Платно или бесплатно
Любую информацию важно уметь воспринимать и применять на практике. Ведь есть и полезные онлайн-курсы
Прежде чем идти на очередной, задумайтесь, возможно, вся необходимая информация есть в бесплатном доступе? Изучите рынок онлайн-образования.
Часто мы не задумывается о том, что нас окружают огромные потоки информации и большинство из них бесплатные. Мало кто пользуется этой возможностью, так как бесплатная информация требует самоорганизации, концентрации, структурирования и мотивации. Вас не будут пинать кураторы, напоминая о том, что необходимо сделать. Вы сами для себя являетесь ориентиром.
Поэтому платные курсы пользуются преимуществом: вы отдали деньги за обучение, вы уже мотивированы этим. Ведь согласитесь, очень обидно заплатить за обучение и не получить от него пользу.
На платных курсах не вы ответственное лицо, за вас несут ответственность другие люди, и другие люди мотивируют вас к обучению.
Как можно вылечить СХУ
На качество лечения синдрома влияет осознание пациентом того, что его состояние – это следствие реального заболевания, а не просто переутомления, и оно требует адекватной терапии.
Прежде всего, надо разгрузить нервную систему человека, снизить психоэмоциональное напряжение. Устранить те виды деятельности, которые вызывают сильное напряжение, и стараться не перегружать свой день слишком большим количеством дел.
В отдельных случаях, когда больному сложно самому осознать положение дел, на помощь приходит психотерапия. Она направлена на выработку у пациента адекватного восприятия реальности и оценки своего положения, помогает ему понять, как правильно и рационально распределить нагрузку в течение дня, чтобы избегать переутомления, учит стрессоустойчивости и методам правильного отдыха.
Аутотренинги и релаксация помогают расслабиться, переключить внимание. Они также внушают пациенту программы поведения, призванные гармонизировать его внутреннее состояние, снять напряжение, настроиться на позитивный лад
Для лечения СХУ также могут применяться медикаментозные средства:
антидепрессанты и транквилизаторы;
противоаллергические средства;
энтеросорбенты;
минеральные комплексы
Особое внимание уделяется препаратам магния. Считается, что он регулирует в организме энергообмен
Именно его недостаток вызывает упадок сил и быструю утомляемость;
препараты L-карнитина;
витамины, в особенности группы В.
Из физиопроцедур очень полезны массаж, лечебная физкультура, водные процедуры, в том числе контрастный душ.
Постепенное распространение сейчас получают специальные тренинговые программы, например, Lightning Process, The Gupta Programme. Согласно мнению разработчиков этих программ синдром хронической усталости появляется на фоне нарушений работы мозга. Если вернуть ему нормальную деятельность, то это поможет избавиться от ряда проблем.
Тренинги основываются на нейропластичности мозга, то есть его способности перестраиваться. Мозг как бы перезагружается и начинает работать по новым правилам.
Изменения происходят, когда человек начинает работать над собой. Ему подбирают индивидуальный набор упражнений, адаптированный под его уровень развития. В процессе работы они усложняются. Упражнения необходимо делать систематически.
Такая программа техник заставляет мозг работать продуктивней, укрепляет его и совершенствует. Она делает его более адаптивным, позволяя быстрее и качественнее подстраиваться под изменчивые условия среды, а также улучшает мыслительную деятельность, память.
На данный момент существует достаточное количество подобных систем. Каждая из них работает по своей схеме, и имеет в своем арсенале разнообразные методики и сборники упражнений, аутотренингов. Они помогают бороться не только с СХУ, но и с другими психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, фобии и т.д.
Одна женщина 20 лет страдала от СХУ и не выходила из дома. Но три дня тренингов по одной из этих программ изменили ее настолько, что она смогла пробежать марафон.
Многие авторы таких программ сами когда-то страдали от различных расстройств. Но смогли от них избавиться с помощью переобучения своего мозга и теперь спешат поделиться своим опытом для блага других.
Что такое выученная беспомощность и как она проявляется
Выученная беспомощность — это, к счастью, не болезнь, а всего лишь состояние, отношение к жизни и возможностям. Это значит что нет чётких критериев диагностики, но можно определить её признаки и то, как она себя проявляет.
-
Женщина, находясь в браке, где муж применяет физическое насилие, и/или зависим, никак не может исправить ситуацию и закончить эти отношения. Для неё это представляется невозможным, она даже не рассматривает пути выхода. Скорее всего, у неё был подобный пример, в виде родителей, например, той же матери.
-
Сотрудник организации не может попросить о повышении, более того, может даже отказаться от него при случае. Причиной тому, страх новых обязательств и работы. Страх, что он не справится, у него не получится.
-
Студент, которому очень не везло раньше на экзаменах и всегда доставались сложные и неизученные вопросы, больше даже не готовится к ним, так как уверен, что всё равно не сдаст с первого раза.
Таких историй можно привести много. Многие люди, в разные периоды жизни сталкивался с выученной беспомощностью, перебирая в голове мысли отчаяния: «у меня не получится; я не справлюсь; даже не буду пытаться».
За выученной беспомощностью, как правило, скрываются несколько общих моментов.
-
Условия жизни, которые не удовлетворяют человека.
-
Негативный опыт, полученный либо в детстве, либо во взрослой жизни.
-
Отсутствие реальных попыток и действий, чтобы исправить трудную ситуацию.
-
Наличие реальной возможности исправить положение дел. Это самое сложное, так как обычно человек ищет причины неудачи, а не возможности исправления.
-
Мысли, наполненные отчаянием и безысходностью, негативный настрой, приводящий к поведению, которое и доказывает справедливость беспомощности.
Цитата
У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.
Виктор Франкл
Симптомы выученной беспомощности.
-
Страх поставить цель и взять на себя ответственность за собственный выбор и принятые решения.
-
Следом идёт страх действия. Уверенный заранее в неудаче, человек не может заставить себя начать действовать. Он может долго мечтать, размышлять и представлять, но до реальных движений дело не дойдёт.
-
Страх трудностей. Отступление перед первыми сложностями. Человеку с выученной беспомощностью, очень сложно сохранять первоначальный настрой и мотивацию, когда на пути встречаются препятствия.
Потому что придётся снова делать выбор и принимать решение, взяв на себя полную ответственность. Проще отступить от своей цели. Психика выдаст защитные оправдания: я передумала или я не хочу больше этого; это не моё; мне стало скучно. -
Смена деятельности на псевдоцель. Все действия человека являются бессмысленными, он активно занимается «не тем», что нужно. Например, вместо работы над новым отчётом, он идёт мыть окна в доме. Смещение внимания, лишь бы не заниматься сложным и пугающим делом.
-
Отсутствие рационального анализа ситуации и принятия собственного решения, следование стереотипным правилам или советам, даже если видит их неэффективность. Например, начать писать от руки сложный реферат, вместо того, чтобы освоить клавиатуру компьютера и ускорить процесс.
-
Нестабильное поведение и когнитивные нарушения. Человек может быть очень раздражительным и агрессивным, со скрытой эмоциональной напряжённостью. Деструктивное поведение и отношение к другим людям может проявиться во вредных привычках, разрушающих здоровье или резким общением с окружающими. Сложности с концентрацией внимания, заторможенность, усталость и безразличие сопутствует этим людям.
Вечный студент — описание
Наверняка у каждого есть хоть один знакомый, который, окончив один университет, решает, что не хочет работать по выбранной специальности и получает еще одно высшее образование. А за вторым — третье. И так далее. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Все мы чему-то учимся всю жизнь.
Но разница в том, что обычный человек учится тому, что ему действительно нужно в жизни — для продвижения по карьерной лестнице, для расширения сферы приложения своих профессиональных навыков, для творческой самореализации, для духовного самосовершенствования. А «вечный студент» чаще всего учится ради самого процесса, никогда не применяя полученные знания на практике.
А ведь в среднем около 85% знаний, которым не нашлось применения, со временем забываются. Так есть ли смысл в такой учебе? Психологи считают, что даже те знания, которые смогли удержаться в памяти, остаются не систематизированными, если их не удалось использовать на практике в ближайшее время, а значит — хаотичными и бесполезными, не имеющими значения. Подобное обучение является бессмысленной тратой своего времени.
Как возникает выученная беспомощность
Причины выученной беспомощности:
Этот синдром не появляется сам по себе. Есть категории людей, которые, безусловно, больше подвержены отчаянию и впадению в уныние. Однако, источники возникновения данного синдрома всё же существуют и их можно разделить на несколько позиций:
-
Детство. Все мы родом из детства, неадаптивное воспитание, авторитарные родители, всё это может привести к тому, что человек впадает в состояние, когда ему кажется, что от него ничего не зависит, так он и проживает свою жизнь.
-
Многочисленные стрессовые и негативные события в жизни, контролировать и повлиять, на которые человек не властен. Особенно это касается череды горестных несчастий, идущих друг за другом. Смерти, болезни, аварии, природные катаклизмы.
-
Личные качества характера или темперамента. Существуют люди, которые каждую неудачу или ошибку воспринимают фатально и «близко к сердцу». Они могут даже впасть в депрессию или уныние из-за несбывшейся мечты или цели, при этом навсегда потеряв веру в себя и свои силы.
Как возникает выученная беспомощность у детей
Детей обычно обучают выученной беспомощности авторитарные взрослые:
-
Гиперопека. Формируется инфантильность, так как ребёнку не дают никакой самостоятельности.
-
Перекладывание ответственности. На ребёнка очень рано взваливают непосильную ношу: следить за младшим, приготовить поесть, самому ходить в магазин и т.д. Всё это не по возрасту, например, 4-летка должен следить за годовалым, а за любую ошибку (абсолютно неизбежную) сурово наказывают.
Сюда же относится и перекладывание моральной ответственности: мы с папой развелись из-за тебя, в родах я потеряла здоровье, из-за того, что родила тебя, не добилась высот в карьере и т.д. -
Жестокое обращение — тут понятно, ребёнок не может ничего изменить, он по-настоящему беспомощен.
-
Непоследовательность поведения (родитель, за одно и то же действие, может похвалить, а может отлупить) — ребёнок предпочитает ничего не делать, лишь бы не столкнуться с непредсказуемой реакцией взрослого.
Все эти типы воспитания могут дать выученную беспомощность у человека на выходе.
У взрослых
-
Экстремальные ситуации: например, попадание в плен. Начиная с 1938 года в нацистских концлагерях использовались такие методы по воспитанию отчаяния у людей:
— Бессмысленная работа, причём бессмысленность её была очевидна заключённым. Копать и закапывать яму, перетаскивать туда-сюда тяжёлые камни. Зачем? Потому что так велено.
— Взаимоисключающие правила, не оставляющие шанса на возможность их соблюдения.
— Групповая ответственность, превращающая людей в покорное стадо, а отдельного человека лишь в «типового» представителя группы.
— Непредсказуемая обстановка — заставляет людей верить, что от их действий не зависит ничего. Плохо таскал камни — наказание. Хорошо таскал камни — наказание.
— Переход последней моральной черты. Предательство близких людей, друзей, доносы, даже убийства по приказу под страхом смерти.
Результатом реализации всех этих правил становится превращение свободного думающего человека в покорного раба.
Похожие же методы и сейчас используются в закрытых учреждениях, где нужно выбить из людей свободу и критическое отношение к происходящему и при этом полностью подчинить их волю: армия, тюрьма, психиатрические заведения. -
Если человек к тому же живёт в патерналистском обществе, с жёсткой иерархией — например, восточные общества, в которых принято подчиняться авторитету: «Ты начальник — я дурак» «Муж — глава семьи», «Начальству виднее — мы люди маленькие», то беспомощность закрепляется и становится чертой характера.
Зона комфорта: ваш выход
Профессор психологии Тель-Авивского университета Хаим Омер связывает синдром «вечного студента» с другим явлением, ставшим весьма распространенным в последние годы, — «законной зависимостью». Вместо того чтобы быть независимыми и строить свою жизнь, молодые люди все чаще и чаще предпочитают остаться в привычных условиях родительского дома и, более того, ожидают и даже требуют, чтобы родители продолжали их поддерживать материально. В определенных культурах ситуация, когда несколько поколений семьи живут под одной крышей, считается вполне нормальной. И в России это не редкость, чаще всего из-за пресловутого квартирного вопроса, однако ученые утверждают, что в феномене «законной зависимости» основную роль играют не традиции, а мощные социальные изменения.
Цифра
Согласно исследованиям, около 95% людей получает новые знания не для того, чтобы их применить, а чтобы повысить свою самооценку.
Юношеский период в жизни современного человека удлиняется. Получение образования занимает больше времени, и до того момента, как человек становится по-настоящему конкурентоспособным на рынке труда, он остается зависимым от родителей. Кроме того, студенты часто по несколько раз меняют учебные заведения и специализацию, и в итоге взрослый человек под 30 лет живет с родителями, изучает восточную философию и не задумывается о будущем.
Психологи отмечают, что сегодня мы переживаем настоящее поклонение перед поиском себя. Это стало своего рода философией целого поколения. С одной стороны, это хорошо: люди стремятся заниматься тем, к чему лежит душа. С другой, на практике такой подход часто оборачивается ничегонеделаньем, а поиск себя используется лишь как отговорка.
Елена Куроедова добавляет, что увеличение инфантильности в современном обществе во многом обязано родительской позиции по отношению к воспитанию ребенка. Многие родители хотят, чтобы их чадо реализовалось в большей мере, чем они сами, а поскольку возможностей для образования сейчас больше, то вполне понятно, почему родители все чаще говорят ребенку: «Я тебя поддержу, только учись». В результате человек привыкает к такой удобной ситуации и не торопится вылетать из гнезда.
Однако не все определяется воспитанием. Психолог и типолог Илья Ломейко уверен, что об эффекте «вечного студента» стоит говорить не как о синдроме, а как о свойстве определенного типа личности. Для некоторых типов ценностью является интуиция возможностей, то есть постоянная потребность в новой информации и знаниях. Нужно различать, советует психолог, чем являются новые возможности для людей разных типов. Для одних это новые ощущения, и они воспринимаются как цель жизни. Для других — инструмент достижения цели. Для третьих — просто радость, как конфеты для ребенка. Безусловно, в любом обществе есть люди, для которых работа и деловые качества не являются ценностью, а учеба, наоборот, на первом месте. У таких студентов по жизни «целенаправленная деятельность для достижения конечного результата» не вызывает ничего, кроме скуки и отторжения. Нужно просто различать эти типы и знать их сильные и слабые стороны.
Только учись, сынок!
В мире по разному относятся к многолетнему обучению. Не будем забывать, что в нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда его наличие гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование, — 54 %.
А вот в Греции проблему «вечных студентов» уже начали решать на государственном уровне. В этой стране, где университет заканчивают менее 20 % студентов, вышел закон, согласно которому учащиеся, которые провели в стенах вуза более 11 лет на программах продолжительностью не более пяти лет, отчисляются из учебного заведения.
Главная проблема вечных студентов
Вернемся к вечным студентам и к зависимости от обучения. Подводный камень такого поведения в том, что вы покупаете новые и новые знания, но не применяете их на практике. Вы или покупаете курсы, которые вам в действительности не нужны сейчас, или же покупаете курсы одной и той же тематики, получая уже известную вам информацию, но в новом изложении нового спикера. Но ни первый, ни второй вариант не помогают развиваться вам в профессии, скорее только тормозят и оттягивают момент работы.
Задайтесь мыслью, почему люди постоянно обучаются? А в чем сама цель обучения?
Перед началом любого курса ставьте цель:
- Зачем вы идете обучаться
- Что вам это даст на финише
- Каким образом вы сможете монетизировать знания
- Какая информация на курсе будет для вас действительно новой
- Что именно привлекает вас в этом обучении
- Доверяете ли вы спикерам курса
- Какие бонусы вы получите от обучения
Личная консультация
Есть высокая вероятность, что вам не нужен обучающий курс – можно обойтись личной консультацией у опытного специалиста. Лично я в последнее время предпочитаю такой вид взаимодействия, это существенно экономит время и деньги.
Если вы понимаете все процессы и механизмы в целом, но у вас есть ряд конкретных вопросов – возьмите консультацию, а не обучение. Пусть даже вам кажется, что впереди очередной очень интересный онлайн курс.
Как говорит Ольга Офицерова на мини-курсе Эффективное обучение (курс, который просто необходимо послушать всем «вечным студентам»):
Настройтесь на учебу, отложите все остальные дела на потом.
Еще один гениальный совет, который я лично выписала и применяю после просмотра мини-курса:
На этом прекрасном совете я и завершу статью «Как перестать проходить курсы и начать работать».
Польза
Воздержание для мужчин далеко не все медики и ученые рассматривают со знаком минус. Вот только некоторые плюсы отказа от секса.
- Еще Зигмунд Фрейд писал о положительном значении сублимации — защитном механизме психики, когда внутреннее напряжение, в первую очередь сексуальное, перенаправляется на достижение социально приемлемых целей, творчество. Отказ от секса, чтобы в освободившееся время писать картины или строить дома, рассматривается современным психоанализом как явление со знаком плюс.
- Некоторые ученые считают, что вместе со спермой мужчины «отдают» в женский организм все самое лучшее, теряют важные питательные вещества: фосфор, лецитин, холестерин и так далее. Такова цена продолжения рода.
- Существует мнение, что оргазм — сама по себе довольно изматывающая для организма процедура. Нервная система угнетается настолько, что вероятно развитие неврастении, а также негативных процессов в головном мозге и мышцах.
- Сразу после эякуляции у мужчин наступает упадок сил, из-за потери важных веществ снижается иммунитет.
- Во время секса можно получить травмы и повреждения внутренних органов. Видимо, далеко не каждый сторонник этого мнения готов идти на риск.
В целом сексологи не делают из отсутствия секса большой проблемы. Они считают, что воздержание для молодых мужчин возраста 20–30 лет не опасно, их организм быстро восстановится после «простоя».
Мужчинам в возрасте 40+ длительное воздержание может аукнуться эректильной дисфункцией (это одна из причин ее развития), привести к изменениям в предстательной железе.
Если у вас временное воздержание из-за отсутствия партнера, не старайтесь «во имя здоровья» заполнить эту брешь случайными связями. Именно они способны по-настоящему навредить, увеличивая риск заражения различными инфекциями. Проведите это время с пользой, как великие люди прошлого, — может быть, вам тоже суждено совершить какое-нибудь гениальное открытие?
Уделите больше времени карьере, спорту, изучите иностранный язык. Скорее всего, на каком-нибудь курсе рисования или занятиях йогой вы встретите ту самую, которая станет причиной окончания вашего воздержания. Кстати, сексологи утверждают, что здоровье мужчины, физическое и психическое, поддерживает только регулярная половая жизнь с постоянным партнером, к которому он испытывает теплые чувства.
Литература:
- Heid, Stefan. Celibacy in the Early Church: The Beginnings of a Discipline of Obligatory Continence for Clerics in East and West. — San Francisco: Ignatius Press, 2000. — P. 376.
- Brown, Gabrielle. The New Celibacy: Why More Men and Women Are Abstaining from Sex—and Enjoying It (англ.). — New York: McGraw-Hill Education, 1980.
- Stoica G., Cariou G., Colau A., et al. // Prog. Urol. — 2007. — Т. 17, № 5. — С. 960—963. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1166708707923970?via%3Dihub
- Сосланд А. И. Сублимация, возвышенное, транс // Труды «Русской Антропологической школы»: Вып. 6. М.: РГГУ, 2009, с. 393—413 http://ec-dejavu.ru/s-2/Sublimation.html
Клиническая картина
Периодическая лихорадка – главный признак, по которому можно заподозрить синдром Маршалла. На фоне полного здоровья у ребенка повышается температура до 38 – 41 ºC. И держится от 2 до 7 дней, иногда до 10 дней и исчезает самостоятельно. Как правило, ребенку назначают антибиотики и жаропонижающие препараты, на фоне которых нет эффекта.
Афтозный стоматит — язвы располагаются на слизистой оболочки губ и щёк. Этот признак проявляется примерно у 40-80% пациентов.
Фарингит с экссудативным компонентом на миндалинах встречается у 65–100% пациентов.
Шейная лимфаденопатия (увеличение лимфоузлов) встречается 60–100% пациентов. Шейные лимфоузлы могут быть уплотнены, болезненны при пальпации.
Также могут встречаться и другие симптомы: боль в животе (40-65%), суставная боль (40%), рвота (18-41%) и головная боль (18-65%).
Как проявляется синдром
СХУ имеет довольно широкую симптоматическую картину. Его признаки не специфичны, и, учитывая то, что многие из них сопровождают и другие заболевания, диагноз СХУ выставить довольно сложно. Как правило, пациент успевает побывать у множества узких специалистов, прежде чем выйдет на правильную тропу.
Главный симптом этого состояния – непреодолимая усталость, присутствующая на протяжении не менее 6 месяцев. Она сопровождает человека даже после достаточного сна или отдыха. Просыпаясь, больной уже чувствует себя уставшим. К тому же усталость присутствует даже тогда, когда он ничего не делает.
Слабость, недомогание, отсутствие жизненной энергии неустанно сопровождают больного с СХУ. У него резко падает работоспособность. Ранее активный, жизнерадостный человек, ведет себя как амеба. Работа дается ему с трудом, над одной задачей он может коптеть весь день, так и не доведя ее «до ума».
Дела по дому также не ладятся. С трудом удается заставить выполнять себя свои обязанности, а чаще больной их просто игнорирует, валяясь целый день на диване и ничего не делая.
Несмотря на то, что люди с синдромом хронической усталости постоянно ощущают сонливость, причем даже днем, они часто испытывают трудности с засыпанием. Нередко их сопровождает бессонница или беспокойный сон.
Из других частых признаков СХУ выделяют апатию и депрессию. Больных сопровождает плохое настроение, теряется интерес ко всему происходящему. Даже то, что раньше вызывало особый интерес, сейчас утрачивает какую-либо значимость. Потребность в сексе также снижается или отсутствует вовсе. Больной раздражителен, агрессивен.
Снижаются когнитивные способности. Человек становится невнимательным. В работе допускает ошибки. Чтобы избежать этого, свои обязанности выполняет очень медленно и перепроверяет все по несколько раз.
Страдает восприятие и память. Порой случается так, что рассматривая какой-то документ или текст, больной не понимает, о чем в них говорится. На слух информация также не воспринимается. Человек забывает даже то, что услышал несколько минут назад.
Физиологические симптомы тоже разнообразны. Среди них:
- беспричинные головные боли;
- гипертермия до 38°;
- увеличение лимфоузлов на шее и в подмышечных впадинах;
- боль в крупных суставах и в мышцах без причины, причем сегодня болезненность присутствует в коленях, а завтра — в локтях. То есть ее характер непостоянный;
- непереносимость физических нагрузок. Малейшая двигательная активность приводит к полному истощению. Например, поход в ближайший к дому магазин сопоставим с бегом на несколько километров;
- частые фарингиты и простудные заболевания;
- аллергии.
У таких людей нередко возникает синдром раздраженного кишечника. Он носит функциональный характер, проявляется болями в животе, диареей или запорами, изменением характера стула. Появляются ложные позывы к дефекации, метеоризм, ощущение переполненного кишечника.
Девушка, страдающая СХУ, описывает свое состояние как «на последнем дыхании»: ещё немного, и она не в состоянии будет сделать очередной вдох. Сил вообще нет, хотя ничего особенного она не делает. Хочется только спать и есть. Все раздражает, хочется спокойствия и тишины. Разговоры с людьми утомляют и вызывают нестерпимую головную боль.
Уровни психологической зрелости
Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.
Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.
Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.
Синдром вечного студента VS синдром самозванца
Комплекс вечного студента по сути очень похож на перфекционизм в высшей степени его проявления или знакомый многим синдром самозванца.
Объясню почему: вам кажется, что вы недостаточно совершенны, чтобы бросить обучение и начать брать самостоятельные заказы. Со временем развивается зависимость от кураторской поддержки, от чата и напутствий спикеров курса. Кажется, ну вот-вот, еще один курс, и я точно начну работать. А потом еще один, и еще… Ой, а вот этот точно мне нужен.
Часто возникает синдром у бывших отличников, которые привыкли делать всё идеально, точнее, или идеально, или никак. Это одна из теорий, на практике же факторов постоянного циклического обучения может быть множество.
Симптомы психоэмоционального стресса
Психоэмоциональный стресс характеризуется нарушением работы внутренних органов, а также психическими нарушениями. У человека начинает часто болеть голова, живот, повышается артериальное давление. Появляется слабость, нарушается сон. При возникновении основных симптомов нужно немедленно принимать меры, и не усугублять состояние.
Физиологические признаки
Человек, попадая в состояние стресса, начинает испытывать постоянную тревогу, нервозность. Нестабильное психическое состояние влияет на работу всего организма, вызывая следующие негативные физиологические изменения:
- Утомляемость и слабость.
- Нарушение пищеварения, сопровождающееся запором или диареей.
- Тремор конечностей.
- Выпадение волос.
- Развитие кожных заболеваний.
- Боли в сердце, тахикардия.
- Потеря или набор веса без видимых причин.
- Головные боли.
- Бессонница.
У людей, находящихся в состоянии начального или хронического стресса, снижается либидо, их часто преследуют панические атаки.
Психологические признаки
Высокая восприимчивость к стрессу связана с нестабильным психическим состояния человека. Он становится раздражительным и нерешительным. Часто испытывает беспокойство, подозрительность, панику. Человек в состоянии стресса не может сосредоточиться, у него ухудшается память. Настроение чаще всего плохое, не нравится работа, не нравятся коллеги. На фоне плохого психологического самочувствия снижается самооценка.
Поведенческие симптомы
У людей с нарушениями психического и физиологического состояния начинают происходить негативные изменения в поведении. Человек становится беспокойным и замкнутым, у него нет аппетита. На фоне потери аппетита часто снижается вес. Также к поведенческим признакам можно отнести:
- Нарушение речи.
- Потеря интереса к своему внешнему виду.
- Неправильное распределение времени.
- Постоянная спешка без причин.
- Проблемы в семье или на работе не решаются, а только усугубляются.
Высокий стрессовый уровень организма провоцирует развитие алкоголизма и наркомании. Человек таки образом пытается справиться с проблемами, расслабиться и забыться.