Я и сверх-Я. Идентификации
Фрейд выделяет в Я отдельную ступень называемую им Сверх-Я. Однако, он изрядно удивляет читателя выводом о том, что эта часть Я менее связана с сознанием. Далее он говорит о том, что загрузка объектом сменяется идентификацией. Данный вывод наименее понятный из всего произведения, когда он приводит вывод про характер человека пояснения не становятся более понятными.
Описывая расщепления Я, Фрейд, как мы понимаем, говорит о том, что различные идентификации овладевают сознанием, приводя при этом конфликты в структуре Я. Примеры, приводимые автором в части идентификаций с отцом или матерью несколько проясняют понимание (на примере всегда легче воспроизвести в сознании те или иные образы, формируемые автором), однако не описывают последовательность или алгоритм такой идентификации.
Говоря о Сверх-Я Фрейд подчеркивает, что оно носит характер запретов, карающей силы над Я. Данная карающая сила по мнению автора является наследием Эдипова комплекса. С данным выводом стоит согласиться, поскольку он подтвержден неоднократными выводами психоаналитической работы как самого автора, так и его последователей.
Возвращаясь к классическому психоанализу
Зигмунд Фрейд по праву считается основателем данного направления психологии, однако следует упомянуть, что отдельные элементы того, что мы сейчас называем психоанализом, появлялись и ранее, в работах разных философов.
Например, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был первым кто четко сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он считал, что вселенная состоит из множества монад — нематериальных субстанций, способных к восприятию действительности. При этом человек, точнее его душа — это тоже монада, обладающая высоким уровнем восприятия, достигающего уровня сознания. При этом, он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает (деятельность «малых перцепций»).
Идеи Г. Лейбница о бессознательном получили дальнейшее развитие в работах Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, большой вклад в систематизировании идеи о бессознательном внес немецкий психолог В. Вундт.
Значительно изменил и расширил идеи о бессознательном и Зигмунд Фрейд. В своих работах он объясняет процесс формирования бессознательного в результате вытеснения из сознания нежелательных по каким-либо причинам элементов.
Помимо разделения психики на области сознательного и бессознательного, он также ввел понятие о трех психических инстанциях — структурах психики, преобладающих в той или иной областях. Эти структуры он назвал «Я», «Оно» и «Сверх-Я».
Эти и некоторые другие идеи легли в основу теории психоанализа, поэтому о них и пойдет речь дальше.
«Всё, что вы делаете в постели, – прекрасно и абсолютно правильно. Лишь бы это нравилось обоим. Если есть эта гармония – то вы и только вы правы, а все осуждающие вас – извращенцы»
Какая смелая фраза, разрешающая любые перверсии в пределах пары как будто бы от имени самого Фрейда. Для каких только целей она не цитируется. В определенном смысле она демонстрирует отношение к Фрейду как к защитнику и лобисту извращений и личного способа к получению человеком удовольствия.
Между тем, Фрейд действительно освобождал человека тем, что показывал нашу детскую естественную сексуальность, которая вначале является перверсной, и ей еще предстоит войти в культуру, принять ограничения и поместить закон изнутри вовнутрь (Сверх-Я). В трех очерках о сексуальности он много пишет о понятии нормы (оттуда и выдернутая из контекста фраза, путешествующая по просторам интернета, что «Мы не настолько плохи, как мы думаем, но и не настолько нормальны, как нам кажется»). И много пишет о отклонении от нормы, первичной и патологичной (в частности, о фетишистах и других извращениях). И как-то сомнительно можно себе представить, что в подобных отношениях оба участника в полной мере являются субъектами в отношениях (а не объектами для наслаждения другого). Вторая же часть указанной фразы как-то вообще мало согласуется как с психоанализом так и его автором.
Отчасти сюда же относится и фраза «Маленький ребенок аморален, у него нет никаких внутренних торможений против стремления к удовольствию». Мораль (и аморален) в качестве ограничений и закона, который еще предстоит ребенку принять, вначале из-за страха внешнего наказания (или потери любви значимого взрослого), а потом и внутрь. И торможению помогает только его абсолютная зависимость от другого человека. Он без него не выживет, буквально и психически. Поэтому он принимает НЕТ и запрет на прямой способ получения удовольствия от взрослого. В этом плане у ребенка действительно отсутствует мораль, но в скором будущем (параллельно с тем, как он начинает говорить, входит в язык), он ее начнет учитывать. И эти жертвы, которые он только начинает платить, делают его человеком, личностью в культуре.
Открыть другие двери: 18 вещей, которые стоит понимать если ваш партнер страдает депрессией
Какие самые типичные оговорки по Фрейду?
Последователи Фрейда проводили множество тестов, исследовали реакцию человека на свои оговорки, выдающие их скрытых сексуальный подтекст. Для проведения одного из них пригласили три группы мужчин, привлекательную девушку и взяли электрошокер.
Одну группу встретила лаборантка в короткой юбке и полупрозрачной блузке, а две другие – профессор средних лет. Участников эксперимента попросили прочесть некоторые пары слов по одной в секунду – это были выражения, в которых люди часто меняют местами слоги. Например: не «стакан шампанского», а «шампан стаканского».
По звуковому сигналу он и должны были по очереди называть эти словосочетания. Теперь самое время вспомнить Фрейда, потому что дальше происходило то, о чем он и говорил. Мужчины, которых встретила соблазнительная лаборантка, делали больше ляпов с сексуальным подтекстом в духе: «голому повыть» или «гладкий секс» вместо «голову помыть» и «сладкий кекс».
Участникам третьей группы к пальцам подключили электроды, создающие слабые импульсы. Им сказали, что вероятность получения удара не меньше 70%, что было откровенной ложью. Тут тоже ошибались, выдавая свои истинные мысли, которые волновали их в тот момент: не «кок Толька», а «ток Колька».
По замерам уровня сексуального беспокойства, оказалось, что он выше у тех, кто сделал больше всего оговорок с сексуальным подтекстом. Желая подавить желание, мужчины быстрее приговаривались. Эта ловушка называется «проблема белого медведя», которую впервые подметил писатель Лев Толстой. Он говорил, что если изо всех сил пытаться не думать о чем-нибудь – в голове будет лишь это.
Сознание
Первый из элементов, входящих в структуру психики, включает в себя ощущения и переживания, которые даны человеку в тот или иной момент времени. Сознание способно охватить лишь небольшой процент информации, хранящейся мозгом. Причем часть таких данных способна осознаваться лишь на протяжении короткого периода
После того как внимание человека переходит на другие сигналы, эта информация погружается в более глубокие пласты
Данный элемент психики, исходя из теории Фрейда о «Я», «Оно» и «Сверх-Я», оказывает непосредственное влияние на выбор поведения индивида в обществе. Однако сознание в этом вопросе занимает вовсе не главенствующие позиции. Порой выбор той или иной линии поведения инициируется бессознательной сферой.
Сознание как поверхность душевного аппарата. Восприятия, идущие извне
В своей работе Фрейд заявляет о том, что сознание является поверхностью психического аппарата не только функционально, но и анатомически. Эта фраза застает читателя несколько врасплох, поскольку сложно каким-либо образом помыслить местонахождение Я где – то в душевном аппарате, если только в метафорическом. Полагаем, автор имел ввиду здесь некую отправную точку, но не реальное местонахождение где либо в коре мозга или других органах. На страницах своего произведения далее он подтверждает такое предположение.
Идея автора о том, что сознательным может стать только то, что было сознательным восприятием, также рождает много вопросов. Как быть с теми образами, которые изначально были бессознательными, но перешли в сферу сознания? Или таких не бывает, по мнению автора?
Далее Фрейд связывает логически внешние восприятия и сознательные, акцентируя свой взгляд на том, что сознательные восприятия могут таковыми стать при стремлении выйти вовне. С таким подходом можно согласиться, поскольку он гармонично согласуется с теорией психоанализа в целом.
Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?
В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.
С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.
В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.
В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.
Бессознательное, или «оно»
З. Фрейд назвал этот уровень id, что с латыни можно перевести и как «это», и как «что-то», а в отечественной психологии чаще употребляется понятие «оно». Основатель психоанализа считал бессознательное важнейшей сферой психики. Оно имеет врожденный характер и подчиняется биологическим, а не социальным законам, потому что значительную роль в этой сфере играют инстинкты и естественные, главным образом сексуальные потребности.
Во многом содержание «оно» определяется наследственными факторами. Кстати, один из последователей Фрейда К. Юнг считал, что уровень бессознательного также связан с родовой памятью этноса, и там хранятся архетипы коллективного бессознательного – древнейшие первообразы, которые достались нам от наших далеких предков.
Содержание бессознательного довольно разнообразно, и на этом уровне находятся не только архетипы, но и многие другие психические образования:
- инстинкты;
- естественные, в первую очередь сексуальные потребности;
- вытесненные с уровня сознания асоциальные (запретные) желания;
- агрессивные побуждения и стремления доминировать;
- психологические комплексы, являющиеся следствием нереализованной энергии запретных желаний.
С точки зрения психоанализа, именно «оно» во многом управляет поведением человека. Во всяком случае, большинство поведенческих проблем и затруднений в общении, которые мы испытываем, связаны с этим уровнем. Все дело в том, что бессознательное как бы ориентировано на получение удовольствия любой ценой, а социум вносит в этот процесс свои, часто довольно жесткие ограничения.
«МЫ ВЫБИРАЕМ НЕ СЛУЧАЙНО ДРУГ ДРУГА… МЫ ВСТРЕЧАЕМ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ В НАШЕМ ПОДСОЗНАНИИ»
Хотелось бы эту «цитату» не учесть, если бы она не была настолько популярна. То, что здесь могло иметься в виду, так это, что мы более всего склонны культивировать отношения с людьми, которые напоминают нам наш первый опыт взаимоотношений, наши первые значимые объекты.
В этом ракурсе тогда у нас действительно есть неразрешенные вопросы, на которые мы все еще не нашли ответа (или ответ нас не устраивает) и для этого мы бессознательно модулируем ситуацию, подставляя (оставляя, замечая) только нужных нам людей. В этом плане нельзя сказать о женщине, отец которой был алкоголиком, что она подыскивает себе мужа алкоголика и находит того, кто уже в ее «подсознании». Но в некоторой степени она все еще бессознательно стремится решить некоторые вопросы, связанные с этим первым опытом любви и взаимоотношений с таким же (подходящим) объектом, как ее отец. Однако мы не выуживаем объекты из нашего «подсознания», хотя весь написанный выше процесс поиска совершается нами действительно бессознательно.
16 из 16: Бирманский питон
Hillary Kladke/ Getty Images
Могут ли инвазивные виды стать сверххищниками? Сбежавшие бирманские питоны (Python molurus bivittatus) в Эверглейдс во Флориде, США, вызывают резкое сокращение численности некоторых местных видов, изменяя местную пищевую сеть в экосистеме, уже находящейся под угрозой загрязнения и изменения климата. Однако их количество сокращается в их родной Юго-Восточной Азии. Бирманский питон убивает свою добычу, делая выпад, пронзая ее и сдавливая до смерти. Благодаря интенсивным сокращениям он через рот и расширяемый пищевод проталкивает животное к желудку, где мощные кислоты и ферменты расщепляют его обед. Питоны потребляют добычу, во много раз превышающую их размер, включая оленей и аллигаторов. (, )
Зачем Фрейду понадобился Танатос и как он объясняет влечение к смерти?
В следующей важной теоретической работе — книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) — Фрейду пришлось пересмотреть часть положений своей теории. Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны
Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы
Необходимость реформировать теорию появилась в связи с последствиями Первой мировой войны. Военные неврозы, возникавшие у ветеранов боевых действий, было невозможно объяснить через нарушения организации либидо, которыми объясняли обычные неврозы.
Мысли Фрейда получили новый стимул, когда он увидел игру полуторагодовалого ребенка: тот бросал катушку, за нитку привязанную к руке. Когда катушка исчезала из поля зрения ребенка, он кричал: «Там!», а притянув катушку к себе, констатировал: «Здесь». Фрейд увидел в этой игре тренировку общего умения лишаться и привыкать к отсутствию объекта, а в катушке — символ сокровища, от матери до собственной жизни.
Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание
Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.
Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.
В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Наиболее значимые его разработки:
- трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
- теория психосексуального развития личности;
- теория эдипова комплекса;
- выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
- внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).
Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».
Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:
- доктор медицины;
- профессор;
- доктор философии и права Университета Кларка;
- иностранный член Лондонского королевского общества;
- обладатель премии Гёте;
- почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
- почетный член Французского психоаналитического общества;
- почетный член Британского психологического общества.
Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.
Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.
Определение
Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.
Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.
Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:
- Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
- Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
- При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
- События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
- Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
- Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.
Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.
Основные идеи психоанализа
По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:
- либидо (жизненная энергия);
- инстинкт смерти (агрессивная энергия).
Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.
В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.
Три области
Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:
- сознание;
- раздел подсознания;
- бессознательная сфера.
К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.
В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.
К бессознательной сфере отнесены:
- базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
- эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.
Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.
Стадии развития личности по Фрейду
Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).
Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.
Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.
Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.
Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.
Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты
Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.
Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.
Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.
Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично
Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.
Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.
2 из 16: Большая белая акула
Источник изображения / Getty Images
Благодаря «Челюстям» большая белая акула (Carcharodon carcharias) имеет репутацию безжалостного, довольно неразумного убийцы людей. На самом деле нападения на людей случаются редко, и теперь ученые понимают, что белые акулы – это умные, любопытные, социальные существа, которые боятся косаток. Большие белые акулы водятся в холодно-умеренных и субтропических океанах. Они охотятся на морских млекопитающих, а также питаются черепахами и морскими птицами. Обычная стратегия охоты заключается в том, чтобы попасть прямо под добычу и подплыть для атаки снизу. Столкнувшись с давлением со стороны людей, за последние полвека численность больших белых акул резко сократилась. ()
Молитва Святой Живоначальной Троице
Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.
Что такое вытеснение и откуда берутся сны?
Новые подходы к изучению бессознательного Фрейд сформулировал в работе «Толкование сновидений» 1900 года. В ней он пришел к выводу, что бессознательное состоит из вытесненных влечений, и значительно расширил идею вытеснения. Фрейд считал, что вытесняется не только то, что мучает (как в случае с травмой), но и то, что человек не хочет или не может в себе признать: агрессия, зависть, стремление к конкуренции, чувство превосходства над другими.
В анализе сновидений Фрейд исходил из того, что видеть во сне нечто нейтральное человеку неинтересно и незачем: сновидения возникают из-за того, что подспудные желания накапливаются в психике и требуют выхода. Когда они удовлетворяются в виде сновидений, человек успокаивается — это явление в психоанализе называется фантазийной реализацией.