Вина как общее условие гражданско правовой ответственности

Как проявляется чувство вины?

На самом деле чувств вины много, то есть существует ряд форм, которыми оно проявляется в человека:

Чувство вина и привычка извиняться за свои действия – человек пытается уменьшить, сгладить свое вынужденное вмешательство, используя извинение. Однако такая привычка может переходить всякие рамки и человек просто не видит других способов проявления вежливости, которые не вызывают чувств вины

И у таких людей постоянно возникает ощущение, что он мешает чему-то важному, хотя его вторжение также имело веские причины. Он ставит чужие интересы превыше своих

Кроме этого такая привычка извинений вырабатывается у человека, который испытывает без причин постоянное чувство вины.
Вина и недостойность, несоответствие идеалу – установки, которые портят жизнь человеку, ведь он не способен позволить себе быть счастливым, реализовывать свои желания и жить в благополучии.
Чувство вины и враждебность – взаимосвязаны. Враждебно человек настроен в отношении себя либо других людей. В этом случае имеем дело с оставшейся невыраженной претензией тому, кто обидел, унизил, оскорбил. Это восприятие на бессознательном уровне. Если нельзя назвать причину агрессии, тогда прошлый психологический конфликт себя не исчерпал и в качестве последствия проявляется агрессия в чувстве вины. И есть бессознательная жажда мести, которой необходимо найти выход.
Критика других людей с желанием доказать свою правоту – это пример проявления скрытой агрессии. Это модель поведения человека, презрительно относящегося к праву на свою ошибку. Он незначительную не идеальность рассматривает, как слабость. Критика другого позволяет избегать угрозы быть пойманным на своей ошибке другими людьми, стать в чужих глазах несовершенным.
Но не всегда агрессия ярко выражена. Это может выражаться в легкой форме вражды, игнорировании, агрессивном стиле поведения, которое обычно держится под контролем. Однако негативные эмоции, боязнь отверженности другими накапливаются и могут выйти в виде агрессии на других людей.
Тревога и вина – можно назвать идеальной парой. Чувству вины должен быть найден выход. И в этой ситуации таким выходом является ощущение сильной тревоги. Но эти эмоции нельзя сравнивать с теми, что человек ощущает при конфликтных ситуациях с коллегами по работе или болезни родного человека. Такая тревожность обычно через какое-то время уходит. А в случае с виной тревога намного сильнее и выражена в значительном диапазоне мучений и переживаний, практически не контролируемых и иногда не отслеживаемых. Симптоматика может быть самая разная. Но таким образом подсознание находит путь выхода напряжения из проблемной ситуации, а именно выход чувству вины.

Человек, чувствуя вину, теряет запасы жизненных сил. Иногда такая жизнь становиться просто невыносимой. И может в определенный момент наступить коллапс. Лучше не допустить такого момента, а вовремя уловить симптомы и проработать своими силами либо с помощью специалиста.

Симптоматика может включать нервные срывы, чрезмерное употребление алкогольных напитков, обострение хронических заболеваний и т.д. Человек чувствует себя несчастным и словно загнанным в угол.

Без вины виноватые – психология возникновения вины

У каждого человека, обладающего анальным вектором, можно проследить разные этапы формирования чувства вины, причем основа для ее возникновения не всегда, но часто, закладывается еще в детстве.

Например, когда у ребенка с анальным вектором противоположная по свойствам психики мама – обладательница кожного вектора. Сама скорость, точность, гибкость, не привыкшая долго думать и ждать. А для ребенка с анальным вектором мама – это святое, весь его мир. А если мама скажет что-то вроде: «Опять из-за того, что ты копаешься, я на работу опоздаю»? С гарантией можно сказать, что мамина манипуляция неизбежно внушит ребенку, что он виноват, и поселит в его душе чувство вины.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана доказывает, что самые разрушительные последствия вины, когда она связана именно с ценностями анального вектора, когда чувство вины связано с членом семьи, близким родственником, теми, с кем связывают кровные узы.

И если возникло ощущение «я не могу отдать тому, кто дал мне, не могу выровнять, сделать поровну, восстановить справедливость», это вызывает сильнейший дискомфорт, приносящий большие страдания. Это нестерпимый внутренний разлад. Человек обвиняет самого себя. Этот перекос необходимо во что бы то ни стало устранить.

Экзистенциальный подход

С точки зрения экзистенциальной психологии подлинная вина заложена в человеке с рождения. И базируется она не на страхе, а на любви. Когда мы испытываем подлинную, настоящую вину, мы боимся, как правило, не за себя, не за то, что нас лишат любви или безопасности, мы тревожимся за что-то, что нам дорого.

Для примера возьмем две ситуации.

  • В первом случае вы опаздываете на встречу с руководителем. Вы мучаетесь, переживаете, ожидаете от него недовольства и, может быть, какого-то выговора. Вы приезжаете и судорожно начинаете просить прощения. Вы думаете, что испытываете вину. Но начальник вам не дорог, и боитесь вы осуждения или того, что опоздание повлечет за собой какие-то последствия. В общем, боитесь вы за себя, за свою безопасность. Это невротическая вина.
  • Во втором случае вы опаздываете к больной маме. Она вам дорога, вы ее любите и не хотите опоздать, чтобы она не переживала. Вас никто не осудит, когда вы наконец придете, никто не лишит любви и безопасности, но вы ощущаете вину за то, что заставили ее ждать. Вы беспокоитесь не за себя, не за свою безопасность, а за другого человека. И именно это отличает подлинную вину от невротической.

Наследие дедушки Фрейда

На протяжении истории психологии подходы к пониманию вины отличались. Например, Зигмунд Фрейд понимал вину как тревогу человека, зависимого от общества. Маленький ребенок сталкивается с этим чувством, когда совершает проступок, за который родители его могут наказать или лишить своей любви.

Особенно когда родитель сам говорит: «Я тебя перестану любить, если ты не сделаешь то-то… будешь вести себя так-то…» В этот момент ребенок испытывает сильную тревогу, страх, потому что родители для него – это весь его мир, почти боги. И лишиться родительской любви – значит потерять все. И вот ребенок начинает испытывать вину, меняться, подстраиваться под родителей, становится более удобным и правильным, он делает то, что ему скажут, и не делает того, что ему запрещают.

Уже взрослым человеком он испытывает ту же тревогу, попадая в ситуации, когда он что-то сделал не так. И приравнивает эту тревогу к чувству вины. Он все еще боится, что его лишат любви или сделают что-то плохое. Поэтому ему нужно срочно измениться, подстроиться под окружающий мир.

Этот подход к вине был очень распространен, и до сих пор многие так и определяют вину.

Чувствовать вину не значит быть виноватым

Если тебя ударили – дай сдачи. Если обидели, и обидчик не додумается прийти с извинениями – выровнять состояние можно только местью. Так это ощущает человек с анальным вектором. А если «обидчиком» оказался он сам? Да обладатель анального вектора себя в таком случае поедом ест. Во всех смыслах этого слова.

«Я корю себя, ставя себя в позицию виноватого, обидчика по отношению к тому, кто мне бесконечно дорог». Как справиться и выровнять этот дисбаланс? Наказать обидчика. Часто «наказать» для человека с анальным вектором равно «уничтожить».

Это самопоедание и полное обоснование заслуженности этого процесса, зародившись внутри психики и вписываясь в картину мира, со временем может переноситься на тело. В этой плоскости можно искать причины некоторых аутоимунных заболеваний, имеющих психосоматическую природу. Причина тяжелых переживаний и психосоматических последствий – в неадекватной реализации свойств нашей психики.

Реализовывать значит, по определению системно-векторной психологии, использовать на благо других людей. Не оглядываться назад, живя прошлым и сотни раз прокручивая в голове былое, а использовать весь свой потенциал ради других людей, для пользы общества. Использовать память по назначению – для учебы и обучения, а не для пережевывания того, что ты должен был сделать и не сделал.

Психология вины: кто подвержен этому чувству

Обучаемость, любовь и умение учиться – все это врожденные свойства обладателя анального вектора. Для этого им дана усидчивость, послушание, старание, аккуратность. Для хороших успехов в учебе – отличная память. Лучше, чем у большинства, чтобы запоминать большие объемы информации.

Закономерно, что весь объем психики человека с анальным вектором обращен назад, в прошлое. Знания, книги, история – это стремление перенять опыт предыдущих поколений и хорошо его усвоить, дабы передать следующему поколению.

Потенциально обладатели анального вектора – лучшие учителя, мастера своего дела, профессионалы, ведь научить может только тот, кто сам преуспел в обучении. Психика таких людей несколько ригидна, они долго привыкают к новому, к изменениям, зато зафиксированная в памяти информация или навык остается навсегда.

Обладатели анального вектора – домоседы, что-то новое всегда вызывает сильный стресс. Поэтому они стремятся не нарушать привычных границ обитания.

Высшей ценностью для людей с анальным вектором является семья, дети, уют, традиции. Это люди, стремящиеся повторять опыт отцов и дедов, жить по старым укладам и обычаям, заранее возводя их в ценность, потому что это то, что из прошлого, веками проверено и освоено, а значит – хорошо.

Зачем нужна невротическая вина?

Для начала неплохо бы разобраться в том, зачем нашей психике вообще нужны неврозы. Процитирую известного психотерапевта А. Е. Алексейчика: «Невротик видит мир через мутное стекло». Что это значит? Человек с неврозом не хочет видеть реальность такой, какая она есть. Ему страшно. И тогда он создает (неосознанно, конечно) свою реальность.

Невротик видит мир через мутное стекло.

Возьмем одну из видов невротической вины – вину, вызванную неврозом ответственности. Она появляется тогда, когда мы берем на себя чужую ответственность, потому что отдать ее тому, кому она действительно принадлежит, нам почему-то очень страшно.

Кто не поступил в институт?

К примеру, есть мама и сын. Мама очень хочет, чтобы сын поступил в университет, нанимает ему репетиторов и тщательно следит за его успехами. Но тут ей нужно уехать в командировку и сын на какое-то время остается один. Мама приезжает, а сын (который выше ее уже на две головы) провалил экзамены и не поступил. И мама чувствует себя виноватой. Что же она натворила? Надо было сидеть дома и следить за ребенком! Тут можно было сказать, что она переживает за дорогого ей человека и вина настоящая, но не все так просто.

Мама защищает ребенка, но в каком смысле? Она как бы говорит себе: «Ребенок-то у меня хороший, это я виновата, что не уследила». Если ребенок у нее хороший, то и она сама хорошая мать. Получается такой парадокс. Защищает она все-таки себя.

Или, допустим, она может бояться поверить в то, что сын уже взрослый, несет ответственность, а значит, как мать она не нужна. Ей тяжело это принять, поверить и увидеть эту реальность, и она защищает себя.

В поисках виноватого

Бывают случаи, когда мы перекладываем ответственность на других. Когда умирает дорогой человек, иногда родственники начинают обвинять врачей. Бывает, врачи действительно виноваты, бывает, что нет. Просто болезнь взяла свое.

Но если я никого не обвиню, то как я смогу жить дальше? Мне придется увидеть, что мир несправедлив, любимые люди умирают. Это тяжело и страшно, и с этим ничего нельзя сделать. Но если я обвиню врачей, то все сразу станет нормальным. Это не мир плохой, это конкретные врачи не справились. А так мир хороший и справедливый.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вина как общее условие гражданско правовой ответственности

Как проявляется чувство вины?

На самом деле чувств вины много, то есть существует ряд форм, которыми оно проявляется в человека:

Чувство вина и привычка извиняться за свои действия – человек пытается уменьшить, сгладить свое вынужденное вмешательство, используя извинение. Однако такая привычка может переходить всякие рамки и человек просто не видит других способов проявления вежливости, которые не вызывают чувств вины

И у таких людей постоянно возникает ощущение, что он мешает чему-то важному, хотя его вторжение также имело веские причины. Он ставит чужие интересы превыше своих

Кроме этого такая привычка извинений вырабатывается у человека, который испытывает без причин постоянное чувство вины.
Вина и недостойность, несоответствие идеалу – установки, которые портят жизнь человеку, ведь он не способен позволить себе быть счастливым, реализовывать свои желания и жить в благополучии.
Чувство вины и враждебность – взаимосвязаны. Враждебно человек настроен в отношении себя либо других людей. В этом случае имеем дело с оставшейся невыраженной претензией тому, кто обидел, унизил, оскорбил. Это восприятие на бессознательном уровне. Если нельзя назвать причину агрессии, тогда прошлый психологический конфликт себя не исчерпал и в качестве последствия проявляется агрессия в чувстве вины. И есть бессознательная жажда мести, которой необходимо найти выход.
Критика других людей с желанием доказать свою правоту – это пример проявления скрытой агрессии. Это модель поведения человека, презрительно относящегося к праву на свою ошибку. Он незначительную не идеальность рассматривает, как слабость. Критика другого позволяет избегать угрозы быть пойманным на своей ошибке другими людьми, стать в чужих глазах несовершенным.
Но не всегда агрессия ярко выражена. Это может выражаться в легкой форме вражды, игнорировании, агрессивном стиле поведения, которое обычно держится под контролем. Однако негативные эмоции, боязнь отверженности другими накапливаются и могут выйти в виде агрессии на других людей.
Тревога и вина – можно назвать идеальной парой. Чувству вины должен быть найден выход. И в этой ситуации таким выходом является ощущение сильной тревоги. Но эти эмоции нельзя сравнивать с теми, что человек ощущает при конфликтных ситуациях с коллегами по работе или болезни родного человека. Такая тревожность обычно через какое-то время уходит. А в случае с виной тревога намного сильнее и выражена в значительном диапазоне мучений и переживаний, практически не контролируемых и иногда не отслеживаемых. Симптоматика может быть самая разная. Но таким образом подсознание находит путь выхода напряжения из проблемной ситуации, а именно выход чувству вины.

Человек, чувствуя вину, теряет запасы жизненных сил. Иногда такая жизнь становиться просто невыносимой. И может в определенный момент наступить коллапс. Лучше не допустить такого момента, а вовремя уловить симптомы и проработать своими силами либо с помощью специалиста.

Симптоматика может включать нервные срывы, чрезмерное употребление алкогольных напитков, обострение хронических заболеваний и т.д. Человек чувствует себя несчастным и словно загнанным в угол.

Без вины виноватые – психология возникновения вины

У каждого человека, обладающего анальным вектором, можно проследить разные этапы формирования чувства вины, причем основа для ее возникновения не всегда, но часто, закладывается еще в детстве.

Например, когда у ребенка с анальным вектором противоположная по свойствам психики мама – обладательница кожного вектора. Сама скорость, точность, гибкость, не привыкшая долго думать и ждать. А для ребенка с анальным вектором мама – это святое, весь его мир. А если мама скажет что-то вроде: «Опять из-за того, что ты копаешься, я на работу опоздаю»? С гарантией можно сказать, что мамина манипуляция неизбежно внушит ребенку, что он виноват, и поселит в его душе чувство вины.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана доказывает, что самые разрушительные последствия вины, когда она связана именно с ценностями анального вектора, когда чувство вины связано с членом семьи, близким родственником, теми, с кем связывают кровные узы.

И если возникло ощущение «я не могу отдать тому, кто дал мне, не могу выровнять, сделать поровну, восстановить справедливость», это вызывает сильнейший дискомфорт, приносящий большие страдания. Это нестерпимый внутренний разлад. Человек обвиняет самого себя. Этот перекос необходимо во что бы то ни стало устранить.

Экзистенциальный подход

С точки зрения экзистенциальной психологии подлинная вина заложена в человеке с рождения. И базируется она не на страхе, а на любви. Когда мы испытываем подлинную, настоящую вину, мы боимся, как правило, не за себя, не за то, что нас лишат любви или безопасности, мы тревожимся за что-то, что нам дорого.

Для примера возьмем две ситуации.

  • В первом случае вы опаздываете на встречу с руководителем. Вы мучаетесь, переживаете, ожидаете от него недовольства и, может быть, какого-то выговора. Вы приезжаете и судорожно начинаете просить прощения. Вы думаете, что испытываете вину. Но начальник вам не дорог, и боитесь вы осуждения или того, что опоздание повлечет за собой какие-то последствия. В общем, боитесь вы за себя, за свою безопасность. Это невротическая вина.
  • Во втором случае вы опаздываете к больной маме. Она вам дорога, вы ее любите и не хотите опоздать, чтобы она не переживала. Вас никто не осудит, когда вы наконец придете, никто не лишит любви и безопасности, но вы ощущаете вину за то, что заставили ее ждать. Вы беспокоитесь не за себя, не за свою безопасность, а за другого человека. И именно это отличает подлинную вину от невротической.

Наследие дедушки Фрейда

На протяжении истории психологии подходы к пониманию вины отличались. Например, Зигмунд Фрейд понимал вину как тревогу человека, зависимого от общества. Маленький ребенок сталкивается с этим чувством, когда совершает проступок, за который родители его могут наказать или лишить своей любви.

Особенно когда родитель сам говорит: «Я тебя перестану любить, если ты не сделаешь то-то… будешь вести себя так-то…» В этот момент ребенок испытывает сильную тревогу, страх, потому что родители для него – это весь его мир, почти боги. И лишиться родительской любви – значит потерять все. И вот ребенок начинает испытывать вину, меняться, подстраиваться под родителей, становится более удобным и правильным, он делает то, что ему скажут, и не делает того, что ему запрещают.

Уже взрослым человеком он испытывает ту же тревогу, попадая в ситуации, когда он что-то сделал не так. И приравнивает эту тревогу к чувству вины. Он все еще боится, что его лишат любви или сделают что-то плохое. Поэтому ему нужно срочно измениться, подстроиться под окружающий мир.

Этот подход к вине был очень распространен, и до сих пор многие так и определяют вину.

Чувствовать вину не значит быть виноватым

Если тебя ударили – дай сдачи. Если обидели, и обидчик не додумается прийти с извинениями – выровнять состояние можно только местью. Так это ощущает человек с анальным вектором. А если «обидчиком» оказался он сам? Да обладатель анального вектора себя в таком случае поедом ест. Во всех смыслах этого слова.

«Я корю себя, ставя себя в позицию виноватого, обидчика по отношению к тому, кто мне бесконечно дорог». Как справиться и выровнять этот дисбаланс? Наказать обидчика. Часто «наказать» для человека с анальным вектором равно «уничтожить».

Это самопоедание и полное обоснование заслуженности этого процесса, зародившись внутри психики и вписываясь в картину мира, со временем может переноситься на тело. В этой плоскости можно искать причины некоторых аутоимунных заболеваний, имеющих психосоматическую природу. Причина тяжелых переживаний и психосоматических последствий – в неадекватной реализации свойств нашей психики.

Реализовывать значит, по определению системно-векторной психологии, использовать на благо других людей. Не оглядываться назад, живя прошлым и сотни раз прокручивая в голове былое, а использовать весь свой потенциал ради других людей, для пользы общества. Использовать память по назначению – для учебы и обучения, а не для пережевывания того, что ты должен был сделать и не сделал.

Психология вины: кто подвержен этому чувству

Обучаемость, любовь и умение учиться – все это врожденные свойства обладателя анального вектора. Для этого им дана усидчивость, послушание, старание, аккуратность. Для хороших успехов в учебе – отличная память. Лучше, чем у большинства, чтобы запоминать большие объемы информации.

Закономерно, что весь объем психики человека с анальным вектором обращен назад, в прошлое. Знания, книги, история – это стремление перенять опыт предыдущих поколений и хорошо его усвоить, дабы передать следующему поколению.

Потенциально обладатели анального вектора – лучшие учителя, мастера своего дела, профессионалы, ведь научить может только тот, кто сам преуспел в обучении. Психика таких людей несколько ригидна, они долго привыкают к новому, к изменениям, зато зафиксированная в памяти информация или навык остается навсегда.

Обладатели анального вектора – домоседы, что-то новое всегда вызывает сильный стресс. Поэтому они стремятся не нарушать привычных границ обитания.

Высшей ценностью для людей с анальным вектором является семья, дети, уют, традиции. Это люди, стремящиеся повторять опыт отцов и дедов, жить по старым укладам и обычаям, заранее возводя их в ценность, потому что это то, что из прошлого, веками проверено и освоено, а значит – хорошо.

Зачем нужна невротическая вина?

Для начала неплохо бы разобраться в том, зачем нашей психике вообще нужны неврозы. Процитирую известного психотерапевта А. Е. Алексейчика: «Невротик видит мир через мутное стекло». Что это значит? Человек с неврозом не хочет видеть реальность такой, какая она есть. Ему страшно. И тогда он создает (неосознанно, конечно) свою реальность.

Невротик видит мир через мутное стекло.

Возьмем одну из видов невротической вины – вину, вызванную неврозом ответственности. Она появляется тогда, когда мы берем на себя чужую ответственность, потому что отдать ее тому, кому она действительно принадлежит, нам почему-то очень страшно.

Кто не поступил в институт?

К примеру, есть мама и сын. Мама очень хочет, чтобы сын поступил в университет, нанимает ему репетиторов и тщательно следит за его успехами. Но тут ей нужно уехать в командировку и сын на какое-то время остается один. Мама приезжает, а сын (который выше ее уже на две головы) провалил экзамены и не поступил. И мама чувствует себя виноватой. Что же она натворила? Надо было сидеть дома и следить за ребенком! Тут можно было сказать, что она переживает за дорогого ей человека и вина настоящая, но не все так просто.

Мама защищает ребенка, но в каком смысле? Она как бы говорит себе: «Ребенок-то у меня хороший, это я виновата, что не уследила». Если ребенок у нее хороший, то и она сама хорошая мать. Получается такой парадокс. Защищает она все-таки себя.

Или, допустим, она может бояться поверить в то, что сын уже взрослый, несет ответственность, а значит, как мать она не нужна. Ей тяжело это принять, поверить и увидеть эту реальность, и она защищает себя.

В поисках виноватого

Бывают случаи, когда мы перекладываем ответственность на других. Когда умирает дорогой человек, иногда родственники начинают обвинять врачей. Бывает, врачи действительно виноваты, бывает, что нет. Просто болезнь взяла свое.

Но если я никого не обвиню, то как я смогу жить дальше? Мне придется увидеть, что мир несправедлив, любимые люди умирают. Это тяжело и страшно, и с этим ничего нельзя сделать. Но если я обвиню врачей, то все сразу станет нормальным. Это не мир плохой, это конкретные врачи не справились. А так мир хороший и справедливый.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: