Нейробиологические аспекты привязанности

Чувство похожее на любовь. Что значит любить человека

Любовь — это невероятно сильное притяжение между людьми, целый набор чувств, с бесконечным спектром цветов, вкусов и оттенков, и, конечно же, огромная симпатия . В начале отношений, в самом их разгаре может быть такой набор симптомов:

  • В голове любимый человек, все мысли только о ней / о нём
  • Считаешь минут до встречи
  • Когда видитесь, то время просто пролетает
  • Хочется каждую секунду быть вместе
  • Бежишь к телефону, чтобы проверить не от него / неё ли смс или звонок
  • Висение на телефоне, бесконечные звонки и всё те же смс сообщения
  • Ждёшь «онлайн» в соц сетях (ВКонтакте)
  • Утро начинается не с душа, а с узнавания того, как поживает вторая половинка (возлюбленная / возлюбленный)

Да много всего… двумя словами даже и не опишешь, но всё примерно так.

Начало отношений (любви) может быть у многих не просто похожим, а даже одинаковым, но вот продолжение как раз у всех и отличается. Дело в том, что мы все по-разному чувствуем, соответственно и любим. Даже мир каждый воспринимает по-своему. При многочисленных схожестях, мы очень разные.

Когда-то я слышал высказывание про какого-то философа или учёного на тему любви. Там человек описывал это великое чувство, как нечто такое, что заставляет людей двигаться и развиваться в одном направлении.

Если говорить своими словами , то для меня любовь — притяжение, необычное, волшебное и порой необъяснимое.

Если уж совсем кратко и ясно, то у меня в голове появилась такая фраза (цитата):

Любовь – непреодолимое желание быть рядом .

Гормоны и нейромедиаторы, связанные с влюбленностью и любовью

Некоторые исследователи пытались выяснить, что именно происходит в нашем мозгу, какие нейромедиаторы и гормоны вмешиваются в это явление и почему наши мысли и поведение меняются, когда кто-то нас побеждает.

Доктор Тереза ​​Креншоу в своей книге «Алхимия любви и похоти» объясняет, что не каждый может заставить нас почувствовать это волшебное ощущение, но когда случается влюблённость, то, и только тогда, всплывает каскад нейрохимикатов влюбленности, чтобы изменить нашу восприятие мира.

В итоге, Наиболее важными гормонами и нейротрансмиттерами, которые участвуют в процессе влюбленности, являются следующие :

Фенилэтиламин (ПЭА) Он известен как молекула влюбленности, и когда мы влюбляемся, это вещество наполняет наш мозг

Оказывает стимулирующее действие и ощущение «нахождения в облаке».

Норадреналин (норадреналин) Это катехоламин, который оказывает большое влияние на настроение, мотивацию, внимание и сексуальное поведение.

Адреналин (адреналин) : он похож на норадреналин как по структуре, так и по функции. Можно сказать, что с функциональной точки зрения между ними нет различий, за исключением того, что функция адреналина находится преимущественно вне центральной нервной системы (хотя он также действует внутри как нейротрансмиттер).

допамин Это главный нейротрансмиттер, связанный с приятным поведением и его повторением

Вмешивается в употребление наркотиков и их зависимость, в азартные игры и в любовь, и в любовь.

серотонин Серотонин известен как «гормон счастья», и высокий уровень этого вещества связан с позитивным настроением, оптимизмом, хорошим настроением и общительностью. Исследования показали, что при недостатке любви этот нейромедиатор сильно уменьшается, что может привести к одержимости и даже депрессии.

окситоцин Также называется «гормон объятий», вмешивается в создание тесных связей с парой. Это помогает установить постоянные связи между любовниками после первой волны эмоций, и когда мы обнимаемся, целуемся или занимаемся любовью, мы поддерживаем высвобождение этого вещества.

вазопрессин Он известен как гормон моногамии, и он также присутствует в привязанности между матерью и ребенком. Это выпущено как следствие близости и прикосновения, и продвигает сильную аффективную связь. Тереза ​​Креншоу, пытаясь объяснить свою функцию, говорит, что «тестостерон хочет повеселиться, вазопрессин хочет оставаться дома», имея в виду его смягчающее влияние на сексуальное влечение людей. Короче говоря, это способствует более рациональному и менее капризному мышлению, обеспечивая стабильность.

Любовь: нечто большее, чем химия

Нейрохимикаты любви оказывают большое влияние на поведение любовника. , но мы не можем забывать, что социальные, культурные факторы и образование играют важную роль, когда дело доходит до влюбленности.

Культура часто определяет наши вкусы, когда дело доходит до поиска партнера, а выбор и привлечение часто соответствуют нашим ментальным схемам и нашему представлению о мире и жизни. Да, это правда, что когда у нас есть человек, который нам нравится, мы взволнованы, и химики любви делают свою работу. Однако происхождение лежит в ожиданиях, которые формируются нашими ментальными образцами и которые часто основываются на понятии любви, которое мы видели по телевизору или в кино. Трудно представить миллионера, влюбленного в бездомного.

Что касается влюбленности, и, как объясняет антрополог Хелен Фишер, «никто точно не знает, почему это происходит. Мы знаем, что вмешивается очень важный культурный компонент. Этот момент также имеет решающее значение: мы должны быть готовы влюбиться. Люди склонны влюбляться в кого-то близкого; но мы также влюбляемся в таинственных людей «.

Появление новой дисциплины

Рождение когнитивной науки

11 сентября 1956 состоялась крупномасштабная совещание когнитивисты в Массачусетском технологическом институте. Джордж А. Миллер представил свою работу «Магическое число семь, плюс-минус два», Хомский и Ньюэлл и Саймон представили результаты своей работы по информатике. Ульрих Найссер прокомментировал результаты этой встречи в своей книге Когнитивная психология (1967 год). Термин «психология» ослабевает в 1950-х и 1960-х годах, уступая термина «когнитивная наука». Бихевиористы, такие как Миллер, стали ориентироваться на представление языка, а не общее поведение. Предложение Дэвида Марра по иерархического представления памяти заставила многих психологов принять идею, что умственные способности, в том числе алгоритмы, требуют значительной обработки в головном мозге.

Объединение неврологии и когнитивной науки

До 1980-х годов взаимодействие между неврологией и когнитивной наукой была незначительна. Термин «когнитивная нейробиология» был придуман Джорджем Миллером и Майклом Газзанига «на заднем сиденье такси в Нью-Йорке». Когнитивная нейробиология заложила теоретическое обоснование в когнитивной науке, которая возникла между 1950 и 1960, с подходами в области экспериментальной психологии, нейропсихологии и нейронауки. В конце 20 века развивались новые технологии, которые сегодня являются основой методологии когнитивной нейробиологии, в том числе транскраниальная магнитная стимуляция (1985) и функциональная магнитно-резонансная томография (1991). Ранее методов, которые использовались в когнитивной нейробиологии, включали ЭЭГ (ЭЭГ человека — 1920 год) и МЭГ (1968). Иногда когнитивные неврологи использовали другие методы визуализации головного мозга, такие как ПЭТ и ОФЭКТ. Будущей технологии в нейробиологии является редактирование ближней инфракрасной спектроскопии, в которой используется поглощения света для расчета изменений в оксида и дезоксигемоглобину в областях коры. Другие методы включают микронейрографию, электромиографию лица и слежения за глазами.

Приемы и методы

Томография

Структура мозга изучается с помощью компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ангиографии. Компьютерная томография и ангиография имеют меньшее разрешение при отображения мозга, чем магнитно-резонансная томография.

Исследование активности зон мозга на основе анализа обмена веществ позволяют осуществить позитрон-эмиссионную томографию и функциональную магнитно-резонансную томографию.

  • Позитронно-эмиссионная томография сканирует повышенное потребление глюкозы в активных участках мозга. Интенсивность потребления радиоактивной формы глюкозы, вводимой рассматривается как параметр высокой активности клеток данного участка мозга.
  • Функциональная магнитно-резонансная томография сканирует интенсивность потребления кислорода. Кислород фиксируется в результате приведения частей атома кислорода в сильном магнитном поле в нестабильное состояние. Преимуществом данного вида томографии является большая временная точность по сравнению с позитрон-эмиссионной томографией — возможность фиксировать изменения, продолжительность которых не превышает нескольких секунд.

Электроэнцефалограмма

Электроэнцефалограмма позволяет изучать процессы, происходящие в головном мозге у живого носителя, и таким образом анализировать активность мозга как реакцию на те или иные стимулы во времени. Преимуществом данного метода является возможность исследования активности мозга, заданную точным временем. Недостатком этого метода исследования мозговой деятельности является невозможность достичь точности пространственного разрешения — невозможность определить то, какие именно нейроны или группы нейронов, или даже участки мозга реагируют на данный стимул. Чтобы достичь точности пространственного разрешения, электроэнцефалограмму сочетают с позитрон-эмиссионной томографией.

-Многокомпонентные теории

Многокомпонентные теории считают, что эмоции не являются фиксированными, поскольку одна и та же эмоция может ощущаться более или менее интенсивно в зависимости от определенных факторов.

Одним из факторов, который наиболее изучался в рамках этих теорий, является когнитивная оценка эмоций, то есть значение, которое мы придаем событиям.

Некоторые из теорий, которые могут быть включены в эти категории, — это теория Шахтера-Зингера или теория двух факторов эмоций (1962) и теория Антонио Дамасио, описанная в его книге. Ошибка Декарта (1994).

Первая теория придает большое значение познанию при разработке и интерпретации эмоций, поскольку они поняли, что одна и та же эмоция может быть испытана при различных нейровегетативных активациях.

Дамасио, со своей стороны, пытается установить связь между эмоциями и разумом. Поскольку, согласно его теории соматического маркера, эмоции могут помочь нам принимать решения, они могут даже заменить разум в некоторых ситуациях, когда вам нужно дать быстрый ответ или все переменные не известны.

Например, если кто-то находится в опасной ситуации, нормальным является не думать и рассуждать, что делать, а выражать эмоции, страх и действовать соответственно (убегать, атаковать или быть парализованным).

Эволюционная психология [ править ]

Эволюционная психология предложила несколько объяснений любви. Младенцы и дети обезьян очень долгое время зависят от родительской помощи. Поэтому любовь рассматривалась как механизм, способствующий взаимной родительской поддержке детей в течение длительного периода времени. Другой заключается в том, что заболевания, передаваемые половым путем, могут вызывать, среди прочего, необратимое снижение фертильности , повреждение плода и увеличивать риски во время родов . Это будет способствовать исключительным долгосрочным отношениям, снижая риск заражения ЗППП.

С точки зрения эволюционной психологии переживания и поведение, связанные с любовью, можно исследовать с точки зрения того, как они были сформированы эволюцией человека. Например, было высказано предположение, что человеческий язык был выбран во время эволюции как тип «брачного сигнала», который позволяет потенциальным партнерам судить о репродуктивной способности. Миллер описал эволюционную психологию как отправную точку для дальнейших исследований: «Когнитивная нейробиология может попытаться локализовать адаптацию ухаживания в мозгу. Самое главное, нам нужны гораздо более точные наблюдения, касающиеся реальных ухаживаний человека, включая измеримые аспекты ухаживания, которые влияют на выбор партнера. , репродуктивные (или, по крайней мере, сексуальные) последствия индивидуальных различий в этих аспектах, а также социально-когнитивные и эмоциональные механизмы влюбленности ». Со времен Дарвина существовали аналогичные предположения об эволюции человеческого интереса к музыке также как к потенциальной сигнальной системе для привлечения и оценки пригодности потенциальных партнеров. Было высказано предположение, что человеческая способность испытывать любовь развивалась как сигнал для потенциальных партнеров о том, что партнер будет хорошим родителем и, вероятно, поможет передать гены будущим поколениям. Биолог Джереми Гриффит определяет любовь как «безусловное самоотверженность» предполагая, что у предка современного человека, австралопитека, были полностью развиты инстинкты сотрудничества . Исследования бонобо (большая обезьяна, ранее называвшаяся карликовым шимпанзе ) часто цитируются в поддержку кооперативного прошлого у людей.

Главные признаки любви

Это более глубокое чувство, возникающее между по-настоящему близкими и родными людьми, готовыми принимать друг друга со всеми недостатками. Разберемся что поможет отличить настоящую любовь от простой влюбленности.

Формируется и угасает долго

Настоящая любовь не может возникнуть из ниоткуда или с первого взгляда, как некоторые думают. Она формируется длительное время, проходя несколько этапов: влюбленность, пресыщение, отрицание, близость, сомнение. Только после всего этого наступает сама любовь. Каждый из этапов длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Только когда ты узнаешь человека, примешь со всеми его недостатками и научишься его слышать, переживешь с ним беды и радости, можно говорить об этом чувстве. Угасает любовь тоже очень долго и не проходит по щелчку пальцев. Иногда люди проносят это светлое чувство через всю жизнь, даже не находясь вместе.

Созидательное чувство

Влюбленность негативно сказывается на мышлении и самоорганизации, и любовь в этом плане имеет существенное отличие. Под ее влиянием человек начинает самореализовываться, склонен созидать, творить, развиваться. Сколько стихов было написано, сколько картин посвящено, сколько идей воплощено в жизнь благодаря любимым женщинам и мужчинам. Любовь — это стабильность эмоций и ощущений, поддержка родного человека, помощь. Когда гормоны утихают, и в семейной жизни наступает гармония, хочется делать что-то полезное. В результате появляются силы на творчество и реализацию.

ЧИТАТЬ

Френдзона: что это такое и как в нее не попасть

Недостатки партнера учитываются и принимаются

Главные отличия состоят еще и в адекватном восприятии недостатков. Если при влюбленности отрицательные качества не замечаются, а достоинства в разы преувеличиваются, то любовь расставляет все по полочкам.

Разлука не страшна

Любовь можно сравнить с огнем. Слабый огонек затушит даже мелкий дождик, а вот разросшийся придется долго тушить, задействуя внешние силы. Так и с чувствами: вы поймете глубину, сравнив их в этом ключе. Небольшую симпатию разрушит долгое отсутствие рядом партнера, так как для поддержания состояния влюбленности необходимо физическое присутствие. Любящим же людям разлука не страшна. Их чувство станет только сильнее, они еще больше начнут ценить время, которое проводят вместе.

О любви и эгоизме

Кажется, что любовь и эгоизм — это настолько разные чувства, что их невозможно перепутать. На самом же деле эгоизм в отношениях вполне возможен. Не все знают, как понять — это любовь или проявление другого чувства.

Давай сравним фразы, которые произносит человек, искренне любя и испытывая эгоистичную пародию этого чувства (любовь обозначаем буквой «Л», эгоизм, соответственно, — «Э»).

Л: Я хочу, чтобы моему партнеру было хорошо.

Э: Я люблю, чтобы меня любили. Я удовлетворяю желания партнера, чтобы он удовлетворил мои желания.

Отношения «баш на баш» не имеют ничего общего с искренним чувством.

***

Л: Я не испытываю страха, я спокойна и уверена в будущем.

Э: В отношениях ощущаю себя, как в ловушке, я теряю гармонию со всем миром.

***

Л: Мне важен партнер, его ощущения, эмоции, состояние. Тогда это любовь, что понять не так сложно.

Э: Меня больше интересуют собственное состояние и благополучие, чем мой партнер.

***

Л: Мне ничего не нужно от моего любимого человека.

Э: Мне важны подарки, свидания, комплименты.

***

Л: Я люблю партнера, даже когда он находится далеко.

Э: Будь рядом со мной, иначе я перестану любить тебя.

Любовь основанная на физическом влечении. Виды любви

В чем смысл человеческого существования? Может быть, в поиске любви? Только вот какую искать, видов любви, как оказывается, не так мало.

Какая бывает любовь?

Слово «любовь» нам нравится произносить томным голосом, прикрыв глаза. Но ведь любовь бывает разной, одной романтикой это понятие не ограничивается. Итак, какая бывает любовь?

Довольно интересную классификацию предлагает философ Эрих Фромм в своем сочинении «Искусство любви». Виды любви в этой книге называются объектами, а само чувство рассматривается, как путь познания тайны человека. Итак, какие бывают виды любви по Фромму?

  1. Братская любовь – это чувство, основывающееся на ощущении единства с другими людьми. Это любовь между равными.
  2. Материнская (родительская) любовь – проявляется не только у матери (отца) к ребенку, это чувство основывается на желании помочь более слабому, беспомощному существу.
  3. Любовь к себе. Фромм считает необходимым условием для проявления любви к другому человеку. Философ считает, что человек не любящий себя, не способен любить вовсе.
  4. Любовь к Богу провозглашается связующей нитью человеческой души. Фромм ее считает основой всех видов любви.
  5. Эротическая любовь – чувства двух взрослых людей друг к другу. Такая любовь требует полного слияния, единства со своим избранником. Природа этой любви исключительна, поэтому такое чувство может сосуществовать и в гармонии с остальными видами любви, и быть самостоятельным стремлением.

Но Фромм не ограничивается рассуждениями об этих 5 видах любви, он рассматривает еще две противоположных формах любви – созидательную и разрушительную. Первая усиливает ощущение полноты жизни, предполагает проявления заботы, интереса, душевный отклик и может быть направлена как на человека, так и на предмет или идею. Вторая же стремится лишить свободы любимого, она, по сути, является разрушающей силой. Но и это еще не все, Фромм находит разные виды проявления любви, разграничивая зрелое чувство с незрелыми формами.

Но сколько бы ни существовало видов любви, философ считает истинной только ту, что направлена не на одного человека. Если любить только одну личность и быть безразличным ко всем другим, то это можно назвать симбиозом, но не любовью.

Понятие любви у древних греков

Вопрос, какая бывает любовь, интересовал человечество с давних времен, к примеру, в Древней Греции имелось определение целым 5 видам любви.

  1. Агапэ. Этот вид любви носит жертвенный характер. Это милосердие, готовность к самоотдаче. В христианском мире такие чувства считают проявлением любви к ближнему. Здесь нет места влечению к возлюбленному, основанному на его внешних качествах.
  2. Эрос. Греки называли этим словом стихийную, восторженную влюбленность. Это чувство часто принимает форму поклонения, потому что основано в первую очередь на преданности, а уже потом на сексуальном влечении.
  3. Сторге. Часто является следующей ступенью развития предыдущей формы. Тут к нежности примешивается дружба. Хотя может быть и наоборот – нежность и восхищение появиться после многих лет дружбы.
  4. Филио. Такую любовь часто называют платонической, потому что изо всех видов любви именно Филия была возведена Платоном на пьедестал. Это чувство основано на духовном притяжении, можно сказать, что это любовь в чистом виде. Ее мы испытываем к своим лучшим друзьям, родителям и детям.
  5. Мания. Эту любовь греки называли «безумием от богов» и считали настоящим наказанием. Потому что такая любовь является одержимостью, заставляет страдать влюбленного человека, нередко достается и объекту страсти. Это чувство деструктивно, оно приказывает быть все время рядом с объектом обожания, заставляет испытывать сумасшедшую страсть и ревность.

Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни

В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.

Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что надолю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.

ЭИ в сфере образования

В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.

В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.

ЭИ и девиантное/проблемное поведение

Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.

Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).

ЭИ и развитие ребенка

Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.

Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.

ЭИ и отношение других людей

Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.

ЭИ и благополучие

Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.

ЭИ и социальное поведение

Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.

ЭИ и лидерство/организационное поведение

ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.

Применяем научные знания о любви на практике

С одной стороны, изучать, как работает любовь и какой мозговой активностью она сопровождается, просто интересно. Любопытство — такое же эволюционное преимущество человека, как и романтическое чувство. С другой — эти знания можно применить на практике.

В следующий раз, когда вы влюбитесь не вовремя или в неподходящего человека, вы можете вспомнить, что происходит в это время в вашем организме: какие выделяются гормоны и нейромедиаторы и какую роль эти процессы играют в воспроизводстве человеческого рода.

Если вы понимаете, что сон покинул вас из-за повышенного дофамина, можно, например, отказаться от таких стимуляторов, как кофе или энергетики, что снизит нагрузку на нервную систему. Можно воспользоваться правилом «с глаз долой — из сердца вон» и убрать любое напоминание о возлюбленном: заблокировать в инстаграме, удалить номер, стереть фотографии. Это работает, потому что даже краткий контакт способен разжечь в мозге пламя страсти, а виной всему дофамин. Можно релаксировать с помощью дыхательных практик и медитации, чтобы снизить активность мозга. Ну и конечно, дать себе время и помнить, что запасы дофамина не вечны, и нужно только не провоцировать их выработку, например, перечитывая сообщения, чтобы страдания закончились.

Если вас отвергли, Хелен Фишер предлагает по максимуму занимать себя: ходить в гости, заняться учебой, найти хобби или нового партнера. «Страдания по неразделенной любви, по-видимому, связаны с резким снижением уровня дофамина

Когда вы сосредотачиваете внимание на чем-то новом, концентрация этого вещества повышается, питая вас энергией», — поясняет она. По той же причине человеку с разбитым сердцем полезно заняться спортом

Парам, в отношениях которых пропала страсть, может помочь новое совместное занятие (повысит дофамин) или экстремальный опыт (повысит адреналин, который тесно связан с дофамином и норадреналином). Вы можете дать друг другу немного свободы. Это работает, потому что отложенное вознаграждение продлевает активную работу клеток, вырабатывающих дофамин. Секс также может помочь отношениям: он дает не только возможность для релаксации и развития привязанности, но и стимулирует воспроизводство тестостерона, который, в свою очередь, повышает уровень дофамина. Можно совместить два этих совета. Только помните о безопасности, когда будете тестировать экстраординарные секс-практики. А еще можно подумать о том, что снижение страсти — заслуга эволюции. Если бы мы десятилетиями не могли думать ни о чем, кроме объекта обожания, это разрушительным образом сказывалось бы на воспитании детей, нашем эмоциональном состоянии и их безопасности.

Между любовью и обсессивно-компульсивным расстройством есть много общего

В серии экспериментов Университета Пизы, Марадцини и её коллеги изучали уровень серотонина — нейтромедиатора, отвечающего за чувство удовлетворённости — в мозге людей, которые, как они утверждали, были влюблены прошлые полгода.

Низкий уровень серотонина может привести к одержимости и ревности в отношениях

Мы привыкли думать, что любовь — это позитивная эмоция, но у всех испытуемых был обнаружен пониженный уровень серотонина. Более неожиданным был тот факт, что он был равен уровню людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, то есть настолько низкий, что «мои биологи, посмотрев на результаты, решили, что у всех людей ОКР».

Это установленный факт, что люди, страдающие от ОКР, имеют пониженный уровень серотонина, что и приводит их к постоянному чувству тревоги. Когда же дело касается любви, недостаток серотонина приводит к одержимому, иррационально-ревнивому поведению, которое мы можем заметить в некоторых людях.

Роль лимбической системы [ править ]

В общей теории любви , три профессора психиатрии из UCSF обеспечивают обзор научных теорий и выводов , касающихся роли лимбической системы в любви, привязанности и социальных связей. Они выдвигают гипотезу о том, что наша нервная система не самодостаточна, а, скорее, явно настроена на тех, кто нас окружает, и на тех, с кем мы наиболее близки. Эта эмпатия, которую они называют лимбическим резонансом , является способностью, которую мы разделяем, наряду с анатомическими характеристиками лимбических областей мозга, со всеми другими млекопитающими

Их работа основана на предыдущих исследованиях важности физического контакта и привязанности в социальном и когнитивном развитии, таких как эксперименты, проведенные Гарри Харлоу на макаках-резусах, которые впервые установили биологические последствия изоляции.

«Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность»

— Какие прикладные вопросы, важные для образовательного процесса, можно ставить перед нейроучёными?

— Давайте рассмотрим реальный пример с математикой. В обычных (не в физико-математических) школах шестиклассникам обычно не дают решать системы уравнений с двумя переменными. Но что, если это просто устоявшаяся традиция, а на самом деле детям в шестом классе уже можно и нужно давать такие системы уравнений и параллельно их ещё и геометрией нагрузить? Вопрос к когнитивному нейроучёному может быть в том, достаточно ли у шестиклассников когнитивных способностей, чтобы справиться с материалом.


Фото: Roman Kosolapov / Shutterstock

Мы можем посмотреть на физико-математические школы и увидеть, что во многих из них шестиклассники успешно справляются и с системами уравнений, и с геометрией. Значит, на уровне мозга ограничений нет? Но ведь в такие школы отобрали самых талантливых, усидчивых и мотивированных. Есть ли у них отличия от тех, кто учится по обычной программе, на нейробиологическом уровне? Если есть, какие факторы их определили — генетика, окружающая среда или усердные тренировки? Можно ли за счёт этих факторов помочь отстающим школьникам? Вот так я вижу прикладные вопросы для нейроучёных.

— Хорошо, допустим, с помощью исследований мозга нам удастся выяснить, что да, действительно можно обычным детям раньше начинать давать более сложную математику. Но зачем? Куда им спешить?

— Хороший вопрос. Моё видение такое: чем быстрее дети развиваются и учатся обращаться с большими потоками информации, тем раньше они смогут определиться, куда им двигаться дальше. Современная наука стала очень сложной, и, чтобы стать, например, ядерным физиком, генным инженером или нейрохирургом, нужно учиться долго.

Если сравнить с образованием 50–100-летней давности, сегодня специалисту нужно поглотить намного больше знаний. Это нужно отразить и в школьной программе тоже. Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность.

Чтобы они могли определиться, что им действительно интересно, что они хотят изучать дальше, детям нужно как можно раньше выйти на такой уровень знания школьных предметов, чтобы понять, чем вообще занимается ядерный физик, генный инженер или нейрохирург. Тогда у них будет больше времени сделать выбор и поставить цель обучения. Цель повышает мотивацию учиться, а осознанный выбор направления снижает риск разочарования в будущей профессии.

— Но в любом случае в науку пойдут не все дети, и более быстрое развитие нужно тоже не всем. Кому-то трудно и обычный уровень осваивать. Нейронауки чем-то могут помочь отстающим детям?

— Во-первых, мне не известны научные исследования о том, что знания с опережением обычной школьной программы могут навредить типично развивающимся детям. Здесь в основном ограничивают тайм-менеджмент и мотивация.

Во-вторых, я, может, немного идеалистично, но всё же считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы люди на земле занимались творчеством в широком смысле, в том числе наукой. Например, преподаватель, врач и психолог необязательно занимаются наукой. Однако для их профессий не менее актуально всё вышесказанное про развитие и путь к цели.

Пилюля от разбитого сердца

Помимо потенциальных эликсиров любви, Брайан Эрп и Джулиан Савулеску говорят и о препаратах, которые могут помочь людям побороть суицидальные мысли из-за безответных чувств или ослабить горе утраты. Как мы помним из исследования, в котором сравнивали уровни серотонина в крови влюбленных и людей с обсессивно-компульсивным расстройством, любовь сродни ОКР, поэтому ученые предположили, что антидепрессанты могут помочь от страстного влечения. Они способны притупить сильные эмоции, а заодно и либидо. Но сексуальное влечение снижают и обезболивающие с буталбиталом, и гипотензики, и опиаты, а также гормональные препараты — антиандрогены, которые используют для химической кастрации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Нейробиологические аспекты привязанности

Чувство похожее на любовь. Что значит любить человека

Любовь — это невероятно сильное притяжение между людьми, целый набор чувств, с бесконечным спектром цветов, вкусов и оттенков, и, конечно же, огромная симпатия . В начале отношений, в самом их разгаре может быть такой набор симптомов:

  • В голове любимый человек, все мысли только о ней / о нём
  • Считаешь минут до встречи
  • Когда видитесь, то время просто пролетает
  • Хочется каждую секунду быть вместе
  • Бежишь к телефону, чтобы проверить не от него / неё ли смс или звонок
  • Висение на телефоне, бесконечные звонки и всё те же смс сообщения
  • Ждёшь «онлайн» в соц сетях (ВКонтакте)
  • Утро начинается не с душа, а с узнавания того, как поживает вторая половинка (возлюбленная / возлюбленный)

Да много всего… двумя словами даже и не опишешь, но всё примерно так.

Начало отношений (любви) может быть у многих не просто похожим, а даже одинаковым, но вот продолжение как раз у всех и отличается. Дело в том, что мы все по-разному чувствуем, соответственно и любим. Даже мир каждый воспринимает по-своему. При многочисленных схожестях, мы очень разные.

Когда-то я слышал высказывание про какого-то философа или учёного на тему любви. Там человек описывал это великое чувство, как нечто такое, что заставляет людей двигаться и развиваться в одном направлении.

Если говорить своими словами , то для меня любовь — притяжение, необычное, волшебное и порой необъяснимое.

Если уж совсем кратко и ясно, то у меня в голове появилась такая фраза (цитата):

Любовь – непреодолимое желание быть рядом .

Гормоны и нейромедиаторы, связанные с влюбленностью и любовью

Некоторые исследователи пытались выяснить, что именно происходит в нашем мозгу, какие нейромедиаторы и гормоны вмешиваются в это явление и почему наши мысли и поведение меняются, когда кто-то нас побеждает.

Доктор Тереза ​​Креншоу в своей книге «Алхимия любви и похоти» объясняет, что не каждый может заставить нас почувствовать это волшебное ощущение, но когда случается влюблённость, то, и только тогда, всплывает каскад нейрохимикатов влюбленности, чтобы изменить нашу восприятие мира.

В итоге, Наиболее важными гормонами и нейротрансмиттерами, которые участвуют в процессе влюбленности, являются следующие :

Фенилэтиламин (ПЭА) Он известен как молекула влюбленности, и когда мы влюбляемся, это вещество наполняет наш мозг

Оказывает стимулирующее действие и ощущение «нахождения в облаке».

Норадреналин (норадреналин) Это катехоламин, который оказывает большое влияние на настроение, мотивацию, внимание и сексуальное поведение.

Адреналин (адреналин) : он похож на норадреналин как по структуре, так и по функции. Можно сказать, что с функциональной точки зрения между ними нет различий, за исключением того, что функция адреналина находится преимущественно вне центральной нервной системы (хотя он также действует внутри как нейротрансмиттер).

допамин Это главный нейротрансмиттер, связанный с приятным поведением и его повторением

Вмешивается в употребление наркотиков и их зависимость, в азартные игры и в любовь, и в любовь.

серотонин Серотонин известен как «гормон счастья», и высокий уровень этого вещества связан с позитивным настроением, оптимизмом, хорошим настроением и общительностью. Исследования показали, что при недостатке любви этот нейромедиатор сильно уменьшается, что может привести к одержимости и даже депрессии.

окситоцин Также называется «гормон объятий», вмешивается в создание тесных связей с парой. Это помогает установить постоянные связи между любовниками после первой волны эмоций, и когда мы обнимаемся, целуемся или занимаемся любовью, мы поддерживаем высвобождение этого вещества.

вазопрессин Он известен как гормон моногамии, и он также присутствует в привязанности между матерью и ребенком. Это выпущено как следствие близости и прикосновения, и продвигает сильную аффективную связь. Тереза ​​Креншоу, пытаясь объяснить свою функцию, говорит, что «тестостерон хочет повеселиться, вазопрессин хочет оставаться дома», имея в виду его смягчающее влияние на сексуальное влечение людей. Короче говоря, это способствует более рациональному и менее капризному мышлению, обеспечивая стабильность.

Любовь: нечто большее, чем химия

Нейрохимикаты любви оказывают большое влияние на поведение любовника. , но мы не можем забывать, что социальные, культурные факторы и образование играют важную роль, когда дело доходит до влюбленности.

Культура часто определяет наши вкусы, когда дело доходит до поиска партнера, а выбор и привлечение часто соответствуют нашим ментальным схемам и нашему представлению о мире и жизни. Да, это правда, что когда у нас есть человек, который нам нравится, мы взволнованы, и химики любви делают свою работу. Однако происхождение лежит в ожиданиях, которые формируются нашими ментальными образцами и которые часто основываются на понятии любви, которое мы видели по телевизору или в кино. Трудно представить миллионера, влюбленного в бездомного.

Что касается влюбленности, и, как объясняет антрополог Хелен Фишер, «никто точно не знает, почему это происходит. Мы знаем, что вмешивается очень важный культурный компонент. Этот момент также имеет решающее значение: мы должны быть готовы влюбиться. Люди склонны влюбляться в кого-то близкого; но мы также влюбляемся в таинственных людей «.

Появление новой дисциплины

Рождение когнитивной науки

11 сентября 1956 состоялась крупномасштабная совещание когнитивисты в Массачусетском технологическом институте. Джордж А. Миллер представил свою работу «Магическое число семь, плюс-минус два», Хомский и Ньюэлл и Саймон представили результаты своей работы по информатике. Ульрих Найссер прокомментировал результаты этой встречи в своей книге Когнитивная психология (1967 год). Термин «психология» ослабевает в 1950-х и 1960-х годах, уступая термина «когнитивная наука». Бихевиористы, такие как Миллер, стали ориентироваться на представление языка, а не общее поведение. Предложение Дэвида Марра по иерархического представления памяти заставила многих психологов принять идею, что умственные способности, в том числе алгоритмы, требуют значительной обработки в головном мозге.

Объединение неврологии и когнитивной науки

До 1980-х годов взаимодействие между неврологией и когнитивной наукой была незначительна. Термин «когнитивная нейробиология» был придуман Джорджем Миллером и Майклом Газзанига «на заднем сиденье такси в Нью-Йорке». Когнитивная нейробиология заложила теоретическое обоснование в когнитивной науке, которая возникла между 1950 и 1960, с подходами в области экспериментальной психологии, нейропсихологии и нейронауки. В конце 20 века развивались новые технологии, которые сегодня являются основой методологии когнитивной нейробиологии, в том числе транскраниальная магнитная стимуляция (1985) и функциональная магнитно-резонансная томография (1991). Ранее методов, которые использовались в когнитивной нейробиологии, включали ЭЭГ (ЭЭГ человека — 1920 год) и МЭГ (1968). Иногда когнитивные неврологи использовали другие методы визуализации головного мозга, такие как ПЭТ и ОФЭКТ. Будущей технологии в нейробиологии является редактирование ближней инфракрасной спектроскопии, в которой используется поглощения света для расчета изменений в оксида и дезоксигемоглобину в областях коры. Другие методы включают микронейрографию, электромиографию лица и слежения за глазами.

Приемы и методы

Томография

Структура мозга изучается с помощью компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ангиографии. Компьютерная томография и ангиография имеют меньшее разрешение при отображения мозга, чем магнитно-резонансная томография.

Исследование активности зон мозга на основе анализа обмена веществ позволяют осуществить позитрон-эмиссионную томографию и функциональную магнитно-резонансную томографию.

  • Позитронно-эмиссионная томография сканирует повышенное потребление глюкозы в активных участках мозга. Интенсивность потребления радиоактивной формы глюкозы, вводимой рассматривается как параметр высокой активности клеток данного участка мозга.
  • Функциональная магнитно-резонансная томография сканирует интенсивность потребления кислорода. Кислород фиксируется в результате приведения частей атома кислорода в сильном магнитном поле в нестабильное состояние. Преимуществом данного вида томографии является большая временная точность по сравнению с позитрон-эмиссионной томографией — возможность фиксировать изменения, продолжительность которых не превышает нескольких секунд.

Электроэнцефалограмма

Электроэнцефалограмма позволяет изучать процессы, происходящие в головном мозге у живого носителя, и таким образом анализировать активность мозга как реакцию на те или иные стимулы во времени. Преимуществом данного метода является возможность исследования активности мозга, заданную точным временем. Недостатком этого метода исследования мозговой деятельности является невозможность достичь точности пространственного разрешения — невозможность определить то, какие именно нейроны или группы нейронов, или даже участки мозга реагируют на данный стимул. Чтобы достичь точности пространственного разрешения, электроэнцефалограмму сочетают с позитрон-эмиссионной томографией.

-Многокомпонентные теории

Многокомпонентные теории считают, что эмоции не являются фиксированными, поскольку одна и та же эмоция может ощущаться более или менее интенсивно в зависимости от определенных факторов.

Одним из факторов, который наиболее изучался в рамках этих теорий, является когнитивная оценка эмоций, то есть значение, которое мы придаем событиям.

Некоторые из теорий, которые могут быть включены в эти категории, — это теория Шахтера-Зингера или теория двух факторов эмоций (1962) и теория Антонио Дамасио, описанная в его книге. Ошибка Декарта (1994).

Первая теория придает большое значение познанию при разработке и интерпретации эмоций, поскольку они поняли, что одна и та же эмоция может быть испытана при различных нейровегетативных активациях.

Дамасио, со своей стороны, пытается установить связь между эмоциями и разумом. Поскольку, согласно его теории соматического маркера, эмоции могут помочь нам принимать решения, они могут даже заменить разум в некоторых ситуациях, когда вам нужно дать быстрый ответ или все переменные не известны.

Например, если кто-то находится в опасной ситуации, нормальным является не думать и рассуждать, что делать, а выражать эмоции, страх и действовать соответственно (убегать, атаковать или быть парализованным).

Эволюционная психология [ править ]

Эволюционная психология предложила несколько объяснений любви. Младенцы и дети обезьян очень долгое время зависят от родительской помощи. Поэтому любовь рассматривалась как механизм, способствующий взаимной родительской поддержке детей в течение длительного периода времени. Другой заключается в том, что заболевания, передаваемые половым путем, могут вызывать, среди прочего, необратимое снижение фертильности , повреждение плода и увеличивать риски во время родов . Это будет способствовать исключительным долгосрочным отношениям, снижая риск заражения ЗППП.

С точки зрения эволюционной психологии переживания и поведение, связанные с любовью, можно исследовать с точки зрения того, как они были сформированы эволюцией человека. Например, было высказано предположение, что человеческий язык был выбран во время эволюции как тип «брачного сигнала», который позволяет потенциальным партнерам судить о репродуктивной способности. Миллер описал эволюционную психологию как отправную точку для дальнейших исследований: «Когнитивная нейробиология может попытаться локализовать адаптацию ухаживания в мозгу. Самое главное, нам нужны гораздо более точные наблюдения, касающиеся реальных ухаживаний человека, включая измеримые аспекты ухаживания, которые влияют на выбор партнера. , репродуктивные (или, по крайней мере, сексуальные) последствия индивидуальных различий в этих аспектах, а также социально-когнитивные и эмоциональные механизмы влюбленности ». Со времен Дарвина существовали аналогичные предположения об эволюции человеческого интереса к музыке также как к потенциальной сигнальной системе для привлечения и оценки пригодности потенциальных партнеров. Было высказано предположение, что человеческая способность испытывать любовь развивалась как сигнал для потенциальных партнеров о том, что партнер будет хорошим родителем и, вероятно, поможет передать гены будущим поколениям. Биолог Джереми Гриффит определяет любовь как «безусловное самоотверженность» предполагая, что у предка современного человека, австралопитека, были полностью развиты инстинкты сотрудничества . Исследования бонобо (большая обезьяна, ранее называвшаяся карликовым шимпанзе ) часто цитируются в поддержку кооперативного прошлого у людей.

Главные признаки любви

Это более глубокое чувство, возникающее между по-настоящему близкими и родными людьми, готовыми принимать друг друга со всеми недостатками. Разберемся что поможет отличить настоящую любовь от простой влюбленности.

Формируется и угасает долго

Настоящая любовь не может возникнуть из ниоткуда или с первого взгляда, как некоторые думают. Она формируется длительное время, проходя несколько этапов: влюбленность, пресыщение, отрицание, близость, сомнение. Только после всего этого наступает сама любовь. Каждый из этапов длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Только когда ты узнаешь человека, примешь со всеми его недостатками и научишься его слышать, переживешь с ним беды и радости, можно говорить об этом чувстве. Угасает любовь тоже очень долго и не проходит по щелчку пальцев. Иногда люди проносят это светлое чувство через всю жизнь, даже не находясь вместе.

Созидательное чувство

Влюбленность негативно сказывается на мышлении и самоорганизации, и любовь в этом плане имеет существенное отличие. Под ее влиянием человек начинает самореализовываться, склонен созидать, творить, развиваться. Сколько стихов было написано, сколько картин посвящено, сколько идей воплощено в жизнь благодаря любимым женщинам и мужчинам. Любовь — это стабильность эмоций и ощущений, поддержка родного человека, помощь. Когда гормоны утихают, и в семейной жизни наступает гармония, хочется делать что-то полезное. В результате появляются силы на творчество и реализацию.

ЧИТАТЬ

Френдзона: что это такое и как в нее не попасть

Недостатки партнера учитываются и принимаются

Главные отличия состоят еще и в адекватном восприятии недостатков. Если при влюбленности отрицательные качества не замечаются, а достоинства в разы преувеличиваются, то любовь расставляет все по полочкам.

Разлука не страшна

Любовь можно сравнить с огнем. Слабый огонек затушит даже мелкий дождик, а вот разросшийся придется долго тушить, задействуя внешние силы. Так и с чувствами: вы поймете глубину, сравнив их в этом ключе. Небольшую симпатию разрушит долгое отсутствие рядом партнера, так как для поддержания состояния влюбленности необходимо физическое присутствие. Любящим же людям разлука не страшна. Их чувство станет только сильнее, они еще больше начнут ценить время, которое проводят вместе.

О любви и эгоизме

Кажется, что любовь и эгоизм — это настолько разные чувства, что их невозможно перепутать. На самом же деле эгоизм в отношениях вполне возможен. Не все знают, как понять — это любовь или проявление другого чувства.

Давай сравним фразы, которые произносит человек, искренне любя и испытывая эгоистичную пародию этого чувства (любовь обозначаем буквой «Л», эгоизм, соответственно, — «Э»).

Л: Я хочу, чтобы моему партнеру было хорошо.

Э: Я люблю, чтобы меня любили. Я удовлетворяю желания партнера, чтобы он удовлетворил мои желания.

Отношения «баш на баш» не имеют ничего общего с искренним чувством.

***

Л: Я не испытываю страха, я спокойна и уверена в будущем.

Э: В отношениях ощущаю себя, как в ловушке, я теряю гармонию со всем миром.

***

Л: Мне важен партнер, его ощущения, эмоции, состояние. Тогда это любовь, что понять не так сложно.

Э: Меня больше интересуют собственное состояние и благополучие, чем мой партнер.

***

Л: Мне ничего не нужно от моего любимого человека.

Э: Мне важны подарки, свидания, комплименты.

***

Л: Я люблю партнера, даже когда он находится далеко.

Э: Будь рядом со мной, иначе я перестану любить тебя.

Любовь основанная на физическом влечении. Виды любви

В чем смысл человеческого существования? Может быть, в поиске любви? Только вот какую искать, видов любви, как оказывается, не так мало.

Какая бывает любовь?

Слово «любовь» нам нравится произносить томным голосом, прикрыв глаза. Но ведь любовь бывает разной, одной романтикой это понятие не ограничивается. Итак, какая бывает любовь?

Довольно интересную классификацию предлагает философ Эрих Фромм в своем сочинении «Искусство любви». Виды любви в этой книге называются объектами, а само чувство рассматривается, как путь познания тайны человека. Итак, какие бывают виды любви по Фромму?

  1. Братская любовь – это чувство, основывающееся на ощущении единства с другими людьми. Это любовь между равными.
  2. Материнская (родительская) любовь – проявляется не только у матери (отца) к ребенку, это чувство основывается на желании помочь более слабому, беспомощному существу.
  3. Любовь к себе. Фромм считает необходимым условием для проявления любви к другому человеку. Философ считает, что человек не любящий себя, не способен любить вовсе.
  4. Любовь к Богу провозглашается связующей нитью человеческой души. Фромм ее считает основой всех видов любви.
  5. Эротическая любовь – чувства двух взрослых людей друг к другу. Такая любовь требует полного слияния, единства со своим избранником. Природа этой любви исключительна, поэтому такое чувство может сосуществовать и в гармонии с остальными видами любви, и быть самостоятельным стремлением.

Но Фромм не ограничивается рассуждениями об этих 5 видах любви, он рассматривает еще две противоположных формах любви – созидательную и разрушительную. Первая усиливает ощущение полноты жизни, предполагает проявления заботы, интереса, душевный отклик и может быть направлена как на человека, так и на предмет или идею. Вторая же стремится лишить свободы любимого, она, по сути, является разрушающей силой. Но и это еще не все, Фромм находит разные виды проявления любви, разграничивая зрелое чувство с незрелыми формами.

Но сколько бы ни существовало видов любви, философ считает истинной только ту, что направлена не на одного человека. Если любить только одну личность и быть безразличным ко всем другим, то это можно назвать симбиозом, но не любовью.

Понятие любви у древних греков

Вопрос, какая бывает любовь, интересовал человечество с давних времен, к примеру, в Древней Греции имелось определение целым 5 видам любви.

  1. Агапэ. Этот вид любви носит жертвенный характер. Это милосердие, готовность к самоотдаче. В христианском мире такие чувства считают проявлением любви к ближнему. Здесь нет места влечению к возлюбленному, основанному на его внешних качествах.
  2. Эрос. Греки называли этим словом стихийную, восторженную влюбленность. Это чувство часто принимает форму поклонения, потому что основано в первую очередь на преданности, а уже потом на сексуальном влечении.
  3. Сторге. Часто является следующей ступенью развития предыдущей формы. Тут к нежности примешивается дружба. Хотя может быть и наоборот – нежность и восхищение появиться после многих лет дружбы.
  4. Филио. Такую любовь часто называют платонической, потому что изо всех видов любви именно Филия была возведена Платоном на пьедестал. Это чувство основано на духовном притяжении, можно сказать, что это любовь в чистом виде. Ее мы испытываем к своим лучшим друзьям, родителям и детям.
  5. Мания. Эту любовь греки называли «безумием от богов» и считали настоящим наказанием. Потому что такая любовь является одержимостью, заставляет страдать влюбленного человека, нередко достается и объекту страсти. Это чувство деструктивно, оно приказывает быть все время рядом с объектом обожания, заставляет испытывать сумасшедшую страсть и ревность.

Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни

В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни.

Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», отмечает, что надолю ЭИ приходится 58% успеха во всех видах деятельности. Кроме того, между уровнем EQ (эмоционального коэффициента) и уровнем доходов существует прямая связь.

ЭИ в сфере образования

В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.

В начале исследования корреляция между ЭИ и общим интеллектом была незначительной. Однако, когда исследование сосредоточилось на связанных с эмоциями задачах, которые должны были выполнять 90 студентов, изучающих психологию, было обнаружено положительное отношение между «переживанием эмоций», с одной стороны, и средним баллом успеваемости и годом обучения студента в этой программе, с другой.

ЭИ и девиантное/проблемное поведение

Исследование Саловея, Майера и Карузо 2004 года показало, что при соотнесении интеллекта и различных черт личности наблюдается обратно пропорциональное соотношение между высоким ЭИ и буллингом, агрессивным поведением, курением, употреблением наркотиков.

Изучение поведения 59 участников программы по профилактике насилия показало, что адекватное восприятие эмоций обратно пропорционально психологической агрессии (выражающейся в оскорблениях и эмоциональном давлении).

ЭИ и развитие ребенка

Все чаще исследования ЭИ проводятся среди детей и подростков. Они демонстрируют связь ЭИ с социализацией и успеваемостью среди детей. В продольном исследовании детей от трех до четырех лет в 2013 году Сьюзан Денхэм с коллегами оценивали умение детей контролировать и распознавать эмоции.

Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы.

ЭИ и отношение других людей

Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми.

ЭИ и благополучие

Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии.

ЭИ и социальное поведение

Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми.

ЭИ и лидерство/организационное поведение

ЭИ положительно влияет на отношения с клиентами — следует из исследования Майера с коллегами 2004 года. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.

Применяем научные знания о любви на практике

С одной стороны, изучать, как работает любовь и какой мозговой активностью она сопровождается, просто интересно. Любопытство — такое же эволюционное преимущество человека, как и романтическое чувство. С другой — эти знания можно применить на практике.

В следующий раз, когда вы влюбитесь не вовремя или в неподходящего человека, вы можете вспомнить, что происходит в это время в вашем организме: какие выделяются гормоны и нейромедиаторы и какую роль эти процессы играют в воспроизводстве человеческого рода.

Если вы понимаете, что сон покинул вас из-за повышенного дофамина, можно, например, отказаться от таких стимуляторов, как кофе или энергетики, что снизит нагрузку на нервную систему. Можно воспользоваться правилом «с глаз долой — из сердца вон» и убрать любое напоминание о возлюбленном: заблокировать в инстаграме, удалить номер, стереть фотографии. Это работает, потому что даже краткий контакт способен разжечь в мозге пламя страсти, а виной всему дофамин. Можно релаксировать с помощью дыхательных практик и медитации, чтобы снизить активность мозга. Ну и конечно, дать себе время и помнить, что запасы дофамина не вечны, и нужно только не провоцировать их выработку, например, перечитывая сообщения, чтобы страдания закончились.

Если вас отвергли, Хелен Фишер предлагает по максимуму занимать себя: ходить в гости, заняться учебой, найти хобби или нового партнера. «Страдания по неразделенной любви, по-видимому, связаны с резким снижением уровня дофамина

Когда вы сосредотачиваете внимание на чем-то новом, концентрация этого вещества повышается, питая вас энергией», — поясняет она. По той же причине человеку с разбитым сердцем полезно заняться спортом

Парам, в отношениях которых пропала страсть, может помочь новое совместное занятие (повысит дофамин) или экстремальный опыт (повысит адреналин, который тесно связан с дофамином и норадреналином). Вы можете дать друг другу немного свободы. Это работает, потому что отложенное вознаграждение продлевает активную работу клеток, вырабатывающих дофамин. Секс также может помочь отношениям: он дает не только возможность для релаксации и развития привязанности, но и стимулирует воспроизводство тестостерона, который, в свою очередь, повышает уровень дофамина. Можно совместить два этих совета. Только помните о безопасности, когда будете тестировать экстраординарные секс-практики. А еще можно подумать о том, что снижение страсти — заслуга эволюции. Если бы мы десятилетиями не могли думать ни о чем, кроме объекта обожания, это разрушительным образом сказывалось бы на воспитании детей, нашем эмоциональном состоянии и их безопасности.

Между любовью и обсессивно-компульсивным расстройством есть много общего

В серии экспериментов Университета Пизы, Марадцини и её коллеги изучали уровень серотонина — нейтромедиатора, отвечающего за чувство удовлетворённости — в мозге людей, которые, как они утверждали, были влюблены прошлые полгода.

Низкий уровень серотонина может привести к одержимости и ревности в отношениях

Мы привыкли думать, что любовь — это позитивная эмоция, но у всех испытуемых был обнаружен пониженный уровень серотонина. Более неожиданным был тот факт, что он был равен уровню людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, то есть настолько низкий, что «мои биологи, посмотрев на результаты, решили, что у всех людей ОКР».

Это установленный факт, что люди, страдающие от ОКР, имеют пониженный уровень серотонина, что и приводит их к постоянному чувству тревоги. Когда же дело касается любви, недостаток серотонина приводит к одержимому, иррационально-ревнивому поведению, которое мы можем заметить в некоторых людях.

Роль лимбической системы [ править ]

В общей теории любви , три профессора психиатрии из UCSF обеспечивают обзор научных теорий и выводов , касающихся роли лимбической системы в любви, привязанности и социальных связей. Они выдвигают гипотезу о том, что наша нервная система не самодостаточна, а, скорее, явно настроена на тех, кто нас окружает, и на тех, с кем мы наиболее близки. Эта эмпатия, которую они называют лимбическим резонансом , является способностью, которую мы разделяем, наряду с анатомическими характеристиками лимбических областей мозга, со всеми другими млекопитающими

Их работа основана на предыдущих исследованиях важности физического контакта и привязанности в социальном и когнитивном развитии, таких как эксперименты, проведенные Гарри Харлоу на макаках-резусах, которые впервые установили биологические последствия изоляции.

«Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность»

— Какие прикладные вопросы, важные для образовательного процесса, можно ставить перед нейроучёными?

— Давайте рассмотрим реальный пример с математикой. В обычных (не в физико-математических) школах шестиклассникам обычно не дают решать системы уравнений с двумя переменными. Но что, если это просто устоявшаяся традиция, а на самом деле детям в шестом классе уже можно и нужно давать такие системы уравнений и параллельно их ещё и геометрией нагрузить? Вопрос к когнитивному нейроучёному может быть в том, достаточно ли у шестиклассников когнитивных способностей, чтобы справиться с материалом.


Фото: Roman Kosolapov / Shutterstock

Мы можем посмотреть на физико-математические школы и увидеть, что во многих из них шестиклассники успешно справляются и с системами уравнений, и с геометрией. Значит, на уровне мозга ограничений нет? Но ведь в такие школы отобрали самых талантливых, усидчивых и мотивированных. Есть ли у них отличия от тех, кто учится по обычной программе, на нейробиологическом уровне? Если есть, какие факторы их определили — генетика, окружающая среда или усердные тренировки? Можно ли за счёт этих факторов помочь отстающим школьникам? Вот так я вижу прикладные вопросы для нейроучёных.

— Хорошо, допустим, с помощью исследований мозга нам удастся выяснить, что да, действительно можно обычным детям раньше начинать давать более сложную математику. Но зачем? Куда им спешить?

— Хороший вопрос. Моё видение такое: чем быстрее дети развиваются и учатся обращаться с большими потоками информации, тем раньше они смогут определиться, куда им двигаться дальше. Современная наука стала очень сложной, и, чтобы стать, например, ядерным физиком, генным инженером или нейрохирургом, нужно учиться долго.

Если сравнить с образованием 50–100-летней давности, сегодня специалисту нужно поглотить намного больше знаний. Это нужно отразить и в школьной программе тоже. Если дети готовы какие-то знания усваивать раньше, нужно дать им такую возможность.

Чтобы они могли определиться, что им действительно интересно, что они хотят изучать дальше, детям нужно как можно раньше выйти на такой уровень знания школьных предметов, чтобы понять, чем вообще занимается ядерный физик, генный инженер или нейрохирург. Тогда у них будет больше времени сделать выбор и поставить цель обучения. Цель повышает мотивацию учиться, а осознанный выбор направления снижает риск разочарования в будущей профессии.

— Но в любом случае в науку пойдут не все дети, и более быстрое развитие нужно тоже не всем. Кому-то трудно и обычный уровень осваивать. Нейронауки чем-то могут помочь отстающим детям?

— Во-первых, мне не известны научные исследования о том, что знания с опережением обычной школьной программы могут навредить типично развивающимся детям. Здесь в основном ограничивают тайм-менеджмент и мотивация.

Во-вторых, я, может, немного идеалистично, но всё же считаю, что нужно стремиться к тому, чтобы люди на земле занимались творчеством в широком смысле, в том числе наукой. Например, преподаватель, врач и психолог необязательно занимаются наукой. Однако для их профессий не менее актуально всё вышесказанное про развитие и путь к цели.

Пилюля от разбитого сердца

Помимо потенциальных эликсиров любви, Брайан Эрп и Джулиан Савулеску говорят и о препаратах, которые могут помочь людям побороть суицидальные мысли из-за безответных чувств или ослабить горе утраты. Как мы помним из исследования, в котором сравнивали уровни серотонина в крови влюбленных и людей с обсессивно-компульсивным расстройством, любовь сродни ОКР, поэтому ученые предположили, что антидепрессанты могут помочь от страстного влечения. Они способны притупить сильные эмоции, а заодно и либидо. Но сексуальное влечение снижают и обезболивающие с буталбиталом, и гипотензики, и опиаты, а также гормональные препараты — антиандрогены, которые используют для химической кастрации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: