Области применения
Зеркальные нейроны могут объяснить развитие речи, обучение младенцев поведению и разные неврологические и психиатрические заболевания.
Давайте подробно рассмотрим то, что можно использовать в нашей сфере.
1. Эмпатия
На вечеринке вы подходите к смеющейся группе людей и начинаете улыбаться ещё до того, как услышите очередную шутку. Или близкий человек рассказывает вам о своей беде. Как вы будете чувствовать себя? Способность понимать эмоциональное состояние другого учёные тоже объясняют зеркальными нейронами.
Когда мы наблюдаем за человеком, нейроны отражают в том числе и его состояние — так мы понимаем, что он чувствует, и фактически ощущаем то же самое.
Литература
Риццолатти Джакомо, Синигалья Коррадо. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания / Пер. с англ. О. А. Кураковой, М. В. Фаликман. — М.: Языки славянских культур, 2012. — 208 с. (Вклейка в конце книги) ISBN 978-5-9551-0561-1
Бауэр И. Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов.- СПб: Изд-во Вернера Регена, 2009 ISBN 978-5-903070-20-6
Марко Якобони. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга.- Юнайтед Пресс, 2011 ISBN 978-5-4295-0002-7
- Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex. Brain, 119 (1996), 593—609.
- Giacomo Rizzolatti, Leonardo Fogassi, Vittorio Gallese: Mirrors in the Mind. Scientific American Band 295, Nr. 5, November 2006, S. 30-37
Часть 1. Социальная неврология
Нейромедиаторы (нейротрансмиттеры) – это вещества, делающие возможной передачу электросигнала от нейрона к нейрону через синаптическое пространство между ними. Нейромедиаторы подразделяются на группы: аминокислоты, пептиды, моноамины (в т.ч. катехоламины).
Нейромедиатор из подгруппы катехоламинов – норепинефрин, он же норадреналин, является «медиатором бодрствования», который отвечает за блокирование любой внешней угрозы, например, в экстренных ситуациях. Интересно то, что это же вещество активизирует работу нашего мозга тогда, когда извне поступает информация, допустим, чьё-то мнение,которое не стыкуются с нашими внутренними убеждениями. В таком заблокированном состояниина передний план выходит работа так называемой примитивной области головного мозга – его лимбической системы, котораярегулирует инстинктивное поведение. В этой ситуации человек обрабатывает информацию без логического осмысления, потому чтолимбическая системаотключает рабочую память, и притормаживаются мыслительные процессы. Мозг не способен полноценно обработать информацию. Это свойство широко используется в политических целях. Проявляется оно наиболее ярко в упрямстве полемизирующих сторон. Это означает то, что насколько бы информация ни соответствовала истине, она даже не будет принята мозгом для последующего анализа.
Но когда взгляды индивида ценятся его социальным окружением, уровень норадреналина в мозге снижается. Нейроны поощрения активируются нейромедиатором дофамином (допамином), самооценка растёт, потребность в самоутверждении и самореализации удовлетворяется. «Наши убеждения существенно влияют на химию нашего тела, вот почему эффект плацебо так действенен», — утверждает автор фильма. Другой схожий по действию нейромедиатор– серотонин,−отвечает за уровень самооценки и уверенности в себе. Дефицит серотонина чреват депрессиями, саморазрушительным поведением, которое может довести человека до самоубийства.Для повышения самосознания индивиду необходим высокий уровень дофамина и серотонина в мозге, что достигается общественным признанием, когда человек понимает, что он и его деятельность нужны другим, что они его ценят окружающие.
Приставка «нейро»
Еще в XVIII веке был введен термин «эстетика». То есть наука о чувственном познании действительности. Впрочем, отсутствие подходящего названия не мешало и античным мыслителям задаваться вопросами красоты и гармонии.
С развитием точных наук и изучением человеческого организма стало понятно, что даже такое чувственное явление, как искусство, начинается отнюдь не с сердца (а тем более – души). Все пути ведут в мозг.
Раньше считали, что красота изображения зависит, например, от пропорций золотого сечения. Теперь выясняется, что этого мало, что мозг устроен сложнее – а вместе с тем и механизмы восприятия человека. Эстетическое чувство возникает как совокупность психофизиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов головного мозга.
Итак, к эстетике прибавили приставку «нейро». Нейроэстетика – это наука на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и эстетики. Главная ее задача – понять, как мозг воспринимает произведения искусства, что такое красота с научной точки зрения. Термин ввел профессор Университетского колледжа Лондона, британский нейробиолог Семир Зеки. Случилось это только в 2002-м году. Получается, наука в самом деле совсем молодая.
Почему критика обижает человека?
Психология человека такова, что не все готовы адекватно действительности воспринимать оценочные суждения. Даже если человек объективно оценивает качества или характер субъекта оценки. У многих включается защитная реакция в виде ответного поиска изъянов, недостатков, в виде стремления показать мнимому оппоненту, что он «тоже далеко не идеален». Часто это свойственно людям с завышенной самооценкой, раздутой из ничего. Это проблема для них, потому как даже суждения доброжелателей воспринимаются в штыки.
Итак, разберемся, почему люди могут обижаться на критику. Вот типичные примеры с указанием причин:
- суждения не являются адекватным фактам. Пример – любительская непрофессиональная критика. Это когда, скажем, учитель порицает ученика за то, что он искал решение задачи нетрадиционным способом, при этом получил результат. Здесь об объективности говорить нельзя;
- критика чрезмерна. Есть ранимые и обидчивые люди, которые, сталкиваясь с тем, что их критикуют, не защищаются, оперируя объективными фактами, а просто «впитывают», обижаясь. При этом они не готовы что-либо делать даже с собой. Даже если оценочные суждения, выдвинутые в их адрес, объективны;
- критика является следствием агрессии или гнева. Любой человек, понимая, что здесь и сейчас его пытаются критиковать или критикуют лишь потому, что есть затаенная обида, что произошел конфликт, может испытывать чувство негодования, обиду. Он понимает, что если бы не проблемная ситуация, ничего не было бы.
Приходилось ли вам сталкиваться с критикой, которая была обидной?
Да. И часто обиду вызывают именно суждения, не являющиеся адекватными реальности. Обижает и чрезмерная критика. 41.18%
Нет. Я воспринимаю любую критику объективно и в первую очередь оцениваю себя. 5.88%
Мне плевать на критику. Пусть думают обо мне, что хотят. Я знаю себя лучше кого-либо. 17.65%
Любое оценочное суждение в мой адрес очень сильно задевает меня. Если оно не позитивное. 35.29%
Проголосовало: 17
Мнение М.Якобони
Марко Якобони в своей книге пишет о том, что их исследования подтвердили гипотезу о том, что зеркальные нейроны кодируют намерения. Активность в передней области с зеркальными нейронами при наблюдении за хватательными движениями в том и другом окружении была выше, чем при наблюдении за такими же движениями вне всякого окружения. Зафиксирована, кроме того, более высокая активность при наблюдении за хватательными движениями в обстановке, намекающей на уборку. Этот результат также осмыслен, ибо намерение пить гораздо более первично, чем намерение наводить порядок. Эти результаты, безусловно, говорят в пользу симуляционной модели нашей способности понимать чужие намерения.
Но как зеркальные нейроны в реальности прогнозируют действие, которое должно последовать за наблюдаемым? Как они позволяют понять намерение, стоящее за действием? Гипотеза Якобони такова: мы активируем цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки «симулируют» целую последовательность простых действий: рука тянется к чашке, берет ее, подносит ко рту. Так происходит «симуляция» в нашем мозгу намерения человека, на которого мы смотрим. Важнейший для этой гипотезы подтип зеркальных нейронов составляют «логически связующие» клетки. Они разряжаются не при выполнении и наблюдении одного и того же, а при действиях логически связанных между собой, – например, при хватании рукой и поднесении ко рту в экспериментах с обезьянами. Вероятно, это ключевые нейронные элементы для понимания намерений, связанных с наблюдаемыми действиям.
Нам людям, свойственно на почти инстинктивном уровне взаимно координировать свои движения. Я складываю руки, вы складываете руки, я смотрю на вас, вы смотрите в сторону, вы оборачиваетесь, я смотрю в сторону, я смотрю на вас, вы начинаете новую фразу. Чем сильнее люд нравятся друг другу, тем больше, как правило, они подражают один другому. Об этом же, кстати, писал Д.Моррис в книге «Библия языка жестов», описывая подражательное поведение. Эта имитация и координация – тот клей, что скрепляет людей. Отсюда с уверенностью можно сделать вывод, что зеркальные нейроны – неотъемлемая часть механизма, обеспечивающего как можно более легкое вхождение человека в окружающую его социальную обстановку. Они нам необходимы как средство распознавать действия других людей, подражать им, понимать их намерения и чувства.
Хочешь интересную статью в продолжение? Узнай как наш мозг принимает решения и что по этому поводу думает Д.Канеман или о том какие эффекты мозга бывают.
Время не имеет настоящего
Кадр из фильма «Назад в Будущее»
Наиболее распространенные представления о времени связаны с тем, как человеческий вид, то есть мы, его испытываем. Мы пребываем в настоящем моменте. Этот момент проходит, становится прошлым, а будущее становится нашим новым настоящим.
Эта серия временных отрезков продолжается и продолжается без задержек и сбоев. Однако с опорой на теорию относительности предполагает, что мы обитаем в «блок-вселенной», где течения времени вовсе не существует.
С этой точки зрения прошлое, настоящее и будущее являются частью единого, статичного блока «пространства-времени».
Реальность — это неприятно
Люди очень плохо справляются с нейтральной оценкой фактов и взвешиванием аргументов. Даже самые рациональные суждения, на самом деле, возникают под влиянием неосознанных желаний, потребностей и предпочтений. Исследователи называют это «мотивированным мышлением». Мы всеми силами стремимся избегать когнитивного диссонанса — конфликта между устоявшимися мнениями и новой информацией.
В середине 1950-х американский психолог Леон Фестингер изучал небольшую секту, участники которой верили в близкий конец света. Дата апокалипсиса была предсказана с точностью до конкретного дня — 21 декабря 1954 года. К сожалению, в этот день апокалипсис так и не наступил. Некоторые стали сомневаться в истинности предсказания, но вскоре получили послание от Бога, которое гласило: ваша группа излучала столько веры и добра, что вы спасли мир от разрушения.
После этого события поведение членов секты резко изменилось
Если раньше они не стремились привлечь к себе внимание посторонних, то теперь стали активно распространять свою веру. Как утверждает Фестингер, прозелитизм стал для них способом снятия когнитивного диссонанса
Это было неосознанным, но по-своему логичным решением: ведь чем больше людей могут разделить наши убеждения, тем сильнее это доказывает, что мы правы.
Это неприятно. Мы готовы даже заплатить, чтобы не сталкиваться с мнениями, которые не вписываются в нашу систему взглядов.
В 2017 году ученые из университета Виннипега спросили у 200 американцев, как они относятся к однополому браку. Тем, кто положительно оценил эту идею, предложили следующую сделку: ответить на 8 аргументов против однополого брака и получить 10 долларов или ответить на 8 аргументов в поддержку однополого брака, но получить за это всего 7 долларов. Противникам однополых браков предложили такую же сделку, только на обратных условиях.
В обеих группах почти две трети участников согласились получить меньше денег, чтобы не сталкиваться с противоположной позицией. Видимо, трех долларов все-таки недостаточно, чтобы преодолеть глубокое нежелание слушать тех, кто с нами не согласен.
В эксперименте 2016 года ученые из Южно-Калифорнийского университета предложили участникам несколько нейтральных утверждений — например, «лампочку изобрел Томас Эдисон». Почти все с этим согласились, ссылаясь на школьные знания. Затем им представили доказательства, которые противоречили первому утверждению — например, что до Эдисона были другие изобретатели электроосвещения (эти факты были поддельными). Столкнувшись с новой информацией, почти все изменили свое первоначальное мнение.
Во второй части эксперимента исследователи предложили участникам утверждения политического характера: например, «США должны ограничить свои военные расходы». На этот раз их реакция была совершенно другой: участники укрепили свои первоначальные убеждения, а не начали в них сомневаться.
Мнения, которые стали частью нашего «я», очень сложно изменить или опровергнуть. Всё, что им противоречит, мы игнорируем или отрицаем. Отрицание — базовый механизм психологической защиты в стрессовых и тревожных ситуациях, которые ставят под вопрос нашу идентичность. Это довольно простой механизм: Фрейд приписывал его детям. Но иногда он творит настоящие чудеса.
В 1974 году младший лейтенант японской армии Хироо Онода сдался филиппинским властям. Он почти 30 лет скрывался в джунглях на острове Лубанг, отказываясь верить, что Вторая мировая война закончилась и японцы потерпели поражение. Он считал, что ведет партизанскую войну в тылу врага — хотя на самом деле воевал только с филиппинской полицией и местными крестьянами.
Хироо слышал по радиоприемнику сообщения о капитуляции японского правительства, Токийских Олимпийских играх и экономическом чуде, но считал всё это вражеской пропагандой. Он признал свою ошибку, только когда на остров приехала делегация во главе с бывшим командиром, который 30 лет назад отдал ему приказ «не сдаваться в плен и не совершать самоубийство». После отмены приказа Хироо вернулся в Японию, где его приветствовали почти как национального героя.
Веселые упражнения
В качестве примеров упражнений для развития зеркальных нейронов, направленных на усиление концентрации внимания, улучшение памяти и интеллекта, можно привести следующие незатейливые приемы, имеющие тем не менее научное обоснование:
- Постараться стать амбидекстером. Это значит повышать включенность левой руки правшам, и правой — левшам.
- Осваивать и развивать новые навыки и способности.
- Примерять разные образы, менять имидж.
- Делать перестановки дома, менять интерьер.
- Заучивать шутки и анекдоты, придумывать интересные истории и использовать их в разговоре.
Рутина и привычки усыпляют мозг. Новизна, напротив, оказывает стимулирующее воздействие на сенсорные входы мозга, и способствует более яркому восприятию жизни, делает ее более красочной и запоминающейся.
Часть 3. Бог в нейронах
В третьей части фильма Атен объясняет природу «мозговых волн», которые регистрируются благодаря электрическому сигналу, проходящему через сети нейронов. Такие колебания различной частоты подразделяются на альфа-, бета-, тета-, дельта- и гамма-волны. Чтобы решить ту или иную задачу, мозг настраивается на определённую волну, но оставляет без внимания иные посторонние сигналы. Здесь Атенассоциирует мозг с радиоприёмником. Но существует другая особенность мозга, которую не упоминаетАтен при подобном сравнении, а именно увеличение общей рабочей площади засчёт складок. Это напоминает то, как используется фрактальный принцип при увеличении рабочей поверхности принимающего и передающего устройств, например, антенны.
Карл Дайзерот (1971 г.р.), известный на Западе профессор биоинженерии, психиатрии и поведенческих наук в Стэндфордскомуниверситете, выяснил, что чем согласованнее деятельность нейронов, тем быстрее передаётся информация между ними. Когда мозг получает для анализа две несовместимые идеи, это идёт вразрез с принципом единства внутри его работы, и тогда мы испытываем психологический дискомфорт при когнитивном диссонансе. Т.е. каждая нейронная цепь всегда старается уменьшить такую несогласованность.
Атен объясняет основную причину присущей человечеству тяги к духовности. Эволюция, утверждает он, это своего рода процесс адаптации флоры и фауны к условиям окружающей среды посредством установления с ней резонанса. Но в ситуации, когда перед человеком встаёт экзистенциальный вопрос, а ответ сводится к выводу о бессмысленности своего существования, то возникает когнитивный диссонанс. Чтобы справиться с этим психическим раздражением, люди прибегают к религии и прочим духовным учениям, минуя науку, которая не даёт чётких ответов на вопрос о смысле жизни.
Так почему же Атен назвал фильм и, в частности, эту его часть так странно − «Бог в нейронах»? Не потому ли, что именно они с точки зрения психиатрии по всем параметрам подобны господу, если понимать его в рамках монотеизма?Нейроны контролируют и регулируют всё наше поведение, и чаще всего мы об этом даже не знаем, т.е. они как бы сами по себе, отдельно от нас, и в то же время всегда рядом. Наш мозг – это наша совесть, наша основа религиозности, внутренний голос, наше всё.Мозг – наш Творец, ибо создал нас такими, какие мы есть, и весь окружающий мир, каким мы его воспринимаем; мы живём по законам и правилам нашего мозга, и физиологически обусловлена наша неспособностьнарушить их. Не зря христианские священники иногда проповедуют: «Бог находится в нас» или «Ищи храм свой внутри себя». Интересно, что Атену удаётся подойти к расшифровке этих дежурных религиозных фраз с научной стороны.
ПОЛЕЗНЫЕ Такая
УЖАСТИКИ невероятная способность не может оставаться не мозгом востребованной: уж слишком она хороша. Поэтому сновидения наши, согласно некоторым исследованиям, представляются симуляциями именно поведения в неочевидных ситуациях. Эта для инсценировка нас во сне кажется реальной, и мы безопасно можем потренироваться в поисках правильного поведения. минимум Как, половина всех наших снов – инсценировка, а 20% – симуляция угрожающих событий, где наш может мозг рассматривать различные варианты выхода из ситуации кризисной
Некоторые сны кончаются неудачей, нам внушая страх и ужас – это неудачный выхода вариант, который, тем не менее, дает понимание нам чего-то важного
Причем полезность симуляции мысленной зависит от опыта в той области, человек которую себе представляет. Так, профессиональные которых, хоккеисты изучали в одном исследовании, существенно симуляции в отличаются ситуаций, связанных с хоккеем, от людей, знают которые о нем только понаслышке. Возможно ли, наблюдая только за действиями хоккеистов по телевизору или на стать, стадионе хорошим игроком? Сегодня нет этому доказательств. Но даже пустячный опыт в отработке навыка любого может сделать симуляцию более ЛОВИ.
За дело берется Рамачандран
Вилейанур Рамачандран
The AGE
Семир Зеки, конечно, ввел термин «нейроэстетика» и даже провел эксперимент. Но основные положения, которые влияют на восприятие произведений искусства, сформулировал другой ученый. Им был профессор психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета Сан-Диего и директор Центра мозга и познания Вилейанур Рамачандран. Он как раз изучает зеркальные нейроны. Кроме того, индийский ученый занялся разработкой теории человеческого художественного опыта. Она основана на нейронных механизмах. Рамачандран сформулировал девять основных законов, которые объясняют, как же человек воспринимает творчество. Сам профессор уточняет, что эти положения базовые – есть вероятность, что в будущем (по мере развития нейроэстетики) их станет больше. Вот о чем пишет Рамачандран в своей книге «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми».
1. Группировка
Человеческий мозг приходит в восторг, когда ему удается разгадать загадку. В нашем случае – когда из хаотично разбросанных на первый взгляд элементов удается собрать цельный образ. Этот трюк отлично работает с импрессионизмом, например. Объяснить это можно тем, что эволюционно людям нужна была физическая мотивация для того, чтобы во время охоты искать замаскировавшуюся добычу. Или находить хищника, который притаился в гуще растений.
2. Максимальное смещение
Художники преувеличивают некоторые черты, делая их более явными. Рамачандран приводит забавный и любопытный пример. Птенцы чайки, которых вскормили вдали от родителей и вообще особей их вида, принимают желтый пинцет с красным пятном за клюв таких же чаек. Если увеличить пинцет до палки – тоже желтой, тоже с красным полосами, – птенцы будут реагировать еще активнее. Этот объект, мягко говоря, не похож на клюв настоящей чайки. Но организм птиц так устроен, что чем ярче выражены ключевые черты, тем сильнее реакция. Так работают, вероятно, и рецептивные поля нейронов человека – они активнее отвечают на преувеличенные раздражители. Кстати, это объясняет, например, почему нас привлекают карикатуры.
This content can also be viewed on the site it originates from.
3. Контраст
Мы уже выяснили, что наш мозг буквально нацелен на то, чтобы искать целое в разрозненных элементах или находить спрятанные образы, угадывать их по отдельным чертам. Раньше это помогало определять зрелость плодов, искать добычу или замечать притаившегося хищника. С контрастом похожая история
С его помощью мы зрительно отделяем предметы от фона, очерчиваем края и границы и концентрируем внимание на основных объектах. Кроме того, вспомните о том, как устроено зрение. Нейроны в первичной коре мозга распознают именно линии. Причем контраст может быть не только цветовой, но и фактурный или свето-теневой.
This content can also be viewed on the site it originates from.
4. Изоляция
Художник не только преувеличивает какие-то элементы картины, но и отделяет («изолирует») те объекты, на которые зритель должен обратить внимание. Это облегчает задачу мозгу – он быстрее понимает, на чем необходимо сконцентрироваться
Дело в том, что сфокусировать внимание на множестве образов мы не можем. Так уж устроен наш мозг – ресурсы внимания крайне ограничены. А оно, в свою очередь, усиливает эмоциональную реакцию.
5. Решение проблем восприятия
Когда идея выражена напрямую, а предмет изображен явно – интерес падает. Куда приятнее угадывать объект, например, за вуалью или дымкой. Сам процесс решения разнообразных головоломок доставляет удовольствие – это мы уже знаем. Как пишет сам профессор: «Нагота, прикрытая прозрачной вуалью, соблазняет и дразнит гораздо сильнее, чем многоцветный разворот в Playboy». Дело в том, что зрительные нейроны связаны с лимбическими структурами мозга, которые отвечают за эмоции и наслаждение. Это обеспечивает удовольствие от одного только поиска предмета.
6. Неприязнь к совпадениям
В детстве вы наверняка слышали, что не существует абсолютно одинаковых снежинок. То же самое можно сказать про любой объект, созданный природой. Матушка не повторяется. И художники стараются тоже. Просто потому, что человек привык, что нет идентичных элементов – они должны хотя бы чуточку, но отличаться друг от друга. Важный момент: нам не нравятся совпадения только в случае, когда мы не можем их объяснить, когда для них нет причины. Кроме того, нервная система привыкает к часто встречающимся образам, они перестают удивлять и приносить былое эстетическое удовольствие.
Фантомная боль и зеркальные ящики
Уже сегодня существуют практические сферы применения открытия зеркальных нейронов, например в лечении фантомной боли в ампутированных конечностях. В тех случаях, когда перед ампутацией были повреждены периферические нервы и конечность долгое время оставалась парализованной, формируются нейронные соединения мозга, называемые «выученным параличом». Затем, после ампутации, этот выученный паралич переносится на сам фантом и зачастую причиняет пациентам невыразимые мучения. Как же устранить боль в конечности, которой уже давно не существует? Наблюдая за прикоснове-нием к другому человеку, пациент ощущал его на фантоме своей конечности, облегчая таким образом собственную фантомную боль. Кроме того, с помощью зеркального ящика создавалась иллюзия существования конечности и, двигая фантомной конечностью, пациенты за две недели избавлялись от выученного паралича. Эту технику применяли также в реабилитации после инсульта. Он обычно воспринимается как необратимое повреждение нервных волокон, но оказывается, что определенный компонент инсультового паралича тоже выучен и может быть преодолен с помощью науки о зеркальных нейронах.
Правила применения критики
Критика только тогда будет полностью соответствовать приведенному нами в начале статьи понятию (анализ, оценка, суждение на принципах объективности), когда она является аргументированной и доброжелательной. Профессионалы придерживаются мнения, что сочетание доброжелательности и объективности – это «золотое правило» любого специалиста, ведущего деятельность в сфере критики. Да, они профи в деле поиска минусов, они видят недостатки и указывают на них, но понимают, что, задев кого-то или обидев, не получат результата и не станут востребованными.
Вот примеры того, как правильно и неправильно применять критику (в рамках разных ситуаций):
школа. Учитель и ученик. Последний не справился с задачей. Плохо говорить ему: «Из тебя не выйдет толкового человека». Хорошо так: «Тебе нужно больше стараться, ты сможешь решать задачи сложнее»;
производство. Начальник и подчиненный. Последний допускает выпуск брака. Плохо, если начальник говорит: «Такие работники нам не нужны, мы теряем деньги». Хорошо, когда он объективно оценивает ситуацию: «Это приведет к небольшим потерям, мы их не ощутим. Будь, пожалуйста, внимательнее, чтобы не допускать ошибок в будущем. Мы верим в твой профессионализм»;
общественный транспорт. Молодой человек и бабушка
Последняя по неосторожности пачкает обувь первому своей коляской. Плохо, если молодой человек скажет: «Слепая старуха, не видишь, куда катишь свое барахло?»
Хорошо, если он сделает мягкое замечание: «Бабуль, надо быть аккуратнее».
Это лишь примеры.
Самые главные принципы критики: объективность, взвешенность, логичность, доброжелательность, аргументированность. Без их соблюдения любое суждение превращается в поток ничем не обоснованного словесного гнева, даже если подача мягкая.