлементов.

Основатель телесной психотерапии, или, как ее еще называют, телесно-ориентированной психотерапии, Вильгельм Райх впервые описал и обосновал механизм возникновения мышечного панциря, обратив внимание на эту связь эмоций и тела. Мышечные зажимы создают помимо всего еще и спазм кровеносных сосудов, из-за которого к органу или системе органов поступает меньше питательных веществ, кислорода

Мышечные зажимы создают помимо всего еще и спазм кровеносных сосудов, из-за которого к органу или системе органов поступает меньше питательных веществ, кислорода.

Суть подхода

Базово подход телесно-ориентированной терапии основан на представлении о психологических процессах согласно психоаналитической парадигме. При этом свою работу специалисты данного направления построили в противовес классическому психоанализу. Чтобы объяснить эту разницу и вообще суть телесно-ориентированной терапии, вспомним три основных понятия:

  • Сознание – то, что мы осознаем, понимаем и чувствуем. По сути сознание это мое «я», мое представление о себе и своих внутренних процессах, о желаниях, которые я понимаю, о возможностях, которые я себе присваиваю.
  • «Сверх Я» – эта психологическая надстройка появляется и растет вместе с нашей адаптацией в обществе. Она включает наши ценности, понимание, что хорошо, а что плохо, каким нужно быть и т.д. Эта же часть личности – наш цензор: строгий родитель внутри личности, который постоянно нас оценивает и говорит нам что правильно, а что нет.
  • «Оно» – бессознательная часть нашей личности. Здесь все наши неосознаваемые желания, потребности, то, что задано в нас на природном уровне.

уровень «тела»провести работу напрямую с бессознательным

Как это работает?

К примеру, проблема человека происходит из-за конфликта «Сверх я» и «бессознательного». Скажем, девочка достигла пубертатного возраста и еще вчера играла в мячик и спала с мишкой, но вдруг с ней начинает что-то происходить. Меняется ее тело, наливается грудь, увеличиваются бедра, на лице появляются прыщи. Вроде все как обычно, девочка входит в стадию полового созревания. На бессознательном уровне просыпается ее сексуальная потребность. Но она еще не осознается и воспринимается как напряжение. Это напряжение девочку тревожит. Она не понимает, что с ней происходит. Ей становятся интересны люди противоположного пола.

В результате у девочки появляется серьезный конфликт между ее неосознаваемым нарастающим сексуальным желанием и жесткой цензурой. Она сама начинает отстранять от себя любых возможных «кавалеров». Становится раздражительной и даже агрессивной. Когда она становится старше, подобный запрет может выразиться в виде психосоматических проявлений, к примеру, проблем с гинекологией.

реагирует формированием «мышечного панциря», определенных зажимов в нашем телезажимы и провоцируют психосоматические заболевания

Еще пример – бойкий и сильный мальчик, который при столкновении с агрессией со стороны сверстников может сразу проявить к ним силу. В попытках сдержать ребенка, родители не направляют его энергию в нужное русло (к примеру, мальчика можно отдать в секцию единоборств) Вместо этого его жестко отчитывают за любое проявление злости и агрессии. Но сами по себе злость и агрессия от нравоучений и наказаний никуда не уходят. Мальчик злится, краснеет, но выхода энергии не находит. В результате уже в 15 лет он может испытывать проблемы с повышенным артериальным давлением.

1. О важности креативности в современном мире

В современном мире –  мире нарастающей неопределённости, текучей реальности, ожидаемой технологической сингулярности, когда скорость и сложность технического прогресса приведет к такому кардинальному изменению мира, что человек перестанет его понимать –  креативность из модного атрибута личности, из некоторой элитарной способности, отличающей избранных, превращается в жизненно важное и крайне необходимое качество.
На всех самых продвинутых конференциях, форумах,  дискуссионных площадках давно говорят о необходимости существенно изменить подходы в системе образования. О том, что, помимо фундаментальных знаний, помимо формирования понятийной картины мира, объясняющей, как всё устроено, действию каких объективных законов подчиняется – всё это сегодня называется «hard skills», современное образование должно развивать у человека так называемые «soft skills», без которых в современном мире не обойтись.
Перечни «soft skills» отличаются у разных авторов, но во всех списках неизменно присутствуют три качества, которые, наверное, составляют их  ядро

Так называемые «3К»: креативность, критичность мышления, кооперация (способность к сотрудничеству с другими людьми). Эти же качества обозначены во ФГОС как метакомпетенции, которые должна развивать современная школа.
Сразу встает вопрос о том, как, с помощью какого инструмента и кто все это будет делать? У нас есть свой ответ на этот вопрос, но обо всем по порядку…

Частые вопросы

Как быстро понять, гибкое у меня мышление или нет?

+

Если вы любите сюрпризы, не боитесь перемен, всегда готовы к неожиданностям, не паникуете, если что-то идет не по плану, у вас гибкое мышление, вы легко адаптируетесь. Если у вас на все есть четкий план или инструкция, вы не можете смириться, если что-то или кто-то мешает планам осуществиться, над когнитивной гибкостью вас нужно поработать.

Почему работодатели на собеседовании уделяют повышенное внимание гибкости мышления у претендентов?

+

Адаптивность и гибкость психики входят в десятку самых востребованных навыков у сотрудников. Такие работники умеют быстро переключаться и выполнять несколько дел одновременно, сохраняют спокойствие в любой ситуации. Они умеют планировать, но всегда имеют в запасе альтернативные варианты, способны предвидеть и позитивно среагировать на смену обстоятельств. Могут даже новые задачи решать в сжатые сроки, способны по-другому расставлять приоритеты в условиях изменения.

Какие проблемы возникают при отсутствии психологической гибкости?

+

Люди, у которых нет гибкости мышления, имеют низкую адаптивность, им сложно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Они на разные события реагируют одинаково, применяют хорошо знакомые паттерны. Но такая тактика в 90% случаев оказывается провальной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: