Фазы папы

Как ребенку преодолеть чувство обиды на родителей?

Еще одним последствием измены родителей в браке является формирование у ребенка чувства обиды на них. Это обусловлено тем, что ребенок не получил в семейных отношения того, что ожидал и на что мог надеяться. Преодолеть такое чувство сложно.

Самому ребенку в любом возрасте (особенно в подростковом) сделать это просто не под силу. Дети не могут видеть себя со стороны, они просто находятся в подавленном эмоциональном состоянии, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, становятся раздраженными и невнимательными.

Здесь нужно либо тщательно проработать проблему самим родителям, либо обратиться с ребенком за квалифицированной помощью к детскому психологу.

Папа и дочь

Дочь для отца — его идеальная женщина, любящая его беззаветно, абсолютно и безусловно.

Отец чрезвычайно важен для гармоничного развития и воспитания дочери именно как девочки. Дочки не могут подражать папам, моделью для них является мама. Но одобрение и поддержка отца крайне важны девочкам для выработки самоуважения и уверенности в себе. Именно папа способен воспитать в своей принцессе чувство собственного достоинства, уверенность в себе как в будущей женщине, поскольку женственность дочери является продолжением мужественности отца.

Любовь к дочери идет у отца от его любви к ее матери: восхищаясь женой, мужчина восхищается дочерью, и через восхищение собой дочь улавливает отцовское восхищение матерью. Если отец ценит женские качества своей супруги, матери девочки, то он поощряет их и в дочке.
Когда девочка вырастет, она вступит в мир взрослых отношений между женщинами и мужчинами. Ориентиром для выбора себе партнера, мужа, отца своих будущих детей станет ее собственный папа. Любящие взаимоотношения дочери и ее отца послужат основой для строительства теплой и доверительной атмосферы в ее собственной семье.
Таким образом, именно через отца девочка получает представление о том, каким должен быть мужчина и как он должен относиться к женщине

Это чрезвычайно важно осознать папе, и в первые годы, когда основы этих представлений только формируются, ему обязательно следует участвовать в жизни и воспитании дочери.
Психологи считают, что самооценка девочек больше зависит от мнения папы, чем от мнения мамы или других людей. Вера отца в привлекательность дочери, ее способности и таланты формирует ее собственное восприятие себя

Девочка, которую называют красавицей и умницей, растет с ощущением того, что она достойна восхищения и успеха.
Лучшим вариантом поддержки для девочки будет внушение ей уверенности в собственных силах, а не критика действий, особенно со стороны отца (неосторожные высказывания мамы или подруг могут остаться незамеченными, отцовское неодобрение поселит в душе сомнения и неуверенность).
Если отец придерживается традиционных гендерных моделей поведения, то он будет поощрять все женские проявления в характере и активности своей дочери — восхитится мягкостью нрава, красотой прически и платья, чистотой и порядком в комнате. Папа может знакомить девочку и с «мальчиковыми» занятиями, если она проявляет к ним интерес, но не настаивать на них, особенно в случае, когда он мечтал о сыне.

Быть хорошим родителем — непростая задача, и ее нельзя решить раз и навсегда. «Настоящим» отцом мужчина становится, каждый день работая над собой и над отношениями с близкими людьми, за которых отвечает. Главное не сдаваться, набраться терпения и спокойно и уверенно выполнять свою самую главную работу — быть взрослым мужчиной и отцом.

Список использованной литературы

  1. Ткаченко А. Б. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства. Москва: Издательство «Никея», 2018. — 208 с.
  2. Микер Мэг. Папа и дочь. Секреты воспитания девочек, которые должен знать каждый отец. Москва: Издательство «Эскимо-пресс», 2012. — 256 с.
  3. Бинчи Мейв. Самый лучший папа. Харьков: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012. — 448 с.
  4. Максимов А. М. Как не стать врагом своему ребенку. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2015. — 224 с.

Например…

Сделать видеомонтаж лучших фотографий родителей – с момента их знакомства и до текущего дня, с красивой музыкой, как душевный подарок для мамы и папы. Пусть родители вспомнят, как сильно были влюблены друг в друга, и сколько приятных моментов было в их совместной жизни

Естественно, в этом фильме (коллаже, презентации – неважно) должен присутствовать и ребенок.

Приготовить для мамы с папой вкусный романтический ужин. Если ребенок еще мал для кухни или просто не обладает кулинарными навыками, то можно привлечь к ужину, например, бабушку, чтобы она помогла в этом нелегком деле (конечно же, втихаря)

Рецепты вкусных блюд, с которыми справится даже ребенок

Купить родителям (с помощью, опять же, бабушки или других родственников) билеты в кино на хороший фильм или на концерт (пусть вспомнят молодость).

Предложить поехать вместе в поход, в отпуск, на пикник и пр.

Записать их ссоры на камеру (лучше скрыто) и потом им показать, как они выглядят со стороны.

Попытки помирить родителей не увенчались успехом?

Не стоит паниковать и отчаиваться.

Увы, есть ситуации, когда на маму и папу не удается повлиять. Бывает, что развод становится единственным выходом – это жизнь. С этим нужно смириться и принять ситуацию, как есть.

Но важно помнить, что родители — даже если они расстанутся — не перестанут тебя любить!

Видео: Что делать, если мои родители разводятся?

Какие слова нельзя говорить

31. Я все делаю для тебя

Даже если вы являетесь основным «спонсором» вашего ребенка, скорее всего, вы не в силах сделать всего, чего ребенок хочет.

К сожалению, если вы скажете ему данную фразу, то ребенок почувствует себя будто в долгу перед вами, а с другой стороны, подумает, что вы его упрекаете в том, что тратите некие суммы на него же.

32. Я не злюсь, я всего лишь расстроился

Бывает, что родители разочаровываются в своих детях, но говорить им об этом не нужно.

Эта фраза собьет их с толку, так как они не поймут, что же нужно сделать для того, чтобы исправиться, а еще дети будут чувствовать вину перед вами, потому что они не оправдали ваших ожиданий.

33. Ты неправильно делаешь, дай мне, я лучше справлюсь

Возможно, вас злит тот факт, что ваш ребенок не может сделать сразу все правильно без каких-либо ошибок, и поэтому вы пытаетесь сами исправить его недочет, но этого делать не нужно.

Ведь небольшие неудачи на пути к завершению дела – неотъемлемая часть обучения ребенка.

34. Я толстая?

Многие из наших проблем с питанием и телосложением начинаются с детства, и часто из-за того примера, который подают нам родители.

Не спрашивайте своего ребенка о вашем внешнем виде, если вдруг у вас есть проблемы с весом.

Во-первых, такие вопросы заставляют ребенка думать, что иметь даже небольшой лишний вес это ужасно, а во-вторых, вы себе же вредите, потому что своим видом просите сказать малыша о том, что у вас нет проблем с внешним видом.

35. Тебе должно быть стыдно

Независимо от того, как вы воспитывали своего отпрыска, он время от времени будет чувствовать стыд за какие-то свои поступки.

Ни в коем случае не нужно настаивать на том, что ему —  ребенку должно быть стыдно.

Ведь это не только еще сильнее заденет его, но и заставит в будущем похлеще накуролесить.

36. Потому что я так сказал

Иногда становится невыносимо объяснять ребенку одно и то же по несколько раз, но как бы трудно ни было, лучше не аргументировать какую-то ситуацию тем, что именно вы так сказали, и поэтому это является правдой. Ведь ребенок пойдет специально наперекор вам после таких слов, потому что почувствует, что лишь ваши слова в этом доме имеют вес.

Лучше объясните малышу еще раз. Это возымеет больший эффект, чем данная фраза.

37. Успокойся!

Когда вы видите расстроенного человека, естественно, что вам хочется разрядить обстановку.

Если вы, действительно, хотите помочь своему ребенку, то не говорите ему успокоиться, так как это может только ухудшить ситуацию.

Выслушайте его проблему, а это поможет ему почувствовать облегчение и, ребенок перестанет грустить.

38. Ты у меня еще поплачешь

Разочарование и воспитание идут рука об руку.

Однако говорить ребенку, который и так чувствует себя плохо, о том, что он еще наплачется, не является лучшей идеей.

Он поймет, что помощи ему искать не от кого, а проблема будет его еще сильнее поглощать.

39.Ты прямо как твой отец/твоя мать или ты вся в отца/в мать

Если между вами — родителями напряженные отношения, то не нужно переносить эти эмоции на ребенка.

Даже когда вы видите, что ваш малыш ведет себя как ваш партнер, а это поведение вас сильно раздражает, нужно успокоиться. Ведь ребенок не виноват в этом.

Он смотрит на своих родителей и впитывает повадки обоих как губка.

40. Лучше бы я вообще тебя не рожала

Независимо от того, как сильно вы поругались со своим ребенком, вы никогда не должны говорить ему данную фразу. После услышанных слов ваши отношения могут сильно ухудшиться и, восстановить их будет уже невозможно.

Если вы чувствуете прилив злости, лучше уйдите в другую комнату и там успокойтесь, чтобы можно было продолжить беседу с ребенком в адекватном состоянии.

Помните, что после вышесказанной фразы вы потеряете своего ребенка навсегда.

Подготовка к отцовству

  • Пройти вместе через беременность жены, быть опорой и поддержкой;
  • Общаться с малышом еще до его рождения, прикладывая руку к животу мамы и разговаривая с ним;
  • Посещать ультразвуковые исследования и наблюдать за развитием своего будущего ребенка;
  • Ходить вместе с женой на курсы по подготовке к родам, знать, каким малыш будет при рождении, ознакомиться с процедурами ухода за новорожденным: как купать, менять подгузники, ухаживать за кожей, утешать младенца;
  • Завершить все сложные семейные проекты до рождения малыша (ремонт в доме, например), высвободив время и силы для самого главного проекта — ребенка;
  • Активно участвовать в партнерских родах: помогать жене во время схваток, дышать вместе с ней, делать ей массаж спины, выполнить почетную обязанность во время родов — перерезать пуповину, в случае необходимости первым взять ребенка на руки и быть с ним все время, пока мама восстанавливается;
  • Взять на себя ответственность за семью и помочь маме и ребенку мягко войти в новую для всех жизнь.

Когда малыша ждут и готовятся к его рождению, и мама и папа могут войти в новые роли без психологического напряжения. Такие родители и нужны малышу — ощущающие себя в новом качестве, способные к осознанному родительству, готовые принять ответственность.

Почему же родители ругаются – в чем причины их ссор?

  • Родители устали друг от друга. Они живут вместе уже довольно долго, но общих интересов практически нет. Недопонимание между ними и нежелание уступать друг другу перерастают в конфликты.
  • Усталость от работы. Папа работает «в три смены», и его усталость выплескивается в виде раздражения. А если при этом мама не особо следит за хозяйством, уделяя слишком много времени себе вместо того, чтобы заниматься домом и детьми, то раздражение становится еще сильнее. Бывает и наоборот – мама вынуждена работать «в 3 смены», а папа лежит целыми днями на диване у телевизора или под машиной в гараже.
  • Ревность. Она может случиться и без повода, просто из-за страха папы потерять маму (или наоборот).

Если я пойду к психологу, это автоматически будет значить, что я больной?

Нет. Раз вы решили обратиться к специалисту, значит, вы взрослый человек и вы берёте на себя ответственность за своё состояние. Осознанность и забота о себе — это круто. 

С чувствами бывает сложно разобраться, когда нет опыта, который помог бы это преодолеть. Влюбиться, сдать экзамены, бросить хобби, завести собаку, рассориться вдребезги с другом — события, которые тяжело пережить даже взрослому. А если с вами такое происходит впервые, то становится совсем сложно. В этих случаях признать, что нужен психолог, — это взвешенное и зрелое решение. Вы молодец.

Благодарим психолога Анфису Белову за профессиональные ответы, которые приведены в этой статье.

Как возникает привязанность девочки к отцу

Во многом комплекс Электры развивается по тому же алгоритму, что и Эдипов. По мере взросления (приблизительно с трех лет) девочка начинает испытывать неосознанную романтическую любовь к отцу. Она сама себе этого объяснить не может: появляется вражда к матери, дочери не нравится, что папа уделяет жене много внимания.

Пик проблемы приходится на возраст, когда дети начинают идентифицировать себя как представителей определенного пола. К семи годам у девочки комплекс Электры начинает переходить в новую фазу, когда она осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее чувствовать себя неполноценной и злиться на мать из-за своего физического «недостатка».

Со временем проблемы половой идентификации притупляются. В подростковом возрасте девушка сталкивается с тем, что не может найти себе такого парня, который бы соответствовал ее ожиданиям. Главная проблема всех окружающих мальчиков в том, что они – не ее папа, и даже приблизиться не могут к придуманному идеалу.

Что психолог может делать на сеансе, а что — нет?

Психолог не должен критиковать вас. Настоящий специалист не скажет: «Какого чёрта ты тратишь моё время? Иди домой. Приходи, когда будут настоящие проблемы».   

Специалист не имеет права нарушать ваши личные границы — например, трогать или обнимать вас, если вы не дали согласия. На каждый телесный контакт психолог должен спросить разрешения, а вы вправе отказать: «Нет, я не хочу, чтобы меня обнимали».

Терапевт не может давать советы и говорить вам, что делать — он имеет право только поделиться своим мнением.

Иногда бывает, что психолог ведёт себя компетентно, но при этом он вам всё равно не нравится. Например, кажется, что специалисту ваши проблемы не интересны. Сложно понять, это правда так или вам показалось. В таком случае поговорите с психологом напрямую о том, что вас беспокоит. 

Объясните, какие чувства специалист у вас вызывает. Например: «Мне кажется, что вам не интересна моя жизнь. Вы постоянно смотрите вниз и не проявляете эмоций. Меня это задевает, я злюсь». 

Вместе с психологом вы решите, как поступить дальше: попрощаться или попробовать разобраться с проблемой. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить терапевта: у вас есть право искать такого человека, которому сможете довериться.

Рисунок семьи карандашом

Карандашный рисунок немного проще сделать, ведь не надо использовать краски. Чтобы выполнить рисунок моей семьи карандашом, следуйте ниже изложенным шагам:

  1. Рисуют папу и сына, кругом изображают голову, черточкой шею, тело приямоугольником, согнутые руки и ноги. Наверху папы изображают ребенка с поднятой рукой.
  2. Второй этап – рисуют овалы вокруг кругов. Добавляют волосы и уши. У отца дорабатывают лицо и волосы.
  3. Для изображения тела мальчика, рисуют линии от шеи и поднятую руку. Изображают легкую летнюю одежду футболку у мальчика, его вторая рука лежит на шее папы.
  4. Рисуют руки папы от локтей вверх. Рисуют ноги у сына, которые весят на груди папы, а он их держит.
  5. Прорисовывают одежду, рисуют воротник и рубашку линиями.
  6. Изображают брюки отца: внизу прорисовывают контуры брюк, рисуют под штанами обувь.
  7. Остается немного – добавить черты лица
  8. Рисуют эскизы мамы и девочки рядом с папой и мальчиком, также как и на первых этапах изображают круги и линии туловища, ноги с руками.
  9. Осталось добавить акцентов в виде причесок, у мамы рисуют короткие или длинные волосы, прямые или кудрявые, у дочки может быть собранные волосы в косичку или хвост.

Важные нюансы:

  • Рисуют черты лица, они должны быть точно такими же, как и в жизни.
  • Карандашом изображаются руки у женских фигур, мама с дочерью могут держаться за руки.

Рисование — это всегда увлекательный процесс, требующий высокой концентрации внимания и усидчивости.

Рисуя семью, мы изображаем своих самых близких и родных людей и этот рисунок должен явно выделять их самих и люди, изображенные на листе, должны быть удивительно похожими на самих себя в реальности.

Чтобы это сделать, нужно проявить наблюдательность и развивать свое умение рисовать, чтобы портрет стал частью семейного уюта и тепла.

5 Психолог общается с супервайзером и коллегами

Супервизия — это форма работы, когда психолог разбирает случай с более опытным специалистом. Во время супервизии есть возможность разобрать ход работы, лучше понять представленный случай, получить поддержку более опытного коллеги.

Для психолога важно постоянно развиваться, посещать обучающие семинары, конференции. Ведь там можно делиться опытом, общаться с коллегами, перенимать их наработки

Главный ресурс — это любовь и интерес к своей работе. Можно выучиться на психолога, но чтобы обрести профессиональное чутье, развить профессиональную интуицию, стать настоящим мастером своего дела, нужно иметь призвание. Большая любовь к тому, что делаешь, любопытство, интерес к своему внутреннему миру заставляют учиться, работать над собой, прислушиваться к себе, а значит постоянно повышать качество своей работы.

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

1 Его кабинет напоминает игрушечный магазин

Задача психолога — принять малыша, создать ему комфортную обстановку, дать возможность почувствовать себя безопасно, после чего предоставить возможность выражать себя.

Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.

Чтобы ребенок расслабился и начал играть, ему необходимо предоставить комфортное окружение. Это специально оборудованная игровая комната или детский уголок в помещении, желательно с ковровым покрытием, чтобы ребенок мог спокойно играть на полу.

В комнате детского психолога много разных игрушек — чтобы ребенок мог сам выбрать, с какими игрушками и во что ему поиграть.

Обязательно должен быть игрушечный дом. Дом — это олицетворение самого себя, своей семьи. По тому, как ребенок будет играть в доме, как он его обустроит, кого поселит, можно многое сказать о семье ребенка и о его психологическом комфорте в домашнем окружении.

Среди игрушек обязательно должна быть кукольная семья: папа, мама и ребенок. Через такие игрушки дети могут показать реальную обстановку в семье или, наоборот, идеальных родителей, которых бы хотелось иметь. Куклы нравятся не всем, поэтому должна быть возможность собрать семью, например, из животных (медведь, медведица и медвежонок).

Разные игрушки помогут выразить и проработать чувства. Хороший набор животных поможет выразить эмоции: заяц — страх, волк — злость. Для проработки агрессивных чувств в кабинете хорошо иметь мяч, старую бумагу, из которой можно «слепить» снежки, сделать пистолет, меч.

Набор посуды, овощей и фруктов, различные виды транспорта помогут сделать сюжет игры более ярким и предоставят психологу больше материала для работы.

Некоторым детям понадобятся пупс, коляска, бутылочка для кормления — тема младенцев очень актуальна для детей. У кого-то родился младший братик, кому-то хочется снова стать малышом, а кто-то играет в своих деток.

Хорошо, если есть укрытие: домик, мягкий цилиндр, мешок. От игры можно устать, и тогда можно спрятаться и передохнуть.

В кабинете хорошего детского психолога должна быть песочница. Редкий ребенок не любит играть с песком. Песок хорошо успокаивает, помогает проработать разные чувства. Краски и карандаши помогут ребенку выразить свои переживания в цвете, на рисунке.

На что обратить внимание при выборе помогающего специалиста

Наличие диплома о профильном образовании

Важно, чтобы у психолога было профильное высшее образование. Выпускникам кратковременных курсов может не хватить компетенций в решении проблем

При выборе специалиста с высшим образованием тоже есть свои особенности.

Педагог-психолог имеет педагогическое образование. Его специализация — организация учебного процесса. К специалисту такого профиля можно обратиться, когда есть проблемы с обучением и мотивацией, выбором будущей профессии и налаживанием отношений в учебном коллективе.

Профессию психолога общего профиля также получают в гуманитарных вузах. Такие специалисты глубоко знакомы с теорией личности, занимаются вопросами внимания, памяти и проблемами коммуникации. Они могут консультировать, но не ставят диагнозы и не назначают лекарств. 

Психолог, который окончил университет по специальности «клиническая психология», может называть себя психотерапевтом. Такой специалист тоже может консультировать, но не имеет права назначать медицинские препараты.

Врачи-психотерапевты — специалисты с высшим медицинским образованием. Они окончили ординатуру по специальности «Психотерапия» или прошли переподготовку по психотерапии. Они не только консультируют, но также могут поставить диагноз и назначить лекарства. Если есть подозрение, что у ребёнка проблемы, которые могут потребовать медикаментозного вмешательства, лучше сразу обратиться к специалисту с медицинским образованием.

Опыт работы с детьми с подобными проблемами

Терапия детей отличается от терапии взрослых. Специалист, который работает с детьми, сможет учесть возрастные особенности, владеет техниками работы с малышами и подростками, умеет расположить их к себе и эффективно провести консультацию. 

В инструкции по выбору психолога американского Института детского мозга рекомендуют убедиться, что у психолога был опыт работы с проблемами наподобие вашей. Обычно на сайте психологи указывают, с какой группой проблем они работают. У такого специалиста большой арсенал инструментов и упражнений. Он сможет подобрать именно то, что подойдёт вашей семье.

Личное доверие

Чтобы прорабатывать психологические проблемы, важно доверять специалисту и легко находить с ним общий язык. Чтобы убедиться, что психолог разбирается в вопросе, и понять дальнейший план действий, специалисты Института детского мозга рекомендуют задать психологу во время первой встречи следующие вопросы:

  1. Какая терапия будет проводиться?
  2. Есть ли доказательства её эффективности?
  3. Как долго ребёнок будет посещать психолога?
  4. Как родители будут участвовать в терапии?
  5. Когда можно будет увидеть первые результаты терапии?
  6. Может ли что-то помешать успеху терапии?

Важно, чтобы между родителем и психологом установился контакт. 

Фразы, которые нельзя говорить детям

21. Ты – лентяй

Бывает, что дети время от времени ленятся.

Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.

Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.

22. Доешь до конца

Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.

Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.

23. Это недостаточно хорошо

Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.

Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.

Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.

24. Не заставляй меня повторять!

Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.

Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.

25. Ты неблагодарный

Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.

Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.

Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.

26. Ты у меня самая красивая или самый красивый

Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.

Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.

Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс

Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.

27. Перестань вести себя как ребенок

Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.

Дети — эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо,  то есть по-детски.

В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.

28. Ты можешь и лучше

Giphy

Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.

Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.

Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.

29. Практика сделает свое дело

Как фраза «Ты можешь лучше», так и фраза «Практика сделает свое дело» создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.

Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.

30. Ты меня достал(а)

Время от времени родители злятся на своих детей.

Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.

Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.

Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Депрессивные родители

Депрессивные расстройства — тоже очень частое явление и среди молодых и внешне благополучных, и среди старых и больных. Конечно, трудные жизненные условия, тяжелые заболевания (например, онкология), потеря любимых людей увеличивают вероятность их развития.

Важно различать хроническую депрессию (депрессивное расстройство) и вызванную определенными грустными событиями (реактивную депрессию). Во втором случае человек со временем придет в норму, а в первом эпизоды тоски и хандры будут сопровождать его на протяжении всей жизни

Депрессивные часто говорят о болезнях и скорой смерти, даже если человеку всего 40, у них может быть специфический «кладбищенский» юмор.

От «обычной хандры» депрессия отличается тем, что человек находится в ней длительное время (месяцы, иногда даже годы), и пессимистичный взгляд распространяется на всё вокруг.

Люди в депрессии не могут поверить в перемены к лучшему, из-за чего их бывает очень трудно мотивировать лечиться. Некоторые глушат депрессию алкоголем, что особенно типично для мужчин. Депрессия очень часто сопровождается тревожностью. Кроме того, она может проявляться на уровне физических ощущений: необъяснимые боли в сердце, в животе, ощущение слабости, тяжести.

Как помочь депрессивным родителям. Во многих случаях антидепрессанты способны творить чудеса: вечный «нытик» превращается во вполне бодрого человека, у которого внезапно появляются интересы и планы на будущее. Кроме некоторого количества таблеток, депрессивным требуется море поддержки — и моральной, и в практических делах.

3 Хороший детский психолог использует метод свободной игры

В психоаналитической психотерапии со взрослыми используется метод свободных ассоциаций. Человек свободно говорит, что приходит ему в голову: начинает говорить об одном, заканчивает совсем о другом — часто очень неожиданном для себя.

С детьми используется метод свободной игры. Я как будто спрашиваю ребенка, что его беспокоит, о чем он думает. А ребенок отвечает с помощью игры. И тут важна каждая деталь, каждый выбор ребенка — какие игрушки взять, что с ними делать. Если разрешить ему играть только частью игрушек или только в определенные игры, это аналогично тому, если бы я попросила рассказать взрослого о своих переживаниях с помощью одних только гласных букв. Поэтому на сеансе ребенок должен играть сам так, как захочет.

Психолог заводит ребенка в кабинет, в котором находятся разные игрушки. Ребенок выбирает те, которые ему нравятся, и начинает играть. Психоаналитически ориентированные психологи стараются не вмешиваться в игру ребенка. Они находятся рядом, наблюдают за сюжетом игры, анализируют символическое значение игрушек, сопоставляют материал игры с информацией из анамнеза, который предварительно получили у родителей.

Психолог озвучивает чувства ребенка, высказывает предположения, какая есть связь между игрой ребенка и его жизненной ситуацией, внутренним конфликтом или распирающим его чувством.

Пятилетний мальчик из сессии в сессию строит стену, которая отгораживает меня от окружающего мира. Мне нельзя выходить за эту стену, нельзя даже попытаться ее разрушить. Ребенок просит меня громко плакать. Начинаю анализировать: стена — это граница, границы — это запреты. Стену нельзя даже попытаться разрушить. Говорю ребенку, что, наверное, есть что-то, что ему очень хочется, но нельзя. Так и есть — «нельзя» говорят родители, «нельзя» говорят воспитатели. Очень сложно быть в таком напряжении, хочется плакать, но дядя говорит, что плачут только девочки. Поэтому сам ребенок плакать не может.

В игровой форме ребенку можно предлагать и другие сценарии, и тем самым помогать ему получить опыт, который он не получает в жизни и который сможет перенести в реальность. Например, все игрушки у малыша все время дерутся. Но ведь можно попробовать и подружиться, и поиграть вместе. Или девочка играет в слишком строгую маму, которая ругает и наказывает за любую провинность. А что будет, если эта мама немного подобреет?

Я решил поговорить с родителями о том, что мне нужен психолог. Что мне сказать, чтобы они согласились?

Родители могут принять такую новость на свой счёт и начать винить себя. Ещё они боятся, что вы станете жаловаться на них постороннему человеку, и родителям это неприятно

От них можно услышать: «А что, ты не можешь поговорить с нами? Это мы виноваты? Ты будем там о нас рассказывать?» Поэтому важно донести до мамы и папы, что дело не в них. А даже если в них, то нужно сказать об этом мягко, без претензий

Когда будете разговаривать с родителями, не обвиняйте их. Говорите только о себе и своих чувствах, в этом вам помогут «Я-высказывания».

К этим высказывания можно добавить: «Я самостоятельно не справляюсь. Чувствую, что мне нужна помощь». В таких словах нет ничего стыдного: всем нужна поддержка.  

Разберёмся, почему бывает так, что ребёнок проявляет более теплые чувства к папе, чем к маме.

С точки зрения теории привязанности, склонность у детей привязываться к взрослым — природная. В первую очередь, к тем, кто обеспечивает их безопасность – базовую потребность, а во вторую очередь с теми, кто чему-то учит, с кем можно поговорить, кто их слушает и понимает. Для ребёнка эмоциональная связь очень важна и чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым. Отцы и другие взрослые могут с равной вероятностью стать главными фигурами, если они обеспечат основную часть ухода за ребёнком и предоставят ему достаточный опыт социальных связей.

На бытовом уровне часто мамы ревностно относятся к фразе ребёнка «Я люблю папу», особенно когда целыми днями ребёнок с мамой и она вкладывает много сил и времени, а при появлении папы он заявляет такое. Всё дело в том, что до 5-6 лет мозг ребенка не может обрабатывать несколько привязанностей одновременно. При появлении папы, вектор привязанности смещается.

Нужно понимать, что в детском возрасте любовь к родителю – это тот, кто сейчас накормил, дал сейчас внимание, позволил сейчас что-то делать, по кому соскучился за день… Это не то глубинное чувство, о котором знают взрослые. Скорей всего, дети, проговаривая такие фразы, копируют модель поведения взрослых

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Фазы папы

Как ребенку преодолеть чувство обиды на родителей?

Еще одним последствием измены родителей в браке является формирование у ребенка чувства обиды на них. Это обусловлено тем, что ребенок не получил в семейных отношения того, что ожидал и на что мог надеяться. Преодолеть такое чувство сложно.

Самому ребенку в любом возрасте (особенно в подростковом) сделать это просто не под силу. Дети не могут видеть себя со стороны, они просто находятся в подавленном эмоциональном состоянии, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, становятся раздраженными и невнимательными.

Здесь нужно либо тщательно проработать проблему самим родителям, либо обратиться с ребенком за квалифицированной помощью к детскому психологу.

Папа и дочь

Дочь для отца — его идеальная женщина, любящая его беззаветно, абсолютно и безусловно.

Отец чрезвычайно важен для гармоничного развития и воспитания дочери именно как девочки. Дочки не могут подражать папам, моделью для них является мама. Но одобрение и поддержка отца крайне важны девочкам для выработки самоуважения и уверенности в себе. Именно папа способен воспитать в своей принцессе чувство собственного достоинства, уверенность в себе как в будущей женщине, поскольку женственность дочери является продолжением мужественности отца.

Любовь к дочери идет у отца от его любви к ее матери: восхищаясь женой, мужчина восхищается дочерью, и через восхищение собой дочь улавливает отцовское восхищение матерью. Если отец ценит женские качества своей супруги, матери девочки, то он поощряет их и в дочке.
Когда девочка вырастет, она вступит в мир взрослых отношений между женщинами и мужчинами. Ориентиром для выбора себе партнера, мужа, отца своих будущих детей станет ее собственный папа. Любящие взаимоотношения дочери и ее отца послужат основой для строительства теплой и доверительной атмосферы в ее собственной семье.
Таким образом, именно через отца девочка получает представление о том, каким должен быть мужчина и как он должен относиться к женщине

Это чрезвычайно важно осознать папе, и в первые годы, когда основы этих представлений только формируются, ему обязательно следует участвовать в жизни и воспитании дочери.
Психологи считают, что самооценка девочек больше зависит от мнения папы, чем от мнения мамы или других людей. Вера отца в привлекательность дочери, ее способности и таланты формирует ее собственное восприятие себя

Девочка, которую называют красавицей и умницей, растет с ощущением того, что она достойна восхищения и успеха.
Лучшим вариантом поддержки для девочки будет внушение ей уверенности в собственных силах, а не критика действий, особенно со стороны отца (неосторожные высказывания мамы или подруг могут остаться незамеченными, отцовское неодобрение поселит в душе сомнения и неуверенность).
Если отец придерживается традиционных гендерных моделей поведения, то он будет поощрять все женские проявления в характере и активности своей дочери — восхитится мягкостью нрава, красотой прически и платья, чистотой и порядком в комнате. Папа может знакомить девочку и с «мальчиковыми» занятиями, если она проявляет к ним интерес, но не настаивать на них, особенно в случае, когда он мечтал о сыне.

Быть хорошим родителем — непростая задача, и ее нельзя решить раз и навсегда. «Настоящим» отцом мужчина становится, каждый день работая над собой и над отношениями с близкими людьми, за которых отвечает. Главное не сдаваться, набраться терпения и спокойно и уверенно выполнять свою самую главную работу — быть взрослым мужчиной и отцом.

Список использованной литературы

  1. Ткаченко А. Б. Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства. Москва: Издательство «Никея», 2018. — 208 с.
  2. Микер Мэг. Папа и дочь. Секреты воспитания девочек, которые должен знать каждый отец. Москва: Издательство «Эскимо-пресс», 2012. — 256 с.
  3. Бинчи Мейв. Самый лучший папа. Харьков: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012. — 448 с.
  4. Максимов А. М. Как не стать врагом своему ребенку. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2015. — 224 с.

Например…

Сделать видеомонтаж лучших фотографий родителей – с момента их знакомства и до текущего дня, с красивой музыкой, как душевный подарок для мамы и папы. Пусть родители вспомнят, как сильно были влюблены друг в друга, и сколько приятных моментов было в их совместной жизни

Естественно, в этом фильме (коллаже, презентации – неважно) должен присутствовать и ребенок.

Приготовить для мамы с папой вкусный романтический ужин. Если ребенок еще мал для кухни или просто не обладает кулинарными навыками, то можно привлечь к ужину, например, бабушку, чтобы она помогла в этом нелегком деле (конечно же, втихаря)

Рецепты вкусных блюд, с которыми справится даже ребенок

Купить родителям (с помощью, опять же, бабушки или других родственников) билеты в кино на хороший фильм или на концерт (пусть вспомнят молодость).

Предложить поехать вместе в поход, в отпуск, на пикник и пр.

Записать их ссоры на камеру (лучше скрыто) и потом им показать, как они выглядят со стороны.

Попытки помирить родителей не увенчались успехом?

Не стоит паниковать и отчаиваться.

Увы, есть ситуации, когда на маму и папу не удается повлиять. Бывает, что развод становится единственным выходом – это жизнь. С этим нужно смириться и принять ситуацию, как есть.

Но важно помнить, что родители — даже если они расстанутся — не перестанут тебя любить!

Видео: Что делать, если мои родители разводятся?

Какие слова нельзя говорить

31. Я все делаю для тебя

Даже если вы являетесь основным «спонсором» вашего ребенка, скорее всего, вы не в силах сделать всего, чего ребенок хочет.

К сожалению, если вы скажете ему данную фразу, то ребенок почувствует себя будто в долгу перед вами, а с другой стороны, подумает, что вы его упрекаете в том, что тратите некие суммы на него же.

32. Я не злюсь, я всего лишь расстроился

Бывает, что родители разочаровываются в своих детях, но говорить им об этом не нужно.

Эта фраза собьет их с толку, так как они не поймут, что же нужно сделать для того, чтобы исправиться, а еще дети будут чувствовать вину перед вами, потому что они не оправдали ваших ожиданий.

33. Ты неправильно делаешь, дай мне, я лучше справлюсь

Возможно, вас злит тот факт, что ваш ребенок не может сделать сразу все правильно без каких-либо ошибок, и поэтому вы пытаетесь сами исправить его недочет, но этого делать не нужно.

Ведь небольшие неудачи на пути к завершению дела – неотъемлемая часть обучения ребенка.

34. Я толстая?

Многие из наших проблем с питанием и телосложением начинаются с детства, и часто из-за того примера, который подают нам родители.

Не спрашивайте своего ребенка о вашем внешнем виде, если вдруг у вас есть проблемы с весом.

Во-первых, такие вопросы заставляют ребенка думать, что иметь даже небольшой лишний вес это ужасно, а во-вторых, вы себе же вредите, потому что своим видом просите сказать малыша о том, что у вас нет проблем с внешним видом.

35. Тебе должно быть стыдно

Независимо от того, как вы воспитывали своего отпрыска, он время от времени будет чувствовать стыд за какие-то свои поступки.

Ни в коем случае не нужно настаивать на том, что ему —  ребенку должно быть стыдно.

Ведь это не только еще сильнее заденет его, но и заставит в будущем похлеще накуролесить.

36. Потому что я так сказал

Иногда становится невыносимо объяснять ребенку одно и то же по несколько раз, но как бы трудно ни было, лучше не аргументировать какую-то ситуацию тем, что именно вы так сказали, и поэтому это является правдой. Ведь ребенок пойдет специально наперекор вам после таких слов, потому что почувствует, что лишь ваши слова в этом доме имеют вес.

Лучше объясните малышу еще раз. Это возымеет больший эффект, чем данная фраза.

37. Успокойся!

Когда вы видите расстроенного человека, естественно, что вам хочется разрядить обстановку.

Если вы, действительно, хотите помочь своему ребенку, то не говорите ему успокоиться, так как это может только ухудшить ситуацию.

Выслушайте его проблему, а это поможет ему почувствовать облегчение и, ребенок перестанет грустить.

38. Ты у меня еще поплачешь

Разочарование и воспитание идут рука об руку.

Однако говорить ребенку, который и так чувствует себя плохо, о том, что он еще наплачется, не является лучшей идеей.

Он поймет, что помощи ему искать не от кого, а проблема будет его еще сильнее поглощать.

39.Ты прямо как твой отец/твоя мать или ты вся в отца/в мать

Если между вами — родителями напряженные отношения, то не нужно переносить эти эмоции на ребенка.

Даже когда вы видите, что ваш малыш ведет себя как ваш партнер, а это поведение вас сильно раздражает, нужно успокоиться. Ведь ребенок не виноват в этом.

Он смотрит на своих родителей и впитывает повадки обоих как губка.

40. Лучше бы я вообще тебя не рожала

Независимо от того, как сильно вы поругались со своим ребенком, вы никогда не должны говорить ему данную фразу. После услышанных слов ваши отношения могут сильно ухудшиться и, восстановить их будет уже невозможно.

Если вы чувствуете прилив злости, лучше уйдите в другую комнату и там успокойтесь, чтобы можно было продолжить беседу с ребенком в адекватном состоянии.

Помните, что после вышесказанной фразы вы потеряете своего ребенка навсегда.

Подготовка к отцовству

  • Пройти вместе через беременность жены, быть опорой и поддержкой;
  • Общаться с малышом еще до его рождения, прикладывая руку к животу мамы и разговаривая с ним;
  • Посещать ультразвуковые исследования и наблюдать за развитием своего будущего ребенка;
  • Ходить вместе с женой на курсы по подготовке к родам, знать, каким малыш будет при рождении, ознакомиться с процедурами ухода за новорожденным: как купать, менять подгузники, ухаживать за кожей, утешать младенца;
  • Завершить все сложные семейные проекты до рождения малыша (ремонт в доме, например), высвободив время и силы для самого главного проекта — ребенка;
  • Активно участвовать в партнерских родах: помогать жене во время схваток, дышать вместе с ней, делать ей массаж спины, выполнить почетную обязанность во время родов — перерезать пуповину, в случае необходимости первым взять ребенка на руки и быть с ним все время, пока мама восстанавливается;
  • Взять на себя ответственность за семью и помочь маме и ребенку мягко войти в новую для всех жизнь.

Когда малыша ждут и готовятся к его рождению, и мама и папа могут войти в новые роли без психологического напряжения. Такие родители и нужны малышу — ощущающие себя в новом качестве, способные к осознанному родительству, готовые принять ответственность.

Почему же родители ругаются – в чем причины их ссор?

  • Родители устали друг от друга. Они живут вместе уже довольно долго, но общих интересов практически нет. Недопонимание между ними и нежелание уступать друг другу перерастают в конфликты.
  • Усталость от работы. Папа работает «в три смены», и его усталость выплескивается в виде раздражения. А если при этом мама не особо следит за хозяйством, уделяя слишком много времени себе вместо того, чтобы заниматься домом и детьми, то раздражение становится еще сильнее. Бывает и наоборот – мама вынуждена работать «в 3 смены», а папа лежит целыми днями на диване у телевизора или под машиной в гараже.
  • Ревность. Она может случиться и без повода, просто из-за страха папы потерять маму (или наоборот).

Если я пойду к психологу, это автоматически будет значить, что я больной?

Нет. Раз вы решили обратиться к специалисту, значит, вы взрослый человек и вы берёте на себя ответственность за своё состояние. Осознанность и забота о себе — это круто. 

С чувствами бывает сложно разобраться, когда нет опыта, который помог бы это преодолеть. Влюбиться, сдать экзамены, бросить хобби, завести собаку, рассориться вдребезги с другом — события, которые тяжело пережить даже взрослому. А если с вами такое происходит впервые, то становится совсем сложно. В этих случаях признать, что нужен психолог, — это взвешенное и зрелое решение. Вы молодец.

Благодарим психолога Анфису Белову за профессиональные ответы, которые приведены в этой статье.

Как возникает привязанность девочки к отцу

Во многом комплекс Электры развивается по тому же алгоритму, что и Эдипов. По мере взросления (приблизительно с трех лет) девочка начинает испытывать неосознанную романтическую любовь к отцу. Она сама себе этого объяснить не может: появляется вражда к матери, дочери не нравится, что папа уделяет жене много внимания.

Пик проблемы приходится на возраст, когда дети начинают идентифицировать себя как представителей определенного пола. К семи годам у девочки комплекс Электры начинает переходить в новую фазу, когда она осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее чувствовать себя неполноценной и злиться на мать из-за своего физического «недостатка».

Со временем проблемы половой идентификации притупляются. В подростковом возрасте девушка сталкивается с тем, что не может найти себе такого парня, который бы соответствовал ее ожиданиям. Главная проблема всех окружающих мальчиков в том, что они – не ее папа, и даже приблизиться не могут к придуманному идеалу.

Что психолог может делать на сеансе, а что — нет?

Психолог не должен критиковать вас. Настоящий специалист не скажет: «Какого чёрта ты тратишь моё время? Иди домой. Приходи, когда будут настоящие проблемы».   

Специалист не имеет права нарушать ваши личные границы — например, трогать или обнимать вас, если вы не дали согласия. На каждый телесный контакт психолог должен спросить разрешения, а вы вправе отказать: «Нет, я не хочу, чтобы меня обнимали».

Терапевт не может давать советы и говорить вам, что делать — он имеет право только поделиться своим мнением.

Иногда бывает, что психолог ведёт себя компетентно, но при этом он вам всё равно не нравится. Например, кажется, что специалисту ваши проблемы не интересны. Сложно понять, это правда так или вам показалось. В таком случае поговорите с психологом напрямую о том, что вас беспокоит. 

Объясните, какие чувства специалист у вас вызывает. Например: «Мне кажется, что вам не интересна моя жизнь. Вы постоянно смотрите вниз и не проявляете эмоций. Меня это задевает, я злюсь». 

Вместе с психологом вы решите, как поступить дальше: попрощаться или попробовать разобраться с проблемой. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить терапевта: у вас есть право искать такого человека, которому сможете довериться.

Рисунок семьи карандашом

Карандашный рисунок немного проще сделать, ведь не надо использовать краски. Чтобы выполнить рисунок моей семьи карандашом, следуйте ниже изложенным шагам:

  1. Рисуют папу и сына, кругом изображают голову, черточкой шею, тело приямоугольником, согнутые руки и ноги. Наверху папы изображают ребенка с поднятой рукой.
  2. Второй этап – рисуют овалы вокруг кругов. Добавляют волосы и уши. У отца дорабатывают лицо и волосы.
  3. Для изображения тела мальчика, рисуют линии от шеи и поднятую руку. Изображают легкую летнюю одежду футболку у мальчика, его вторая рука лежит на шее папы.
  4. Рисуют руки папы от локтей вверх. Рисуют ноги у сына, которые весят на груди папы, а он их держит.
  5. Прорисовывают одежду, рисуют воротник и рубашку линиями.
  6. Изображают брюки отца: внизу прорисовывают контуры брюк, рисуют под штанами обувь.
  7. Остается немного – добавить черты лица
  8. Рисуют эскизы мамы и девочки рядом с папой и мальчиком, также как и на первых этапах изображают круги и линии туловища, ноги с руками.
  9. Осталось добавить акцентов в виде причесок, у мамы рисуют короткие или длинные волосы, прямые или кудрявые, у дочки может быть собранные волосы в косичку или хвост.

Важные нюансы:

  • Рисуют черты лица, они должны быть точно такими же, как и в жизни.
  • Карандашом изображаются руки у женских фигур, мама с дочерью могут держаться за руки.

Рисование — это всегда увлекательный процесс, требующий высокой концентрации внимания и усидчивости.

Рисуя семью, мы изображаем своих самых близких и родных людей и этот рисунок должен явно выделять их самих и люди, изображенные на листе, должны быть удивительно похожими на самих себя в реальности.

Чтобы это сделать, нужно проявить наблюдательность и развивать свое умение рисовать, чтобы портрет стал частью семейного уюта и тепла.

5 Психолог общается с супервайзером и коллегами

Супервизия — это форма работы, когда психолог разбирает случай с более опытным специалистом. Во время супервизии есть возможность разобрать ход работы, лучше понять представленный случай, получить поддержку более опытного коллеги.

Для психолога важно постоянно развиваться, посещать обучающие семинары, конференции. Ведь там можно делиться опытом, общаться с коллегами, перенимать их наработки

Главный ресурс — это любовь и интерес к своей работе. Можно выучиться на психолога, но чтобы обрести профессиональное чутье, развить профессиональную интуицию, стать настоящим мастером своего дела, нужно иметь призвание. Большая любовь к тому, что делаешь, любопытство, интерес к своему внутреннему миру заставляют учиться, работать над собой, прислушиваться к себе, а значит постоянно повышать качество своей работы.

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

1 Его кабинет напоминает игрушечный магазин

Задача психолога — принять малыша, создать ему комфортную обстановку, дать возможность почувствовать себя безопасно, после чего предоставить возможность выражать себя.

Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.

Чтобы ребенок расслабился и начал играть, ему необходимо предоставить комфортное окружение. Это специально оборудованная игровая комната или детский уголок в помещении, желательно с ковровым покрытием, чтобы ребенок мог спокойно играть на полу.

В комнате детского психолога много разных игрушек — чтобы ребенок мог сам выбрать, с какими игрушками и во что ему поиграть.

Обязательно должен быть игрушечный дом. Дом — это олицетворение самого себя, своей семьи. По тому, как ребенок будет играть в доме, как он его обустроит, кого поселит, можно многое сказать о семье ребенка и о его психологическом комфорте в домашнем окружении.

Среди игрушек обязательно должна быть кукольная семья: папа, мама и ребенок. Через такие игрушки дети могут показать реальную обстановку в семье или, наоборот, идеальных родителей, которых бы хотелось иметь. Куклы нравятся не всем, поэтому должна быть возможность собрать семью, например, из животных (медведь, медведица и медвежонок).

Разные игрушки помогут выразить и проработать чувства. Хороший набор животных поможет выразить эмоции: заяц — страх, волк — злость. Для проработки агрессивных чувств в кабинете хорошо иметь мяч, старую бумагу, из которой можно «слепить» снежки, сделать пистолет, меч.

Набор посуды, овощей и фруктов, различные виды транспорта помогут сделать сюжет игры более ярким и предоставят психологу больше материала для работы.

Некоторым детям понадобятся пупс, коляска, бутылочка для кормления — тема младенцев очень актуальна для детей. У кого-то родился младший братик, кому-то хочется снова стать малышом, а кто-то играет в своих деток.

Хорошо, если есть укрытие: домик, мягкий цилиндр, мешок. От игры можно устать, и тогда можно спрятаться и передохнуть.

В кабинете хорошего детского психолога должна быть песочница. Редкий ребенок не любит играть с песком. Песок хорошо успокаивает, помогает проработать разные чувства. Краски и карандаши помогут ребенку выразить свои переживания в цвете, на рисунке.

На что обратить внимание при выборе помогающего специалиста

Наличие диплома о профильном образовании

Важно, чтобы у психолога было профильное высшее образование. Выпускникам кратковременных курсов может не хватить компетенций в решении проблем

При выборе специалиста с высшим образованием тоже есть свои особенности.

Педагог-психолог имеет педагогическое образование. Его специализация — организация учебного процесса. К специалисту такого профиля можно обратиться, когда есть проблемы с обучением и мотивацией, выбором будущей профессии и налаживанием отношений в учебном коллективе.

Профессию психолога общего профиля также получают в гуманитарных вузах. Такие специалисты глубоко знакомы с теорией личности, занимаются вопросами внимания, памяти и проблемами коммуникации. Они могут консультировать, но не ставят диагнозы и не назначают лекарств. 

Психолог, который окончил университет по специальности «клиническая психология», может называть себя психотерапевтом. Такой специалист тоже может консультировать, но не имеет права назначать медицинские препараты.

Врачи-психотерапевты — специалисты с высшим медицинским образованием. Они окончили ординатуру по специальности «Психотерапия» или прошли переподготовку по психотерапии. Они не только консультируют, но также могут поставить диагноз и назначить лекарства. Если есть подозрение, что у ребёнка проблемы, которые могут потребовать медикаментозного вмешательства, лучше сразу обратиться к специалисту с медицинским образованием.

Опыт работы с детьми с подобными проблемами

Терапия детей отличается от терапии взрослых. Специалист, который работает с детьми, сможет учесть возрастные особенности, владеет техниками работы с малышами и подростками, умеет расположить их к себе и эффективно провести консультацию. 

В инструкции по выбору психолога американского Института детского мозга рекомендуют убедиться, что у психолога был опыт работы с проблемами наподобие вашей. Обычно на сайте психологи указывают, с какой группой проблем они работают. У такого специалиста большой арсенал инструментов и упражнений. Он сможет подобрать именно то, что подойдёт вашей семье.

Личное доверие

Чтобы прорабатывать психологические проблемы, важно доверять специалисту и легко находить с ним общий язык. Чтобы убедиться, что психолог разбирается в вопросе, и понять дальнейший план действий, специалисты Института детского мозга рекомендуют задать психологу во время первой встречи следующие вопросы:

  1. Какая терапия будет проводиться?
  2. Есть ли доказательства её эффективности?
  3. Как долго ребёнок будет посещать психолога?
  4. Как родители будут участвовать в терапии?
  5. Когда можно будет увидеть первые результаты терапии?
  6. Может ли что-то помешать успеху терапии?

Важно, чтобы между родителем и психологом установился контакт. 

Фразы, которые нельзя говорить детям

21. Ты – лентяй

Бывает, что дети время от времени ленятся.

Однако, если вы скажете, что ваш ребенок ленив, это приведет к плохим последствиям.

Ребенок подумает, что не может этого изменить и продолжит дальше ничего не делать.

22. Доешь до конца

Конечно, вы хотите приучить своих детей к тому, что пищу нельзя переводить.

Но если вы будете заставлять ребенка доедать до конца, даже когда он уже будет сыт, то это приведет в дальнейшем к плохим привычкам и проблемам с пищеварением.

23. Это недостаточно хорошо

Иногда родители разочаровываются в своих детях, но они ни в коем случае не должны говорить им это.

Такая новость сильно расстроит молодое поколение и, мотивация пропадет. У них опустятся руки, а у некоторых появится страх заниматься тем, в чем разочаровались его родители.

Например, ребенок начал играть на гитаре, вы просите его сыграть, а когда слышите его игру, не хвалите его и говорите, что получилось не очень. После таких слов юный гитарист может замкнуться в себе, а гитару начнет бояться.

24. Не заставляй меня повторять!

Может вы не знали, но для детей данная фраза звучит как угроза.

Услышав ее, дети сильно испугаются и начнут думать о том, что будут сильно наказаны, если не выполнят вашу просьбу.

25. Ты неблагодарный

Родители многое делают для своих детей, а молодое поколение иногда попросту забывает поблагодарить их.

Если вы начнете говорить малышам о том, что они неблагодарны вам, вы лишь ухудшите положение дел.

Лучше в спокойной обстановке объяснить своему чаду, почему слова благодарности важны. После такой беседы ребенок точно изменит свое поведение.

26. Ты у меня самая красивая или самый красивый

Мы все любим своих детей, поэтому часто хвалим их, в том числе и их внешность, но лучше так не говорить.

Ведь вы будто устанавливаете для них стандарты, которым они потом обязаны будут следовать, дабы вас не подвести, а их самооценка может пошатнуться.

Когда вы постоянно акцентируете внимание на внешности ребенка, вы будто говорите, что это их единственное преимущество. В случае проблем с кожей или операции дети начнут нервничать, так как будут бояться потерять этот плюс

Таким образом, начинаются проблемы с самооценкой.

27. Перестань вести себя как ребенок

Эта фраза никак не повлияет на поведение вашего ребенка.

Дети — эмоциональные существа, и, как и взрослые, иногда не полностью контролируют свои чувства, в результате чего они ведут себя немного глупо,  то есть по-детски.

В любой ситуации проблему лучше решать не руганью, а спокойной беседой.

28. Ты можешь и лучше

Giphy

Каждый родитель рассчитывает на то, что его ребенок будет идеален во всем.

Однако большинство родителей знают, что этого практически невозможно достичь.

Иногда, даже когда дети стараются изо всех сил, у них не получается.

Нужно понимать, что ребенок – не робот и, он не может во всем преуспеть, поэтому не накладывайте на малышей такую тяжкую ношу.

29. Практика сделает свое дело

Как фраза «Ты можешь лучше», так и фраза «Практика сделает свое дело» создает иллюзию у ребенка. Ведь он думает о том, что если сейчас плохо получается какой-то род деятельности, то со временем его навыки улучшаться.

Хотя практика, как правило, способствует прогрессу, большинство детей не станут вундеркиндами только потому, что вы заставили их играть на скрипке до тех пор, пока у них не начнут кровоточить пальцы.

30. Ты меня достал(а)

Время от времени родители злятся на своих детей.

Тем не менее, родители должны уметь сохранять спокойствие и не произносить вышеупомянутую фразу, так как это сильно заденет чувства ребенка.

Вместо того, чтобы ругаться, поговорите спокойно о том, что вам не нравится в поведения ребенка.

Как говорил кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!»

Депрессивные родители

Депрессивные расстройства — тоже очень частое явление и среди молодых и внешне благополучных, и среди старых и больных. Конечно, трудные жизненные условия, тяжелые заболевания (например, онкология), потеря любимых людей увеличивают вероятность их развития.

Важно различать хроническую депрессию (депрессивное расстройство) и вызванную определенными грустными событиями (реактивную депрессию). Во втором случае человек со временем придет в норму, а в первом эпизоды тоски и хандры будут сопровождать его на протяжении всей жизни

Депрессивные часто говорят о болезнях и скорой смерти, даже если человеку всего 40, у них может быть специфический «кладбищенский» юмор.

От «обычной хандры» депрессия отличается тем, что человек находится в ней длительное время (месяцы, иногда даже годы), и пессимистичный взгляд распространяется на всё вокруг.

Люди в депрессии не могут поверить в перемены к лучшему, из-за чего их бывает очень трудно мотивировать лечиться. Некоторые глушат депрессию алкоголем, что особенно типично для мужчин. Депрессия очень часто сопровождается тревожностью. Кроме того, она может проявляться на уровне физических ощущений: необъяснимые боли в сердце, в животе, ощущение слабости, тяжести.

Как помочь депрессивным родителям. Во многих случаях антидепрессанты способны творить чудеса: вечный «нытик» превращается во вполне бодрого человека, у которого внезапно появляются интересы и планы на будущее. Кроме некоторого количества таблеток, депрессивным требуется море поддержки — и моральной, и в практических делах.

3 Хороший детский психолог использует метод свободной игры

В психоаналитической психотерапии со взрослыми используется метод свободных ассоциаций. Человек свободно говорит, что приходит ему в голову: начинает говорить об одном, заканчивает совсем о другом — часто очень неожиданном для себя.

С детьми используется метод свободной игры. Я как будто спрашиваю ребенка, что его беспокоит, о чем он думает. А ребенок отвечает с помощью игры. И тут важна каждая деталь, каждый выбор ребенка — какие игрушки взять, что с ними делать. Если разрешить ему играть только частью игрушек или только в определенные игры, это аналогично тому, если бы я попросила рассказать взрослого о своих переживаниях с помощью одних только гласных букв. Поэтому на сеансе ребенок должен играть сам так, как захочет.

Психолог заводит ребенка в кабинет, в котором находятся разные игрушки. Ребенок выбирает те, которые ему нравятся, и начинает играть. Психоаналитически ориентированные психологи стараются не вмешиваться в игру ребенка. Они находятся рядом, наблюдают за сюжетом игры, анализируют символическое значение игрушек, сопоставляют материал игры с информацией из анамнеза, который предварительно получили у родителей.

Психолог озвучивает чувства ребенка, высказывает предположения, какая есть связь между игрой ребенка и его жизненной ситуацией, внутренним конфликтом или распирающим его чувством.

Пятилетний мальчик из сессии в сессию строит стену, которая отгораживает меня от окружающего мира. Мне нельзя выходить за эту стену, нельзя даже попытаться ее разрушить. Ребенок просит меня громко плакать. Начинаю анализировать: стена — это граница, границы — это запреты. Стену нельзя даже попытаться разрушить. Говорю ребенку, что, наверное, есть что-то, что ему очень хочется, но нельзя. Так и есть — «нельзя» говорят родители, «нельзя» говорят воспитатели. Очень сложно быть в таком напряжении, хочется плакать, но дядя говорит, что плачут только девочки. Поэтому сам ребенок плакать не может.

В игровой форме ребенку можно предлагать и другие сценарии, и тем самым помогать ему получить опыт, который он не получает в жизни и который сможет перенести в реальность. Например, все игрушки у малыша все время дерутся. Но ведь можно попробовать и подружиться, и поиграть вместе. Или девочка играет в слишком строгую маму, которая ругает и наказывает за любую провинность. А что будет, если эта мама немного подобреет?

Я решил поговорить с родителями о том, что мне нужен психолог. Что мне сказать, чтобы они согласились?

Родители могут принять такую новость на свой счёт и начать винить себя. Ещё они боятся, что вы станете жаловаться на них постороннему человеку, и родителям это неприятно

От них можно услышать: «А что, ты не можешь поговорить с нами? Это мы виноваты? Ты будем там о нас рассказывать?» Поэтому важно донести до мамы и папы, что дело не в них. А даже если в них, то нужно сказать об этом мягко, без претензий

Когда будете разговаривать с родителями, не обвиняйте их. Говорите только о себе и своих чувствах, в этом вам помогут «Я-высказывания».

К этим высказывания можно добавить: «Я самостоятельно не справляюсь. Чувствую, что мне нужна помощь». В таких словах нет ничего стыдного: всем нужна поддержка.  

Разберёмся, почему бывает так, что ребёнок проявляет более теплые чувства к папе, чем к маме.

С точки зрения теории привязанности, склонность у детей привязываться к взрослым — природная. В первую очередь, к тем, кто обеспечивает их безопасность – базовую потребность, а во вторую очередь с теми, кто чему-то учит, с кем можно поговорить, кто их слушает и понимает. Для ребёнка эмоциональная связь очень важна и чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребёнок должен развивать отношения, как минимум, с одним значимым взрослым. Отцы и другие взрослые могут с равной вероятностью стать главными фигурами, если они обеспечат основную часть ухода за ребёнком и предоставят ему достаточный опыт социальных связей.

На бытовом уровне часто мамы ревностно относятся к фразе ребёнка «Я люблю папу», особенно когда целыми днями ребёнок с мамой и она вкладывает много сил и времени, а при появлении папы он заявляет такое. Всё дело в том, что до 5-6 лет мозг ребенка не может обрабатывать несколько привязанностей одновременно. При появлении папы, вектор привязанности смещается.

Нужно понимать, что в детском возрасте любовь к родителю – это тот, кто сейчас накормил, дал сейчас внимание, позволил сейчас что-то делать, по кому соскучился за день… Это не то глубинное чувство, о котором знают взрослые. Скорей всего, дети, проговаривая такие фразы, копируют модель поведения взрослых

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: