Великие безумцы с психическими расстройствами, подарившие миру гениальные идеи и произведения

2 вариант

Н.В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» раскрывает перед читателем события из жизни Аксентия Ивановича Поприщина, изложенные в виде его дневника.

Главные герои в произведениях Н.В. Гоголя имеют очень характерные фамилии, и Аксентий Иванович Поприщин не стал исключением. Ему 42 года, работает он в департаменте в должности титулярного, в обязанности которого входит переписывание бумаг, а также починка перьев для директора. Стоит отметить, что около 50% служащих в должности титулярного советника так и не смогли получить чин выше. Не раз в произведении Поприщин упоминает о своем дворянском происхождении, из-за которого он уверен, что начальник отделения помыкает им, так как завидует. Переживания, связанные с неудовлетворенностью собственным существованием, прослеживаются на протяжении всего текста. Поприщин как бы ищет свое поприще, предназначение, и это, в итоге, сводит его с ума.

Сумасшествие проявляется еще в начале произведения, когда Аксентий Иванович слышит двух собак, разговаривающих по-человечески. Впоследствии оно усиливается на фоне симпатии к генеральской дочери и известии о ее грядущем замужестве с камер-юнкером, о котором он узнает из переписки между двумя собачками Меджи и Фидель. Заболевание, которым страдает главный герой, вероятно, носит параноидальный характер на фоне явной мании величия и нереализованных амбиций. Об этом свидетельствует запись в его дневнике, датированная 43 апреля 2000 года, в которой он утверждает, что он король Испании Фредерик VIII.

Дальнейшие события повести повествуют об усугублении заболевания Поприщина и все большем отдалении его от реальности: выдуманные даты, создание мантии из нового вицмундира и ожидание испанских депутатов для представления ко двору. Последние главы произведения рассказывают о его мучительном пребывании в лечебнице, которую самопровозглашенный король считает Испанией.

Основная мысль повести «Записки сумасшедшего» заключается в безысходности существования маленького чиновника, в укоренившемся в России XIX века неравенстве между чинами

Через монолог главного героя автор высмеивает порядки и поведение различных слоев общества и говорит, что получить уважение и внимание может только тот, кто уже имеет определенные достижения в жизни, а одинокий, небогатый, низкочинный человек так и останется никем не замеченным

Темы

Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.

Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

Главные и второстепенные персонажи

В повести «Записки сумасшедшего» один главный персонаж, от лица которого ведётся изложение событий, и несколько второстепенных. Героя зовут Поприщин Аксентий Иванович. Это мужчина 42 лет, который трудится титулярным советником в департаменте. По происхождению он дворянин. Занимаемая должность позволяет отнести Аксентия к мелким чиновникам. Вот как можно кратко охарактеризовать второстепенных героев:

  • Директор департамента. Умный мужчина, честный и не любящий много разговаривать.
  • Софи. Дочка директора, красивая девушка, к которой Аксентий испытывает возвышенные чувства.
  • Теплов. Жених Софи, благородный камер-юнкер, достойный человек.
  • Фиделька и Меджи. Комнатные собачки. Поприщину казалось, что они разговаривают и переписываются, а потом он выкрал их «письма».
  • Мавра. Глупая и необразованная чухонка, прислуживающая Аксентию.

Примеры бреда

Рассмотренные выше виды бреда могут стать основными примерами, которые наблюдаются у больных. Однако бредовых идей существует очень много. Рассмотрим некоторые их примеры:

  • Человек может верить в то, что обладает сверхъестественными силами, в чем уверять окружающих и предлагать им решение проблем через магию и колдовство.
  • Человеку может казаться, что он читает мысли окружающих, или наоборот, что окружающие люди читают его мысли.
  • Человек может считать, что он способен подзаряжаться через проводку, из-за чего не питаться и совать пальцы в розетку.
  • Человек убежден в том, что он живет много лет, родился в древние времена, либо является пришельцем из другой планеты, например, с Марса.
  • Человек уверен, что у него есть двойники, которые повторяют его жизнь, поступки, манеру поведения.
  • Человек утверждает, что у него под кожей живут насекомые, которые размножаются и ползают.
  • Человек придумывает ложные воспоминания или рассказывает истории, которых никогда не было.
  • Человек убежден, что может превращаться в какое-то животное или неодушевленный предмет.
  • Человек уверен, что его внешность уродлива.

В обыденной жизни люди часто бросаются словом «бред». Зачастую это случается тогда, когда кто-то находится в алкогольном или наркотическом опьянении и рассказывает, что с ним произошло, что видит, или излагает какие-то научные факты. Также бредовыми идеями кажутся выражения, с которыми люди не согласны. Однако на самом деле это не является бредом, а считается всего лишь заблуждением.

К бреду могут относить помутнение сознания, когда человеку что-то видится или плохо воспринимается окружающий мир. Это также психологами не относится к бреду, поскольку важным является сохранение сознания, но нарушение мышления.

Мания величия: особенности личности пациента

Каждая мысль пациента с манией величия сосредоточена на его истинной ценности для социума и исключительности его идей. Как следствие, каждый его поступок и любой разговор, каждая мысль и каждое действие будут направлены на признание в социуме именно этой самой великой ценности, оповещение максимального числа слушателей о существовании пациента и его исключительности.

Такой пациент не может просто поверить, что на планете существуют еще люди, которые в силу своей неграмотности и убогости не знают о нем, его идеях и великих планах. Он искренне верит в то, что все им обязаны восхищаться и хвалить, ставить в пример и любить его идеи, как свои. Пациента сложно (практически нереально) убедить в том, что озвученные им идеи не столь уж и важны и замечательны, а дела – обычны. Человек с манией величия будет вовлекать в свои круги все большее число слушателей.

Сюжет

Всё повествование ведётся от имени Аксентия Ивановича, не самым аккуратным способом делающего записи в своём дневнике. Здесь он записывает свои мысли и действия, рассуждает и делает выводы. Порой главный герой выступает как философ, не лишённый способности анализировать. Дожив до сорока двух лет, обедневший дворянин Поприщин, ничем не отличается от тысяч таких же как он чиновников. Но именно с ним случается трагедия, разыгранная на глазах читателя.

День ото дня рассудок покидает несчастного. Его записи становятся всё абсурднее. К патологическому состоянию подмешивается мания величия, которая почему-то расширяет сознание несчастного. Кажется, что главный герой стал видеть глубже окружающую действительность.

Неслучайно цензура рассматривала произведение под призмой предвзятости. Всем было очевидно, что под сумасшедшим бредом Поприщина автор маскирует безнравственную пустоту и ничтожность чиновничьей среды.

Пока Гоголь вынашивал сюжетную идею, он рассматривал разные варианты, как подать своё произведение. «Записки сумасшедшего» могли бы быть пьесой. Но, выбрав вариант в виде дневника, автор не прогадал.

Виды мегаломании

Бред мегаломана может быть систематизированным. Его идеи связаны между собой, имеют некоторую доказательную базу, структурированы. Также бред бывает несистематизированным, идеи и высказывания никак не связаны между собой.

По содержанию также выделят разнообразные виды мегаломанистического бреда.

Вид мегаломанистического бреда Каким образом выражается
Мания особого происхождения Человек убежден, что он принадлежит к какому-то известному роду. Например, является потомком египетских фараонов, внебрачным сыном знаменитого артиста, ученого или президента. Мегаломан приводит якобы доказательства своих выводов, но на самом деле они не имеют ничего общего с реальностью
Мания богатства Характеризуется как уверенность человека в его сказочном богатстве. Высказывания могут быть и вполне адекватными, например, уверения в том, что на счету есть несколько сотен тысяч рублей. Но могут быть и явно преувеличенными, например: «Я настоящий владелец всех драгоценных камней в мире»
Мания изобретательства Индивид уверен, что совершил настоящий научный прорыв, например, изобрел машину времени, эликсир вечной молодости или таблетку от всех болезней. При этом, он считает глупцами весь мир, так как он отказывается от его гениальных открытий
Мания влюбленности Выглядит как убежденность в том, что в мегаломана влюблена медийная персона. По его мнению, между ними происходит настоящий роман.
Бред реформаторства Мегаломан утверждает, что знает, как наладить ситуацию в стране, рассказывает о необходимости войн и революций, рассказывает о экономических и политических моделях
Антагонистический бред Человек считает себя ключевой фигурой в борьбе добра со злом, тьмы со светом. Он избранный, способный повлиять на судьбы всего мира
Мания альтруизма или мессианства Мегаломан уверяет, что он – спаситель всего человечества (пророк, целитель, чудотворец, сын бога)

Признаки

Признаки мании величия:

эгоцентризм, зацикленность человека на себе;
обостренная потребность во внимании и особое внимание к себе (интересы, потребности, особенности, проблемы других людей уходят на второй план);
позиция «есть только мое мнение и неправильное» (рьяно отстаивает свою точку зрения, мысли);
конфликтность;
убежденность в собственной гениальности и требование от окружающих подтверждения этих мыслей.

Нередко при мании величия заметны такие проблемы как гиперактивность и повышенная психическая возбудимость, проблемы со сном.

Обратите внимание! Постоянное психофизическое и интеллектуальное напряжение рано или поздно приводит к истощению. Из-за этого у человека развиваются депрессивные и суицидальные наклонности

В психиатрии принято разграничивать семь типов мании величия. Они отличаются проявлениями:

  1. Бред особого происхождения. Главный признак – убежденность человека в том, что в нем течет голубая кровь. Одни больные утверждают, что они близкие родственники кого-то из звезд. Другие больные говорят о том, что они имеют знатное происхождение.
  2. Бред богатства. Ведущий признак – уверенность в том, что человек обладает несметными богатствами, и неразумная трата денег в настоящем.
  3. Бред Александра Македонского (Александризм). Главный признак – причисление себя к ряду великих ученых, полководцев, художников, политиков и т.п. Человек уверен, что он обладает выдающимися способностями и талантами.
  4. Реформаторство (бред изобретательства). Ведущий признак – больной уверен, что сделал великое теоретическое или практическое открытие, которое изменит мир. Конечно, для других людей его «открытие» выглядит как эпизод из фантастического фильма, игра ребенка.
  5. Бред влюбленности. Признак – больной уверен, что его страстно любит и желает кто-то из великих людей, звезд, политиков и т.п.
  6. Синдром мессии. Ведущий признак – убежденность человека в том, что его миссия – спасти все человечество. Нередко такие люди становятся основателями сект.

История создания

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Прогноз и лечение бреда величия

Для устранения мегаломании проводится комплексный подход в избавлении от основной причины. Правильный подход в лечении прогрессивного паралича, маниакально-депрессивного расстройства, шизофрении способствует постепенному избавлению от бредовых идей.

Медикаменты назначаются только врачом в индивидуальном порядке. В лечении используют транквилизаторы, нейролептики и препараты на основе лития. Если заболевание протекает в тяжелой форме, проводится госпитализация. Легкие формы лечатся на дому, либо в учреждении. В заключении требуется подготовка человека к ведению социальной жизни.

Проблемы

В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.

Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его

И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки

Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

Прогноз и лечение бреда величия

Для устранения мегаломании проводится комплексный подход в избавлении от основной причины. Правильный подход в лечении прогрессивного паралича, маниакально-депрессивного расстройства, шизофрении способствует постепенному избавлению от бредовых идей.

Медикаменты назначаются только врачом в индивидуальном порядке. В лечении используют транквилизаторы, нейролептики и препараты на основе лития. Если заболевание протекает в тяжелой форме, проводится госпитализация. Легкие формы лечатся на дому, либо в учреждении. В заключении требуется подготовка человека к ведению социальной жизни.

История создания

«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».

Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.

В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.

История создания

«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».

Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.

В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.

История создания

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении. 

Причины развития

Нередко данное расстройство развивается на фоне паранойи, маниакального синдрома или комплекса неполноценности.

На сегодняшний день достоверно неизвестны причины, которые могут повлиять на появление мании величия. Однако, рассматриваются определенные факторы, провоцирующие развитие болезни, особенно, если имела место предрасположенность к ней. А именно:

  • постоянные стрессы;
  • травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера (наличие низкой самокритичности, завышенной самооценки);
  • наркотическая или алкогольная зависимость.

Мания величия может развиваться на фоне таких заболеваний, как:

  • сифилис головного мозга;
  • параноидальное расстройство;
  • невроз;
  • маниакально-депрессивный синдром;
  • шизофрения.

На формирование мании величия оказывает воздействие влияние условий, в которых воспитывался человек. Если в детстве им чрезмерно восхищались, проявляли гиперопеку, повлияли на формирование завышенной самооценки и самолюбия. Особенно четко просматривается взаимосвязь между развитием данного расстройства и воспитанием женщин. Некоторые родители, воспитывая своих дочерей, регулярно ими восхищаются, относятся, как к принцессам.

Иногда рассматриваемое расстройство развивается без видимых на то причин. Даже психотерапевт не в состоянии определить, что именно лежит в его основе.

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Великие безумцы с психическими расстройствами, подарившие миру гениальные идеи и произведения

2 вариант

Н.В. Гоголь в своей повести «Записки сумасшедшего» раскрывает перед читателем события из жизни Аксентия Ивановича Поприщина, изложенные в виде его дневника.

Главные герои в произведениях Н.В. Гоголя имеют очень характерные фамилии, и Аксентий Иванович Поприщин не стал исключением. Ему 42 года, работает он в департаменте в должности титулярного, в обязанности которого входит переписывание бумаг, а также починка перьев для директора. Стоит отметить, что около 50% служащих в должности титулярного советника так и не смогли получить чин выше. Не раз в произведении Поприщин упоминает о своем дворянском происхождении, из-за которого он уверен, что начальник отделения помыкает им, так как завидует. Переживания, связанные с неудовлетворенностью собственным существованием, прослеживаются на протяжении всего текста. Поприщин как бы ищет свое поприще, предназначение, и это, в итоге, сводит его с ума.

Сумасшествие проявляется еще в начале произведения, когда Аксентий Иванович слышит двух собак, разговаривающих по-человечески. Впоследствии оно усиливается на фоне симпатии к генеральской дочери и известии о ее грядущем замужестве с камер-юнкером, о котором он узнает из переписки между двумя собачками Меджи и Фидель. Заболевание, которым страдает главный герой, вероятно, носит параноидальный характер на фоне явной мании величия и нереализованных амбиций. Об этом свидетельствует запись в его дневнике, датированная 43 апреля 2000 года, в которой он утверждает, что он король Испании Фредерик VIII.

Дальнейшие события повести повествуют об усугублении заболевания Поприщина и все большем отдалении его от реальности: выдуманные даты, создание мантии из нового вицмундира и ожидание испанских депутатов для представления ко двору. Последние главы произведения рассказывают о его мучительном пребывании в лечебнице, которую самопровозглашенный король считает Испанией.

Основная мысль повести «Записки сумасшедшего» заключается в безысходности существования маленького чиновника, в укоренившемся в России XIX века неравенстве между чинами

Через монолог главного героя автор высмеивает порядки и поведение различных слоев общества и говорит, что получить уважение и внимание может только тот, кто уже имеет определенные достижения в жизни, а одинокий, небогатый, низкочинный человек так и останется никем не замеченным

Темы

Маленький человек – основная тема «Записок». Этот образ не раз фигурировал в «Петербургских повестях». Гоголя особенно волновала эта проблема, так как будучи молодым, он сам часто сталкивался с несправедливостью по отношению к людям, имеющим более низкий чин. Когда он приехал в Петербург в 1829 году, то буквально был шокирован существующим неравенством, которое укоренилось в обществе. Он лично познал всю боль человека, которому не хватает денег на новую шинель, или бедственное положение в среде молодых художников, когда посещал рисовальные классы академии художеств.

Именно поэтому Гоголь хотел показать жизнь людей в нечеловеческих условиях. И «Записки сумасшедшего» становятся самым трагичным произведением из всего цикла. Все, что происходит с Аксентием Ивановичем, нельзя назвать простым рассказом о жизни бедняка. Это заметки, сквозь которые слышны безумные вопли отчаяния, мольбы о помощи, болезненные переживания. Всё существование главного героя сосредоточенно только в пределах собственной головы. Постоянные угрызения совести, одиночество и бедность заставляют его шагнуть туда, откуда нет выхода. Мир безумия, словно врата ада, разворачивается перед ним и захватывает в свои сети. Удивительно, что именно безумие наводит героя на довольно здравые рассуждения о собственном бесправии.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

Главные и второстепенные персонажи

В повести «Записки сумасшедшего» один главный персонаж, от лица которого ведётся изложение событий, и несколько второстепенных. Героя зовут Поприщин Аксентий Иванович. Это мужчина 42 лет, который трудится титулярным советником в департаменте. По происхождению он дворянин. Занимаемая должность позволяет отнести Аксентия к мелким чиновникам. Вот как можно кратко охарактеризовать второстепенных героев:

  • Директор департамента. Умный мужчина, честный и не любящий много разговаривать.
  • Софи. Дочка директора, красивая девушка, к которой Аксентий испытывает возвышенные чувства.
  • Теплов. Жених Софи, благородный камер-юнкер, достойный человек.
  • Фиделька и Меджи. Комнатные собачки. Поприщину казалось, что они разговаривают и переписываются, а потом он выкрал их «письма».
  • Мавра. Глупая и необразованная чухонка, прислуживающая Аксентию.

Примеры бреда

Рассмотренные выше виды бреда могут стать основными примерами, которые наблюдаются у больных. Однако бредовых идей существует очень много. Рассмотрим некоторые их примеры:

  • Человек может верить в то, что обладает сверхъестественными силами, в чем уверять окружающих и предлагать им решение проблем через магию и колдовство.
  • Человеку может казаться, что он читает мысли окружающих, или наоборот, что окружающие люди читают его мысли.
  • Человек может считать, что он способен подзаряжаться через проводку, из-за чего не питаться и совать пальцы в розетку.
  • Человек убежден в том, что он живет много лет, родился в древние времена, либо является пришельцем из другой планеты, например, с Марса.
  • Человек уверен, что у него есть двойники, которые повторяют его жизнь, поступки, манеру поведения.
  • Человек утверждает, что у него под кожей живут насекомые, которые размножаются и ползают.
  • Человек придумывает ложные воспоминания или рассказывает истории, которых никогда не было.
  • Человек убежден, что может превращаться в какое-то животное или неодушевленный предмет.
  • Человек уверен, что его внешность уродлива.

В обыденной жизни люди часто бросаются словом «бред». Зачастую это случается тогда, когда кто-то находится в алкогольном или наркотическом опьянении и рассказывает, что с ним произошло, что видит, или излагает какие-то научные факты. Также бредовыми идеями кажутся выражения, с которыми люди не согласны. Однако на самом деле это не является бредом, а считается всего лишь заблуждением.

К бреду могут относить помутнение сознания, когда человеку что-то видится или плохо воспринимается окружающий мир. Это также психологами не относится к бреду, поскольку важным является сохранение сознания, но нарушение мышления.

Мания величия: особенности личности пациента

Каждая мысль пациента с манией величия сосредоточена на его истинной ценности для социума и исключительности его идей. Как следствие, каждый его поступок и любой разговор, каждая мысль и каждое действие будут направлены на признание в социуме именно этой самой великой ценности, оповещение максимального числа слушателей о существовании пациента и его исключительности.

Такой пациент не может просто поверить, что на планете существуют еще люди, которые в силу своей неграмотности и убогости не знают о нем, его идеях и великих планах. Он искренне верит в то, что все им обязаны восхищаться и хвалить, ставить в пример и любить его идеи, как свои. Пациента сложно (практически нереально) убедить в том, что озвученные им идеи не столь уж и важны и замечательны, а дела – обычны. Человек с манией величия будет вовлекать в свои круги все большее число слушателей.

Сюжет

Всё повествование ведётся от имени Аксентия Ивановича, не самым аккуратным способом делающего записи в своём дневнике. Здесь он записывает свои мысли и действия, рассуждает и делает выводы. Порой главный герой выступает как философ, не лишённый способности анализировать. Дожив до сорока двух лет, обедневший дворянин Поприщин, ничем не отличается от тысяч таких же как он чиновников. Но именно с ним случается трагедия, разыгранная на глазах читателя.

День ото дня рассудок покидает несчастного. Его записи становятся всё абсурднее. К патологическому состоянию подмешивается мания величия, которая почему-то расширяет сознание несчастного. Кажется, что главный герой стал видеть глубже окружающую действительность.

Неслучайно цензура рассматривала произведение под призмой предвзятости. Всем было очевидно, что под сумасшедшим бредом Поприщина автор маскирует безнравственную пустоту и ничтожность чиновничьей среды.

Пока Гоголь вынашивал сюжетную идею, он рассматривал разные варианты, как подать своё произведение. «Записки сумасшедшего» могли бы быть пьесой. Но, выбрав вариант в виде дневника, автор не прогадал.

Виды мегаломании

Бред мегаломана может быть систематизированным. Его идеи связаны между собой, имеют некоторую доказательную базу, структурированы. Также бред бывает несистематизированным, идеи и высказывания никак не связаны между собой.

По содержанию также выделят разнообразные виды мегаломанистического бреда.

Вид мегаломанистического бреда Каким образом выражается
Мания особого происхождения Человек убежден, что он принадлежит к какому-то известному роду. Например, является потомком египетских фараонов, внебрачным сыном знаменитого артиста, ученого или президента. Мегаломан приводит якобы доказательства своих выводов, но на самом деле они не имеют ничего общего с реальностью
Мания богатства Характеризуется как уверенность человека в его сказочном богатстве. Высказывания могут быть и вполне адекватными, например, уверения в том, что на счету есть несколько сотен тысяч рублей. Но могут быть и явно преувеличенными, например: «Я настоящий владелец всех драгоценных камней в мире»
Мания изобретательства Индивид уверен, что совершил настоящий научный прорыв, например, изобрел машину времени, эликсир вечной молодости или таблетку от всех болезней. При этом, он считает глупцами весь мир, так как он отказывается от его гениальных открытий
Мания влюбленности Выглядит как убежденность в том, что в мегаломана влюблена медийная персона. По его мнению, между ними происходит настоящий роман.
Бред реформаторства Мегаломан утверждает, что знает, как наладить ситуацию в стране, рассказывает о необходимости войн и революций, рассказывает о экономических и политических моделях
Антагонистический бред Человек считает себя ключевой фигурой в борьбе добра со злом, тьмы со светом. Он избранный, способный повлиять на судьбы всего мира
Мания альтруизма или мессианства Мегаломан уверяет, что он – спаситель всего человечества (пророк, целитель, чудотворец, сын бога)

Признаки

Признаки мании величия:

эгоцентризм, зацикленность человека на себе;
обостренная потребность во внимании и особое внимание к себе (интересы, потребности, особенности, проблемы других людей уходят на второй план);
позиция «есть только мое мнение и неправильное» (рьяно отстаивает свою точку зрения, мысли);
конфликтность;
убежденность в собственной гениальности и требование от окружающих подтверждения этих мыслей.

Нередко при мании величия заметны такие проблемы как гиперактивность и повышенная психическая возбудимость, проблемы со сном.

Обратите внимание! Постоянное психофизическое и интеллектуальное напряжение рано или поздно приводит к истощению. Из-за этого у человека развиваются депрессивные и суицидальные наклонности

В психиатрии принято разграничивать семь типов мании величия. Они отличаются проявлениями:

  1. Бред особого происхождения. Главный признак – убежденность человека в том, что в нем течет голубая кровь. Одни больные утверждают, что они близкие родственники кого-то из звезд. Другие больные говорят о том, что они имеют знатное происхождение.
  2. Бред богатства. Ведущий признак – уверенность в том, что человек обладает несметными богатствами, и неразумная трата денег в настоящем.
  3. Бред Александра Македонского (Александризм). Главный признак – причисление себя к ряду великих ученых, полководцев, художников, политиков и т.п. Человек уверен, что он обладает выдающимися способностями и талантами.
  4. Реформаторство (бред изобретательства). Ведущий признак – больной уверен, что сделал великое теоретическое или практическое открытие, которое изменит мир. Конечно, для других людей его «открытие» выглядит как эпизод из фантастического фильма, игра ребенка.
  5. Бред влюбленности. Признак – больной уверен, что его страстно любит и желает кто-то из великих людей, звезд, политиков и т.п.
  6. Синдром мессии. Ведущий признак – убежденность человека в том, что его миссия – спасти все человечество. Нередко такие люди становятся основателями сект.

История создания

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Прогноз и лечение бреда величия

Для устранения мегаломании проводится комплексный подход в избавлении от основной причины. Правильный подход в лечении прогрессивного паралича, маниакально-депрессивного расстройства, шизофрении способствует постепенному избавлению от бредовых идей.

Медикаменты назначаются только врачом в индивидуальном порядке. В лечении используют транквилизаторы, нейролептики и препараты на основе лития. Если заболевание протекает в тяжелой форме, проводится госпитализация. Легкие формы лечатся на дому, либо в учреждении. В заключении требуется подготовка человека к ведению социальной жизни.

Проблемы

В повести затрагивается ряд довольно важных проблем. И проблема уничижительной бедности является одной из главных. В самом герое заключен протест против несправедливых общественных устоев, где уже нет таких понятий, как «разум» и «справедливость». Ведь именно в такой обстановке многие люди начинают чувствовать себя угнетенными и слабыми. Появляется момент соперничества и сравнения себя с другими, что приводит к тотальной неуверенности в себе. Осуждение и пренебрежение теми, кто занимает не самые престижные должности, в конце концов, может привести к волнениям более серьезным, чем одно происшествие в департаменте Петербурга.

Ещё одна важнейшая проблема – одиночество. Поприщев воплощает в себе это понятие. Он покинут всеми, никто не желает понять его

И Гоголь пытается заострить внимание читателя на том, что любой человек, независимо от его социального статуса и денежного положения, заслуживает участия. В каждом можно попытаться разглядеть светлые черты, каждый заслуживает помощи и поддержки

Однако зачастую люди, проигравшие в лотерею рождения, никому не нужны. И в момент, когда одиночество окружает со всех сторон, действительно можно сойти с ума.

Прогноз и лечение бреда величия

Для устранения мегаломании проводится комплексный подход в избавлении от основной причины. Правильный подход в лечении прогрессивного паралича, маниакально-депрессивного расстройства, шизофрении способствует постепенному избавлению от бредовых идей.

Медикаменты назначаются только врачом в индивидуальном порядке. В лечении используют транквилизаторы, нейролептики и препараты на основе лития. Если заболевание протекает в тяжелой форме, проводится госпитализация. Легкие формы лечатся на дому, либо в учреждении. В заключении требуется подготовка человека к ведению социальной жизни.

История создания

«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».

Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.

В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.

История создания

«Записки сумасшедшего» – повесть, имевшая в первоначальном варианте другое название. Произведение вышло в свет в 1835 году. Оно вошло в сборник «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего».

Согласно переписке писателя, которую скрупулезно изучили литературоведы, в тридцатые годы он был увлечен творчеством Одоевского. Этот автор – яркий представитель русского романтизма. Он, в свою очередь, большую часть своих произведений написал под влиянием книг Гофмана и Шеллинга. Незадолго до того, как Гоголь приступил к созданию повести, о которой идет речь в этой статье, был опубликован сборник «Дом сумасшедших». Тема безумия вдохновила Николая Васильевича.

В 1834 году Гоголь задумал написать комедию о русских чиновниках. Но ряд сюжетных и стилистических деталей, предназначенных для этого произведения, писатель использовал в сочинении «Записки сумасшедшего». Повесть рассказывает о человеке, стремящемся к карьерному росту и прочим жизненным благам, но в силу множества разочарований постепенно лишающемся рассудка.

История создания

Повесть написана в 1834 году, в период работы над несколькими другими историями, позже объединенными в общий цикл «Петербургские повести». В тот момент Николай Васильевич начал очень серьезно относится к работе писателя и видел в ней единственный смысл жизни. Он работает очень много, практически без отдыха, о его творчестве начинают говорить критики, в том числе и В.Г. Белинский.

Тогда Гоголь был увлечен рассказами Одоевского из цикла «Дом сумасшедших» и, возможно, это в большей степени повлияло на замысел его повести. Также существовало ещё два литературных замысла подходящих по сюжету: «Записки сумасшедшего музыканта», а также ненаписанная комедия «Владимир 3-ей степени». В этих произведениях прослеживается сюжет, схожий с темой в записках. В центре внимания были герои, ставшие в итоге безумцами.

Гоголь писал записки, исходя из собственных наблюдений, в то время как сам служил в департаменте. В повести присутствуют элементы, относящиеся к личной жизни писателя. К примеру, «Дом Зверкова» у Кокушкина моста – это тот дом, в котором жил одно время сам писатель и его друг.

При первой публикации произведение не прошло цензурные ограничения, о чем Н.В. Гоголь с некой долей разочарования писал А.С. Пушкину:

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Суть: о чём повесть?

Весь сюжет произведения представлен нам в виде записей в дневнике титулярного советника Аксентия Ивановича Поприщина из Петербурга.

Однажды, идя на службу, герой сталкивается с дочкой директора департамента и мгновенно влюбляется в неё.

Весь следующий месяц в дневнике описываются мечты Поприщина о прекрасной девушке, его переживания о своей жизни, мысли об окружающих, описание быта.

В какой-то момент читатель понимает, что рассудок Аксентия явно не в порядке. Поприщин, желая узнать больше о девушке, пытается разговаривать с её собачкой, вскоре он находит переписку собачки девушки и собачки её подруги, которая содержит множество нелицеприятных выражений в его адрес.

Ближе к концу повествования Поприщин окончательно сходит с ума, начинает считать себя наследником испанского престола, тайно вывезенного в Россию, начинает строить планы своего великого правления. Последние записи героя сделаны уже в сумасшедшем доме, который он принимает за застенки Святой инквизиции.

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении. 

Причины развития

Нередко данное расстройство развивается на фоне паранойи, маниакального синдрома или комплекса неполноценности.

На сегодняшний день достоверно неизвестны причины, которые могут повлиять на появление мании величия. Однако, рассматриваются определенные факторы, провоцирующие развитие болезни, особенно, если имела место предрасположенность к ней. А именно:

  • постоянные стрессы;
  • травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера (наличие низкой самокритичности, завышенной самооценки);
  • наркотическая или алкогольная зависимость.

Мания величия может развиваться на фоне таких заболеваний, как:

  • сифилис головного мозга;
  • параноидальное расстройство;
  • невроз;
  • маниакально-депрессивный синдром;
  • шизофрения.

На формирование мании величия оказывает воздействие влияние условий, в которых воспитывался человек. Если в детстве им чрезмерно восхищались, проявляли гиперопеку, повлияли на формирование завышенной самооценки и самолюбия. Особенно четко просматривается взаимосвязь между развитием данного расстройства и воспитанием женщин. Некоторые родители, воспитывая своих дочерей, регулярно ими восхищаются, относятся, как к принцессам.

Иногда рассматриваемое расстройство развивается без видимых на то причин. Даже психотерапевт не в состоянии определить, что именно лежит в его основе.

Направление и жанр

«Записки сумасшедшего» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своём произведении Гоголь стремится максимально достоверно изобразить реальную действительность. Созданные им персонажи, их мысли, слова, действия дышат натурализмом. Читатель может легко поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Записок сумасшедшего» можно определить, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя крайне малое число действующих лиц. Но, в отличие от рассказа, сюжет наполнен большим количеством конкретных деталей, уточнений и названий реальных мест. Всё это призвано максимально приблизить сюжет повести к реальности, углубить атмосферу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: