Вторая часть.
Далее Обломов видит себя в семь лет. Когда Илья был маленький, ему были присущи следующие качества: веселый, любопытный и любознательный. Он хотел узнать многое, посмотреть на мир, но нянечка и мать не давали ему это сделать. Родители ленились и не работали, сидели у окна и пили чай. В обед был положен сон, который длился около трех часов. В это время за Илюшей никто не сморит, поэтому он пытается исследовать местность за забором, а когда кто-то начинает просыпаться — возвращается в дом. Если же нянечка видит, что маленький Илюша вышел за забор или идет на пути к оврагу — начинаются крики и оры, все бегут спасать бедного мальчка.
Детство Ильи Ильича Обломова — роль сна по роману Обломов (Гончаров И. А.)
Иван Александрович Гончаров не зря использует в своём романе «Обломов» описание детства главного героя. Автор описывает детство героя через сон. Данный писательский ход нужен для полного изображения характера Ильи Ильича Обломова. Именно в детстве у главного героя сформировались лень и мечтательность. Детство Ильи Ильича прошло в деревне Обломовка, которая является родовым поместьем Обломовых. Жизнь героя в поместье была спокойной, беззаботной.Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Именно поэтому, Обломовка была олицетворением настоящего счастья Ильи Обломова.
Герой с рождения был окружён заботой и любовью. Илья Ильич воспитывался в прекрасной семье, которую переполняло счастье. Герой всегда получал родительское тепло. У Обломова, кроме любящих родителей была и няня, которая также опекала «маленького Илюшу». В Обломовке царили доброта, лень и спокойствие. В родовом доме Обломовых дни делились не занятиями, а принятием пищи. Именно обедам и снам уделялось как можно больше времени. В доме было просто не принято много и долго трудиться. Помещики лишь разгуливали по садам с чашечкой чая.
Илья Ильич, будучи ребёнком, хотел познавать мир вне территорий поместья. Поэтому, маленький Илюша частенько убегал в лес. Однако, его всегда быстро возвращали домой, где его ждали спокойствие и забота. Став старше, Обломов пошёл в школу. Во времена своих болезней, главный герой часто пропускал школу. Он мог не являться на уроки по несколько недель, так как родители больше волновались за здоровье их сына, нежели за его образование.
Так, героя воспитали человеком, который боится мира. Обломов вырос в полной изоляции от общества. Он жил в мире любви, нежности и бездействия. Илья Ильич с детства был ограничен в свободе. Из-за своего детства, Обломов стал беспомощным и пугливым человеком. Он стал подвержен апатии. Главной целью и мечтой всей жизни Ильи Ильича становится возвращение в прошлое. Ему полюбилась жизнь в Обломовке.
Описание снов писатели часто используют в своём творчестве. Сны нужны для раскрытия всей сущности характера и души героев. Сон Ильи Ильича Обломова — один из важнейших моментов всего романа, который и даёт читателю понять смысл жизни героя и объяснить, почему же Обломов живёт «обломовщиной».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id91315
Источник
Происхождение, воспитание, образование, служба
Обломов по происхождению дворянин. Детство его прошло в поместье родителей, где жизнь текла неспешно и умиротворённо. Даже время там измерялось не часами, а различными праздниками. Обитатели поместья проводили дни в праздности, лености, всячески откладывая любые заботы и работу на потом.
Описание Обломова-ребёнка и этого же персонажа в сознательном возрасте сильно разнится: Гончаров показывает, что в детстве герой был очень активным, любознательным, стремился изучать окружающий мир. Но родители внушили сыну, что барин ничего не должен делать сам. Такие воззрения на жизнь повлияли на Обломова и привели к тому, что герой вырос изнеженным, лишённым всякой жизненной цели.
Родители понимали, что в нынешнее время без учения будет трудно, поэтому отдали сына на учёбу в пансион управляющего имением в Вихлёве Штольца, где он проучился до пятнадцати лет. Родители и тут баловали сына, часто оставляя его под любыми предлогами дома.
Затем Обломов продолжил образование в Москве, но после получения аттестата не смог применить свои знания на практике. Два года он прослужил коллежским секретарём в канцелярии, выполняя мелкую работу. Затем подал в отставку из-за страха перед начальством, когда по ошибке отправил документ в Архангельск вместо Астрахани.
Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Роман «Обломов» — центральное произведение в творчестве И. А. Гончарова. Роман был начат в 1846 году, а опубликован в 1859-м. Появление его совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке, был очень актуален для современников.
Таким героем в романе является Обломов. Первая часть романа посвящена описанию всех подробностей, мелочей быта героя. Его петербургская квартира — это миниатюрная Обломовка. Родиона героя — место абсолютной духовной неподвижности и безмятежности. Точно такая же атмосфера окружает его в Петербурге. Захар, знаменитый диван, халат — все они необходимы для того, чтобы поддерживать эту атмосферу.
Интересно замечание, что лежание для Обломова является естественным состоянием: неудовольствием, как у лентяя, и не необходимостью, как у человека больного. Поместившись на диване, Илья Ильич вернулся в родную Обломовку. Появление Штольца прерывает покой и «беспечность».
Деятельный немец Штольц заставляет «беспокоиться русского барина Обломова» навязывает ему, чаще всего безуспешно, свои идеи, свои чувства, свои поступки. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки. «Теперь или никогда!» — говорит он.
Штольц — человек волевого склада, изгнавший из своей жизни всякую мечту. Его сфера практическая деятельность, он постоянно занят, постоянно в движении, то есть является прямой противоположностью Обломову.
Можно ли переделать человека против его воли и обстоятельств, вопреки прочной, стихийной национально-исторической традиции? Обломовские натура, воспитание, обстоятельства сильнее Штольца и Ольги Ильинской. Обломовщина — магический круг, страшная сила.
Миросозерцание Обломова — прямое порождение, осмысление и оправдание его реального бытия. Он — продукт «окаменелого царства».
Эту суть хорошо понимает и сам Обломов. Но он убежден во всеобщем общечеловеческом характере своего идеала беспечного и праздного житья. Штольц не только «беспокоит», «трогает» Обломова, но и побуждает его, бессознательного обломовца, встать, чтобы оправдать и объяснить свой образ жизни, идеалы этой жизни, обломовской утопии.
И герой развертывает перед Штольцем идеал безмятежного бытия, какого-то вселенского, безграничного покоя. Штольц, как уверен Обломов, вынужден трудиться, суетиться, бегать лишь с одной целью — достичь в конце концов «идеала утраченного рая», но этот труд, это беганье врата рая не откроют: они бесконечны, безыдеальны.
Таким образом, роман И. А. Гончарова можно считать не только произведением, в котором раскрывается явление «обломовщины» как национального порока, но и предоставлением против засилья прагматиков, подобных Штольцу, — деятелей, лишенных полета, не имеющих таланта душевности.
Беру это сочинение! |
Похожие сочинения
Как можно вылечить СХУ
На качество лечения синдрома влияет осознание пациентом того, что его состояние – это следствие реального заболевания, а не просто переутомления, и оно требует адекватной терапии.
Прежде всего, надо разгрузить нервную систему человека, снизить психоэмоциональное напряжение. Устранить те виды деятельности, которые вызывают сильное напряжение, и стараться не перегружать свой день слишком большим количеством дел.
В отдельных случаях, когда больному сложно самому осознать положение дел, на помощь приходит психотерапия. Она направлена на выработку у пациента адекватного восприятия реальности и оценки своего положения, помогает ему понять, как правильно и рационально распределить нагрузку в течение дня, чтобы избегать переутомления, учит стрессоустойчивости и методам правильного отдыха.
Аутотренинги и релаксация помогают расслабиться, переключить внимание. Они также внушают пациенту программы поведения, призванные гармонизировать его внутреннее состояние, снять напряжение, настроиться на позитивный лад
Для лечения СХУ также могут применяться медикаментозные средства:
антидепрессанты и транквилизаторы;
противоаллергические средства;
энтеросорбенты;
минеральные комплексы
Особое внимание уделяется препаратам магния. Считается, что он регулирует в организме энергообмен
Именно его недостаток вызывает упадок сил и быструю утомляемость;
препараты L-карнитина;
витамины, в особенности группы В.
Из физиопроцедур очень полезны массаж, лечебная физкультура, водные процедуры, в том числе контрастный душ.
Постепенное распространение сейчас получают специальные тренинговые программы, например, Lightning Process, The Gupta Programme. Согласно мнению разработчиков этих программ синдром хронической усталости появляется на фоне нарушений работы мозга. Если вернуть ему нормальную деятельность, то это поможет избавиться от ряда проблем.
Тренинги основываются на нейропластичности мозга, то есть его способности перестраиваться. Мозг как бы перезагружается и начинает работать по новым правилам.
Изменения происходят, когда человек начинает работать над собой. Ему подбирают индивидуальный набор упражнений, адаптированный под его уровень развития. В процессе работы они усложняются. Упражнения необходимо делать систематически.
Такая программа техник заставляет мозг работать продуктивней, укрепляет его и совершенствует. Она делает его более адаптивным, позволяя быстрее и качественнее подстраиваться под изменчивые условия среды, а также улучшает мыслительную деятельность, память.
На данный момент существует достаточное количество подобных систем. Каждая из них работает по своей схеме, и имеет в своем арсенале разнообразные методики и сборники упражнений, аутотренингов. Они помогают бороться не только с СХУ, но и с другими психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, фобии и т.д.
Одна женщина 20 лет страдала от СХУ и не выходила из дома. Но три дня тренингов по одной из этих программ изменили ее настолько, что она смогла пробежать марафон.
Многие авторы таких программ сами когда-то страдали от различных расстройств. Но смогли от них избавиться с помощью переобучения своего мозга и теперь спешат поделиться своим опытом для блага других.
««Философия покоя» Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»
Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, — вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину». Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения. Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад. Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства». Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц. Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел. Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться. По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам. И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т. д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.
Мечтательность в характере Ильи, или Как в деревне
Зачастую Илья Ильич упрекает в неряшливости собственного слугу, которого зовут Захар. Но тот как будто подстроился под характер хозяина, а возможно, и сам изначально был недалек от него, совершенно спокойно реагирует на неопрятность жилища. По его рассуждениям, нет никакого смысла убирать комнату от пыли, так как она все равно там скапливается вновь. Так в чем же смысл жизни Обломова? Человека, который даже собственного слугу не может заставить навести порядок. Он не может управлять даже своей жизнью, а существование окружающих ему вообще неподвластно.
Конечно, иногда он мечтает совершить что-то для своей деревни. Он пытается придумать какие-то планы, опять же — лежа на диване, для того что бы переустроить деревенский быт. Но этот человек уже настолько оторван от реальности, что все построенные им мечты так и остаются ими. Планы такие, что их воплощение практически невозможно. Все они обладают каким-то чудовищным размахом, не имеющим ничего общего с реальностью. Но смысл жизни в произведении «Обломов» не раскрывается только лишь в описании одного персонажа.
Чем грозит игнорирование СХУ
Проблема заболевания состоит в том, что многие отечественные врачи не признают его официального существования. Соответственно, подобный диагноз ставится далеко не во всех случаях, требующих этого. При этом недомогание таких людей списывают на присутствие хронических заболеваний и отправляют их по всем возможным врачам.
В других случаях считают это проявлением лени. При этом больной не только не получает сочувствия и понимания, но и подвергается насмешкам, упрекам и игнорированию своего состояния.
А между тем заболевание несет серьезную угрозу как для физического, так и психологического состояния человека. Его второе название – миалгический энцефаломиелит. Термин символизирует о том, что патологический процесс охватывает не только психическую сферу, но и сказывается на физическом самочувствии. В частности, как исходит из понятия, на мышцах и головном мозге.
Постоянное бездействие, атония, отсутствие физических нагрузок при синдроме хронической усталости приводят к мышечной слабости, а в тяжелых случаях и к атрофии мышц. Они теряют свои объемы, и, соответственно, способность в полной мере осуществлять движение. Уменьшается обогащение тканей организма кислородом, кости становятся ломкими и хрупкими.
Появляются проблемы с давлением. Сосуды утрачивают тонус. При этом если человек пытается встать с кровати возможно нарушение циркуляции крови, влекущее за собой его отток от головы. Проще говоря, вероятны обмороки.
Гиподинамия также приводит к фибромиалгиям – болям в мышцах разной степени тяжести. Они бывают до того сильными, что человек не может двигаться и теряет работоспособность. Но инвалидность ему не положена, как и связанные с ней льготы, ведь синдром хронической усталости, даже если он установлен официально, не дает таких полномочий.
Апатия, нежелание получать новые знания, расти и развиваться вызывают снижение умственной деятельности. Возникает частичная амнезия, становится сложнее устанавливать логические связи. Случаются моменты, когда человеку просто сложно говорить или даже думать. Такое постепенное угасание мыслительных процессов, если его вовремя не остановить, приводит к деградации.
Отсутствие сил, жизненной энергии доводит до того, что люди с СХУ все реже выходят из дома. Такой образ жизни постепенно толкает к социальной изоляции. Разрыв контактов со знакомыми и друзьями плавно перерастает в такую ситуацию, когда человек остается в одиночестве, наедине со своими мыслями и проблемами. Вместе с озабоченностью состоянием своего здоровья это нередко становится причиной суицида.
Конечно, крайняя степень болезни случается не так часто. Но стоит отметить, что в довольно большом количестве случаев больные сами находят проблему своего недомогания благодаря интернету, штудируя информацию и ища объяснение своему состоянию. Как правило, это происходит после длительных, непродуктивных скитаний по врачам.
Анализ 2
Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.
По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.
Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки!.. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».
Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…
И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.
Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.
Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.
В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.
Депрессия развивается постепенно
В образе Ильи Обломова можно отметить четкие симптомы депрессивного состояния. Это идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии.
Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах позволяют назвать описываемую картину апатической депрессией.
Можно говорить о бесплодном фантазировании при аутистическом мышлении. Патологическому изменению личности соответствует и социальное снижение героя по «общественной лестнице», нарастание черт инфантильности и отрыв от реальности.
В условиях психотравмирующей ситуации возникают идеи отношения, которые уже свидетельствуют о нарушении в сфере мышления. «Вон, вон, эти франты смотрят на меня, потом на ложу Ольги!.. франты, кажется, смеются, смотрят на меня… Господи, господи!» Описанная сцена – уже проявление паранойяльного синдрома.
И это не удивительно: некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого Ивана Гончарова.
Анна Каренина — «Анна Каренина», Лев Николаевич Толстой
Противоположность
контрзависимости мы можем увидеть в образе Анны Карениной. У неё отсутствуют границы собственных ощущений, эмоций и желаний. Она полностью сливается с партнером, потому что любит его и жить без него
не может, а тот в свою очередь превращается в самый главный элемент в жизни,
который дает ощущение счастья.
Это называется созависимость. Полностью
подчиняясь своей зависимости и отдаваясь чувствам, Анна отрекается от себя, от
своих материнских обязанностей и от прошлого. Но вскоре тотальная жертвенность
сменяется требовательностью по отношению к возлюбленному, теперь героиня
желает, чтобы ей безропотно подчинялись и служили. Ревность поедает Анну
изнутри, она окончательно теряет контроль над собой, а то и дело вспыхивающие
ссоры делают отношения невыносимыми.
Каренина начинает осознавать, в каком
порочном кругу созависимости она оказалась замкнута и какие изменение
претерпевает, находясь в нём, и впоследствии приходит к мысли о смерти.
«Теперь или никогда» Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» (ЕГЭ по литературе)
В 1859 году выходит в свет роман И. А. Гончарова «Обломов». В романе автор описал героя, который явился отражением патриархальной России, ее нравов. В этот период в литературе приобрела популярность тема отмены крепостного права и поиска личности, способной изменить жизнь в стране к лучшему.
Такой личностью можно назвать Андрея Штольца, молодого и активного. А его лучшего друга, главного героя, Илью Ильича Обломова, можно отнести, скорее, к той, старой России, патриархальной, крепостнической.
Обломов родился в семье помещиков в деревне Обломовка
Окруженный чересчур пристальным вниманием и излишней заботливостью, мальчик не мог ничего делать самостоятельно, шалить, познавать мир. Всюду его сдерживали рамки, построенные родителями и няньками
Сам быт Обломовки отличался ленивостью. Для всех жителей этой деревни работа — это наказание, а удовольствие — сытно поесть, поспать и не обременять свой ум лишними мыслями и заботами. Обломовцы проводили жизнь бессмысленно, дни их проходили бесцельно.
Вся эта обстановка не могла не повлиять на молодой ум Илюши. Таким он и вырос. К своим 33 годам он только и делал, что лежал на диване, о чем-то размышляя, и принимал гостей. Как и родители, Обломову не нужно было работать — он все доходы получал от крестьян. Это очень избаловало героя. И правда — зачем ему думать о труде, когда ему все равно все достанется!Однако такой образ жизни — это постепенный путь к деградации, разрушению.
Обломов не выходил в свет, потому что все эти светские люди, лицемерные и благородные напоказ, были противны Обломову, у которого было мнение, что уж лучше не приносить никому вреда и жить тихо, чем добиваться успехов и этим кого-то принижать, ущемлять.
Как «противоядие» Обломову автор создал Штольца. Воспитанный в атмосфере уважения и любви к труду и знаниям, Штольц в свои годы уже многого добился. Он часто выходит в свет, имеет свое дело, которое приносит доход, интересуется науками и занимается саморазвитием.
Штольцу, как лучшему другу Обломова, становится обидно и страшно за друга. Ведь Илья Ильич, несмотря на свою ленивость — человек благородный, честный, правильный, добрый и мягкий. Он достоин лучшего.
«Теперь или никогда!», говорит Штольц Обломову. Герой слишком далеко зашел в своей ленивости, и Штольц принял это как вызов. Он должен во что бы то ни стало помочь Обломову вырваться из этой ямы. И ему удается это.
После знакомства с Ольгой Ильинской герой преображается. Будто жизненные силы вернулись к Илье Ильичу. Он становится активным, постоянно трудится, выходит в свет, занимается домашними делами. Он надеется, что эта новая жизнь принесет ему счастье с Ольгой. Штольц тоже счастлив — его друг воспрянул ото сна.
Но Обломовка побеждает. Илья Ильич не может навсегда отказаться от старой жизни, которая снова начинает его засасывать, словно болото. Он понимает, что вся эта активность — не для него. Обломов пишет Ольге письмо, в котором заявляет о расставании с ней, и переезжает в дом Агафьи Пшеницыной, на которой потом женится.
Штольц подавлен. Он приложил все силы для спасения друга, но у него ничего не вышло. Герой женится на Ольге Ильинской, с которой у него много общего, но прежде всего общее у них отношение к жизни. Они активны, стремятся к улучшению своей жизни, к счастью, и готовы все для этого сделать.
Когда Штольц приходит в дом Пшеницыных, чтобы навестить Обломова, Андрей называет этот дом «Обломовка, только гаже». Ведь Обломов тогда, в детстве, имел шансы вырваться из той деревни и стать другим, а теперь он обречен на деградацию. Его душа и личность уже разлагаются. Штольц понял, что никогда не удастся ему воскресить душу Обломова.
Автор дал всем понять, что именно за Штольцем будущее, он несет жизнь, прогресс, активность, желание трудиться и учиться, создавать семьи и приносить благо Отечеству. Такие, как Обломов, обречены на угасание, как крепостное право и патриархальные устои помещиков.
Сочинение Детство и Юность Обломова
Главный персонаж произведения «Обломов» рос в усадьбе Обломовка. Это было великолепное и тихое место. Усадьба была любимым местом Обломова, он любил здесь находиться как в детстве, так и в юности. Ему нравилось здесь очень сильно, так как здесь царила атмосфера любви и заботы.
Обломов считался весьма почитаемым ребенком. Семья никогда не пропускала прием трапезы
Для них это было очень важно. После того, как семейство поело, все окунались в сон
Даже нянечки, которые были обязаны заботиться и охранять маленького Илью. Они непроизвольно закрывали глаза. Именно в такие минуты маленький ребенок был отдан сам себе.
Любимым занятием маленького Ильи было убегать из дома, прогуляться по галерее, гулять по роще. Мать Ильи очень сильно оберегала ребенка. Она ему не разрешала даже погулять во дворе. Мальчик наблюдал за старшими людьми. Смотрел, что они делают. Он все это запоминал и учился на этом.
В совсем юному возрасте, когда мальчику было двенадцать лет, семья отдала его на подготовку Штольцу. Никто из семьи Обломова не понимал всю значимость знаний. Они ждали лишь диплома. Родители Ильи очень жалели его и всегда хотели, чтобы он жил с ними.
Образование
Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.
Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.
«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».
Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.
Характер Обломова
Основные черты характера Обломова — слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.
Излюбленное времяпрепровождение Обломова — лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, — это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома — он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».
Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.
Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили — они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.
Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:
«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»
Так Обломов оправдывает свое паразитическое существование, хотя бывают отдельные моменты, когда он недоволен собой, и тогда «ему грустно и больно становится за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую ему…»
Резвость и любознательность
Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.
«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».
Обломов рос любознательным.
«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».
Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.
«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».
Григорий Печорин— «Герой нашего времени», Михаил Юрьевич Лермонтов
На первый взгляд может показаться, что Печорин типичный успешный молодой
человек девятнадцатого века. Он красив, умен, богат и самодостаточен, не
обделен хорошими манерами. Чем не пример для подражания? Однако не стоит
торопиться с выводами, ведь образ Григория Печорина неоднозначен и сложен, а
его поведение не всегда поддаётся логике. Но всё это находит объяснение в психологии.
Ещё в первой главе мы замечаем странности героя, когда тот, следуя своей
прихоти, решает выкрасть девушку – красивую юную черкешенку. Печорин получает
желаемое, с помощью ласки, заботы и внимания влюбляет в себя красавицу. Однако,
добившись расположения девушки, он теряет к ней интерес.
Подобное
противоречие в чувствах героя можно объяснить термином «контрзависимость»,
используемым в психологии. Контрзависимость—это состояние отказа от привязанности. Мы
видим, что ощутив влюбленность в свой адрес, Печорин блокирует чувства,
становится холодным и отстраненным, тем самым не позволяя себе вступить в
полноценные отношения и сформировать здоровую привязанность.
Контрзависимость Григория наблюдается на протяжении всего романа.
Сменяются года, одна возлюбленная заменяет другую, а герой всё так же мастерски
избегает привязанность, делая несчастными не только себя, но и тех, кто попал в
его сети.