Тренинги для родителей

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу

Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

  • Собака.
  • Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

  • Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?
  • Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста

Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки

Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Несуществующее животное

Предложите малышу придумать несуществующее животное. Как оно будет выглядеть, что в нем особенного, кто его друзья и враги, где оно живет, чем питается, сколько и какими у него рождаются детеныши, какие звуки издает и т.д. При желании придуманное животное чадо может нарисовать, слепить, смастерить.

7 простых психологических игр для будущих первоклашек

Нарисовать настроение

Попросите ребенка нарисовать свое настроение (нужны бумага и краски). Для большинства задача окажется непростой. А вот детки с богатым образным мышлением часто удивляют.

Скажите, что изобразить настроение на листе можно абсолютно любым способом. И что в этом задании нет правильного или неправильного ответа.

Геометрический рисунок

Предложите детенышу нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др). Или нарисовать как можно больше предметов с применением геометрических фигур.

Дайте крохе побольше времени, так как в первые 3-7 минут чаще всего выбираются самые типичные варианты. И вот когда они будут исчерпаны, начнется настоящее творчество.

Наблюдение за природой

Созерцание природы не только успокаивает ум, развивает наблюдательность, но и формирует образное мышление. Самое простое – наблюдение за облаками. Ложитесь с ребенком на траву или садовую скамейку и…ждите. Вскоре заметите, что вот это проплывающее облако похоже на лошадку, а то – на замок, а вон там вдали, кажется, приближается слон.

Сюда же входит наблюдение за животными. Так дитя может заметить, например, что уставшая кошка-мама чем-то похожа на его человеческую маму. А два сорванца-котенка по поведению очень напоминают их с братом. Или как по-разному могут выглядеть одни и те же деревья, растущие в разных местах – напротив дома или возле помойки. И, возможно, сделает вывод, что на людей тоже может влиять их место жительства и характер питания.

Атмосфера легкого безумия

Бывает, что дети настолько привыкли мыслить шаблонами, что требуется время, чтобы они осознали, что думать можно и по-другому.

Иногда полезно создавать дома атмосферу дурачества и легкого безумия. Нужны странные и нелепые задания. Допустим, смотр лучшей колыбельной песни для хомячка. Конкурс бутербродов для божьих коровок. Выставка самых красивых яблочных огрызков. Демонстрация двоек, которые никогда не будут получены. Шоу папиных гримас на все случаи жизни. Фестиваль маминых крылатых фраз. И т.д.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Квест в картинке

Ещё одно широко известное и очень увлекательное визуальное занятие — искать по заданию учителя на сюжетной картинке, на которой изображено очень много деталей, определённые предметы. К таким картинкам всегда прилагается список предметов, которые на ней хитро спрятаны. Победит тот, кто отыщет полный список быстрее всех.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Примеры таких изображений есть здесь и здесь. А вообще, их можно искать в интернете по запросу hidden pictures («спрятанные картинки»). Кстати, если вы преподаёте иностранный язык, то вот вам идея: можно подобрать картинки, где есть предметы по лексике урока.

Лайфхак: дополните презентацию с картинкой анимированным эффектом, чтобы во время игры быстро отмечать каждый спрятанный предмет, например, красной точкой, как только кто-то из ребят его найдёт. К концу игры у вас получится картинка, на которой будут отмечены все спрятанные предметы.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Это только часть игр, которые можно приспособить для педагогических целей. Главное — попробовать их как инструмент, а дальше тестировать разные и выбирать те, что больше всего понравятся вам и детям.

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции

«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Когда бить тревогу

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно

Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот

Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру

Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка

Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Тренинги для родителей

Условия для развития речи

Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:

  1. У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
  2. Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
  3. Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
    • На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
    • Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
    • Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
  4. Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
  5. Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
  6. Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.

Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу

Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

  • Собака.
  • Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

  • Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?
  • Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста

Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки

Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать… Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Несуществующее животное

Предложите малышу придумать несуществующее животное. Как оно будет выглядеть, что в нем особенного, кто его друзья и враги, где оно живет, чем питается, сколько и какими у него рождаются детеныши, какие звуки издает и т.д. При желании придуманное животное чадо может нарисовать, слепить, смастерить.

7 простых психологических игр для будущих первоклашек

Нарисовать настроение

Попросите ребенка нарисовать свое настроение (нужны бумага и краски). Для большинства задача окажется непростой. А вот детки с богатым образным мышлением часто удивляют.

Скажите, что изобразить настроение на листе можно абсолютно любым способом. И что в этом задании нет правильного или неправильного ответа.

Геометрический рисунок

Предложите детенышу нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и др). Или нарисовать как можно больше предметов с применением геометрических фигур.

Дайте крохе побольше времени, так как в первые 3-7 минут чаще всего выбираются самые типичные варианты. И вот когда они будут исчерпаны, начнется настоящее творчество.

Наблюдение за природой

Созерцание природы не только успокаивает ум, развивает наблюдательность, но и формирует образное мышление. Самое простое – наблюдение за облаками. Ложитесь с ребенком на траву или садовую скамейку и…ждите. Вскоре заметите, что вот это проплывающее облако похоже на лошадку, а то – на замок, а вон там вдали, кажется, приближается слон.

Сюда же входит наблюдение за животными. Так дитя может заметить, например, что уставшая кошка-мама чем-то похожа на его человеческую маму. А два сорванца-котенка по поведению очень напоминают их с братом. Или как по-разному могут выглядеть одни и те же деревья, растущие в разных местах – напротив дома или возле помойки. И, возможно, сделает вывод, что на людей тоже может влиять их место жительства и характер питания.

Атмосфера легкого безумия

Бывает, что дети настолько привыкли мыслить шаблонами, что требуется время, чтобы они осознали, что думать можно и по-другому.

Иногда полезно создавать дома атмосферу дурачества и легкого безумия. Нужны странные и нелепые задания. Допустим, смотр лучшей колыбельной песни для хомячка. Конкурс бутербродов для божьих коровок. Выставка самых красивых яблочных огрызков. Демонстрация двоек, которые никогда не будут получены. Шоу папиных гримас на все случаи жизни. Фестиваль маминых крылатых фраз. И т.д.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Квест в картинке

Ещё одно широко известное и очень увлекательное визуальное занятие — искать по заданию учителя на сюжетной картинке, на которой изображено очень много деталей, определённые предметы. К таким картинкам всегда прилагается список предметов, которые на ней хитро спрятаны. Победит тот, кто отыщет полный список быстрее всех.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Примеры таких изображений есть здесь и здесь. А вообще, их можно искать в интернете по запросу hidden pictures («спрятанные картинки»). Кстати, если вы преподаёте иностранный язык, то вот вам идея: можно подобрать картинки, где есть предметы по лексике урока.

Лайфхак: дополните презентацию с картинкой анимированным эффектом, чтобы во время игры быстро отмечать каждый спрятанный предмет, например, красной точкой, как только кто-то из ребят его найдёт. К концу игры у вас получится картинка, на которой будут отмечены все спрятанные предметы.


Иллюстрация: Анна Гуридова для Skillbox

Это только часть игр, которые можно приспособить для педагогических целей. Главное — попробовать их как инструмент, а дальше тестировать разные и выбирать те, что больше всего понравятся вам и детям.

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»

Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции

«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.

Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Когда бить тревогу

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно

Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот

Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру

Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка

Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр

Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки

Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток
Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

ИНТЕРЕСНО: когда дети говорят свое первое слово?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: