Родом из детства: как детские страхи управляют нашей жизнью

Детские психологические травмы

Детская психологическая травма – результат интенсивного стрессового воздействия, чрезмерного для возможности защитных механизмов психики ребенка, который проявился при определенных обстоятельствах в их зрелом возрасте.

При травме ребенок теряет ощущение комфорта и безопасности, которые должны окружать его. На смену им приходит чувство страха, бессилия, беспомощности перед неопределенностью и переменчивостью внешнего мира: то, что вчера обеспечивало покой, уверенность, сегодня приносит боль и страдание. Те дети, которые находятся в стрессовой ситуации часто, являются группой риска, они наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.

Травматический опыт не обязательно должен быть физического характера. Главные его критерии – сила и интенсивность, вызывающие эмоциональный отклик в человеке. Чем интенсивнее будет отрицательное влияние события, тем выше возможность травмы.

Но не каждая неприятная ситуация может нанести урон психическому здоровью

Для этого она должна быть значимой, важной для ребенка. Отрицательное влияние ситуации (обстоятельств, людей), подкрепляясь весом и значимостью, и несет угрозу

Их частые повторения способны из здорового ребенка в будущем сделать невротически больного взрослого.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Распространенные ошибки родителей, которые могут привести к развитию комплексов

Семейные психологи говорят о том, что популярные фразы-демотиваторы, которые родители часто используют в общении с детьми, могут развить серьезные комплексы у маленьких личностей. Приведем самые распространенные ошибки взрослых.

1. «Как ты можешь себя так вести, ты же девочка». Не все девочки желают носить розовые платья в оборках, чинно вышагивать по улице в лакированных ботиночках и играть исключительно с куклами. Девочки – такие же дети, которые так же хотят лазить по деревьям, бегать по лужам, гонять мяч с мальчишками. Программируя дочку на шаблонное поведение, тем самым вы развиваете у нее страх перед чем-то новым, но интересным. Вполне вероятно, что впоследствии дочка выберет тихую семейную жизнь, хотя ей хотелось бы посвятить себя благотворительности или отправиться в кругосветное путешествие. Женщина будет чувствовать себя несчастной, но изменить свою жизнь не сможет, ведь с детства ей твердили о том, что она – принцесса, и должна жить с принцем в собственном замке.

2. «В твоем возрасте я…» (читала Шекспира в оригинале, занимала первые места на олимпиаде по математике, умела играть на трех музыкальных инструментах и т.д.). Родители своим примером пытаются мотивировать детей к хорошей учебе, активным действиям, великим свершениям. Ребенок может вступить в конкуренцию с родителями, чтобы доказать им, что он лучше. Или, наоборот, впасть в уныние и «назло» ничего не предпринимать. Оба сценария не приведут к положительным результатам, только оставят негативный отпечаток и испортят отношения с родителями.

3. «Не выйдешь из-за стола, пока все не съешь». Особенно подобными фразами злоупотребляют бабушки, только говорят они более ласково (но суть от этого не меняется): «Внучек любимый, я так старалась, готовила, а ты ничего не ешь». Отсюда начинаются проблемы с лишним весом и заниженной самооценкой. Чтобы угодить близкому человеку, не обязательно съедать все, что лежит в тарелке.

4. «Замолчи и слушай взрослых». Зачем договариваться с ребенком, что-то объяснять ему, тратить время на разговоры, когда можно просто задавить своим авторитетом. В итоге, в последующем человек вырастает замкнутым, боится высказать свое мнение, часто остается в одиночестве.

5. «Мне бы твои проблемы». Взрослые должны понимать, что оторванная пуговица или поломанная машинка – это не пустяки, а очень серьезная катастрофа для ребенка. Дети, которые не наблюдают сочувствия и поддержки от родителей, замыкаются в себе, отношения портятся, и в будущем они не пойдут к маме с папой со своими проблемами. Внутри может накапливаться агрессия, проявляются депрессивные наклонности, могут возникнуть панические атаки.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Сопутствующие симптомы – навязчивые идеи

Чрезмерный перфекционизм также часто активирует склонность к одержимости и принуждению (выполнение вынужденных действий), например:

  • постоянная проверка чистоты своих рук;
  • постоянная уборка квартиры (из-за грязного пятна на кухонном столе, частиц пыли на полу);
  • навязчивый контроль своего веса в виде анорексии и булимии. 

Расстройства пищевого поведения часто являются производным расстройством, связанным с ананкастическим паттерном.

Навязчивые мысли, связанные с возможным предательством, приводят к просмотру мобильного телефона партнера, файлов на компьютере, различным проверкам. Например, находясь вдали от дома ананкасты могут звонить несколько раз в день. Часто такое поведение заканчивается разрывом отношений.

Симптомы анорексии

Виды детского страха

Условно все детские страхи можно поделить на 2 группы: инстинктивные и социальные.

Инстинктивные страхи это:

  • страх смерти;
  • страх потеряться;
  • боязнь темноты, глубины, высоты;
  • страх замкнутого пространства;
  • страх стихий (например, страх воды);
  • страх животных и насекомых;
  • боязнь врачей (одновременно со страхом уколов, вида крови).

Социальные страхи это:

  • страх одиночества;
  • страх осуждения и наказания;
  • страх насмешек.

Как правило, самые простые и распространенные страхи детства, на которые взрослые вовремя не обращают внимания, могут перерасти в фобии и доставить немало хлопот.

Страх темноты

Наверное, нет ни одного родителя, которые не уговаривал бы ребенка не бояться, приводя разумные доводы про безопасность дома. Но ребенок все равно просит оставить включенным свет и отказывается входить в темное помещение. Дело в том, что за страхом темноты скрывается страх неизвестности. Ребенку необходимо визуальное подтверждение своих мыслей, несмотря на детскую способность к воображению. Ему нужно увидеть собственными глазами, даже если ребенок знает, что его ждут знакомые предметы.

Если обесценивать и игнорировать страх темноты, у взрослого остается страх неизвестности. Это приводит к апатичности и замкнутости.

Страх потеряться

Чаще всего это состояние, навязанное родителями. Детям часто говорят: «будь на виду, иначе потеряешься», «будь на виду, чтобы я была спокойна». То есть тут речь в первую очередь об интересах взрослого. Бесконечно проговаривая установку «потеряешься», взрослый внушает ребенку мысль всегда быть на виду. И тогда все будет в порядке. Вырастая, такие дети уверены, что их благополучие напрямую зависит от их популярности. Они стараются «быть на виду» всеми любыми способами, в том числе и диссонирующими обществу. При таком патологическом стремлении к популярности не происходит здоровой социализации. Человек по сути все равно «теряется» в толпе, остается одиноким.

Страх смерти

Нередко ребенку приходится переживать смерть родственника в достаточно раннем возрасте. Основное, что нужно помнить родителям: детей не нужно брать на похороны и поминки. В такой ситуации на неокрепшую детскую психику обрушивается сразу несколько факторов: неизвестность, непонятная ситуация, атмосфера, поведение близких. Ребенок осознает, что с близким человеком (например, с любимой бабушкой) произошло нечто плохое и непоправимое, но при этом не понимает почему. А вдруг, это из-за того, что он не слушался? Пока взрослые заняты своими переживаниями, у маленького человека несколько раз переворачивается мир и приходит острый страх того, что это может случится с каждым. Во взрослом возрасте это приводит к стремлению «прожигания» жизни, неоправданному риску. Все это происходит, потому что человеку, пережившему страх смерти в детстве, необходимо чувствовать себя каждый день живым и невредимым, доказывать себе это всеми возможными способами. Проблема алкоголизма и наркотической зависимости также тесно связана с детским страхом смерти.

Страх быть отверженным

Еще одно часто встречающееся эмоциональное состояние «родом из детства». Возникновению такого страха способствуют многие факторы, основной из которых – отношение к ребенку в семье. Неприятие собственными родителями, постоянное обесценивание детских проблем и переживаний приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя чужим и ненужным не только в семье, но и среди сверстников. Взрослые люди, выросшие с такой установкой, чувствуют себя недостойными внимания и любви, боятся осуждения общества

Они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, изолируются от социума. Такое состояние нередко приводит к депрессии

Откуда берутся комплексы

По сути, такое выражение – абсурд, ведь взрослые обращаются к маленькому человеку. В итоге, когда он вырастет, его будет мучить чувство вины при совершении, казалось бы, абсолютно безобидных действий, например, при покупке большого количества конфет.

Комплексы могут возникать также при чрезмерной заботе и опеке со стороны родителей.

Дети воспринимают такие выражение следующим образом – мы сделаем за тебя все, можешь не напрягайся. Во взрослой жизни такой человек наверняка будет испытывать проблемы с созданием собственной семьи, не сможет принимать собственные решения, будет жить с родителями и продолжать прислушиваться к их мнению, игнорируя свои желания и потребности.

Дети держат эмоции в себе, что негативно влияет на психологическое и физическое состояние. Человек накапливает негатив, внутри возрастает недовольство и агрессия. В итоге, близкие люди могут пострадать от агрессивного поведения.

Родители могут повторять ребенку, чтобы он был таким, как окружающие, не выделяться, чтобы не вызывать зависть. Такие дети не развивают свои таланты и ничего не добиваются в жизни.

Если мама и папа регулярно сравнивают своего ребенка с другими детьми, он неосознанно будет ощущать себя неполноценным, недостойным родителей. Всю жизнь человек будет доказывать им, что он лучше Пети, Вани, Маши, заслуживать уважение и любовь самых близких людей. Внутри будет постоянно зреть недовольство собой, что неминуемо приведет к затяжной депрессии.

Родители, сами того не желая, своими словами и действиями могут развить в детях комплексы, которые будут мешать им во взрослой жизни. Взрослым нужно постоянно контролировать все, что они говорят детям и стараться бережно относиться к подрастающей личности.

Эти привязанности могут остаться на всю жизнь?

Ребенок привязывается к значимому взрослому, учится выстраивать отношения, учится быть в них. Он познает себя через эти отношения. Привязанность формируется в течение первого года жизни, когда появляется базовое ощущение безопасности, и ребенку кажется, что мир хороший и люди не хотят ему зла. Дальше на этот фундамент накладываются модели отношений. Причем, этот базис изменить нельзя. Его можно облегчить, компенсировать, сделать лучше или хуже, но отменить не получится. 

Пример: модель тревожно-избегающая. Ребенка часто оставляли одного, ему было плохо, страшно, обидно, потом в близких отношениях, особенно с партнером, он всегда будет настороже, ему будет очень сложно доверять другим людям. Это может проявляться в большом количестве браков или бесконечной мнительности. Например, муж пошел пить пиво с друзьями, а ты сходишь с ума, что он не вернется, встретит другую женщину. Все сигналы говорят об обратном, но базовое переживание заставляет думать, что если кто-то завернул за угол, то он больше не вернется. Это происходит неосознанно. Или избегающая привязанность: лучше не буду ни с кем вступать в отношения, потому что обязательно сделают больно, бросят. Лучше будет много поверхностных отношений или вообще никаких. 

Существует также дезорганизованная привязанность — когда человек вообще не понимает, как ему будет лучше. Странные качели, когда сам не знаешь, чего хочешь. Малейшее подозрение, что партнер не хочет быть со мной — сразу развод и девичья фамилия. Больно от того, что партнер может уйти, но также страшно, что он может остаться и причинить боль: «Уходи отсюда! Ты что, правда ушел? Вернись немедленно!»

С такими проблемами можно работать, и в этих ситуациях полезно вспомнить с психологом детство. Кардинально изменить себя не получится, но можно научиться понимать себя, договариваться с собой и другими и не портить себе жизнь. 

Особенности протекания ананкастного расстройства

Ананкастический человек очень скрупулезен и добросовестен, он хочет быть совершенным во всех отношениях. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого стремятся быть трудоголиками. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнена задача, педантичны, а если у них есть подчиненные – постоянно их контролируют.

Ананкасты редко наслаждаются своей работой – в стремлении к совершенству, они почти никогда полностью не удовлетворены результатами своего и чужого труда. Чаще всего они многое не успевают, постоянно оценивая и совершенствуя себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствий и уходом из общественной жизни.

Доминирующее чувство – страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии о будущем. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они экономят деньги и скупо тратят их на себя и других. Они также склонны накапливать использованные и бесполезные предметы и убирать их «на черный день».

Симптомы ананкастного расстройства

Ананкастичные люди постоянно испытывают страх риска и перемен, из-за чего цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны подстраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием целей и задач в очень долгосрочной перспективе.

Недостаток любви в детстве

Маленькие дети не знают слова «любовь» и не понимают ее закономерностей. Но они очень чувствительны и могут даже заболеть, если не получают от окружающих взрослых тепла, нежности и искренней привязанности. Для младенцев такая эмоциональная депривация — когда взрослые, ухаживая за ребенком, просто выполняют все необходимые процедуры, не включаясь в общение эмоционально, — может быть губительной. Она приводит к госпитализму — болезненному состоянию, похожему на депрессию у взрослых. Ребенок теряет интерес к окружающему миру и даже не плачет, зная, что все равно никто не подойдет.

Найти и обезвредить

Так или иначе, мы все взрослеем вместе со своими детскими страхами

Чтобы минимизировать их влияние на взрослую жизнь, родителям нужно уметь обращать на них внимание в детстве, не отмахиваться и не игнорировать детские посылы

Даже самые простые действия, не требующие труда, способны поменять отношение ребенка к собственному страху. Как помочь:

  • Купить плюшевую игрушку – друга и рассказать историю о том, что она всегда будет охранять ребенка.
  • Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе маленьком. Вообще уделять ребенку больше внимания.
  • Рисовать, лепить вместе с ребенком. Предложить нарисовать того, кто пугает.
  • Всегда рассказывать о том, что вокруг. Не игнорировать вопросы «почему небо синее» и так далее.
  • Пересмотреть обстановку в семье. Решить конфликтные ситуации.
  • Избегать переутомления у ребенка, снизить нагрузки.
  • Следить за режимом сна и отдыха.
  • Чаще проводить время вместе.

И конечно нельзя делать следующее:

  • Стыдить и смеяться над детскими страхами: «Ты уже большой, а боишься темноты», «не придумывай, все это глупости».
  • Игнорировать просмотр агрессивных фильмов и компьютерных игр.
  • Акцентировать и напоминать про страхи.
  • Обзываться и наказывать: «Ой, посмотрите, какой трус растет».

Семья – это первая и самая важная социальная группа в жизни каждого человека. Нас всех иногда раздражают страхи наших детей, кажутся нам глупыми и наивными. Но нужно помнить, что проблемы, которые начались именно в семейной обстановке, во взрослом возрасте устранить достаточно сложно.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Причины

Рассмотрим причины детских травм

Стоит отметить, что, в принципе, любое значительное событие, не важно, положительную или негативную окраску оно имеет, может очень сильно повлиять на человека, а точнее, на его психику. Особенно это касается психологически незрелых людей

Считается, что самая большая проблема, которая может быть, – это семейные конфликты. Именно из-за того, что ребенок наблюдает за ними, тем или иным образом участвует в них, он получает целый букет проблем. Роль детства в жизни человека чрезвычайно велика, потому что именно в это время он принимает на веру какие-то базовые истины. Во взрослом возрасте он может их даже не вспомнить, но будет руководствоваться ими.

Итак, возможные причины острых психологических травм:

Постоянные ссоры родителей. Развод

Чрезмерная опека и внимание со стороны кого-то из родителей или родственников. Напряженность в отношениях между родителями, а также довольно холодное проявление чувств

Нехватка денег, которая ведет к материальным и бытовым проблемам. Неспособность родителей решать конфликты. Привлечение ребенка к ссорам.

Нередко бывает, что во взрослых спорах ребенок берет на себя роль судьи. Но ему приходится принимать сторону одного из родителей, что дается ему невероятно трудно. Это, наверное, самое большое испытание, которое может разбить сердце малышу.

Детские обиды

Даже очень любящие родители могут накричать на ребенка, грубо его одернуть или забыть в садике. Папа думал, что забирает мама, мама думала, что папа. А маленький ребенок прислушивается к шагам на лестнице и думает, что за ним не придут уже никогда. Дети — существа эмоциональные, они не умеют смотреть на ситуацию абстрактно и рассуждать логично. И моменты своей обиды на родителей помнят очень хорошо — во всех красках, в собственных ощущениях. И именно поэтому с обидой на родителей бывает трудно расстаться даже во взрослом возрасте. Хотя неловко говорить о том, что тридцать лет назад мама одела вас в такое платье, что смеялся весь класс.

Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

Жизненные сценарии

Проблему роли детства в жизни человека подробно изучал Эрик Берн – известный психолог. Он является автором многих книг, которые помогли тысячам людей справиться со своими психологическими проблемами. Именно ему принадлежит идея того, что каждый человек в своей жизни выполняет определенные роли. Причем этих ролей очень много и изменяются они постоянно, в зависимости от того, с кем человек взаимодействует в данный момент.

Также он ввел понятие о жизненных сценариях, которые определяют ключевые повороты в поступках и поведении человека. Эрик Берн считал, что жизненный сценарий – это некий план, по которому мы строим свою жизнь. По его мнению, мы берем пример со своей семьи. Именно это приводит к тому, что мы ошибаемся и делаем неправильный выбор. Однако человеку под силу стать настолько осознанными и разобраться со всеми внутренними проблемами, чтобы не выбирать жизненный сценарий своих родителей.

Сильные люди с крепкой волей инстинктивно отказываются от того, чтобы идти по пути своих родителей и создают собственные правила в жизни. Следует отметить, что, по мнению психологов, жизненные сценарии формируются уже к 7 годам. Затем человек забывает их и, в принципе, никогда не вспоминает. Это информация хранится в бессознательной части мозга.

Травмы родом из детства

Порой, детские травмы оставляют настолько глубокий след в душе, что спрятанные до поры до времени, могут проявиться в самый неподходящий момент уже во взрослом состоянии. И зачастую тогда, когда появляются собственные дети. Родитель, переживший болезненные травмы в собственном детстве, бросается в крайности, позволяя своему чаду все что угодно, либо наоборот, поступает по принципу меня так растили и тебя так буду и принимается критиковать, а также наказывать при всех. Или, другими словами, занимается психологическим насилием в той или иной форме.

Другое дело, если ребенок пережил травму под чутким руководством добрых наставников, любящих родителей, которые помогли не только справиться, но и сделать определенные выводы. Такие травмы просто становятся опытом. Взрослый же, который в детстве пережил травму самостоятельно и не смог сделать никаких выводов, став родителем может остаться глух к страданиям ребенка, ведь его никто не жалел. С чего бы ему жалеть других?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Родом из детства: как детские страхи управляют нашей жизнью

Детские психологические травмы

Детская психологическая травма – результат интенсивного стрессового воздействия, чрезмерного для возможности защитных механизмов психики ребенка, который проявился при определенных обстоятельствах в их зрелом возрасте.

При травме ребенок теряет ощущение комфорта и безопасности, которые должны окружать его. На смену им приходит чувство страха, бессилия, беспомощности перед неопределенностью и переменчивостью внешнего мира: то, что вчера обеспечивало покой, уверенность, сегодня приносит боль и страдание. Те дети, которые находятся в стрессовой ситуации часто, являются группой риска, они наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.

Травматический опыт не обязательно должен быть физического характера. Главные его критерии – сила и интенсивность, вызывающие эмоциональный отклик в человеке. Чем интенсивнее будет отрицательное влияние события, тем выше возможность травмы.

Но не каждая неприятная ситуация может нанести урон психическому здоровью

Для этого она должна быть значимой, важной для ребенка. Отрицательное влияние ситуации (обстоятельств, людей), подкрепляясь весом и значимостью, и несет угрозу

Их частые повторения способны из здорового ребенка в будущем сделать невротически больного взрослого.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Распространенные ошибки родителей, которые могут привести к развитию комплексов

Семейные психологи говорят о том, что популярные фразы-демотиваторы, которые родители часто используют в общении с детьми, могут развить серьезные комплексы у маленьких личностей. Приведем самые распространенные ошибки взрослых.

1. «Как ты можешь себя так вести, ты же девочка». Не все девочки желают носить розовые платья в оборках, чинно вышагивать по улице в лакированных ботиночках и играть исключительно с куклами. Девочки – такие же дети, которые так же хотят лазить по деревьям, бегать по лужам, гонять мяч с мальчишками. Программируя дочку на шаблонное поведение, тем самым вы развиваете у нее страх перед чем-то новым, но интересным. Вполне вероятно, что впоследствии дочка выберет тихую семейную жизнь, хотя ей хотелось бы посвятить себя благотворительности или отправиться в кругосветное путешествие. Женщина будет чувствовать себя несчастной, но изменить свою жизнь не сможет, ведь с детства ей твердили о том, что она – принцесса, и должна жить с принцем в собственном замке.

2. «В твоем возрасте я…» (читала Шекспира в оригинале, занимала первые места на олимпиаде по математике, умела играть на трех музыкальных инструментах и т.д.). Родители своим примером пытаются мотивировать детей к хорошей учебе, активным действиям, великим свершениям. Ребенок может вступить в конкуренцию с родителями, чтобы доказать им, что он лучше. Или, наоборот, впасть в уныние и «назло» ничего не предпринимать. Оба сценария не приведут к положительным результатам, только оставят негативный отпечаток и испортят отношения с родителями.

3. «Не выйдешь из-за стола, пока все не съешь». Особенно подобными фразами злоупотребляют бабушки, только говорят они более ласково (но суть от этого не меняется): «Внучек любимый, я так старалась, готовила, а ты ничего не ешь». Отсюда начинаются проблемы с лишним весом и заниженной самооценкой. Чтобы угодить близкому человеку, не обязательно съедать все, что лежит в тарелке.

4. «Замолчи и слушай взрослых». Зачем договариваться с ребенком, что-то объяснять ему, тратить время на разговоры, когда можно просто задавить своим авторитетом. В итоге, в последующем человек вырастает замкнутым, боится высказать свое мнение, часто остается в одиночестве.

5. «Мне бы твои проблемы». Взрослые должны понимать, что оторванная пуговица или поломанная машинка – это не пустяки, а очень серьезная катастрофа для ребенка. Дети, которые не наблюдают сочувствия и поддержки от родителей, замыкаются в себе, отношения портятся, и в будущем они не пойдут к маме с папой со своими проблемами. Внутри может накапливаться агрессия, проявляются депрессивные наклонности, могут возникнуть панические атаки.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Сопутствующие симптомы – навязчивые идеи

Чрезмерный перфекционизм также часто активирует склонность к одержимости и принуждению (выполнение вынужденных действий), например:

  • постоянная проверка чистоты своих рук;
  • постоянная уборка квартиры (из-за грязного пятна на кухонном столе, частиц пыли на полу);
  • навязчивый контроль своего веса в виде анорексии и булимии. 

Расстройства пищевого поведения часто являются производным расстройством, связанным с ананкастическим паттерном.

Навязчивые мысли, связанные с возможным предательством, приводят к просмотру мобильного телефона партнера, файлов на компьютере, различным проверкам. Например, находясь вдали от дома ананкасты могут звонить несколько раз в день. Часто такое поведение заканчивается разрывом отношений.

Симптомы анорексии

Виды детского страха

Условно все детские страхи можно поделить на 2 группы: инстинктивные и социальные.

Инстинктивные страхи это:

  • страх смерти;
  • страх потеряться;
  • боязнь темноты, глубины, высоты;
  • страх замкнутого пространства;
  • страх стихий (например, страх воды);
  • страх животных и насекомых;
  • боязнь врачей (одновременно со страхом уколов, вида крови).

Социальные страхи это:

  • страх одиночества;
  • страх осуждения и наказания;
  • страх насмешек.

Как правило, самые простые и распространенные страхи детства, на которые взрослые вовремя не обращают внимания, могут перерасти в фобии и доставить немало хлопот.

Страх темноты

Наверное, нет ни одного родителя, которые не уговаривал бы ребенка не бояться, приводя разумные доводы про безопасность дома. Но ребенок все равно просит оставить включенным свет и отказывается входить в темное помещение. Дело в том, что за страхом темноты скрывается страх неизвестности. Ребенку необходимо визуальное подтверждение своих мыслей, несмотря на детскую способность к воображению. Ему нужно увидеть собственными глазами, даже если ребенок знает, что его ждут знакомые предметы.

Если обесценивать и игнорировать страх темноты, у взрослого остается страх неизвестности. Это приводит к апатичности и замкнутости.

Страх потеряться

Чаще всего это состояние, навязанное родителями. Детям часто говорят: «будь на виду, иначе потеряешься», «будь на виду, чтобы я была спокойна». То есть тут речь в первую очередь об интересах взрослого. Бесконечно проговаривая установку «потеряешься», взрослый внушает ребенку мысль всегда быть на виду. И тогда все будет в порядке. Вырастая, такие дети уверены, что их благополучие напрямую зависит от их популярности. Они стараются «быть на виду» всеми любыми способами, в том числе и диссонирующими обществу. При таком патологическом стремлении к популярности не происходит здоровой социализации. Человек по сути все равно «теряется» в толпе, остается одиноким.

Страх смерти

Нередко ребенку приходится переживать смерть родственника в достаточно раннем возрасте. Основное, что нужно помнить родителям: детей не нужно брать на похороны и поминки. В такой ситуации на неокрепшую детскую психику обрушивается сразу несколько факторов: неизвестность, непонятная ситуация, атмосфера, поведение близких. Ребенок осознает, что с близким человеком (например, с любимой бабушкой) произошло нечто плохое и непоправимое, но при этом не понимает почему. А вдруг, это из-за того, что он не слушался? Пока взрослые заняты своими переживаниями, у маленького человека несколько раз переворачивается мир и приходит острый страх того, что это может случится с каждым. Во взрослом возрасте это приводит к стремлению «прожигания» жизни, неоправданному риску. Все это происходит, потому что человеку, пережившему страх смерти в детстве, необходимо чувствовать себя каждый день живым и невредимым, доказывать себе это всеми возможными способами. Проблема алкоголизма и наркотической зависимости также тесно связана с детским страхом смерти.

Страх быть отверженным

Еще одно часто встречающееся эмоциональное состояние «родом из детства». Возникновению такого страха способствуют многие факторы, основной из которых – отношение к ребенку в семье. Неприятие собственными родителями, постоянное обесценивание детских проблем и переживаний приводит к тому, что ребенок начинает чувствовать себя чужим и ненужным не только в семье, но и среди сверстников. Взрослые люди, выросшие с такой установкой, чувствуют себя недостойными внимания и любви, боятся осуждения общества

Они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание, изолируются от социума. Такое состояние нередко приводит к депрессии

Откуда берутся комплексы

По сути, такое выражение – абсурд, ведь взрослые обращаются к маленькому человеку. В итоге, когда он вырастет, его будет мучить чувство вины при совершении, казалось бы, абсолютно безобидных действий, например, при покупке большого количества конфет.

Комплексы могут возникать также при чрезмерной заботе и опеке со стороны родителей.

Дети воспринимают такие выражение следующим образом – мы сделаем за тебя все, можешь не напрягайся. Во взрослой жизни такой человек наверняка будет испытывать проблемы с созданием собственной семьи, не сможет принимать собственные решения, будет жить с родителями и продолжать прислушиваться к их мнению, игнорируя свои желания и потребности.

Дети держат эмоции в себе, что негативно влияет на психологическое и физическое состояние. Человек накапливает негатив, внутри возрастает недовольство и агрессия. В итоге, близкие люди могут пострадать от агрессивного поведения.

Родители могут повторять ребенку, чтобы он был таким, как окружающие, не выделяться, чтобы не вызывать зависть. Такие дети не развивают свои таланты и ничего не добиваются в жизни.

Если мама и папа регулярно сравнивают своего ребенка с другими детьми, он неосознанно будет ощущать себя неполноценным, недостойным родителей. Всю жизнь человек будет доказывать им, что он лучше Пети, Вани, Маши, заслуживать уважение и любовь самых близких людей. Внутри будет постоянно зреть недовольство собой, что неминуемо приведет к затяжной депрессии.

Родители, сами того не желая, своими словами и действиями могут развить в детях комплексы, которые будут мешать им во взрослой жизни. Взрослым нужно постоянно контролировать все, что они говорят детям и стараться бережно относиться к подрастающей личности.

Эти привязанности могут остаться на всю жизнь?

Ребенок привязывается к значимому взрослому, учится выстраивать отношения, учится быть в них. Он познает себя через эти отношения. Привязанность формируется в течение первого года жизни, когда появляется базовое ощущение безопасности, и ребенку кажется, что мир хороший и люди не хотят ему зла. Дальше на этот фундамент накладываются модели отношений. Причем, этот базис изменить нельзя. Его можно облегчить, компенсировать, сделать лучше или хуже, но отменить не получится. 

Пример: модель тревожно-избегающая. Ребенка часто оставляли одного, ему было плохо, страшно, обидно, потом в близких отношениях, особенно с партнером, он всегда будет настороже, ему будет очень сложно доверять другим людям. Это может проявляться в большом количестве браков или бесконечной мнительности. Например, муж пошел пить пиво с друзьями, а ты сходишь с ума, что он не вернется, встретит другую женщину. Все сигналы говорят об обратном, но базовое переживание заставляет думать, что если кто-то завернул за угол, то он больше не вернется. Это происходит неосознанно. Или избегающая привязанность: лучше не буду ни с кем вступать в отношения, потому что обязательно сделают больно, бросят. Лучше будет много поверхностных отношений или вообще никаких. 

Существует также дезорганизованная привязанность — когда человек вообще не понимает, как ему будет лучше. Странные качели, когда сам не знаешь, чего хочешь. Малейшее подозрение, что партнер не хочет быть со мной — сразу развод и девичья фамилия. Больно от того, что партнер может уйти, но также страшно, что он может остаться и причинить боль: «Уходи отсюда! Ты что, правда ушел? Вернись немедленно!»

С такими проблемами можно работать, и в этих ситуациях полезно вспомнить с психологом детство. Кардинально изменить себя не получится, но можно научиться понимать себя, договариваться с собой и другими и не портить себе жизнь. 

Особенности протекания ананкастного расстройства

Ананкастический человек очень скрупулезен и добросовестен, он хочет быть совершенным во всех отношениях. Такие люди плохо переносят критику, из-за этого стремятся быть трудоголиками. Больные неоднократно проверяют, хорошо ли выполнена задача, педантичны, а если у них есть подчиненные – постоянно их контролируют.

Ананкасты редко наслаждаются своей работой – в стремлении к совершенству, они почти никогда полностью не удовлетворены результатами своего и чужого труда. Чаще всего они многое не успевают, постоянно оценивая и совершенствуя себя и окружающих. Чрезмерная концентрация на работе обычно идет рука об руку с отказом от удовольствий и уходом из общественной жизни.

Доминирующее чувство – страх перемен. Люди с этим расстройством личности анализируют негативные сценарии о будущем. Имея в виду будущие бедствия, которые могут произойти, они экономят деньги и скупо тратят их на себя и других. Они также склонны накапливать использованные и бесполезные предметы и убирать их «на черный день».

Симптомы ананкастного расстройства

Ананкастичные люди постоянно испытывают страх риска и перемен, из-за чего цепляются за то, что хорошо знают. Из-за этого они также чрезмерно осторожны и склонны подстраховываться «на всякий случай». Это сопровождается проблемами с принятием решений и планированием целей и задач в очень долгосрочной перспективе.

Недостаток любви в детстве

Маленькие дети не знают слова «любовь» и не понимают ее закономерностей. Но они очень чувствительны и могут даже заболеть, если не получают от окружающих взрослых тепла, нежности и искренней привязанности. Для младенцев такая эмоциональная депривация — когда взрослые, ухаживая за ребенком, просто выполняют все необходимые процедуры, не включаясь в общение эмоционально, — может быть губительной. Она приводит к госпитализму — болезненному состоянию, похожему на депрессию у взрослых. Ребенок теряет интерес к окружающему миру и даже не плачет, зная, что все равно никто не подойдет.

Найти и обезвредить

Так или иначе, мы все взрослеем вместе со своими детскими страхами

Чтобы минимизировать их влияние на взрослую жизнь, родителям нужно уметь обращать на них внимание в детстве, не отмахиваться и не игнорировать детские посылы

Даже самые простые действия, не требующие труда, способны поменять отношение ребенка к собственному страху. Как помочь:

  • Купить плюшевую игрушку – друга и рассказать историю о том, что она всегда будет охранять ребенка.
  • Поговорить с ребенком по душам, рассказать о себе маленьком. Вообще уделять ребенку больше внимания.
  • Рисовать, лепить вместе с ребенком. Предложить нарисовать того, кто пугает.
  • Всегда рассказывать о том, что вокруг. Не игнорировать вопросы «почему небо синее» и так далее.
  • Пересмотреть обстановку в семье. Решить конфликтные ситуации.
  • Избегать переутомления у ребенка, снизить нагрузки.
  • Следить за режимом сна и отдыха.
  • Чаще проводить время вместе.

И конечно нельзя делать следующее:

  • Стыдить и смеяться над детскими страхами: «Ты уже большой, а боишься темноты», «не придумывай, все это глупости».
  • Игнорировать просмотр агрессивных фильмов и компьютерных игр.
  • Акцентировать и напоминать про страхи.
  • Обзываться и наказывать: «Ой, посмотрите, какой трус растет».

Семья – это первая и самая важная социальная группа в жизни каждого человека. Нас всех иногда раздражают страхи наших детей, кажутся нам глупыми и наивными. Но нужно помнить, что проблемы, которые начались именно в семейной обстановке, во взрослом возрасте устранить достаточно сложно.

Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!

Причины

Рассмотрим причины детских травм

Стоит отметить, что, в принципе, любое значительное событие, не важно, положительную или негативную окраску оно имеет, может очень сильно повлиять на человека, а точнее, на его психику. Особенно это касается психологически незрелых людей

Считается, что самая большая проблема, которая может быть, – это семейные конфликты. Именно из-за того, что ребенок наблюдает за ними, тем или иным образом участвует в них, он получает целый букет проблем. Роль детства в жизни человека чрезвычайно велика, потому что именно в это время он принимает на веру какие-то базовые истины. Во взрослом возрасте он может их даже не вспомнить, но будет руководствоваться ими.

Итак, возможные причины острых психологических травм:

Постоянные ссоры родителей. Развод

Чрезмерная опека и внимание со стороны кого-то из родителей или родственников. Напряженность в отношениях между родителями, а также довольно холодное проявление чувств

Нехватка денег, которая ведет к материальным и бытовым проблемам. Неспособность родителей решать конфликты. Привлечение ребенка к ссорам.

Нередко бывает, что во взрослых спорах ребенок берет на себя роль судьи. Но ему приходится принимать сторону одного из родителей, что дается ему невероятно трудно. Это, наверное, самое большое испытание, которое может разбить сердце малышу.

Детские обиды

Даже очень любящие родители могут накричать на ребенка, грубо его одернуть или забыть в садике. Папа думал, что забирает мама, мама думала, что папа. А маленький ребенок прислушивается к шагам на лестнице и думает, что за ним не придут уже никогда. Дети — существа эмоциональные, они не умеют смотреть на ситуацию абстрактно и рассуждать логично. И моменты своей обиды на родителей помнят очень хорошо — во всех красках, в собственных ощущениях. И именно поэтому с обидой на родителей бывает трудно расстаться даже во взрослом возрасте. Хотя неловко говорить о том, что тридцать лет назад мама одела вас в такое платье, что смеялся весь класс.

Страх одиночества

Одиночество является злейшим врагом любого человека, который в детстве чувствовал себя обделенным родительским вниманием. Люди, боящиеся одиночества, как это ни странно, во многих случаях являются инициаторами расставания с партнерами, боясь, что те бросят их первыми

Или, напротив, изо всех сил цепляются за отношения с токсичными людьми, следуя принципу «уж лучше быть хоть с кем-то, чем одному».

Головы людей, боящихся одиночества, зачастую полны мыслей вроде «Уж лучше я брошу тебя первым, чем постоянно буду ждать, что ты бросишь меня», «Я никому не нужен, мне никто не помогает и я не готов брать на себя ответственность за кого-то еще», «Если ты уйдешь, ты уже не вернешься, и я постараюсь удержать тебя рядом любой ценой, даже поступившись собственными интересами»…

Людям, испытывавшим недостаток родительского внимания в детстве или столкнувшимся с расставанием родителей, во взрослом возрасте приходится постоянно бороться со своим страхом одиночества, страхом, что близкие люди их бросят и с собственными невидимыми барьерами, мешающим физическим контактам.

Душевные раны, вызванные недостатком внимания и наплевательским отношением со стороны родителей, залечить довольно сложно. Но после того, как люди с такими психическими травмами самостоятельно или с помощью помощи специалистов избавляются от своих глубинных страхов, их состояние, как правило, существенно улучшается, так как страх одиночества замещается позитивными эмоциями и внутренним диалогом. В результате их отношения с другими людьми становятся куда менее нездоровыми.

Жизненные сценарии

Проблему роли детства в жизни человека подробно изучал Эрик Берн – известный психолог. Он является автором многих книг, которые помогли тысячам людей справиться со своими психологическими проблемами. Именно ему принадлежит идея того, что каждый человек в своей жизни выполняет определенные роли. Причем этих ролей очень много и изменяются они постоянно, в зависимости от того, с кем человек взаимодействует в данный момент.

Также он ввел понятие о жизненных сценариях, которые определяют ключевые повороты в поступках и поведении человека. Эрик Берн считал, что жизненный сценарий – это некий план, по которому мы строим свою жизнь. По его мнению, мы берем пример со своей семьи. Именно это приводит к тому, что мы ошибаемся и делаем неправильный выбор. Однако человеку под силу стать настолько осознанными и разобраться со всеми внутренними проблемами, чтобы не выбирать жизненный сценарий своих родителей.

Сильные люди с крепкой волей инстинктивно отказываются от того, чтобы идти по пути своих родителей и создают собственные правила в жизни. Следует отметить, что, по мнению психологов, жизненные сценарии формируются уже к 7 годам. Затем человек забывает их и, в принципе, никогда не вспоминает. Это информация хранится в бессознательной части мозга.

Травмы родом из детства

Порой, детские травмы оставляют настолько глубокий след в душе, что спрятанные до поры до времени, могут проявиться в самый неподходящий момент уже во взрослом состоянии. И зачастую тогда, когда появляются собственные дети. Родитель, переживший болезненные травмы в собственном детстве, бросается в крайности, позволяя своему чаду все что угодно, либо наоборот, поступает по принципу меня так растили и тебя так буду и принимается критиковать, а также наказывать при всех. Или, другими словами, занимается психологическим насилием в той или иной форме.

Другое дело, если ребенок пережил травму под чутким руководством добрых наставников, любящих родителей, которые помогли не только справиться, но и сделать определенные выводы. Такие травмы просто становятся опытом. Взрослый же, который в детстве пережил травму самостоятельно и не смог сделать никаких выводов, став родителем может остаться глух к страданиям ребенка, ведь его никто не жалел. С чего бы ему жалеть других?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон Фи-Фи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: