Системное мышление как эффективная парадигма умственной деятельности: особенности применения и развития

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки

Настольные игры, развивающие логику и воображение

  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

Методики развития нестандартного мышления

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Что такое системное мышление и для чего оно нужно

Чтобы выделиться из толпы и добиться успехов нужен новый подход и новый образ мышления — системное мышление.

Такое мышление ближе всего для тех, кто дружит с логикой, имеет математический склад ума и является практиком. Тем не менее, научится ему может каждый, приложив усилия.

Системное мышление — подразумевает практический подход к восприятию мира, позволяющий ускорять способности анализа, принятия решения и обучения. Практический подход – значит сформирован практикой, а не теорией. Стратегия развития такого мышления основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – методике, на поиск ответа, позволяющего выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента.

Чтобы понять системный подход, нужно сначала разобраться, что значит система. Система — абстрактное понятие (абстракция – теоретическое обобщение, структурирующее окружающий мир в виде, удобном для анализа или совокупность связанных между собой сущностей, влияющих друг на друга. То есть, нужно рассматривать это как нечто единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, от правильной организации которых зависит общий результат. Нужно понимать, что система должна иметь концепцию, лишь тогда её использование будет полезным и принесет плоды.

Вообще каждая система – это небольшая ячейка, состоящая из более мелких ячеек (подсистем), формирующая более крупных ячейки – метасистемы.

Чтобы понять эту структуру, приведем наглядный пример:

  • двигатель — состоит из клапанов и других деталей (его рассматриваем как подсистему)
  • автомобиль — состоит из различных деталей, включая двигатель (уже система)
  • автомобильная дорога, по которой едет автомобиль — состоит из инженерных сооружений, транспортных средств, пешеходов (метасистема);

То есть, для того, чтобы овладеть таким стилем мышления, мы должны четко понимать и выделять для себя системы, переключаться между ними и уметь анализировать их.

Как только мы начинаем мыслить системно, получаем ряд очень важных преимуществ. Например, можем обобщать и распространять собственный опыт, полученный в одной области, на весь окружающий мир. Допустим, вы долгое время проработали на станках со всеми вытекающими, то есть знаете все тонкости и закономерности, связанные с их работой и функционированием. Эти знания смело могут применены вами в совершенно другой области, так как природа устроена таким образом, что закономерности и системы функционирования совпадают (будь то живое и не живое). Единственное, что вам остается правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, применяя те, что характерны для новой области. А чтобы это сделать верно, нужно изучить базовые принципы соответствующей области

Иными словами, системное мышление полезно людям всех профессий, от творческих до аналитических. Оно позволяет проследить процессы развития любых явлений, разрушить стереотипы и рассматривать ситуации со стороны, то есть здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Пригодится такое мышление может абсолютно в любой сфере от воспитания детей до руководства крупной компанией.


Книга «СКИМ. Технология креативного мышления» направлена на формирование навыков системного мышления, умение решать задачи в любой сфере жизни.

Сформировать навыки системного мышления не так уж сложно. Если вы решили взять «быка за рога» и прийти к результату, то в этом вам поможет книга «СКИМ.Технология креативного мышления» автора Ольги Бобрышевой. Редакция рекомендует!

Что такое системное мышление?

Проще говоря:

“Системное Мышление — это понимание простых правил того, как работает наше мышление, и применение этих правил для решения чрезвычайно сложных проблем.”

Философский подход:

“Системное Мышление — это не процесс, а возникающее свойство сложной адаптивной системы, называемой «мышление».”

Системное мышление о системах

В первые 10 минут этого выступления доктор Акофф объясняет Систему своим неповторимым образом:

Основные принципы Системного Мышления:

  • Система представляет собой единое целое и состоит из двух или более частей.
  • Все части взаимосвязаны, каждая часть влияет на поведение целого, но то, как части влияют на целое, зависит от того, что делают другие части.
  • Каждая часть может быть разделена на подгруппы, которые действуют как часть целого.

Теперь мы можем обобщить определение Системы (Ackoff):

“Система — это целое, которое определяется ее функцией в большей системе, частью которой она является.”

Эти основы обеспечивают следующие принципы:

  • Система имеет эмерджентное поведение, которого отдельно взятые части не имеют. Когда система делится на части, она теряет свое эмерджентное поведение. (Автомобиль обеспечивает перевозку, но ни одна из частей автомобиля не может сделать это сама по себе).
  • Улучшение производительности части системы не обязательно улучшит производительность целого, фактически, это может ухудшить общую производительность системы. (Команды являются примерами частей системы, называемой отделом программного обеспечения. Если одна команда будет работать отлично, это не обязательно приведет к повышению эффективности всей компании-разработчика программного обеспечения).

Системное Мышление — это, прежде всего, мышление

Системное Мышление — это мышление в более широком контексте, мышление «целостное». Возможно, это звучит немного размыто, но на самом деле это очень даже конкретно. Мне нравится называть это «медленным мышлением», а не «быстрым мышлением». Речь идет о рассмотрении более широкого контекста вещей. Фильм «Аватар» — хороший пример  «целостного» мышления: мы понимаем, как экосистема мира Аватаров взаимосвязана и как она будет разрушена военным вмешательством.

Мы учимся, обрабатывая все, что происходит вокруг нас, и моделируем эти данные, сравнивая их с тем, что мы уже испытали или уже изучили. С Системным Мышлением мы становимся более осведомленными о наших психических процессах и можем улучшить наши навыки понимания и решения сложных проблем.

Решение проблем — одна из задач, которую Скрам Мастера выполняют постоянно. Мы помогаем командам устранять препятствия и действуем в качестве агента изменений, решая проблемы масштабирования и внедрения Скрам во всей организации. Системное Мышление тесно связано с основами эмпирического контроля процессов в Скрам, делая прозрачным действительно важные вещи, и показывая, как проблемы связаны между собой. Это помогает структурировать мысли и упростить общение во время инспектирования проблем; усиливает адаптацию, потому что увеличивает шансы наших предложений по улучшению быть устойчиво успешными.

Руководство по Скраму не имеет прямого отношения к Системному Мышлению, но в таких фреймворках масштабирования, как SAFe и LeSS, Системное Мышление рассматривается как один из их фундаментальных принципов:

  • SAFe: https://www.scaledagileframework.com/apply-systems-thinking/
  • LeSS: https://less.works/less/principles/systems-thinking.html

Системное мышление помогает понять грандиозную схему вещей и то, как их части взаимодействуют. Это помогает определить разумные точки вмешательства для внесения значительных изменений в систему. Для менеджеров, решающих проблемы в организационных системах (например, скрам мастеров), это очень полезный навык.

В этой серии блогов, посвященных Системному Мышлению, я поделюсь некоторыми концепциями Системного Мышления для продвижения этого ценного инструмента для решения сложных проблем в работе.

  • “Злые” Проблемы
  • Комплексные Адаптивные Системы
  • Ментальные модели и поведение
  • Производство различий
  • Понимание систем
  • Понимание отношений
  • Видение перспективы
  • Системное Мышление и организационные изменения

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

https://www.youtube.com/watch?v=_8cow—LGVM

Соотношение системного мышления и системного подхода

Эту
точку зрения мы разделяем с автором учебников по теории систем управления Э.М. Коротковым,
который пишет: «Следует различать системный подход как методологию исследования
и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессах
его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически, каждый раз,
когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование
системного подхода, конечно, способствует формированию системного мы­шления.

Системное
мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что оно
помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые
различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти
главное – системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы,
прогнозировать поведение элементов» (Korotkov, 2000).

«Системное
мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием
предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект,
предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее
представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и
связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении.
Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми
признаками системы» .

Системный
подход
направление методологии научного познания и социальной
практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует
исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных
типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы
системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии,
кибернетике, технике, экономике, управлении и др. .

Согласно требованиям
УК-1 образовательного стандарта, от специалиста требуется не только системное,
но и критическое мышление, критический анализ и синтез.

Обычно понятие
«критика» применяется в таких смыслах: 1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
2) отрицательное
суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков; 3) исследование, научная проверка достоверности,
подлинности чего-либо
(например, критика текста,
критика исторических источников)
. Исходя из данного определения,
осуществление любого анализа есть, по существу, проявление критического
мышления. Но поскольку системный анализ правомерно считается неотъемлемой
областью системного мышления и реализации системного подхода, то
самостоятельное обозначение в определении универсальной компетенции
критического мышления и подхода не выглядит вполне обоснованным.

Приведем еще одну точку зрения на
критическое мышление, которая обращает внимание на содержательный аспект
критического мышления.

Критическое мышление – способность
сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить
ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать
сильные аргументы. Основа критического мышления – умение рассуждать.

Критические мыслители задают вопросы,
ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Критическое мышление включает в
себя шесть важных навыков: решение проблем, анализ, творческое мышление,
интерпретацию, оценку и рассуждение .

Отличительные черты человека с аналитическим умом

Со стороны такие люди кажутся несколько закрытыми, налаживая коммуникацию с человеком, они держат некоторое расстояние, не открывая свои искренние намерения, цели и мнения.

Кроме того, при общении с аналитиком вы можете ощутить, что он будто вообще вас не слушает или же слушает, но без серьезного отношения к тому, что вы говорите. Во время разговора он может периодически отвлекаться на происходящее вокруг.

Манера речи аналитиков.

Ярко выраженная жестикуляция, повышенный тон голоса и прочие экспрессивные проявления – полная противоположность манере общения аналитиков.

В повседневной жизни их речь можно назвать сдержанной, в некоторых случаях даже осторожной, но с твердостью построения фраз.

Такие люди не сильно заинтересованы в разговорах со всеми вокруг, а, наоборот, нередко стремятся уйти от ненужного общения. При этом если обратиться к ним за консультацией, можно получить даже больше информации, чем требовалось.

Если же диалог сложился так, что аналитик не сможет обнаружить в нем рациональной основы, то у него может пропасть весь интерес к дальнейшему общению, а в некоторых случаях даже можно будет заметить нотки раздражительности.

Как мыслит аналитик.

В человеке с аналитическим складом ума сразу видно его тягу к поступательному, поэтапному и системному решению каких-либо задач

Он любит разбивать большие объемы данных на несколько фрагментов, тем самым обращая внимание на детали. Затем он занимается поиском связей между этими фрагментами и общей информацией

Таким образом, аналитик устанавливает причинно-следственные цепочки, а если этого сделать не удается, то он будет пытаться найти недостающие информационные фрагменты.

Еще одной отличительной чертой аналитиков является их привычка находить целый ряд решений одной и той же проблем. Эти варианты также анализируются, благодаря чему такой человек может установить оптимальный путь решения задачи.

Приведем образец аналитического мышления.

Представьте, что перед вами находится только что испеченный пирог, от которого отрезают один кусочек. Сколько углов стало у пирога?

Не торопитесь с ответом, ведь для того чтобы аналитически подойти к задаче, необходимо получить недостающую информацию:

  • Какая была изначальная форма пирога? Он мог быть круглым, квадратным, треугольным или любым другим, а от этого, конечно же, зависит и ответ.

  • Какая была форма отрезанного кусочка? Здесь работает тот же принцип.

Диагностика

Обследованием занимаются специалисты по психологии. Задача довольно сложная, поскольку речь не об одном конкретном навыке и даже не о простой их совокупности. Мало обладать конкретными знаниями и умениями. Необходимо еще и правильно их применять. Тем не менее, есть определенные способы проверки. Хотя как такового теста на системное мышление и нет. Это все же интегративный навык и особый стиль мыслительной активности, основанный на особенностях развития в течение долгого времени.

Профессиональное мышление как прикладное системное мышление не исследуется в рамках деятельности психолога. Куда эффективнее оценивать эффективность такого мышления по результатам работы человека, их качеству и сообразности изначальным целям.

Какие методики применяются для исследования интеллектуальных особенностей человека?

Тест SHL. Для работы используются карточки с описанными на них ситуациями, процессами и явлениями. Задача человека — систематизировать полученные входные данные, поставить цели, добиться результата и сделать определенные выводы. По качеству и скорости деятельности, достижения конечного результата можно говорить о развитости системного мышления. Хотя это и не специфический тест, он дает много данных и считается крайне информативным.

Второй способ диагностики — работа с текстовым материалом. Задача человека за минимально возможное количество времени разобрать текст. Определить главную мысль, найти позицию автора, исследовать достаточность аргументации того, кто подготовил материал. То есть подготовить краткую критическую рецензию. Время не является ключевым фактором, но все же учитывается.

Следующий способ — интерпретация данных. Обычно числовых. Идеальным материалом для работы с ним является статистическая информация. Задача заключается в том, чтобы сделать максимальное количество обоснованных выводов на основании информации, полученной посредством простого анализа.

Также проводится и интерпретация данных диаграмм.

Хороший и простой способ диагностики — всестороннее рассмотрение определенного понятия, отражающего объект или явление. Задача человека — задать максимальное количество вопросов о сути этого предмета. Чем больше рациональных вопросов — тем лучше. Частный способ работы по такой методике — способ Шарагиной. Есть и другие модификации, в том числе и упрощенные.

Дополнительно можно оценить способность к самостоятельному мышлению по определенному предмету. Дается тема или высказывание, на основе которой человек должен подготовить эссе. Сложные абстрактные темы подходят для подростков и взрослых. Эссе отличается от сочинения необходимостью краткости и строгости аргументации с разных позиций.

Также возможно предоставление максимальной свободы, самостоятельной разработки предмета исследования, постановки целей. Но эти методики требуют куда больше времени, потому применяются сравнительно редко.

Самостоятельно интерпретировать результаты трудно, лучше работать под контролем психолога.

Формы абстрактного мышления

Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.

Суждение

Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.

Умозаключение

Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.

Понятие

Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.

Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.

Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.

Принципы системного мышления

Как мы уже видели, системное мышление основано на теории систем. В связи с этим его основополагающим принципом является построение универсальной модели, в которой изучаются все элементы, составляющие ситуацию, а также их последствия..

Из этого принципа извлекается методология четырех шагов, которая применяется во всех областях, в которых применимо системное мышление. Шаги могут немного отличаться в зависимости от темы, о которой вы говорите, но ее основные действия всегда одинаковы.

Четырьмя основополагающими принципами системного мышления являются: приобретение глобального видения, признание существующих систем и их взаимосвязей, признание элементов, которые их формируют, и изучение возможных решений и их последствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе..

Приобретение глобального видения

Первый необходимый шаг для применения системного мышления к ситуации — это рассмотреть ее в перспективе. Часто самые непосредственные последствия сценария мешают нам увидеть весь.

По этой причине, прежде чем начать анализ того же самого, необходимо спросить себя, на что мы упускаем с первого взгляда?.

Для этого существует ряд инструментов, которые помогают нам изучить возможные причины возникновения ситуации, а также все элементы, которые могут влиять на то же.

Таким образом, вы получаете новую перспективу и можете начать анализировать сценарий более эффективно.

Распознавание существующих систем и их взаимосвязей

Как только мы сможем избежать непосредственных последствий ситуации, которую мы изучаем, следующим шагом будет поиск всех систем, которые являются ее частью..

Это может включать как человеческие системы (рабочие группы, семейные отношения …), так и неодушевленные или даже нематериальные элементы..

Так, например, в рабочей проблеме одной из задействованных систем является сама компания и группы работников одного и того же; но они также являются, например, компьютерной системой, убеждениями людей, принадлежащих компании, или финансовым положением компании..

Прежде чем вы начнете искать конкретные решения проблемы, необходимо найти все системы, вовлеченные в ситуацию, и понять, как они влияют друг на друга..

Распознавание элементов, которые их образуют

Следующим шагом после определения всех систем, которые влияют на ситуацию, является поиск элементов, составляющих каждую из них. Кроме того, как и в предыдущем пункте, необходимо понимать, как они влияют друг на друга, а также синергизм и возникающие свойства, которые вызывают.

Например, в проблеме компании недостаточно определить, что группа сотрудников компании является одной из систем, влияющих на ситуацию. Необходимо сделать анализ еще на шаг вперед и попытаться понять позиции каждого из них..

Это делает системное мышление довольно сложным для применения. Тем не менее, это также позволяет намного эффективнее применять применяемые решения для улучшения ситуации каждого из участников..

Изучение возможных решений и их последствий

Наконец, после того как вы определили как системы, которые влияют на ситуацию, так и элементы, из которых состоит каждая из них, последний шаг — это тот, который отвечает за поиск решения проблемы, поднятой в начале анализа. Благодаря предыдущим шагам намного легче найти удовлетворительную альтернативу для всех сторон.

Однако на этом этапе не стоит принимать первую идею, которая возникает после анализа. Чтобы избежать будущих проблем, необходимо определить краткосрочные и долгосрочные последствия каждого из предложенных решений. Только тогда вы сможете выбрать тот, который будет наиболее эффективным для всех вовлеченных сторон.

Свойства систем

Разберем несколько базовых свойств систем, которые в большинстве источников признаются правильными.

  1. Система состоит из элементов.
  2. Элементы должны взаимодействовать между собой.
  3. Вместе они в виде системы выполняют какую-то полезную функцию. Если что-то поменять в схеме взаимодействия, составе элементов, система начнет меняться, а также изменится ее основная функция.

Системный подход обязательно нужен в менеджменте. Его можно использовать в процессном и проектном подходе, стратегическом менеджменте, оргпроектировании. Любая функциональная область в компании — финансы, персонал, маркетинг — при выходе на самый минимальный уровень управления нуждаются в системном подходе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Системное мышление как эффективная парадигма умственной деятельности: особенности применения и развития

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки

Настольные игры, развивающие логику и воображение

  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

Методики развития нестандартного мышления

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Что такое системное мышление и для чего оно нужно

Чтобы выделиться из толпы и добиться успехов нужен новый подход и новый образ мышления — системное мышление.

Такое мышление ближе всего для тех, кто дружит с логикой, имеет математический склад ума и является практиком. Тем не менее, научится ему может каждый, приложив усилия.

Системное мышление — подразумевает практический подход к восприятию мира, позволяющий ускорять способности анализа, принятия решения и обучения. Практический подход – значит сформирован практикой, а не теорией. Стратегия развития такого мышления основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – методике, на поиск ответа, позволяющего выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента.

Чтобы понять системный подход, нужно сначала разобраться, что значит система. Система — абстрактное понятие (абстракция – теоретическое обобщение, структурирующее окружающий мир в виде, удобном для анализа или совокупность связанных между собой сущностей, влияющих друг на друга. То есть, нужно рассматривать это как нечто единое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, от правильной организации которых зависит общий результат. Нужно понимать, что система должна иметь концепцию, лишь тогда её использование будет полезным и принесет плоды.

Вообще каждая система – это небольшая ячейка, состоящая из более мелких ячеек (подсистем), формирующая более крупных ячейки – метасистемы.

Чтобы понять эту структуру, приведем наглядный пример:

  • двигатель — состоит из клапанов и других деталей (его рассматриваем как подсистему)
  • автомобиль — состоит из различных деталей, включая двигатель (уже система)
  • автомобильная дорога, по которой едет автомобиль — состоит из инженерных сооружений, транспортных средств, пешеходов (метасистема);

То есть, для того, чтобы овладеть таким стилем мышления, мы должны четко понимать и выделять для себя системы, переключаться между ними и уметь анализировать их.

Как только мы начинаем мыслить системно, получаем ряд очень важных преимуществ. Например, можем обобщать и распространять собственный опыт, полученный в одной области, на весь окружающий мир. Допустим, вы долгое время проработали на станках со всеми вытекающими, то есть знаете все тонкости и закономерности, связанные с их работой и функционированием. Эти знания смело могут применены вами в совершенно другой области, так как природа устроена таким образом, что закономерности и системы функционирования совпадают (будь то живое и не живое). Единственное, что вам остается правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, применяя те, что характерны для новой области. А чтобы это сделать верно, нужно изучить базовые принципы соответствующей области

Иными словами, системное мышление полезно людям всех профессий, от творческих до аналитических. Оно позволяет проследить процессы развития любых явлений, разрушить стереотипы и рассматривать ситуации со стороны, то есть здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Пригодится такое мышление может абсолютно в любой сфере от воспитания детей до руководства крупной компанией.


Книга «СКИМ. Технология креативного мышления» направлена на формирование навыков системного мышления, умение решать задачи в любой сфере жизни.

Сформировать навыки системного мышления не так уж сложно. Если вы решили взять «быка за рога» и прийти к результату, то в этом вам поможет книга «СКИМ.Технология креативного мышления» автора Ольги Бобрышевой. Редакция рекомендует!

Что такое системное мышление?

Проще говоря:

“Системное Мышление — это понимание простых правил того, как работает наше мышление, и применение этих правил для решения чрезвычайно сложных проблем.”

Философский подход:

“Системное Мышление — это не процесс, а возникающее свойство сложной адаптивной системы, называемой «мышление».”

Системное мышление о системах

В первые 10 минут этого выступления доктор Акофф объясняет Систему своим неповторимым образом:

Основные принципы Системного Мышления:

  • Система представляет собой единое целое и состоит из двух или более частей.
  • Все части взаимосвязаны, каждая часть влияет на поведение целого, но то, как части влияют на целое, зависит от того, что делают другие части.
  • Каждая часть может быть разделена на подгруппы, которые действуют как часть целого.

Теперь мы можем обобщить определение Системы (Ackoff):

“Система — это целое, которое определяется ее функцией в большей системе, частью которой она является.”

Эти основы обеспечивают следующие принципы:

  • Система имеет эмерджентное поведение, которого отдельно взятые части не имеют. Когда система делится на части, она теряет свое эмерджентное поведение. (Автомобиль обеспечивает перевозку, но ни одна из частей автомобиля не может сделать это сама по себе).
  • Улучшение производительности части системы не обязательно улучшит производительность целого, фактически, это может ухудшить общую производительность системы. (Команды являются примерами частей системы, называемой отделом программного обеспечения. Если одна команда будет работать отлично, это не обязательно приведет к повышению эффективности всей компании-разработчика программного обеспечения).

Системное Мышление — это, прежде всего, мышление

Системное Мышление — это мышление в более широком контексте, мышление «целостное». Возможно, это звучит немного размыто, но на самом деле это очень даже конкретно. Мне нравится называть это «медленным мышлением», а не «быстрым мышлением». Речь идет о рассмотрении более широкого контекста вещей. Фильм «Аватар» — хороший пример  «целостного» мышления: мы понимаем, как экосистема мира Аватаров взаимосвязана и как она будет разрушена военным вмешательством.

Мы учимся, обрабатывая все, что происходит вокруг нас, и моделируем эти данные, сравнивая их с тем, что мы уже испытали или уже изучили. С Системным Мышлением мы становимся более осведомленными о наших психических процессах и можем улучшить наши навыки понимания и решения сложных проблем.

Решение проблем — одна из задач, которую Скрам Мастера выполняют постоянно. Мы помогаем командам устранять препятствия и действуем в качестве агента изменений, решая проблемы масштабирования и внедрения Скрам во всей организации. Системное Мышление тесно связано с основами эмпирического контроля процессов в Скрам, делая прозрачным действительно важные вещи, и показывая, как проблемы связаны между собой. Это помогает структурировать мысли и упростить общение во время инспектирования проблем; усиливает адаптацию, потому что увеличивает шансы наших предложений по улучшению быть устойчиво успешными.

Руководство по Скраму не имеет прямого отношения к Системному Мышлению, но в таких фреймворках масштабирования, как SAFe и LeSS, Системное Мышление рассматривается как один из их фундаментальных принципов:

  • SAFe: https://www.scaledagileframework.com/apply-systems-thinking/
  • LeSS: https://less.works/less/principles/systems-thinking.html

Системное мышление помогает понять грандиозную схему вещей и то, как их части взаимодействуют. Это помогает определить разумные точки вмешательства для внесения значительных изменений в систему. Для менеджеров, решающих проблемы в организационных системах (например, скрам мастеров), это очень полезный навык.

В этой серии блогов, посвященных Системному Мышлению, я поделюсь некоторыми концепциями Системного Мышления для продвижения этого ценного инструмента для решения сложных проблем в работе.

  • “Злые” Проблемы
  • Комплексные Адаптивные Системы
  • Ментальные модели и поведение
  • Производство различий
  • Понимание систем
  • Понимание отношений
  • Видение перспективы
  • Системное Мышление и организационные изменения

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

https://www.youtube.com/watch?v=_8cow—LGVM

Соотношение системного мышления и системного подхода

Эту
точку зрения мы разделяем с автором учебников по теории систем управления Э.М. Коротковым,
который пишет: «Следует различать системный подход как методологию исследования
и системное мышление как характеристику исследователя, сложившуюся в процессах
его жизни и деятельности и проявляющуюся как бы автоматически, каждый раз,
когда он оценивает или анализирует то или иное явление. Использование
системного подхода, конечно, способствует формированию системного мы­шления.

Системное
мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что оно
помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые
различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти
главное – системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы,
прогнозировать поведение элементов» (Korotkov, 2000).

«Системное
мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием
предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект,
предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее
представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и
связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении.
Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми
признаками системы» .

Системный
подход
направление методологии научного познания и социальной
практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует
исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных
типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы
системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии,
кибернетике, технике, экономике, управлении и др. .

Согласно требованиям
УК-1 образовательного стандарта, от специалиста требуется не только системное,
но и критическое мышление, критический анализ и синтез.

Обычно понятие
«критика» применяется в таких смыслах: 1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
2) отрицательное
суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков; 3) исследование, научная проверка достоверности,
подлинности чего-либо
(например, критика текста,
критика исторических источников)
. Исходя из данного определения,
осуществление любого анализа есть, по существу, проявление критического
мышления. Но поскольку системный анализ правомерно считается неотъемлемой
областью системного мышления и реализации системного подхода, то
самостоятельное обозначение в определении универсальной компетенции
критического мышления и подхода не выглядит вполне обоснованным.

Приведем еще одну точку зрения на
критическое мышление, которая обращает внимание на содержательный аспект
критического мышления.

Критическое мышление – способность
сомневаться во входящей информации и своих убеждениях. Навык помогает мыслить
ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать
сильные аргументы. Основа критического мышления – умение рассуждать.

Критические мыслители задают вопросы,
ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.

Критическое мышление включает в
себя шесть важных навыков: решение проблем, анализ, творческое мышление,
интерпретацию, оценку и рассуждение .

Отличительные черты человека с аналитическим умом

Со стороны такие люди кажутся несколько закрытыми, налаживая коммуникацию с человеком, они держат некоторое расстояние, не открывая свои искренние намерения, цели и мнения.

Кроме того, при общении с аналитиком вы можете ощутить, что он будто вообще вас не слушает или же слушает, но без серьезного отношения к тому, что вы говорите. Во время разговора он может периодически отвлекаться на происходящее вокруг.

Манера речи аналитиков.

Ярко выраженная жестикуляция, повышенный тон голоса и прочие экспрессивные проявления – полная противоположность манере общения аналитиков.

В повседневной жизни их речь можно назвать сдержанной, в некоторых случаях даже осторожной, но с твердостью построения фраз.

Такие люди не сильно заинтересованы в разговорах со всеми вокруг, а, наоборот, нередко стремятся уйти от ненужного общения. При этом если обратиться к ним за консультацией, можно получить даже больше информации, чем требовалось.

Если же диалог сложился так, что аналитик не сможет обнаружить в нем рациональной основы, то у него может пропасть весь интерес к дальнейшему общению, а в некоторых случаях даже можно будет заметить нотки раздражительности.

Как мыслит аналитик.

В человеке с аналитическим складом ума сразу видно его тягу к поступательному, поэтапному и системному решению каких-либо задач

Он любит разбивать большие объемы данных на несколько фрагментов, тем самым обращая внимание на детали. Затем он занимается поиском связей между этими фрагментами и общей информацией

Таким образом, аналитик устанавливает причинно-следственные цепочки, а если этого сделать не удается, то он будет пытаться найти недостающие информационные фрагменты.

Еще одной отличительной чертой аналитиков является их привычка находить целый ряд решений одной и той же проблем. Эти варианты также анализируются, благодаря чему такой человек может установить оптимальный путь решения задачи.

Приведем образец аналитического мышления.

Представьте, что перед вами находится только что испеченный пирог, от которого отрезают один кусочек. Сколько углов стало у пирога?

Не торопитесь с ответом, ведь для того чтобы аналитически подойти к задаче, необходимо получить недостающую информацию:

  • Какая была изначальная форма пирога? Он мог быть круглым, квадратным, треугольным или любым другим, а от этого, конечно же, зависит и ответ.

  • Какая была форма отрезанного кусочка? Здесь работает тот же принцип.

Диагностика

Обследованием занимаются специалисты по психологии. Задача довольно сложная, поскольку речь не об одном конкретном навыке и даже не о простой их совокупности. Мало обладать конкретными знаниями и умениями. Необходимо еще и правильно их применять. Тем не менее, есть определенные способы проверки. Хотя как такового теста на системное мышление и нет. Это все же интегративный навык и особый стиль мыслительной активности, основанный на особенностях развития в течение долгого времени.

Профессиональное мышление как прикладное системное мышление не исследуется в рамках деятельности психолога. Куда эффективнее оценивать эффективность такого мышления по результатам работы человека, их качеству и сообразности изначальным целям.

Какие методики применяются для исследования интеллектуальных особенностей человека?

Тест SHL. Для работы используются карточки с описанными на них ситуациями, процессами и явлениями. Задача человека — систематизировать полученные входные данные, поставить цели, добиться результата и сделать определенные выводы. По качеству и скорости деятельности, достижения конечного результата можно говорить о развитости системного мышления. Хотя это и не специфический тест, он дает много данных и считается крайне информативным.

Второй способ диагностики — работа с текстовым материалом. Задача человека за минимально возможное количество времени разобрать текст. Определить главную мысль, найти позицию автора, исследовать достаточность аргументации того, кто подготовил материал. То есть подготовить краткую критическую рецензию. Время не является ключевым фактором, но все же учитывается.

Следующий способ — интерпретация данных. Обычно числовых. Идеальным материалом для работы с ним является статистическая информация. Задача заключается в том, чтобы сделать максимальное количество обоснованных выводов на основании информации, полученной посредством простого анализа.

Также проводится и интерпретация данных диаграмм.

Хороший и простой способ диагностики — всестороннее рассмотрение определенного понятия, отражающего объект или явление. Задача человека — задать максимальное количество вопросов о сути этого предмета. Чем больше рациональных вопросов — тем лучше. Частный способ работы по такой методике — способ Шарагиной. Есть и другие модификации, в том числе и упрощенные.

Дополнительно можно оценить способность к самостоятельному мышлению по определенному предмету. Дается тема или высказывание, на основе которой человек должен подготовить эссе. Сложные абстрактные темы подходят для подростков и взрослых. Эссе отличается от сочинения необходимостью краткости и строгости аргументации с разных позиций.

Также возможно предоставление максимальной свободы, самостоятельной разработки предмета исследования, постановки целей. Но эти методики требуют куда больше времени, потому применяются сравнительно редко.

Самостоятельно интерпретировать результаты трудно, лучше работать под контролем психолога.

Формы абстрактного мышления

Во время мысленного процесса в распоряжении личности находится масса разнообразной информации, а также полученный ей во время развития опыт в данном деле. Как уже было отмечено, в мире существует огромное количество феноменов, не подвластных человеческим органам зрения, слуха и осязания (а некоторых из них и вовсе нет). Но так как они присутствуют в нашей жизни и мы о них знаем, то они обязаны иметь определенную структуру. Опишу разновидности размышлений.

Суждение

Оно применяется тогда, когда появляется необходимость в подтверждении и отрицании. Его разделяют на простое и сложное. Вот первый вид – «собака лает». Оно выражается конкретно и имеет только одно значение. А вот усложненное соображение: «Ребенок плачет, потому что ему не дали конфету». Оно состоит из нескольких повествовательных конструкций.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Помимо этого, рассуждения бывают правдивыми и ложными. Истинные позволяют рассмотреть реальную картину и, как правило, в них отсутствует субъективная оценка случившегося. А вторые становятся неверными в том случае, когда личность показывает свой интерес к этому предмету и начинает опираться на персональные предпочтения и взгляды, а не на том, что действительно происходит.

Умозаключение

Оно формулируется с применением 2 или большего количества суждений. То есть, по факту, это более сложное соображение. Оно включает в себя предпосылку (начальное рассуждение), вывод и заключительную часть. А все это достигается логическим путем.Приведем образец: «Все женщины красавицы. Маша – представительница женского пола. Значит, она красивая». Из двух посылов мы создали новую гипотезу.

Понятие

Это мысль, которая передает обобщенное свойство разных объектов. Их характеристики могут быть какими угодно. Но обязательное условие – их схожесть. Ведь только так их можно объединить в одну категорию.

Опишу такое слово, как «автомобиль». Он бывает легковым, грузовым, хэтчбэк. У всех машин разный колер, функции и форма. Но наличие колес, сидений, двигателя разрешает нам все варианты назвать одним словом.

Такому навыку люди учатся с самого раннего возраста. Когда мама говорит ребенку «собака», тот сразу представляет лающее животное с четырьмя лапами, ушами и хвостом. Но ведь они бывают различных пород, окраски и прочее. Но объединяющие признаки дают возможность отнести к этому понятию всех собачек.

Принципы системного мышления

Как мы уже видели, системное мышление основано на теории систем. В связи с этим его основополагающим принципом является построение универсальной модели, в которой изучаются все элементы, составляющие ситуацию, а также их последствия..

Из этого принципа извлекается методология четырех шагов, которая применяется во всех областях, в которых применимо системное мышление. Шаги могут немного отличаться в зависимости от темы, о которой вы говорите, но ее основные действия всегда одинаковы.

Четырьмя основополагающими принципами системного мышления являются: приобретение глобального видения, признание существующих систем и их взаимосвязей, признание элементов, которые их формируют, и изучение возможных решений и их последствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе..

Приобретение глобального видения

Первый необходимый шаг для применения системного мышления к ситуации — это рассмотреть ее в перспективе. Часто самые непосредственные последствия сценария мешают нам увидеть весь.

По этой причине, прежде чем начать анализ того же самого, необходимо спросить себя, на что мы упускаем с первого взгляда?.

Для этого существует ряд инструментов, которые помогают нам изучить возможные причины возникновения ситуации, а также все элементы, которые могут влиять на то же.

Таким образом, вы получаете новую перспективу и можете начать анализировать сценарий более эффективно.

Распознавание существующих систем и их взаимосвязей

Как только мы сможем избежать непосредственных последствий ситуации, которую мы изучаем, следующим шагом будет поиск всех систем, которые являются ее частью..

Это может включать как человеческие системы (рабочие группы, семейные отношения …), так и неодушевленные или даже нематериальные элементы..

Так, например, в рабочей проблеме одной из задействованных систем является сама компания и группы работников одного и того же; но они также являются, например, компьютерной системой, убеждениями людей, принадлежащих компании, или финансовым положением компании..

Прежде чем вы начнете искать конкретные решения проблемы, необходимо найти все системы, вовлеченные в ситуацию, и понять, как они влияют друг на друга..

Распознавание элементов, которые их образуют

Следующим шагом после определения всех систем, которые влияют на ситуацию, является поиск элементов, составляющих каждую из них. Кроме того, как и в предыдущем пункте, необходимо понимать, как они влияют друг на друга, а также синергизм и возникающие свойства, которые вызывают.

Например, в проблеме компании недостаточно определить, что группа сотрудников компании является одной из систем, влияющих на ситуацию. Необходимо сделать анализ еще на шаг вперед и попытаться понять позиции каждого из них..

Это делает системное мышление довольно сложным для применения. Тем не менее, это также позволяет намного эффективнее применять применяемые решения для улучшения ситуации каждого из участников..

Изучение возможных решений и их последствий

Наконец, после того как вы определили как системы, которые влияют на ситуацию, так и элементы, из которых состоит каждая из них, последний шаг — это тот, который отвечает за поиск решения проблемы, поднятой в начале анализа. Благодаря предыдущим шагам намного легче найти удовлетворительную альтернативу для всех сторон.

Однако на этом этапе не стоит принимать первую идею, которая возникает после анализа. Чтобы избежать будущих проблем, необходимо определить краткосрочные и долгосрочные последствия каждого из предложенных решений. Только тогда вы сможете выбрать тот, который будет наиболее эффективным для всех вовлеченных сторон.

Свойства систем

Разберем несколько базовых свойств систем, которые в большинстве источников признаются правильными.

  1. Система состоит из элементов.
  2. Элементы должны взаимодействовать между собой.
  3. Вместе они в виде системы выполняют какую-то полезную функцию. Если что-то поменять в схеме взаимодействия, составе элементов, система начнет меняться, а также изменится ее основная функция.

Системный подход обязательно нужен в менеджменте. Его можно использовать в процессном и проектном подходе, стратегическом менеджменте, оргпроектировании. Любая функциональная область в компании — финансы, персонал, маркетинг — при выходе на самый минимальный уровень управления нуждаются в системном подходе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: