Типы патологической ревности
Синдром патологической ревности делится на два вида: навязчивая и психотическая.
Навязчивая ревность
Навязчивая идея проявляется в том, что человека преследует какая-нибудь мысль, от которой он не может освободиться. Если такие мысли появляются на фоне измены, то в подсознании человек может понимать, что в действительности это, скорее всего лишь фантазии. Такого человека можно уверить в обратном, предоставив весомые факты и доказательства.
Психотическая ревность
При психотическом типе больной не сомневается в измене. Его невозможно переубедить словами, даже если имеются веские доказательства. Он полностью поглощен своими мыслями и постоянно ищет способ разоблачения неверности. Такой человек не станет никого слушать и не воспримет даже самые явные аргументы невиновности.
Он будет с рвением продолжать следить за женой, копаться в личных вещах, в поиске улик. Телефонный звонок от друзей или сотрудников будет восприниматься, как прелюбодеяние, вызывать допросы и скандалы. В некоторых семьях имеет место и рукоприкладство.
Оценка состояния
Чтобы правильно оценить степень состояния больного, необходим тщательный и углубленный анализ его действий и поступков
Крайне важно иметь как можно больше данных о его психологическом состоянии. Для этого необходимо побеседовать сначала с супружеским партнером больного, а затем встретиться с ним лично
Как правило, сведения, полученные от супруги пациента, намного подробней и понятней, чем информация, которую можно получить от самого ревнивца.
Врач-психолог должен выяснить, в какой степени пациент уверен в измене партнера, насколько это его угнетает и подавляет, не задумывается ли он совершить ответную месть. При каких обстоятельствах возникают беспричинные приступы, подозрения и ссоры.
Как на такие поступки отвечает супруга (супруг). Не приводят ли такие приступы к совершению насилия, и если это происходит, то в какой мере. Не доходило ли до каких-либо серьезных травм. Все эти вопросы должны быть заданы с особой тактичностью. Помимо этой информации, врач должен подробно выяснить все аспекты супружеской и интимной жизни пары
Очень важно определить наличие основного психологического расстройства, поскольку это повлияет на выбор последующего лечения
Причины и факторы риска
Патологическая ревность не возникает на пустом месте — обычно бред ревности всегда существует в человека, просто находится в «спящем режиме».
Существуют причины, которые могут спровоцировать развития патологической ревности:
- Наследственная предрасположенность или врожденной психологическое отклонение — нарушение связей между нейронами мозга, полученные при рождении, дает развитие неестественным процессам мозга: депрессии, повышенной агрессии, паранойи и другим. К тому же, если один из родителей страдал параноидальной ревностью, то с вероятностью 60% ребенок унаследует эту способность.
- Стрессовые ситуации в жизни, злоупотребление алкоголем, наркотиками.
- Получение инвалидности, травмы мозга, потеря или ухудшение слуха или зрения — все это негативно сказывается на работе сосудов головного мозга и вызывает нарушения связей между нейронами.
- Внутренние комплексы, заниженная самооценка, неуверенность в собственной привлекательности.
- Боязнь остаться в одиночестве, быть отвергнутым.
- Интимная дисфункция, неудачи в сексуальной жизни, возможный неудачный сексуальный опыт.
- Гормональные всплески (у женщин — период климакса, ПМС).
Факторами риска при бреде ревности считаются:
- наличие параноидальных отклонений у человека, наличие галлюцинаций;
- вызывающее поведение романтического/сексуального партнера;
- наличие садистских наклонностей, жестокости как черты характера;
- депрессивные состояния;
- так называемый кризис среднего возраста;
- склонность к алкоголю или наркозависимости, употребление психотропов;
- эндокринные заболевания;
- психологические отклонения, например, наличие шизофрении или паранойи;
- материальное или моральное неблагополучие в семье;
- трудности в общении с противоположным полом;
- психологическая несовместимость с человеком, с которым объекту приходится общаться почти каждым день — это накапливает внутреннее раздражение;
- неожиданный и сильный всплеск адреналина вследствие участия в необычном, опасном мероприятии.
Что называется виктимным поведением у женщин? Читайте об этом здесь.
Акт третий
Эмилия по секрету сообщает Кассио, что Отелло только и ищет повода вернуть должность своему любимцу. О том же хлопочет Дездемона. Кассио рад. Впрочем, памятуя о совете Яго, он просит о личной встрече с Дездемоной. Эмилия устраивает эту встречу.
Дездемона убеждает Кассио, что Отелло не забудет дружбу с ним. Успокоенный Кассио тихонько уходит, завидев генерала. Дездемона сразу приступает к делу. Она, как повелительница сердца мавра, с улыбкой просит назвать дату, когда Кассио вернется к своим обязанностям. Очарованный Отелло обещает выполнить любую просьбу своей милой «негодницы». Сердце воина наполняется нежностью.
Оставшись с генералом наедине, Яго вливает в его душу яд подозрений. Он выясняет, что Кассио с самого начала в курсе любви генерала и красавицы. Выходит, Дездемона привязана к нему, привыкла видеть его рядом. Кроме того, чего скрывать, Кассио хорош собой. Чего не скажешь об Отелло. Выслушав такие речи, Отелло мрачнеет. Он поручает Яго следить за Дездемоной.
Напоследок Яго дает ему один совет: повременить с прощеньем Кассио. И понаблюдать, как будет себя вести Дездемона. Отелло чувствует себя рогоносцем. Когда жена входит в комнату – он смотрит на нее другими глазами. Она замечает перемену. Отелло сваливает все на головную боль. Своим нежными руками она хочет обвязать его голову красивым платочком, но муж отстраняется. Платок летит на пол.
После их ухода платок подбирает Эмилия. Муж давно просил украсть у синьоры именно его. Однако Эмилия знает, что эта вещица – дар любви генерала. Дездемона огорчится, лишившись платка. Поэтому она решает отдать мужа копию платка. Надо только скопировать узор.
Но ее план рушится: Яго выхватывает платок из ее рук. Когда жена уходит, он думает, как подбросить «улику» Кассио. Между тем, Отелло уже сходит с ума от ревности и гнева. Он требует у Яго доказательств измены. Грозит, что накажет его за клевету.
В ответ Яго откровенничает. Однажды ночью Кассио в бреду представлял в своих объятьях Дездемону. Для Отелло уже и этого достаточно, но Яго добивает его окончательно. Он уверяет, что Кассио утирается платком, который подарил жене Отелло. Тем самым, расшитым ягодками. Отелло «змеи жалят сердце». Он жаждет «крови», клянется небесами, что отомстит.
Расставаясь с Яго, генерал дает тому три дня на то, чтобы убить Кассио. С «распутницей» он разберется сам.
Как нарочно, Дездемона все твердит мужу об огорченном Кассио. Но теперь она встречает решительный отпор. Отелло твердит только о платке. И уверяет в его волшебной силе. Если жена лишится его, то потеряет любовь мужа. Дездемона не может предъявить платок. Это их первая крупная ссора.
Эмилия с житейской мудростью советует госпоже присмотреться к мужу. Быть может, злая ревность поселилась в его сердце. Но Дездемоне не в чем упрекнуть себя.
Между тем, платок действительно подброшен Кассио. Он вертит в руках красивую вещицу, уверен, что владелица будет ее искать. Он просит любовницу Бьянку вышить для него точно такой же. Она ревнует его к хозяйке платка.
Драка между Кассио и Родриго
Генерал перед сном дает задание Яго и Кассио проверить караулы. Тогда Яго предлагает товарищу выпить за Отелло, и, хотя тот пытается отказаться, так как плохо переносит вино, он его все-таки подпаивает. Теперь море по колено лейтенанту. Наученный Яго, Родриго легко его провоцирует на ссору. Их пытается разнять один из офицеров, однако Кассио вдруг берется за меч и ранит миротворца. С помощью Родриго Яго поднимает тревогу. Отелло выясняет у последнего подробности драки. Он говорит, что Яго выгораживает по доброте души своего друга Кассио, и решает отстранить от занимаемой должности лейтенанта. Придя в себя, Кассио сгорает со стыда. Яго советует ему искать через жену Отелло примирения с ним, поскольку девушка эта так великодушна. Кассио благодарен за этот совет. Он не может вспомнить, кто напоил его, спровоцировал на драку и затем оклеветал перед своими товарищами. Яго ликует: Дездемона теперь своими просьбами поможет его коварному плану, и Яго погубит всех врагов, используя для этого их самые лучшие качества.
Формы
- Навязчивые идеи: собственные мысли человека эгодистонический; они признаны бессмысленными и обычно сопротивляются. Мысли ревности воспринимаются как навязчивые и чрезмерные, за ними может последовать компульсивное поведение, такое как проверка партнера. Эгодистоничность (расстройство, вызванное мыслями, которые являются нежелательными и рассматриваются как противоречащие сознательным желаниям) обычно сильно различается между пациентами и «континуумом от навязчивого состояния до бредового, о чем предполагают патологическую ревность» (Insel & Akiskal 1986).
- Крайние навязчивые идеи: много времени уходит на зависть, и очень трудно выбросить эти опасения из головы. Может произойти нарушение отношений, ограничение свободы партнера и сдерживание поведения партнера. Хотя иногда было трудно провести различие, категории «психотической» (бредовой) и «невротической» ревности содержали схожие пропорции (каждая от одной трети до половины).
- Заблуждения: собственные мысли человека эгосинтонический; они считаются истинными, и им не сопротивляются. Некоторые авторы сравнивают болезненную ревность с бредовым состоянием (например, Enoch & Trethowan, 1979). Убеждения могут включать в себя подозрение патологически ревнивых субъектов в том, что: 1. он или она отравлены или получает от партнера какое-то вещество (вещества) для снижения сексуальной потенции, 2. что партнер заразился болезнью, передающейся половым путем от третьего лица 3 y вступает в половую связь с третьим лицом, пока субъект спит.
Это психическое заболевание?
Бред ревности считается одним из разновидностей паранойи, когда человек совершенно не может контролировать свое поведение, становится более агрессивным и подозрительным.
Человеку начинает казаться, что все вокруг осведомлены об измене его второй половинки и смеются над ним, а его партнер просто водит его за нос.
Паранойя возникает внезапно — мужчине вдруг начинает казаться, что жена ему изменяет, и находит множество доказательств: поздно возвратилась домой, надевала новое платье и навела марафет, не сразу отвечает на звонки и сообщения и другое.
Мужчина ревнует свою женщину к любому другому мужчине, запрещает ей работать и общаться с «развратными», «плохими» подругами, даже краситься и пользоваться социальным сетями.
Такой ревнивец непременно проверяет ее телефон и электронную почту, постоянно проверяет ее местонахождение, но даже такие методы не успокаивают мужчину.
В некоторых случаях мужчина даже требует сделать генетическую экспертизу, чтобы определить отцовство ребенка.
Отказ от такой процедуры автоматически является признаком измены.
В таком состоянии для мужчины не существует никаких логических доводов и способов успокоения, он может даже избить свою жену или потенциального любовника.
Паранойю ревности легко отличить от обычного чувства здорового человека — после предоставления доказательств об неопровержимой верность ревность должна притупиться успокоиться. Если же этого не происходит, то человек нуждается в срочной психологической терапии.
Что стоит за патологической ревностью? Узнайте из видео:
Причины ревности
Основные причины возникновения ревности — это страх потерять зону комфорта, и недоверие к своей второй половинке ( это касается любовных отношений). Сомнения и недоверие возникают в том случае, если ваш любимый или любимая дали повод усомниться в себе: причин для этого может быть много, но особенно хорошо это проявляется в ревности к прошлому. Ревнивец не может совладать с собой, своими эмоциями и чувствами. Он не осознает главного: чем больше он ревнует, тем сильнее отталкивает от себя любимого человека. Это словно противовес любви, чем больше ревности, тем меньше любви и наоборот. Любовь и ревность идут рука об руку. Ревнивые люди забывают о собственных чувствах и не могут дарить их своему партнеру: чувства заботы, ласки и любви съедается огнем разочарования и обид. Считается, что женская ревность сильнее и это правда, так уж сложилось исторически. Ревность многогранна и очень опасна, ее истоки идут из подсознания и лишь проанализировав собственное поведение человек сможет правильно понять основу своей проблемы и решить ее. Самому сделать это очень сложно и тут главным помощником становится психолог. Ревность присуща любому человеку и причинами могут быть разные факторы. Сейчас мы разберем самые важные.
Повод для ревности:
Недостаток внимания
Обычно, такие люди чувствуют дефицит внимания с раннего детства и болезненно проживают свою жизнь
Им кажется, что любимые люди не уделяют им много времени, их предадут, перестанут обращать внимание или не будут замечать и они останутся одни. Это очень похоже на страх одиночества
Страх остаться одному
Человек подсознательно боится остаться один — страх остаться одному, поэтому “прикипает” к родным, любимым и чувствует бурные эмоции, основанные на страхах, он не может отпустить любимых, отсюда появляется чувство беспочвенной ревности, обид, переживаний.
Неуверенность в себе и низкая самооценка
Человек подсознательно чувствует внутренний конфликт, не верит в собственные силы, поэтому боится потерять любимого или родного человека. Этот страх становится серьезной причиной для ревности и психологических расстройств. Обычно такие люди не уверены, что смогут найти замену любимому человеку, ведь они нуждаются в нем и хватаются за него, как за спасательную соломинку. Из этого становится ясно: ревность это неуверенность в себе.
Комплекс неполноценности
Человек чувствует себя неполноценным, выбитым из колеи общества из-за инграмм и фобий. Такие люди не получили достаточного внимания, ласки и любви с самого детства, поэтому неполноценность, чувство неудовлетворенности и ревность преследует их всю жизнь. Им не хватает внимания, они не уверены в своей конкурентоспособности, поэтому относятся к любимым трепетно, с особой нежностью и большой ревностью.
Патологическая любовь
Здесь есть несколько факторов влияющих на поведение личности: любовь из-за подсознательных страхов, когда человека преследует навязчивое чувство любви и сопутствующая ей ревность становится рычагом управления, зависимость от чужого мнения — он нуждается в ком-то ради своей «счастливой» жизни и чувство собственичества (обычно это люди с высокой самооценкой, считающие себя очень важными в семье и обществе).
Эгоизм
Это чувство является, своего рода, показателем зависимости человека от других, ведущее к ревности и обидам. К эгоизму склонны те, кого воспитывали с особым трепетом, пытаясь огродить от всех проблем, поэтому они считают, что родные или любимые люди обязаны им и ревнуют их постоянно. Это отчетливо видно, если в семье появляется ревность брата к сестре и наоборот.
Чрезмерная эмоциональность
Чаще всего это проявляется в человеке из-за подсознательных страхов. Он не может совладать с собственной чувствительностью, поэтому в нем скрыт «целый букет» эмоций, постоянно мешающий ему жить.
Недоверие друг к другу
Как не странно, недоверие является серьезной причиной для ревности одной из половинок. Это хорошо чувствуется, когда любимый человек не договаривает, резко меняется в поведениии, характере, но чаще это приводит к скандалам, обидам, ругани и разрыву отношений.
Детские обиды, страхи, инграммы, фобии и т.д. этот список бесконечен.
Интересная информация о ревности и отношениях собрана на форуме. Пишите свои вопросы и оставляйте комментарии, говорите о наболевшем и помогайте другим. Ждем ваши замечания и важные дополнения. Ссылка на тему ниже
Связанные риски [ править ]
Подтверждающее поведение править
Когда возникают подозрения в верности партнера, они быстро становятся всем, о чем думают. Определенное поведение, такое как допрос партнера, неоднократные телефонные звонки на работу и неожиданные визиты, преследование, установка записывающих устройств дома или на работе или найм частного детектива для следования за партнером, — все это обычное явление при попытке определить, есть ли есть настоящая неверность или если она просто ощущается. Ревнивые люди могут принимать решительные меры, например обыскивать одежду и вещи партнера, просматривать дневники и другие способы связи (электронная почта, текстовые сообщения) или проверять простыни, нижнее белье и даже гениталии на предмет сексуальной активности.
Вред самому себе править
Суицидальные мысли часто встречаются при патологической ревности, особенно из-за того, что они связаны с депрессией и злоупотреблением психоактивными веществами.
Риск для других править
Насилие может иметь место в любых отношениях, запятнанных ревностью, будь то нормальная или патологическая ревность. В недавнем исследовании ревности, проведенном Mullen & Martin в 1994 году, 15% мужчин и женщин сообщили, что в какое-то время они «подвергались физическому насилию со стороны ревнивого партнера». В культурном отношении ревность может даже использоваться для «оправдания насилия по отношению к партнерам». Жертвами дела об убийстве, скорее всего, будут нынешние или бывшие партнеры как женщин, так и мужчин. Когда партнер неоднократно отрицает измену, это может спровоцировать гнев и крайнее насилие. С другой стороны, страдающий партнер может сдаться и дать ложное признание, что, в свою очередь, скорее всего, вызовет гнев у ревнивого человека. В США была взята выборка из 20 участников с бредовой ревностью.19 были мужчинами, и Сильва (1998) обнаружил, что 13 угрожали убить своего супруга из-за предполагаемой неверности. Из 13 мужчин девять действительно напали на супругу. Из 20 человек трое применили оружие, а 12 причинили вред своей супруге. Наличие параноидальных иллюзий и галлюцинаций о травмах супруга чаще всего ассоциировалось с насилием. Это говорит о том, что люди, страдающие бредовой ревностью и участвующие в насилии, могут быть движимы исключительно психотическими явлениями. Более высокий риск нападения был связан с употреблением алкоголя.Наличие параноидальных иллюзий и галлюцинаций о травмах супруга чаще всего ассоциировалось с насилием. Это говорит о том, что люди, страдающие бредовой ревностью и участвующие в насилии, могут быть движимы исключительно психотическими явлениями. Более высокий риск нападения был связан с употреблением алкоголя.Наличие параноидальных иллюзий и галлюцинаций о травмах супруга чаще всего ассоциировалось с насилием. Это говорит о том, что люди, страдающие бредовой ревностью и участвующие в насилии, могут быть движимы исключительно психотическими явлениями. Более высокий риск нападения был связан с употреблением алкоголя.
Риск для детей править
Дети, живущие в семье, где один из родителей страдает болезненной ревностью, могут пострадать от эмоционального и / или физического насилия в результате действий родителей. Дети также могут случайно услышать ссоры или стать свидетелями физического насилия между своими родителями. Они даже могли быть случайно ранены во время нападения. Патологически ревнивый родитель может нанять ребенка или более одного ребенка, чтобы шпионить за другим родителем. Не исключено, что ребенок станет свидетелем убийства или самоубийства, жертвой которого является его родитель.
Дездемона — как она погибла на самом деле?
«Она погибла от рук (в прямом смысле!) ревнивца Отелло. Безжалостный мавр задушил бедняжку собственными руками!» Так или приблизительно так ответит большинство ваших знакомых, если вы обратитесь к ним с вопросом, вынесенным в заглавие.
И будут не правы!
Отелло не задушил Дездемону. Он заколол ее кинжалом. Действительно, задушить супругу Отелло пытался. Но в этот момент в покои стала рваться жена Яго Эмилия. И, дабы ускорить процесс и из гуманных соображений (!!!), Отелло воспользовался кинжалом.
Вот как звучит этот эпизод в переводе Бориса Пастернака:
Отелло — Поздно чересчур. (Душит Дездемону). Эмилия (за сценой)
— Впустите, генерал, меня! Впустите!
Отелло — За дверью шум. Жива! Еще жива? Я — изувер, но все же милосерден И долго мучиться тебе не дам. (Закалывает ее).
Вот такая невеселая история. Но в точности соответствующая тому, что написал автор. Вообще с творчеством великого англичанина связано много любопытного. Например, если верить Шекспиру, а не театральным и кинорежиссерам, Гамлет не являл собой пример стройности и грации. Как раз наоборот. Он «тучен и одышлив» — так охарактеризовал Гамлета словами матери Гертруды сам автор. Шекспир (или кто бы там ни скрывался за этой фамилией) писал эту пьесу для лондонской актерской труппы. Ее хозяином, руководителем и примой (актером, исполнявшим все главные роли) был Ричард Бербедж, уже не молодой, да и фигуру имевший далеко не юношескую. Вот Шекспир и «подогнал» облик главного героя под существующие реалии.
Отелло и Дездемона
И еще одно характерное заблуждение, связанное с «Гамлетом». Спросите знатока творчества Шекспира, когда появлялась тень отца главного героя. И в 99 случаях из 100 получите ответ — в полночь. Видимо, пример очередного стереотипа мышления: вся нечистая сила (а чем призрак лучше?!) появляется в полночь и исчезает с первым криком петуха. Но не таков призрак отца Гамлета! Вспомните (или проверьте!) — стражник Бернардо рассказывает: Минувшей ночью, Когда звезда, что западней Полярной, Перенесла лучи в ту часть небес, Где и сейчас сияет, я с Марцеллом, Лишь било час…
И в этом момент вновь появляется призрак! Итак, тень отца Гамлета появлялась в час ночи!
Кстати, как вы думаете, с кого начинается список действующих лиц великой трагедии? Вовсе не с Гамлета. Почему? Разве не он — главное действующее лицо пьесы?! Успокойтесь, конечно, он! Вот только список действующих лиц во всех пьесах Шекспира выстроен не по значению образа, а в соответствии с иерархией власти! А кто в государстве главный? Правильно, монарх! Вот и значится первым в списке действующих лиц «Гамлета» восседающий на датском престоле король Клавдий. А в уже упоминавшейся трагедии «Отелло» первым в списке действующих лиц стоит не мавр, не Дездемона и не Яго, а безымянный дож Венеции. Кто главней — тот и первый! И так во всех пьесах Шекспира — достойного сына своей страны и своего времени!
Высоцкий в роли Гамлета
А вот еще одно недоразумение, случившееся с царственной особой шекспировской пьесы. Для русскоговорящего населения король Ричард Третий стал вдвое скупее своего англоязычного двойника. «Коня, коня! Полцарства за коня!» — восклицает он на наших театральных подмостках в четвертой картине пятого действия трагедии. А на родине Шекспира монарх обещает все свое царство!
— A horse, a horse! My kingdom for a horse! (Коня, коня! Мое королевство за коня!) Ополовинил обещанную Ричардом III награду в 1833 году актер Яков Григорьевич Брянский. Именно он познакомил русского читателя с этим произведением Шекспира. Но переводил Брянский не с оригинала, а с французского прозаического текста! Впрочем, неточность, скорее всего, объясняется не этим, а желанием сохранить стихотворный размер.
Слова «царство» и «королевство» в него «не ложились». А вот «полцарства» подошло как нельзя лучше! Популярности этой фразы способствовала блестящая игра актера Павла Мочалова в роли Ричарда III. О чем поэт Аполлон Григорьев писал в своем стихотворении «Искусство и правда»: И помню, как в испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним криком: «Коня, полцарства за коня!»
Видите, «полцарства» уже перекочевало из одного литературного произведения (русскоязычной пьесы), в другое (стихотворение Григорьева). Такова сущность неточностей и ошибок — они множатся и расползаются по разнообразным изданиям с удивительной скоростью.
Предыдущая статья: Здоровье Петра Первого Следующая статья: Попугаи не понимают, что говорят
Тщетные усилия зла
Но вернемся к действию. Его, кстати, открывает именно Яго: он с первых строк объясняет мотивы своих козней, точь-в-точь как Фрэнк Андервуд из «Карточного домика». Ему обещали место лейтенанта, он уже занял под будущую должность денег, а в последней момент место ушло к другому — к «математику и бабнику», флорентийцу Микеле Кассио.
Яго в ярости и тут же вырабатывает хитрый план, как сместить и унизить Кассио, используя своего простоватого богатого друга Родриго. На первых порах план осуществляется идеально, Кассио уволен за пьяный дебош, Отелло ему больше не доверяет. И наконец, в конце третьей сцены третьего акта он прямо говорит Яго: «Отныне ты — мой лейтенант».
ДЕЙСТВИЕ IV
Стремительное, волнующее, неистовое последнее действие оперы, в сущности, является соединением двух разных сцен из шекспировской трагедии. У Верди оно происходит в спальне Дездемоны, где с помощью Эмилии она готовится ко сну. Она поет грустную балладу о плакучей иве, вспоминает Барбару, оставленную неверным любовником. Отелло, по-видимому, делает то же самое. Когда Эмилия уходит, Дездемона произносит свою необычайно трогательную молитву — «Ave Maria». Затем она направляется к супружескому ложу. На пороге комнаты появляется Отелло (звучит зловещая фраза контрабасов оркестра). Он задувает свечу и целует Дездемону под звуки мелодии их любовного дуэта из первого действия оперы и затем с тяжелым сердцем спрашивает, молилась ли она. Она сразу же понимает, что задумал Отелло: он пришел убить ее. Все ее мольбы тщетны; все, в чем она его убеждает — нежно или в страхе, — остается непонятым им. Наконец в ужасном гневе Отелло душит Дездемону. Тишина. Затем стук в дверь. Это Эмилия, она сразу видит, что произошло. Однако Дездемона, испуская последний вздох, говорит, что сама убила себя. «Лжет, умирая, — неистово кричит Отелло. — Я убийца. Изменила она мне!» И когда Эмилия пытается защитить невинность умершей, он ей также угрожает. Только когда Лодовико, Кассио, Яго и все остальные явились на ее крики, Отелло узнает правду. Ошеломленный, с разбитым сердцем он снимает с себя шпагу и отдает ее. Он идет к ложу, нежно смотрит на супругу, вынимает свой меч и наносит себе смертельную рану. «Un bacio — un altro bacio» («С тобою, всегда с тобою»), — проникновенно поет он и в последний раз целует Дездемону. В оркестре звучит музыка их ранних поцелуев.
Признаки
Возникновение мужской ревности происходит внезапно.
Оно начинается с подробных расспросов о работе, коллегах, друзьях. Если девушка пошла на ланч в окружении коллег мужского пола, то по лицу партнера можно понять, что это ему сильно не нравится. После разговоров с пристрастием возможно предъявление претензий по поводу легкомысленности девушки, оскорбление мнимых конкурентов.
После этого чувство выражается через проверку социальных сетей, сообщений и постоянных встреч после работы. Эти действия сопровождаются систематическими обвинениями. Постепенно вводятся запреты на макияж, открытую одежду, прогулки с друзьями. Все действия девушки начинают контролироваться.
Многие мужчины стыдятся проявления ревности, пытаются ее скрывать, выглядя совершенно безразличными к жизни партнерши.
Чувство можно распознать по поведению мужчины, когда он ревнует:
- повышенный интерес к работе, друзьям;
- поиск информации об изменах на форумах;
- разговоры об истинности чувств и верности;
- нервозность, угрюмость и вспыльчивость.
По этим признакам девушка должна понять, что парень начал ее подозревать.
Для сохранения отношений она не должна провоцировать молодого человека неправильным поведением. Лучший способ решить конфликт – открыто поговорить, развеяв сомнения по поводу измены.
История создания
Писатель использовал исторические данные и компилировал их с вымыслом. Основой для пьес становились легенды, притчи, рассказы моряков. «Отелло» является ярким свидетельством этого факта. Венецианский мавр, ставший ключевой фигурой повествования, в реальности был светлокожим.
Прототипом персонажа послужил итальянский военнослужащий Маурицио Отелло, командовавший действиями войск на Кипре с 1505 по 1508 год. Мужчина был женат. Супруга, сопровождавшая его на войне, не вернулась домой. Жители Кипра до сих пор показывают замок Отелло в Фамагусте, где, по преданию, он задушил Дездемону.
Замок прототипа Отелло в Фамагусте, Кипр
Существует альтернативная версия написания трагедии. По ней Шекспир опирался на сюжет новеллы Джамбаттиста Чинтио под названием «Венецианский мавр». В 1566 году герои, возможно, ставшие прототипами персонажей произведения Шекспира, будоражили умы аудитории. Сюжет творения Чинтио схож с описанием действия у Шекспира.
Одним из отличий у писателя, первым поведавшего эту историю миру, было появление в пьесе ребенка, который крадет платок Дездемоны. Шекспир пишет, что Дездемона теряет подарок сама. Еще «первопроходец» рассказывал о смерти главного героя от рук родственников его супруги, а у Шекспира Отелло совершает самоубийство.
Уильям Шекспир
Специфика произведения Шекспира кроется в том, что главным лейтмотивом действия являются социальные отношения, разбивающиеся о преграды, созданные происхождением и предвзятым отношением к нему. Представитель отличающейся расы, Отелло становится чужим для общества вне зависимости от достижений и службы на благо государства. Для общества, недавно освободившегося от сословий, истинная свобода не доступна.
Ссылки [ править ]
- ^
- Крайтон, П. У Отелло был синдром Отелло? Журнал судебной психиатрии и психологии . 1996; 7 (1) : 161-9.
- ↑ Cobb, J (1979). «Патологическая ревность». Британский журнал госпитальной медицины . 21 : 511–518.
- ↑ Enoch, MD (1979). Необычные психиатрические синдромы . Бристоль: Джон Райт. С. 25–40.
- Истон, JA; Schipper, LD; Шакелфорд, Т.К. (2007). «Болезненная ревность с эволюционной психологической точки зрения». Эволюция и поведение человека . 28 (6): 399–402. DOI .
- ^
- ^ Кингхэм, Майкл; Гордон, Харви (2004). . Достижения в психиатрическом лечении . 10 (3): 207–215. DOI .
- Шепард, Майкл (1961). «Морбидная ревность: некоторые клинические и социальные аспекты психиатрического симптома». Журнал психических наук . 107 (449): 687–753. DOI .
- DeSteno, DA; Valdesolo, P .; Барлетт, MY (2006). «Ревность и угрожаемое« я »: добраться до сердца зеленоглазого монстра». Журнал личности и социальной психологии . 91 (4): 626–641. DOI . PMID .
- Келлетт, Стивен; Тоттерделл, Питер (2013). «Укрощение зеленоглазого монстра: временная реакция на когнитивно-поведенческую и когнитивно-аналитическую терапию патологической ревности». Психология и психотерапия: теория, исследования и практика . 86 (1): 52–69. DOI . PMID .
Акт пятый
Среди ночи Родриго бросается на Кассио. Обороняясь, тот наносит рану напавшему. Яго исподтишка ранит Кассио в ногу. Затем ножом добивает Родриго: он стал для него опасным свидетелем. Потом берет на себя расследование дела.
Тем временем мавр уже в спальне. Он тихонько целует спящую жену. Она вдруг просыпается. Отелло интересуется, молилась ли она на ночь. Не тяготит ли ее душу какой-то тяжкий грех. Упоминает и злополучный платок, и Кассио. Ее клятвы мавра не трогают. Она умоляет вызвать Кассио. Отелло отвечает, что тот ей не поможет, он уже мертв. «Честный» Яго покарал его.
Отелло душит Дездемону. В двери стучит Эмилия. Убежденный в смерти жены, мавр впускает Эмилию. Та сообщает, что на Кассио покушались, но он жив. Дездемона в агонии стонет. Она успевает сказать Эмилии, что гибнет без вины. И отказывается назвать имя убийцы.
Эмилия коршуном налетает на «черного дьявола». Тот уверяет, что Яго «открыл ему глаза» на измену. Эмилия клянет мужа интриганом, сообщает, как платок попал в чужие руки. Нахальный Яго убивает обвиняющую его супругу. Отелло бросается на него с оружием, ранит. Потом беседует с Кассио – и убеждается в его невиновности.
После чего закалывает сам себя. На прощанье он говорит, что слишком пекся о своей чести, сам вышвырнул «жемчужину», жену, дарованную небом. Всех впечатляет скорбь и мужество генерала. Между тем, Кассио, как наместник острова, будет судить Яго. Подлеца ждет смертная казнь.