До чего же он хорош! Или ужасен?
И это обесценивание может дойти до демонизации: объект наделяется самыми ужасными качествами, ему приписываются не просто плохие, а ужасные поступки. Он превращается в символического «демона», чудовище. На фоне демонизированного объекта собственная самооценка вновь поднимается. К обесцененному и демонизированному объекту легче потерять интерес, разлюбить.
Бриони, чувствуя себя отвергнутой, моментально демонизирует Робби. Из объекта прекрасных чувств и вдохновения он становится для нее насильником несовершеннолетних девочек, лгуном, в общем страшным злодеем. В механизме обесценивания и демонизации всегда присутствует деструкция, агрессия, ненависть к объекту и желание его разрушить.
Бриони понимает, что судьба Робби зависит от ее показаний, и убеждает себя в его виновности, после чего мужчину увозят в тюрьму полицейские. Спустя несколько лет он говорит о своем пребывании в тюрьме как об «аде»; девочка таким образом бессознательно наказала его за отвержение и «измену». То, что мужчина просто не ответил на ее чувства, воспринимается ей практически как предательство.
Сюжет фильма «Искупление»
Англия, 30-е годы 20 века: мир на пороге Второй Мировой. Но в тихом поместье семейства Талли пока всё течет размеренно: вот девочка-подросток по имени Брайони увлечена написанием пьес и тайком влюблена в сына бывшего дворецкого по имени Робби (играет его Джеймс Макэвой). Робби мечтает стать врачом — у него даже есть пусть незаконченное, но высшее образование, дающее кое-какие привелегии.
Вот красавица Сесилия (Найтли), старшая сестра Брайони. Очевидно, между Сесилией и Робби есть «искра» и вот-вот наметятся какие-то отношения.
Это, разумеется, не нравится младшей сестре: Брайони, как и все подростки, пытается сделать хоть что-то, чтобы привлечь внимание красавца Робби. Однажды застав Сесилию и Робби вместе, младшая сестра понимает ЧТО между ними происходит
В порыве гнева девушка совершает безрассудный поступок: она свидетельствует против Робби, заявляя, что видела, как тот совершил гнусное преступление. Разумеется, Сесилия не верит доносу и болезненно переживает льжесвидетельство. Но эта ложь в корне меняет судьбы многих людей
Однажды застав Сесилию и Робби вместе, младшая сестра понимает ЧТО между ними происходит. В порыве гнева девушка совершает безрассудный поступок: она свидетельствует против Робби, заявляя, что видела, как тот совершил гнусное преступление. Разумеется, Сесилия не верит доносу и болезненно переживает льжесвидетельство. Но эта ложь в корне меняет судьбы многих людей.
Робби попадает в тюрьму, где он проводит несколько лет. И к началу Второй Мировой его отправляют на фронт простым рядовым: все привилегии, которые ранее были доступны ему, становятся бессмысленными. Робби позволяет себе короткую встречу с возлюбленной, в ходе которой становится понятно: из-за всего произошедшего им не быть вместе — хотя они любят друг друга.
Сесилия и Брайони работают медсестрами в разных госпиталях и друг с другом не общаются — одна обижена, вторая не может преодолеть робкость и по душам поговорить с сестрой, признавшись ей во лжи. Она сомневается и вот-вот сделает признание. И тогда Робби реабилитируют, и он сможет быть вместе с любимой Сесилией.
Внезапно действие переносится на десятилетия вперёд. Перед зрителем появляется пожилая леди: это писательница Брайони Талли, во зрелом возрасте даёт интервью по случаю выхода своей новой книги под названием «Искупление». В ней рассказывается о двоих влюблённых — Сесилии и Робби, которые были разлучены ревностью младшей сестры, однако после войны смогли воссоединиться и найти свое счастье.
И вот душераздерающая правда: радужное будущее, которое рисуется в книге, для героев в реальности никогда не наступит: в этом же интервью писательница признаётся, что и Робби и Сесилия погибли на войне. А эта книга с хэппи-эндом — своеобразная попытка искупить вину юности перед людьми.
Как избавиться от вины?
Вторая часть фильма переносит нас на несколько лет спустя. Началась Вторая мировая война, и повзрослевшая Бриони становится медсестрой в госпитале. Она перевязывает раны, чувствуя ужас; отмывает больничные утки; держит за руку умирающего в бреду солдата и пытается его утешить… Возможно, подсознательно она чувствует свою вину в той детской истории и уже во взрослости пытается таким образом ее искупить.
Например, крестный отец мафии может жертвовать деньги сиротам или строить церковь.
Любопытно, что Бриони выбрала объектом своей заботы, доброты и жертвенности именно молодых мужчин – ровесников Робби. Не потому ли, что в глубине души сомневалась в своей правоте и терзалась виной? А вскоре она получает неожиданное доказательство своей ошибки.
Мы видим и Робби с Сесилией: за годы разлуки их чувства не угасли, но теперь пару разлучает война. Разлучает навсегда: Робби, будучи солдатом, получает ранение, приведшее к сепсису, а Сесилия погибает во время затопления метро в результате бомбежки.
Так каков смысл фильма «Искупление»?
Не смотря на однозначное название искуплением тут и не пахнет (лишь попытка в виде написания книги, на страницах которой Брайони дарует пострадавшим счастье). Героиня совершила две ошибки: одну в юности, оболгав невиновного. Вторую — на протяжении всех лет, пока были живы Робби и Сесилия. И ошибка эта заключалась в нерешительности. Признайся честно — и вина свалилась бы с плеч девушки.
Идея фильма простая: все мы люди, которые без исключения совершаем ошибки, от которых страдают близкие
И не важно, в каком возрасте — зачастую они носят непоправимый характер. Но в обычной жизни такие ошибки не столь значительны
Однако у практически каждого человека есть свой «секрет» (пускай и в разы безобиднее), о котором он сожалеет и мыслями готов исправить.
Искупить вину можно — но для этого нужна смелость. И отсутствие этой смелости со стороны кажется предосудительным. На деле же — попади на место Брайони, и неизвестно, кто как поступил бы. Создатели фильма никак не обвиняют девушку в произошедшем, но скрупулёзно вырисовывают образ человека, который внешне может быть и успешен (она-таки стала писательницей), но живёт с постоянными призраками прошлого.
—-
о взаимоотношениях, ошибках прошлого и умении
Радоваться чужому счастью
Искупление вины продолжается в третьей, самой короткой части фильма. Пожилая Бриони осуществила мечту детства – стала известной писательницей. И написала книгу о любви сестры и Робби, вот только о любви со счастливым концом. Это то, что она хотела бы подарить им в реальности, но не смогла, и сделала это символически, в литературном произведении – создала для них счастливую альтернативную реальность.
Юная Бриони терзалась завистью, ревностью, скрытой злостью. А Бриони в зрелом возрасте способна радоваться чужому счастью и желать его для других. И не только потому, что в ней говорит чувство вины и жажда искупления: она качественно изменилась за эти годы.
Ребенок эгоистичен и эгоцентричен. То же было и с человечеством на заре времен: солнце вращается вокруг нас. Мы в центре мира, весна наступает, чтобы нас порадовать, а зима – в наказание за грехи.
Лишь взрослый человек имеет шанс осмыслить масштабность Вселенной, чудо появления жизни и ее уязвимость. Ребенок, как и древние племена, убежден в том, что является центром мира и все происходящее так или иначе связано с ним. По мере достижения психологической зрелости фокус внимания смещается, на место эгоизма встает альтруизм, ответственность за других и желание заботиться о них.
Радоваться за других, а не завидовать. Инфантильная эгоистичная позиция: «У меня этого нет, пусть и у других не будет!» Маленькая Бриони завидовала сестре: ей досталась любовь. И она отняла эту любовь у сестры. Зрелая позиция: «У меня этого нет. Но хоть у кого-то есть, и я могу порадоваться за него!»
Взрослая Бриони подарила сестре счастливую любовь, правда только на страницах своей книги: «У меня этого нет, пусть и у других не будет!» Умение радоваться чужой радости – одна из черт зрелости.
Вопрос в том, что человек делает со своей завистью. Превратить зависть в деструкцию, разрушение объекта зависти – эгоистичный инфантильный механизм. Зрелый выбор – превратить зависть в развитие, стремление к самосовершенствованию, во вдохновение. Если любовь сестры ранит маленькую Бриони, то зрелая Бриони вдохновляется на написание романа.
Внешние обстоятельства могут быть самыми разными, и не всегда они зависят от нас. Но что делать в этих обстоятельствах – личный выбор каждого. И каждый выбор имеет свою цену.
- Фильм «Качели». Смотрим вместе с психологом
- Предвкушение гнева. Как обращаться с негативными эмоциями
- 5 способов борьбы с завистью. Как перестать завидовать чужим успехам
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Искажая реальность
Итак, еще один защитный механизм психики – подмена объективной реальности своим субъективным восприятием. На место факта ставится фантазия, личное мнение, зачастую далекое от истины. Увы, некоторые люди объявляют свое субъективное восприятие единственной реальностью, не сомневаясь в себе.
А вместе с тем факт и восприятие факта различаются. В восприятии Бриони Робби и Сесилия плохо с ней обошлись, предали, обманули. В действительности факты заключались в том, что 13-летняя девочка мечтала о любви взрослого мужчины и подглядывала за ним и сестрой. Пыталась навязывать свою любовь, что только смущало его.
Фантазия, в которую человек сам поверил, называется фантазмом. Фантазм убедительнее фантазии и умышленной лжи, ведь сам человек искренне убежден в своем фантазме. Поэтому ложные показания Бриони полиция принимает за правду: девочка не врет, она свято убеждена в своих словах, и ее уверенность оказывает решающее влияние на действия полиции.
Бриони наполнена гневом и возмущением, желанием мстить и разрушать, но приписывает Робби злонамеренность и желание совершить насилие. Она проецирует на него свою собственную деструктивность.
То, что не хочешь в себе видеть и признавать, юнгианская традиция называет «теневым материалом» – частью архетипа Тени. Именно собственная Тень приписывается другим в негативных проекциях. Например, некто злится на своего близкого, но отрицает это, и тогда он скажет: «Ты на меня злишься!» Или собственная зависть приписывается объекту зависти: «Так это же он(а) мне завидует!»
Негативные проекции приписывают другому человеку нечто теневое, из собственной души
И важно: что именно? Героине фильма показалось, что объект ее ярких чувств вступил в сексуальную связь с девочкой-подростком. И тут мы уже видим психологический механизм замещения, подмены, скрытой идентификации
Накануне Бриони подглядела сексуальную сцену между сестрой и Робби. И теперь в ее негативной фантазии Робби изнасиловал Лолу. Что за этим стоит? Возможно, зависть к сестре, желание быть на ее месте, оказаться объектом сексуального интереса. И тогда Бриони чудится, что именно Робби занимается сексом с Лолой. Не является ли эта фантазия отображением тайного желания Бриони? Может, она сама хотела быть изнасилованной им?..