Настоящий талант
Вацлав родился семье польских балетных танцовщиков, поэтому не удивительно, что он продолжил профессию родителей. С детства мальчик занимался танцами и впервые выступил на сцене в пятилетнем возрасте, исполнив гопак в Одесском театре.
После окончания школы Вацлав с легкостью поступил в Петербургское балетное училище. Там старомодный танцовщик Николай Легат рассмотрел талант молодого артиста и взял над ним шефство. После получения диплома Вацлава приняли в престижный «Мариинский театр», где быстро занял положение премьера. Несмотря на огромный талант и такую успешную карьеру, в январе 1911 года руководство со скандалом уволило Нижинского, так как императорская семья сочла его костюм неприличным.
Поговаривают, что между театральным деятелям Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским была интимная связь, благодаря которой долгое время танцовщик участвовал в «Русском сезоне» и жил припеваючи, так как обеспеченный Дягилев оплачивал все его расходы. В 1913 году во время южноамериканских гастролей Вацлав познакомился на корабле с венгерской аристократкой Ромолой Пульской. 10 сентября он сошел с ней на берег и тайно женился. Дягилев был в ярости и изгнал танцовщика из труппы, лишив его всяческого обеспечения. Артист сильно расстроился, но все же некоторое время был счастлив. У супругов родилось двое детей – дочери Кира и Тамара.
Вацлав хотел создать собственную труппу и поставить антрепризу. Ему удалось собрать 17 человек и поставить спектакль. Гастроли успехом не увенчались, и закончилось все финансовым крахом. Это буквально добило танцовщика, привело к нервному срыву и к началу душевной болезни.
Приложения
Библиография
Газета
- Вацлав Нижинский ( пер. GS Solpray), Journal de Nijinsky , Gallimard , 1988, коп. 1953, 210 с. , переиздан в сборнике «Фолио» в 2002 году.
- Вацлав Нижинский ( пер. Галина Погоева, Полный текст), Cahiers: le sentiment , Actes Sud , 2000, 1995, 379 с. .
Основные биографии Нижинского
- (ru) Ричард Бакл, Нижинский , Лондон, Phoenix Giant, 1998.
- Гийом де Сардес , Нижинский, его жизнь, его жест, его мысль , Париж, Герман, 2006.
- Ромола Нижинский, Нижинский , 1934.
- (en) Анатоль Бурман, Трагедия Нижинского , Greenwood Press, 1936.
- Питер Освальд, Вацлав Нижинский, прыжок в безумие , Марэ, 1993.
- Франсуаза Рейсс, La Vie de Nijinsky , издания по истории искусства, 1957.
- Каталог Нижинской выставки (1889-1950) в Музее Орсе (23 октября 2000 г. — 18 февраля 2001 г.).
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы, связанные с музыкой :
- Ресурсы, связанные с шоу :
- Ресурс, связанный со здоровьем
Межвузовская библиотека здоровья
:
- Аудиовизуальный ресурс
(ru) База данных фильмов в Интернете
:
- Ресурс комиксов
(in) Comic Vine
:
НИЖИНСКИЙ — КЛОУН БОЖИЙ
Весь мир был у ног танцующего Вацлава Нижинского. «Бог танца», «восьмое чудо света», «царь воздуха» — называли его современники. Прыжок Нижинского, когда он, перелетев полсцены, зависал над ней, казался мистическим. Реальная жизнь танцовщика оказалась не менее яркой, чем сценическая. Не жизнь, а сон — волшебный и кошмарный. Триумфы, поклонники, любовь мужчин, женитьба, безумие. После его смерти не проходит года, чтобы не появились балет, спектакль, фильм или пьеса о нем. Танцовщик родился 110 лет назад, в ночь с 27 на 28 февраля. (1889 год — именно эту дату рождения называет его сестра Бронислава. Которую и отмечает весь мир. Хотя некоторые источники приводят и другой год.) Даже появление Нижинского на свет сопровождалось маленьким «чудом». В тот вечер его отец, польский танцовщик Томаш, на одном из праздничных масленичных вечеров, прыгнув выше всех, поймал неразыгранный в лотерею приз — серебряную чашечку, ставшую счастливым талисманом Вацлава.
ПОСЛЕДНИЙ ПРЫЖОК
Дягилев несколько раз пытался оживить мозг Нижинского, воздействуя на него танцем. Так, 27 декабря 1928 года в Париже он привез Нижинского в «Оперу» на балет «Петрушка», в котором танцовщик создал одну из лучших своих партий. Но Нижинский остался равнодушным. Граф Гарри Кесслер вспоминает, как был потрясен видом Нижинского, спускавшегося по лестнице.
«Его лицо, оставшееся в памяти тысяч зрителей сияющим, как у молодого бога, теперь было серым, обвисшим, …только изредка отблеск бессмысленной улыбки блуждал по нему. …Дягилев поддерживал его под руку, помогая преодолеть три лестничных марша, ведущих вниз… Тот, кто когда-то, казалось, мог беззаботно летать над крышами домов, теперь едва переступал со ступеньки на ступеньку обыкновенной лестницы. Взгляд, которым он мне ответил, был бессмысленным, но бесконечно трогательным, как у больного животного».
Вацлав Нижинский и Чарли Чаплин 1916
После смерти Дягилева опыт по оживлению рассудка Нижинского повторила Ромола. В июне 1939 года она пригласила Сержа Лифаря потанцевать перед мужем. Лифарь танцевал до изнеможения, но Нижинский оставался безучастным. Как вдруг некая таинственная сила подняла его, и он взлетел в прыжке, а затем вновь впал в беспамятство. Фотограф Жан Манзон, присутствующий при этом чуде, успел запечатлеть последний прыжок безумного бога танца, сумасшедшего клоуна Нижинского.
Рожденный зимой, умер Нижинский ранней весной, 8 апреля 1950 года, в Лондоне. Его похоронили на кладбище Сент-Мерилебен. В тот день ярко светило солнце, а ветви деревьев, покрытые бледно-зелеными почками, готовы были взорваться буйной листвой. 16 июня 1953 года прах танцовщика перевезли в Париж и похоронили на кладбище Монмартра.
…его легенда
Кирилл Фитц Лайон: В первом издании были всего лишь выдержки из дневников, было опубликовано около 60% текста. Переводы осуществлялись под усиленным редактированием жены Нижинского Ромолы, которая не только сильно переделывала и искажала текст, но и переставляла во времени целые события. При чтении выдержек из дневников многих исследователей охватывали сомнения в их подлинности.
Дело в том, что, несмотря на расхожее мнение, Нижинский не был особо образованным и всесторонне развитым человеком. Даже его сестра Бронислава свидетельствует, что учился он плохо и зачастую это она делала за него домашние задания. Да, он немного знал живопись, но это скорее было результатом его поездок с Дягилевым и посещений с ним крупнейших музеев мира. О литературе Нижинский почерпнул сведения, посещая друзей Дягилева, который входил в кружок «Мир Искусства». Дягилев был очень образованным человеком, что в конце концов не могло не отразиться на развитии Нижинского. Лидия Соколова, которая начала работать с Нижинским в 1913 году, говорила, что, когда окликаешь его, он оборачивается с таким буквально зверским выражением лица, что кажется, что он сейчас ударит тебя в живот. Он почти никогда ни с кем не разговаривал и всегда выглядел, будто живет на какой-то другой планете. В выдержках же, опубликованных Ромолой, Нижинский предстает эдаким философом, великим умом, приблизившимся к Богу. Все это выглядело чрезвычайно странно.
Вацлав Нижинский (1907) Фото: Commons.wikimedia.org
Поэтому, после того как на аукционе вдруг появились оригиналы дневников, которые никто никогда не видел и которые долгое время считались утраченными, это действительно стало сенсацией. Некоторые части его дневников трудно не только понять, но и даже прочитать. Хотя, чтобы быть справедливым, нужно отметить, что там много и таких моментов, которые отражают довольно глубокие эмоции, и высказываются оригинальные идеи, что заставляет предполагать, что в своем безумии он нормальнее, чем был за всю свою жизнь. И вот из этой-то смеси Ромолой и был создан образ безумного гения. А он не был ни тем, ни другим.
Проявление болезни
Со временем Ромола начала замечать в муже некоторые изменения. Болезнь Вацлава Нижинского начала проявляться не сразу. Сначала он стал вегетарианцем и полностью отказался от мяса. А силы-то нужны были для исполнения таких тяжелых танцев. С новой диетой Вацлав ослаб и стал раздражительным.
Далее Нижинский начал подрожать идеологии Льва Толстого. Хотел бросить всё и уехать жить в глухую Сибирскую деревню. Ромола, конечно же, была против, потому что у них подрастает дочь. И нужно зарабатывать деньги на обеспечение семьи.
Потом на него повлияло “непонимание со стороны публики”. Все хотели увидеть знаменитые прыжки Нижинского. А Вацлав хотел, чтобы оценили “глубину души его танца”.
С женой начался разлад. Потому что ему вдруг пришло в голову, что любовное соитие нужно лишь для продолжения деторождения. Соответственно, их отношения дали трещину.
Последний танец
Однажды Нижинский заявил, что хочет дать представление для всех своих друзей. Он нашел подходящий зал в одной из местных гостиниц. Его идея состояла в импровизации. И костюмы, и танец Вацлав хотел создавать прямо на сцене.
Во время самого выступления Нижинский проделывал очень странные вещи, которые публика не поняла. Сначала он сел на стул и долго смотрел на всех присутствующих зрителей. Затем он взял черный и белый бархат, сделал из них крест. Сам встал в вершине этого креста, раскинув руки.
Своими странными и импульсивными движениями Нижинский старался передать весь страх войны и ужаса. Публика не поняла, но все равно рукоплескала танцору.
Последний прыжок Нижинского, который случайно запечатлел фотограф.
ПОДОНКИ МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ
Естественно, что кроме тех, кто боготворил танцовщика, были и те, кто ему люто завидовал. В училище одноклассники однажды уговорили Вацлава показать, как высоко он может прыгнуть, предложив перелететь через тяжелый пюпитр для нот. Установили высоту. Когда Нижинский отвернулся, маленькие подонки подняли планку, натерли пол мылом. Вацлав разбежался, с налету врезался в пюпитр животом и потерял сознание. В больнице он пять дней не приходил в сознание, врачи говорили — надеяться можно только на чудо. Оно свершилось, Нижинский выжил…
В начале своей службы в Мариинском театре Нижинский, не будучи первым танцовщиком, пользовался огромным успехом не только у зрителей, но и у балерин, желавших танцевать с этим юным богом. Мужская часть труппы воспринимала подобное весьма остро. Среди тех, кто особенно бесился, был Николай Легат, постоянный партнер первой дамы петербургского балета, всесильной Матильды Кшесинской. Кшесинская, собираясь на гастроли в Париж, решила взять с собой не Легата, а Нижинского Легат, прознав об этом, не находил себе места от злости.
И заработала интрига. Для начала усиленно распространяли слух о нетрадиционной сексуальной ориентации Нижинского. Балетные «мужики», подковыривая молодого танцовщика, предложили ему сходить в публичный дом, где бы он на деле доказал свою мужественность. Все было спланировано заранее. Нижинский, наивный ребенок, поддался на провокацию. Там от девочек он заразился гонореей. С гастролей в Париж Нижинский слетел, вместо него туда поехал Николай Легат.
Несколько позже, Нижинский — европейская знаменитость — отказался танцевать в Мариинке «Жизель» вместе с Кшесинской, а предпочел ей Тамару Карсавину, более молодую и не такую закостенелую классичку, как Матильда Феликсовна. Кшесинская, в то время находившаяся в интимных отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, пришла в ярость, обещая отомстить танцовщику. Что и выполнила.
Это случилось 24 января 1911 года на спектакле «Жизель», куда съехался весь Петербург. Была там и вдовствующая императрица Мария Федоровна с великими князьями. В первом отделении Нижинский появился в костюме, созданном по эскизу Бенуа, не похожем на традиционный — когда поверх трико надевали короткие штанишки. Нижинский же вышел только в трико и коротком, чуть ниже талии колете с прикрепленным к бедру кармашком-сумочкой. После спектакля великий князь Андрей Владимирович передал, что вдовствующая императрица Мария Федоровна приказала уволить Нижинского за неприличный костюм, в котором он появился на сцене. Что и было сделано. Но, как оказалось впоследствии, подобного приказа Мария Федоровна не отдавала, все было сделано руками великих князей. Но эти руки, бесспорно, направляла интриганка Матильда Кшесинская.
Послеполуденный отдых фавна
Поощряемый Дягилевым, Нижинский попробовал свои силы как хореограф и втайне от Фокина репетировал свой первый балет — Послеполуденный отдых фавна на музыку К.Дебюсси (1912). Он построил свою хореографию на профильных позах, заимствованных из древнегреческой вазописи. Как и Дягилев, Нижинский был увлечен ритмопластикой и эуритмикой Далькроза, в эстетике которой он поставил в 1913 свой следующий и наиболее значительный балет, Весна священная. Весна священная, написанная Стравинским в атональной системе и хореографически построенная на сложных комбинациях ритмов, стала одним из первых экспрессионистских балетов. Балет был не сразу принят, и его премьера закончилась скандалом, как и Послеполуденный отдых фавна, шокировавший публику финальной эротической сценой. В том же году осуществил бессюжетный балет Игры Дебюсси. Для этих постановок Нижинского был характерен антиромантизм и противостояние привычному изяществу классического стиля.
Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах.
ГОЛУБОГЛАЗАЯ БЛОНДИНКА
Ближе к 1913 году отношения между Дягилевым и Нижинским — и сексуальные, и творческие — надломились. Дягилев был недоволен хореографией Нижинского. А в быту танцовщик позволял себе такие вольности, которые Дягилев пережить не мог, Можно представить, что испытывал Дягилев, когда узнавал, что его Ваца бывает у проституток, или когда застал его и Огюста Родена, спящими в обнимку в мастерской скульптора. Все это было не по нервам. Дягилев искал Нижинскому замену. Нижинский тоже порядком утомился, он закатывал Дягилеву сцены, даже бил его.
В этот момент и появляется молодая голубоглазая блондинка. Ее упрямству и целеустремленности можно позавидовать. Дочь известной в Венгрии драматической актрисы Эмилии Маркуш, обеспеченная и весьма самоуверенная Ромола де Пульски вела себя покруче, чем агент 007. Девушке приглянулась самая яркая драгоценность русского балета — Нижинский, и она решила ее заполучить, прекрасно понимая, кто законный хозяин этой драгоценности. Если очень хочется, то почему и нет?
Ромола вела себя так осторожно и хитро, что даже ревнивое око Дягилева не смогло ничего заподозрить. Она добилась того, что ей предложили место танцовщицы на время гастролей по Южной Америке
Присутствие в труппе позволяло Ромоле попадаться на глаза Нижинскому. Но замкнутый, недоступный, окруженный заботами Дягилева Нижинский не обращал на нее внимания.
Наконец Нижинский остается один, без Дягилева. Это происходит во время путешествия к берегам Южной Америки. Когда Дягилев, которому цыганка нагадала в детстве смерть на воде, панически ее боявшийся, в последний момент отказался плыть, Ромола была вне себя от радости: «Это мой шанс. Двадцать один день в океане и без Дягилева. К тому времени, как мы прибудем в Южную Америку, у меня будет роман с «малышом» — так называла она Нижинского. Который продолжал ее не замечать, даже не здоровался с ней, хотя Ромола была ему представлена. Ее представляли ему вновь, и он снова ее не узнавал.
Вацлав Нижинский в балете «Жизель» 1910
Но вот однажды… Была прекрасная лунная ночь, из гостиной доносились звуки танго. Нижинский стоял в углу палубы, прислонясь к поручням и обмахиваясь маленьким черным веером, украшенным позолоченной розой. Ромолу в очередной раз представили ему
Желая обратить на себя внимание, она снимает с пальца кольцо и передает Нижинскому: «Мой отец привез его из Египта. Это талисман, и он приносит удачу»
Нижинский подержал кольцо на ладони, а затем надел Ромоле на палец:
«Я уверен, оно принесет вам счастье». Ночь Ромола провела в молитвах о Нижинском. Наутро, а шел шестнадцатый день путешествия, к Ромоле подошел барон Гинцбург и сообщил: «Ромола Карловна, поскольку Нижинский не может говорить с вами сам, он просил меня узнать, согласны ли вы выйти за него замуж?» Ромола расплакалась, подумав, что над ней издеваются, но вечером она ответила: «Да».
Вацлав Нижинский — танцор и хореограф
Первой попыткой Нижинского в качестве хореографа можно считать постановку «Послеполуденного отдыха Фавна» на музыку Дебюсси, которую он осуществил в 1912 году. Танцором он был куда более выдающимся, чем хореографом, за советом он все равно прибегал к Дягилеву. Авангардную постановку с угловатыми движениями и необычной хореографией сочли слишком смелой и она не имела большого успеха. Та же участь ждала вторую постановку Нижинского «Весна священная» на музыку Стравинского с костюмами, сшитыми по эскизам Рериха. Хаотичные и грубые движения, завязанные на стихийности, вырвавшейся на свободу, не были поняты тогдашней публикой. Очевидно, что между Нижинским и Дягилевым назревал конфликт — зависимость Вацлава от своего покровителя тяготила его. И вскоре, во время гастролей по Южной Америке произошел неожиданный поворот — Вацлав женится на малоизвестной венгерской балерине Ромоле Пульски. Узнав о женитьбе своего протеже, Дягилев в гневе незамедлительно отправляет ответное письмо, в котором сухо сообщает, что в его услугах больше не нуждается.
Обретя долгожданную независимость, Нижинский принимает решение о создании собственной труппы. Однако талантливый танцор оказался бездарным управленцем и в скором времени потерпел финансовую неудачу, а всю его труппу пришлось распустить. Обрушившиеся неудачи, только начавшаяся Первая мировая война и никуда не исчезнувшая психологическая неуравновешенность в скором времени окончательно заводят в тупик. Вместе с семьей он перебирается в Венгрию, где до 1916 года находится фактически без работы и любимого дела в окружении не слишком благосклонных к нему родственников жены. В 1916 году ему вместе с семьей позволяют переехать во Францию, где он вновь встречается с Дягилевым. И тот предложил артисту поехать на гастроли в Америку.
В год окончания войны Нижинский в последний раз вышел на сцену. После этих гастролей они с женой перебрались в небольшой швейцарский городок Сен-Мориц. Там большую часть времени Вацлав проводил в одиночестве, порой удаляясь на продолжительное время в горы. Тайно вел личный дневник, в котором бессвязно рисовал небольшие и странные зарисовки с перекошенными человеческими лицами и писал стихи, лишенные рифмы. Однажды он даже станцевал для местных жителей, однако танец их скорее испугал. Вечер Нижинский закончил словами: «Лошадка устала».
Изобретения
Он все больше и больше погружался в себя, закрываясь в собственном мире. Много гулял. К сожалению, у него начались галлюцинации. Ваца старался в тоненьких тетрадях записывать все свои мысли.
Но болезнь Вацлава Нижинского принесла много технических открытий. Он был первым, кто предложил идею создания шариковой ручки (незатупляющийся карандаш). Ваца создал очиститель лобовых стекол для автомобилей. Также ему удалось составить концепцию устройства, которое отпугивает птиц.
К сожалению, семья не успела запатентовать эти изобретения. А некоторые считали их вовсе странными и нерациональными.
На фото Нижинский справа.
Официальный диагноз
Дальше в жизни Нижинских только всё ухудшалось. Вацлав мог вести сани с семьей и намеренно ехать навстречу другим саням. У него начались приступы неконтролируемой агрессии. Он мог накричать на дочку за то, что она ест мясо.
Однажды он спустил жену и дочь с лестницы, потому что ему показалось, что они очень шумели. На прогулках он мог встать и стоять очень долго, не отвечая на вопросы близких.
Ваца больше не работал над балетом, а рисовал какие-то странные рисунки в черно-красных тонах. С каждым месяцем его галлюцинации усиливались. И он ходил по деревне с большим золотым крестом на шее. Останавливал всех встречных на улице и спрашивал: были ли они на мессе. Если нет, то посылал их в церковь.
Под разными предлогами к ним в дом приезжали врачи. Ромоле приходилось идти на маленькие хитрости. Она говорила мужу, что врач приезжает навестить их дочку Киру. Затем она якобы поехала к именитому доктору, чтобы проконсультироваться на счет будущей беременности.
Правда один раз все эти выходки он выдал за “эксперимент”:
Болезнь и смерть
Первые отголоски явного психического заболевания случились еще во время обучения в Петербургском балетном училище. В характере артиста начали проявляться какие-то странности, и его даже обследовали в клинике для душевнобольных. Возможно, это были первые признаки наследственной болезни, которые через несколько лет проявились в полном объеме.
Неудачи собственной антрепризы после увольнения из театра Дягилева серьезно отразились на душевном здоровье без того неустойчивого Вацлава.
Последний раз Нижинский появился на сцене 26 сентября 1917 года, в балете «Видение розы». Затем он с семьей перебрался в Швейцарию, где ему было легче жить и размышлять о новой системе записи танца. Именно в новом доме Вацлав создал свою книгу (которая была напечатана только после 1950 года) и начал мечтать о собственной школе танца. Но его мечтам не суждено было осуществиться.
Врачи поставили артисту диагноз «шизофрения» и закрыли его в клинике для душевнобольных. Периодически танцовщик то проходил очередной курс лечения, то возвращался домой. В 1945 году Нижинского неожиданно обнаружили в Вене, где он танцевал среди советских солдат. Вацлав начал с упоением общаться с соотечественниками, хотя до этого длительное время просто молчал.
Умер артист в апреле1950 года в психиатрической лечебнице. Нижинскому исполнился 61 год. Причиной смерти стала болезнь почек.
…его безумие
— Так , может, это раздвоение и было одной из причин его позднее наступившего безумия?
— Самой главной причиной являлась наследственность. Его старший брат страдал тем же недугом. Очень долго не предавалась огласке причина смерти брата Нижинского, но вот что мне самому удалось выяснить. Стасик Нижинскийсодержался в одном из петербургских домов для душевнобольных, когда грянула революция. По одной из совершенно идиотских ленинских теорий, в которую он, по-моему, действительно чистосердечно верил, шизофрения как болезнь в природе просто не существовала, а являлась исключительно блажью капиталистов. Ленин тогда довольно много об этом говорил. Так что вскоре после революции многие из таких домов были открыты, а их обитатели «выпущены на свободу». Одним из таких «освобожденных» стал и Стасик Нижинский. Куда он потом делся и как умер, уже, наверное, никто никогда не узнает. И хотя сестра Нижинского Бронислава свидетельствует, что безумие Вацлава никак не связано с состоянием психики его брата и что якобы проблемы Стасика начались после того, как он ребенком выпал из окна, то, даже если и принять ее версию, для печальной судьбы Вацлава Нижинского были и другие наследственные предпосылки. Его бабка со стороны матери была склонна к хронической депрессии и заморила в конце концов саму себя голодом. Так что, как бы то ни было, Вацлав всегда отличался от остальных мальчиков, он всегда был плохим учеником, совершал эксцентричные поступки.
Вацлав Нижинский в Шахерезаде (около 1912) Фото: Commons.wikimedia.org
— Одним из самых эксцентричных поступков было его самовольное переодевание в «Жизели» в сильно обтянутое трико по эскизу Бенуа. Что шокировало публику и вызвало смятение в царской ложе. Он был первым, кто заменил широкие штаны мужчин-танцоров на трико.
— Это действительно шокировало публику, а вот расхожее мнение, что это вызвало смятение в царской ложе, в корне неверно. Моя мама была как раз на том балете и потом рассказывала, что императрица-мать очень смеялась, увидев Нижинского в этом трико, что, в общем, за ней на публике особо не водилось. Вот за этот-то смех его и уволили из труппы. Мариинский театр мог пережить шокированную публику, и даже из-за «смятения в царской ложе» дирекция не рассталась бы с Нижинским, но такое веселье со стороны ее императорского величества было воспринято как осмеяние балета, а этого театр простить Нижинскому не смог.
«Я летал на самолете и плакал. Не знаю почему, у меня создалось впечатление, что он вот-вот уничтожит птиц… Люди посещают церкви в надежде найти там Бога. Он не в церквях, или, вернее, Он там везде, где мы Его ищем… Шекспировские клоуны, у которых так много юмора, мне симпатичны, но у них есть злобные черты, из-за чего они отдаляются от Бога. Я ценю шутки, так как я Божий клоун. Но я считаю, что клоун идеален, только если он выражает любовь, иначе он не является для меня Божьим клоуном…»
Бог Нижинский
Собственное плавание
Семья уехала в Будапешт, но вскоре они хотели перебраться в Россию. В 1914 году у пары родилась дочка Кира. В этом же году была объявлена Первая мировая война.
Когда пара хотела купить билеты на северный экспресс, чтобы уехать в Российскую империю, им объявили, что восточные границы закрыты. Так они стали невольными пленниками войны.
Дальше больше. За ними пришли солдаты и сказали, что их семья будет задержана. Теперь они военнопленные. Так как Вацлав является русским, а Венгрия воюет на другой стороне. После вступления в брак Ромола автоматически тоже стала русской подданной.
Из ее воспоминаний:
…его жена
«АиФ»: Значит, оригиналы дневников скрывались его женой?
— Во всяком случае, их никто не видел до 1979 года, когда вскоре после смерти Ромолы они были выставлены на продажу на аукционе Сотби.
— Супругу Нижинского все-таки можно понять…
— Чисто по-человечески, конечно, можно. Все-таки Вацлав Нижинский был и остается легендой. Она, по-видимому, пыталась сохранить этот миф — атмосфера 30-х годов жаждала легенд и красивых историй. Кроме того, Ромола тогда оказалась сильно стесненной в деньгах. По ее мнению, она лишь подправила историю, сделала ее более удобоваримой для публики. По сути, романтическая история жизни Нижинского взращивалась именно тогда, когда в его реальной жизни романтики было меньше, чем когда бы то ни было. Начиная с 1919 года его болезнь была уже в той стадии, что Нижинский даже зубы не мог чистить самостоятельно. По большей части эти записки просто неприличны, чересчур интимны. Опубликовать все это означало убить легенду. Кстати, Нижинский знал, что его жена будет зарабатывать деньги на его дневниках. Он об этом также пишет.
— Как оригиналы попали к вам в руки?
— Мне тогда позвонили из дирекции аукциона и попросили перевести дневники на английский язык за 3 недели. Это была просто адская работа. Чтобы не то что перевести, но даже и понять, что Нижинский хотел сказать в некоторых главах, мне порой приходилось пускаться в исследования. Нижинский был поляком, хотя и получившим образование в России, и зачастую не только использовал польскую грамматику в построении русских предложений, но и путал русские слова.
Антреприза
Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из 17 человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, — Фокина (Призрак розы, Карнавал, Сильфиды, которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его.
ПОЦЕЛУЙ ШИНШИЛЛЫ
Вторым мужчиной в жизни танцовщика стал Сергей Павлович Дягилев. Вальяжному, импозантному, барственному, с седой прядью в темных волосах, за что его прозвали Шиншиллой, Дягилеву для осуществления его великих замыслов нужен был такой танцовщик, как Нижинский. К тому же он влюбился в это летающее чудо с раскосыми, ориентальными глазами. А Нижинскому, нежному и мягкому, необходим был покровитель, подобный Дягилеву, в котором соединились бульдожья хватка, бешеное тщеславие, гениальное понимание театра. Этот союз двух перевернул весь двадцатый век, и даже в конце столетия многое, чем мы сегодня восхищаемся, было предложено ими.
Правда, во время первого визита Дягилева в дом к Нижинским произошел неприятный эпизод. У них жила маленькая ручная птичка, которую не запирали в клетке. И вдруг за чаем это нежнейшее создание с открытым клювом и поднятыми перьями злобно накинулось на Дягилева. Потрясенная происшедшим мать Нижинского советовала сыну быть поосторожнее с Дягилевым, считая, что он приносит несчастье. Но чуть позже Дягилев сумел очаровать мать Вацлава. Сам же Нижинский очень быстро попал под магнетическое влияние личности Дягилева и его художественных идей. А на пальце Вацлава сверкало уже не золотое кольцо с бриллиантом, а массивное платиновое кольцо с сапфиром от Картье — первый подарок Сергея Павловича.
Американские гастроли
В это сложное время к Нижинским через одного известного импресарио попала записка с приглашением в Америку на гастроли от Сержа Дягилева. Крестный отец Ромолы с помощью своих связей помог перебраться молодой семье в Вену.
Затем они узнали, что американский «Метрополитен-опера» подписал контракт с Дягилевым, на основе которого он должен был собрать “труппу золотого времени Русских сезонов”.
Серж говорил, что это почти невозможно. Фокин – на фронте, Карсавина – ждет ребенка, Нижинский – военнопленный. Несмотря на прошлое, Вацлав согласился выступать.
Американский дебют Нижинского состоялся. Программа включала такие балеты как: «Половецкие пляски», «Видение розы», «Шехеразаду» и «Петрушку».
Но не обошлось и без козней Дягилева. Нижинские судились с Сержем из-за зарплаты, которую он несколько лет не выплачивал Вацлаву. Дягилев же начал давить на свои связи, чтобы они проверили документы Нижинского, там явно что-то неладное.
Как выглядит могила Вацлава Нижинского
Памятник на могилке установили спустя много лет благодаря директору благотворительного фонда Игорю Махаеву. Он рассказал, что после смерти Сержа Лифаря за могилой Вацлава некому было ухаживать. Когда Игорь приехал поклониться праху Вацлава, он просто не мог найти место его захоронения. С трудом он все же узнал, где покоится Нижинский, и дал слово поставить ему достойный памятник.
К слову, на следующий год могилу уже должна были уничтожить. Кладбище дорогое, более 10 лет за обслуживание никто не платил. Годовая стоимость могилы за год составляла 200 франков. Игорь заплатил за 50 лет, и обратился в мэрию Парижа со своей идеей памятника. Его предложение было принято.
На Родине Махаев объявил конкурс, в рамках которого было сделано 3 проекта. Победил проект Олега Абазиева. Деньги на изготовление и установку выделила семья французского коммерсанта с русскими корнями.
Надгробие представляет собой задумчивого петрушку, который сидит на своем барабане. Есть надпись: «Усыпальница Нижинского» на французском языке. В качестве прототипа были использованы фотографии Нижинского в гриме Петрушки, сделанные в студии во время тура «Русских балетов» в далеком 1911 году.