Клод моне (1840-1926)

Обретение своего стиля

Настойчивость Будена увенчалась успехом Моне открыл для себя мир с новой страницы. Его восприятие природы поменялось в корне, и он начал понимать ее. Семнадцатилетний рисовальщик не представлял себе другого более подходящего учителя. Перенимая легкость и чистоту впечатлений его навык развивался, но все еще требовал критики и конкуренции. Будучи самостоятельным юношей с малых лет любящим свободу Моне пришел к родителям с новостью о том, что желает получать образование в Париже. Мать отнеслась к этой новости с подозрением так как не доверяла наставнику сына, а отец был огорчен фактом что у семьи нет денег на поездку в Париж. Не желая отвергать мечту своего чада отец Моне написал письмо в городской совет с просьбой про спонсировать обучение перспективного рисовальщика.

К сожалению, в прошении было отказано так как по мнению совета прошлое карикатуриста могло отвлечь юношу от обучения. Так и не дождавшись положительного ответа Оскар отправился в Париж. Вдохновлённый новыми ощущениями художник берется за рисование с еще большим энтузиазмом отказываясь, однако обучатся у преподавателей, которых ему советовали. Вместо классических занятий он предпочитает компанию в заведении «Кабачок мучеников». Это место было наполнено новыми для него эмоциями, которых он не испытывал прежде в родных краях.

Веселая и любящая споры компания заряжала его душу энергией для свершения великих дел. Родители не одобряли решения сына оставить классическую школу и ограничили его финансирование. Благодаря одной лишь финансовой поддержке тетушки Оскар остался жить в столице Франции еще на несколько месяцев. В 1860 году он был отправлен на военную службу и послан в Алжир. Не прослужив и двух лет, Моне откупился от армии и возвратился в родные края. Сразу после возвращения он начал посещать студию живописи, созданную Шарлем Глейром. Посещая занятия, он встретил таких молодых людей как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль которые в будущем стали ведущими специалистами импрессионизма.

Клод Моне — Водяные лилии. 1906

Начало карьеры

Посмотреть серьезно на живопись Клоду Моне помог пейзажист Эжен Буден. Интересен факт, что юноша крайне негативно относился к картинам Будена, считая их «омерзительными». Тем не менее, именно у него юный художник овладел азами живописи с натуры.

Моне твердо решил связать свою биографию с художественным искусством, о чем сообщил родителям. Нельзя сказать, что отец сильно противился желанию сына, однако он понимал, что не сможет обеспечить его учебу в материальном плане.

В результате, Клоду помогла его тетя – мадам Лекадр, жившая в Париже. Женщина сама немного рисовала, вследствие чего разрешала племяннику трудиться в ее мастерской. Отец надеялся, что сын поступит в Школу изящных искусств, для получения соответствующего образования.

Однако, когда он узнал, что Клод не собирается обучаться в Школе, он решительно отказался высылать ему какие-либо суммы денег. В итоге, ему пришлось жить на средства, которые пересылала тетя. В Париже он трудился в студии для бедных художников, интересовался современными веяниями в искусстве и посещал выставки.

В 1860 г. Моне призвали на службу, вследствие чего он был отправлен в Алжир. Там он подхватил брюшной тиф, после чего тетя откупила его от продолжения воинской повинности. Возвратившись домой парень поступил на факультет искусств местного университета, но вскоре разочаровался в системе обучения живописи.

Бросив университет, Клод Моне поступил в студию живописи, где сблизился с такими молодыми художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все они примерно одинаково смотрели на искусство и в скором времени стали костяком группы импрессионистов.

В 1866 г. Моне написал портрет Камиллы Донсье, который был выставлен в Салоне. Это произведение принесло ему первую известность и признание. Тогда же он стал автором одного из самых выдающихся своих полотен – «Завтрак на траве», написанным вслед за одноименной работой Эдуарда Мане.

Поскольку Клод постоянно нуждался в деньгах, а также имел немало долгов, ему пришлось продать эту картину. Позднее он создал крупное полотно «Женщина в саду», всецело написанное на пленэре. Желая получить нужное ему освещение, мастер вырыл траншею, которая позволяла ему передвигать холст вверх и вниз.

Моне приходилось тратить много времени на то, чтобы добиться соответствующего освещения и только потом приступать к работе. Не смотря на все его стремления достичь совершенства, комиссия Салона не приняла картину.

Сохранить нельзя – уничтожить

Клод Моне в Живерни. Фото: Ж.-Э. Буллоз. 1905

Клод Моне воистину поставил перед собой «неисполнимую миссию», которую, впрочем, с блеском исполнил. В течение одного дня живописец «мог работать над пятнадцатью картинами! Мы можем видеть на них серый стог раннего утра, розовый шестичасовой стог, желтый одиннадцатичасовой, голубой в два часа дня, фиолетовый – в четыре, красный в восемь вечера, и так далее… Неисправимое стремление к совершенству заставляло его вновь и вновь возвращаться к уже законченным полотнам – здесь поправить водяное растение, там приписать еще один распустившийся цветок нимфеи» (Декер М. де, 2007).

С «неудавшимися» по цвету картинами Моне расправлялся самыми варварскими способами: «резал перочинным ножом, топтал, швырял на землю или пробивал насквозь ногой… Или запирался в спальне на несколько дней, отказывался от еды и отвергал любые попытки утешить его… Были среди друзей и те, кто считал его муки и страдания побочным эффектом гениальности – синдромом стремления к совершенству». Другие были убеждены, что творец должен «страдать. Нельзя предаваться самодовольству… Если художник режет свои полотна, рыдает, впадает в ярость перед своим произведением, он чего-то достигнет» (Кинг Р., 2018).

Картина «Впечатление. Восходящее солнце»

Дата создания: 1872 год. Тип: холст, масло. Габариты: 48*63 см.

Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)

История создания

Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году.

Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть.

Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.

Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат

Цветовое решение

Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен.

На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности.

Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным.

Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.

На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина

Пейзаж

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.


«Водяные лилии», около 1915. (wikipedia.org)

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьёзному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашёл себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжёлым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провёл остаток лет.


Водяные лилии в Музее Оранжери. (wikipedia.org)

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Все цвета радуги трудоголизма

Клод Моне работал «как заведенный – картины появлялись одна за другой с поразительной скоростью. После двух месяцев, проведенных в Венеции в 1908 году, у него были готовы тридцать пять вещей, то есть каждые два дня был готов новый холст…» В тех случаях, когда на всякие «банальные надобности» в процессе непрерывного творчества не оставалось времени, деревенского цирюльника приглашали прямо к художнику, и он подрезал «лохмы мэтра, пока тот живописал».

После операции на глазах в 1923 году Клод Моне стал видеть цвета необычайно интенсивными и насыщенными, его восхищала «невообразимо прекрасная радуга». Но некоторые авторы считают, что лишившись хрусталика на левом глазу, он стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета.

Водяные лилии. 1926

Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел цветы голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми. Но и подозревая о своем зрительном дефекте, Клод Моне упрямо повторял: «Я буду рисовать даже слепым, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим» (Скляренко В. М. и др., 2002).

Источники

  • Декер М. де.  Клод Моне / Пер. с фр. Е. В. Головиной. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 309 с.
  • Кинг Р. Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии / Пер. с англ. А. Глебовской, А. Захаревич. – СПб : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 496 с.
  • Комарова И. И., Железнова Н. Л. Художники. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 640 с.
  • Самин Д. К. 100 великих художников. М. : Вече, 2006. – 480 с.
  • Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Рудычева И. А. 100 знаменитых художников, XIX–XX вв. Харьков : Фолио, 2002. – 511 с.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Дизайн «незатейливых обоев»

Но влюбленности и романтические страсти не мешали трудолюбивому живописцу совершенствовать свое художественное мастерство: он активно участвовал в выставках и вернисажах. А в 1880 году удостоился персональной выставки своих картин. Но полным признанием критиков Моне заручился далеко не сразу.

По сведениям проживающего в Англии писателя и биографа Росса Кинга, изучившего переписку и все публикации о живописце, «один из пейзажей Моне получил прямо-таки уничижительный отзыв: “Самые незатейливые обои и те более умело расписаны”. В апреле 1883 года, когда он перебрался в деревню, какой-то рецензент заявил, что его искусство попросту непонятно публике» (Кинг Р., 2018).

В 1879 году скончалась его жена Камилла. Смерть ее потрясла Клода, который чувствовал свою вину перед ней, и негативно повлияла на его творчество. «Он впал в тяжелейшую депрессию. Жизнь не удалась, все потеряло смысл. Самое ужасное, что у него пропала всякая охота работать» (Декер М. де, 2007). Но постепенно пережив депрессию и благодаря заботам Алисы Ошеде, Клод Моне вновь вернулся к живописи.

Как Клод Моне НЕ стал великим карикатуристом

В 15 лет Клод Моне был знаменитым человеком в своем городе. Это был не Париж, а лишь портовый Гавр на севере Франции. Но согласитесь, не каждый может похвастаться таким статусом в подростком возрасте.

Все благодаря умению юного Моне написать озорную карикатуру на местного чиновника.

Клод Моне. Карикатура “Жюль Дидье. Человек-бабочка”. 1858.

Родители юнца были обескуражены. Мало того, что сын рисует ерунду, он ещё осмеливается брать 20 франков за один рисунок. Между прочим это месячная зарплата суконщика или маляра!

Клод ходил павлином: он был горд собой. Особенно когда видел толпу зевак около витрины лавки. Люди с любопытством разглядывали его новые шаржи.

Он доказал всем, что необязательно корпеть за партой, чтобы хорошо зарабатывать. А то уже достали со своими претензиями по поводу прогулов, думал Моне.

Он уже не сомневался, что будет знаменит на весь мир. Осталось покорить Париж. Он был уверен, что его ремесло карикатуриста придётся по вкусу парижской публике. И юморные шаржи ему будут заказывать богатые месье и даже министры.

Клод Моне. Карикатура Феликса. 1858.

Но Моне так и не осчастливил ни одного парижанина своей карикатурой. И все из-за одной встречи.

Клод Моне познакомился с необычным художником. Он писал пейзажи совсем не так, как все.

Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи.

Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф.

Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.

Эжен-Луи Буден. Черные скалы в Турвилле. 1863. Частная коллекция.

Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне.

Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст.

Но домочадцам эта дружба не нравилась. Зачем это сын водится с художником-неудачником, который и пары картин своих продать не может. И поделом ему – кому нужны его невзрачные работенки.

Но было уже поздно. Моне был покорён таким подходом к живописи. Он твёрдо решил стать живописцем и уехал в Париж.

Карлос Дюран. Портрет Клода Моне. 1867.

Клод, как обычно, учиться не стал. Родители за это лишили нерадивого сына всякой материальной помощи. Моне был уверен, что обойдётся без отцовских денег. Ведь он быстро добьется славы…

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Художник Клод Моне

Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.

Клод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.   

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Прогульщик и насмешник

Клод Моне

По рождению Клод Моне был парижанином, он появился на свет в ноябре 1840 года в семье бакалейщика. Но когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр, и вырос Клод именно там. Отец хотел, чтобы сын занимался семейным делом, но мальчика вообще мало интересовали и торговля, и учеба. Без зазрения совести будущий художник прогуливал уроки, большую часть времени, проводя на пляже и в прибрежных скалах. Академические науки ему не давались, да он и не проявлял никакого прилежания.

Единственное, что интересовало юного Клода, это рисование. Поначалу он все осваивал сам, мгновенно зарисовывая карандашом не только природу, но и людей. Вскоре Клод увлекся карикатурой и уже в четырнадцать лет стал знаменитостью округи. Его шаржи были выставлены в витрине единственной местной лавки художественных принадлежностей, у Моне появилась своя «клиентура». Жители Гавра чуть ли не выстраивались в очередь, чтобы заполучить его рисунок. И тогда Клод стал продавать свои карикатуры по 10-20 франков за штуку. Его родители удивлялись: как можно брать деньги за такую ерунду?

Для него нашелся учитель: в колледже преподавал ученик Давида Жак Франсуа Ошар, и мальчик стал брать у него уроки.

В 1857 году умерла мать Клода. Юноше тогда было всего семнадцать лет, и его взяла под некоторое «покровительство» тетка, Жанна Лекард. Она сама любительски занималась живописью и помогала племяннику, поддерживая его морально и отчасти материально.

Конечно, выставляя свои рисунки в художественной лавке, Моне замечал и картины других художников, в том числе пейзажи своего тогда уже известного соотечественника Эжена Будена. Правда, его работы Моне откровенно не понравились: он не видел смысла рисовать природу, да еще не в мастерской, а с натуры. Но кто знает, стал бы основатель импрессионизма тем, кем он стал, если бы судьба не свела его с Эженом Буденом…

Буден обладал мягким характером и огромным терпением. Сразу разглядев задатки настоящего художника в карикатурах Клода,он сумел постепенно вызвать симпатию в сердце строптивого подростка, а потом уговорил Моне выехать с ним на пленэр. И тут в жизни Клода произошел переворот. «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись… я понял свое предназначение», — вспоминал художник уже в старости. Отныне и навсегда его пленила живая природа.

Эжен Буден учил Клода тому, что для картины мало только каких-то выразительных деталей — все должно восприниматься единым целым, только тогда впечатление будет правильным. Еще один урок, который навсегда запомнился Моне: писать вживую и по памяти — это совсем разные вещи. По мнению Будена, ни одно воспоминание не могло удержать всю полноту увиденного, и Моне это хорошо усвоил.

Эжен Буден отнюдь не стремился стать единственным наставником юного дарования. Наоборот, он часто говорил о необходимости ехать в Париж и полноценно обучаться у тамошних мастеров. Отец Моне пытался получить для сына стипендию, которую когда-то муниципалитет выделил самому Будену. Но ему было отказано. Тем не менее, в 1859 году отец и тетка смогли собрать для Клода некоторую сумму, а Буден и еще несколько коллекционеров и любителей живописи снабдили его рекомендательными письмами. Моне добавил к этому собственные сбережения от продажи карикатур и отправился в столицу.

Известные картины Моне

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.

  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.

  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.

  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.

Как подобрать музыку к картине К. Моне «Впечатление от восхода солнца»

Домашняя работа ученицы 5 класса «Как звучит картина Клода Моне

«Впечатление Восход солнца, впечатление?»

Клод Моне, известнейший представитель французского импрессионизма написал полотно «Впечатление. Восход солнца» в 1872 году.

Картина «Впечатление, восход солнца Клода Моне была написана им поутру, во время пребывания художника в Гавре, городе своего детства. На картине изображен утренний восход в порту, своеобразным символом промышленной революции 19 века.

По мнению некоторых историков искусства на картине Моне «Восход солнца, впечатление» изображен порт, который можно видеть из окон гостиницы «Адмиралтейской» города Гавр.

Картина Моне имеет богатую историю. По началу, её не хотели принимать критики, посчитав картину бездарной. Но все – же картина имела популярность у публики, она попадала в руки частных владельцев, перепродавалась за смешную цену.

На переднем плане картины изображено море в сине-зеленых тонах, выделены два силуэта рыбацких лодок. Жирные выделенные темные мазки кисти и невыраженные силуэты уходящих лодок дают явное ощущение глубины моря.

Все цвета, использованные в картине «Впечатление, восход солнца» тусклые, приглушенные.

Единственное яркое пятно на всем полотне- ясно-оранжевый диск восходящего над французским городком солнца, расплывающегося также в отражении неспокойной морской воды.

На заднем плане, в серо-голубом тумане еле заметны силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Дым из труб указывает на северо-восточный ветер.

Если же присмотреться внимательно, то и солнце здесь не является ярким пятном. Искусствоведами и учеными Гарвардского Университета с помощью фотометра было определено, что степень яркости изображенного солнца и кусочка чистого неба, окружающего его, находятся на одном уровне. Особенности человеческой сетчатки воспринимают оранжевый цвет солнца как за самое яркое пятно на картине.

Бледно оранжевые лучи солнца, смешанные с грязным серым дымом практически не придают картине ясности. В этой местности царствует не солнечный свет, а пелена промышленного дыма намекает художник.

https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kloda-mone-vpechatlenie-vosxod-solnca/

Как и художники-импрессионисты, вышедшие на пленэр для того, чтобы уловить бесконечную изменчивость красок природы, и схватить неуловимость и поэтичность момента, Дебюсси призывает слушать природу и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.

Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в высказываниях Дебюсси: «Я думаю, что музыка покоилась до сих пор на ложном принципе. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор».

«Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки».

«Видеть восход солнца полезнее для композитора, чем слышать «Пасторальную симфонию» Бетховена».

Слушая музыку Дебюсси, мы поражаемся её пластичности, свободе и непосредственности. И представляем раннее утро, свежий ветен, играющий парусами рыбацких лодок.

https://wikilivres.ru/О_некоторых_особенностях_композиционной_техники_Клода_Дебюсси_(Денисов)

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи

Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен»

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах

Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.

Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.

Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.

Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.

Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.

Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком). 1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне.

А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.

Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879. Музей д’Орсе, Париж.

Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.

Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.

Клод Моне. Арка на западе от Этрета. 1883. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.

При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Частная коллекция.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.

Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.

А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.

Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.

Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.

Клод Моне. Главная аллея к дому в Живерни. 1892.

Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.

Клод Моне. Завтрак на траве (работа не завершена). 1866. Музей д’Орсе, Париж.

А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.

Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…

Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.

Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.

Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…

О шедеврах художника читайте в статьях:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Клод моне (1840-1926)

Обретение своего стиля

Настойчивость Будена увенчалась успехом Моне открыл для себя мир с новой страницы. Его восприятие природы поменялось в корне, и он начал понимать ее. Семнадцатилетний рисовальщик не представлял себе другого более подходящего учителя. Перенимая легкость и чистоту впечатлений его навык развивался, но все еще требовал критики и конкуренции. Будучи самостоятельным юношей с малых лет любящим свободу Моне пришел к родителям с новостью о том, что желает получать образование в Париже. Мать отнеслась к этой новости с подозрением так как не доверяла наставнику сына, а отец был огорчен фактом что у семьи нет денег на поездку в Париж. Не желая отвергать мечту своего чада отец Моне написал письмо в городской совет с просьбой про спонсировать обучение перспективного рисовальщика.

К сожалению, в прошении было отказано так как по мнению совета прошлое карикатуриста могло отвлечь юношу от обучения. Так и не дождавшись положительного ответа Оскар отправился в Париж. Вдохновлённый новыми ощущениями художник берется за рисование с еще большим энтузиазмом отказываясь, однако обучатся у преподавателей, которых ему советовали. Вместо классических занятий он предпочитает компанию в заведении «Кабачок мучеников». Это место было наполнено новыми для него эмоциями, которых он не испытывал прежде в родных краях.

Веселая и любящая споры компания заряжала его душу энергией для свершения великих дел. Родители не одобряли решения сына оставить классическую школу и ограничили его финансирование. Благодаря одной лишь финансовой поддержке тетушки Оскар остался жить в столице Франции еще на несколько месяцев. В 1860 году он был отправлен на военную службу и послан в Алжир. Не прослужив и двух лет, Моне откупился от армии и возвратился в родные края. Сразу после возвращения он начал посещать студию живописи, созданную Шарлем Глейром. Посещая занятия, он встретил таких молодых людей как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль которые в будущем стали ведущими специалистами импрессионизма.

Клод Моне — Водяные лилии. 1906

Начало карьеры

Посмотреть серьезно на живопись Клоду Моне помог пейзажист Эжен Буден. Интересен факт, что юноша крайне негативно относился к картинам Будена, считая их «омерзительными». Тем не менее, именно у него юный художник овладел азами живописи с натуры.

Моне твердо решил связать свою биографию с художественным искусством, о чем сообщил родителям. Нельзя сказать, что отец сильно противился желанию сына, однако он понимал, что не сможет обеспечить его учебу в материальном плане.

В результате, Клоду помогла его тетя – мадам Лекадр, жившая в Париже. Женщина сама немного рисовала, вследствие чего разрешала племяннику трудиться в ее мастерской. Отец надеялся, что сын поступит в Школу изящных искусств, для получения соответствующего образования.

Однако, когда он узнал, что Клод не собирается обучаться в Школе, он решительно отказался высылать ему какие-либо суммы денег. В итоге, ему пришлось жить на средства, которые пересылала тетя. В Париже он трудился в студии для бедных художников, интересовался современными веяниями в искусстве и посещал выставки.

В 1860 г. Моне призвали на службу, вследствие чего он был отправлен в Алжир. Там он подхватил брюшной тиф, после чего тетя откупила его от продолжения воинской повинности. Возвратившись домой парень поступил на факультет искусств местного университета, но вскоре разочаровался в системе обучения живописи.

Бросив университет, Клод Моне поступил в студию живописи, где сблизился с такими молодыми художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все они примерно одинаково смотрели на искусство и в скором времени стали костяком группы импрессионистов.

В 1866 г. Моне написал портрет Камиллы Донсье, который был выставлен в Салоне. Это произведение принесло ему первую известность и признание. Тогда же он стал автором одного из самых выдающихся своих полотен – «Завтрак на траве», написанным вслед за одноименной работой Эдуарда Мане.

Поскольку Клод постоянно нуждался в деньгах, а также имел немало долгов, ему пришлось продать эту картину. Позднее он создал крупное полотно «Женщина в саду», всецело написанное на пленэре. Желая получить нужное ему освещение, мастер вырыл траншею, которая позволяла ему передвигать холст вверх и вниз.

Моне приходилось тратить много времени на то, чтобы добиться соответствующего освещения и только потом приступать к работе. Не смотря на все его стремления достичь совершенства, комиссия Салона не приняла картину.

Сохранить нельзя – уничтожить

Клод Моне в Живерни. Фото: Ж.-Э. Буллоз. 1905

Клод Моне воистину поставил перед собой «неисполнимую миссию», которую, впрочем, с блеском исполнил. В течение одного дня живописец «мог работать над пятнадцатью картинами! Мы можем видеть на них серый стог раннего утра, розовый шестичасовой стог, желтый одиннадцатичасовой, голубой в два часа дня, фиолетовый – в четыре, красный в восемь вечера, и так далее… Неисправимое стремление к совершенству заставляло его вновь и вновь возвращаться к уже законченным полотнам – здесь поправить водяное растение, там приписать еще один распустившийся цветок нимфеи» (Декер М. де, 2007).

С «неудавшимися» по цвету картинами Моне расправлялся самыми варварскими способами: «резал перочинным ножом, топтал, швырял на землю или пробивал насквозь ногой… Или запирался в спальне на несколько дней, отказывался от еды и отвергал любые попытки утешить его… Были среди друзей и те, кто считал его муки и страдания побочным эффектом гениальности – синдромом стремления к совершенству». Другие были убеждены, что творец должен «страдать. Нельзя предаваться самодовольству… Если художник режет свои полотна, рыдает, впадает в ярость перед своим произведением, он чего-то достигнет» (Кинг Р., 2018).

Картина «Впечатление. Восходящее солнце»

Дата создания: 1872 год. Тип: холст, масло. Габариты: 48*63 см.

Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)

История создания

Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году.

Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть.

Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.

Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат

Цветовое решение

Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен.

На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности.

Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным.

Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.

На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.

Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина

Пейзаж

Судьба художника

Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.


«Водяные лилии», около 1915. (wikipedia.org)

Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьёзному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.

Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».

К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашёл себе учителя и единомышленников.

Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжёлым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провёл остаток лет.


Водяные лилии в Музее Оранжери. (wikipedia.org)

За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.

Все цвета радуги трудоголизма

Клод Моне работал «как заведенный – картины появлялись одна за другой с поразительной скоростью. После двух месяцев, проведенных в Венеции в 1908 году, у него были готовы тридцать пять вещей, то есть каждые два дня был готов новый холст…» В тех случаях, когда на всякие «банальные надобности» в процессе непрерывного творчества не оставалось времени, деревенского цирюльника приглашали прямо к художнику, и он подрезал «лохмы мэтра, пока тот живописал».

После операции на глазах в 1923 году Клод Моне стал видеть цвета необычайно интенсивными и насыщенными, его восхищала «невообразимо прекрасная радуга». Но некоторые авторы считают, что лишившись хрусталика на левом глазу, он стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета.

Водяные лилии. 1926

Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел цветы голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белыми. Но и подозревая о своем зрительном дефекте, Клод Моне упрямо повторял: «Я буду рисовать даже слепым, как и Бетховен, который сочинял музыку, будучи абсолютно глухим» (Скляренко В. М. и др., 2002).

Источники

  • Декер М. де.  Клод Моне / Пер. с фр. Е. В. Головиной. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 309 с.
  • Кинг Р. Чарующее безумие. Клод Моне и водяные лилии / Пер. с англ. А. Глебовской, А. Захаревич. – СПб : Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. – 496 с.
  • Комарова И. И., Железнова Н. Л. Художники. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – 640 с.
  • Самин Д. К. 100 великих художников. М. : Вече, 2006. – 480 с.
  • Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Рудычева И. А. 100 знаменитых художников, XIX–XX вв. Харьков : Фолио, 2002. – 511 с.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Дизайн «незатейливых обоев»

Но влюбленности и романтические страсти не мешали трудолюбивому живописцу совершенствовать свое художественное мастерство: он активно участвовал в выставках и вернисажах. А в 1880 году удостоился персональной выставки своих картин. Но полным признанием критиков Моне заручился далеко не сразу.

По сведениям проживающего в Англии писателя и биографа Росса Кинга, изучившего переписку и все публикации о живописце, «один из пейзажей Моне получил прямо-таки уничижительный отзыв: “Самые незатейливые обои и те более умело расписаны”. В апреле 1883 года, когда он перебрался в деревню, какой-то рецензент заявил, что его искусство попросту непонятно публике» (Кинг Р., 2018).

В 1879 году скончалась его жена Камилла. Смерть ее потрясла Клода, который чувствовал свою вину перед ней, и негативно повлияла на его творчество. «Он впал в тяжелейшую депрессию. Жизнь не удалась, все потеряло смысл. Самое ужасное, что у него пропала всякая охота работать» (Декер М. де, 2007). Но постепенно пережив депрессию и благодаря заботам Алисы Ошеде, Клод Моне вновь вернулся к живописи.

Как Клод Моне НЕ стал великим карикатуристом

В 15 лет Клод Моне был знаменитым человеком в своем городе. Это был не Париж, а лишь портовый Гавр на севере Франции. Но согласитесь, не каждый может похвастаться таким статусом в подростком возрасте.

Все благодаря умению юного Моне написать озорную карикатуру на местного чиновника.

Клод Моне. Карикатура “Жюль Дидье. Человек-бабочка”. 1858.

Родители юнца были обескуражены. Мало того, что сын рисует ерунду, он ещё осмеливается брать 20 франков за один рисунок. Между прочим это месячная зарплата суконщика или маляра!

Клод ходил павлином: он был горд собой. Особенно когда видел толпу зевак около витрины лавки. Люди с любопытством разглядывали его новые шаржи.

Он доказал всем, что необязательно корпеть за партой, чтобы хорошо зарабатывать. А то уже достали со своими претензиями по поводу прогулов, думал Моне.

Он уже не сомневался, что будет знаменит на весь мир. Осталось покорить Париж. Он был уверен, что его ремесло карикатуриста придётся по вкусу парижской публике. И юморные шаржи ему будут заказывать богатые месье и даже министры.

Клод Моне. Карикатура Феликса. 1858.

Но Моне так и не осчастливил ни одного парижанина своей карикатурой. И все из-за одной встречи.

Клод Моне познакомился с необычным художником. Он писал пейзажи совсем не так, как все.

Эжен-Луи Буден изображал обыкновенную природу, а не итальянские идеализированные пейзажи.

Его картины были напрочь лишены декоративности. Никаких пушистых крон, древних развалин или фигурок танцующих нимф.

Порой на них не было почти ничего. Пустынный берег, пасмурное небо, пара валунов и фигурки рыбаков.

Эжен-Луи Буден. Черные скалы в Турвилле. 1863. Частная коллекция.

Сначала Моне, как и все, потешался над отсутствием у художника воображения. Но постепенно до него дошло, что под внешней простотой скрывается нечто большее. Истинное лицо природы, написанное правдиво и искренне.

Именно у Будена Моне научился улавливать самое первое впечатление от увиденного и переносить это на холст.

Но домочадцам эта дружба не нравилась. Зачем это сын водится с художником-неудачником, который и пары картин своих продать не может. И поделом ему – кому нужны его невзрачные работенки.

Но было уже поздно. Моне был покорён таким подходом к живописи. Он твёрдо решил стать живописцем и уехал в Париж.

Карлос Дюран. Портрет Клода Моне. 1867.

Клод, как обычно, учиться не стал. Родители за это лишили нерадивого сына всякой материальной помощи. Моне был уверен, что обойдётся без отцовских денег. Ведь он быстро добьется славы…

Жизнь в Живерни

Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.

Художник Клод Моне

Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.

Клод Моне создал собственный сад

В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.

Детство и юность

Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну. Вопреки надеждам отца, Клод с раннего возраста тянулся к живописи, рисовал карикатуры и не помышлял о том, чтобы стать бакалейщиком.

Портрет Клода Моне. Художник Огюст Ренуар

В местном салоне пользующиеся успехом карикатуры, нарисованные Клодом, продавались по 20 франков. Увлечению способствовало и знакомство юноши с пейзажистом Эженом Буденом – любителем пленэра. Художник показал начинающему живописцу основные приемы живописи с натуры. Отстоять право выбора профессии помогла и его тетя, взявшая на себя заботу о юноше после смерти матери.   

Занятия с Буденом открыли перед будущим художником его истинное призвание – писать природу с натуры. В 1859 году Клод отправляется на родину в Париж. Здесь он работает в студии для бедных художников, посещает выставки и галереи. Развитию таланта помешала армия. В 1861 году Монепризывают на военную службу в кавалерийские войска и отправляют в Алжир.

Клод Моне в молодости

Из семи положенных лет на службе он пробудет два года, так как заболеет тифом. Вернуться домой ему помогли и 3 тысячи франков, которые тетя заплатила, чтобы откупить племянника от воинской повинности. Оправившись от болезни, Моне поступает на факультет искусств университета, но быстро разочаровывается. Ему не нравится царивший там подход к живописи.

Прогульщик и насмешник

Клод Моне

По рождению Клод Моне был парижанином, он появился на свет в ноябре 1840 года в семье бакалейщика. Но когда ему было пять лет, семья переехала в Гавр, и вырос Клод именно там. Отец хотел, чтобы сын занимался семейным делом, но мальчика вообще мало интересовали и торговля, и учеба. Без зазрения совести будущий художник прогуливал уроки, большую часть времени, проводя на пляже и в прибрежных скалах. Академические науки ему не давались, да он и не проявлял никакого прилежания.

Единственное, что интересовало юного Клода, это рисование. Поначалу он все осваивал сам, мгновенно зарисовывая карандашом не только природу, но и людей. Вскоре Клод увлекся карикатурой и уже в четырнадцать лет стал знаменитостью округи. Его шаржи были выставлены в витрине единственной местной лавки художественных принадлежностей, у Моне появилась своя «клиентура». Жители Гавра чуть ли не выстраивались в очередь, чтобы заполучить его рисунок. И тогда Клод стал продавать свои карикатуры по 10-20 франков за штуку. Его родители удивлялись: как можно брать деньги за такую ерунду?

Для него нашелся учитель: в колледже преподавал ученик Давида Жак Франсуа Ошар, и мальчик стал брать у него уроки.

В 1857 году умерла мать Клода. Юноше тогда было всего семнадцать лет, и его взяла под некоторое «покровительство» тетка, Жанна Лекард. Она сама любительски занималась живописью и помогала племяннику, поддерживая его морально и отчасти материально.

Конечно, выставляя свои рисунки в художественной лавке, Моне замечал и картины других художников, в том числе пейзажи своего тогда уже известного соотечественника Эжена Будена. Правда, его работы Моне откровенно не понравились: он не видел смысла рисовать природу, да еще не в мастерской, а с натуры. Но кто знает, стал бы основатель импрессионизма тем, кем он стал, если бы судьба не свела его с Эженом Буденом…

Буден обладал мягким характером и огромным терпением. Сразу разглядев задатки настоящего художника в карикатурах Клода,он сумел постепенно вызвать симпатию в сердце строптивого подростка, а потом уговорил Моне выехать с ним на пленэр. И тут в жизни Клода произошел переворот. «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись… я понял свое предназначение», — вспоминал художник уже в старости. Отныне и навсегда его пленила живая природа.

Эжен Буден учил Клода тому, что для картины мало только каких-то выразительных деталей — все должно восприниматься единым целым, только тогда впечатление будет правильным. Еще один урок, который навсегда запомнился Моне: писать вживую и по памяти — это совсем разные вещи. По мнению Будена, ни одно воспоминание не могло удержать всю полноту увиденного, и Моне это хорошо усвоил.

Эжен Буден отнюдь не стремился стать единственным наставником юного дарования. Наоборот, он часто говорил о необходимости ехать в Париж и полноценно обучаться у тамошних мастеров. Отец Моне пытался получить для сына стипендию, которую когда-то муниципалитет выделил самому Будену. Но ему было отказано. Тем не менее, в 1859 году отец и тетка смогли собрать для Клода некоторую сумму, а Буден и еще несколько коллекционеров и любителей живописи снабдили его рекомендательными письмами. Моне добавил к этому собственные сбережения от продажи карикатур и отправился в столицу.

Известные картины Моне

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.

  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» — «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.

  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.

  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие чувства и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.

Как подобрать музыку к картине К. Моне «Впечатление от восхода солнца»

Домашняя работа ученицы 5 класса «Как звучит картина Клода Моне

«Впечатление Восход солнца, впечатление?»

Клод Моне, известнейший представитель французского импрессионизма написал полотно «Впечатление. Восход солнца» в 1872 году.

Картина «Впечатление, восход солнца Клода Моне была написана им поутру, во время пребывания художника в Гавре, городе своего детства. На картине изображен утренний восход в порту, своеобразным символом промышленной революции 19 века.

По мнению некоторых историков искусства на картине Моне «Восход солнца, впечатление» изображен порт, который можно видеть из окон гостиницы «Адмиралтейской» города Гавр.

Картина Моне имеет богатую историю. По началу, её не хотели принимать критики, посчитав картину бездарной. Но все – же картина имела популярность у публики, она попадала в руки частных владельцев, перепродавалась за смешную цену.

На переднем плане картины изображено море в сине-зеленых тонах, выделены два силуэта рыбацких лодок. Жирные выделенные темные мазки кисти и невыраженные силуэты уходящих лодок дают явное ощущение глубины моря.

Все цвета, использованные в картине «Впечатление, восход солнца» тусклые, приглушенные.

Единственное яркое пятно на всем полотне- ясно-оранжевый диск восходящего над французским городком солнца, расплывающегося также в отражении неспокойной морской воды.

На заднем плане, в серо-голубом тумане еле заметны силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Дым из труб указывает на северо-восточный ветер.

Если же присмотреться внимательно, то и солнце здесь не является ярким пятном. Искусствоведами и учеными Гарвардского Университета с помощью фотометра было определено, что степень яркости изображенного солнца и кусочка чистого неба, окружающего его, находятся на одном уровне. Особенности человеческой сетчатки воспринимают оранжевый цвет солнца как за самое яркое пятно на картине.

Бледно оранжевые лучи солнца, смешанные с грязным серым дымом практически не придают картине ясности. В этой местности царствует не солнечный свет, а пелена промышленного дыма намекает художник.

https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-kloda-mone-vpechatlenie-vosxod-solnca/

Как и художники-импрессионисты, вышедшие на пленэр для того, чтобы уловить бесконечную изменчивость красок природы, и схватить неуловимость и поэтичность момента, Дебюсси призывает слушать природу и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.

Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в высказываниях Дебюсси: «Я думаю, что музыка покоилась до сих пор на ложном принципе. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор».

«Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки».

«Видеть восход солнца полезнее для композитора, чем слышать «Пасторальную симфонию» Бетховена».

Слушая музыку Дебюсси, мы поражаемся её пластичности, свободе и непосредственности. И представляем раннее утро, свежий ветен, играющий парусами рыбацких лодок.

https://wikilivres.ru/О_некоторых_особенностях_композиционной_техники_Клода_Дебюсси_(Денисов)

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи

Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен»

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

Как Клод Моне добился признания, ничего не изменив в своих работах

Попытка самоубийства Моне так и осталась попыткой. Он продолжил борьбу. А картины по-прежнему спасали, как могли.

Например, использовались в виде уплаты за жильё. Тот самый «Завтрак на траве» пришлось оставить владельцу отеля. Он картину не оценил и забросил на чердак гнить от плесени.

Жалкое существование – из года в год. Порой Моне приходилось писать жалобные письма друзьям, чтобы те прислали денег хотя бы на хлеб.

Но в 1873 году ситуация изменилась к лучшему. Камилла Моне получила отцовское наследство.

Несколько лет семья смогла нормально существовать. А Моне творить. В эти годы он создал невероятное количество выдающихся работ.

Клод Моне. Прогулка (Камилла с зонтиком). 1875 г. Национальная галерея в Вашингтоне.

А потом случилась трагедия. Камилла родила второго сына. Но через год умерла от туберкулеза.

Клод Моне. Камилла на смертном одре. 1879. Музей д’Орсе, Париж.

Злые языки осуждали Моне. Мол, это все голодные годы на ней сказались. Все малевал никому ненужные картинки. Ему стоило бросить неприбыльное дело и пойти хоть маляром, хоть карикатуристом в журнал. А ещё интрижку завёл с женой заказчика, сына та ему родила.

Моне чувствовал вину и скатывался в депрессию. Алиса Ошеде, та самая жена заказчика, помогла ему вернуться к живописи. Он продолжил писать.

Клод Моне. Арка на западе от Этрета. 1883. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Однажды к нему пришёл давний знакомый, арт-дилер Поль Дюран-Рюэль. Все эти годы он был одним из тех, кто помогал не умереть голодной смертью. Когда мог – покупал пару картин. Когда был сам на грани банкротства – давал немного денег на еду.

При этом он никогда не уговаривал, как другие, писать гладко и аккуратно. Ему не нужны были древнеримские боги или акведуки с мостами. Он искренне верил в импрессионизм.

Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюран-Рюэля. 1910. Частная коллекция.

На этот раз Дюран-Рюэль пришёл со странной идеей организовать выставку в Америке. Он был уверен в успехе: мол, американская публика не такая консервативная.

Моне было уже под 50. Что ему оставалось, как не довериться другу.

А друг оказался прав. Американцы были в восторге от импрессионистов. В 1886 году к Моне пришёл финансовый успех. Сначала картины покупали за сотни франков. Потом и за тысячи.

Через несколько лет Клод Моне полностью выкупил дом в Живерни (80 км от Парижа). А также купил рядом с домом участок, на котором разбил сад.

Теперь природа была совсем рядом. Достаточно было выйти на порог и с упоением писать, писать, писать.

Клод Моне. Главная аллея к дому в Живерни. 1892.

Как только у Моне появились деньги, он поехал к тому самому хозяину отеля. Он выкупил свой «Завтрак на траве». От картины пришлось отрезать часть, покрытую плесенью. Но даже в таком виде музей д’Орсе в Париже охотно разместил картину в основной коллекции.

Клод Моне. Завтрак на траве (работа не завершена). 1866. Музей д’Орсе, Париж.

А работу «Дамы в саду» правительство приобрело в 1911 году у Клода Моне за 200 000 (!) франков. Неплохой такой реванш за едкие слова о неряшливости картины.

Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Триумф Моне признал и его давний Учитель, Эжен Буден. В 1892 году, когда Моне уже был всемирно известен, он написал ему «Вы превзошли самого себя». На что Моне ответил ему «Я помню, что именно Вы научили меня видеть»…

Моне совершил то, что многим художникам не удаётся. Даже самым великим. Он дожил до всемирного признания.

Он прошёл путь от звания «пачкуна» до «выдающегося мастера», при этом ничего кардинально не изменив в себе и в своих работах.

Он прошёл свой путь героя до конца. И все ради нее – живописи света и цвета. Ради жизненности и непосредственности. Ради чарующей повседневности и правдивой бессюжетности. Ради свободы художника…

О шедеврах художника читайте в статьях:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: