Понятие и история появления термина
На рубеже XIX-XX вв
внимание исследователей было приковано к умственным способностям человека. Были разработаны тесты, которые позволяют измерить уровень интеллекта и выразить его в виде количественного показателя
Так появилось понятие IQ. В то время считалось, что именно оно определяет успех в жизни.
На практике оказалось, что люди с высоким IQ далеко не всегда становились успешными, а те, чей показатель ума имел средние результаты, часто строили головокружительную карьеру, имели много друзей и создавали удачную личную жизнь. Позже исследователи пришли к выводу, что успех в большей степени определяется другим видом интеллекта – эмоциональным.
О важности эмоций говорил еще Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал материал “Выражение эмоций у людей и животных”, в котором описал роль эмоциональных проявлений для адаптации и выживания
Впервые определение Emotional Quotient употребил Майкл Белдок. В 1964 году оно появилось в его работе “Чувствительность к выражению эмоций в трех формах общения”.
Расцвет теории EQ в Америке и Европе пришелся на конец 1980-х – начало 1990-х годов. Этому посвящались многие исследования, а также были разработаны первые тесты для оценки уровня эмоционального интеллекта.
Для справки! О том, что такое интеллект, вы можете прочитать в другой статье нашего блога.
Социальная ответственность
Что это
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершённого проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Зачем нужна
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
Как проверить
- тест на определение командных ролей Белбина;
- тест «Руководитель глазами подчиненных» Подоляк.
Как прокачать
«Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
Закон всемирного тяготения, или как эмоции влияют на события в нашей жизни
В далеком прошлом те, кто манипулировал людьми и был посвящен в эту тайну, изо всех сил старались сохранить власть и не делились своими знаниями.
Поэтому большинство людей до сих пор пребывают в неведении, живут по шаблону: ходят на работу, выполняют свои обязанности, возвращаются домой. Они не могут повысить эмоциональный интеллект только потому, что на это нет ни сил, ни знаний.
Вселенная, в которой мы живем, располагает определенными законами. Многие мы знаем, о других слышали, а о некоторых даже не имеем представления. Один из таких законов говорит о том, что все, что нас окружает в жизни, и даже то, на что мы привыкли жаловаться, притянуто нами самими. Этот закон основывается на законе всемирного тяготения.
Кто-то может попытаться опротестовать закон тем, что аварию он не притягивал, или нервного клиента тоже не выбирал, или еще что-либо, казалось бы, от нас независимое, но концепцию придется принять, усвоив некоторые знания.
Большая наша часть автоматически притягивает к себе все что случается, так как в нашем понимании мы не можем управлять всем. Наши мысли и чувства на автопилоте, и отследить их невозможно. Как их можно отследить? Так рассуждает большинство из тех, у кого проблемы с эмоциональным интеллектом. Да, все мысли отследить невозможно, это может свести с ума, так как в мозге проносится миллионы мыслей, но зная систему управления эмоциями, а это значит, повысив свой эмоциональный интеллект, мы сможем понимать то, о чем думаем. Ведь мысли вызывают эмоции, тот удивительный дар, который помогает понять, что именно мы привлекаем к себе.
Развитие эмоционального интеллекта у детей
Ученые сходятся во мнении, что ЭИ повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллект можно начинать заниматься с раннего детства,
Ранний возраст (с рождения до 3 лет)
В первые 3 года жизни активно формируется головной мозг и нервная система ребенка, это время считается наиболее благоприятным для усвоения новой информации. Считается, что знания и навыки, полученные до 3 лет, образуют основу мышления ребенка.
В первые месяцы жизни малыш учится распознавать эмоции мамы с папой, затем он пытается «вернуть» им улыбки и смех, отзеркалить их. Это — первое общение. В дальнейшем эмоции становятся главным ориентиром в мире: ребенок ищет одобрения своих намерений и действий в выражении лица мамы, доверяет только добрым улыбающимся людям, распознает враждебную интонацию. К трем годам он умеет не только считывать настроение родителей, но и понимает, как его можно использовать для достижения своих целей.
Дошкольный возраст (4-7 лет)
Дошкольный возраст начинается с пресловутого «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно это сопровождается негативизмом — ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.
Родители оказываются к этому совершенно не готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие к родителям останутся непоколебимыми.
После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня и без мамы. Это очень эмоциональный период, малыш испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию.
Школьный возраст (7-12 лет)
В школе ребенок выходит на новый уровень развития эмоционального интеллекта. Ему становится доступна эмпатия — понимание чувств других людей. Он учится ставить себя на их место, сопереживать им, видеть их ошибки, давать оценку чужим поступкам.
Начальная школа способствует развитию положительных качеств ребенка: доброты, отваги, чести и сострадания. Благодаря изучению сказок, притчей и басен младшие школьники знакомятся с понятием морали. В процессе общения с одноклассниками и учителями у ребят развиваются коммуникативные навыки, они все больше отдаляются от родителей и становятся самостоятельными.
Тест на эмоциональный интеллект
Тест на эмоциональный интеллект (методика Н.Холла) показывает, как вы используете эмоции в своей жизни, и учитывает разные стороны эмоционального интеллекта: отношение к себе и к другим, способности к общению; отношение к жизни и поиски гармонии.
- В вопросах, где нужно выбрать из 6 вариантов, ответьте, насколько каждый человек похож или не похож на вас. Выберите тот ответ, который показывает, насколько описываемый человек похож на вас.
- Опросник состоит из ряда вопросов о вас, вашем стиле поведения, привычках, мыслях, чувствах, переживаниях и образе жизни. Вам нужно спроецировать каждый вопрос на себя и подобрать вариант ответа, наиболее точно отражающий вашу позицию в конкретном контексте. Отвечать следует максимально честно перед самим собой, смотря правде в глаза.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.
Cтатистика На весь экран
В этом уроке мы вкратце рассмотрели историю эмоционального интеллекта и изучили три самые популярные модели для его повышения
Несмотря на то, что психологи предлагают нам овладеть десятками навыков, их можно свести к пяти-шести, на которые мы и обратим внимание в нашем курсе
В следующем уроке мы научимся управлять своими эмоциями и получим рекомендации, как справиться с самыми разрушительными. Также мы поможем вам научиться вызывать в себе позитивные эмоции и ощущения для того, чтобы повысить свою удовлетворенность жизнью и приблизиться к счастью.
Развитие эмоционального интеллекта и его связь с IQ
Лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Виктории Шиманской в 2014 году разработала модель, демонстрирующую коэффициенты, которые обеспечивают формирование интеллектуально-эмоционального профиля личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект – часть интеллекта человека, два этих понятия нельзя приравнивать или противопоставлять. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ неразрывно связаны. И если не развивать с детства эмоциональную сторону интеллекта, то и высокого IQ ждать не стоит.
Рассмотрим их более детально.
-
Осознанность. Понятие и принятие своего поведения, своего Я, чувств и эмоций. Развивает стратегию «Философов». Это люди, которые схватывают все на лету, быстро усваивают информацию, обладают отличной памятью, однако имеют трудности в переходе от теории к практике. То есть, когда речь заходит о переводе накопленного знания в опытно-экспериментальные условия, философы плохо справляются с этой задачей.
-
Самооценка. Умение быть самим собой, принимать себя, невзирая на общественное мнение, умение воспринимать мир как позитивно настроенную энергию. Самооценка способствует освоению стратегии «Звёзд». Эти люди решительны, порой самоуверенны, яркие и запоминающиеся, всегда оставляют о себе только приятное впечатление. Однако часто такие люди выбирают «казаться», а не «быть», производят впечатление. Если они не будут работать над собственной мотивацией и осознанностью, то «Звезды» так и останутся лишь яркой вспышкой, без какой-либо подоплеки.
-
Мотивация. Вобрала в себя такие умения, как: неуемное желание научиться чему-то новому, быть открытым к любым горизонтам, умение четко планировать свою цель, понимать пути ее достижения. Здесь актуальной будет стратегия «Героев». Героям необходим непрерывный процесс развития своей личности, они любят работать над собой, становиться лучшей версией самого себя. Их заряд энергии настолько силен, что способен повести за собой других людей и смотивировать их на новые свершения. Однако нужно быть очень осторожными с такой неуемной энергией, ведь всегда есть риск эмоционального выгорания.
-
Адаптивность. Умение сопереживать, тонко чувствовать эмоции других людей. Такие люди стрессоустойчивы, легко находят общий язык с новыми людьми.
Отметим, что развитие эмоционального интеллекта напрямую связано с личностным ростом. Ты получаешь больше возможностей контролировать себя, а значит, влиять на свою жизнь, людей, которые приходят в эту жизнь и вообще на любую ситуацию, которую можно обратить в свою пользу.
Перечисленные стратегии эффективны лишь в том случае, если вы понимаете свои сильные и слабые стороны, эффективно использовать то, в чем вы преуспеваете, и «прокачивать» то, в чем вы неуспешны. Достичь наивысшего уровня реализации личности можно лишь в том случае, если эмоциональный интеллект, соединяясь с интеллектом IQ человека, образует мощный энергетический творческий потенциал или жизненную стратегию «Творцов».
Послесловие
Существует интересное мнение, что эмоциональный интеллект – это мудрость. В данном контексте под мудростью понимается способность объединить ум, логику и эмоции. Также можно сказать, что эмоциональный интеллект – это комплекс социальных навыков, эмпатии, мотивации (адекватное преодоление неудач и трудностей, восприятие нового, выстраивание планов и целей, стремление к самоактуализации), саморегуляции и осознанности (осознание своих мыслей и эмоций, тела и поведения). Эмоциональный интеллект – баланс разума и сердца, та золотая середина, о которой мечтают многие. Развивать EQ и повышать его уровень можно и нужно на протяжении всей жизни.
Развитие
Тренировка осознанности
Для начала просто начните в течение дня останавливать себя и спрашивать:
- «Что я сейчас думаю?»;
- «Где я сейчас нахожусь?»;
- «Что я сейчас делаю?»;
- «С какой целью я совершаю это действие, и к какому результату это приведет?».
Нежность — это эмоциональный намек укорачивания межличностной дистанции с перспективой.Ишхан Геворгян
Следите за физическими реакциями своего тела
Весь секрет в том, что иногда наше тело реагирует на определенную эмоцию:
- Отвращение;
- Гнев;
- Неудовлетворенность;
- Стыд;
- Неуверенность.
Ключевые факторы эмоционального интеллекта
Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.
Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций — и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.
Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.
Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.
Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:
- осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
- самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
- мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
- адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку — эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.
Как развить эмоциональный интеллект
Для развития EQ существует много методов. В зависимости от возраста человека используются разные игры и упражнения. У детей развитие навыка происходит в игре. Разыгрывание сценок на сочувствие, эмпатию, контроль эмоций позволяет подрастающему поколению лучше владеть эмоциями.
Для подростков подойдут настольные игры, где по картинкам они будут определять модели правильного поведения, разыгрывать конфликтные ситуации
В подростковом возрасте очень важно контролировать свои эмоции и понимать чувства других. Когда подросток знает, кто он, чего он хочет, ему легче прожить такой сложный переходной возраст
О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме. Но отработать навыки в короткий срок и значительно повысить уровень EQ взрослому человеку можно только в группе. Идеальный вариант – посещение тематического тренинга.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Теперь посмотрим, как развивать самостоятельно этот навык. Психолог Виктория Шиманская представляет 6 упражнений для развития EQ:
“Коробочка счастья” – создайте с ребенком или для себя мысленно такую коробочку. “Положите” в нее ассоциации счастья, которые можно понять с помощью органов чувств (улыбка, звук моря, сладкий фрукт, запах дождя в лесу, обнимашки). Язык эмоций – начните общаться в семье по формуле “Я хотел бы…” , “Я чувствую…”, “Я рад…”, “Я расстроен…” Какие чувства сегодня – игра на определение чувства дня. Каждый вечер выбирайте доминирующее чувство, для этого можно распечатать их перечень
Эмоциональные фото – важно делать семейные фото, подчеркивающие не события, а впечатления. Эмоции в красках – нарисуйте свои эмоции в разных цветах
Компас эмоций – приготовьте 8 карточек (радость, страх, интерес, вдохновение, удивление, гнев, доверие, сомнение). Называя ситуацию, положите в круг одну карточку перевернутой, другие игроки должны угадать, какая это эмоция.
Тренинг по развитию эмоционального интеллекта
Подкрепить теорию практикой вам поможет эффективная программа тренинга EQ. После ее освоения вы разберетесь, как прокачать навыки общения, научитесь разбираться в эмоциях, управлять ими, понимать микровыражения, уличать во лжи, сохранять спокойствие и эффективно устранять конфликтные ситуации.
Чему можно научиться, пройдя этот курс:
- узнавать лживых людей, которые встречаются на работе и в личной жизни;
- видеть проявление эмпатии и других скрытых эмоций;
- умение “читать” собеседника;
- определять, где произошла утечка информации;
- умение не выставлять напоказ свои эмоции;
- умение видеть манипулятора;
- налаживать отношения в личной жизни;
- стать уверенным в себе.
Стоимость обучения – 990 руб. Запись производится автоматически на сайте.
В течение 7 дней вы сможете вернуть деньги, если курс вас не устроит.
Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.
В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.
Также на levelself.ru есть статья, где собраны самые лучшие курсы по ЭИ.
Лучшие книги для повышения уровня эмоционального интеллекта
Чтобы развивать EQ, лучше всего, конечно, проходить специальные курсы, но также важно теорию совмещать с практикой. В психологии лучшими книгами по этой теме являются:
- Вероника Степанова “Психология без запретов!” – современный автор, в легкой форме описывающий успешное межличностное общение (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
- Джон Готтман и его несколько книг для родителей, супругов, позволят вам развивать силу эмоционального интеллекта в семье (электронные версии на ЛитРес | бумажные версии на labirint.ru).
- Дэвид Карузо “Эмоциональный интеллект руководителя” – отличное руководство для менеджеров проектов помогает уверенно себя чувствовать в переговорах и общении с подчиненными (бумажная версия на labirint.ru | аудиообзор книги на ЛитРес).
- Сергей Шабанов “Эмоциональный интеллект. Российская практика” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
- Радислав Гандапас “Полная Ж. Жизнь как бизнес проект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
- Алексей Красиков “Я в порядке! Самопомощь при неврозах” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru | аудиокнига на ЛитРес).
- Коллектив авторов под редакцией Д. Люсиной и Д. Ушаковой “Социальный и эмоциональный интеллект” (электронная версия на ЛитРес | бумажная версия на labirint.ru).
Навыки управления конфликтами
Что это
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Зачем нужны
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошёл — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
Как проверить
- тест на конфликтную личность Ильина;
- тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.
Как прокачать
«Управление конфликтами», Виктор Шейнов
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
«Лидерство через конфликт», Марк Герзон
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
В рубрике «Беседка» поговорили с бизнес-тренером, экспертом в области управленческих навыков, эмоционального интеллекта и практик в области геймификации Анастасией Высоцкой.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у ребёнка
Чтобы повысить уровень ЭИ у ребенка, можно к повседневным развивающим занятиям добавить специальные игры и упражнения. Они веселые и интересные, дети с удовольствием принимают в них участие.
Игра «Смайлики»
Распечатайте или нарисуйте карточки со смайликами с различными эмоциями с одной стороны (радость, грусть, восторг, страх, задумчивость и т.д.) и названиями этих эмоций с другой. Играть можно двумя способами:
- попросить ребенка угадать каждую эмоцию, проверить ее название;
- попросить изобразить написанную эмоцию, сверить с изображением.
Такая игра развивает не только эмоциональный интеллект, но и актерские способности, делает ребенка более раскованным.
Кукольный театр
Театральная постановка сказок с любимыми игрушками в качестве персонажей закрепит прочитанное, позволит лучше понять чувства героев и мораль произведения. Разумеется, ребенок должен принимать участие в спектакле, озвучивать один или несколько персонажей.
Импровизация
Родители с малышом придумывают персонажей и ситуацию, а которой они оказались, а затем развивают ее в процессе ролевой игры. Например, Колобок и Винни-пух отправились на рыбалку или Лисичка пришла лечить больного Серого Волка.
Составление историй по комиксам
Детская фантазия не знает границ, это качество можно использовать во благо. Предложите ребенку серию из картинок, либо одну картинку, на которой изображена ситуация с несколькими персонажами. Пускай ребенок придумает сюжет, расскажет, что произошло с героями, что они чувствуют. Возможно, он сформулирует продолжение истории и даже нарисует его. Внимательно слушайте ребенка, мягко указывайте на его ошибки, объясняйте, почему он неправ и не забывайте хвалить за логику!
Комплексная развивающая игра «Страна эмоций»
Желательно, чтобы в игре участвовали несколько детей или взрослых. Участникам предлагаются карточки с изображением самых страшных персонажей из сказок или мультфильмов (Баба-Яга, Волан-де-Морт, привидение и т. д.). Далее игра проходит в 3 этапа:
- пантомима — каждый участник должен без слов изобразить своего персонажа, а остальные — угадать его;
- спаси героя — каждый участник придумывает историю, которая сделала его героя страшным, ищет причину его злобы и предлагает способы вернуть доброту в сердце злодея;
- борьба со страхом — ведущий просит изобразить каждого персонажа в комичной ситуации или одежде, чтобы он стал вызывать смех, а не страх, таким образом дети учатся искать способы преодолевать собственные страхи.
Это лишь часть упражнений, которые вы можете проводить в домашних условиях. Большинство игр, в которых используется актерский потенциал и другие виды творчества, положительно влияют на эмоциональный интеллект, а если добавить к ним физическую активность — эффективность увеличится в разы.
Сегодня, когда наукой доказана важность уровня эмоционального интеллекта на пути к жизненному успеху, современным родителям стоит уделять больше внимания его развитию. Детские образовательные учреждения давно взяли на вооружение техники повышения ЭИ у детей, однако, основная работа все же ложится на плечи мам и пап, если, конечно, они хотят, чтобы их ребенок смог реализовать свой потенциал на 100%
Как развить эмоциональный интеллект
Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».
Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.
После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции
Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции
Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции
Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.
Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.
Но что делать, если мозговой штурм нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.
У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.
Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.