Содержание:
Все люди в какой-то момент жизни должны столкнуться с ситуациями, которые создают трудности для адаптации. Такие моменты могут показаться разрозненными, разделенными перерывами повседневной жизни.
Однако более детальный взгляд показывает нам невидимые связи, которые удерживают их вместе в широкой и согласованной панораме, которая является самим опытом пребывания в мире. Эти неявные отношения придают смысл личному проекту, который каждый из нас рисует для своего собственного существования, как общая нить, которая мобилизует усилия и наделяет каждое действие трансцендентной ценностью.
В этой статье мы поговорим о том, что такое жизненный проект., понимая его как гибкий сценарий, который каждый предвидит на имеющееся время, и это приводит к соответствию между тем, что он есть, и тем, что он делает.
Рекомендуемая статья: «Я не знаю, что мне делать со своей жизнью: 6 стратегий, чтобы иметь большое будущее»
Советы по управлению проектом «Моя жизнь»
Теперь попробуем разобраться, как управлять этими направлениями в нашей жизни.
Когда мы управляем предметной областью проекта «жизнь», очень важно определить цель, к которой мы движемся. Советую ознакомиться с книгами, рассказывающими о целеполагании
Мне больше всего нравится применять методику SMART. То есть любая цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Вот вам маленькое задание: раскритикуйте цель «выйти замуж за миллионера», которую ставят перед собой некоторые девушки.
Цель определяет сроки. Помните поговорку «Поспешишь — людей насмешишь» или «Тише едешь — дальше будешь»? Это о глубинной сути планирования. Приучайте себя к планированию. План — это ваш маяк в море прокрастинации и бесконечной череде важных и срочных дел.
Управление стейкхолдерами
Важно слышать и понимать людей вокруг, с их помощью вы сможете достичь целей гораздо быстрее. Управление финансами (стоимостью проекта)
Возьмите под контроль расходы и доходы, ведите финансовый календарь. Это позволит избежать многих неприятностей. Жить по средствам приятно.
Управление качеством. Про здоровый образ жизни вы и без меня все знаете
Поэтому в этом пункте я хочу обратить ваше внимание на ресурсы саморазвития
Очень важно, чтобы образование, навыки и знания отвечали современным реалиям
Управление рисками. Это моя любимая область в управлении проектами. Очень увлекательно разрабатывать стратегию реагирования и выявлять потенциальные риски нашего проекта. Риски могут быть как отрицательными, так и положительными (положительные обычно называют возможностями)
Важно знать и учитывать их. Бессмысленно обижаться на небо из-за дождя, а вот предусмотреть зонт на случай его появления в наших силах
Самое важное в рисках — это создание резерва. Мы обязательно должны откладывать финансовые средства на случай наступления рисковых событий. Желательно иметь не только деньги, а еще знать стратегию реагирования. «Если случится банкротство моей компании, я буду делать следующее. Первое, второе, третье».
Управление персоналом или вашей командой
Тут важно помнить, что команда, ваш близкий круг, не рождается стихийно. Это управляемая сущность, которая имеет свои законы формирования
Окружайте себя людьми, которые будут помогать вам идти вперед. Развивайте в себе лидерские качества: они очень пригодятся именно сейчас.
Управление коммуникациями. Как находить общий язык со всеми участниками проекта «жизнь»? На помощь придет понимание законов коммуникации
Самое важное правило — правило обратной связи. Приведу шуточный пример
Представьте семью. Муж и жена. Муж звонит домой и спрашивает: «Дорогая, что купить на ужин?». Жена отвечает: «Купи что-нибудь». Муж идет в супермаркет, где вспоминает, что сегодня вечером финал Лиги чемпионов. Возбужденный этой новостью, он покупает пиво и чипсы, что в его системе координат укладывается в определение «что-нибудь на ужин». Дома жена, увидев покупки, затевает скандал. В ее понимании пиво и чипсы – это не еда. Финал – настроение испорчено у обоих, а жена осталась голодная. Налицо яркий пример нарушения правила обратной связи: если вы обмениваетесь информационным сообщением, удостоверьтесь, что ваш собеседник воспринял информацию так, как вы этого хотели. Ответственность за качество передачи информации лежит на том, кто ее передает, в нашем примере — на жене. Чтобы избежать конфликта, ей нужно было либо дать точное указание, что купить, либо уточнить, совпадает ли ее понимание «что-нибудь на ужин» с пониманием мужа. Соблюдение этих нехитрых правил спасет ваше время и нервы.
Роли в команде проекта
Обычно выделяются следующие члены проектной команды, активно участвующие на всех стадиях жизненного цикла проекта:
- Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта (физическое или юридическое лицо).
- Инвестор — сторона, выделяющая средства для реализации проекта (инвестором может выступать сам заказчик).
- Руководитель проекта — лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами и распоряжению ресурсами. Это главный ответственный за результат. Подробнее о роли руководителя проекта и предъявляемых к нему требованиях можно прочитать в соответствующей статье.
- Администратор проекта — это член проектной команды, обеспечивающий коммуникации в проекте и документооборот. Он также отвечает за техническую поддержку разработки планов и мониторинга выполнения всех работ. О роли администратора, его правах и обязанностях вы можете узнать в отдельной статье.
- Исполнитель — организация или лицо, выполняющая работы, связанные с реализацией проекта.
- Подрядчик — юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с контрактом.
- Поставщик — организация, ответственная за материально-техническое обеспечение проекта.
- Проектировщик — организация или лицо, ответственное за разработку проектно-сметной документации.
- Консультант — фирма и/или специалисты-эксперты для оказания консультационных услуг.
Состав команды зависит от вида проекта и его организационной структуры. Например, IT проект предполагает обязательное наличие проектировщика и тестировщика, а культурный проект — дизайнера-консультанта.
Как я могу продолжить?
В тот момент, когда проясняются все предыдущие шаги, человек находится в лучшем расположении к разработке адекватного жизненного плана, который должен отвечать следующим основным характеристикам: уважать текущее положение вещей, удовлетворять истинные потребности, быть собранным доступных достижений и соответствуют нашим ценностям. При этом мы будем готовы не только его спроектировать, но и ввести в эксплуатацию.
Любой жизненный план состоит из мелочей, совокупный эффект которого — тот, который направляет его к великим подвигам, которые видны за линией горизонта как выполнимое обещание
Важно упорствовать в наших усилиях и быть гибкими перед лицом возникающих изменений, поскольку проект такого масштаба зависит от эволюции потребностей на каждом этапе жизненного цикла
Наконец, также важно научиться бросать курить. Жизнь подвержена столкновениям, встречам и потерям; и все это должно быть интегрировано в пентаграмму, по которой оно работает
Отказаться от того, что причиняет нам боль или мешает двигаться вперед, может быть так же сложно, как и найти то, что делает нас счастливыми.
Организационные структуры проектных команд
Организационная структура может быть выделенной под конкретный проект, либо матричной. В последней члены проектной команды объединены в рабочую группу без отрыва от своих прямых функциональных обязанностей. Кроме того, они могут работать над несколькими проектами одновременно.
Возможное функциональное подчинение участников проектной команды представлено на рисунке.
Организационная структура команды проекта
Также в настоящее время очень распространены виртуальные команды проекта. Современные информационные технологии позволяют территориально распределенным членам проектной команды обмениваться информацией о проекте, используя единое информационное пространство и видеоконференцсвязь.
Бизнес-цели в рамках дерева целей
Бизнес-цели являются вершиной дерева цели – набора задач, которые ранжированы по важности и приоритетности. После того как цели первого уровня выделены, можно развивать вторичные уровни
Например, компания сформулировала бизнес-задачу для своего проекта: увеличить количество покупателей до N.
В системе дерева целей бизнес-цели – это главные задачи, которые считаются наиболее сложными в реализации. Чтобы их упростить, руководство определяет оперативные и тактические задачи. Цели второго уровня – маркетинговые. Они являются подспорьем в достижении бизнес-целей. Отвечают на вопрос – как должна измениться ситуация, чтобы добиться заданной планки?
Компания-пример на втором этапе работы с бизнес-целями задает себе такой вопрос: каким должно быть поведение целевой аудитории, чтобы их заинтересовал наш продукт? Получив ответ на вопрос, компания видит направления работы:
- возможность изменить потребительскую базу;
- предложить клиентам новые способы использования товара;
- повысить лояльность к продукту компании;
- привлечь новых покупателей за счет рекламы и продвижения.
Увидев эти перспективы, руководство проекта формулирует маркетинговые цели. Например:
- увеличить частоту покупок среди клиентов возрастной категории Х с доходом Y;
- увеличить количество новых клиентов в возрасте Z;
- увеличить частоту потребления товара – с одного раза в неделю до трех раз в неделю.
Подобно бизнес-целям, маркетинговые цели формулируются однозначно, конкретно и с ограничением по времени.
Третий этап детализации бизнес-цели – формулирование коммуникативных целей. В случае с приведенным примером (увеличение числа клиентов) руководство компании после маркетингового планирования задает такой вопрос: как должен вести себя потенциальный клиент после того, как увидел, услышал или столкнулся с рекламой?
В данном случае в зависимости от ответов на вопрос фирма определяет, что и как она будет транслировать клиентам, по какие рекламным каналам и как часто. Затем выделяются базовые цели третьего уровня:
- рассказать больше об использовании товара, донести до клиентов, что товар # 1 эффективнее работает в сочетании с товаром # 2;
- повышение узнаваемости бренда. Каждый второй потенциальный клиент должен знать название бренда, узнавать товар этой марки по фирменной упаковке;
- проработать и донести до потенциальных покупателей имиджевые характеристики товара.
Оптимально установить сроки для реализации каждой подцели.
Чтобы процесс достижения этих целей было удобнее контролировать, необходимо определить, на какие показатели лучше равняться. Например, охват рекламы, потраченный рекламный бюджет.
Как составить список на 50 целей в жизни?
Желаний безграничное количество, поэтому главное выделить самые приоритетные
Немаловажное значение имеет срок исполнения. Пятьдесят задач — довольно много
Оптимальным временем становится год.
Это не означает, что они должны завершаться только за 12 месяцев. Главное, чтобы они были исполнены в этот временной промежуток.
Чтобы составить список, можно воспользоваться простой методикой:
- Устроиться в уютной и спокойной обстановке, чтобы ничто не отвлекало. Не пытаясь сконцентрироваться, написать от руки либо набрать на компьютере все цели, которые только придут в голову, как можно больше. Они могут быть большими и маленькими.
- Старайтесь поддаться вдохновению. Записывайте сегодняшние, потенциальные, глобальные, абсурдные и даже кажущиеся самыми невероятными мечты. Это значительно расширяет возможности последующего выбора.
- Теперь необходимо проявить максимум внимания и концентрации. Еще раз посмотреть на то, что написали. Выделить приоритетные, исполнение которых принесет не только пользу, но и полностью удовлетворит вашим пожеланиям. Разбейте цели на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Задайте себе вопросы «зачем?», «почему?», «что мне это даст?». Подумайте, полностью ли вы останетесь довольны результатом. Это замотивирует достигать поставленных целей.
Краткосрочные
Подобные желания и мечты достигаются за небольшой промежуток времени. Они не требуют тщательного планирования. Чтобы выполнить цель, достаточно 1-2 недель. Нередко даже меньше, к примеру, записаться на уроки плавания. Главное, четко понимать, что на этом все не ограничится.
Долгосрочные
Это жизненные приоритетные задачи. Они требуют составления четкого и грамотно продуманного плана. Необходимо точно знать, какие действия предпринять, чтобы получить результат.
Подобные цели разбивают на несколько этапов и выполняют один за другим. Иначе они останутся неисполненными.
Среднесрочные
Исполнение подобных мечтаний занимает от 1 до 3 месяцев. Аналогично долгосрочным могут не разбиваться на отдельные подзадачи. Главное, чтобы они были правильно сформулированы, то есть имели конкретный срок исполнения, в который точно будут исполнены.
Рассматриваете ли Вы другие предложения о работе?
С помощью такого вопроса рекрутер может понять Вашу востребованность на рынке труда. Например, если Вы уже долгое время находитесь в поиске и говорите, что на данный момент предложений нет, то и вывод напрашивается соответствующий.
Также в зависимости от Вашего ответа рекрутер узнает, сколько времени у него есть, чтобы рассмотреть Вашу кандидатуру вместе с руководителем.
Не стоит бахвалиться тем, что у Вас куча других предложений с самыми выгодными условиями, но и говорить «Мне очень сложно трудоустроиться, Вы — моя последняя надежда» тем более не нужно.
Если предложения есть
Скажите, что Вы рассматриваете другие варианты, но при этом особенно заинтересованы именно в работе в данной компании
Ответ на данный вопрос будет перекликаться с «Почему Вы хотите у нас работать?», так как важно будет сделать акцент на том, чем именно Вас привлекает компания, почему среди всех предложений выбор Вы можете остановить на ней. Если есть какие-то сроки, в которые Вам нужно узнать итоги собеседования, лучше о них предупредить (например, если другая компания просит Вас принять решение к определенному времени)
Если предложений нет
Объясните, что вариантов пока нет не потому, что Вы не востребованны. Например, Вы только начали искать работу или ищете ее не особо активно, так как еще трудоустроены на старом месте работы.
Важно: говоря о других предложениях, не стоит называть конкретные названия и имена. Также неэтично будет негативно высказываться о других компаниях
Таблица с примерами сфер общественной жизни
- Название сферы
- Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
- Основные элементы
- Учреждения (организации)
Экономическая | В процессе производства, обмена и потребления.
По поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. |
Экономические системы;
производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность. |
Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Политическая | Отношения по поводу власти и управления общество.
Человека и государства. Mежду большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. |
Политика;
власть; государство; разделение властей; формы государственной власти; политические партии; выборы; гражданское общество. |
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Социальная | Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. | Структура общества;
социальные группы; социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья. |
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Духовная | Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей. |
Культура;
искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика. |
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Если руководитель — компетентный педагог вне школы
Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.
Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.
В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.
На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.
В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.
Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.
Шаг 2. «Могу»
Мы уже поняли, чего хотим, а вот что мы можем? Нам надо оценить свои ресурсы, свои стартовые возможности, провести своего рода «аудит реальности». Эта процедура может преподнести много неприятных сюрпризов, здорово испортить нам настроение и даже подорвать веру в возможность осуществления нашего проекта. Но ведь недаром говорится, что каждое желание дается нам вместе с силами его осуществить. Главное, не пытаться себя обманывать и представлять ситуацию лучше, чем она есть на самом деле. Нам надо оценить не только внешние ресурсы – финансовые и организационные, но и внутренние – наши знания, навыки, квалификацию. Я собираюсь открыть свое дело – а хватит ли у меня энергии, выдержу ли я такую нагрузку, готов ли я жить долгое время в ситуации неопределенности? Есть ли у меня талант организатора, умение ладить с людьми, требовать, договариваться, разрешать конфликты? Возможно, мне нужен надежный партнер, который обладает всеми этими качествами и сумеет «закрыть бреши», компенсировать мои недостатки, поддержать, подстраховать и так далее.
Дополнительные разделы проектной работы
Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:
- Паспорт проектной работы — требования к паспорту при его необходимости, выдаются учителем (преподавателем), если требований к паспорту выдано не было с требованиями и примерами, можно ознакомиться на странице «Паспорт проектной работы».
- Аннотация – является ещё одним элементом, который встречается в некоторых проектных работах, но не является стандартным требованием к их написанию. В аннотации даётся краткое описание всего проекта, объём аннотации: не более 1 страницы, подробнее о подготовке аннотации к проекту на странице «Аннотация к проектной работе».
- Пояснительная записка – данный дополнительный раздел, так же как и аннотация описывает проектную работу, но в отличие от аннотации пояснительная записка содержит большее количество разделов и может занимать более 1 страницы, подробнее о её составлении можно прочитать здесь.
- Глоссарий (список терминов) – в нём даётся расшифровка или краткое описание слова/понятия. Список терминов располагается после титульного листа, требования выдвигаемые к данному разделу представлены на странице «Глоссарий в проектной работы».
- Список сокращений – данный раздел в проектной работе требуется для расшифровки аббревиатур и сокращений применённых при выполнении проектной работы, его следует включать в проект лишь в том случае, если их в работе присутствует большое количество. Подробнее с требованиями и примерами можно ознакомиться на странице «Список сокращений в проектной работе».
Проект профессиональной жизни
Объем работ очень важен не только потому, что он является средством экономической стабильности, но и источником личного развития и вклада в общество. Если вы не знаете, что делать со своей профессиональной жизнью, вы можете сузить свой проект профессиональной жизни до структурируйте шаги, которые вы хотите выполнить, чтобы помочь вам стать лучшей версией в этом сценарии.
¿Какова ваша профессия занятости? ¿Каков ваш жизненно важный проект для достижения этой цели? ¿Каковы ваши цели? ¿Какие конкретные действия приближают вас к ним?? ¿Как вы можете благоприятно повлиять на эти обстоятельства, сосредоточившись на тех вопросах, которые зависят от вас??
Примеры хороших и плохих задач проекта
Написать задачу проекта не просто, и у вас уйдёт некоторое время на то, чтобы формулировать их для ваших проектов. Это нормально! Изучите приведённые далее примеры хороших и плохих задач, которые помогут вам составить свои собственные.
Пример 1. Задача бизнес-проекта
Плохо. Обновить домашнюю страницу.
В этой задаче не хватает множества важных параметров. Хотя она измерима, достижима и реалистична, в ней нет конкретики и не заданы временные рамки. Когда должна быть опубликована обновлённая домашняя страница? Что именно нужно переделать?
Хорошо. Создать абсолютно новые материалы и текст для домашней страницы, основанные на четырёх историях успеха клиентов и примерах использования. Запустить обновлённую домашнюю страницу, упор на которой делается на ценности для клиентов, до конца 2 квартала.
Это хорошо сформулированная задача проекта. Она конкретная (создать абсолютно новые материалы и текст для домашней страницы), измеримая (запустить обновлённую домашнюю страницу, упор на которой делается на ценности для клиентов), достижимая и реалистичная (основанные на четырёх историях успеха и примерах использования), а также ограниченная по времени (до конца 2 квартала).
Пример 2. Цель некоммерческого проекта
Плохо. Повысить экологичность нашего производственного процесса на 5%
Хотя эта задача более конкретная, чем в предыдущем плохом примере, в ней всё равно не хватает нескольких важных параметров. Эта задача измерима (на 5%), но не конкретна и не ограничена по времени, так как мы не указали, что подразумевается под «экологичностью» и к какому времени нужно улучшить производственный процесс. В результате невозможно понять, является ли задача достижимой и реалистичной.
Хорошо. Сократить отходы производства на 5% и повысить использование переработанных материалов на 20% за следующие 12 недель.
Эта задача проекта основана на предыдущей, и теперь она стала конкретной. Эта задача также позволяет измерить достижение целей (на 5%… на 20%). Задача достаточно сложная, но то, что она ограничена по времени (за следующие 12 недель), делает её достижимой и реалистичной.
Попробовать Asana для некоммерческих организаций
Пример 3. Задача личного проекта
Плохо. Улучшить оценки работы
В это может быть сложно поверить, но большинство задач личных проектов не являются конкретными или измеримыми. Связано это с тем, что людям трудно использовать метрики успеха для себя. Но для того чтобы понимать, произошло ли развитие и добились ли мы своих целей, нужно ставить более чёткие задачи проектов.
Хорошо. Получить как минимум 4 из 5 баллов за оценку работы в марте и сентябре 2021 года.
Здесь мы видим задачу проекта, отвечающую всем условиям: она конкретна (получить минимум 4 из 5 баллов), измерима (4 из 5), достижима и реалистична (4 из 5 баллов даёт возможность учесть трудности, которые могут неожиданно возникнуть), а также ограничена по времени (в 2021 году).
Ставить и достигать целей с помощью Asana
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Выбор сфер жизни
В разделе выше предложены наиболее важные сферы жизненных интересов для большинства людей. Разберем их подробнее.
Здоровье/энергия/внешний вид – без хорошего здоровья трудно, а часто и вообще невозможно добиваться успехов в любой области жизни. Для этой сферы важны занятия спортом, питание, баланс между работой и отдыхом.
Работа/карьера/финансы – это все, что приносит деньги и материальное благополучие.
Семья/отношения/дети – во многом именно это дает мотивацию для движения вперед.
Окружение/друзья – это то, что сильно влияет на вас. Есть такое мнение, что человек равняется среднеарифметическому окружающих его людей.
Духовность – это попытки понимания окружающего вас Мира и смысла существования.
Личностный рост – разные виды развития навыков и умений, изучение чего-то нового.
Отдых/новые впечатления/путешествия – это позволяет «перезагружаться», наполняет человека энергией, приносит новые идеи.
Творчество/увлечения – создание чего-то нового, способность взглянуть на привычные вещи и процессы под другим углом зрения.
В чём ценность проектной деятельности детей в школе
Ответы на вопросы
В первую очередь создание проекта позволяет ученику получить не только готовые знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскать истину в волнующем его вопросе, углубить познания, отточить навыки либо научиться новым.
Поиск проблем и постановка целей
В ходе работы над проектом школьники учатся выявлять проблему из реальной ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет измерима, достижима, амбициозна и реальна.
Развитие soft skills
Во время работы над проектами, особенно групповыми, школьники учатся грамотно планировать время, распределять нагрузку и делегировать задачи, договариваться и объяснять.
Видение продукта деятельности, умение представить его публике, аргументировать свою позицию — всё это важные навыки и умения, которые нужно приобрести для того, чтобы вход во взрослую и самостоятельную жизнь после выпуска из школы произошёл гораздо легче.
Профориентация
Не будем упускать также и тот факт, что для многих учеников проектная деятельность служит хорошим подспорьем в области профориентации, так как общение с профессионалами в избранной области, а также применение на себя их роли и функционала помогает ученикам определиться в дальнейшем если не с профессией, то уж точно со сферой и областью знаний, где ему хотелось бы осуществлять трудовую деятельность.
Структурность
Ещё один приятный и полезный бонус: структура написания текстовой части проекта в чём-то идентична структуре конкурсных исследовательских работ, а также курсовых работ ссузов и вузов. Подготовка школьного проекта — это отличная база для будущих работ аналогичного формата.
Почему важен жизненный проект?
Жизненный проект важен прежде всего потому, что направлен на одну из самых основных потребностей человека: самореализацию.
Этот процесс ставит во главу угла важное перед аксессуарами, выявляя решения, которые придают смысл нашему образу жизни. Это различие проводится в контексте четкого плана действий, который устраняет двусмысленность, которой подвергают нас общие потрясения в окружающей среде
Жизненные проекты также способствуют построению идентичности, поскольку человек — это во многом то, чему они посвящают свое время (своим действиям). С помощью этого анализа мы можем определить, какие действия согласуются с более глубоким пониманием того, кем мы являемся, вместо того, чтобы беспорядочно участвовать в бесчисленных действиях, не связанных с нашими ценностями или потребностями.
Так же, жизненные проекты усиливают так называемую внутреннюю мотивацию, который удерживает наши усилия вне внешних стимулов (экономических, социальных или иных). Поскольку это позволяет нам определить, какие цели значимы для нас в долгосрочной перспективе, мы гораздо реже впадаем в скуку, когда возникают препятствия, которые мешают или мешают их немедленному достижению.
Наконец, жизненный проект позволяет нам вооружиться большим самопознанием, поскольку его конструкция подразумевает тщательное изучение того, как и почему. Этот поиск, который имеет важный интроспективный компонент, часто остается незамеченным для людей, которые участвуют в переполненном кластере действий, которые отчуждают их от самих себя. Виктор Франкл назвал дискомфорт, возникающий в этой ситуации, ноогенной депрессией, то есть эмоциональным расстройством при потере сознания.
Далее мы углубимся в основные аспекты, на которых следует поддерживать жизненный проект.
Ваши цели
Первое, что необходимо для себя в жизни — ставить перед собой свои собственные цели.
Если у человека нет своих целей — он работает над воплощением чужих.
Цель — это то, что человек хочет добиться, к чему стремиться.
Когда человек оглядывается на последние полгода, он часто понимает, что ничего важного не достиг, но при этом все время был занят. А все потому, что люди не создают своих собственных целей или не помнят о них
Всю жизнь можно разделить на несколько сфер, зон. И для начала нужно посмотреть, чего же именно ты хочешь от жизни по ключевым направлениям.
Вот эти сферы:
- здоровье и ваша физическая форма. Ваше физическое тело — это машина, которой необходима забота
- развитие личности — ваши хобби, интересы, чему вы хотите научиться
- семья, отношения
- бизнес задачи, работа, ваша карьера
- духовность
- социальная сфера — что вы хотите сделать для общества
Формулируя задачи для каждой из них Вам нужно четко определить:
- чего именно вы хотите добиться
- как вы можете это получить
- сколько времени потребуется для вопложения задачи
- как вы можете себя остановить. Барьеры к цели. Их надо знать
- Как вы узнаете, что цель достигнута
Более подробно о том превратить ваши мечты в набор целей читайте здесь.
Отдых
Нельзя позволять усталости накапливаться, иначе вы не сможете работать продуктивно. Необходимо оставлять хотя бы по полчаса или по часу на отдых в рабочее время — причем каждый день.
Отдых — это деятельность для восстановления сил. Подразумевает проведение некоторого времени не в обычных занятиях, работе, а делая что-то другое, что помогает восстановить силы человеку. И с новыми силами он может более эффективно снова взяться за работу.
Многие любят полежать на диване, но отдых может быть и активным
Например, полезно переключить внимание с интеллектуальных задач на физические задачи: 20 минут йоги или полчаса в спортзале только прибавят вам энергии
Многие расслабляются посредством общения, и это очень правильно. Например, отобрать полчаса у сна и попить кофе с подругой: живой разговор «разгружает» и вдохновляет.
Обязательно выделяйте время на общение и физические упражнения каждый день, как бы вы ни были заняты.
Некоторым людям также важно просто побыть наедине с собой. Просто попить чай, глядя в окно, полистать журнал
Не отказывайте себе в этом.
Работа над ошибками
При работе с планами работа очень важна над ошибками. И верное решение тут – проведение анализа по четырем вопросам:
- «Что я хотел?» – опишите ожидаемый результат;
- «Что я получил на самом деле?» – опишите фактический результат;
- «Как я это получил?» – честно, в полной мере взяв на себя ответственность, определите, что вы сделали или чего не сделали, чтобы результат был именно таким;
- «Что я теперь буду делать по-другому?». Все люди совершают ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Потому, оступившись, просто примите правило на будущее, которое поможет вам в аналогичных ситуациях не допускать подобных промахов.
Если какая либо задача не выполнена 3 раза подряд: вы либо пересматриваете ее, либо просто удаляете.
Поддерживайте свои задачи актуальными и реальными (такими, которые реально воплотить в жизнь). Что касается задач — не витайте в облаках фантазий, крепко стойте на земле ногами.
Как достичь гармонии
В идеале у человека должны быть подключены все сферы, а 2-3 хорошо прокачаны. Тогда он будет полным энергии и сил, целеустремленным, устойчивым, уверенным в себе и практически неуязвимым для различных зависимостей.
Но чаще встречается другая картина: большая часть сфер у человека фрустрированы. Это значит, что заниматься ими нет ни желания, ни сил, и ничего, кроме скуки, они не вызывают.
Зато есть одна самая любимая сфера, которой хочется посвящать все свое время. Человек может быть увлечен работой и думать о ней день и ночь. А может быть зациклен на имидже или здоровом образе жизни.
Такая ситуация – благодатная почва для разных зависимостей. Наш самоотверженный труженик может не заметить, как превратится в трудоголика. А зожник – в одержимого ипохондрика. И тогда все хорошее, что человек получал из своей любимой сферы, будет разрушено.
Для достижения гармонии важно развивать как можно больше сфер. Еще одна опасность заключается в том, что человек очень уязвим, если имеет всего один источник радости и счастья
Что-то случится с любимой сферой и все – пиши пропало. Жизнь потеряет смысл, солнце погаснет
Еще одна опасность заключается в том, что человек очень уязвим, если имеет всего один источник радости и счастья. Что-то случится с любимой сферой и все – пиши пропало. Жизнь потеряет смысл, солнце погаснет.
Многие в такой ситуации совершают самоубийство или погружаются в глубокую депрессию.
Чтобы этого избежать, нужно планомерно заниматься всеми сферами и ресурсами и не зацикливаться на одной. Даже если поначалу вам кажется это неинтересным и скучным. Вот увидите: пройдет немного времени, и вы втянетесь в процесс. То, что казалось утомительным или энергозатратным, начнет приносить удовольствие.